Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2


На правах рукописи


РОДИОНОВА Светлана Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Специальность 13.00.08 – теория и методика профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Шуя – 2010


Работа выполнена на кафедре социальной педагогики и акмеологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Шуйский государственный педагогический университет»




Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Тарасова Валентина Никифоровна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент РАО



Кузьмина Нина Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент

Незнамова Татьяна Леонидовна
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Нижегородский государствен-

ный педагогический университет»

Защита состоится «29» апреля 2010 года в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 212.302.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук при ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» по адресу: 155908, Ивановская область, г.Шуя, ул.Кооперативная, д.24, ауд.220

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»

Автореферат разослан «26» марта 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент Н.В.Лысых



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В условиях обновления системы образования и воспитания особое значение приобретает личность учителя, сочетающего в себе общую и профессиональную культуру, духовность, педагогическое мастерство. Изменение ценностно-целевых ориентиров в образовании, необходимость решения высшей школой проблемы подготовки выпускников к условиям самостоятельного преодоления трудностей ставит задачу дальнейшего совершенствования системы профессионального образования.

В связи с этим возрастает потребность в определении возможных путей формирования у будущих специалистов готовности к творческой деятельности, служащей реальной основой потенциального творчества в последующей профессиональной деятельности.

Педагогическое творчество отличается от остальных видов творчества своей сложностью и ответственностью в силу того, что в процессе педагогической деятельности происходит «творение» и «сотворение» личности (духовный продукт). Творческая активность - начальная ступень творчества, развитие которой осуществляется наиболее эффективно именно в младшем школьном возрасте (А.В. Запорожец, А.М. Матюшкин, Н.Н. Подьяков, Д.Н. Узнадзе). Возможность развивать творческую активность имеет только подготовленный к работе педагог, способный организовать творческую деятельность детей и сам обладающий определенным опытом творческой деятельности. Поэтому особенно важной проблемой является совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов, усиление внимания к его становлению как учителя-творца, стоящего у истоков развития творчества ребенка.

Научные основы такой подготовки специалиста в педагогических вузах нашли свое отражение в работах С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, А.Е. Дмитриева, В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Сластенина и др. Они выявили закономерности, создали концепцию развития творческой деятельности учителя. Проблеме формирования готовности к творческой педагогической деятельности посвящен целый ряд диссертационных исследований таких авторов, как Л.Н. Абдулина, В.В. Богданова, Л.Е. Варфоломеева, Е.В. Дамианова, М.И. Махмутов, Л.И. Павлова, И.А. Пецина, С.А. Хазова и других, которые рассматривают особенности овладения будущими специалистами основами творческого решения профессиональных задач, педагогические условия эффективного формирования готовности студентов к творческой деятельности в процессе учебной деятельности, во внеаудиторной работе, в процессе педагогической практики. Е.К. Строкова занималась выявлением и научным обоснованием комплекса организационно-педагогических условий творческой деятельности будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже. Е.Л. Рукавишникова разработала в своем исследовании программу подготовки учителя начальных классов к обеспечению творческой самореализации сельского школьника в процессе кружковой работы. Л.В. Кекух рассматривала проблему формирования стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей начальных классов. Существует еще ряд исследований, посвященных сходным проблемам (Л.М. Александрова, Н.В. Максименко, Н.В. Сейдниязова, Л.В. Сердюк, Н.А. Токарева и др.).

Несмотря на большое количество исследований, направленных на изучение многообразия проявлений аспектов педагогического творчества, остаются неразрешенными следующие противоречия:

- между творческим характером педагогической деятельности и доминированием у студентов воспроизводящей деятельности;

- между интеграционными процессами, которые лежат в основе творчества, и изолированностью изучения учебных курсов в вузе;

- между усложнением профессиональных задач в образовании и снижением мотивации к саморазвитию из-за невысокого социального статуса педагогической профессии.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы стратегии и технологии формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов.

Постановка проблемы определила формулировку темы диссертационной работы: «Формирование готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов»



Цель исследования: разработка и апробация модели формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в педвузе.

