Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Физическая реабилитация при неврозах.


Характеристика неврозов.
Неврозы рассматриваются, как заболевание нервной системы в результате расстройства высшей нервной деятельности.

И.П.Попов, характеризовавший неврозы как «хронической отклонение высшей нервной деятельности от нормы» вследствие перенапряжения нервных процессов и изменения их подвижности, выделял 3 формы:

1) неврастению

2) истерию

3) психостению

Неврозы чаще развиваются у лиц со слабым типом нервной системы. Конечно неврозы возможны и у людей с сильным типом нервной деятельности, преимущественно у неуравновешенных (холерики) у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Значительно реже неврозы наблюдаются у лиц с сильным и уравновешенным типом ВНД, да и то при воздействии неадекватных раздражителей.(см схема1)



Основой патофизиологических изменений при неврозах являются нарушения:

а) процессов возбуждения и торможения

б) взаимоотношения между корой и над коркой

в) нормального состояния нервной и второй сигнальных систем

Необходимо учитывать связь неврозов и висцеральных расстройств, что важно при применении лечебной физической культуры.

Сниженная физическая активность может быть одним из факторов риска в развитии невроза и сопутствующих вегетативных расстройств. При гипокинезии снижается общий тонус коры головного мозга, становится дефицитной информация о внешнем мире и снижаются адаптационные способности нервной системы.

Гипокинезия вызывает астенической невроз и вегетативно-сосудистые дисфункции. Она обуславливает ряд функциональных отклонений – неуравновешенность, немотивированное поведение, озлобленность, агрессивность, склонность к конфликтам, обидчивость, слезливость, обеднение психических реакций и так далее.

Наблюдаются также нарушение сна, слабость, раздражительность, депрессивное состояние и снижение умственной работоспособности.

Процесс приспособления к сниженной физической активности сопровождается значительным нервным напряжением, приводящим к невротическим явлениям. Все это подтверждает необходимость комплексной реабилитационной терапии.

В развитии неврозов важную роль играют хроническое перенапряжение основных процессов нервной деятельности – возбуждения и торможения, непосильные требования к подвижности нервных процессов


Клинико – физиологическое обоснование использования физических факторов в реабилитации больных неврозами.

- Физические упражнения при неврозах выравнивают динамику основных нервных процессов( возбуждения и торможения);

- координируют функции коры и подкорки, первой и второй сигнальной системы;

- регулярное применение физической культуры сглаживает различные расстройства вегетативной нервной системы;

- лечебная физкультура при лечении больных неврозами рассматривается как естественно-биологический метод с физически обоснованным применением физических упражнений, природных факторов при регламентации общего режима больного.

Регулярное применение физкультуры сглаживает различные расстройства вегетативной нервной системы. ЛФК помимо лечебно-профилактических, ставит перед собой и воспитательные задачи. Она вовлекает больного в сознательное и активное участие в борьбе с недугом. Улучшение поведенческих реакций следует объяснить взаимообусловленным участием первой и второй сигнальных систем в процессе обучения больных неврозами физическим упражнениям. Спокойный и уверенный ток играет большую роль. Следует учитывать положительное влияние физических упражнений на эмоциональную сферу больного. Физические упражнения в виде гимнастики, игр, прогулок, туризма, купания и плавания, стимулируют у больных различные физиологические механизмы и вызывают чувство бодрости, способствуют устранению неуверенности, беспокойства, страха, различных невротических явлений: систематические, методические правильные физические упражнения повышают у больных неврозами устойчивость нервно-психической сферы, способствуют развитию более уравновешенной реакции поведения.

Назначая ЛФК при неврозах, в частности, необходимо учитывать общие закономерности тренировки.

Они основаны на:

- системном применении;

- повторяемости;

- регулярности;

- длительности;

- постепенности;

- адекватности.

В процессе тренировки проявляется тонизирующее, стимулирующее влияние физических упражнений на нервную систему и весь организм. При этом нужно учитывать, что больные неврозами нуждаются в щадящем отношении. Так большие нагрузки, особенно с элементами соревнования, неадекватны состоянию регуляторных, нервных механизмов, нарушают нервную регуляцию функций и приводят к нервным дистрофиям.

Необходимо соблюдать умеренность в физических нагрузках и обеспечивать больным спокойную внешнюю обстановку.

ЛФК – это не только процесс упражнения, она одновременно играет роль охранительного режима.

