Формирование творческого мышления учащихся
при изучении биологии
Формирование творческой личности является актуальной психолого-педагогической и социально-экономической проблемой. Престиж нашей страны и республики зависит от количества и качества творческих личностей и творческой продукции. Основа творческого мышления закладывается в период развития, а в последующем оно совершенствуется в учебной, трудовой или иной деятельности.
Можно ли целенаправленно формировать творческое мышление?
Задача современной школы – научиться формировать в способности к творческому мышлению, развивать творческие возможности учащихся, а для этого требуется «коренная модернизация методов обучения, развития и обучения». Мышление, как известно, представляет собой неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенными и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Содержание мышления проявляется через его формы (понятие, суждение и умозаключение) и в функционировании его видов (наглядно-действительного, образного, отвлечённого). Мышление проявляется через его способы (Индукцию и дедукцию). С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга.
В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга. Речь же, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить в словах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не простыми сигналами единичных предметов, а обобщёнными раздражителями. При принятии решений в ходе мышления образуются определенные функциональные системы, которые обеспечивают разные уровни принятия решения и наличие вызванных для них потенциалов - определенных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешние событие, которое сопоставили с реальным психологическим процессом переработки информации.
За критерии творческого мышления следует принимать известные в психологии пять основных признаков креативности: 1) способность к постановке новых проблем (или «открытость опыту»); 2) способность к широким обобщениям («широта категории»); 3) способность к выработке новых идей («беглость мышления»); 4) способность быстро переходить из одного способа в другой («гибкость» мышления); 5) способность к самостоятельным, необычным, остроумным решениям («оригинальность» мышления). Известно также, что и эвристика – представляет собой науку, изучающую организацию продуктивных процессов мышления, на основе которых осуществляется интенсификация процесса мышления. Педагогическая эвристика помогает ответить на вопрос: как обучать учащихся эвристической деятельности? Она рассматривает принципиальные вопросы организации мыслительной деятельности в процессе обучения, т.е. в процессе освоения тех учебных предметов, которые составляют профессионализм знаний.
В настоящее время под эвристикой начинают понимать:
1) специальные методы решения педагогических задач (эвристические методы); 2) организация процесса продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность); 3) науку, изучающую эвристическую деятельность; специальный раздел науки о мышлении; 4) специальный метод обучения или коллективного решения проблем.
Можно обобщить: эвристика – наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации.
В нашей стране создана и успешно функционирует в системе образования Республике Башкорстан технология творческого развития учащихся. Её автор – заслуженный деятель науки, доктор психологических наук, профессор А.З. Рахимов (автор более 50 книг, монографий, учебных и методологических пособий в сфере психолого-педагогических наук) утверждает, что технология творческого развития учащихся – это такая учебная система, которая гарантирует получение заданного дидактического результата, ведет к психическому развитию личности учащегося и способствует становлению психического и психологического здоровья.
Большое внимание в этой технологии уделяется творческому использованию учителем новых приемов мышления в учебной деятельности.
Так, например, по биологии предлагается ряд таких приемов.
Приёмы мышления по биологии:
-
Приём анализа понятия «ткань».
Составные действия:
-
анализировать понятия «группы клеток»;
-
установить связи между группой клеток и межклеточным веществом;
-
установить сходства в строении группы клеток и межклеточного вещества;
-
установить общности происхождения данной группы клеток и межклеточного вещества;
-
установить общую функцию, выполняемой этой группой клеток и межклеточным веществом.
-
Прием анализа понятия «рефлекс».
Составные действия:
-
понятие о реакции организма;
-
понятие об ответной реакции на раздражение;
-
понятие об осуществлении ответной реакции через центральную нервную систему.
-
Приём различия строения скелетов лягушки и кролика.
Составные действия:
-
найти основные отделы скелета лягушки;
-
рассмотреть особенности черепа: форму, размеры;
-
рассмотреть особенности позвоночника;
-
рассмотреть пояс передних и задних конечностей.
-
Приём определения нейрогуморальных нарушений.
Составные действия:
-
определить железу;
-
определить какой гормон выделяет железо;
-
выяснить, как действует этот гормон на организм;
-
выяснить, к каким изменениям в организме приводят нарушения функций.
-
выяснить, как предупредить болезнь.
Таким образом, в учебно-воспитательном процессе учитель обязан систематически и целенаправленно формировать у учащихся приёмы мышления, которые приведут к повышению мотивации обучения, качества знаний учащихся и будут способствовать развитию их творческого мышления.
Литература:
-
Крысько В.Г. Психология и педагогика; Курс лекций / В.Г. Крысько – 3-е изд.- М: Омега-Л, 2005г.
-
Рахимов А.З. Приёмы мышления в обучении. Методическое пособие. – Уфа, БГПУ, 2009.- с.208 – 2008г.
-
Рубинштейн С.Л. Основы психологии. – М, 1932.- с.40-46.
-
Эшби Росса. Конструкция мозга.- М., 1962.- с.21-27.