Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


Ракурс / Трибуна



Архив / 2002 год / Октябрь / ФВ №32 (271) от 29 октября 2002 г.


Стратегия лекарственного обеспечения гомеопатическими препаратами





 

Сегодня для сферы гомеопатической фармации удовлетворение потребностей населения в фармтоварах и услугах имеет неоценимое практическое значение. Знание нужд потребителя позволяет адекватно оптимизировать лекарственное обеспечение, придать ему необходимые направленность и характер. В этой связи представляют интерес маркетинговые исследования в социально-экономическом обосновании стратегии управления гомеопатическим лекарственным обеспечением, проведенные в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Краснодаре и Нижнем Новгороде.



О результатах исследований рассказывает генеральный директор Краснодарского краевого центра гомеопатии, канд. фарм. наук Ольга Александровна КОРВЯКОВА.

 




Таблица 2.
Целевой сегмент потребителей гомеопатических ЛС


Таблица 1.
Рейтинг групп заболеваний,при которых применялись гомеопатические ЛС


Файл pdf 23 KB >>



Рис. 1
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСПОНДЕНТОВ
(всего 338 чел.) по возрасту, %




Рис. 2
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСПОНДЕНТОВ
(всего 338 чел.) по роду занятий, %


 

Проблема, обусловившая проведение настоящего маркетингового исследования, на сегодняшний день связана с недостаточным уровнем гомеопатической фармпомощи населению региона. Исследования проводились в целях изучения предпочтений потребителей гомеопатических ЛС.

Всего было распространено 500 анкет, получено от респондентов — 338 пригодных для дальнейшей обработки. Таким образом возвращаемость анкет составила 67,6%, что является удовлетворительным итогом. Число анкет, полученных от московских респондентов, составило 100%, от петербургских — 86, краснодарских — 75, воронежских — 59. Из Н. Новгорода было возвращено только 18 анкет, в связи с чем они не использовались при изучении влияния региона на поведение потребителей гомеопатических ЛС, но при сравнении потребителей по другим параметрам данные этих анкет принимались во внимание.

При анализе анкет были получены следующие результаты. Люди активного трудоспособного возраста 21—50 лет преобладают среди потребителей гомеопатических ЛС, на их долю приходится 66% посетителей гомеопатических аптек (рис. 1). По роду занятий наиболее представительной была группа “служащие”, в которую вошло 49% респондентов (рис. 2). Именно эта группа составляет ядро реальных покупателей гомеопатических ЛС.

Более половины респондентов (51%) считают гомеопатический метод лечения эффективным, а 1/3 (34%) — эффективным в отдельных случаях. Таким образом, отмечается позитивное отношение подавляющего большинства покупателей таких ЛС к гомеопатии, что косвенно свидетельствует о наличии у населения успешного опыта применения гомеопатических ЛС и высокой вероятности повторного обращения к данному методу лечения.

В зависимости от типа применяемых ЛС респонденты распределились следующим образом: 62% применяют и аллопатические, и гомеопатические ЛС; только аллопатическими ЛС пользуется 21%, только гомеопатическими — 11% опрошенных. На вопрос о способе выбора гомеопатических ЛС самым распространенным был ответ “иногда по назначению врача, иногда самостоятельно” — 43,5% респондентов.

Анализ заболеваний, при которых применялись гомеопатические ЛС, показал, что на долю 7 ведущих нозологических групп приходится 75% всех перечисленных заболеваний (табл. 1). Номенклатура комплексных гомеопатических ЛС, указанных респондентами, составила 119 наименований, однокомпонентных препаратов — 93.

Учитывая факт, что комплексные гомеопатические ЛС в основном являются препаратами безрецептурного отпуска, можно говорить о наличии определенных потребительских предпочтений в отношении этой группы ЛС.

Для оценки потребителями свойств гомеопатических ЛС респондентам рекомендовалось выбрать из предложенного перечня одно или несколько свойств гомеопатических ЛС, которые, по их мнению, являются преимуществами этих средств по сравнению с аллопатическими. Практически с одинаковой частотой опрошенные назвали два свойства — безвредность (62% ответов) и натуральный состав (61%). Таким образом, для потребителя самым весомым преимуществом гомеопатических ЛС является их безопасность, а чисто терапевтическая характеристика “эффективность” занимает только третью позицию по частоте упоминания (45%), экономическая — “низкая стоимость” — получила еще меньшее число ответов (23%). Если безвредность и натуральный состав, судя по числу потребительских оценок, можно считать конкурентными преимуществами гомеопатических препаратов как товара, то удобство применения и упаковка гомеопатических ЛС, особенно отечественного производства, являются слабым звеном и требуют совершенствования. Среди других, не приведенных в анкете преимуществ гомеопатических препаратов опрошенные указали экологическую чистоту, альтернативность, новизну, щадящее лечение и пр. Таким образом, покупатели гомеопатических ЛС четко осознают их преимущества по сравнению с аллопатическими ЛС.