При подборе физических упражнений и построении курса упражнений необходимо принимать во внимание изменения в эмоциональной сфере, расстройства сна и ряд вегетативных нарушений.

ЛФК при неврастении следует применять дифференцированную в зависимости от стадии заболевания, учитывая общее состояние больного, основную симптоматику в различных стадиях неврастении и различную адаптацию больных к физическим упражнениям.

Основная цель занятий – общеукрепляющее воздействие. Упражнения применяются умеренной интенсивности для всех мышечных групп, сочетающиеся с углубленным дыханием, с сопротивлением, с отягощением, со снарядами, на снарядах. Целесообразно применять целые гимнастические комбинации. Упражнения на внимание, равновесие, прыжки, метание.

При истерических контрактурах и параличах следует использовать упражнения, требующие интенсивной активности мышц, не вовлеченных в контрактуры и параличи, а также концентрацию внимания.

Больных, у которых невроз проявляется преимущественно в заторможенности и угнетенности(психастения), необходимо постоянно и настойчиво активизировать. Рекомендуется использовать хорошо знакомые упражнения, не фиксирую внимание на точности выполнения упражнений.

Наиболее благотворно на больных действует санаторный режим. Реабилитационные мероприятия в санаторных условиях характеризуются общеукрепляющим воздействием на весь организм и направлены на закаливание организма, повышение работоспособности и психологической устойчивости. Широко используются прогулки, экскурсии, занятия в бассейне, элементы спорта, туризма. Обязательно включается массаж, различные виды психотерапии, физио и бальнеотерапии.

Неврастения.
Самый распространенный вид неврозов. Неврастению следует понимать

как заболевание, возникающее вследствие чрезмерного по силе или длительности напряжения нервной системы, превосходящего пределы выносливости, имеющие в своей основе ослабление процесса внутреннего торможения и клинически проявляющиеся сочетанием симптомов повышенной возбудимости и истощаемости.

Клинические проявления неврастении характеризуется тремя состояниями нарушения ВНД:


  1. ослаблением внутреннего торможения и следовательно, усилением раздражительного процесса (гиперстения);

  2. патологической лабильностью раздражительного процесса при одновременной слабости тормозного процесса;

  3. различным торможением в коре головного мозга и ослаблением раздражительного процесса (гипостения).

( см таблица 1)

1 стадия неврастении (гиперстеническая) характеризуется ослаблением процессов торможения и преобладанием процессов возбуждения. При гиперстеничной форме неврастении относительно сохраняется адаптация больных к физическим нагрузкам. Отклонения в эмоциональной сфере выражаются в раздражительности, несдержанности, беспокойстве. Имеется ряд вегетативно-дистонических нарушений сердечно-сосудистой системы: боли, тахикардия, повышение АД. Очень полезна строгая регламентация режима, сочетание активных форм лечебной физкультуры с пассивным отдыхом на воздухе. Больные хорошо переносят занятие утренней гимнастикой и лечебной гимнастикой.

В первой половине курса назначают простые упражнения, не требующие напряженного внимания. Затем в занятие вводят упражнения более разнообразные и с более сложной координацией движения. Постепенно возрастают требования к точности выполнения упражнений. Упражнения следует делать ритмично, в спокойном темпе, после трудных – дыхательные. Целесообразно применять физические упражнения в воде.

Во второй половине курса вместе с возрастанием общей физической нагрузки повышают требования к точности выполнения упражнений, назначают упражнения с замедлением темпа движений, на внимание, равновесие. Используют приемы самомассажа. Следует обращать серьезное внимание на эмоциональную сторону занятия. Команда методиста ЛФК должна быть спокойной, требовательной, сопровождаться короткими и четкими пояснениями, способность появлению бодрости и хорошего настроения. Необходимо шире использовать упражнения с мячом в игровой форме, подвижные игры. Особенно необходим больным активный контакт с естественными природными факторами. Особую пользу приносят лыжные прогулки. Большое лечебно-профилактическое значение имеют регулярные дозированные прогулки в различное время дня в зависимости от режима работа больного, туризм.

2 стадия неврастении (раздражительная слабость) характеризуется патологической лабильностью возбудительного процесса и слабостью тормозного. Во второй половине дня больные становятся нетрудоспособными, сонливыми, плохо воспринимают окружающее. При этой форме неврастении наблюдается эмоциональной лабильность, выражающаяся в частых сменах настроения, слезливости, необоснованной обидчивости: больные впечатлительны, тревожны, мнительны. Наблюдаются нарушения системы кровоснабжения: боли, аритмии, изменении АД.

