Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Воронежский государственный технический университет

“Утверждаю”

декан _____________ факультета

____________________



(подпись)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи

(наименование дисциплины)

для специальностей ______________________

(шифр и наименование специальности)

факультета ____________________________

(название факультета)

Форма обучения: дневная

Курс I



Вид занятий

Всего часов

Семестры и количество часов

1 с.


Общая трудоёмкость

102

102










Аудиторные занятия

34

34










Лекции

17

17










Практические занятия
















Лабораторные работы
















Семинары
















Другие виды аудиторных занятий
















Самостоятельная работа

51

51










Курсовой проект
















Курсовая работа
















Расчетно-графическая работа
















Реферат
















Работа над темами для самостоятельного изучения

10

10










Подготовка к практическим, семинарским и лабораторным занятиям

31

31










Выполнение домашних заданий

5

5










Подготовка к контрольным мероприятиям

5

5










Контрольные работы

4

4










Рубежи контроля знаний

( зачёт)

















Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом направления _________________________________ _________________________ специальности ____________________________ _______________________ на основании примерной программы дисциплины, __________________________________________________________________, утверждённой “____” ___________ 200 г.

__________________________________________________________________ (название УМО)

Составитель программы _________________________________________ __________________________________________________________________

(подпись, уч. степень, звание, ФИО)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ________________ ____________________ . Протокол № _______ от __________________ 200 г.

Зав. кафедрой “Управление персоналом”

(наименование кафедры разработчика)

______________

(подпись)

Рабочая программа рассмотрена и одобрена методической комиссией __________________________________________________________________ (наименование факультета, обучающего студентов)

Председатель МК __________

(подпись)




СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования требований к минимуму содержания и уровню подготовки инженера (специалиста) факультета РТФ.

Стили современного русского литературного языка; языковая норма и её роль в становлении и функционировании литературного языка; речевое взаимодействие; основные единицы общения; устная и письменная разновидности литературного языка; нормативные, коммуникативные и этические аспекты устной и письменной речи; функциональные стили современного русского языка; взаимодействие функциональных стилей; научный стиль; специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи; речевые нормы учебной и научной сфер деятельности; официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие; языковые формулы официальных документов; приёмы унификации языка служебных документов; интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи; язык и стиль распорядительных документов; язык и стиль коммерческой корреспонденции; язык и стиль инструктивно-методических документов; реклама в деловой речи; правила оформления документов; речевой этикет в документе; жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле; особенности устной публичной речи; оратор и его аудитория; основные виды аргументов; подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи, основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов; словесное оформление публичного выступления; понятность, информативность и выразительность публичной речи; разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка; условия функционирования разговорной речи; роль внеязыковых факторов; культура речи; основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

1. Цель и задачи дисциплины. Основная цель подготовки выпускника в обозначенной области – повысить уровень его коммуникативной компетенции, что предполагает прежде всего умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в типичных речевых ситуациях.



Задачи:

а) помочь выпускникам овладеть культурой общения в жизненно важных сферах деятельности, прежде всего – в речевых ситуациях, связанных с будущей профессией;

б) повысить их общую культуру, уровень гуманитарной образованности и гуманитарного мышления;

в) развить коммуникативные способности, сформировать психологическую готовность эффективно взаимодействовать с партнёром по общению, стремление найти свой стиль и приёмы общения, выработать собственную систему речевого самовыражения;

г) способствовать формированию открытой для общения (коммуникабельной) личности, имеющей высокий рейтинг в системе современных социальных ценностей.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В связи с этим выпускник должен уметь:

а) ориентироваться в различных речевых ситуациях, учитывать, кто, кому, что, с какой целью, где и когда говорит (пишет);

б) адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения;

в) владеть такими жанрами устной речи, которые необходимы для свободного общения в процессе трудовой деятельности и в частности уметь вести деловую беседу, обмениваться информацией, давать оценку, вести дискуссию и участвовать в ней, выступать на собраниях с отчётами, докладами, критическими замечаниями; соблюдать правила речевого этикета;

г) владеть профессионально значимыми письменными жанрами и в частности уметь составлять официальные письма, служебные записки, постановления, решения собраний, рекламные объявления, инструкции, писать информационные и критические заметки в газету, править (редактировать) написанное;

д) грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке, используя в необходимых случаях орфографические словари, пунктуационные справочники и т.д.

В соответствии с целями и задачами курса в структуре программы выделяются четыре блока: “Язык, речь, общение”, “Ортология (нормы современного русского литературного языка)”, “Устная речь”, “Письменная речь”.

