Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Пояснительная записка

На уроках биологии в 11 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении факультатива особое внимание уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы изучаемых на заключительном этапе биологического образования, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а так же вопросов экологии, онтогенеза, селекции, клеточной, эволюционной, хромосомной теорий, вопросов антропогенеза, Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы.

Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет.( см. Приложение 1) при подготовке к ЕГЭ следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии,; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; способы видообразования; определение движущих сил и результатов эволюции, путей и направлений эволюционного процесса, ароморфозы у конкретных групп организмов; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоциноза и агроценоза,;характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных.

Особое внимание уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.

В ходе факультативных занятий уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской). Формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

Факультатив рассчитан на учащихся 10-11 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Итого 140 часов.





Цель: Подготовка к успешной сдачи ЕГЭ учащихся 11 класса.

Задачи:

  • повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;

  • закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения

при сдачи ЕГЭ (Метод. письмо «Об использовании результатов ЕГЭ в преподавании биологии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования);

  • формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;

  • научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.



Содержание:






п/п


Темы занятий

1

Тема 1 «Многообразие организмов» ( 32 ч.)
Биология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере.(2 ч.)
Структура биологии. Предмет биологии, методы познания. Этапы развития биологии.
Системность в природе. Признаки живых систем. Уровни организации живой природы. Структурно-функциональный подход в современном понимании жизни.
Компоненты биосферы: живое и неживое вещество. Функции живого вещества планеты (обзорно).

2

Многообразие форм жизни.(4 ч.)
Критерии классификации организмов. Стратегии выживания представителей разных сред обитания. Жизненные формы. Экологические группы организмов.
Многообразие классификаций. Научная классификация организмов. Научная классификация. Систематические категории и таксоны. Систематическое положение организмов.
Клеточная и неклеточная формы жизни: их организация, роль и место в биосфере; значение для человека, роль и место в биосфере; значение для человека. Про- и эукариоты.

3

Низшие организмы. Грибы. Лишайники.. Водоросли (4 ч.)
Низшие жизненные формы – нетканевые формы жизни. Протисты. Их организация, классификация, роль и место в биосфере; значение для человека.
Эволюционное положение протистов в современной биосфере. Перспективы использования человеком.

4

Растения (8 ч.)
Ткани. Высшие жизненные формы: растения и животные. Классификация царств.
Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.

5

Животные. Беспозвоночные (6ч.)
Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика типов двуслойных и трехслойных беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие.

6

Животные. Позвоночные (8 ч.)
Систематический обзор царства Животные. Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

7

Тема 2 «Клетка как биологическая система» (42 ч)
Клеточная теория. Химический состав клеток. (4 ч)
Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли.

8


Химический состав клеток (ПРОДОЛЖЕНИЕ)(4 ч)
Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли.
Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества.
Клеточный уровень организации жизни (6 ч)
Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Мембранные и немембранные органоиды. Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды клеток представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет – принципы организации, функции в клетке.

Наследственный аппарат клеток – хранитель генетической информации (4 ч)
Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот.

9

Способы передачи генетической информации (8 ч)
Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса

10

Реализация генетической информации (8 ч)
Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка. Тракскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке. Лизосомы.

11

Клеточный метаболизм (8 ч)
Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза. Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания.



12

Тема 3 «Человек и его здоровье» (32 ч)
Общий обзор организма на примере человека. Ткани, органы и их системы (6ч)
Тканевой уровень организации жизни на примере тканей человека. Системы и аппараты органов. Опорно-двигательный аппарат человека.
Внутренняя среда организма человека (4 ч)
Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма.

13

Внутренняя среда организма человека (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (4 ч)
Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет.
Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.

14

Метаболические системы организма человека (6 ч)
Системы метаболизма человека: дыхательная, пищеварительная, выделительная системы. Основные процессы: дыхание, пищеварение, выделение. Структурно-функциональные единицы органов.

15

Репродуктивный аппарат человека (4 ч)
Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.

16

Системы регуляции функций организма (6 ч)
Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека.
Нервная система человека. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга. Органы чувств. Анализаторы.

16

ВНД человека. Организм человека как единое целое (2 ч)
Условные и безусловные рефлексы человека. Высшая нервная деятельность.

17

Тема 4 «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» (30 ч)
Закономерности наследственности (популяционно-видовой уровень жизни) (8 ч)
Генетика как наука. Методы генетики. Гибридологический метод. Правило чистоты гамет. Законы Г. Менделя: единообразие первого поколения гибридов, закон расщепления, закон независимого наследования признаков. Моно-, ди-, полигибридные скрещивания. Полное и неполное доминирование. Чистые линии сортов и пород. Анализирующие скрещивания.
Сцепленное наследование. Закон Моргана. Нарушение сцепления генов. Кроссоверные хромосомы, кроссоверные организмы. Генные карты. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.