При применении ЛФК у данной категории больных общая физическая нагрузка должна быть более умеренной, чем при неврастении 1 стадии. Рекомендуются облегчения и по построению более простые упражнения. Необходимо соблюдать ритмичность упражнений. Целесообразно назначить упражнения на ускорении и замедление темпа, несложные упражнения на координацию и развитие равновесия, использовать дыхательные упражнения. Утренняя гигиеническая гимнастика применяется только раздельным методом с паузами во время объяснения упражнений. Необходимо музыкальное сопровождение занятия.

ЛФК нужно строить так, чтобы активные движения чередовались с пассивным отдыхом, преимущественно на открытом воздухе. Нужно разнообразить формы лечебной физкультуры (купание, игры, прогулки на лыжах). При умеренной общей нагрузке рекомендуется дозированная трудотерапия.

3 стадия неврастении (гипостения) характеризуется развитием разлитого торможения, и ее рассматривают как тормозную. На первый план выступают явления астении, слабости, выраженного снижение переносимости физических нагрузок. У больных резко снижена работоспособность, что связано с повышенной умственной и физической утомляемостью. Больные жалуются на сильные боли в области сердца и нарушении его функции, тяжесть в голове, головокружение, неустойчивую походку. Часто наблюдается артериальная гипотомия.

ЛФК при гипостенической неврастении с выраженным ухудшением переносимости физических нагрузок применяют еще с большим их ограничением к ним. Назначают наиболее облегченные, простые по построению упражнения. В процедуру входят паузы для отдыха, входят упражнения в облегченных исходных положениях (лежа, сидя), для повышения общего тонуса включают упражнения корригирующие и с дозированным напряжением, которые чередуются с дыхательными. Используются также упражнения на развитие функции вестибулярного аппарата. Обычно процедуры проводят индивидуально или малогрупповым методом. Больным рекомендованы дозированные лечебные прогулки на лыжах, закаливание.

( таблица 2)

Истерия.
Физиологические и психологические особенности больных истерией и психастенией существенно различны. При истерии преобладают функции подкорки и влияние первой сигнальной системы. Нарушение координации коры и подкорки способствует повышенной возбудимости, смене настроения, неустойчивости. Проявления истерии очень разнообразны, для истерии типично:


    1. Стремление обратить на себя внимание окружающих

    2. Отсутствие правильного объективного представления о других и о самом себе

Применение ЛФК в форме организованных и преимущественно групповых занятий лечебной гимнастикой с использованием различных упражнений с замедлением и изменением темпа упражнения на точность остановки движения частая и спокойная команда и требования к точности выполняемых движений могут положительно влиять на динамику основных нервных процессов и способствовать улучшению реакций поведения. Рекомендуется выполнять упражнения после устного объяснения (без показа), когда задание адресовано непосредственно ко второй сигнальной системе.
Психастения.
Характеризуется преобладанием второй сигнальной системы с застойным возбуждением в коре головного мозга. Этому заболеванию свойственна инертность корковых процессов, их малая подвижность. В клинических проявлениях заболевание на первый план выступают повышенная рассудительность, чрезвычайная бедность инстинкта и влечений. Характерны навязчивость в трех видах: навязчивые идеи, движения, эмоции.

Цель лечебной гимнастики – повышении эмоционального тонуса и возбуждение автоматических и эмоциональных реакций. В основе направленного терапевтического влияния физических упражнений может как бы рассматривание патологической инертности корковых процессов и подавление очагов такой инертности в коре головного мозга. Рекомендуются упражнения с ускорением темпа, игровые, в равновесии, метании, с преодолением препятствий. Больных психастенией необходимо включать в групповые процедуры ЛФК, поставить их в зависимость от групповых упражнений.

Методика ЛФК при неврозах и соматогенно обусловленных невротических состояниях определяется характером заболевания и функциональных расстройств той или иной системы.

При лечении необходимо создать для больных неврозами наиболее благоприятные условия. Полноценные результаты приносит лечение больных неврозами в санаториях, где ЛФК является органической частью режима. Ее сочетают с климатотерапией, с физиотерапевтическими процедурами (электролечение), а при соответствующих показаниях и с бальнеотерапией.

