Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Таксономия Б.Блума
Таксономия обозначает такую классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания объектов категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности.

В когнитивную (познавательную) область входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. Сюда относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.

Основные категории учебных целей в когнитивной области – таксономия, разработанная под руководством известного американского ученого Б. Блума.


Уровни целей

Обобщенные примеры

Частные примеры

1. Знание (точнее, заучивание и узнавание)

Знание и воспроизведение изученного материала – от конкретных фактов до теорий и принципов.



  • знает употребляемые термины;

  • знает конкретные факты;

  • знает методы и процедуры;

  • знает основные понятия;

правила и принципы.

Ученик

  • дословно воспроизводит определения из учебника;

  • верно отвечает на вопросы о названиях, датах, именах, фактах и т.п.;

  • правильно указывает ответ в тесте выбора;

  • подбирает правильные соответствия к терминам и определениям;

  • точно воспроизводит формулировку правила, принципа, теории

2. Понимание

Преобразование материала из одной формы выражения в другую. Операции со смыслом: трансляция, конвертация, интерпретация и экстраполяция.



Ученик

  • понимает факты, правила и принципы;

  • интерпретирует текст;

  • интерпретирует графические схемы;

  • взаимно преобразует текст и математические выражения;

  • прогнозирует результаты и последствия;

  • преобразует абстрактное в конкретное.

Ученик

  • пересказывает «своими словами» текст учебника;

  • конспектирует текст, может объяснить его содержание;

  • может просечь таблицу, график, диаграмму и т.п.;

  • может объяснить формулу словами или записать текст в виде формулы;

  • описывает возможные последствия, вытекающие из данных;

  • иллюстрирует какой-либо принцип или концепцию с помощью примера.

3. Применение

Практическое умение использовать изученный материал в конкретных условиях.



Ученик

  • применяет законы и теории в практических ситуациях;

  • демонстрирует правильное применение процедуры;

  • переносит изученные знания в новую ситуацию;

  • модифицирует изученные способы действий

Ученик

  • умеет выполнять упражнения (решать задачи) по изученному материалу;

  • грамотно использует изученные процедуры и методы;

  • использует изученные понятия и принципы в новых ситуациях;

  • предлагает собственные варианты методик

4. Анализ

Умение членить материал на составляющие и классифицировать их.



Ученик

  • вычленяет части целого;

  • осознает принципы организации целого;

  • оценивает значимость данных;

  • принимает логику организационных связей;

  • выделяет скрытые (неявные) предложения.

Ученик

  • делит текст на фрагменты в соответствии с его структурой;

  • устанавливает причинно-следственные связи;

  • ранжирует данные по важности;

  • видит разницу между фактами и следствиями;

  • замечает ошибки и упущения в рассуждениях.

5. Синтез

Умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.



Ученик

  • творит;

  • интегрирует разнородные элементы;

  • владеет индукцией;

  • владеет дедукцией.

Ученик

  • создает оригинальные продукты (тексты, модели, идеи и т.п.);

  • использует знания из разных областей для решения какой-либо проблемы;

  • делает обобщающие выводы на основе знания конкретных данных;

  • прогнозирует конкретные события (факты) на основе абстрактных знаний.

6. Оценивание

Умение оценивать значение по ясно очерченным категориям. Предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим уровням.



Ученик

  • развивает навыки обоснованной оценки;

  • выносит суждения (не мнения!);

  • осознает логику построения материала;

  • вырабатывает собственные критерии оценивания;

  • умеет применять внешние критерии оценивания.

Ученик

  • разрабатывает собственные системы оценивания;

  • выстраивает логическую конструкцию для обоснования суждения;

  • оценивает соответствие выводов имеющимся данным;

  • оценивает значимость деятельности, исходя из внутренних критериев;

  • оценивает значимость деятельности, исходя из внешних критериев.


Конкретизация цели обучения. Описание или конкретизация целей обучения производится в полном соответствии с категориями таксономии Б.Блума на основе выбранных источников содержания курса. В соответствии с категорией Б.Блума, глаголом, содержанием она может быть представлена совокупностью конкретных действий учащихся, т.е. конкретизирована.

Таксономия Б. Блума Таксономия

Таксономия обозначает такую классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания объектов категории, расположе

39.09kb.

12 10 2014
1 стр.


Таксономия Блума

«Таксономии» (1956 г.). В последующие десятилетия Д. Кратволем и другими учёными была создана вторая часть «Таксономии» (в аффективной области). Первая часть описывает цели познава

62.66kb.

12 10 2014
1 стр.


Оглы паразитизм и хищничество представителей типа arthropoda в агробиоценозах основных ягодных культур

Фауна, таксономия, паразито-хозяинные взаимоотношения, экологически безопасная система защиты

789.16kb.

06 10 2014
4 стр.


Таксономия педагогических целей

Вопросы выявления, измерения и оценки уровня сформированности у учащихся знаний, умений, навыков в настоящее время являются одними из центральных в практике обучения

49.42kb.

12 10 2014
1 стр.


Лекция №23 кластерный анализ

Синонимами термина "кластерный анализ" являются "автоматическая классификация объектов без учителя" и "таксономия"

69.07kb.

12 10 2014
1 стр.


Программа по курсу «таксономия дейтеромицетов»

Хьюз, Тубаки, Субраманиан, Нильсон, Бэррон, Саттон, Кендрик, Питт, Хеннеберт, Пирозиньский и др Современные взгляды на статус дейтеромицетов, возможности построения филогенетическо

22.65kb.

12 10 2014
1 стр.


Таксономия учебных целей в когнитивной (познавательной) области по Б. Блуму

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение заученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных фактов до целостных теорий. Отличительная

31.29kb.

12 10 2014
1 стр.


Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления Ромашка Блума

Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал

29.88kb.

08 10 2014
1 стр.