Перейти на главную страницу
«
на заседании методического объединения
Руководитель МО:
_________ /Г.И. Балмаева
«__»____20__г.
Торбеевская средняя общеобразовательная школа № 1»
«Утверждаю»
Директор школы:
________ /Е.И. Лисюшкина/
«___» _______ 2011 г.
Рабочая программа
учебной дисциплины
Программа подготовлена для учителей, которым предстоит обучать мокшанскому языку русских детей и детей мордвы-мокши, не владеющих родным языком, а также детей других национальностей. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно-деятельностного метода, при котором учитель придумывает и организует разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребёнка к восприятию языка в повседневной жизни.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по подгруппам, если в классе 25 или более человек. В процессе их проведения следует применять технические средства обучения и наглядность. На занятиях используется не только практический языковой материал, но и решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
Обучение начинается с устного курса, который завершается в первом полугодии. Во втором полугодии дети должны научится читать по учебнику на мокшанском языке и выполнять различные грамматические и письменные задания.
В первый год обучения толкование слов необходимо делать самому учителю. В помощь учителю и ученикам издан «Русско-мокшанский школьный словарь», авторы О. Е. Поляков, А. Н. Келина. (О. Е. Поляков, А. Н. Келина. Русско-мокшанский школьный словарь. Саранск, морд.кн. изд-во, 1996, с. 240). Кроме того, можно использовать пособие О. Е. Полякова «Учимся говорить по-мокшански», изданное Мордовским книжным издательством в 1995 году. В 1998 году издан «Мокшанско-русский словарь» («Мокшень-рузонь валкс») под редакцией Б. А. Серебрянникова, А. П. Феоктистова, О. Е. Полякова в Московском книжном издательстве «Дигора». Большую помощь окажет словарь Щанкиной В. И. «Мокшень-рузонь валкс»: (Мокшень-рузонь валкс – Русско-мокшанский словарь, Саранск, Мордовское книжное издательство, 1993).
Очень часто учителя при объяснении нового материала, особенно при введении новых грамматических конструкций, ограничиваются только их переводом на русский язык. Это не даёт такого эффективного результата, как усвоение методов и приёмов введения того или иного слова или предложения в свою речь.
В первый год обучения дети предположительно должны усвоить до 200 активно употребляемых слов и 100 слов иметь в пассивном лексическом запасе.
Цели обучения:
- пробудить у детей интерес и стремление к общению на мокшанском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения;
-воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре.
Задачи обучения:
-научить школьников воспринимать и понимать мокшанскую речь на слух, говорить и читать по-мокшански в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;
-формировать у детей навыки коммуникативного общения с учётом программного речевого материала;
-ознакомить учащихся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством, культурой.
-коммуникативной насыщенности (язык будет усваиваться тем лучше, чем больше будет общения на этом языке);
-переход от аудирования к письму (в начальном периоде нужно научится понимаю речи (слушание, аудирование) и говорению, а потом уже к чтению и письму)
-комбинированного подхода к построению урока – слушание, чтение, письмо (дети на одном и том же уроке слушают, спрашивают, разговаривают, рассказывают, а также читают и пишут);
-синтаксической опоры при усвоении лексики и грамматики (лексика и грамматика, предусмотренные программой, усваиваются в большей степени, если при образовании новых слов и их форм учитель будет опираться на синтаксис);
-применения лексико-грамматических аналогов родного языка детей (при обучении мокшанскому языку учитель прибегает к родному языку детей, обращает их внимание (в том или другом случае), как это можно выразить на родном языке)
- усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для первого года обучения;
- правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания, и предложения мокшанского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;
- понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объёме программы;
- уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;
- называть своё имя и спрашивать имена других, понимать обращённую к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;
- давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;
- рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;
- составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;
- усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, считалки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть.