18

Закономерности изменчивости (6 ч)
Изменчивость. Модификационная, мутационная и комбинативная изменчивость признаков организмов. Мутационная и комбинативная изменчивость. Мутации, их виды, причины и последствия.
Модификационная изменчивость. Норма реакции. Генотип и среда.
Причины модификационной, мутационной и комбинативной изменчивости. Норма реакции, ее генетические основы. Значение разных форм изменчивости для жизни организма и эволюции.
Генетика человека. Методы изучения генетики человека.

19


Основы селекции и биотехнологии (6 ч)
Селекция, ее задачи. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, их генетические основы. Чистые линии, гетерозис, полиплоидия, экспериментальный мутагенез.
Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, открытие им закона гомологических рядов и наследственной изменчивости. Сорта растений, причины их разнообразия. Селекция растений. Биологические основы выращивания культурных растений. Породы животных, причины их многообразия.
Биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование. Значение биотехнологии для развития селекции, народного хозяйства, охраны природы.

Развитие эволюционных представлений в биологии.(6 ч)
Вид. Представления Карла Линнея. Бинарная номенклатура. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка. Доказательства эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор и его формы.

20

Синтетическая теория эволюции.(4 ч)
Современное понимание биологического вида. Критерии вида. Популяция – форма существования вида. Основные характеристики популяции. Микроэволюция.
Макроэволюция, ее закономерности. Результаты эволюции. Этапы развития жизни на Земле. Антропогенез.

21

Тема 5 «Экосистемы и присущие им закономерности» (4 ч)
Экология организмов. Сообщества живых организмов (2 ч)
Экологические факторы. Организм и среда: адаптации живых форм к условиям обитания. Биотические отношения. Цепи питания. Биоценоз, его структура и свойства.
Экосистемы. Основа охраны природы (2 ч)
Биогеоценоз. Круговорот веществ и поток энергии в природных экосистемах. Биосфера. Биогеохимические циклы. Охрана природы. Проблемы устойчивого развития биосферы.




Список литературы:

  1. Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. /Г.И.Лернер – М.Просвещение. ЭКСМО, 2005.

  2. Биология ЕГЭ – 2009. Вступительные испытания./ А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – Ростов-на-Дону. «Легион», 2009.

  3. Выполнение заданий части 1 «А». Биология. / Н.И.Деркачев, А.Г.Соловьев. – М. «Экзамен», 2009.

  4. Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М.»Экзамен», 2009.

  5. Сайт: www/fipi/ru/

«Утверждаю» «Согласовано»

________________ ___________________

Директор МОУ СОШ № 9 Завуч МОУ СОШ № 9

ст.Старопавловской ст.Старопавловской

Наседко В.А. Кирий Л.В.

«___» сентября 2009 г. «___» сентября 2009 г.

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА



«ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ»

Преподаватель: Радченко Е.И.

Количество часов : 140

Пояснительная записка На уроках биологии в 11 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня

Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты

95.47kb.

14 10 2014
1 стр.


Пояснительная записка 6 кл Количество недельных часов – 2 ч. Количество часов в год

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся

383.93kb.

12 09 2014
4 стр.


Урок в 9-м классе по теме: "Арифметическая прогрессия"

Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень

101.41kb.

25 09 2014
1 стр.


Концепция системы контроля и оценки качества знаний, умений и уровня обученности

Анализ состояния в системе оценивания выявил наличие и других причи вызывающих субъективизм к оцениванию знаний, умений и навыков учащихся

58.01kb.

11 10 2014
1 стр.


Программа для базового уровня ( системно-информационная концепция) Методическое пособие для учителей

Определены цели, разработаны рекомендации и содержание для трех уровней обучения: начального, базового в основной школе, базового в старшей школе. Приведено тематическое планирован

1930.87kb.

05 09 2014
17 стр.


Элективный курс «Экология» в 8 классе Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 11 часов

Населённое место должно быть привлекательным благодаря чистоте, красоте архитектурных ансамблей, отличаться безопасностью транспорта, снабжаться чистой водой

120.44kb.

17 12 2014
1 стр.


Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основно­го общего образования по биологии для 7 класса
915.21kb.

01 09 2014
5 стр.


Информационная карта инновационного опыта участника

Система приемов формирования информационных и интеллектуальных умений на уроках биологии

439.16kb.

16 12 2014
2 стр.