Предмет исследования: стратегии, технологии и условия формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов.

Гипотеза исследования. Формирование готовности будущего учителя начальных классов к профессиональному творчеству будет эффективным, если:

- определена готовность к профессиональному творчеству будущих учителей начальных классов как системная интегрированная характеристика специалиста, выражающая предпосылку к активной созидательной деятельности по самоизменению и самосовершенствованию, по рационализации учебно-воспитательного процесса и созданию авторской системы деятельности;

- выделены стратегии профессионального творчества (интеграция психолого-педагогических и специальных дисциплин; обучение анализу через синтез в развитии мышления; активное самосовершенствование);

- выявлена совокупность организационно-педагогических условий, способствующих формированию готовности (построение индивидуальной образовательной траектории студента; организация развивающей образовательной среды; творческое сотрудничество преподавателей и студентов, сочетание педагогических, эвристических и комплексных технологий);

- выстроена модель формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов, опирающаяся на системный и личностно-деятельностный подходы.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Определить теоретико-методологические основы исследования готовности к профессиональному творчеству;

2. Уточнить сущность профессионального творчества учителя начальных классов и выделить стратегии его формирования в профессиональной подготовке студента;

3. Обосновать технологии для формирования у студентов опыта творчества в профессиональной педагогической деятельности;

4. Определить и обосновать организационно-педагогические условия формирования опыта творческой деятельности в педвузе;

5. Разработать модель формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов и апробировать ее в опытно-экспериментальной работе.

Методологическую основу исследования составили:

- системный подход, задающий стратегическую направленность исследовательского поиска пути профессионального становления студентов и опирающийся на интегративные (целостные) характеристики личности (Л.И. Анциферова, И.В. Блауберг, Т.А. Ильина, М.С. Каган, Б.Ф. Ломов, В.Н. Садовский, П.Г. Щедровицкий, Э.Г. Юдин),

- личностно-деятельностный подход как условие гуманизации профессионального образования (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А.Б. Орлов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн).

Теоретические основы исследования:

- философские и синергетические подходы к творчеству (Г.С. Батищев, Н.А. Бердяев, В.П. Бранский, В.И.Вернадский, Б.П.Вышеславцев, Л.Н. Гумилев, Е.Н. Князева, И.О.Лосский, М.К.Мамардашвили, С.Д. Пожарский, П.А. Флоренский),

- концепции творчества и творческой деятельности, представленные в трудах зарубежных и отечественных психологов (А.В. Брушлинский, М. Вертгеймер, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, О. Зельц, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев, М.Г. Ярошевский и др.) и педагогов (В.И. Андреев, С.С. Гольдентрихт, Ю.Л. Козырева, А.М. Коршунов, Ю.Н. Кулюткин)

- исследования категории «креативность» и ее проявлений в личности, мышлении, творческом процессе (Ф. Баррон, Д.Б. Богоявленская, Л.Е. Варфоломеева, Н.Ф. Вишнякова, В.Н. Дружинин, Л.Б. Ермолаева – Томина, А.М. Матюшкин, Е. Торренс, Е. Е. Туник, Е.А. Яковлева);

- концепции формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования (С.И. Архангельский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов);

- исследования, посвященные проблемам творческого характера педагогической деятельности (Ш.А. Амонашвили, Е.И. Артамонова, Л.А. Байкова, В.П. Беспалько, В.И. Богословский, В.И. Загвязинский, М.Г. Казакина, В.А. Кан-Калик, Г.М. Коджаспирова, В.А. Козырев, М.В.Куприна, Н.В. Кухарев, М.М. Левина, В.В. Лаптев, Н.Д. Никандров, С.А. Писарева, М.М. Поташник, Л.С. Подымова, И.П. Раченко, В.Г. Рындак, В.А. Сластёнин, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, А.П. Тряпицына, И.Л. Федотенко и др.);

