Пояснительная записка
На уроках биологии в 11 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении факультатива особое внимание уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы изучаемых на заключительном этапе биологического образования, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а так же вопросов экологии, онтогенеза, селекции, клеточной, эволюционной, хромосомной теорий, вопросов антропогенеза, Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы.
Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет.( см. Приложение 1) при подготовке к ЕГЭ следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии,; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; способы видообразования; определение движущих сил и результатов эволюции, путей и направлений эволюционного процесса, ароморфозы у конкретных групп организмов; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоциноза и агроценоза,;характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных.
Особое внимание уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.
В ходе факультативных занятий уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской). Формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Факультатив рассчитан на учащихся 10-11 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Итого 140 часов.
Цель: Подготовка к успешной сдачи ЕГЭ учащихся 11 класса.
Задачи:
-
повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;
-
закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения
при сдачи ЕГЭ (Метод. письмо «Об использовании результатов ЕГЭ в преподавании биологии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования);
-
формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;
-
научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
|
Содержание:
№
№
п/п
|
Темы занятий
|
1
|
Тема 1 «Многообразие организмов» ( 32 ч.)
Биология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере.(2 ч.)
Структура биологии. Предмет биологии, методы познания. Этапы развития биологии.
Системность в природе. Признаки живых систем. Уровни организации живой природы. Структурно-функциональный подход в современном понимании жизни.
Компоненты биосферы: живое и неживое вещество. Функции живого вещества планеты (обзорно).
|
2
|
Многообразие форм жизни.(4 ч.)
Критерии классификации организмов. Стратегии выживания представителей разных сред обитания. Жизненные формы. Экологические группы организмов.
Многообразие классификаций. Научная классификация организмов. Научная классификация. Систематические категории и таксоны. Систематическое положение организмов.
Клеточная и неклеточная формы жизни: их организация, роль и место в биосфере; значение для человека, роль и место в биосфере; значение для человека. Про- и эукариоты.
|
3
|
Низшие организмы. Грибы. Лишайники.. Водоросли (4 ч.)
Низшие жизненные формы – нетканевые формы жизни. Протисты. Их организация, классификация, роль и место в биосфере; значение для человека.
Эволюционное положение протистов в современной биосфере. Перспективы использования человеком.
|
4
|
Растения (8 ч.)
Ткани. Высшие жизненные формы: растения и животные. Классификация царств.
Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.
|
5
|
Животные. Беспозвоночные (6ч.)
Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика типов двуслойных и трехслойных беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие.
|
6
|
Животные. Позвоночные (8 ч.)
Систематический обзор царства Животные. Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.
|
7
|
Тема 2 «Клетка как биологическая система» (42 ч)
Клеточная теория. Химический состав клеток. (4 ч)
Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли.
|
8
|
Химический состав клеток (ПРОДОЛЖЕНИЕ)(4 ч)
Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли.
Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества.
Клеточный уровень организации жизни (6 ч)
Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Мембранные и немембранные органоиды. Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды клеток представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет – принципы организации, функции в клетке.
|
Наследственный аппарат клеток – хранитель генетической информации (4 ч)
Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот.
|
9
|
Способы передачи генетической информации (8 ч)
Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса
|
10
|
Реализация генетической информации (8 ч)
Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка. Тракскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке. Лизосомы.
|
11
|
Клеточный метаболизм (8 ч)
Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза. Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания.
|
12
|
Тема 3 «Человек и его здоровье» (32 ч)
Общий обзор организма на примере человека. Ткани, органы и их системы (6ч)
Тканевой уровень организации жизни на примере тканей человека. Системы и аппараты органов. Опорно-двигательный аппарат человека.
Внутренняя среда организма человека (4 ч)
Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма.
|
13
|
Внутренняя среда организма человека (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (4 ч)
Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет.
Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.
|
14
|
Метаболические системы организма человека (6 ч)
Системы метаболизма человека: дыхательная, пищеварительная, выделительная системы. Основные процессы: дыхание, пищеварение, выделение. Структурно-функциональные единицы органов.
|
15
|
Репродуктивный аппарат человека (4 ч)
Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.
|
16
|
Системы регуляции функций организма (6 ч)
Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека.
Нервная система человека. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга. Органы чувств. Анализаторы.
|
16
|
ВНД человека. Организм человека как единое целое (2 ч)
Условные и безусловные рефлексы человека. Высшая нервная деятельность.
|
17
|
Тема 4 «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» (30 ч)
Закономерности наследственности (популяционно-видовой уровень жизни) (8 ч)
Генетика как наука. Методы генетики. Гибридологический метод. Правило чистоты гамет. Законы Г. Менделя: единообразие первого поколения гибридов, закон расщепления, закон независимого наследования признаков. Моно-, ди-, полигибридные скрещивания. Полное и неполное доминирование. Чистые линии сортов и пород. Анализирующие скрещивания.
Сцепленное наследование. Закон Моргана. Нарушение сцепления генов. Кроссоверные хромосомы, кроссоверные организмы. Генные карты. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.
|
18
|
Закономерности изменчивости (6 ч)
Изменчивость. Модификационная, мутационная и комбинативная изменчивость признаков организмов. Мутационная и комбинативная изменчивость. Мутации, их виды, причины и последствия.
Модификационная изменчивость. Норма реакции. Генотип и среда.
Причины модификационной, мутационной и комбинативной изменчивости. Норма реакции, ее генетические основы. Значение разных форм изменчивости для жизни организма и эволюции.
Генетика человека. Методы изучения генетики человека.
|
19
|
Основы селекции и биотехнологии (6 ч)
Селекция, ее задачи. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, их генетические основы. Чистые линии, гетерозис, полиплоидия, экспериментальный мутагенез.
Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, открытие им закона гомологических рядов и наследственной изменчивости. Сорта растений, причины их разнообразия. Селекция растений. Биологические основы выращивания культурных растений. Породы животных, причины их многообразия.
Биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование. Значение биотехнологии для развития селекции, народного хозяйства, охраны природы.
|
Развитие эволюционных представлений в биологии.(6 ч)
Вид. Представления Карла Линнея. Бинарная номенклатура. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка. Доказательства эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор и его формы.
|
20
|
Синтетическая теория эволюции.(4 ч)
Современное понимание биологического вида. Критерии вида. Популяция – форма существования вида. Основные характеристики популяции. Микроэволюция.
Макроэволюция, ее закономерности. Результаты эволюции. Этапы развития жизни на Земле. Антропогенез.
|
21
|
Тема 5 «Экосистемы и присущие им закономерности» (4 ч)
Экология организмов. Сообщества живых организмов (2 ч)
Экологические факторы. Организм и среда: адаптации живых форм к условиям обитания. Биотические отношения. Цепи питания. Биоценоз, его структура и свойства.
Экосистемы. Основа охраны природы (2 ч)
Биогеоценоз. Круговорот веществ и поток энергии в природных экосистемах. Биосфера. Биогеохимические циклы. Охрана природы. Проблемы устойчивого развития биосферы.
|
|