( см таблица3)
Писчий спазм.
Писчий спазм (графоспазм, дисграфия, писчая судорога) рассматривается как координаторный невроз преимущественного характера. Писчий спазм характеризуется судорогами, дрожанием и болями в мышцах рук, при письме.

Писчий спазм подразделяется на:



    1. спастическую

    2. паралитическую

    3. дрожательную

    4. невралгическую формы

При спастической форме в начале письма у больных развивается судорожное подергивание в пальцах и предплечье.

При паралитической- слабость мышц руки

При дрожательной больные не могут управлять движениями рук.

При неврологической форме – во время письма появляются боли в мышцах руки, что нарушает процесс письма.

ЛФК и массаж играют большую роль в лечении двигательных расстройств и изменении тонуса мышечной системы.

Систематически выполняя гимнастические упражнения и применяя массаж можно влиять на все отделы нервной системы и налаживать нервно-мышечную регуляцию функций движений.

Необходимо освободить больного от деятельности, способствовавшей проявлению судорог.

Подбираются упражнения правой руки, в частности для кисти. Необходимо постоянно чередовать с упражнениями для здоровых мышечных групп.

Активные упражнения, пассивные движения и массаж руки не следует ограничивать ее дистальным сегментом. Важное значение имеют упражнения для мышц всей руки.

Следует использовать разнообразные движения в плечевом суставе, маховые движения, движения боксера, использование медицинского персонала (1-2 кг). целесообразно применять ротационные упражнения как прямой, так и согнутой в локтевом суставе рукой с многократным повторением супинации кисти. Упражнения с элементами силового напряжения.

Следует избегать спастических напряжений кисти.

Упражнения необходимо чередовать с расслаблением.

Лечебную гимнастику дополняют массажем.

Продолжительность лечения 1 1\2 месяца

При нарушении двигательного навыка письма рекомендуется эластический фиксатор пальцев. Нельзя допустить утомление и напряжение мышц кисти.


Сила нервных процессов

Сильный тип



Слабый тип


Сильное проявление нервных процессов

Сильное проявление нервных процессов

Степень уравновешенности процессов возбуждения и торможения

Уравновешенный

Неуравновешенный

«срывы» неврозы





Спокойный тип

Нервные процессы инертны.



Живой

Тип


(нервные процессы, быстры, подвижны)

Возбудимый тип (преобладает возбуждение над торможением)

Таблица 1


Клиническая характеристика форм (стадий) неврастении

Неврастения I

Неврастения II

Неврастения III

Гиперстения
Преобладание возбуждения, ослабление торможения. Адаптация к физическим нагрузкам сохранена



Раздражительная слабость

Ослабление возбудительного и тормозного процессов



Гипостения
Разлитое торможение, ослабление раздражительного процесса, астения с резким нарушением адаптации к физическим нагрузкам

Раздражительность, несдержанность, чувство напряжения и беспокойства, эмоциональная лабильность, больные трудно засыпают, часто просыпаются



Психоэмоциональные расстройства

Неустойчивость эмоциональной сферы, частая смена настроения. Повышенная возбудимость и быстрая утомляемость. Сон чаще тревожный со сновидениями, не освежает больных



Эмоции бедны, больные стремятся к уединению, свойственны мысли о собственной неполноценности, низкой работоспособности и быстрой истощаемости. Бессонница ночью и сонливость днем



Потливость, головная боль при волнениях, тахикардия. Часто повышение артериального давления



Вегетативные расстройства

Потливость, головные боли и боли в области сердца, желудка и другие неприятные ощущения в различных частях тела. Часто больные худеют



Жалобы на головную боль, тяжесть в голове, сердце, головокружения, сосудистую лабильность и др.


Таблица 2



Лечебная физическая культура при различных формах (стадиях) невратении


Неврастения I

Неврастения II

Неврастения III

Гиперстения

Раздражительная слабость

Гипостения

Задачи

Способствовать усилению процессов торможения, организации поведения в коллективе

Укрепление возбудительного и тормозного процессов. Выравнивание вегетативных отклонений

Повышение психофизического тонуса, физическое укрепление. Психотерапевтическое воздействие

Лечебная гимнастика

Групповые занятия. Упражнения выполняются ритмично, в спокойном темпе. Разнообразные упражнения на точность выполнения, упражнения на координацию, эмоциональные, с замедлением темпа. Дисциплинирующие требования. Продолжительность 26-30 мин.