- педагогические, психологические и акмеологические теории, раскрывающие категорию «готовность» (И.Б. Бодрова, Т.А. Воронова, Ф.Н. Гоноболин, А.А. Деркач, Т.В. Иванова, Е.Ю. Карпова, А.Г. Ковалёв, Я.Л. Коломинский, Н.Д. Левитов, Б.Ф. Ломов, Н.В. Лысых, В.Н.Тарасова, Д.Н. Узнадзе и др.);

- исследования технологического подхода в образовании (Р. Берне, В.П. Беспалько, Б. Блум, Дж. Брунер, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, М.И. Махмутов, Г.Е.Муравьева, О. Ричардс, Г.К.Селевко, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, А.И.Уман, и др.).

Для решения проблемы и задач исследования был использован комплекс методов исследования: теоретические методы (анализ научной литературы в области творческой деятельности, сравнительный анализ, моделирование); эмпирические методы (изучение и обобщение передового педагогического опыта, длительные наблюдения за деятельностью студентов, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности студентов); математико-статистические методы.

Экспериментальная база исследования. Базой опытно-экспериментальной работы явился факультет педагогики и психологии ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет». Общая выборка составила 120 студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования».

Основные этапы исследования:

Первый этап (2003-2006гг.) – поисково-теоретический. На этом этапе осуществлялся анализ философской, педагогической, психологической литературы по теме исследования. В результате была выявлена проблема исследования, определены его компоненты (объект, предмет, гипотеза, методологические и теоретические основы, методы, понятийный аппарат). Была выделена система идей и дано их обоснование для решения проблемы.

Второй этап (2006-2009 гг.) – опытно-экспериментальный. Осуществлялась разработка и апробация модели формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов.

Третий этап (2009-2010 гг.) – заключительно-обобщающий. В этот период происходила систематизация и обобщение результатов исследования,

формулировались выводы, завершалось оформление диссертации.



Научная новизна исследования:

- уточнена сущность и особенности профессионального творчества будущих учителей начальных классов;

- определена структура готовности к профессиональному творчеству будущих учителей начальных классов, компонентами которой являются: мотивационный, когнитивный, личностный, проявляющиеся на высоком, среднем и минимальном уровнях;

- построена модель формирования готовности к профессиональному творчеству будущих учителей начальных классов, включающая реализуемые подходы, условия, стратегии, этапы и технологии формирования готовности, критерии и компоненты готовности к профессиональному творчеству;

- выявлен комплекс условий совершенствования образовательного процесса в педагогическом вузе (построение индивидуальной образовательной траектории студента; организация развивающей образовательной среды; творческое сотрудничество преподавателей и студентов), обеспечивающий эффективность функционирования модели.

Теоретическая значимость:

- уточнены сущностные характеристики содержания понятия «готовность к профессиональному творчеству будущих учителей начальных классов»;

- выявлена взаимосвязь между стратегиями профессионального творчества, сочетанием технологий (педагогических, эвристических и комплексных), направленных на овладение будущими учителями начальных классов формами и методами организации творческой учебной деятельности и организационно-педагогическими условиями формирования готовности к профессиональному творчеству.

Практическая значимость:

- разработанная модель формирования готовности к профессиональному творчеству может служить основой для рационализации учебного процесса и обогащения его ценностями самосовершенствования и духовного созидания;

- составлены программы учебных дисциплин «Педагогика начального образования»; «Практикум по работе с детьми в оздоровительных лагерях»; «Психолого-педагогический практикум», программы практик (общественно-педагогическая, педагогическая практика в оздоровительных лагерях, педагогическая и производственные практики в начальной школе), разработаны учебно-методические комплексы по соответствующим дисциплинам, включающие варианты теоретических и практических занятий, педагогические упражнения для практикумов, методические указания для студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на

