Перейти на главную страницу
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «_____»________________200 г. Зав.кафедрой Ефременков К.Н. ___________________________ |
|
«УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе Грибкова Л.П.
«_____»_______________200 г. |
(для студентов дневной формы обучения)
Курс – 4
Семестр – 8
Итоговая форма контроля - экзамен
Комплекс разработали:
кандидат педагогических наук Коновалова Г.Н.
кандидат педагогических наук Муханова А.В.
1.1. Краткая характеристика основной образовательной программы…………………………………………………………………………3
1.2. Выписка из образовательного стандарта (дидактические единицы)…………………………………………………………………………...4
2. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ …...…………...…..5
2.1. Цель и задачи изучения дисциплины……………………………………5
2.2. Содержание, структурированное по разделам
(темам, модулям)…………………………………………………………. 6
2.3. Содержание дисциплины по видам занятий……………………….…….7
2.3.1. Содержание аудиторных занятий…….…………………….…......7
2.3.2. Самостоятельная работа студентов………………………………14
2.4. Требования к уровню освоения программы…….…………………….33
2.4.1. Основные требования предъявляемые к
специалисту……………………………………………………......33
2.4.2. Формы текущего, промежуточного и итогового
контроля………………………………..………………………….33
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……….39
3.1. Основная и дополнительная литературы……………………………….39
3.2. Методические рекомендации преподавателю……………………..…..40 3.3. Методические указания студентам………………………………………...42
3.4. Технические средства обучения…………………………………….…..49
Помимо основополагающей теории, изучающей общие закономерности функционирования и развития общества, социология включает в себя целый ряд частных, специальных дисциплин. К их числу относится и социология спорта. Курс социологии физической культуры и спорта занимает особое место в образовательном пространстве физкультурного вуза. Он опирается на полученные ранее знания в курсах общей социологии, философии, культурологии, политологии, а также теории, истории, педагогики и психологии физической культуры и спорта и предлагает особый, социологический, подход к исследованию своего объекта.
Теоретико-методологические подходы, которыми располагает социология, являются весьма эффективными при анализе спорта как сложного и социально значимого феномена современного общества. Она изучает такие проявления спорта, которые в повседневной жизни обычно представляются простыми и очевидными, хотя на самом деле таковыми не являются. Социология физической культуры и спорта показывает ошибочность многих обыденных представлений о спорте, подвергает их критике. Это свидетельствует о большом познавательном значении социологии спорта для будущих специалистов. Социология физической культуры и спорта имеет и важное прикладное значение, так как позволяет сформировать профессиональный взгляд на сферу спорта, необходимый для эффективного управления данной сферой. Большое значение имеют и результаты конкретных социологических исследований, которые способствуют выработке адекватных стратегий развития и функционирования спорта в современной России.
1.2. Выписка из образовательного стандарта (дидактические единицы).
Индекс |
Наименование дисциплин и их основные дидактические единицы |
Всего часов на освоение учебного материала |
ОПД.Р.16 |
Социология физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина. Спорт в социокультурной системе. Социальная структура и функции современного спорта. Проблемы личности в спорте. Методы социологии.Основы эмпирического социологического исследования. |
80 |
Объект, предмет и история социологии спорта. Социологическая интерпретация понятия «спорт». Социокультурная эволюция спорта. Спорт как элемент общечеловеческой культуры. Спорт как социальный институт. Институциональные взаимосвязи спорта. Олимпийское движение как социальный феномен. Социальные функции и дисфункции спорта.
.
2. Рабочая учебная программа
2.1. Цель и задачи учебной дисциплины
Цель учебного курса «Социология физической культуры и спорта» - основываясь на теории и методологии социологической науки, сформировать у студентов глубокое и полное представление о социальной сущности спорта, его возникновении, развитии и функционировании как общественного явления.
Курс способствует формированию у студентов знаний и умений, необходимых для осуществления следующих видов профессиональной деятельности: управленческой, организационной, информационно-аналитической, научно-исследовательской, методической, образовательной.
Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по курсу «Социология физической культуры и спорта» в вузе включает различные аспекты социологических знаний. В данный курс входит решение следующих задач:
1. Показать динамику спорта в контексте социокультурной эволюции обществ, его скрытые структурные параметры и роль в современной цивилизации.
2. Дать характеристику спорту как социальному институту, взаимосвязанному со многими сферами современного общества, его социальным функциям.
3. Раскрыть характерные особенности и механизмы воздействия спорта на процесс социализации личности.
4. Научить анализу и критическому оцениванию ключевых социальных проблем современного спорта.
