Таксономия педагогических целей
Вопросы выявления, измерения и оценки уровня сформированности у учащихся знаний, умений, навыков в настоящее время являются одними из центральных в практике обучения.
Если цель обучения определяет, что должен знать, уметь обучаемый, то задачи обучения отвечают на вопрос, как двигаться к цели.
Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.д.).
Понятие «таксономия» было предложено швейцарским ботаником О. Декандолем, разрабатывавшим классификацию растений.
В рамках образовательной технологии Б. Блумом в 1956 г. была создана первая таксономия педагогических целей. При этом Б. Блум и Д. Кратволь разделили цели образования на три области: когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).
Первая таксономия, охватывающая когнитивную область, включает в себя шесть категорий целей с внутренним более дробным делением их:
- знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.);
- понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция);
- применение;
- анализ (взаимосвязей, принципов построения);
- синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений);
- оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев).
Таксономия Блума неоднократно подвергалась критике различными учеными, поскольку в ней происходит смешение конкретных результатов обучения (знание, понимание,применение) с мыслительными операциями, необходимыми для их достижения (анализ, синтез, оценка).
В основу отечественных разработок положен уровневый системный подход описания достижений учащихся, который позволяет сгруппировать результаты обучения в зависимости от уровней учебной деятельности. Однако сегодня еще нет отечественных разработок уровней обученности, которые обладают качествами, позволяющими использовать их в практике разработки тестового инструмента. Здесь возникают следующие трудности:
- предлагаемые уровни усвоения учебного материала должны однозначно восприниматься педагогическим сообществом;
- необходимо, чтобы они позволяли получить взаимнооднозначное соответствие сложности конкретного задания и уровня усвоения представленного доминирующего элемента содержания;
- сложно получить полное покрытие всех возможных знаний и способов деятельности.
Сравним группу педагогических целей, выделяемую зарубежными и отечественными специалистами(таблица 1).
Таблица 1.
Б. Блум, Д. Кратволь
|
О.Е. Лебедев
|
И. Я. Лернер
|
Когнитивная, познавательная область
|
Развитие знаний
|
Знания о природе, обществе, технике, человеке
|
Психомоторная область
|
Развитие умений и навыков
|
Опыт осуществления способов деятельности
|
Активная эмоционально-ценностная область
|
Развитие системы отношений
|
Эмоционально-чувственный опыт
|
Можно сказать,что все указанные авторы достаточно близки в своих подходах, но между ними наблюдается некоторая терминологическая разница. При этом к первой области относят различные уровни усвоения знаний, ко второй - умения (усвоенные способы деятельности) в разной степени самостоятельности их выполнения, а к третьей – отношения, интересы, склонности.
Рассмотрим проведенную конкретизацию целей результатов различными специалистами (табл. 2).
Табл. 2 показывает, что во всех работах речь идет об одних и тех же уровнях, особенно впервых трех случаях, но далее следует их совершенствование, различное по качеству и объему.
Например, рассмотрим подробнее классификацию, предложенную В. И. Тесленко, в которой он выделяет следующие этапы усвоения знаний:
1. информационный, требующий от учащегося узнавания известной информации.
2. репродуктивный, основными операциями которого являются воспроизведение информации и преобразования алгоритмического характера.
3. базовый, требующий от учащегося понимания существенных сторон учебной информации, владения общими принципами поиска алгоритма.
4. повышенный уровень, требующий от учащегося преобразовывать алгоритмы к условиям, отличающимся от стандартных, умение вести эвристический поиск.
5. творческий, предполагающий наличие смостоятельного критического оценивания учебной информации, умение решать нестандартные задания, владение элементами исследовательской деятельности.
Уровни усвоения учебного материала
Б. Блум
|
В.П. Симонов
|
В.П. Беспалько
|
В.Н. Максимова
|
М.Н. Скаткин
|
О.Е. Лебедев
|
В.И. Тесленко
|
Знание
|
Различение
|
Ученический (узнавание)
|
Узнавание
|
Воспроизведение понятия
|
Информированность
|
Информационный
|
Понимание
|
Запоминание
|
Алгоритмический (решение типовых задач)
|
Запоминание
|
Узнавание понятия
|
Функциональная грамотность
|
Репродуктивный
|
Применение
|
Понимание
|
Эвристический (выбор действия)
|
Понимание
|
Применение понятия
|
Грамотность
|
Базовый
|
Анализ
|
Простейшие умения и навыки
|
Творческий (поиск действия)
|
Применение
|
Воспроизведение системы понятий
|
Компетентность
|
Повышенный
|
Синтез
|
Перенос
|
|
|
Применение системы понятий
|
|
Творческий
|
Оценка
|
|
|
|
|
|
|