Международных научно-практических конференциях «VII Царскосельские чтения» (г.Санкт-Петербург, 2003г.), «Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов» (г. Шуя, 2008 г.); «Актуальные проблемы современной педагогики» (г.Новосибирск, 2010 г.); на Всероссийских научно-практических конференциях «Развитие и современное состояние психологических исследований в свете модернизации образования» (г. Иваново, 2003 г.), «Современное начальное образование: итоги и перспективы развития» (г. Барнаул, 2009 г.); «Акмеологическая наука и образование» (г.Шуя, 2010г.); на Межвузовской научно-практической конференции «Оптимизация научного потенциала провинциального педагогического университета» (г. Шуя, 2007 г.); на заседании научно-исследовательской лаборатории «Проблемы психолого-педагогического образования в средней и высшей школе», отчетных конференциях аспирантов ГОУ ВПО «ШГПУ» (2006г., 2007 г., 2008 г., 2009 г.); на заседаниях кафедры социальной педагогики и акмеологии ГОУ ВПО «ШГПУ».

Результаты апробации и внедрения основных положений исследования отражены в программах учебных дисциплин и практик, в научных статьях. Материалы диссертационного исследования внедрены в учебный процесс ГОУ ВПО «ШГПУ».



Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается его методологической основой; реализацией интегрированной модели, адекватной проблеме, объекту, предмету и задачам исследования; подтверждена данными, свидетельствующими о позитивных изменениях; внедрением результатов исследования в практику учебного процесса педагогического вуза, а также использованием методов математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Готовность к профессиональному творчеству учителя начальных классов является неотъемлемой составляющей его профессиональной подготовки и представляет собой системную интегрированную характеристику, выражающую предпосылку к активной созидательной деятельности по самоизменению и самосовершенствованию, по рационализации учебно-воспитательного процесса и созданию авторской системы деятельности. Структура готовности к профессиональному творчеству будущего учителя начальных классов включает в себя: мотивационный, когнитивный, личностный компоненты.

2. Модель формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов.

Методологическим основанием разработки модели является сочетание системного и личностно-деятельностного подходов. В качестве компонентов модели формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов мы выделяем: цель, условия эффективного функционирования процесса, стратегии формирования профессионального творчества, этапы формирования готовности, технологии формирования опыта творческой деятельности, критерии сформированности профессионального творчества, компоненты готовности к профессиональному творчеству, как результат подготовки специалиста образования. Целостная система компонентов модели обеспечивает эффективную организацию и практическое осуществление содержания образовательного процесса в педагогическом вузе.

3. Критерии готовности к профессиональному творчеству будущих учителей начальных классов: потребность созидать; положительные установки на будущую профессию; потребность в самообразовании, самосовершенствовании; любознательность, воображение, склонность к риску; развитая конструктивная рефлексия; умения моделирования, прогнозирования, анализа и синтеза; дивергентность мышления.

Структура и основное содержание диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении аргументирована актуальность темы исследования, определены его цель и задачи, обоснован выбор предмета и объекта исследования, указаны теоретико-методологические основы и методы исследования, сформулирована гипотеза, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, содержатся сведения об апробации и внедрении результатов работы, представлены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования готовности будущего учителя начальных классов к профессиональному творчеству» рассмотрены основные подходы к определению сущности творчества, описана структура готовности учителей начальной школы к профессиональному творчеству, выделены стратегии, условия и технологии формирования этого интегративного качества; обоснованы показатели профессиональной готовности будущего учителя начальных классов к профессиональному творчеству.

Сущность готовности к профессиональному творчеству учителей начальных классов выявлена на основе контент-анализа коррелирующих понятий: «творчество», «педагогическое творчество», «креативность», «профессиональное творчество учителя начальных классов», «готовность к творчеству», а также на основе изучения теоретической литературы.

