Тема урока:
Европа. Северная Европа.
Цели: -сформировать понятия о географическом положении Северной
Европы, её природе и хозяйственной деятельности населения;
- прививать умение работать с картой;
- отрабатывать умения самостоятельно решать задачи проектной
и исследовательской работы.
Оборудование: карта Европы, атласы, рисунки и карты в тексте, рабочие
Тетради.
Ход урока: работа по новой теме. Запись темы в тетрадь.
-
Учитель показывает государства Северной Европы, на настенной карте прикрепляет ленту, очерчивая границы деления Европы на регионы: Северной, Средней, Восточной и Южной Европы.
-
Учитель: назовите особенности географического положения стран Северной Европы:
А) в какой части Евразии и Европы они расположены?
Б) какая условная линия свидетельствует об их северном
положении?
В) Какие океаны, моря, заливы, проливы, острова находятся у их
берегов?
Г) назовите страны Северной Европы, которые граничат с Россией.
3. Задание для работы с текстом в тетради:
Найти в тексте значения новых слов (стр.103, «Ключевые слова»)
Выписать значения этих слов.
4. Зачитываются слова и проводится работа с рисунками в книге на стр. 99
и 100. Учитель зачитывает отрывок из произведения С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». (Яркая картина описания шхер)
5. Учитель кратко характеризует особенности населения и хозяйства стран Северной Европы.
Практическая часть. Проектная деятельность учащихся. Исследовательская работа.
Учитель раздает задания конкрентным учащимся для самостоятельного решения вопросов:
-
По картам атласа или рисунку 51 определите координаты столиц стран Северной Европы.
-
Какой хозяйственной деятельностью занимаются жители Северной Европы? Где работают большинство населения северо-европейских стран, если все эти страны – высокоразвитые?
-
Подумайте, почему Исландию образно называют «королевой с ледяной диадемой на голове и огненным сердцем в груди»
4 2 карточки для слобоуспевающих школьников:
1) По рисунку 51 выписать все моря, заливы, проливы,
2) Определить столицы государств Северной Европы
-
Далее проводится работа со всем классом: Главный герой книги шведской писательницы С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» совершил путешествие вместе с птичьей стаей. При помощи карт атласа и по приведенному ниже отрывку книги определите, в каком направлении летела стая. Как изменилась природа по пути полета?
…
Чем дальше Нильс летел на север, тем меньше у него становилось спутников. Первыми попрощались с Нильсом вишневые и яблоневые деревца.
…Потом отстали пашни. С ними остановились на месте и села. Зеленые луга, где паслись коровы и лошади, нехотя свернули в сторону, уступая дорогу топким мшистым болотам.
А куда подевались леса? Еще недавно Нильс летел гад такими густыми чащами, что за верхушками деревьев и земли не было видно.
Но сейчас деревья будто рассорились. Растут вразброд, каждое само по себе. Буков давно и в помине нет
Вот и дуб остановился, будто задумался – идти ли дальше.
Дуб качнулся вперед, опять задумался, да так и застыл на месте.
- Ну и стой себе, если ты такой упрямый! – рассердился Нильс.- Вон березки и сосны храбрее тебя!
Но березки и сосны тоже испугались севера. Они скрючились и пригнулись к самой земле, будто хотели спрятаться от холода.
(Учащиеся высказывают свое мнение по услышанному отрывку о путешествии Нильса, об изменении природы по ходу путешествия на север
Учитель оценивает все ответы учащихся и подводит итог. Даётся домашнее задание: параграф 20, знать новые слова и их значение.