Перейти на главную страницу
УПРАЖНЕНИЕ В ПРАВОПИСАНИИ МЕСТОИМЕНИЙ И ПРАВИЛЬНОМ УПОТРЕБЛЕНИИ ИХ В РЕЧИ
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Методы: наглядный, практический, частично – поисковый, словесный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах,
Приёмы ТРИЗ: дихотомия линейная «Да - нетка», работа с паспортом местоимения, составление алгоритма достижения ИКР («идеальный конечный результат»).
Оборудование урока, наглядность: карточки с местоимениями,
я |
ты |
он |
она |
мы |
вы |
они |
оно |
2 .Канакина В.П. Русский язык Рабочая тетрадь 4 класс – Ч. 2. –М.: Просвещение 2009
3.Канакина В.П.Русский язык Методическое пособие 4 класс – М.: Просвещение 2009
4.БетеньковаН.М. Фонин Д.С.Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы:- М.: Просвещение 1995
5. Васильева Л.С.Русский язык Справочник Грамматический разбор – Саратов: Лицей, 2008
6.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка. – М.: ООО «ИТИ Технологии».2003
- Дорогие, ребята, я рада вас приветствовать на уроке русского языка. Улыбнитесь друг другу, посмотрите в окно, сегодня солнечный весенний день. Я желаю вам весеннего настроения на уроке, чтобы солнечные лучики помогали вашей работе.
Урок мы начнём с пальчиковой гимнастики
Тесто
- Тесто ручками помнем
сжимаем и разжимаем пальчики
- Сладкий тортик испечем
как будто мнем тесто
- Серединку смажем джемом
круговые движения ладошками по плоскости стола
- А верхушку сладким кремом
- И кокосовую крошкой
- Мы присыплем торт немножко
сыплем "крошку" пальчиками обеих рук
- А потом заварим чай
- В гости друг-друга приглашай.
Капуста
- Мы капусту рубим рубим
говорить ритмично,руками показывать как мы рубим капусту
- Мы морковку трем трем
ручками показывать как мы трем морковку
- Мы капусту солим солим
пальчики щепоткой-солим
- Мы капусту мнем мнем
ручками "мнем" капусту
-Чтобы в течение урока писать красиво, давайте выполним задание ( потренируемся)
На доске вы видите слова, прочитайте их:
Егор, весна, еловый, летит, ветер, счастье.
- Что вы можете о них сказать? ( им. сущ. ( собств, нариц, одуш, неодуш, род, число, скл, падеж., количество слогов, звуков, роль в предложении) им. прилаг., гл., (характеристика слов)
- На какие две группы можно разделить эти слова? Варианты ответов: роль буквы «е» в словах,буква «е» обозначает 2 звука в словах : Егор, еловый, счастье ; мягкость согласного звука «вь» и звук «и » в слове весна; 1- я группа – слова, в которых 2 слога, 2 –я группа – слово, . в котором 3 слога…)
Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая объединяет и разъединяет эти слова.
- Как вы понимаете это? Что это за буква?
е
- Какие соединения мы используем при написании этих слогов? Пропишите до конца строки эту букву и слоги.
- Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить с вами на уроке, вам нужно разгадать шифрограмму. На доске зашифровано слово, известны только согласные буквы, нужно вставить гласные и мы узнаем тему нашего урока.
- Цели нашего урока вы сформулируете сами, а я вам в этом помогу….
(Использование приёма «Да – нетки» для постановки цели урока. На доске записаны слова, чтобы найти нужное, обучающиеся задают учителю вопросы о признаках этого слова. Учитель отвечает либо да, либо нет. Дети вспоминают все известные признаки данных частей речи, сами формулируют вопросы, таким образом находят нужное слово.)
- Я загадала слово, оно есть среди слов, записанных на доске, отгадав его, вы сможете узнать цель нашего урока. Я буду вам помогать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.
Возможные вопросы:
- о части речи ( это им. сущ.? им. прилаг? глагол? наречие? местоимение?)
-Это имя существительное?- (Нет.)
- Это имя прилагательное? – (Нет.)
- Это глагол? – (Нет.)
- Это наречие? – (Нет.)
- Это местоимение? – (Да.)
- о лице местоимения ( 1 -е л., 2-е л.,3 –е л.)
- Это местоимение 1 –го лица? – (Нет.)
