АО «Медицинский университет Астана»
КИС – 07.1.5-1
Дата издательство:28.09.2007
Кафедра биологии
Дата пересмотра: 29.08. 2012
Пересмотрено
Стр из
КОНТРОЛЬНО –ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
По Молекулярной биологии и медицинской генетики
Для специальности: 051302 - СТОМАТОЛОГИЯ
Курс: 1
Семестр: I
Астана 2007г.
Контрольно-измерительные средства
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Сколько аминокислот входит в состав природных белков
2. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структура белка
3. Почему нуклеиновые кислоты относятся к информационным макромолекулам
4. Что представляет собой модель ДНК (Д.Уотсон, Ф.Крик)
5.Чем отличается митохондриальная ДНК от ядерной
6. Какие типы РНК присутствуют в клетке
7. Какие функции выполняют тРНК, мРНК, рРНК
8.Что такое репликация ДНК, биологическое значение, этапы репликации.
9.Ферменты геликаза, ДНК-полимераза, лигаза в репликации ДНК
10.Как происходит репликация лидирующей и отстающей цепи ДНК .
11. Теломеры хромосом, биологическое значение теломеразы
12.Что такое ген, генетический код, кодон, структура и свойства
13.Что такое транскрипция, трансляция
14.Какие фазы проходят процессы транскрипции и трансляции
15.Какие функции выполняет РНК –полимераза
16.Что такое процессинг, сплайсинг
17. В чем заключается сущность реализации генетической информации в клетке
18. Что такое ген в химическом и функциональном отношении
19. Структура и свойства генетического кода
20. Что такое триплет, кодон, антикодон
21. Что такое промотор, экзоны, интроны, процессинг, сплайсинг в транскрипции.
22.Что такое ген
23.Классификация генов: структурные, функциональные, регуляторные
24.Понятие о геноме.Структура генома прокариот, эукариот, митохондрий, человека
25.Какова структура генома ДНК и РНК-содержащих вирусов
26.Мутации, классификация мутаций
27.Мутагенные факторы, их классификация
28.Репарация повреждений ДНК. Виды репарации
29.Сушность современных молекулярно-генетических методов исследования
30.В чем сущность методов гибридизации ДНК, ПЦР-диагностики
31. Понятия библиотека генов, карты хромосом, ДНК-зондов
32.Где в медицине применяются методы ДНК-анализа
33.В чем сущность метода секвенирования ДНК
34.Какие молекулярно-генетические методы применяются в пренатальной диагностике
35.Сущность картирования хромосом человека ,значение в медицине
36.Строение и функции плазматической мембраны
37.Основные структуры мембраны: липиды, белки, углеводы
38.Особенности молекулярной организации плазматической мембраны
39. Транспорт веществ через мембраны
40.Циклины и циклинкиназы и их роль в регуляции клеточного цикла
41.Действие фактора стимуляции митоза (MPF).
42.Что такое «сверочные точки» и их роль в регуляции клеточного цикла
43.В чем заключается сущность апоптоза и его регуляции
44.Роль белка р53 в регуляции апоптоза и канцерогенеза
45.Что такое межсигнальные вещества клетки
46.Основные группы сигнальных веществ.
47.Пути и механизмы действия гормонов на клетку
48.Действие гистогормонов на клетку
49.Действие сигнальных веществ на активность генов
50.Мутации, классификация
51.Мутации и наследственные болезни человека
52.Мутагенные факторы, классификация
53.Основные компонентам клетки:оболочка, цитоплаза, ядро
54.Строение клеточного ядра
55.Что такое цитоскелет и его значение в клетке
56.Особенности строения и функций митохондрий, энгдоплазматической сети, комплекса Гольджи, лизосом и других мембранных органелл
57.Какие органеллы относятся к структурам специального значения
58.Что такое клеточный цикл, его периоды и фазы митоза
59.Что такое нуклеосомная структура ДНК, хроматин в клеточном цикле
60. Какие болезни человека относятся к наследственным
61.Механизм образования хромосомных болезней человека
62.Какие хромосомные синдромы относятся к аутосомным
63.Какие хромосомные синдромы связаны с половыми хромосомами
64.Какие наследственные синдромы связаны с хромосомными перестройками: делециями, инверсиями, транслокациями, дупликациями, изохромосомами
65.Генные болезни человека, их механизмы
66.Какие болезни человека относятся к мультифакториальным
67.Проявление моносомии, трисомии, полисомии, полиплоидии у человека
68.Синдромы с моносомией и трисомией-Х у женщин, трисомией-Х и У у мужчин
69. Синдромы аутосомий: трисомия –21, трисомия-13, трисомия-18
70.Сущность и диагностическое значение цитогенетических, биохимических методов, анализ родословных, дерматоглифики, близнецового метода
71.Профилактические методы пренатальной диагностики: амниоцентез, хорионцентез, кордонцентез
72.Понятие о генотерапии, принципы и успехи
73.Онтогенез, периодизация, стадии эмбрионального развития
74.Сущность дифференциальной активности генов и значение в процессе развития
75.Тератогенные факторы, критические периоды развития зародыша человека являются критическими.