Курс русского языка для нефилологов, предполагающий прежде всего формирование умений, навыков, ценностных ориентаций, носит практический характер. Из этого следует, что бóльшая часть времени на занятиях курса отводится на выполнение различного рода упражнений и решение коммуникативных задач. Программа рассчитана на 36 часов практических занятий (2 часа в неделю) в течение одного семестра.

3. Содержание дисциплины “Русский язык и культура речи”.

3.1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план).



№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции (час)

Практич. занятия (час)

Семинарские занятия (час)

Контр. работы (час)

Другие виды аудитор. занятий

1

Язык, речь, общение

10













2

Ортология

1

21




4




3

Устная речь

4

5










4

Письменная речь

2

8










3.2. Содержание разделов дисциплины “Русский язык и культура речи”
Раздел 1. Язык, речь, общение (7 часов).

Лекция 1. Функциональное назначение и устройство русского языка. 2 ч.

Лекция 2. Формы существования русского национального языка. 2 ч.

Лекция 3. Общие сведения о русском языке. 3 ч.

Язык как универсальная знаковая система, служащая важнейшим средством общения людей. Другие знаковые системы, используемые в человеческом обществе (мимика, жестикуляция; системы символической записи в математике, физике, химии и других науках; азбука Морзе, и др.), в их сопоставлении с естественным языком.

Основные функции языка. Язык как средство общения, сообщения и воздействия; язык как средство познания; язык как средство хранения и передачи из поколения в поколение продуктов общественного сознания. Язык и культура. Роль языка в развитии национальной и мировой культуры и в усвоении культуры каждым членом общества. Связь языка с историей и культурой народа.

Русский язык среди языков мира. Русский язык как язык восточнославянской подгруппы индоевропейской семьи и его родственные связи с другими славянскими и неславянскими языками. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и средство межнационального общения.

Русский литературный язык как обработанный и нормированный вариант национального языка, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа. Нелитературные варианты русского национального языка: диалект, просторечие, жаргон – и области их функционирования. Стили русского литературного языка (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический и художественный), предназначенные для использования в различных сферах общения. Понятие о терминах и терминосистемах. Язык художественной литературы и употребление им всех средств русского национального языка.

Речевая деятельность как один из видов человеческой деятельности, её структура и виды: говорение, аудирование, письмо и чтение.

Письмо как система фиксации речи с помощью графических знаков, позволяющая передать информацию на расстоянии и закреплять её во времени.

Общение. Виды общения. Речевая ситуация и её основные компоненты: адресант (отправитель сообщения), цель, задачи общения, адресат (получатель сообщения), обстановка (время, место) речи. Учёт различных компонентов ситуации как необходимое условие успешности речевого акта. Правила общения.

Речь как продукт речевой деятельности. Её формы: устная и письменная, её разновидности: диалогическая и монологическая. Текст как речевое произведение, обладающее связностью и цельностью. Понятие о речевом жанре.


Раздел 2. Ортология (нормы современного русского литературного языка) (25ч)

Лекция 4. Понятие “культура речи” и его основные составляющие 4 ч.

Практические занятия по всем типам норм – 21 ч.

Понятие языковой нормы. Соблюдение норм как признак речевой культуры. Коммуникативная целесообразность нормы.

Признаки нормы: системность, стабильность, историческая и социальная обусловленность, обязательность. Критерии литературной нормы.

Динамичность и историческая изменчивость норм. Факторы, влияющие на изменение норм (влияние на литературный язык диалектов и просторечия, взаимодействие стилей и др.). Норма и речевой вкус.

Основные типы норм: императивные (строго обязательные) и диспозитивные (нестрогие). Норма и вариативность языковых единиц.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. “Старшая” и “младшая” нормы произношения.

Грамматические нормы.

Лексические нормы и культура речи (правильность, богатство, смысловая точность).

Стилистические нормы как нормы выбора языковых средств в соответствии с целью, условиями общения и требованиями жанра. Норма и художественная речь.

Основные вопросы орфографии и пунктуации в письменной речи.

Основные средства кодификации языка (словари, справочники, учебники русского языка, научные лингвистические исследования, образцы речи и др.).

Типы лингвистических словарей и особенности их строения. Нормативные словари и словари-справочники. Принципы работы с ними.


Раздел 3. Функциональные стили. Устная и письменная речь (17 ч).

Лекция 5. Функциональные стили русского языка 2 ч.