- Это местоимение 2 –го лица? – (Нет.)
- Это местоимение 3 –го лица? – (Да.)
- о числе ( ед. ч., мн.ч.)
- о наличии предлога ( употреблено с предлогом , без предлога)
- изменение по падежам( Р.п., Т.п.)
Посмотрите на то, что вы отгадали. Какие вопросы мы можем сами себе задать, опираясь на эту запись?
- Для чего нам нужны эти знания?
- Я предлагаю вам показать, что же вы уже знаете и умеете делать по этой теме. Для этого на несколько минут вы превратитесь в редакторов.
- Кто такие редакторы? ( Нахождение значения слова в Толковом словаре)
- Редактор – человек, который редактирует что – нибудь; специалист по редактированию.
- Что значит редактировать текст?
- Найдите значение слова редактировать в Толковом словаре .
Редактировать - 1. Проверять и исправлять текст при подготовке к печати.
2. Руководить изданием чего – нибудь (редактировать журнал)
- На доске записан текст, прочитайте его.
- Чем может быть неудовлетворен редактор в этом тексте?
- (В тексте встречаются орфографические и стилистические ошибки.)
- Устраните ошибки и запишите текст в исправленном виде.
(Учитель проверяет первые три работы, оценивает их, делает вывод по итогам работы.)
5. Интеллектуальная разминка
- Я буду вам задавать «Хитрые вопросы», ответить на них вам помогут личные местоимения.
На доске вы видите карточки с личными местоимениями, составьте из них правильные ответы.
я |
мы |
ты |
вы |
он |
они |
она |
оно |
Дети выходят к доске и передвигают карточки, показывая правильный ответ.
1. Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила:
«Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими?
(Они вы – мы – ты).
2. Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи?
(Ты – к – Вы).
3. Какое местоимение составлено из двух предлогов?
(О – на).
4. Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево?
(Он).
5. Какую букву и за какое местоимение нужно запрятать, чтобы получилось название животного?
6. Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?
(Оно).
6. Работа с паспортом местоимения (работа в парах)
- Давайте вспомним, от каких слов образовано слово местоимение?
- Вместо имени. Затем буква В затерялась и осталось слово - местоимение.
- Приведите примеры такой замены( ученик – он, дедушкин – чей, пять – столько и т.д.)
- Давайте вспомним, какие знания про эту часть речи мы уже имеем. Поработаем с паспортом местоимения. Рассмотрите его. Что вы заметили? (заполнены частично левое и правое поля). Какая задача перед вами стоит?
- Восстановите пропущенные части паспорта местоимения.
Местоимение – часть речи, которая |
|
|
Ед.ч. и мн.ч. |
|
1 –е я мы 2 –е ты вы 3 - е он, она, оно они
|
род |
|
Изменяется |
|
|
форма И.п. |
Правописание с предлогами |
|
Правописание личного местоимения 3- его лица с предлогами |
|
|
Подлежащее, дополнение, определение |
Местоимение – часть речи, которая |
указывает на предмет, но не называет его |
Число |
Ед.ч. и мн.ч. |
Лицо |
1 –е я мы 2 –е ты вы 3 - е он, она, оно они
|
род |
М.р. - он, ж.р. – она, ср.р. - оно |
Изменяется |
по падежам |
Начальная форма |
форма И.п. |
Правописание с предлогами |
раздельное |
Правописание личного местоимения 3- его лица с предлогами |
На письме добавляется буква «эн» у него, к ней, с ним |
Роль в предложении |
Подлежащее, дополнение, определение |
7. Физминутка
Давайте немного отдохнем. Я читаю стихотворение, а вы, если слышите местоимение 1-го лица - делаете хлопок над головой, 2-го лица – приседаете, 3-го лица – наклон вперед.
1. Петя драться любит очень,
С ним играть никто не хочет.
На друзей не дуйся, брат,
Сам ты в этом виноват.
2. Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
3. Вниз головой гимнаст летит,
Гимнастка на него глядит.
4. Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.
5. После утренней зарядки
Мы работали на грядке –
И посадки все в порядке,
Их теперь полить пора.
8 . Комментированное письмо. Работа по учебнику. Упр.137
-Скажите своими словами, что нужно сделать? (Заменить имена существительные в каждом словосочетании личным местоимением в той же форме).
