Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Формирование творческого мышления учащихся

при изучении биологии
Формирование творческой личности является актуальной психолого-педагогической и социально-экономической проблемой. Престиж нашей страны и республики зависит от количества и качества творческих личностей и творческой продукции. Основа творческого мышления закладывается в период развития, а в последующем оно совершенствуется в учебной, трудовой или иной деятельности.

Можно ли целенаправленно формировать творческое мышление?

Задача современной школы – научиться формировать в способности к творческому мышлению, развивать творческие возможности учащихся, а для этого требуется «коренная модернизация методов обучения, развития и обучения». Мышление, как известно, представляет собой неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенными и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Содержание мышления проявляется через его формы (понятие, суждение и умозаключение) и в функционировании его видов (наглядно-действительного, образного, отвлечённого). Мышление проявляется через его способы (Индукцию и дедукцию). С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга.

В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга. Речь же, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить в словах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не простыми сигналами единичных предметов, а обобщёнными раздражителями. При принятии решений в ходе мышления образуются определенные функциональные системы, которые обеспечивают разные уровни принятия решения и наличие вызванных для них потенциалов - определенных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешние событие, которое сопоставили с реальным психологическим процессом переработки информации.

За критерии творческого мышления следует принимать известные в психологии пять основных признаков креативности: 1) способность к постановке новых проблем (или «открытость опыту»); 2) способность к широким обобщениям («широта категории»); 3) способность к выработке новых идей («беглость мышления»); 4) способность быстро переходить из одного способа в другой («гибкость» мышления); 5) способность к самостоятельным, необычным, остроумным решениям («оригинальность» мышления). Известно также, что и эвристика – представляет собой науку, изучающую организацию продуктивных процессов мышления, на основе которых осуществляется интенсификация процесса мышления. Педагогическая эвристика помогает ответить на вопрос: как обучать учащихся эвристической деятельности? Она рассматривает принципиальные вопросы организации мыслительной деятельности в процессе обучения, т.е. в процессе освоения тех учебных предметов, которые составляют профессионализм знаний.

В настоящее время под эвристикой начинают понимать:

1) специальные методы решения педагогических задач (эвристические методы); 2) организация процесса продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность); 3) науку, изучающую эвристическую деятельность; специальный раздел науки о мышлении; 4) специальный метод обучения или коллективного решения проблем.

Можно обобщить: эвристика – наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации.

В нашей стране создана и успешно функционирует в системе образования Республике Башкорстан технология творческого развития учащихся. Её автор – заслуженный деятель науки, доктор психологических наук, профессор А.З. Рахимов (автор более 50 книг, монографий, учебных и методологических пособий в сфере психолого-педагогических наук) утверждает, что технология творческого развития учащихся – это такая учебная система, которая гарантирует получение заданного дидактического результата, ведет к психическому развитию личности учащегося и способствует становлению психического и психологического здоровья.

Большое внимание в этой технологии уделяется творческому использованию учителем новых приемов мышления в учебной деятельности.

Так, например, по биологии предлагается ряд таких приемов.

Приёмы мышления по биологии:



  1. Приём анализа понятия «ткань».

Составные действия:

  1. анализировать понятия «группы клеток»;

  2. установить связи между группой клеток и межклеточным веществом;

  3. установить сходства в строении группы клеток и межклеточного вещества;

  4. установить общности происхождения данной группы клеток и межклеточного вещества;

  5. установить общую функцию, выполняемой этой группой клеток и межклеточным веществом.

  1. Прием анализа понятия «рефлекс».

Составные действия:

  1. понятие о реакции организма;

  2. понятие об ответной реакции на раздражение;

  3. понятие об осуществлении ответной реакции через центральную нервную систему.

  1. Приём различия строения скелетов лягушки и кролика.

Составные действия:

  1. найти основные отделы скелета лягушки;

  2. рассмотреть особенности черепа: форму, размеры;

  3. рассмотреть особенности позвоночника;

  4. рассмотреть пояс передних и задних конечностей.

  1. Приём определения нейрогуморальных нарушений.

Составные действия:

  1. определить железу;

  2. определить какой гормон выделяет железо;

  3. выяснить, как действует этот гормон на организм;

  4. выяснить, к каким изменениям в организме приводят нарушения функций.

  5. выяснить, как предупредить болезнь.

Таким образом, в учебно-воспитательном процессе учитель обязан систематически и целенаправленно формировать у учащихся приёмы мышления, которые приведут к повышению мотивации обучения, качества знаний учащихся и будут способствовать развитию их творческого мышления.
Литература:

  1. Крысько В.Г. Психология и педагогика; Курс лекций / В.Г. Крысько – 3-е изд.- М: Омега-Л, 2005г.

  2. Рахимов А.З. Приёмы мышления в обучении. Методическое пособие. – Уфа, БГПУ, 2009.- с.208 – 2008г.

  3. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. – М, 1932.- с.40-46.

  4. Эшби Росса. Конструкция мозга.- М., 1962.- с.21-27.

Формирование творческого мышления учащихся при изучении биологии

Престиж нашей страны и республики зависит от количества и качества творческих личностей и творческой продукции. Основа творческого мышления закладывается в период развития, а в пос

42.5kb.

17 12 2014
1 стр.


«Формирование познавательной активности школьников в изучении биологии»

Максимовой Е. И. к обобщению по теме «Формирование познавательной активности школьников в изучении биологии»

49.25kb.

18 12 2014
1 стр.


Пояснительная записка На уроках биологии в 11 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня

Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты

95.47kb.

14 10 2014
1 стр.


Создание географического образа территории

Увц: Развитие творческого (самостоятельного мышления; развитие познавательного творческого интереса учащихся к изучаемой теме; обобщение знаний, их систематизация, проверка; воспит

53.74kb.

26 09 2014
1 стр.


Методическая разработка по теме: «Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы»

Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно при проведении урока. Данная разработка может быт

168.51kb.

14 10 2014
1 стр.


Формирование исследовательского мышления учащихся на уроках информатики
273.15kb.

30 09 2014
1 стр.


Урок по теме «Функции белков»

Цель урока: рассмотреть функции белков, актуализировать и интегрировать материал разных разделов курса биологии (молекулярной биологии, биохимии, цитологии, физиологии и др.) и исп

90.88kb.

16 12 2014
1 стр.


Биологические знания как основа культуры здоровья обучающихся Предлагается в качестве дополнительного материала при изучении темы «Пищеварение»

Предлагается в качестве дополнительного материала при изучении темы «Пищеварение» в школьном курсе биологии, а также на факультативных, кружковых занятиях и элективных курсах

256.08kb.

15 12 2014
1 стр.