Перейти на главную страницу
Контрольная работа включает в себя задания, направленные на углубление и расширение знаний по теории и практике литературного языка, способствует развитию коммуникативной компетенции.
Внимание! Каждое задание контрольной работы необходимо выполнять в строгом соответствии с его формулировкой. |
Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена в рукописном или печатном виде, удобна для проверки и хранения.
августовский агент
агентство алкоголь
анатом асимметрия баловаться баловник
(из)балованный (из)баловать бармен безудержный боязнь бюрократия вероисповедание втридешева втридорога гладильный давнишний девичий
о деньгах джинсовый диспансер договор, договоры договорный донельзя
досуг добыча
единовременный жалюзи
жизнеобеспечение завидно
завсегдатай заговор
занятой (человек) занятый (чем-нибудь) закупорить запломбировать звонит звонишь
зонты |
иначе индустрия (ис)черпать камбала
каталог каучук
кашлянуть квартал
кирзовый кладовая
красивее кружиться кружится кулинария кухонный ломота
маркетинг маркетинговый мастерски меховой
мизерный мусоропровод мытарство мышление
наголо (остричь) наголо (держать шашки) наискось намерение наотмашь начался
началась началось
начались начат
начата начато
начаты начатый
некролог новорожденный нормировать
|
нормированный обеспечение обетованный облегчить ободрить обострить одновременно опошлить
опошленный оптовый
откупорить осужденный пасквиль пиццерия
плесневеть поднять
поднял подняла
подняло подняли
подростковый поручни
порты, портами поставщик похороны, на похоронах предвосхитить предвосхищать премировать премированный премирование приговор
пригубить приданое принудить приобретение продал продала
продало продали
пурпур |
пурпурный ракушка
римлянка свекла
сирота, (мн.ч.) сироты складчина сливовый соболезнование сосредоточение по средам статуя
танцовщица тигровый толика
торты тотчас
тяжба уведомить уведомленный углубить
украинский умерший
упрочение упростить уставный усугубить феерия феномен
хаос хвоя
ходатайствовать ходатайство хозяева холеный
шоферы, шоферов шрифта, шрифтами щавель щекотно
эксперт |
Броня – броня бронировать – бронировать видение – видение морщить – морщить рапорт – раппорт острота – острота искра – искра вязанка – вязанка засоленный – засоленный
|
лавровый - лавровый ирис – ирис характерный – характерный развитой – развитый - развитый языковой – языковый колледж – коллеж недвижимый – недвижимый клубы – клубы переходной – переходный
|
произносится только [чн] |
произносится только [шн] |
произносится и [чн], и [шн] |
1. коричневый |
1. друг сердечный |
1….. |
произносится [’о] ( «ё») |
произносится [’э] («е») |
произносится [’о] и [’э] |
1. … |
1. … |
1. … |
Бант, бинт, герб, гуляш, дверь, жезл, зонт, клок, созыв, торт, шарф, шрифт, порт.
1. В чем отличие слов рынок и базар?
2. В каких случаях следует употребить слово есть, а в каких – кушаю?
3. Как правильно: Мой отец – по профессии терапевт, а по специальности врач или Мой отец – по профессии врач, а по специальности терапевт? Почему?
4. Как правильно: Завтра я не сумею к тебе зайти или Завтра я не смогу к тебе прийти? Почему?
5. Можно ли спросить: Кем трудится твоя мама? Почему?
6. Правильно ли сказано: Сегодня мы с супругом пойдём в кино? Почему?
7. Можно ли так спросить: В нескольких городских школах педагоги иностранных языков организовали клубы интернациональной дружбы? Почему? Чем различаются слова педагог, учитель и преподаватель?
8. Как вы назовёте человека в день его рождения? В чём различие слов именинник и новорождённый? Кто такой юбиляр?
7. Определите ошибки в сочетаемости слов. Исправьте предложения.
1. После войны надо было возводить разрушенное хозяйство. 2. Все дети страшно обрадовались. 3. Этому вопросу уделяли серьезное значение. 4. Большинство своего свободного времени он проводит на теннисном корте. 5. Необходимо умножать темпы заготовки кормов. 6. Большое внимание будет оказано благоустройству города. 7. Бóльшая половина игры уже прошла. 8. Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме.
1. Сдается квартира с ребенком. 2. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай за дровами по проволоке. 3. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках. 4. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. 5. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 6. Доставка груза производится вертолетом по бездорожью.
Соответствуют языковой норме |
Не соответствуют языковой норме |
1. … |
1. … |
1. Пассажиры, проезжающие по проездным билетам или документам на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях. 2. Спортсмены завода не могут похвастаться спортивными достижениями. 3. Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод. Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов. 3. В ледяной холод и стужу Павел работает на этой стройке узкоколейки. 4. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов. 5. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими. 6. Она плакала и не спешила вытирать свои слезы. 7. Какой же судья захочет быть подсудимым? (Заголовок газетной статьи.)
