Уровни целей
|
Обобщенные примеры
|
Частные примеры
|
1. Знание (точнее, заучивание и узнавание)
Знание и воспроизведение изученного материала – от конкретных фактов до теорий и принципов.
| -
знает употребляемые термины;
-
знает конкретные факты;
-
знает методы и процедуры;
-
знает основные понятия;
правила и принципы.
|
Ученик
-
дословно воспроизводит определения из учебника;
-
верно отвечает на вопросы о названиях, датах, именах, фактах и т.п.;
-
правильно указывает ответ в тесте выбора;
-
подбирает правильные соответствия к терминам и определениям;
-
точно воспроизводит формулировку правила, принципа, теории
|
2. Понимание
Преобразование материала из одной формы выражения в другую. Операции со смыслом: трансляция, конвертация, интерпретация и экстраполяция.
|
Ученик
-
понимает факты, правила и принципы;
-
интерпретирует текст;
-
интерпретирует графические схемы;
-
взаимно преобразует текст и математические выражения;
-
прогнозирует результаты и последствия;
-
преобразует абстрактное в конкретное.
|
Ученик
-
пересказывает «своими словами» текст учебника;
-
конспектирует текст, может объяснить его содержание;
-
может просечь таблицу, график, диаграмму и т.п.;
-
может объяснить формулу словами или записать текст в виде формулы;
-
описывает возможные последствия, вытекающие из данных;
-
иллюстрирует какой-либо принцип или концепцию с помощью примера.
|
3. Применение
Практическое умение использовать изученный материал в конкретных условиях.
|
Ученик
-
применяет законы и теории в практических ситуациях;
-
демонстрирует правильное применение процедуры;
-
переносит изученные знания в новую ситуацию;
-
модифицирует изученные способы действий
|
Ученик
-
умеет выполнять упражнения (решать задачи) по изученному материалу;
-
грамотно использует изученные процедуры и методы;
-
использует изученные понятия и принципы в новых ситуациях;
-
предлагает собственные варианты методик
|
4. Анализ
Умение членить материал на составляющие и классифицировать их.
|
Ученик
-
вычленяет части целого;
-
осознает принципы организации целого;
-
оценивает значимость данных;
-
принимает логику организационных связей;
-
выделяет скрытые (неявные) предложения.
|
Ученик
-
делит текст на фрагменты в соответствии с его структурой;
-
устанавливает причинно-следственные связи;
-
ранжирует данные по важности;
-
видит разницу между фактами и следствиями;
-
замечает ошибки и упущения в рассуждениях.
|
5. Синтез
Умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.
|
Ученик
-
творит;
-
интегрирует разнородные элементы;
-
владеет индукцией;
-
владеет дедукцией.
|
Ученик
-
создает оригинальные продукты (тексты, модели, идеи и т.п.);
-
использует знания из разных областей для решения какой-либо проблемы;
-
делает обобщающие выводы на основе знания конкретных данных;
-
прогнозирует конкретные события (факты) на основе абстрактных знаний.
|
6. Оценивание
Умение оценивать значение по ясно очерченным категориям. Предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим уровням.
|
Ученик
-
развивает навыки обоснованной оценки;
-
выносит суждения (не мнения!);
-
осознает логику построения материала;
-
вырабатывает собственные критерии оценивания;
-
умеет применять внешние критерии оценивания.
|
Ученик
-
разрабатывает собственные системы оценивания;
-
выстраивает логическую конструкцию для обоснования суждения;
-
оценивает соответствие выводов имеющимся данным;
-
оценивает значимость деятельности, исходя из внутренних критериев;
-
оценивает значимость деятельности, исходя из внешних критериев.
|