76. Причины формирования пороков развития, классификация пороков развития
77.Генетические показатели популяции, генофонд популяции
78.Структура браков в популяциях человека и их влияние на генофонд
79.Генетический груз популяции, генетический полиморфизм
80.Понятие геногеографии наследственных болезней человека
81. Сущность закона Харди-Вайнберга и его практическое значение
82.Адгезивные белки: интегрины, селектины, иммуноглобулины, кадгерины
83. Межклеточные контакты простого, сцепляющего, запирающего и коммуникационного типа
84.Значение понятий: наследственность. изменчивость, ген, генотип, фенотип,
локус, альтернативные признаки, гомозиготность, гетерозиготность, гемизиготность
85.Моногенное наследование у человека
86. Наследование менделирующих признаков человека
87.Аллельные и неаллельные гены: наследование групп крови АВО и системы резус
88.Что изучает экогенетика, фармакогенетика
89.Причины различий в реакциях отдельных индивидуумов на внешние факторы, среды, пищевые добавки
90.Различия в реакциях отдельных лиц на лекарственные вещества
2.Ситуационные задачи
1.Синтез белка
ЗАДАЧА 1. В цепи рибонуклеазы поджелудочной железы один из полипептидов имеет следующие аминокислоты: лизин-аспарагиновая кислота-глицин-треонин-аспарагиновая кислота-глутаминовая кислота-цистеин. Определить мРНК, управляющего синтезом указанного полипептида.
ЗАДАЧА 2. Одна из цепей глюкагона имеет следующий порядок аминикислот: треонин-серин-аспарагин-тирозин-серин-лизин-тирозин.
Определить строение участка ДНК, кодирующего эту часть глюкагона.
ЗАДАЧА 3. Первые 10 аминокислот в цепи В-инсулина: фенилаланин-валин-аспарагиновая кислота-глутамин-гистидин-лейцин-цистеин-глицин-серин-гистидин. Определить структуру участка ДНК, кодирующего эту часть цепи инсулина.
ЗАДАЧА 4. Участок молекулы ДНК, кодирующий полипептид, имеет следующий порядок нуклеотидов: ААА АЦЦ ААА АТА ЦТТ ТА ЦАА. Определить структуру полипептидной цепи, кодируемой данным участком ДНК.
ЗАДАЧА 5. При одной из форм синдрома Фанкони (нарушение образования костной ткани) у больного с мочой выделяются аминокислоты, которым соотвествуют следующие триплеты мРНК: ААА, ЦГУ, ГАА, АЦУ, ГУУ, УУА, УГУ,УАУ. Определить, выделение каких аминокислот характерно для болезни.
ЗАДАЧА 6. Участок цепи белка вируса табачной мозаики состоит из следующих
аминокислт: серин-глицин-серин-изолейцин-треонгин. В результате воздействия на мРНК азотистой кислотой цитозин РНК превращается в гуанин. Определить изменения в строении белка вируса после воздействия азотистой кислотой.
ЗАДАЧА 7. В цепи рибонуклеазы поджелудочной железы один из полипептидов имеет следующие аминокислоты: лизин-аспарагиновая кислота-глицин-треонин- аспарагиновая кислота-глутаминовая кислота-цистеин. Определить мРНК, управляющего синтезом указанного полипептида.
ЗАДАЧА 8. В цепи рибонуклеазы поджелудочной железы один из полипептидов имеет следующие аминокислоты: лизин-аспарагиновая кислота-глицин-треонин- аспарагиновая кислота-глутаминовая кислота-цистеин.
Определить мРНК, управляющего синтезом указанного полипептида.
ЗАДАЧА 9. Какие изменения произойдут в строении белка, если в кодирующей ею участке ДНК: ТАА ЦАА АГА АЦА ААА между 10-м и 11-м нуклеотидами включить цитозин, между 13-м и 14-м – тимин, а на конце прибавить еще один аденин.
