Перейти на главную страницу
И.П.Попов, характеризовавший неврозы как «хронической отклонение высшей нервной деятельности от нормы» вследствие перенапряжения нервных процессов и изменения их подвижности, выделял 3 формы:
1) неврастению
2) истерию
3) психостению
Неврозы чаще развиваются у лиц со слабым типом нервной системы. Конечно неврозы возможны и у людей с сильным типом нервной деятельности, преимущественно у неуравновешенных (холерики) у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Значительно реже неврозы наблюдаются у лиц с сильным и уравновешенным типом ВНД, да и то при воздействии неадекватных раздражителей.(см схема1)
а) процессов возбуждения и торможения
б) взаимоотношения между корой и над коркой
в) нормального состояния нервной и второй сигнальных систем
Необходимо учитывать связь неврозов и висцеральных расстройств, что важно при применении лечебной физической культуры.
Сниженная физическая активность может быть одним из факторов риска в развитии невроза и сопутствующих вегетативных расстройств. При гипокинезии снижается общий тонус коры головного мозга, становится дефицитной информация о внешнем мире и снижаются адаптационные способности нервной системы.
Гипокинезия вызывает астенической невроз и вегетативно-сосудистые дисфункции. Она обуславливает ряд функциональных отклонений – неуравновешенность, немотивированное поведение, озлобленность, агрессивность, склонность к конфликтам, обидчивость, слезливость, обеднение психических реакций и так далее.
Наблюдаются также нарушение сна, слабость, раздражительность, депрессивное состояние и снижение умственной работоспособности.
Процесс приспособления к сниженной физической активности сопровождается значительным нервным напряжением, приводящим к невротическим явлениям. Все это подтверждает необходимость комплексной реабилитационной терапии.
В развитии неврозов важную роль играют хроническое перенапряжение основных процессов нервной деятельности – возбуждения и торможения, непосильные требования к подвижности нервных процессов
- Физические упражнения при неврозах выравнивают динамику основных нервных процессов( возбуждения и торможения);
- координируют функции коры и подкорки, первой и второй сигнальной системы;
- регулярное применение физической культуры сглаживает различные расстройства вегетативной нервной системы;
- лечебная физкультура при лечении больных неврозами рассматривается как естественно-биологический метод с физически обоснованным применением физических упражнений, природных факторов при регламентации общего режима больного.
Регулярное применение физкультуры сглаживает различные расстройства вегетативной нервной системы. ЛФК помимо лечебно-профилактических, ставит перед собой и воспитательные задачи. Она вовлекает больного в сознательное и активное участие в борьбе с недугом. Улучшение поведенческих реакций следует объяснить взаимообусловленным участием первой и второй сигнальных систем в процессе обучения больных неврозами физическим упражнениям. Спокойный и уверенный ток играет большую роль. Следует учитывать положительное влияние физических упражнений на эмоциональную сферу больного. Физические упражнения в виде гимнастики, игр, прогулок, туризма, купания и плавания, стимулируют у больных различные физиологические механизмы и вызывают чувство бодрости, способствуют устранению неуверенности, беспокойства, страха, различных невротических явлений: систематические, методические правильные физические упражнения повышают у больных неврозами устойчивость нервно-психической сферы, способствуют развитию более уравновешенной реакции поведения.
Назначая ЛФК при неврозах, в частности, необходимо учитывать общие закономерности тренировки.
Они основаны на:
- системном применении;
- повторяемости;
- регулярности;
- длительности;
- постепенности;
- адекватности.
В процессе тренировки проявляется тонизирующее, стимулирующее влияние физических упражнений на нервную систему и весь организм. При этом нужно учитывать, что больные неврозами нуждаются в щадящем отношении. Так большие нагрузки, особенно с элементами соревнования, неадекватны состоянию регуляторных, нервных механизмов, нарушают нервную регуляцию функций и приводят к нервным дистрофиям.
Необходимо соблюдать умеренность в физических нагрузках и обеспечивать больным спокойную внешнюю обстановку.
ЛФК – это не только процесс упражнения, она одновременно играет роль охранительного режима.
При подборе физических упражнений и построении курса упражнений необходимо принимать во внимание изменения в эмоциональной сфере, расстройства сна и ряд вегетативных нарушений.