-Прежде, чем мы приступим к его выполнению, давайте составим алгоритм действий (обучающиеся предлагают последовательность операций, которые приведут к правильному выполнению задания (ИКР)).
АЛГОРИТМ:
1.Читаю словосочетание.
2. Нахожу имя существительное.
3. Определяю его род, число, падеж.
4.Подбираю местоимение 3 – го лица такого же рода, ставлю его в таком же падеже.
5. Записываю имя существительное, рядом в скобках – местоимение, которым его можно заменить.
6. Определяю падеж местоимения, руководствуясь правилом.
(Алгоритм кратко записывается на доске)
Беспокоился об отце, одержал победу, увидел с.лют, любовался п.йзаж.м, сделал из м.талла, извинился перед т.варищ.м, спросил у д.рект.ра, подъехал к в.кзалу, доверять уч.нице, мечтать о пут. шес. виях, дружить с к.см.навтом.
- Выполните работу, действуя строго по алгоритму.
(Оказание индивидуальной помощи, проговаривание и действие по алгоритму)
9 . Выборочный диктант.
«Определи лицо местоимений».
- Я читаю строки из сказочных повестей, а вы должны записать местоимения, которые встретятся и самостоятельно отметить лицо.
1) В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькими. (их, они).
2) «Ну вот, перед нами Винни – Пух. Как видите он спускается по лестнице вслед за своим другом.» (нами, он)
3) «Я въехал в Россию верхом на коне. Дело было зимою. Шел снег. Конь устал и начал спотыкаться. Мне сильно захотелось спать». (я, мне)
4) «Навигацию у нас в мореходном училище преподавал Христофор Банифатьевич Врунгель». (у нас)
5) «Если ты хочешь отыскать Вишневый переулок, просто-напросто спроси у полисмена на перекрестке». (ты)
6) «Жил-был на свете маленький мальчик. Звали его Юн». (его)
7) «Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но все шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами…» (она)
1. Обведи кружочком правильный ответ:
А) местоимение обозначает предмет;
Б) местоимение указывает на предмет;
В) местоимение называет предмет.
2. Прочитай предложения. Вставь пропущенные местоимения.
Отпустил … рыбку золотую и сказал … ласковое слово. На
… старуха взглянула, лишь с очей прогнать … велела.
3. Поставь местоимения в нужном падеже.
С (вы) - ……….
На (ты) - ……….
О (они) -……….
4. Составь и напиши словосочетания, употребляя местоимения
в скобках.
Спросил (ты) ………….
Спросил (вы) ………….
Спросил (мы) ………….
5. Напиши начальную форму. Определи падеж и лицо.
О них - ……….
К нему-……….
За нами - ……….
- Ребята, кто считает, что солнечные лучики помогали вам на уроке и у вас все получилось, настроение осталось солнечным, радостным?
- Покажите свои солнышки.
- Кто испытывал небольшие затруднения, у кого солнышко иногда пряталось за тучку?
- Покажите у кого настроение менялось.
- У кого сегодня на уроке было пасмурное настроение, кому нужна помощь?
- Покажите тучку.
- Какие задания вызвали у вас затруднение?
- Какое задание было самым интересным?
- Как вы думаете, для чего мы выполняли сегодняшние задания?
1) упр .139
2) составьте свой рассказ по рисунку ( по желанию)
Дорогие, ребята! Спасибо вам за хорошую работу, вы - все молодцы, я уверена, что эти знания вам пригодятся в жизни.
Цель урока: способствовать обобщению и систематизации знаний обучающихся о правописании местоимений с предлогами; формировать основы грамотного письма
12 10 2014
1 стр.
Панкова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов мбоу сош №101 с углубленным изучением отдельных предметов Ленинского р-на г. Н. Новгорода
23 09 2014
1 стр.
У вас на партах лежат солнышко и тучка. Выберите ту фигуру, которая соответствует вашему настроению сегодня
08 10 2014
1 стр.
Обучение предлагается вести на основе коммуникативно-деятельностного метода, при котором учитель придумывает и организует разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребёнка
17 12 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Задание 1: разработать 2 урока в деятельностных технологиях, опираясь на технологические карты
08 10 2014
1 стр.
Урок русского языка в 8 классе с элементами личностного значимого подхода в обучении
17 12 2014
1 стр.
Обучать экономному расходованию материала при выполнении техники «рваная бумага»
29 09 2014
1 стр.