Творчество всегда было объектом внимания различных ученых (философов, психологов, педагогов). Философский подход к анализу понятия «творчество» задает общее направление в исследовании проблемы. Философия признает, что человек как вид не может существовать и развиваться, если не будет творить, поскольку его способность к творчеству рождена потребностью поддерживать свое человеческое существование (Г.С. Батищев, Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, Б.П. Вышеславцев, Л.Н. Гумилев, И.О.Лосский, М.К.Мамардашвили, П.А. Флоренский). Теоретики социальной синергетики в качестве причин творчества называют хаос как конструктивное начало, разрушение косности, понимаемое как креативный принцип, и страсть к разрушению как творческую страсть (В.П. Бранский, Е.Н. Князева, Г.Г. Малинецкий, С.Д. Пожарский). В психологии творчество определяется как нестимулированная активность, проявляющаяся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Психологи рассматривают место личности в творческом процессе (В.Я.Ляудис), изменения, которые в ней происходят благодаря включению в творчество (А.А. Бодалев, В.П.Зинченко), а также выявляют механизмы творческой самореализации (Д.Е.Богоявленская, Н.Ф. Вишнякова, А.М.Матюшкин, Е.Торренс, Е.Л.Яковлева). А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности, как один из важнейших механизмов развития личности.

В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (В.И. Андреев, Ю.Л. Козырева, Ю.Н. Кулюткин и др.), а в акмеологии педагогическое творчество определяется как деятельность по созданию духовного продукта (Н.В.Кузьмина).

Для нашего исследования представляет интерес подход к определению сущности и структуры творчества как процесса создания субъективно нового, в основе которого лежит использование нестандартных способов деятельности и способность к продуцированию оригинальных идей (С.Л.Рубинштейн). При таком понимании творчества креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека и определяется как системная характеристика, включающая в себя творческую направленность личности (выраженная способность к творческому мышлению), как оригинальный продукт (результат творческой деятельности), и творческий процесс создания этого продукта.

Что касается готовности к профессиональному творчеству будущих учителей начальных классов, то это понятие изучалось с точки зрения характеристики составляющих его компонентов. К компонентам готовности учителя начальных классов к профессиональному творчеству относятся:

- с точки зрения акмеологии - мотивационная готовность (познавательные и профессиональные интересы, склонности), интеллектуальная готовность (общие и специальные способности, система знаний, умений и навыков), эмоционально-волевая готовность (отношение к учению, саморегуляция) и социальная готовность (коммуникативные способности и ответственность, осознанность в ситуациях выбора);

- в психологии - интеллектуально-творческая инициатива, беглость и гибкость мышления, готовность к импровизации, новизна, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особая чувствительность и открытость новому в науке и в опыте;

- с точки зрения педагогики - потребность осуществления своей деятельности с позиций творческого подхода; способность к целостному восприятию своего «Я»; стремление к постоянному, профессиональному самообразованию, самосовершенствованию.

В рамках нашего исследования профессиональное педагогическое творчество учителя начальных классов определяется как процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных возможностей и способностей педагога, как целенаправленная, осознанная, личностно-значимая деятельность, ориентированная на оптимальное и продуктивное решение профессиональных педагогических задач в работе с младшими школьниками. Только творческий учитель начальных классов способен разглядеть в каждом ребенке уникальную личность, не пропустить все лучшее, что в нем есть, чувствовать и принимать близко к сердцу проблемы детей, может дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души ребенка, построить фундамент успешности для его будущего развития.



Готовность к профессиональному творчеству - это системная интегрированная характеристика будущего учителя начальных классов, выражающая предпосылку к активной созидательной деятельности по самоизменению и самосовершенствованию, по рационализации учебно-воспитательного процесса и созданию авторской системы деятельности.

Структура готовности к профессиональному творчеству учителя начальных классов включает мотивационный, когнитивный, личностный компоненты.



Мотивационная готовность – сформированность положительных установок на профессию, осмысление и принятие ценностной природы педагогического творчества в системе формирования взаимоотношений с младшими школьниками; направленность на ребенка, ценностное отношение к развивающейся личности младшего школьника; совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на творчество.

Когнитивная готовность – знание специфики педагогического творчества, сформированность профессионального самоопределения студентов, способность творчески мыслить, творчески сотрудничать, стремление к творческой деятельности, совокупность профессиональных знаний, умений и реализуемых способов творческой деятельности, учет предпосылок ребенка к творчеству, заложенных в его характеристиках, знание этих характеристик (впечатлительность, образность мышления, полет фантазии, пластичность нервной системы, повышенная готовность усваивать, доверчивое подчинение авторитету).