ЛФК при неврастении следует применять дифференцированную в зависимости от стадии заболевания, учитывая общее состояние больного, основную симптоматику в различных стадиях неврастении и различную адаптацию больных к физическим упражнениям.
Основная цель занятий – общеукрепляющее воздействие. Упражнения применяются умеренной интенсивности для всех мышечных групп, сочетающиеся с углубленным дыханием, с сопротивлением, с отягощением, со снарядами, на снарядах. Целесообразно применять целые гимнастические комбинации. Упражнения на внимание, равновесие, прыжки, метание.
При истерических контрактурах и параличах следует использовать упражнения, требующие интенсивной активности мышц, не вовлеченных в контрактуры и параличи, а также концентрацию внимания.
Больных, у которых невроз проявляется преимущественно в заторможенности и угнетенности(психастения), необходимо постоянно и настойчиво активизировать. Рекомендуется использовать хорошо знакомые упражнения, не фиксирую внимание на точности выполнения упражнений.
Наиболее благотворно на больных действует санаторный режим. Реабилитационные мероприятия в санаторных условиях характеризуются общеукрепляющим воздействием на весь организм и направлены на закаливание организма, повышение работоспособности и психологической устойчивости. Широко используются прогулки, экскурсии, занятия в бассейне, элементы спорта, туризма. Обязательно включается массаж, различные виды психотерапии, физио и бальнеотерапии.
Неврастения.
Самый распространенный вид неврозов. Неврастению следует понимать
как заболевание, возникающее вследствие чрезмерного по силе или длительности напряжения нервной системы, превосходящего пределы выносливости, имеющие в своей основе ослабление процесса внутреннего торможения и клинически проявляющиеся сочетанием симптомов повышенной возбудимости и истощаемости.
Клинические проявления неврастении характеризуется тремя состояниями нарушения ВНД:
При применении ЛФК у данной категории больных общая физическая нагрузка должна быть более умеренной, чем при неврастении 1 стадии. Рекомендуются облегчения и по построению более простые упражнения. Необходимо соблюдать ритмичность упражнений. Целесообразно назначить упражнения на ускорении и замедление темпа, несложные упражнения на координацию и развитие равновесия, использовать дыхательные упражнения. Утренняя гигиеническая гимнастика применяется только раздельным методом с паузами во время объяснения упражнений. Необходимо музыкальное сопровождение занятия.
ЛФК нужно строить так, чтобы активные движения чередовались с пассивным отдыхом, преимущественно на открытом воздухе. Нужно разнообразить формы лечебной физкультуры (купание, игры, прогулки на лыжах). При умеренной общей нагрузке рекомендуется дозированная трудотерапия.
3 стадия неврастении (гипостения) характеризуется развитием разлитого торможения, и ее рассматривают как тормозную. На первый план выступают явления астении, слабости, выраженного снижение переносимости физических нагрузок. У больных резко снижена работоспособность, что связано с повышенной умственной и физической утомляемостью. Больные жалуются на сильные боли в области сердца и нарушении его функции, тяжесть в голове, головокружение, неустойчивую походку. Часто наблюдается артериальная гипотомия.
ЛФК при гипостенической неврастении с выраженным ухудшением переносимости физических нагрузок применяют еще с большим их ограничением к ним. Назначают наиболее облегченные, простые по построению упражнения. В процедуру входят паузы для отдыха, входят упражнения в облегченных исходных положениях (лежа, сидя), для повышения общего тонуса включают упражнения корригирующие и с дозированным напряжением, которые чередуются с дыхательными. Используются также упражнения на развитие функции вестибулярного аппарата. Обычно процедуры проводят индивидуально или малогрупповым методом. Больным рекомендованы дозированные лечебные прогулки на лыжах, закаливание.
( таблица 2)
Истерия.