Исследования показали, что с повышением уровня образования возрастает частота ссылок респондентов на врача и уменьшается — на знакомых и родственников, а также на СМИ как на источник сведений о гомеопатии. Так, на врача сослались 25% респондентов со средним и неполным средним образованием, 28 — со средним специальным, 29 — с высшим и неполным высшим; на знакомых, родственников — соответственно 44, 33 и 31%. Установлено также, что для покупателей, имеющих высшее образование, аптечный работник был источником информации чаще, чем для покупателей со средним и средним специальным образованием.

В результате маркетингового исследования потребителей выявлено наличие у них всех видов потребностей, которые лежат в основе стратегии управления обеспечением населения гомеопатическими ЛС: потребности в применении гомеопатии как основного и дополнительного метода лечения и профилактики заболеваний, метода оздоровления; потребности в приобретении гомеопатических товаров и услуг.

Высокая доля лиц старше 50 лет (29%), пенсионеров (17%), с ежемесячным доходом семьи до 2 тыс. руб. (50%) и затратами на покупку ЛС свыше 200 руб. в месяц (23%) — это социально-демографические факторы, которые с учетом глобальных тенденций к постарению населения и повышению уровня хронических заболеваний требуют принятия мер по социальной защите данных категорий потребителей ЛС (табл. 2). На региональном уровне эффективными мерами могут быть включение гомеопатических ЛС в стандарты лечения нозологий, преобладающих в данном регионе, а также формирование территориальных перечней льготных ЛС, среди которых будут и гомеопатические.



 

Фв №32 (271) от 29 октября 2002 г

В этой связи представляют интерес маркетинговые исследования в социально-экономическом обосновании стратегии управления гомеопатическим лекарственным обеспечением, проведенные в Мо

45.92kb.

06 10 2014
1 стр.


А. Г. Литвак; Рос гос пед ун-т им. А. И. Герцена. Спб. Изд-во ргпу, 1998. 271 с

Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб пособие / А. Г. Литвак; Рос гос пед ун-т им. А. И. Герцена. Спб. Изд-во ргпу, 1998. 271 с

3529.57kb.

13 10 2014
16 стр.


Закон о наделении Правительства полномочиями

Ст – На основании статьи 1062 Конституции Республики Молдова со дня вступления в силу настоящего закона и до 1 октября 2002 года Правительство наделяется полномочиями на издание ор

10.22kb.

15 09 2014
1 стр.


А. И. Вялков 9 октября 2002 года управление качеством медицинской помощи в многопрофильном лечебно-профилактическом учреждении методические рекомендации

В доступной форме продемонстрирована последовательность внедрения индустриальных методов менеджмента качеством через этапы стандартизированного контроля и обеспечения качества

740.3kb.

11 09 2014
5 стр.


Ростислав Туровский Итоги и уроки губернаторских выборов

График региональных выборов стал менее упорядоченным. Всего же почти за полтора года с октября 2000 г по январь 2002 г выборы глав исполнительной власти состоялись в 52 субъектах ф

434.43kb.

08 10 2014
3 стр.


Валерий Шевченко Забытые жертвы октября 1993 года

«чёрного октября» нас отделяет уже более 16 лет. По-прежнему, практически отсутствуют достоверные сведения о трагической судьбе большинства тех защитников Белого Дома, для которых

1218.11kb.

25 12 2014
5 стр.


Программа мероприятий 26-28 октября 26 октября Стенд салона МузТорг, 3 павильон
33.36kb.

17 12 2014
1 стр.


Презентация выполнена учителем литературы гимназии №271 Санкт-Петербурга Алексеевой Натальей Игоревной Философская лирика А. С. Пушкина

Философская лирика А. С. Пушкина Презентация выполнена учителем литературы гимназии №271 Санкт-Петербурга Алексеевой Натальей Игоревной

94.35kb.

18 12 2014
1 стр.