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Из них |
Самостоятельная работа | ||
Теорет. обучение |
Лаборат. и практич. работы |
Контр работы | ||||
1 |
Мы знакомимся |
14 |
14 |
|
|
|
2 |
В школе |
12 |
12 |
|
1 |
|
3 |
Времена года |
16 |
16 |
|
1 |
|
4 |
Мир вокруг нас |
7 |
7 |
|
|
|
5 |
Человек |
11 |
11 |
|
1 |
|
6 |
Домашние и дикие животные |
8 |
8 |
|
1 |
|
|
Итого: (2 часа в неделю) |
68 |
|
|
|
|
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Их них |
Самостоятельная работа | ||
Теорет. обучение |
Лаборат. и практич. работы |
Контр работы | ||||
|
I четверть-17 часов |
|
|
|
|
|
|
Мы знакомимся |
14 |
14 |
|
|
|
1-5 |
Мы знакомимся |
5 |
5 |
|
|
|
6-10 |
Моя семья |
5 |
5 |
|
|
|
11-14 |
Любимые игрушки |
4 |
4 |
|
|
|
|
В школе |
7 |
7 |
|
|
|
15-17 |
В школе |
3 |
3 |
|
|
|
|
II четверть-16 часов |
|
|
|
|
|
18-21 |
Наш класс |
4 |
4 |
|
|
|
|
Времена года |
7 |
7 |
|
|
|
22-25 |
Осень |
4 |
4 |
|
|
|
26-28 |
Овощи и фрукты |
3 |
3 |
|
|
|
|
Человек |
3 |
3 |
|
|
|
29-31 |
Человек |
3 |
3 |
|
|
|
|
В школе |
2 |
2 |
|
|
|
32-33 |
Счет 1-10 |
2 |
2 |
|
|
|
|
III четверть-20 часов Мир вокруг нас |
3 |
3 |
|
|
|
34-36 |
Мир вокруг нас |
3 |
3 |
|
|
|
|
Человек |
4 |
4 |
|
|
|
37-40 |
Пища и посуда |
4 |
4 |
|
|
|
|
Времена года |
6 |
6 |
|
|
|
41-43 |
Зима |
3 |
3 |
|
|
|
44-46 |
Новый год |
3 |
3 |
|
|
|
|
Человек |
4 |
4 |
|
|
|
47-50 |
Одежда и обувь |
4 |
4 |
|
|
|
|
Домашние и дикие животные |
8 |
8 |
|
|
|
51-53 |
Домашние животные |
3 |
3 |
|
|
|
|
IV четверть-15 часов |
|
|
|
|
|
54-56 |
Дикие животные |
3 |
3 |
|
|
|
57-58 |
Птицы |
2 |
2 |
|
|
|
|
Мир вокруг нас |
3 |
3 |
|
|
|
59-61 |
Город и транспорт |
3 |
3 |
|
|
|
|
В школе |
3 |
3 |
|
|
|
62-64 |
Дни недели |
3 |
3 |
|
|
|
|
Времена года |
3 |
3 |
|
|
|
65-67 |
Весна и приход лета |
3 |
3 |
|
|
|
|
Мир вокруг нас |
1 |
1 |
|
|
|
68 |
Моя Мордовия |
1 |
1 |
|
|
|
Мы знакомимся – 14 часов |
Слова, необходимые для знакомства: стирня, цераня, шаба (идь).
Вопросы и ответы, необходимые для знакомства: кие? Кит? Тястирня? – Да, тя стирня. Тяшаба – Да, тяшаба. Тякие? – Тя цераня (ученик, учительница). Нят кит – Шабат.
Личные местоимения: мон, тон, сон. Указательное местоимение: тя.
Тякие? – Тя мон. Тя тон? – Да, тямон.
Члены семьи: тядя, аля, сазор, брад, ака, атя, баба.
Речевые образцы: Тя тядя. Тяака. Тяаля? – Да, тяаля. Нятитть? – Да, нятитть.
Обращение к членам семьи:тядяй, акай, атяй, щавай… Шумбрат, тядяй. Шумбрат, аляй.
Указательное местоимение: нят.
Няиалят? – Да, няталят. Нят кит? – Нятитть.