нетерпимый – основание – факт – бережный – методичный – статичный – одеть –
|
усвоить – представить – проблемный – доходный – болотный – искусно – заглавный –
|
романтичный дипломат – дипломант – дипломник; цветистый – цветной – цветочный – цветастый каменистый – удачливый – иронический – злой –
|
1. Учитель принуждён был еще раз объяснить новый материал. 2. Ученый стоял у источников ракетостроения. 3. Работая в системе профсоюзов, он занимал выборочные должности. 4. Артист завоевал признательность зрителей. 5. Искусство влияет на рост культурности человека. 6. Главное для писателя – душевный мир человека. 7. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный. 8. Его исполнительный талант был высоко оценен критикой.
1. Автор лучшего на выставке снимка – заядлый охотник; он рассказал мне уйму охотничьих историй, приключившихся с ним, но пересказывать их – дело безнадежное. 2. В портфелях творческих объединений "Мосфильма" немало задумок, творческих заявок и уже сработанных сценариев. 3. На предприятии систематически хромает учет загрузки и использования технологического оборудования. 4. На собраниях не раз поднимался вопрос о моечной и раздатке. 5. Директор отдал распоряжение перевести рабочих на оплату по индивидуальной сдельщине. 6. Рассчитывать на успех в первенстве команда не может: надо прежде заиметь хороших полузащитников, способных на протяжении игры действовать от своей штрафной до ворот противника, техничных, настырных и напористых.
Адаптация, ажиотаж, контекст, регресс, адекватный, гипертрофированный, лояльный, одиозный, позитивный, спонтанный, тривиальный, утилитарный, фатальный, альтруизм, апелляция, манкировать, приоритет, филигранный, эксцентричный, верификация, дайджест, дефолт, консалтинг, конъюнктура превентивный, толерантность, форс-мажор.
Рояль, бра, бандероль, картофель, кофе, рельс, кафе, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, шоссе, евро, табель, депо, купе, какао, пианино, меню, цунами, фойе, бюро, пари, жюри.
Агроном, адвокат, аспирант, врач, генерал, директор, доктор, доцент, защитник, инженер, кандидат, корректор, корреспондент, кондуктор, лаборант, научный сотрудник, обмотчик, педагог, профессор, прокурор, редактор, руководитель, следователь, судья, член-корреспондент, тракторист, учитель, юбиляр.
Автор, брелок, бухгалтер, вексель, воз, год, директор, договор, доктор, инспектор, катер, китель, корпус, купол, отпуск, паспорт, порт, профессор, сектор, слесарь, сторож, тенор, торт, флигель, шофер, шулер, якорь.
Амперы, апельсины, баклажаны, вафли, гектары, договоры, заморозки, калмыки, килограммы, кочерги, лезгины, мандарины, макароны, носки, полотенца, рельсы, сапоги, свечи, томаты, туркмены, туфли, чулки, цапли, шоферы, яблоки, якуты, ясли.
Двери, дети, дочери, звери, лошади, люди, плети, сети, гвозди, желуди, колени, кости, матери, плечи, соседи.
1. Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства. 2. Это ещё более худший вариант решения проблемы. 3. Она выглядела сегодня ещё более красивее. 4. Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю. 5. Есть основания полагать, что в самые ближайшие дни будут даны старты первому этапу зимней спартакиады.
1. Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна. 2. Более 2500 человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия. 3. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. 4. Длина окружности равна 422 (сантиметр). 5. Из 596 вычесть 387. 6. Высота Останкинской башни равна 540 метрам 74 сантиметрам. 7. Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час. 8. 778 сложить с 852. 9. Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 455 миллионов.
1. На съезде присутствовал… 117 делегатов, причем большинство их был… представителями отдельных районов. 2. Некоторая часть наших работников еще нужда…тся в подготовке. 3. Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был… готов… к новым играм. 4. Большинство игроков команды борол…сь за победу самоотверженно. 5. Большинство предметов, лежащих на столе, был… покрыт… пылью. 6. Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил… всех. 7. На пересечении двух улиц открыл… автомат-закусочная. 8. На областной выставке особым успехом пользовал… вагон-весы отечественного производства. 9. Конструкторское бюро завода совместно с институтом разработал… новый типовой проект.
1. Татьяна Ивановна не выполняет свои обещания. 2. Префект не может изменить этого решения. 3. Железобетон как основной материал строительства никогда не потеряет свое значение. 4. Серьезные преступления вскрыты по производству алкогольных напитков. 5. Ваше предложение ни на чем не обосновано. 6. Преступник не раскаялся за содеянное.