Лекция 6. Научный стиль и его основные характеристики 1 ч.

Практические занятия 4 ч.


Практические занятия. Официально деловой стиль и его общие характеристики 5 ч.

Лекция 7. Речевое общение 3 ч.

Лекция 8. Публичное выступление 1 ч.

Практические занятия 1 ч.

Устная речь и её отличия от письменной. Спонтанность устной речи, своеобразие синтаксического строя. Неподготовленная, частично подготовленная, подготовленная устная речь. Приёмы подготовки. Спонтанные жанры (интервью, пресс-конференция, диалог в прямом эфире и т. д.). Профессионально значимые жанры.

Устная деловая речь

Устные объявления, их разновидности.

Деловая беседа. (Э) Выражение просьбы, требования, приказа, совета, рекомендации.

Устный отчёт, его структурные и смысловые части, особенности речевого оформления.

Совещания, собрания. Их цели и типы. Организация общения. Роль координатора (ведущего). Выступления в прениях. (Э) Культура критики.

Устная научная речь

Лекция (минилекция).

Научный доклад, сообщение (устный реферат).

(Э) Культура цитирования.



Устная публицистическая речь

Дискуссия как управляемый публичный спор. Задачи дискуссии, их типы. Роль ведущего. Дискуссионные (аргументативные) выступления, их особенности. Типы аргументов. (Э) Культура выражения несогласия.

Ораторская речь, её особенности. Диалогичность ораторской речи. Подготовленная и неподготовленная ораторская речь. Приёмы подготовки. Риторические фигуры. (Э) Культура общения с аудиторией.

Устная разговорная речь

(Э) Диалоги со значением “сочувствие / утешение”; “ободрение / комплимент”; “возражение / замечание”; “предостережение / предупреждение”; “запрет / разрешение” и т. д.

Письменная речь
Письменная речь и её стилевые и жанровые разновидности.

Письменная деловая речь

Понятие о деловых бумагах (расписка, доверенность и др.).

Заявление, служебная записка. Постановление, решение собрания. Инструкция. Протокол собрания.

Деловые письма и их разновидности.

Биография и автобиография. Характеристика. Деловой отчёт.

Письменная научая речь

Научная статья, монография, их структурные и смысловые компоненты.

Конспект, аннотация и реферат как вторичные научные тексты и их разновидности.

1. Язык, речь, общение


Язык как универсальная знаковая система, служащая важнейшим средством общения людей. Другие знаковые системы, используемые в человеческом обществе (мимика, жестикуляция; системы символической записи в математике, физике, химии и других науках; азбука Морзе, жестовый язык глухонемых, азбука для слепых Брайля и др.), в их сопоставлении с естественным языком.

Основные функции языка. Язык как средство общения, сообщения и воздействия; язык как средство познания; язык как средство хранения и передачи из поколения в поколение продуктов общественного сознания. Язык и культура. Роль языка в развитии национальной и мировой культуры и в усвоении культуры каждым членом общества. Связь языка с историей и культурой народа.

Русский язык среди языков мира. Русский язык как язык восточнославянской подгруппы индоевропейской семьи и его родственные связи с другими славянскими и неславянскими языками. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и средство межнационального общения.

Русский литературный язык как обработанный и нормированный вариант национального языка, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа. Нелитературные варианты русского национального языка: диалект, просторечие, жаргон – и области их функционирования. Стили русского литературного языка (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический и художественный), предназначенные для использования в различных сферах общения. Понятие о терминах и терминосистемах. Язык художественной литературы и употребление им всех средств русского национального языка.

Речевая деятельность как один из видов человеческой деятельности, её структура и виды: говорение, аудирование, письмо и чтение.

Письмо как система фиксации речи с помощью графических знаков, позволяющая передать информацию на расстоянии и закреплять её во времени.

Общение. Виды общения. Речевая ситуация и её основные компоненты: адресант (отправитель сообщения), цель, задачи общения, адресат (получатель сообщения), обстановка (время, место) речи. Учёт различных компонентов ситуации как необходимое условие успешности речевого акта. Правила общения.

Речь как продукт речевой деятельности. Её формы: устная и письменная, её разновидности: диалогическая и монологическая. Текст как речевое произведение, обладающее связностью и цельностью. Понятие о речевом жанре.


2. Ортология (нормы современного русского литературного языка)
Понятие языковой нормы. Соблюдение норм как признак речевой культуры. Коммуникативная целесообразность нормы.