4. Дать студентам информацию об отношении различных социально-демографических групп населения к спорту и физическому воспитанию (их потребности, интересы, ценностные ориентации, поведение, стиль, образ жизни и т.д.).
5. Сформировать у студентов навыки подготовки и проведения эмпирических социологических исследований в сфере физической культуры и спорта, умения использовать результаты этих исследований в своей научной и профессиональной деятельности.
Чтение курса на очном отделении предусматривается в 8 семестре 4 курса, на заочном – в 7 и 8 семестре 4 курса. Форма итогового контроля - экзамен.
№ п/п |
Наименование тем курса |
Виды учебных работ | |||
Всего |
лекции |
семи-нары |
Сам. раб. | ||
|
Раздел I. Социология физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина |
8 |
2 |
2 |
4 |
1 |
Объект, предмет и история социологии спорта |
5 |
2 |
1 |
2 |
2 |
Социологическая интерпретация понятия «спорт» |
3 |
|
1 |
2 |
|
Раздел II. Спорт в социокультурной системе |
10 |
2 |
4 |
4 |
3 |
Социокультурная эволюция спорта |
6 |
2 |
2 |
2 |
4 |
Спорт как элемент общечеловеческой культуры |
4 |
|
2 |
2 |
|
Раздел III. Социальная структура и функции современного спорта |
18 |
2 |
8 |
8 |
5 |
Спорт как социальный институт |
5 |
1 |
2 |
2 |
6 |
Институциональные взаимосвязи спорта |
5 |
1 |
2 |
2 |
7 |
Олимпийское движение как социальный феномен |
4 |
|
2 |
2 |
8 |
Социальные функции и дисфункции спорта |
4 |
|
2 |
2 |
|
Раздел IV. Проблемы личности в спорте |
18 |
2 |
8 |
8 |
9 |
Спорт и социализация личности |
6 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Спортивная субкультура |
4 |
|
2 |
2 |
11 |
Проблема гуманизации спорта |
4 |
|
2 |
2 |
12 |
Физкультурно-спортивная активность и ее социальные барьеры |
4 |
|
2 |
2 |
|
Раздел V. Методы социологии. Основы эмпирического социологического исследования |
26 |
2 |
8 |
16 |
13 |
Эмпирические социологические исследования, их методы и значение в исследовании спорта |
8 |
2 |
2 |
4 |
14 |
Программа эмпирического социологического исследования |
6 |
|
2 |
4 |
15 |
Методика и техника составления социологической анкеты |
6 |
|
2 |
4 |
16 |
Методы обработки первичной социологической информации |
6 |
|
2 |
4 |
|
Итого |
80 |
10 |
30 |
40 |
Основные понятия курса: «спорт» и «физическая культура», их соотношение и содержание на современном этапе развития российского общества и спорта. Этимологические корни понятия «спорт» и его современное значение. Уровни социологического анализа. Роль теоретических парадигм социологии в понимании феномена спорта, научной интерпретации этого понятия. Анализ спорта на основе уровней социального анализа Дж.Ритцера. Объективное и субъективное, макро- и микро измерение спорта.
1. Спорт как социальное явление. Специфика его социологического анализа.
2. Уровни социологического анализа. Социологическая интерпретация понятия «спорт».
Тема 2. Социокультурная эволюция спорта
Теоретический раздел (лекции – 2 часа). Сущность понятий «общество», «культура», «социокультурная система», «эволюция». Взаимосвязь этих понятий со спортом. Классики социологии о прогрессе и эволюции общества.
Этапы социокультурной эволюции спорта. Физические упражнения и состязания в обществе охотников и собирателей, в земледельческих и скотоводческих обществах. Физические упражнения и состязания в аграрных обществах. Возникновение спорта. Социальная организация соперничества в Древней Греции. Закат спорта и распространение христианства. Возрождение спорта в индустриальном обществе. Социальные предпосылки институционализации спорта в Англии и Европе в XIX - начале ХХв. Этика протестантизма как социокультурная основа спорта и соперничества в XIXв.
Основные тенденции развития спорта в постиндустриальной цивилизации. Понятие глобализации. Международный спорт как глобальный социальный феномен. Зрелищность как один из критериев развития спорта. Процессы коммерциализации и профессионализации спорта. Современные направления развития спортивно-оздоровительной индустрии.
План семинарского занятия (2 часа):
1. Социальная динамика в трудах классиков социологии. Соотношение понятий «эволюция», «модернизация», «исторические циклы».
2. Характеристика этапов социокультурной эволюции спорта.
3. Постиндустриализм. Тенденции развития спорта в постиндустриальном обществе.