Название игрушек: нумол, офта, келазь, ур, топа, няка, шеер, ката, пине.
Применение существительных в уменьшительно-ласкательном значении: нумол – нумолня, келазь – келаськя, няка – няканя.
Единственное и множественное число существительных: нумол – нумолхт, топоня – топонят.
Вопросы: мезе? месть? Тямезе? – Тялопа. Нят месть? – Нят лопат. Прилагательные: оцю, ёмла.
Речевые образцы: Офтсьоцю. Шеернясьёмла.
Основные обучающие блоки:
Фкя-фкяньмархтасодамась. (Мы знакомимся)
Монь семьязе. (Моя семья)
Кельгоманалхксемане. (Любимые игрушки)
Требования к уровню подготовки обучающихся: Обучающиеся должны знать/уметь: -называть своё имя и спрашивать имена других; -понимать обращённую к ним речь; -задавать вопросы; -вести небольшой диалог; -рассказать о себе, о своей семье; - составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации; -слова, необходимые для знакомства: стирня, цераня, шаба (идь); -вопросы и ответы, необходиямые для знакомства: кие? Кит?; -личные местоимения: мон, тон, сон. Указательное местоимение: тя; -члены семьи: тядя, аля, сазор, брад, ака, атя, баба; -обращение к членам семьи; -указательное местоимение: нят; -название игрушек: нумол, офта, келазь, ур, топа, няка, шеер, ката, пине; -применение существительных в уменьшительно-ласкательном значении; -единственное и множественное число существительных; -прилагательные: оцю, ёмла. |
В школе – 12 часов Основные дидактические единицы: Рассказ о школе: оцю или ёмла, од или ташта: Школась од. Школасьоцю. Что есть в школе. Учителя. Ученики. Их имена. Речевые образцы: Тя ученик? – Да, тя ученик. Кода сонь лемоц? – Лемоц Саша. Тя учитель? – Да, тя учитель. Кода сонь лемоц? – Лемоц Николай Петрович. Повелительное и побудительное значение глаголов: стяк – стяда, озак – озада, листь – сувак - ,лиседа – сувада. Усвоение частиц: ули, аш (аяш): Монь ули тетрадезе. Монь аш ручказе. Классная комната: оцю, валда, лямбе, ару, штаф. Предметы в классе. Единственное и множественное число имен существительных (парта – партат, шъра – шърат, вальмя – вальмят). Учебные принадлежности: ручка, тетрадь, пур, карандаш. Глаголы: кулхцондомс, сёрмадомс, морафтомс, панжемс, сёлгомс. Речевые образцы: Мон сёрмадан. Тон сёрмадат. Сон сёрмады т.д. Понимание и выполнение действий: сёлк кенкшть, панчк вальмять, сак сей, сада сей. Числительные от 1 до 101. Существительные: ярмак, мишендись. Ответы на вопросы: Тон рамат конфеткат? – Раман. Мъзяра рамат? Кафкса. А тон рамат печеньят? – Афраман. Речевые образцы: Нят ярмакт. Монь ули ярмакозе. Тя мишендись. Сон мишенди к ши, лофца, … Знать дни недели: понедельник (атяньжи), шавши, вержи, шуваланя, пяденця, ёткши, недляши. Усвоить слова: тячи, ванды, иссяк, шобдава, обедста (шиньгучкать), илять, веть. Вопрос: мъзярда? Речевые образцы: Тон молят школав? – Молян. Мзярда молят? – Шобдава. Мъзярда мадат – Илять.