Признаки нормы: системность, стабильность, историческая и социальная обусловленность, обязательность. Критерии литературной нормы.

Динамичность и историческая изменчивость норм. Факторы, влияющие на изменение норм (влияние на литературный язык диалектов и просторечия, взаимодействие стилей и др.). Норма и речевой вкус.

Основные типы норм: императивные (строго обязательные) и диспозитивные (нестрогие), равноправные и неравноправные. Норма и вариативность языковых единиц.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. “Старшая” и “младшая” нормы произношения.

Лексическая норма и качества речи (правильность, богатство, смысловая точность).

Стилистические нормы как нормы выбора языковых средств в соответствии с целью, условиями общения и требованиями жанра. Норма и художественная речь.

Основные средства кодификации языка (словари, справочники, учебники русского языка, научные лингвистические исследования, образцы речи и др.).

Типы лингвистических словарей и особенности их строения. Нормативные словари и словари-справочники. Принципы работы с ними.
3. Устная речь
Устная речь и её отличия от письменной. Спонтанность устной речи, своеобразие синтаксического строя. Неподготовленная, частично подготовленная, подготовленная устная речь. Приёмы подготовки. Спонтанные жанры (интервью, пресс-конференция, диалог в прямом эфире и т.д.). Профессионально значимые жанры.

Устная деловая речь

Устные объявления, их разновидности.

Деловая беседа. Выражение просьбы, требования, приказа, совета, рекомендации.

Устный отчёт, его структурные и смысловые части, особенности речевого оформления.

Совещания, собрания. Их цели и типы. Организация общения. Роль координатора (ведущего). Выступления в прениях. Культура критики.

Устная научная речь

Лекция (минилекция).

Научный доклад, сообщение (устный реферат).

Культура цитирования.



Устная публицистическая речь

Дискуссия как управляемый публичный спор. Задачи дискуссии, их типы. Роль ведущего. Дискуссионные (аргументативные) выступления, их особенности. Типы аргументов. Культура выражения несогласия.

Ораторская речь, её особенности. Диалогичность ораторской речи. Подготовленная и неподготовленная ораторская речь. Приёмы подготовки. Риторические фигуры. Культура общения с аудиторией.

Устная разговорная речь

Диалоги со значением “сочувствие / утешение”; “ободрение / комплимент”; “возражение / замечание”; “предостережение / предупреждение”; “запрет / разрешение” и т. д.


4. Письменная речь
Письменная речь и её стилевые и жанровые разновидности.

Письменная деловая речь

Понятие о деловых бумагах (расписка, доверенность и др.).

Заявление, служебная записка. Постановление, решение собрания. Инструкция. Протокол собрания.

Деловые письма и их разновидности.

Биография и автобиография. Характеристика. Деловой отчёт.

Письменная научая речь

Научная статья, монография, их структурные и смысловые компоненты.

Конспект, аннотация и реферат как вторичные научные тексты и их разновидности.

Письменная публицистическая речь

Информационные и критические заметки.

Письмо в газету.

Рекламные объявления.

Рецензия.

4. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

5.1. Рекомендуемая литература.

а) основная литература:

1. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2001. – 240 с.

2. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Рольф, 2001. – 368 с.

3. Русский язык и культура речи. Нормы русского литературного языка: Учебное пособие / Под ред. проф. О.В. Загоровской. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2001. – 234 с.

б) дополнительная литература:

1. Стернин И.О., Новичихина М.Е. Культура делового общения: Учебное пособие. – Воронеж, 2001. – 232 с.

в) методическая литература:

1. Культура устной и письменной речи (нормы современного русского литературного языка): Метод. пособие / Воронеж. гос. тех. ун-т; Сост. Н.Ф. Горбунова. – Воронеж, 2001. – 36 с.

2. Методические указания по русскому языку и культуре речи для студентов I курса всех специальностей факультета вечернего и заочного обучения / Воронеж. гос. тех. ун-т; Сост. И.П. Лапинская. – Воронеж, 2002. – 16 с.

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Нет
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.



Нет.

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.



8. Рекомендуемый перечень тем практических занятий (по разделам).


№/№

Тема практического занятия, его содержание

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Тест. Понятие “Культура речи”. Норма языковая, виды норм, варианты норм.

Орфоэпические нормы. Ударение в русском языке.

2

2

Орфоэпические нормы. Нормы произношения гласных звуков: аканье, иканье; произношение [э], [о] после согласных. Нормы произношения согласных звуков: оглушение звонких и озвончение глухих; произношение звуков на месте буквы Г.