Малогрупповые занятия. Умеренная физическая нагрузка. Дыхание 1:2. Упражнения на координацию, точность, равновесие, на ускорение и замедление темпа. Упражнения в игровой форме, простые подвижные игры

Индивидуальные занятия. Упражнения в положении лежа, сидя и стоя. Упражнения корригирующие, с дозированным напряжением, дыхание 1:1. Упражнения на развитие функции вестибулярного аппарата. Включать паузы для отдыха

Спортивно-прикладные упражнения и игры

Прогулки, ближний и дальний туризм, лыжи, коньки, плавание, гребля и др. Городки, волейбол, теннис, подвижные игры. Охота и рыбная ловля. Соблюдение режима

Прогулки дозированные, ближний туризм, дальний – на пароходе. Прогулки на лыжах, купание, гребля дозированная. Крокет, кегли, городки, подвижные игры. Соблюдение режима труда и отдыха, сна, питания и движения

Прогулки дозированные, обтирания, души. Дозированные прогулки на лыжах, купание


Примерная схема процедуры лечебной гимнастики для больных неврастенией в первой стадии (гиперстения, середина лечебного курса)


Раздел и содержание процедуры

Дозировка, мин.

Методические указания

Целевая установка

I. Построение, перестроение. Ходьба ритмированная без движения рук и с движением их в различных комбинациях


3-4

Точно сочетать движения рук и ног соответственно команде. Темп спокойный. С постепенным усложнением.

Дисциплинировать, мобилизовать внимание и повысить настроение больных. Развитие координации движений

II. общеукрепляющие гимнастические упражнения в чередовании с дыхательными стоя, сидя, с гимнастическими палками, булавами, медицинболами и др.

7

Средний спокойный темп. То же с замедлением темпа.

Развивать согласованную реакцию основных систем на возрастающую физическую нагрузку

III. упражнения на равновесие тела на широкой и узкой площади опоры. Упражнения на точность движений верхних конечностей. Элементы лазания с участием рук и ног. Упражнения в метании.

7-8

Упражнения на равновесие чередовать с упражнениями на точность движения

Способствовать развитию моторных навыков, волевых качеств и др. общее укрепление организма.

IV. игра подвижная без мяча или с мячом. Эстафетные игры с включением элементов лазания, перелезания, подлезания, прыжков и др.

10-12

Включить кратковременные паузы и дыхательные упражнения

Повысить эмоциональное содержание процедуры. Влиять на поведение больных (находчивость, сообразительность), способствовать общему укреплению больных и развитию прикладных качеств

V Построение в круг. Элементарные гимнастические упражнения в чередовании с дыхательными.

3-4







Всего

30 мин.









Примерная схема лечебной гимнастики для больных неврастенией второй стадии

(раздражительная слабость, середина лечебного курса)


Раздел и содержание процедуры

Дозировка, мин.

Методические указания

Целевая установка

I. Построение. Ходьба ритмированная в спокойном темпе

2-3

По кругу с изменением направления

Дисциплинировать занимающихся, ритмировать движения

II. Элементарные гимнастические упражнения в положении стоя для рук, ног и корпуса. Несложные упражнения на координацию.

5

Обращать внимание на точность и ритмичность выполнения упражнения, согласованность движений рук и ног

Способствовать развитию точности, ритмичности и координации движений. Воспитательное влияние на поведение больного

III. ходьба простая и усложненная движениями рук. Дыхательные упражнения

2-3

Следить за ритмом и согласованностью движений рук и ног

Согласовать динамичность упражнения в передвижении с требованиями и координации

IV. Упражнения в метании и ловле мячей. Координирующие упражнения стоя или сидя

6-7

Использовать разнообразие приемов метания. Координирующие упражнения чередовать с дыхательными.

Повысить интерес к занятиям, тонизировать организм, укреплять разгибатели корпуса,

V. Малоподвижная или подвижная игра на месте

8-10

Выбор игры определяется переносимостью больными предварительной нагрузки. Использовать игры с мячом, эстафеты на месте и в передвижении. Включать паузы для дыхания.




VI. Элементарные гимнастические упражнения в чередовании с дыхательными

2-3

Спокойный темп, регулировать дыхание

Снизить нагрузку, выровнять реакцию организма

Всего

25-30 мин







Примерная схема процедуры лечебной гимнастики для больных неврастенией третьей стадии

(гипостения, середина лечебного курса)


Раздел и содержание процедуры

Дозировка, мин.

