Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Таксономия педагогических целей


Вопросы выявления, измерения и оценки уровня сформированности у учащихся знаний, умений, навыков в настоящее время являются одними из центральных в практике обучения.

Если цель обучения определяет, что должен знать, уметь обучаемый, то задачи обучения отвечают на вопрос, как двигаться к цели.



Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.д.).

Понятие «таксономия» было предложено швейцарским ботаником О. Декандолем, разрабатывавшим классификацию растений.

В рамках образовательной технологии Б. Блумом в 1956 г. была создана первая таксономия педагогических целей. При этом Б. Блум и Д. Кратволь разделили цели образования на три области: когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).

Первая таксономия, охватывающая когнитивную область, включает в себя шесть категорий целей с внутренним более дробным делением их:

- знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.);

- понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция);

- применение;

- анализ (взаимосвязей, принципов построения);

- синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений);

- оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев).

Таксономия Блума неоднократно подвергалась критике различными учеными, поскольку в ней происходит смешение конкретных результатов обучения (знание, понимание,применение) с мыслительными операциями, необходимыми для их достижения (анализ, синтез, оценка).

В основу отечественных разработок положен уровневый системный подход описания достижений учащихся, который позволяет сгруппировать результаты обучения в зависимости от уровней учебной деятельности. Однако сегодня еще нет отечественных разработок уровней обученности, которые обладают качествами, позволяющими использовать их в практике разработки тестового инструмента. Здесь возникают следующие трудности:

- предлагаемые уровни усвоения учебного материала должны однозначно восприниматься педагогическим сообществом;

- необходимо, чтобы они позволяли получить взаимнооднозначное соответствие сложности конкретного задания и уровня усвоения представленного доминирующего элемента содержания;

- сложно получить полное покрытие всех возможных знаний и способов деятельности.

Сравним группу педагогических целей, выделяемую зарубежными и отечественными специалистами(таблица 1).

Таблица 1.



Б. Блум, Д. Кратволь

О.Е. Лебедев

И. Я. Лернер

Когнитивная, познавательная область

Развитие знаний

Знания о природе, обществе, технике, человеке

Психомоторная область

Развитие умений и навыков

Опыт осуществления способов деятельности

Активная эмоционально-ценностная область

Развитие системы отношений

Эмоционально-чувственный опыт

Можно сказать,что все указанные авторы достаточно близки в своих подходах, но между ними наблюдается некоторая терминологическая разница. При этом к первой области относят различные уровни усвоения знаний, ко второй - умения (усвоенные способы деятельности) в разной степени самостоятельности их выполнения, а к третьей – отношения, интересы, склонности.

Рассмотрим проведенную конкретизацию целей результатов различными специалистами (табл. 2).

Табл. 2 показывает, что во всех работах речь идет об одних и тех же уровнях, особенно впервых трех случаях, но далее следует их совершенствование, различное по качеству и объему.

Например, рассмотрим подробнее классификацию, предложенную В. И. Тесленко, в которой он выделяет следующие этапы усвоения знаний: 

1. информационный, требующий от учащегося узнавания известной информации. 

2. репродуктивный, основными операциями которого являются воспроизведение информации и преобразования алгоритмического характера.

3. базовый, требующий от учащегося понимания существенных сторон учебной информации, владения общими принципами поиска алгоритма. 

4. повышенный уровень, требующий от учащегося преобразовывать алгоритмы к условиям, отличающимся от стандартных, умение вести эвристический поиск.



5. творческий, предполагающий наличие смостоятельного критического оценивания учебной информации, умение решать нестандартные задания, владение элементами исследовательской деятельности. 

Уровни усвоения учебного материала

Б. Блум

В.П. Симонов

В.П. Беспалько

В.Н. Максимова

М.Н. Скаткин

О.Е. Лебедев

В.И. Тесленко

Знание

Различение

Ученический (узнавание)

Узнавание

Воспроизведение понятия

Информированность

Информационный

Понимание

Запоминание

Алгоритмический (решение типовых задач)

Запоминание

Узнавание понятия

Функциональная грамотность

Репродуктивный

Применение

Понимание

Эвристический (выбор действия)

Понимание

Применение понятия

Грамотность

Базовый

Анализ

Простейшие умения и навыки

Творческий (поиск действия)

Применение

Воспроизведение системы понятий

Компетентность

Повышенный

Синтез

Перенос

 

 

Применение системы понятий

 

Творческий

Оценка

 

 

 

 

 

 

  

 

Таксономия педагогических целей

Вопросы выявления, измерения и оценки уровня сформированности у учащихся знаний, умений, навыков в настоящее время являются одними из центральных в практике обучения

49.42kb.

12 10 2014
1 стр.


Таксономия Б. Блума Таксономия

Таксономия обозначает такую классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания объектов категории, расположе

39.09kb.

12 10 2014
1 стр.


Таксономия учебных целей в когнитивной (познавательной) области по Б. Блуму

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение заученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных фактов до целостных теорий. Отличительная

31.29kb.

12 10 2014
1 стр.


Частное учреждение центр образования

Разработка организационно -педагогических игр предполагает определение целей их проведения учебно воспитательном процессе школы

62.71kb.

15 09 2014
1 стр.


План подготовки и проведения аттестации педагогических работников в 2012-2013 учебном году

Ознакомление педагогических работников с Положением об аттестации педагогических работников, графиком аттестации

24.67kb.

13 10 2014
1 стр.


Класс 5 Фармацевтические и ветеринарные препараты; гигиенические препараты для медицинских целей; диетические вещества для медицинских целей, детское питание; пластыри

Класс включает, в основном, фармацевтические препараты и прочие препараты для медицинских целей

191.68kb.

06 10 2014
1 стр.


Оценка педагогических компетентностей

Цель: выявление индивидуального уровня проявления учителем педагогических компетентностей

324.72kb.

03 09 2014
1 стр.


Результаты заседания Городской аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников о подтверждении соответствия занимаемой должности педагогических работников государственных образовательных учреждений от 27. 11. 2012г
726.44kb.

10 10 2014
5 стр.