Место спорта в системе общекультурных ценностей. Спорт как продукт культуры и фактор, влияющий на ее развитие. Спорт как воплощение эстетических ценностей и сфера самореализации личности. Причины ценностной амбивалентности спорта. Спорт и человеческое тело. Телесность человека в системе общекультурных ценностей.
Спорт как игра и соревновательная деятельность. Игра и соревновательность как один из базовых моментов процесса самоидентификации человека. Основные формы и принципы организации соревновательного взаимодействия. Культурно-нормативная структура спорта. Культурные нормы как атрибуты социального порядка. Нормы спортивной конкуренции. Институциональные нормы спорта. Принципы Фэйр Плэй. «Надспортивные» нравственные нормы. Эстетическое содержание спорта. Формы эстетической деятельности, связанные с занятиями спортом. Роль и значение эстетических компонентов спорта. Спорт и искусство. Проблема интеграции спорта с искусством и пути ее решения. Нравственный потенциал спорта.
План семинарского занятия (2 часа):
1. Спорт в системе общекультурных ценностей.
2. Эстетическая культурная ценность современного спорта.
3. Спорт и принципы Фэйр Плэй.
Влияние национального менталитета на функционирование спорта. Специфика американской модели спорта. Спорт в Европейском союзе. Российская и китайская модели спорта. Соотношение массового и большого спорта. Их сосуществование и развитие в современной России.
Фитнесс как современная тенденция в мировом спортивно-оздоровительном движении. Социально-демографические характеристики посетителей фитнесс-центров. Клубный характер фитнесс-движения. Социальные и экономические функции фитнесс-движения.
План семинарского занятия (2 часа):
Участие государства в развитии спорта. Спорт как актор большой политики. Спорт как элемент экономической системы. Массовый спорт как сфера услуг в условиях рынка. Источники финансирования спорта.
1. Взаимосвязь спорта с образованием и здравоохранением.
2. Спорт и СМИ: взаимовлияние и тенденции развития в XX, начале XXIвв.
3. Причины и формы вовлечения государства в функционирование института спорта.
Социально-культурное содержание древнегреческих и современных Олимпийских игр: сходства и различия. Олимпийские игры как инструмент международной политики. Олимпийское перемирие.
Взаимоотношение олимпийского движения и других социальных движений, связанных со спортом. Олимпийское движение и социокультурные процессы в современной России. Перспективы и направления дальнейшего развития олимпийского движения и Олимпийских игр. Социальные функции современного олимпийского движения. Влияние профессионализации и коммерциализации спорта на социальную значимость олимпийского движения. Разногласия и противоречия в оценке гуманистической ценности современного олимпийского движения.
План семинарского занятия (2 часа):
1. Сходства и различия античных и современных Олимпийских игр.
2. Взаимосвязь социальных, политических и экономических функций современного олимпийского движения.
3. Разногласия и противоречия в оценке социальных функций современного олимпизма.
Универсальные функции спорта. Специфические функции массового спорта, спорта высших достижений, профессионально-коммерческого спорта.
Возможность дисфункциональных проявлений в спорте. Спорт и международные конфликты. Миротворческая роль международного спорта и трудности ее реализации. Проблема соблюдения принципов Фэйр Плэй в современном спорте. Противоречия, определяющие неоднозначную ситуацию в развитии спорта высших достижений. Применение допинга, система договорных побед.
План семинарского занятия (2 часа):
1. Понятие функций и дисфункций в социологии. Социальные функции и дисфункции современного спорта.
2. Трудности реализации миротворческой функции спорта.
3. Допинг как индивидуальная и системная проблема спорта.
Краткая характеристика основной образовательной программы
14 12 2014
5 стр.
Гущин, Н. С. Баскетбол : учебно-методический комплекс по дисциплине : специальность 033100 (050720) «Физическая культура» / сост. Н. С. Гущин. – Чебоксары : Чуваш гос пед ун-т, 200
14 12 2014
1 стр.
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
25 09 2014
1 стр.
Физическая реабилитация при переломах позвоночника и таза. Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии. Физическая реабилитация при заболеваниях сердечн
06 10 2014
1 стр.
24 09 2014
5 стр.
Учебно-методический комплекс предназначен для освоения программы по дисциплине «Сенсорный анализ продовольственных товаров» специальности 080401. 65 «Товароведение и экспертиза тов
04 09 2014
6 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Культура звучащей речи» / сост. Н. Ю. Ломыкина, Е. А. Тимченко. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 23 с
17 12 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольны
15 12 2014
1 стр.