КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
УЧАЩИХСЯ МОУ КСОШ «ЭВРИКА»
I. Актуальность проблемы.
Наличие разноуровневых учебных программ, различных вариантов учебного плана различного уровня требований, предъявляемых учителями в зависимости от опыта, профессионально мастерства учителей актуализировали проблему объективного оценивания уровня образованное учащихся . Анализ состояния в системе оценивания выявил наличие и других причи вызывающих субъективизм к оцениванию знаний, умений и навыков учащихся:
1. непонимание важности единого подхода в системе предъявляемых требований к учащемуся;
2. отсутствие четко разработанных критериев оценивания на "5", "4", "3", "2", "1" по отдельным учебным дисциплинам;
3. несогласованность требований на государственном уровне в системе оценивания (по математике -. дихотомический подход, в русском языке - пятибалльная система);
4. несформированность системы оценивания от текущего контроля до итоговой аттестации, < уровня понимания до системы знаний по учебной дисциплине;
5. однообразие в формах и методах оценивания (при текущем контроле - устный опрос;
завершении работы над темой - контрольная работа).
II. Цели и задачи программы.
В соответствии с Законом РФ "Об образовании", федеральными нормативными документам определяющими стандарты в системе образования, возникла необходимость в регламентащ деятельности МООУ №1 в системе оценивания качества знаний, умении и навыков учащихся. Регламентация, единый подход в предъявляемых требованиях и в системе оценивания позволяй решить следующие задачи:
1. Стимулировать учащихся в более высокому результату.
2. Объединить усилия педагогического коллектива в работе по повышению качества образования.
3. Повысить ответственность учителя за качество своего труда.
4. Препятствовать субъективизму в оценке знаний и умений учащихся.
5. Обеспечить более высокий уровень контроля администрации за графиком прохождения учебнь
программ.
Ш. Основные компоненты программы.
1. Нормативность: четко разработанные критерии оценивания уровня обученности учащихся.
2. Формы и методы оценивания.
3. Объекты оценивания: уровень знаний, понимания, сформированности практических умений навыков, ОУУН, учебно - логических умений, система знаний и т.д.
4. Периодичность оценивания.
5. Функции оценивания (контролирующая, информационная, диагностическая, мотивационная воспитательная).
6. Принципы оценивания: объективности, добровольности, ориентация на качественна
показатели.
Основой данной программы является критериальный (уровневый) подход в системе оценивани качества образовательной подготовки учащегося.
IV. Критериальный подход.
Критериальный (уровневый) подход определяется следующими параметрами:
1. знанием психологических особенностей учащихся, объединенных в группы внутри класса классы разного уровня внутри школы.
2. шестью уровнями когнитивных способностей ребенка
• восприятие и распознавание;
• запоминание;
• понимание;
• применение в стандартной ситуации по образцу;
• творческое применение;
• анализ и оценка;
3. ориентацией на содержательные критерии по каждой учебной дисциплине; 5. определением государственного стандарта как обязательного минимума 1, 2, 3, 4 уровней для общеобразовательных классов школы;
6. определением государственного стандарта как обязательного минимума 1, 2, 3, 4, 5 уровней для учащихся с высоким уровнем обучаемости и развития.
Критериальный (уровневый) подход позволяет через учебный план, тематическое планирование и тематический контроль реализовать государственный стандарт и обеспечивает учащимся возможности в самореализации, в достижении более высоких результатов.
V. Основные принципы.
Основными принципами системы оценивания при критериальном (уровневом) подходе являются:
• принцип объективности, что подразумевает четкий выбор объекта без включения субъективногс фактора;
• принцип добровольности, что подразумевает выбор учеником уровня усвоения предъявляемого материала;
• принцип здоровьясбережения. что подразумевает использование мативационно -стимулирующе? функций оценки и создание условий, исключающих перегрузки при проведении контроля и способствует сохранению психического и физического здоровья детей;
• принцип поэтапности, что подразумевает в системе оценивания поэтапный переход от частного к общему, от текущего контроля к итоговому, от простого усвоения к творческому уровню.
VI. Контроль и оценка.
Контроль - средство достижения организацией поставленных целей, характеризующееся определенным выбором средств и методов для проверки достигнутого результата. Оценка -определение и выражение, в условных знаках - баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой.
Контролю и оценки подлежат устные ответы, письменные работы учащихся, контрольные, практические, графические, а также труд в мастерских, на пришкольном участке, выполненные задания на уроках физической культуры, изобразительному искусству и музыке. При контроле и оценке учитываются:
• правильность, полнота и последовательность;
• точность, прочность и сознательность усвоения.
Система оценивания в МОУ КСОШ «Эврика» носит четырехуровневый характер по видам контроля и оценки качества знаний учащихся.
1 уровень - текущий (поурочный) контроль.
2 уровень - тематический контроль.
3 уровень - административный контроль.
4 уровень - государственный контроль.
VII. Текущий (поурочный) контроль.
Текущий контроль выявляет степень овладения материалом в процессе его изучения, корректирует ошибки, пропуски, неточности усвоения. Начинается текущий контроль с предварительного контроля, который предусматривает выявление объема знаний учащихся перед началом изучения новой темы. Текущий контроль осуществляется учителем на каждом уроке прохождения темы, могут использоваться такие формы как самоконтроль и взаимоконтроль, при которых оценки могут быть выставлены в журнал и дневники учащихся. Затратное время на текущий контроль составляет от 5 до 40 минут, при этом используются такие виды как: фронтальный опрос; комбинированный опрос; работа по карточкам; работа у ^доски по индивидуальным заданиям; письменная мини - работа; самостоятельная работа; семинар.
Важной особенностью текущего контроля является обязательное оценивание каждого учащегося в течение прохождения темы.