Физиологические и психологические особенности больных истерией и психастенией существенно различны. При истерии преобладают функции подкорки и влияние первой сигнальной системы. Нарушение координации коры и подкорки способствует повышенной возбудимости, смене настроения, неустойчивости. Проявления истерии очень разнообразны, для истерии типично:
Цель лечебной гимнастики – повышении эмоционального тонуса и возбуждение автоматических и эмоциональных реакций. В основе направленного терапевтического влияния физических упражнений может как бы рассматривание патологической инертности корковых процессов и подавление очагов такой инертности в коре головного мозга. Рекомендуются упражнения с ускорением темпа, игровые, в равновесии, метании, с преодолением препятствий. Больных психастенией необходимо включать в групповые процедуры ЛФК, поставить их в зависимость от групповых упражнений.
Методика ЛФК при неврозах и соматогенно обусловленных невротических состояниях определяется характером заболевания и функциональных расстройств той или иной системы.
При лечении необходимо создать для больных неврозами наиболее благоприятные условия. Полноценные результаты приносит лечение больных неврозами в санаториях, где ЛФК является органической частью режима. Ее сочетают с климатотерапией, с физиотерапевтическими процедурами (электролечение), а при соответствующих показаниях и с бальнеотерапией.
( см таблица3)
Писчий спазм.
Писчий спазм (графоспазм, дисграфия, писчая судорога) рассматривается как координаторный невроз преимущественного характера. Писчий спазм характеризуется судорогами, дрожанием и болями в мышцах рук, при письме.
Писчий спазм подразделяется на:
При паралитической- слабость мышц руки
При дрожательной больные не могут управлять движениями рук.
При неврологической форме – во время письма появляются боли в мышцах руки, что нарушает процесс письма.
ЛФК и массаж играют большую роль в лечении двигательных расстройств и изменении тонуса мышечной системы.
Систематически выполняя гимнастические упражнения и применяя массаж можно влиять на все отделы нервной системы и налаживать нервно-мышечную регуляцию функций движений.
Необходимо освободить больного от деятельности, способствовавшей проявлению судорог.
Подбираются упражнения правой руки, в частности для кисти. Необходимо постоянно чередовать с упражнениями для здоровых мышечных групп.
Активные упражнения, пассивные движения и массаж руки не следует ограничивать ее дистальным сегментом. Важное значение имеют упражнения для мышц всей руки.
Следует использовать разнообразные движения в плечевом суставе, маховые движения, движения боксера, использование медицинского персонала (1-2 кг). целесообразно применять ротационные упражнения как прямой, так и согнутой в локтевом суставе рукой с многократным повторением супинации кисти. Упражнения с элементами силового напряжения.
Следует избегать спастических напряжений кисти.
Упражнения необходимо чередовать с расслаблением.
Лечебную гимнастику дополняют массажем.
Продолжительность лечения 1 1\2 месяца
При нарушении двигательного навыка письма рекомендуется эластический фиксатор пальцев. Нельзя допустить утомление и напряжение мышц кисти.
Сила нервных процессов
Сильный тип
Степень уравновешенности процессов возбуждения и торможения
Уравновешенный
Неуравновешенный
«срывы» неврозы
Спокойный тип
Нервные процессы инертны.
Тип
Таблица 1
Неврастения I |
Неврастения II |
Неврастения III |
Гиперстения Преобладание возбуждения, ослабление торможения. Адаптация к физическим нагрузкам сохранена |
Раздражительная слабость Ослабление возбудительного и тормозного процессов |
Гипостения Разлитое торможение, ослабление раздражительного процесса, астения с резким нарушением адаптации к физическим нагрузкам |
Раздражительность, несдержанность, чувство напряжения и беспокойства, эмоциональная лабильность, больные трудно засыпают, часто просыпаются |
Психоэмоциональные расстройства Неустойчивость эмоциональной сферы, частая смена настроения. Повышенная возбудимость и быстрая утомляемость. Сон чаще тревожный со сновидениями, не освежает больных |
Эмоции бедны, больные стремятся к уединению, свойственны мысли о собственной неполноценности, низкой работоспособности и быстрой истощаемости. Бессонница ночью и сонливость днем |
