3.Цель и задачи контроля знаний и умений учащихся. Требования, предъявляемые к контролю. Виды, формы и методы контроля.
Контроль.
Контроль ЗУН, учёт успеваемости уч-ся яв-ся одним из важнейших звеньев уч. процесса.
Контроль это проверка знаний, предусматривающих оценку по рез-м уч. дея-ти.
Цели контроля: корректировка подготовки и проведении занятий; мотивация и стимулирование учащихся.
Задачи контроля.
1.прверка уровня знаний уч-ся, кач-во преподавания;
2.закрепление ранее усвоенных ЗУ, систематизация и обобщение;
3.воздействие на учебно-воспит. процесс;
4.выявление лучшего опыта работы; обобщение и распределение его в коллективе;
5.организация работы преподавателя по совершенствованию уч-воспит. процесса;
6.установление обратной связи.
Функции контроля.
1.контролирующая (выявления уровня сформированных ЗУН, предусмотренных программой, оценить метод коррекции).
2.Обучающая (совершенствование ЗУН в процессе проверки, развития мышления и памяти у уч-ся);
3.Воспитывающая (формирование у уч-ся ответственности, понимания важности трудолюбия, дисциплины труда в процессе обучения).
Требования к контролю: планомерность; систематичность; объективность; экономичность; обозримость; простота.
Дидактические принципы контроля.
пр. действенности (контроль д. приносить положительный рез-т);
систематичность
пр. индивидуальности
пр. дифференцированности (учитывать специфические особенности каждого уч-го предмета и отдельных его разделов, а также индивид. ка-ва уч-ся;
объективность
единства требований учителей, осущ-их контроль за учебной работой уч-ся в данном классе;
своевременность;
всесторонность (контроль д. охватывать все разделы уч. программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических УН уч-ся).
Оценка – результат контроля уч-познават. дея-ти.
Цели оценки: корректировка подготовки и проведении занятий; мотивация и стимулирование; влияние на личность.
Требования к оценке: объективность; справедливость.
В зависимости от места осущ-ия проверки в процессе изучения курса различают следующие виды проверки:
Текущее наблюдение.
Одним из основных методов контроля яв-ся проводимое учителем планомерное систематическое наблюдение за учебной работой уч-ся на уроках и во вне уроков. Данные такого наблюдения позволяют установить отношение уч-ся к своим учебным обязанностям, его сильные и слабые стороны, пробелы в знаниях, осущ-ть индивид. подход к уч-ся путём применения различных методов обучения и воспитания, проверки ЗУН.
По охвату уч-ся в проверке: индивидуальную; групповую; фронтальную.
Главное достоинство устной проверки – контакт между преп-ем и уч-ся, что даёт возможность изучить их индивидуальные способности, корректировать их знания и т.д.
Фронтальный опрос.
За короткое время проверяются знания всей группы по определённой теме.
Индивидуальный опрос.
Позволяет выявить правильность ответа, его полноту, логичность изложения, культуру речи уч-ся. Это форма в основном исп-ся в теоре. обучении при текущем и тематическом контроле знаний. Уч-ся д. дать ответ на вопрос в виде развёрнутого рассказа.
Письменная проверка.
Преимущество письменной проверке в том, что за короткое время м. проверить знания большого числа уч-ся одновременно. Рез-ты рассматриваемого вида проверки дают возможность для глубокого анализа знаний и развития уч-ся , для выявления ошибок, выявление ЗУ.
Недостатки:
-
нет непосред. контакта преп. и уч-ся;
-
преп. приходится затрачивать много времени на проверку одной из форм письменной проверки.
Практическая проверка.
проводится для того , чтобы выяснить, как уч-ся умеют применять полученные знания в практ. условиях. В ходе такой проверки уч-ся убеждаются в истинности своих знаний и необходимости продолжения их закрепления.
Программированный контроль.
осущ-ся главным образом путём применения карточек-заданий. Правильность ответов контролируется 2-мя способами: машинным и без машинным.
При машинном ответы кодируются и вводятся в контролирующее устройство, где они сравниваются кодом правильных ответов и на основании этого определяется оценка.
При без машинном ответы проверяются при помощи шаблонов, перфорированных карт и т.д.
Тест – испытание обучаемого с целью выявления уровня сформированности ЗУ, применяемое в соответ-вии с методикой измерения уровня знаний и оценкой результатов. Тест состоит из задания, которое выдается уч-ся, и эталона ответа, который остается у препод-ля.
Препод-ль сверяет ответ уч-ся с эталоном и на основание его ставит оценку. Тест без эталона – это обычное задание. Зная число операций (р) в наборе тестов и проверив ответ уч-ся, можно определить по эталону число правильно выполненных уч-ся операций (а) и вычислить коэффициент усвоения знаний уч-ся.
Коэффициент усвоения – показатель обученности уч-ся по предмету:
a/p=k, где
к – коэф.усвоения знаний.
0 <
к 1. Если
к 0.7, то уч-ся уверенно решают задачи, способны к сохранению знаний. Если
к < 0.7, то уч-ся совершает ошибки и не способен их исправить.