2

3

Орфоэпические нормы. Произношение сочетаний ЧН и ЧТ; произношение иноязычных слов с буквой Е после согласного. Повторение пройденного, закрепление материала с помощью упражнений, работа с орфоэпическим словарём.

2

4

Контрольная работа по орфоэпии.

Морфологические нормы. Имя существительное: употребление форм рода.

2

5

Морфологические нормы. Имя существительное: употребление форм числа, употребление падежных форм имён существительных.

2

6

Морфологические нормы. Имя прилагательное: краткие формы и степени сравнения прилагательных. Имя числительное: склонение количественных числительных, особенности употребления собирательных числительных.

2

7

Морфологические нормы. Глагол. Местоимение: личные, притяжательные и возвратные местоимения.

2

8

Контрольная работа по морфологии.

Лексические нормы. Слово как основная структурная единица языка. Уровневая модель языковой системы. Язык и речь. Лексическое значение слова. Полнозначные и неполнозначные слова. Грамматическое значение слова. Прямое и переносное значение слова.

2

9

Лексические нормы. Типы однозначных слов. Многозначность. Контекст. Паронимия. Типы паронимов. Использование паронимов в речи.


2

10

Лексические нормы. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Синонимический ряд. Типы синонимов. Использование синонимов в речи.

2

11

Лексические нормы. Омонимы: омофоны, омоформы, омографы. Возникновение омонимов. Использование омонимов в речи.

2

12

Лексические нормы. Многословие или речевая избыточность: плеоназм, тавтология, расщепление сказуемого, использование лишних слов, слова-паразиты. Лексическая неполнота или речевая недостаточность.

2

13

Лексические нормы. Лексика современного русского языка с точки зрения происхождения (заимствованные слова). Использование иноязычных слов в речи.

2

14

Лексические нормы. Фразеология. Особенности фразеологизмов, их типы. Использование фразеологизмов в речи.

2

15

Контрольная работа по лексике.

Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим.

2

16

Синтаксические нормы. Согласование. Управление. Употребление деепричастных оборотов.

2

17

Контрольная работа по синтаксису.

Стилистические нормы. Лексика современного русского национального языка с точки зрения стилистического расслоения. Функциональные стили. Научный стиль в его лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе. Официально-деловой стиль в его лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе.

2

18

Зачёт.


2

9. Рекомендуемый перечень тем семинарских и иных занятий (по разделам).

10. Дополнительный учебно-методический материал.

Приложение 1.



Календарный план чтения лекций

Номер и краткое название темы (лекции)

Дата и № № недель

Примечание

1.Функциональное назначение и устройство русского языка.







2. Формы существования русского национального языка.







3. Общие сведения о русском языке.







4. Понятие “культура речи” и его основные составляющие.







5.Функциональные стили русского языка







6.Научный стиль и его основные характер.







7. Официально-деловой стиль (общая х-ка)







8. Речевое общение и его специфика.







9. Законы общения.







Приложение 2.



План-график самостоятельной работы

№ недели

Вид работы

Норматив час / задание

Объём (кол-во заданий)

Трудоёмкость (час)

Всего за неделю (час)























































Приложение 3.



Мотивированное заключение о соответствии рекомендованной литературы лицензионным нормам.

Рабочая программа учебной дисциплины русский язык и культура речи
236.07kb.

23 09 2014
1 стр.


Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) б 03. 3 Русский язык с основами языкознания
161.14kb.

14 12 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины историческая эвристика History Heuristic Язык обучения русский

В результате изучения дисциплины «Историческая эвристика» студенты должны знать содержание курса, уметь применять полученные знания в практической учебной и научной деятельности

328.79kb.

17 12 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура»

Разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины «Мировая художественная культура», одобренной и рекомендованной для использования

269.87kb.

01 09 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины мировая художественная культура
468.79kb.

17 12 2014
3 стр.


Сервис. Квалификация: Специалист по сервису

Иностранный язык, Физическая культура, Отечественная история, Право, Политология, Философия, Деловой иностранный язык, Русский язык и культура речи, Правовые аспекты предпринимател

36.47kb.

10 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации и контрольные работы по курсу «русский язык и культура речи»

Сатина Т. В. Методические рекомендации и контрольные работы по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов-заочников технических специальностей

1196.43kb.

25 12 2014
8 стр.


Дисциплина «русский язык и культура речи». Старший

Дисциплина «русский язык и культура речи»

248.86kb.

14 10 2014
1 стр.