СОГЛАСНО (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание).
СОГЛАСНО С (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание).
БЛАГОДАРЯ (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание).
ВОПРЕКИ (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание).
25. Исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2. Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, предлагается следующее. 3. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 4. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо скажется на себестоимости сельскохозяйственной продукции. 5. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке. 6. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого.
1. На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость. 2. Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения. 3. Последнее, на чем следует остановиться, это на композиции романа. 4. Можно согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержится никаких внутренних противоречий.
агент
алкоголь
асимметрия
баловаться
баловник
(из)баловать
бармен
безудержный
бюрократия
вероисповедание
втридешева
втридорога
гербовый
девичий
джинсовый
диспансер
договор
договорник
договорный
донельзя
единовременный
жалюзи
жизнеобеспечение
заговор
запломбировать
звонит
звонишь
иначе
(ис)черпать
йогурт
казаки
каучук
квартал
кладовая
кружится
кухонный
мальчиковый
маркетинг
мастерски
меховой
мизерный
мытарство
мышление
намерение
начать
начался
началось
начат
начато
начатый
начатое
нормировать
нормированный
обеспечение
облегчить
овен
опошлить
оптовый
осужденный
пиала
пасквиль
плесневеть
поднять
поднял
подняло
подростковый
премировать
премированный
премирование
приговор
приданое
продать
продала
продали
пурпурный
ракушка
римлянка
родилась
родились
складчина
сливовый
по средам
статуя
табу
тигровый
торты
уведомить
уведомленный
узаконение
украинский
упрочение
уставный
усугубить
феномен
хаос
ходатайствовать
ходатайство
холеный
эксперт
железка – желёзка
все - всё
истекший – истёкший
небо – нёбо
падеж – падёж
оглашенный – оглашённый.
4. Найдите и исправьте орфографические ошибки, которые появились в связи с неправильным произношением слов:
Беспрецендентный, дермантин, дикообраз, подскользнуться, скурпулезный, интригантка, желантин, прецендент, подщечина.
1). Учитель принуждён был еще раз объяснить новый материал. 2). Ученый стоял у источников ракетостроения. 3). Меня привлекли ранние романические произведения Пушкина. 4). Артист завоевал признательность зрителей. 5). Искусство влияет на рост культурности человека. 6). Главное для писателя – душевный мир человека. 7). Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный. 8). Командировочному пришлось долго ждать оформления документов.
вакуум – пустота
дистанция – расстояние.
6. Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид, исправьте предложения.
1). О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. 2). Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 3). Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 4). Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. 5). У нее были очень огромные глаза. 6). Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 7). Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 8). Уже в начале его творческого пути писателя обозначились сильные и слабые стороны. 9). От качественных прилагательных, это, можно образовать, это, степени сравнения и, это, краткие формы. 10). – Что ты делал до проекта? – Работал на работе работягой.
1). Что общего между словами рынок и базар? 2). В каких случаях следует употребить слово есть, а в каких – кушать? 3). Как правильно: Мой отец – по профессии терапевт, а по специальности врач или Мой отец – по профессии врач, а по специальности терапевт? 4). Как правильно: Завтра я не сумею к тебе зайти или Завтра я не смогу к тебе прийти ? 5). Можно ли спросить: Кем трудится твоя мама? 6). Правильно ли сказано: Сегодня мы с супругом пойдём в кино? 7). Можно ли так спросить: В нескольких городских школах педагоги иностранных языков организовали клубы интернациональной дружбы? Чем различаются слова педагог, учитель и преподаватель? 8). Как вы назовёте человека в день его рождения? В чём различие слов именинник и новорождённый? Кто такой юбиляр?
Абориген
Ажиотаж
Регресс
Гипертрофированный
Лояльный
Одиозный
Спонтанный
Тривиальный
Утилитарный
Фатальный
Альтруизм
Апелляция
Манкировать
Приоритет
Филигранный
Эксцентричный
1). Я бы хотела бы быть дизайнером или модельершей. 2). Главную партию исполнял мой любимый балерун. 3). Докладчик остановилась на самых основных проблемах. 4). Кассирша опять долго отсутствовала. 5). Главная бухгалтер закончила работу. 6). Директорша завода рассказала о планах на будущий год.
Подмостки, шахматы, брюки, яблони, цветы, ножницы, очки,
качели, лекарства, гантели, сливки, цвета, сонеты, бигуди.
3. Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа:
Ампер, ботинок, грамм, дупло, носок, туфля, яблоко, блюдце, дядя, полотенце, простыня, серьга, ухо, яблоня, грабли, будни, сумерки, ясли, кий, кочерга, дно, звено, шило, брелок, бюллетень, апельсин, валенок, сапог, свадьба, доля.