Потливость, головная боль при волнениях, тахикардия. Часто повышение артериального давления |
Вегетативные расстройства Потливость, головные боли и боли в области сердца, желудка и другие неприятные ощущения в различных частях тела. Часто больные худеют |
Жалобы на головную боль, тяжесть в голове, сердце, головокружения, сосудистую лабильность и др. |
Таблица 2
Неврастения I |
Неврастения II |
Неврастения III |
Гиперстения |
Раздражительная слабость |
Гипостения |
Задачи | ||
Способствовать усилению процессов торможения, организации поведения в коллективе |
Укрепление возбудительного и тормозного процессов. Выравнивание вегетативных отклонений |
Повышение психофизического тонуса, физическое укрепление. Психотерапевтическое воздействие |
Лечебная гимнастика | ||
Групповые занятия. Упражнения выполняются ритмично, в спокойном темпе. Разнообразные упражнения на точность выполнения, упражнения на координацию, эмоциональные, с замедлением темпа. Дисциплинирующие требования. Продолжительность 26-30 мин. |
Малогрупповые занятия. Умеренная физическая нагрузка. Дыхание 1:2. Упражнения на координацию, точность, равновесие, на ускорение и замедление темпа. Упражнения в игровой форме, простые подвижные игры |
Индивидуальные занятия. Упражнения в положении лежа, сидя и стоя. Упражнения корригирующие, с дозированным напряжением, дыхание 1:1. Упражнения на развитие функции вестибулярного аппарата. Включать паузы для отдыха |
Спортивно-прикладные упражнения и игры | ||
Прогулки, ближний и дальний туризм, лыжи, коньки, плавание, гребля и др. Городки, волейбол, теннис, подвижные игры. Охота и рыбная ловля. Соблюдение режима |
Прогулки дозированные, ближний туризм, дальний – на пароходе. Прогулки на лыжах, купание, гребля дозированная. Крокет, кегли, городки, подвижные игры. Соблюдение режима труда и отдыха, сна, питания и движения |
Прогулки дозированные, обтирания, души. Дозированные прогулки на лыжах, купание |
Раздел и содержание процедуры |
Дозировка, мин. |
Методические указания |
Целевая установка |
I. Построение, перестроение. Ходьба ритмированная без движения рук и с движением их в различных комбинациях |
3-4 |
Точно сочетать движения рук и ног соответственно команде. Темп спокойный. С постепенным усложнением. |
Дисциплинировать, мобилизовать внимание и повысить настроение больных. Развитие координации движений |
II. общеукрепляющие гимнастические упражнения в чередовании с дыхательными стоя, сидя, с гимнастическими палками, булавами, медицинболами и др. |
7 |
Средний спокойный темп. То же с замедлением темпа. |
Развивать согласованную реакцию основных систем на возрастающую физическую нагрузку |
III. упражнения на равновесие тела на широкой и узкой площади опоры. Упражнения на точность движений верхних конечностей. Элементы лазания с участием рук и ног. Упражнения в метании. |
7-8 |
Упражнения на равновесие чередовать с упражнениями на точность движения |
Способствовать развитию моторных навыков, волевых качеств и др. общее укрепление организма. |
IV. игра подвижная без мяча или с мячом. Эстафетные игры с включением элементов лазания, перелезания, подлезания, прыжков и др. |
10-12 |
Включить кратковременные паузы и дыхательные упражнения |
Повысить эмоциональное содержание процедуры. Влиять на поведение больных (находчивость, сообразительность), способствовать общему укреплению больных и развитию прикладных качеств |
V Построение в круг. Элементарные гимнастические упражнения в чередовании с дыхательными. |
3-4 |
|
|
Всего |
30 мин. |
|
|
Раздел и содержание процедуры |
Дозировка, мин. |
Методические указания |
Целевая установка |
I. Построение. Ходьба ритмированная в спокойном темпе |
2-3 |
По кругу с изменением направления |
Дисциплинировать занимающихся, ритмировать движения |
II. Элементарные гимнастические упражнения в положении стоя для рук, ног и корпуса. Несложные упражнения на координацию. |
5 |
Обращать внимание на точность и ритмичность выполнения упражнения, согласованность движений рук и ног |
Способствовать развитию точности, ритмичности и координации движений. Воспитательное влияние на поведение больного |
III. ходьба простая и усложненная движениями рук. Дыхательные упражнения |
2-3 |
Следить за ритмом и согласованностью движений рук и ног |
