Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок русского языка в 8 классе с элементами личностного значимого подхода в обучении.

Урок

Класс – 8 (общеобразовательный)

Тип урока – повторение, обобщение, полученных сведений.

Тема лингвистическая – функция знаков препинания

Тема коммуникативная – коммуникативно-организационный материал из стихов русских поэтов, ставших основой песен и романсов.

Тема по развитию речи – рассуждение-миниатюра на тему детства

Технология урока – комплексная (блочная подача нового материала и поэлементная обработка умений и навыков при закреплении)

Средства обучения – учебник Т.А. Ладыженской; дидактический материал – простые и сложные предложения из стихов, творений русских поэтов 19-20 вв., ставших основой широко известных песен и романсов; обобщающая таблица « Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения»; словарь; портреты поэтов.

Цели урока.

1. Познавательные:

а.) повторить ранее изученные сведения о синтаксических условиях употребления знаков препинания; повторить попутно: основные признаки простого и сложного предложения, отдельные орфограммы, союзы.

Б.) познакомиться с определением «назначения знаков препинания».

Методы познавательные – эвристическая беседа и лекция.

2. Практические:

а.) закрепить умения различать простое и сложное предложения; видеть осложнения простого предложения; разграничивать части сложного предложения.

Б.) сформировать умение определять назначение знаков препинания.

3. Общепредметные:

а.) воспитывать: интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала;

*языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности (лингвистической,

языковой, речевой, культуроведческой, правописной);


*нравственные качества школьников

(понимание чувства родины, чувства семьи:

сопричастности к миру природы как к миру прекрасного)

б.) развивать: память, логическое мышление (анализ, сравнение, систематизация), речь, способности, эмоции;


в.) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе.

Оформление доски.
Знаки препинания твердо держат текст и не дают ему рассыпаться

(К. Паустовский «Золотая роза»).


Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.




Содержание проверки и спроса

Методы проверки и приемы




1. Знания о простом и сложном предложении.

Опрос индивидуальный и фронтальный с примерами из домашнего упражнения №5



2. Умение различать простое и сложное предложение (по домашнему упражнению №5).

Чтение и комментирование учащимися вначале простых предложений (составление схемы осложнения в тетради), затем сложных предложений, средств соединения частей сложных предложений (составление схем)




3.Опыт творческой деятельности.

Вопрос учителя: «Можно ли каждое четверостишие считать картиной, выражающей восхищение природой, ее могуществом?»




4.НЭОМ (нормы эмоционального отношения миру, к себе) – воспитание нравственных чувств.

Вопрос учителя: «Что дает вам чтение стихов Ф.И.Тютчева? Что особенно понравилось в них?»

Размышление учащихся вслух, возможна дискуссия.




  1. Объяснение нового материала.

Краткое сообщение целей урока.

1.Осознание восприятия.

А. Эвристическая беседа по предложениям (четверостишиям) с доски.


Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом.

(И.Козлов)
Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной:

Напоминают мне она

Другую жизнь и берег дальний.

(А.Пушкин)

И припомнил я ноги иные

И родные поля и леса,

И на очи, давно уж сухие,

Набежала, как искра, слеза

(И.Макаров)




Вопросы к учащимся:


  • Чем различаются предложения по структуре, смыслу, интонации? (доказать)

  • Из скольких частей состоят? (доказать)

  • Что можно подчеркнуть интонацией при выразительном чтении? (см. эпиграф)

  • Какие мысли и чувства вызвали строчки их стихотворений?

Первые выводы учащихся о назначении знаков препинания (введение термина «функция»).


Б. Работа по учебнику (стр. 5-6)
В. Небольшая лекция о 3 основных функциях знаков препинания, организующих письменный текс (краткое знакомство с лингвистом А.А. Реформатским, давшим определение пунктуации как самостоятельной системы знаков графической информации).

Обобщение и систематизация знаний на основе таблицы.


2.Воспроизведение изученного. Приведение своих примеров или из упр.№7.



  1. Закрепление

1. Репродуктивные упражнения.


а) Анализ и графическое оформление записанных под диктовку предложений.
Дремлют плакучие ивы,

Низко склоняясь над ручьем,

Струйки бегут торопливо,

Шепчут во мраке ночном!

(А.Тимофеев).
Песня русская – это просторы,

По которым всю жизнь мне идти.

Это батюшка – Дон у Ростова,

Это матушка – Волга в пути.