1).Он был горяч, полный жизни. 2). Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама собой. 3). Самый крупнейший город в мире – Мехико. 4). Разработка новой темы становится все более интенсивнее. 5). Более быстрее развивается машиностроение. 6). Один брат – шумный, другой – тих. 7). Эта книга плохее, чем та.
1). Музей - квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрацию. 2). Часы - будильник (испортился, испортились) в первый же день. 3). Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу. 4). «Известия» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему.
СОГЛАСНО (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание).
СОГЛАСНО С
БЛАГОДАРЯ
ВОПРЕКИ
3. Укажите ошибки, связанные с предложным управлением и выбором предлога:
1). Приехав с Москвы, он расположился у родственников в центре города. 2). Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества. 3). На этот вечер смогли приехать престарелые люди всех районов города. 4). Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован. 5). Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?
4. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота. Исправьте предложения:
1). Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем. 2). Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером. 3). Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю. 4). Сергей Эфрон, вернувшись на родину, был арестован и убит. 5). Встретившись с Хлебниковым, в душе Ромашова наступил перелом.
Определите функционально-стилистическую принадлежность текста:
Культур и Мультур
Всю минувшую неделю кипели думские страсти, газеты и телевидение бурно обсуждали, кому какой комитет достанется и что, в конце концов, будет с коммунистами. Между тем в этом обсуждении начисто отсутствовал один мотив, который в известной мере можно считать ключевым. А именно: какие два комитета были предложены товарищам большевикам в качестве утешительного приза по причине их политической незначимости? На какие кабинеты никто из нового большинства так и не позарился – ни безликие ЕДИОТы, ни блескучие правые? Правильно, дети. Садитесь, пять. Это были комитеты по культуре и религиозным объединениям…
Боюсь, народные избранники в очередной раз совершают очень серьёзную ошибку. Не культурную. И не религиозную. А вполне себе политическую. Потому что политик не политолог. Он не обязан быть слишком умным . зато он должен иметь хороший нюх. И всегда держать нос по ветру: куда дует ветер эпохи? Что же до ветра эпохи, то он дует в сторону от непосредственной (точнее, вполне посредственной) политики.
Осень поздняя. Небо открытое.
И леса сквозят тишиной.
Прилегла на берег размытый
Голова русалки больной.
г. Москва
23 марта 2002г.
Гражданка Российской Федерации Ружева Анна Ильинична, именуемая в дальнейшем Автор,- с одной стороны и ООО «Аранта», именуемое в дальнейшем Фирма, в лице генерального директора Бозина Сергея Ивановича, действующего на основании Устава, - с другой стороны заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. Определения, используемые в Договоре
1.1. Произведение – «Русский язык для школьников и поступающих в вузы», подготовленный Автором. Описание Произведения – пособие содержит основные теоретические понятия школьного курса русского языка и разъясняет порядок разбора языкового материала, адресован учащимся и особенно выпускникам средней школы в связи с отсутствием единого комплекта учебников по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений. …
Правило 3 (факультативная окраска презумпций). Если составляющая с потенциальной презумпцией Р является синтаксическим актантом миропорождающего предиката, то имеется две возможности: а). Р является презумпцией в соответствующем мире и может быть переведена в презумпцию реального мира (или, по крайней мере, в суждение, истинное в реальном мире) при соответствующем изменении содержания – модальной «окраске» (термин «окраска» - из Schiebe 1979); б). Р остается презумпцией в реальном мире. Различие пониманий а) и б) не имеет регулярного семантического выражения.
- Отворите же, чёрт возьми! Долго ли ещё мне придётся коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?
Дисциплина «русский язык и культура речи»
14 10 2014
1 стр.
Иностранный язык, Физическая культура, Отечественная история, Право, Политология, Философия, Деловой иностранный язык, Русский язык и культура речи, Правовые аспекты предпринимател
10 10 2014
1 стр.
Сатина Т. В. Методические рекомендации и контрольные работы по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов-заочников технических специальностей
25 12 2014
8 стр.
Дополнительная литература: Альманах «Журналистика и культура речи», Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.
25 12 2014
1 стр.
Современный русский язык. Национальный язык. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Литературная норма
23 09 2014
1 стр.
23 09 2014
1 стр.
Четверг 03 / 01 10. 00 1201 к консультация к экзамену: Русский язык доц. Семенова Г
05 09 2014
1 стр.
Трудности, связанные с использованием в речи неологизмов, вызываются нередкой расплывчатостью семантики в новых словах, трансформацией их значений в зависимости от времени и общест
09 10 2014
1 стр.