Личностная готовность – отражает индивидуальные характеристики, проявляющиеся в деятельности педагога, зависимые от особенностей личности, характера, жизненного опыта, ценностных установок учителя начальных классов (инициатива, самостоятельность и ответственность, готовность к риску, независимость суждений, эмпатия, установка на позитив, чувствительность к креативности младших школьников, смелость воображения и мысли, преимущественность положительных эмоций - радости, удовольствия, чувство юмора и склонность к шутке, сформированность адекватной самооценки).

Без специально организованной подготовки педагогическое творчество невозможно. Такая подготовка должна занимать ведущее место в общекультурном и профессиональном становлении личности учителя. В данном исследовании разработана модель формирования готовности к профессиональному творчеству, которая изображена на рисунке 1.



МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕСИОНАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ЦЕЛЬ: развитие готовности к профессиональному творчеству

Реализуемые подходы

системный

личностно- деятельностный

СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

ОБУЧЕНИЕ АНАЛИЗУ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, САМОРАЗВИТИЕ

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА

Социально-организационные

Психолого-педагогические

Построение индивидуальной образовательной траектории студента

Развивающая

образовательная среда

Творческое взаимодействие педагогов и студентов

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

педагогические

эвристические

комплексные

Технологии педагогического взаимодействия

Технология дифференцированного обучения и связанные с ним групповые технологии

Проблемное обучение

Модульные технологии

«Мозговой штурм»


ТРИЗ

Организационно-деятельностная игра

Прогнозирование

Моделирование

Проектирование



ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

1. Отработка системы профессиональных знаний в области педагогических дисциплин, обучение способам работы с информацией, формирование умений самообразовательной работы, обучение анализу и синтезу творческих ситуаций

2. Обучение студентов прогнозированию, проектированию, выделению и обоснованию стратегий

3. Включение студентов в ситуации творчества в процессе написания курсовых работ, при разработке проектов, на педпрактики, участие в НИРС

КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

Мотивационный


Когнитивный

Личностный



КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ


положительные установки на будущую профессию

потребность созидать

потребность в самообразовании, самосовершенствовании

дивергентность мышления

умения моделирования, прогнозирования, анализа и синтеза

любознательность, воображение, склонность к риску


творческие характеристики личности

развитая конструктивная рефлексия




РЕЗУЛЬТАТ- ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ




следующая страница>


Формирование готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов
381.31kb.

08 10 2014
2 стр.


Сочин сергей анатольевич

Формирование готовности будущих учителей начальной военной подготовки к военно-патриотическому воспитанию старшеклассников

590.45kb.

09 09 2014
4 стр.


Формирование психологической готовности будущего воспитателя к профессиональному взаимодействию с психологом
425.01kb.

17 12 2014
2 стр.


Жуманкулова еркын нурсагатовна формирование деонтологической готовности будущих педагогов к работе с детьми девиантного поведения

Формирование деонтологической готовности будущих педагогов к работе с детьми девиантного поведения

407.84kb.

25 12 2014
2 стр.


Конкурс среди учащихся начальных классов Наша работа проходит в мире Детства- вот, о чем нельзя забывать ни на минуту

Творческая Лаборатория учителей начальных классов гимназии №1 г. Мариуполя в 2001/2002году

101.69kb.

08 10 2014
1 стр.


Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста
479.54kb.

08 10 2014
2 стр.


Формирование у будущих учителей технологии профессиональной компетентности по руководству творческой деятельностью школьников средствами исторического моделирования

Формирование у будущих учителей технологии профессиональной компетентности по руководству творческой деятельностью школьников

408.67kb.

15 12 2014
3 стр.


Состав административной группы

Брюханова И. А. – руководитель мо учителей нач классов, учитель начальных классов высшей категории

34.37kb.

12 10 2014
1 стр.