Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа №797
______________________________________________________________ __
111558, город Москва, Федеративный проспект, дом 29а, тел. 303-82-42
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
по теме:
«РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
с использованием информационно-коммуникационных технологий.
(3 класс)
Учитель начальной школы:
Шатрова Людмила Петровна
2009 год
ТЕМА УРОКА: РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Цели:
-
Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных, собственных и нарицательных существительных.
-
Дать общее представление о роде имен существительных.
-
Ознакомить с приемами определения рода имен существительных.
-
Развить умение различать род имен существительных.
Задачи:
-
Образовательные:
-
развитие умения различать род имён существительных, расширение кругозора ребят.
-
Воспитательные:
-
включение учащихся в коллективную деятельность.
-
формирование умения работать совместно с другими учащимися.
-
нравственное воспитание личности через систему отношений, складывающихся на уроке.
-
создание в классе доброжелательной обстановки.
-
Развивающие:
-
постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности.
-
обучение детей мыслить, рассуждать, анализировать, сравнивать, объяснять, пояснять, доказывать, систематизировать, выделять главное, учить строить аналогии.
Оборудование:
Картинки, индивидуальные карточки, проекционный аппарат, экран.
Программное обеспечение:
Операционная система – Windows XP;
Microsoft Office (презентация Microsoft PowerPoint).
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Чистописание.
Показ 1-го слайда.
-
Найдите лишнее яблочко. Объясните почему.
-
-
Прописываем найденную букву и сочетание с ней другой буквы.
Кк Кк ок ок ко ко око око
-
Работа со словарными словами.
Показ 2-го слайда.
-
Прочитайте слова.
-
к_рабль
к_ртина
к_рзина
к_рмить
кр_вать
|
-
На какие вопросы отвечают слова?
-
Найдите лишнее слово, опираясь на вопросы. Объясните почему.
-
К какой части речи относятся оставшиеся слова?
Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. По наблюдениям ученых, существительные появились в числе самых первых слов.
-
Какие это слова? (словарные)
В каждом слове пропущена буква. Это опасное место в слове, где можно допустить ошибку. Какие это буквы? (
гласные) Проверить их нельзя.
Показ по очереди 3-го, 4-го, 5-го, 6-го слайдов.
-
Для словарных слов можно подобрать другое слово, чем-то связанное со словарным (по вкусу, цвету, значению или другому признаку), которое поможет запомнить, как правильно пишется словарное слово.
-
л
корабль
д
к
а
|
р
картина
м
к
а
|
к
корзина
р
о
б
|
к
кровать
й
к
а
|
-
Повторение.
«Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
-
На какие вопросы отвечают имена существительные?
-
На какие 2 группы (опираясь на вопросы) можно разделить имена существительные.
Показ по очереди 7-го, 8-го, 9-го, 10-го слайдов.
-
Отгадайте загадки и запишите ответы в нужную колонку.
Одуш. сущ. Неодущ. сущ.
Кто Что?
-
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям – друг.
(дятел)
|
Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус – как сахар сладок,
А сам похож на мяч.
(арбуз)
|
По веткам скачет,
Да не птица.
Рыжая,
Да не лисица.
(белка)
|
Растет она
Вниз головой,
Не летом растет,
А зимою.
(сосулька)
|
Показ 11-го слайда.
-
Прочитайте слова и запишите их в нужную колонку.
-
мышка банка
-
Переставьте слоги так, чтобы получились новые слова, и поместите их в соответствующие колонки.
кабан (банка)
камыш (мышка)
Показ по очереди 12-го, 13-го слайдов.
-
Решите ребусы и запишите ответы в нужную колонку.
-
(волк)
|
(заяц)
|
Ц
Я
Ц
Я
«Собственные и нарицательные имена существительные».
-
На какие еще две группы можно разделить имена существительные?
Собст. сущ. Нариц. сущ.
Как называется город, в котором мы живем?
Москва город
Как называется страна, в которой мы живем?
Россия страна
-
Запишите словосочетания и подчеркните в них имена собственные.
Корова Зорька, деревня Сосновка, собака Жучка, река Волга.
-
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считает.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
-
Объяснение нового материала.
У имен существительных есть еще секреты, и мы продолжим их изучать.
Показ 14-го слайда.
-
Давайте из этих слов составим словосочетания.
-
ЯБЛОКО СПЕЛ АЯ
ВИШНЯ СПЕЛ ЫЙ
ПОМИДОР СПЕЛ ОЕ
|
Каждому существительному соответствует свое прилагательное. Значит, эти слова чем-то отличаются друг от друга, и их можно разделить на группы.
-
Чтобы понять, как их распределить, предлагаю вам присвоить их себе. Как вы скажете, что помидор ваш?
– Помидор чей? (
мой) Вишня чья? (
моя) Яблоко чье? (
мое)
-
Вывод.
Если к слову можно подставить:
словосочетание «он мой» – это существительное мужского рода;
словосочетание «она моя» – это существительное женского рода;
словосочетание «оно моё» – это существительное среднего рода.
Показ 15-го слайда.
-
Правило.
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И теперь скажу: «Он – мой».
Средний род –
оно,
мое!
Это правило твое!
-
М. Р. Ж. Р. С. Р.
ОН МОЙ ОНА МОЯ ОНО МОЕ
|
Каждое существительное может быть только одного рода: мужского, женского или среднего.
-
Заполнение динамических картин карточками.
-
Мужской род
|
Женский род
|
Средний род
|
Работа с карточками на доске.
-
Соберите пирамиды из слов.
Ж. р. М. р. С. р.
Она моя Он мой Оно мое
книга пенал лето
папка ластик поле
тетрадь альбом солнце
линейка учебник болото
кисточка портфель дерево
Показ 16-го, 17-го, 18-го слайдов.
-
Найдите лишнее слово.
-
СЛОН
ТИГР
ЗАЯЦ
КОЗА
|
РЕКА
ВОДА
КАПЛЯ
ДОЖДЬ
|
ОКНО
ПОЛЕ
СНЕГ
НЕБО
|
Самостоятельная работа на карточках.
-
Соедините стрелками имена существительные с родом.
-
ПАРТА ЯГОДА
М. Р.
ЛАМПА ОН МОЙ СНЕГ
ЦВЕТОК Ж. Р. ОКНО
ОНА МОЯ
СИРЕНЬ РЕКА
С. Р.
ВЕДРО ОНО МОЕ СОЛНЦЕ
|
-
Итог.
Что такое имя существительное?
Что нового мы узнали об именах существительных?
Повторение стихотворения.
Игра с индивидуальными карточками. Определите род имен существительных.