Школаса. (В школе) Минь классоньке. (Наш класс) 1-10 лувкссь. (Счет 1-10) Недялянь шитне. (Дни недели)
- соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений; - рассказывать о жизни в школе в форме краткого изложения; - составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации; -повелительное и побудительное значение глаголов; -усвоение частиц: ули, аш (аяш); -классная комната: щцю, валда, лямбе, ару, штаф; -предметы в классе. Единственное и множественное число имен существительных; -учебные принадлежности: ручка, тетрадь, пур, карандаш; -понимание и выполнение действий: сёлк кенкшть, панчк вальмять, сак сей, сада сей; -числительные от 1 до 101; -существительные: ярмак, мишендись; -знать дни недели: понедельник (атяньжи), шавши, вержи, шуваланя, пяденця, ёткши, недляши; -усвоить слова: тячи, ванды, иссяк, шобдава, обедста (шиньгучкать), илять, веть; -вопрос: мъзярда
|
Приметы осени. Существительные: мода, менель, пизем, сёксе, ърдаз, лопа, нармонь.
Глаголы: самс, тумос, молемс.
Прилагательные: акша, равжа, сенем, сянгяря, якстерь,тюжя.
Частицы: да, аф (аяф). Тя тон? – Да, тямон. Тя сон? – Аф, тямон.
Речевые образцы: Мон молян. Тон молят. Сон моли. Лопась тюжя. Менельс ьсенем. Модась равжа. Сась сёксесь. Моли пизем. Нармоттне тусть. Тядязе кочкай мархть. Мон шувондан мода.
Существительные: куяр, помидора, капста, модамарь, тикла, марь, груша, вишня, слива.
Прилагательные: ламбама, танцти, керы.
Вопрос: кодама? Марсь кодама – марсь якстерь. Марсь танцти.
Речевые образцы: Куярсь с янгяря. Вишняс ь ламбама. Лопась тюжя. Капстась оцю. Менельсь сенем. Сась сёксесь. Моли пизем.
Приметы зимы. Существительные: тяла, якшама, лов, эй, варма, конькат, сокст, нурдонят.
Глаголы: куркснемс, налхксемс. . Тялонда якшама? – Да, тялонда якшама. Мон курькснян конькаса. Тон ардат нурдоняса.
Понимание указаний: шак пальтацень, щасть пальтантень, путк вазцень, мольхтяма ульцяв.
Подготовка к Новому году. Существительные: Ловонь баба, Ловонь атя, Ловонь стирня, кузня, налхкшт.
Глаголы: морамс, кштимс, азондомс.
Речевые образцы: Мон моран. Тон морат. Сон морай. Сась Од кизось. Тя Ловонь атясь. Тя Ловонь стирнясь. Нят налхкшт. Синь мазыхть.
Вопросы: месенди? Месендихть? Стирнясь кшти. Церанясь морай. Мон офтонян. Мон нумолнян.
Личные местоимения: минь, тинь, синь.
Речевые образцы: Минь моратама. Тинь моратада. Синь морайхть
Основные названия времен года: киза, тяла, сёксе, тунда.
Глаголы: самс-тумс, лиемс-валгомс, панжемс.
Речевые образцы: Сась тундась. Тусь тялось. Ульцяса лямбе. Састь нармоттне. Лугась сянгаря. Ведсь ару. Панжихть панчфне.
Понимание предложений: мольхтяма ульцяв, щак курткацень, кундада кядьта и т.д.
Обучающие блоки:
Сексесь. (Осень)
Перень сёротне. (Овощи и фрукты)
Тялось. (Зима)
Од кизось. (Новый год)
Тундась и кизоть самац. (Весна и приход лета)
- составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;
- усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, считалки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть;
-приметы осени. Существительные: мода, менель, пизем, сёксе, ърдаз, лопа, нармонь;
-глаголы: самс, тумос, молемс;
-прилагательные: акша, равжа, сенем, сянгяря, якстерь,тюжя;
-существительные: куяр, помидора, капста, модамарь, тикла, марь, груша, вишня, слива;
-прилагательные: ламбама, танцти, керы;
-вопрос: кодама?;
-приметы зимы;
-существительные: тяла, якшама, лов, эй, варма, конькат, сокст, нурдонят;
-глаголы: куркснемс, налхксемс;
-существительные: Ловонь баба, Ловонь атя,Ловонь стирня, кузня, налхкшт;
-глаголы: морамс, кштимс, азондомс;
-вопросы: месенди? Месендихть?