Методические указания

Целевая установка

I. Элементарные упражнения для рук и ног. Дыхательные упражнения

3-5

Преимущественно отдельно для рук и ног

Постепенное возрастание физической нагрузки. Воспитание правильного дыхания

II. Ходьба с ускорением и замедлением

2-3

С добавлением движения рук в соответствии с ритмом ходьбы

Повысить требования в отношении общей нагрузки и координации движений

III. Упражнения координирующего типа с чередованием исходных положений стоя и сидя

4-5

Использовать гимнастическую стенку и стул. Вариант стоя и сидя на стуле и др.

Оказать тонизирующее действие на больного. Укрепить мышцы корпуса, противодействовать проявлению астении

IV. Упражнения в метании и ловле мячей простыми способами. Упражнения в равновесии

4-5

На коротком расстоянии. Равновесие на широкой площади опоры (преимущественно)

Повысить эмоциональный фон процедуры и оказать общетонизирующее влияние на больного

V. элементарные гимнастические упражнения в положении сидя

2-3

Глубокое дыхание




Всего

15-20 мин







Таблица 3

Лечебная физическая культура при истерии и психастении.





Истерия

Психастения

Патофизиологическая и клиническая характеристика

Процесс торможения ослаблен, преобладание подкорки и первой сигнальной системы. Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Яркая эмоциональность и др.

Преобладают процессы торможения, вторая сигнальная система. Инертность корковых процессов, их малая подвижность. Больные замкнуты, эмоциональная подвижность снижена

Задачи

Развитие тормозного процесса, регламентация поведенческих реакций в коллективе, дисциплинированность и др.

Повышение эмоционального тонуса и возбуждение автоматических и эмоциональных реакций

Методика

Лечебная гимнастика групповым методом, повышенная требовательность к дисциплинированности и точному выполнению упражнений. Команда спокойная и четкая. Упражнения выполняются ритмично, с изменением и особенно с замедлением темпа.

Упражнения с усложнением координации, на равновесие. Упражнения без показа



Лечебная гимнастика групповым методом. Упражнения с ускорением темпа, на равновесие, в метании и ловле мяча, с преодолением препятствий и др. эмоциональный фон процедуры поддерживать с использованием игр.

Литература

1. Попов С.Н «Физическая реабилитация»: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по Государственному образовательному стандарту 02250 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура). – Ростов н/Д : Феникс,2005. – 608 с.


2. Мошков В.Н. «Лечебная физическая культура в клинике нервных болезней»- М: Медицина, 1982, 224с, с 195-205
3. Винокуров Д.А. «Частные методики лечебной физической культуры» - М: Медицина, 1969, 175 с, с 71-78
4. Кирпеченко А.А. «Нервные и психические болезни»- Учебное пособие – МН.: Высш.шк., 1998 – 256 с, с 129-131
5. Козлова Л.В. «Основы реабилитации» - Ростов н\Д: «Феникс», 2003-408с, с 266-271

Физическая реабилитация при неврозах. Характеристика неврозов

Неврозы рассматриваются, как заболевание нервной системы в результате расстройства высшей нервной деятельности

214.94kb.

09 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины физическая реабилитация (наименование дисциплины) Специальность

Физическая реабилитация при переломах позвоночника и таза. Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии. Физическая реабилитация при заболеваниях сердечн

417.54kb.

06 10 2014
1 стр.


Психотерапия неврозов у детей и подростков

Семья как патогенетически обусловливающий фактор неврозов у детей и подростков

3240.39kb.

09 09 2014
22 стр.


Государственный образовательный стандарт Специальность 022500 Физическая культура для лиц

Общая характеристика специальности 022500 физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

1189.24kb.

12 10 2014
5 стр.


Государственный образовательный стандарт Специальность 022500 Физическая культура для лиц

Общая характеристика специальности 022500 физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

1094.9kb.

12 10 2014
5 стр.


Содержание лекционного курса

Основные виды неврозов. Симптоматика и психологические характеристики личности при невротическом расстройстве

24.28kb.

09 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине специальность 0302101. 65 «Физическая культура и спорт»

Краткая характеристика основной образовательной программы

778.82kb.

14 12 2014
5 стр.


Лекции тема: Неотложные состояния в нефрологии. План: Вступление. Актуальность темы

Реабилитация и диспансеризация при нефрологических заболеваниях. Документы, регламентирующие диспансеризацию

30.91kb.

10 09 2014
1 стр.