ЗАДАЧА 10. Одна из цепей глюкагона имеет следующий порядок аминокислот:
треонин-серин-аспарагин-тирозин-серин-лизин-тирозин. Определить строение участка ДНК, кодирующего эту часть глюкагона.
2. Стандартная номенклатура хромосом человека и символическая запись кариотипов:
ЗАДАЧА 1.Женский кариотип с добавочной хромосомой Х
ЗАДАЧА 2.Женский кариотип с двумя добавочными хромосомами Х.
ЗАДАЧА 3.Мужской кариотип с добавочной хромосомой Y
ЗАДАЧА 4.Мужской кариотип с двумя добавочными хромосомами Х.
ЗАДАЧА 5.Женский кариотип с добавочной хромосомой 18.
3. Моногенное наследование у человека
ЗАДАЧА 1. У человека полидактилия (многопалость) наследуется как аутосомный доминантный признак. От брака гетерозиготного шестипалого мужчины с женщиной с нормальным строением руки родились двое детей: пятипалый и шестипалый. Каков генотип этих детей?
ЗАДАЧА 2. Мужчина с полидактилией женится на нормальной пятипалой женщине. Они имеют 5 детей, все с полидактилией. Один из них женится на нормальной женщине и они имеют несколько детей. Много ли детей будут с полидактилией?
ЗАДАЧА 3. У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением. Какое потомство можно ожидать от брака близорукого мужчины, мать которого имела нормальное зрение, с женщиной, имеющей нормальное зрение.
ЗАДАЧА 4. Врожденный вывих бедра наследуется у человека как аутосомно-доминантный признак. Мужчина, страдающий врожденным вывихом бедра, женился на здоровой женщине. От этого брака родились двое детей: здоровый и больной. Определить генотипы детей и родителей.
ЗАДАЧА 5. Альбинизм наследуется у человека как аутосомный рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой нормален, родились разнояйцевые (дизиготные) близнецы, один из которых нормален, а другой альбинос. Какова вероятность рождения следующего ребенка альбиносом?
ЗАДАЧА 6. У человека умение владеть преимущественно правой рукой доминирует над умением владеть преимущественно левой рукой. Мужчина правша, мать которого была левшой, женился на женщине правше, имеющей 3 братьев, двое из которых левши. Какое потомство можно ожидать от этого брака?
ЗАДАЧА 7. У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением. Какое потомство можно ожидать от брака близорукого мужчины, мать которого имела нормальное зрение, с женщиной, имеющей нормальное зрение?
ЗАДАЧА 8. Отсутствие малых коренных зубов наследуется как доминатный аутосомный признак. Какова вероятность рождения детей с аномалией в семье, где оба родителя гетерозиготные по анализируемому признаку?
ЗАДАЧА 9. Синдактилия наследуется как доминантный аутосомный признак. Какова вероятность рождения детей со сросшимися пальцами в семье, где один из родителей гетерозиготен по анализируемому признаку, а другой имеет нормальное строение пальцев?
ЗАДАЧА 10. Ахондроплазия передается как доминантный аутосомный признак. В семье, где оба супруга страдают ахондроплазией, родился нормальный ребенок. Какова вероятность того, что следующий ребенок будет тоже нормальным?
4.Наследование групп крови АВО у человека
ЗАДАЧА 16. Мать со II (А) группой крови имеет ребенка с I (О) группой крови. Установить возможные генотипы крови отца.
ЗАДАЧА 17. У мальчика I (А) группа крови, у его сестры IV (АВ). Определить группы крови родителей.
ЗАДАЧА 18. В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют I и II группы, родители другого – II и IV. Исследование показало, что дети имеют I и IV группы. Определить, кто чей сын.
ЗАДАЧА 19. У троих детей в семье группы крови А, В и О. Какие группы крови могут быть у родителей
5.Наследование резус-фактора
ЗАДАЧА 20. У человека наличие на эритроцитах антигена резус-фактор (Rh+) обусловлено доминантным геном – D. Его аллель – d обуславливает отсутствие антигена (Rh-). Группы крови АВО определяются генами I
О, I
А, I
В.
а) Генотип жены Dd IВIВ, генотип мужа dd IА IО. Какова вероятность рождения резусположительного ребенка IV группы?
б) Резус-положительная женщина II (А) группы, отец которой имел резус-отрицательную кровь I (О) группы, вышла замуж за резус-отрицательного мужчину I группы. Какова вероятность того, что ребенок унаследует оба признака отца.
ЗАДАЧА 21. Если отец и мать резус – положительные, может ли быть их дочь резус-отрицательной?