-личные местоимения: минь, тинь, синь;
-основные названия времен года: киза, тяла, сёксе, тунда;
-глаголы: самс-тумс, лиемс-валгомс, панжемс;
-речевые образцы: Сась тундась. Тусь тялось. Ульцяса лямбе. Састь нармоттне. Лугась сянгаря. Ведсь ару. Панжихть панчфне;
-понимание предложений: мольхтяма ульцяв, щак курткацень, кундада кядьта и т.д.
Существительные: ульця, куд, школа, ляй, вирь.
Прилагательные: мазы, кели, тяйняня.
Слова, обозначающие место действия: тяса, тоса, вага, нява, маласа, ичкозе. Вопрос: коса? Коса стирнясь? – Стирнясь тяса.
Коса цёранясь? – Церанясь вага.
Рецевые образцы: Тя школа. Сон оцю. Тя куд. Сон ёмланя. Школась мазы. Ульцясь кели.
Какие города знают. Монс одан ошт: Саранск, Моску… .
Существительные: машина, куд, завод, парк, музей, театр.
Глагол: ардомс, лоткамс.
Цвета светофора: якстерь, тюжя, сянгяря.
Речевые образцы: Мон ардан. Шабась арды. Минь арттама. Машинась арды. Коля арды машинаса. Мон аф молян. Мон ванан инголи.
Понимание указаний: лоткак, ватт, инголи, молихть салаваня и т.д.
Существительные: паксят, вирхть, ляйхть, ошт, велет, завотт, ломать.
Глаголы: кельгомс, ванфтомс.
Речевые образцы: Монь Родиназе Мордовиясь. Мон кельгса Родиназень. Монь оцю Родиназе – Россиясь. Минь ванфтсаськ странаньконь.
Основные обучающие блоки:
Перьфпяльсь. (Мир вокруг нас)
Ошсь и транспортсь. (Город и транспорт)
Монь Мордовиязе. (Моя Мордовия)
- соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;
- составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;
-понимать обращённую к ним речь;
-задавать вопросы;
-вести небольшой диалог;
-существительные: ульця, куд, школа, ляй, вирь;
-прилагательные: мазы, кели, тяйняня;
-слова, обозначающие место действия;
-какие города знают. Мон содан ошт: Саранск, Моску… .
-существительные: машина,куд, завод, парк, музей, театр;
-глагол: ардомс, лоткамс;
-цвета светофора: якстерь, тюжя, сянгяря;
-понимание указаний: лоткак, ватт,инголи, молихть салаваня и т.д;
-существительные: паксят, вирьхть, ляйхть, ошт, велет, завотт, ломатть;
-глаголы: кельгомс, ванфтомс.
Существительные: пря, шама, пиле, курга, сельме, кядь, шалхка.
Глаголы: штамс, нардамс, повфтамс.
Речевые образцы: Мон штаян куцю. Танясь нардай тарелка.
Понимание предложений: штайть кяттнень, нардак шамацень, повфтак нардамать.
Название продуктов. Существительные: кши, ведь, сал, лофца, ал
Глаголы: симомс, ярхцамс, эрямс. Применение глаголов настоящего времени с отрицанием «аф» и без отрицания: мон симан. Мон аф симан.
Посуда. Существительные: шаваня, куцю, тарелка, цянгоня.
Речевые образцы: мон симан ведьта. Мон ярхцан алда. Мон эрян Саранскийса. Тон молят школав? – Молян.
Названия одежды и обуви. Существительные: орня, кямот, вазь, панар, руця, варягат.
Глаголы: щамс, каямс, рамамс.
Прилагательные: начка, коське.
Притяжательные местоимения: монь, тонь, сонь, минь, тинь, синь.
Речевые образцы: Тя офтонясь монь. Тя тонь портфельце? – Монь. Синь морайхть? – Да, синь морайхть. Оля щай кямот. Миша щай пальта. Монь ули орнязе. Кямотне начкт. Панарсь коське.