Согласовать динамичность упражнения в передвижении с требованиями и координации |
IV. Упражнения в метании и ловле мячей. Координирующие упражнения стоя или сидя |
6-7 |
Использовать разнообразие приемов метания. Координирующие упражнения чередовать с дыхательными. |
Повысить интерес к занятиям, тонизировать организм, укреплять разгибатели корпуса, |
V. Малоподвижная или подвижная игра на месте |
8-10 |
Выбор игры определяется переносимостью больными предварительной нагрузки. Использовать игры с мячом, эстафеты на месте и в передвижении. Включать паузы для дыхания. |
|
VI. Элементарные гимнастические упражнения в чередовании с дыхательными |
2-3 |
Спокойный темп, регулировать дыхание |
Снизить нагрузку, выровнять реакцию организма |
Всего |
25-30 мин |
|
|
Раздел и содержание процедуры |
Дозировка, мин. |
Методические указания |
Целевая установка |
I. Элементарные упражнения для рук и ног. Дыхательные упражнения |
3-5 |
Преимущественно отдельно для рук и ног |
Постепенное возрастание физической нагрузки. Воспитание правильного дыхания |
II. Ходьба с ускорением и замедлением |
2-3 |
С добавлением движения рук в соответствии с ритмом ходьбы |
Повысить требования в отношении общей нагрузки и координации движений |
III. Упражнения координирующего типа с чередованием исходных положений стоя и сидя |
4-5 |
Использовать гимнастическую стенку и стул. Вариант стоя и сидя на стуле и др. |
Оказать тонизирующее действие на больного. Укрепить мышцы корпуса, противодействовать проявлению астении |
IV. Упражнения в метании и ловле мячей простыми способами. Упражнения в равновесии |
4-5 |
На коротком расстоянии. Равновесие на широкой площади опоры (преимущественно) |
Повысить эмоциональный фон процедуры и оказать общетонизирующее влияние на больного |
V. элементарные гимнастические упражнения в положении сидя |
2-3 |
Глубокое дыхание |
|
Всего |
15-20 мин |
|
|
|
Истерия |
Психастения |
Патофизиологическая и клиническая характеристика |
Процесс торможения ослаблен, преобладание подкорки и первой сигнальной системы. Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Яркая эмоциональность и др. |
Преобладают процессы торможения, вторая сигнальная система. Инертность корковых процессов, их малая подвижность. Больные замкнуты, эмоциональная подвижность снижена |
Задачи |
Развитие тормозного процесса, регламентация поведенческих реакций в коллективе, дисциплинированность и др. |
Повышение эмоционального тонуса и возбуждение автоматических и эмоциональных реакций |
Методика |
Лечебная гимнастика групповым методом, повышенная требовательность к дисциплинированности и точному выполнению упражнений. Команда спокойная и четкая. Упражнения выполняются ритмично, с изменением и особенно с замедлением темпа. Упражнения с усложнением координации, на равновесие. Упражнения без показа |
Лечебная гимнастика групповым методом. Упражнения с ускорением темпа, на равновесие, в метании и ловле мяча, с преодолением препятствий и др. эмоциональный фон процедуры поддерживать с использованием игр. |
1. Попов С.Н «Физическая реабилитация»: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по Государственному образовательному стандарту 02250 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура). – Ростов н/Д : Феникс,2005. – 608 с.
Неврозы рассматриваются, как заболевание нервной системы в результате расстройства высшей нервной деятельности
09 09 2014
1 стр.
Физическая реабилитация при переломах позвоночника и таза. Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии. Физическая реабилитация при заболеваниях сердечн
06 10 2014
1 стр.
Семья как патогенетически обусловливающий фактор неврозов у детей и подростков
09 09 2014
22 стр.
Общая характеристика специальности 022500 физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
12 10 2014
5 стр.
Общая характеристика специальности 022500 физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
12 10 2014
5 стр.
Основные виды неврозов. Симптоматика и психологические характеристики личности при невротическом расстройстве
09 09 2014
1 стр.
Краткая характеристика основной образовательной программы
14 12 2014
5 стр.
Реабилитация и диспансеризация при нефрологических заболеваниях. Документы, регламентирующие диспансеризацию
10 09 2014
1 стр.