(В.Боков).
Забытая песня возникла, звеня,

В ноги за углом

И за душу вдруг зацепила меня

Прозрачным крылом.

(К.Ваншенкин).

Вопросы учителя по содержанию предложений, по их семантике, структуре.


Вопрос к учащимся: Какие строчки на вас произвели особенное впечатление? Почему?
б.) работа на доске (упр. 7 № 1,3,5). Графический анализ предложения, составление схем.

2.Репродуктивно-продуктивные упражнения.


а.) Запись предложений по памяти (из разных песен или одной песни, указать фамилию автора).

Вопрос к учащимся: Поэты мастерски употребляют сложные предложения. Как вы думаете, почему? Какие слова и выражения вам особенно понравились?


б.) Выбор предложений простых и сложных, вид которых не совсем понятен, для индивидуальной, самостоятельной работы (предложения без знаков препинания).
Березовая роща. Это арфа

На нем играет набежавший ветер

Простую незатейливую песню
И я теперь совсем не удивляюсь

Как много музыкальных инструментов

Подслушал у природы

Человек


(В.Семерин)
Как сложилась песня у меня

вы спросили

Что же вам сказать

Я сама стараюсь у огня

По частям снежинку разобрать.

(Н.Матвеева)


3. Продуктивное (творческое) задание.


Синтез в использовании языковых средств в тексте и в умениях и навыках учащихся.

Составить связный текст с опорой на строчки из стихотворений в публицистическом стиле, в форме рассуждения, использовать рассмотренные предложения разных видов и самостоятельно составленные простые и сложные предложения, озаглавить текст; выразить в нем определенный взгляд на понимание чувства родины, восприятие мира природы, вспомнить песни, звучащие в семье.

Прочитать вслух выразительно свое сочинение и провести краткий анализ по плану:


  • Соответствие заголовка содержанию;

  • Основная мысль;

  • Стиль;

  • Тип речи;

  • Языковые средства.

Работы сдать.





  1. Итоги урока. Оценка деятельности учащихся, отметки. Рефлексия: «Чему я научился сегодня?»

Домашнее задание: Упр.10 (графически обозначить синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость знаков препинания).



(Начальный этап подготовки к сочинению на лингвистическую тему: «Зачем нужны знаки препинания?» в системе подготовки к ГИА).


Урок Класс 8 (общеобразовательный) Тип урока повторение, обобщение, полученных сведений. Тема лингвистическая функция знаков препинания

Урок русского языка в 8 классе с элементами личностного значимого подхода в обучении

64.64kb.

17 12 2014
1 стр.


Форма занятия: Урок повторение с применением икт презентация к теме Конспект урока Тема урока: " Моя семья" Тип урока: Урок повторения с использованием икт

Урок-закрепление по теме "Моя семья" с использованием икт на уроках английского языка

38.68kb.

10 10 2014
1 стр.


Математика 9 класс Конспект урока по математике. Тема урока: Функция у=x n. Тип урока: введение нового материала. Цель

Развивающая: развитие логического мышления, памяти, внимания, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, грамотной устной и письменной речи

88.24kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок «Повторение и обобщение по теме «Углеводороды»

Обобщение предполагает повышение теоретического уровня ранее изученного материала. Повторение основ изученного материала предусматривает использование системы обобщающих занятий, а

77.17kb.

01 10 2014
1 стр.


Урока Учебный предмет: математика 5 класс Тема урока: Натуральные числа Тип урока: урок повторения и обобщения Орг момент

Учитель организует группы по 5-6 человек. Учащиеся рассаживаются за столы группами. Готовят письменные принадлежности

118.18kb.

14 10 2014
1 стр.


План-конспект открытого урока по английскому языку (5 класс) Тема урока: «Моя семья мое богатство» Основные задачи: повторение, обобщение, систематизация знаний по теме

После выполнения данного задания на экране появляются надписи под картинками, и учащиеся контролируют правильность выполнения задания

56.41kb.

18 12 2014
1 стр.


Урок-зачет по теме «Информация и информационные процессы» Раздел программы: «Теоретическая информатика». Тема урока: зачет по теме «Информация и информационные процессы». Тип урока: урок-повторение Вид: урок-зачет

Время проведения: последний из трех уроков по теме «Информация и информационные процессы»

372.5kb.

11 09 2014
1 стр.


Конспект урока Тема урока: «Алгоритмами» Класс : 5 Продолжительность урока : 45 минут Тип урока : комбинированный

Цель урока: сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики

39.67kb.

15 12 2014
1 стр.