Ломанць. (Человек)
Ярхцамбяльсь и кядьгонятне. (Пища и посуда)
Пильгонь и лангонь щапне. (Одежда и обувь)
- давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;
-существительные: пря, шама, пиле, курга, сельме, кядь, шалхка;
-глаголы: штамс, нардамс, повфтамс;
-понимание предложений: штайть кяттнень, нардак шамацень, повфтак нардамать;
-название продуктов. Существительные: кши, ведь, сал, лофца, ал;
-глаголы: симомс, ярхцамс, эрям;
-применение глаголов настоящего времени с отрицанием «аф» и без отрицания;
-посуда. Существительные:шаваня, куцю, тарелка, цянгоня;
-названия одежды и обуви;
-существительные: орня, кямот, вазь, панар, руця, варягат;
-глаголы: щамс, каямс, рамамс;
-прилагательные: начка, коське;
-притяжательные местоимения: монь, тонь, сонь, минь, тинь, синь.
Названия домашних животных, их детенышей. Существительные: тракс, вазня, уча, вероскя, тува, пурхцкя, каза, алаша, пине, бука.
Глаголы: максомс, улемс, ваномс.
Речевые образцы: Тракссь максы лофца. Алашать ули вашеняць. Пинесь ванны куд.
Название диких животных, из детенышей. Существительные: офта, врьгаз, нумол, келазь, сель, ур.
Глаголы: комотнемс, якамс, удомс.
Речевые образцы: Урсь комотни. Офтсь тялонда уды. Офтсь кизонда якай. Нумолсь арды. Врьгазсь эряй вирьса. Зверьхне эряйхть вирьса.
Название птиц. Существительные:сараз, маци, лефкскя, яксяргя, ситявня, варси, сязьгата, шякшата.
Глаголы: лиемс, валгомс, самс.
Вопрос: коста?
Речевые образцы: Саразсь оцю. Лефкскясь емла. Варсись лии. Саразсь валги. Шякшатась лийсь вирьста.
Основные обучающие блоки:
Кудонь жувататне. (Домашние животные)
Кудонь жувататне. (Домашние животные)
Нармоттне. (Птицы)
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны знать/уметь:
- составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;
- усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, считалки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть;
- правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания, и предложения мокшанского языка;
- соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;
- рассказывать о жизни животных в форме краткого изложения;
-названия домашних животных, их детенышей;
-существительные: тракс, вазня, уча, вероскя, тува, пурхцкя, каза, алаша, пине, бука;
-глаголы: максомс, улемс, ваномс;
-название диких животных, из детенышей;
-существительные: офта, врьгаз, нумол, келазь, сель, ур;
-глаголы: комотнемс, якамс, удомс;
-название птиц;
-существительные:сараз, мци, лефкскя, яксяргя, ситявня, варси, сязьгата, шякшата;
-глаголы: лиемс,валгомс, самс;
-вопрос: коста?
1. Исайкина А.И., Малькина М.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Мокшанский язык» для 2 класса русскоязычных учащихся (первый год обучения). – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009. – 40 с.
2. Исайкина А.И., Малькина М.И. Мокшанский язык. 2 класс: учебн. для шк. с рус.или смеш. по нац. сотаву контингентом обучающихся. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2007. – 96 с.
3. Голенков Н. Б. Литературно-учебное издание. Учимся думать и говорить по-мокшански, по-эрзянски.– Саранск: Изд. Дом «Книга», 2007. – 80 с.: ил.
Обучение предлагается вести на основе коммуникативно-деятельностного метода, при котором учитель придумывает и организует разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребёнка
17 12 2014
1 стр.
23 09 2014
1 стр.
В результате изучения дисциплины «Историческая эвристика» студенты должны знать содержание курса, уметь применять полученные знания в практической учебной и научной деятельности
17 12 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) отсутствуют
25 12 2014
1 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентами очной формы обучения по направлению подготовки 080100. 62 «Экономик
13 09 2014
5 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины общепрофессиональной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки
18 12 2014
7 стр.
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
14 10 2014
1 стр.