Перейти на главную страницу
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
КАФЕДРА СРЕДОВОГО И ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________ Г.В. Вершинин
30 августа 2011 г.
Г.Г. КОРОЛЕНКО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«КОМПОЗИЦИЯ»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 070602 – ДИЗАЙН
КВАЛИФИКАЦИЯ – ДИЗАЙНЕР
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2 КУРС, III, IV семестр
КОД ДИСЦИПЛИНЫ СД. 01-02
Всего по курсу: 140 часов
из них: 140 часов – аудиторные занятия
2 курс, III, IV семестр
КАФЕДРЫ СРЕДОВОГО И ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
Рецензенты: проф. кафедры средового
и графического дизайна ИАДВИ
_______________ Н.С. Макаров
зав. кафедрой средового дизайна УралГАХА, к. арх., профессор
_______________ Н.Н. Ляпцев
Утверждена на заседании учебно-методической комиссии ИАДВИ
_________________ 2011 г, протокол № ___
Председатель ______________/ И.Е. Чердынцева /
© Г.Г. Короленко, 2011
Программа раскрывает содержание второго года обучения по предмету «Композиция». Дисциплина предполагает знакомство с основным кругом теоретических и практических проблем и задач профессиональной творческой работы дизайнера, путём погружения в историю, теорию проектирования интерьера и связанных с ним элементов: аксессуаров, мебели и оборудования, изучения методики и технологий проектирования интерьера, последовательного выполнения учебных клаузур, курсовых работ и проектов с постепенным усложнением взаимосвязей составных частей разработки. Программа предполагает также продолжение занятий графикой – как проектной, так и отдельными разделами графического дизайна.
Предмет «Композиция (проектирование)» является профильной дисциплиной, дающей представление о специфике будущей профессиональной работы.
Проектирование фокусирует все навыки, знания и умения, приобретённые в течение вводного курса композиции и макетирования, а также общехудожественных дисциплин.
Программа рассчитана на второй год обучения. Освоение методики и решение задач, стоящих перед курсом, осуществляется посредством выполнения упражнений, курсовых работ и проектов.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п |
Наименование тем |
Количество часов |
|
III семестр |
|
1 |
Анализ формы предмета бытового назначения. |
36 |
1.1 |
Введение. Выдача задания. Ознакомительная клаузура. Выбор объекта исследования. Изучение его. Подготовительная работа. |
4 |
1.2 | Анализ формы. Функция. Композиционный анализ формы. Обмеры. Чертёж на миллиметровке в карандаше. |
4 |
1.3 |
Структурный анализ объекта. Графический анализ объекта. |
4 |
1.4 |
Ортогональные проекции. Расстановка размеров. Эскиз самостоятельной разработки модификации изделия. |
4 |
1.5 | Ортогональные проекции и аксонометрия разработки. Компоновочные эскизы. |
4 |
1.6 |
Компоновочные эскизы (продолжение). Исполнение работы на планшете. Ортогональные проекции – чертёж, размеры |
6 |
1.7 |
Ортогональные проекции – монохромные отмывки. Аксонометрия прототипа полихромная. Ортогонали и аксонометрия самостоятельных разработок – полихромное изображение |
6 |
1.8 |
Продолжение работы. Оформление. Исполнение надписей. |
4 |
2 |
Разработка набора крепёжных элементов бытового назначения. |
36 |
2.1 |
Введение. Выдача задания. Начало проектирования. Вводная клаузура. |
4 |
2.2 |
Выработка концепции. Формулировка проблемы. Постановка задачи. Сбор аналогов, систематизация. |
4 |
2.3 |
Эскизирование. Поиск вариантов. Комплексный подход. Приёмы формообразования. |
4 |
2.4 |
Выбор варианта решения. Ортогональные проекции. Аксонометрия структуры. Перспектива. Подготовка записки. |
4 |
2.5 |
Эскизирование. Разработка набора крепёжных элементов. Поисковое макетирование. |
4 |
2.6 |
Выбор варианта решения. Вычерчивание ортогональных проекций комплекта. Аксонометрическое изображение набора. |
6 |
2.7 |
Продолжение работы. Компоновка. Выполнение надписей. Оформление работы. Подготовка записки. |
6 |
2.8 |
Завершение работы. |
4 |
|
IV семестр |
|
3 |
Объёмно – пространственная функциональная форма в интерьере. |
32 |
3.1 |
Введение. Выдача задания. Корректировка темы. Работа с аналогами. Анализ ситуации. |
4 |
3.2 |
Формулировка концепции. Выявление проблемы. Постановка задач проекта. Композиционные варианты объёмно-планировочного решения. |
4 |
3.3 |
Эскизирование. Отработка оптимального варианта в поисковых макетах. |
4 |
3.4 |
Выбор основного направления. Работа над вариантами. Объёмно-пространственное решение объекта. |
4 |
3.5 |
Конструктивное решение объекта. Варианты решения. Поиск узлов крепления, способов соединения. Поиск цветофактурного решения. |
4 |
3.6 |
Выбор окончательного варианта. Выполнение чертежей, ортогональных проекций. Компоновочные эскизы. |
4 |
3.7 |
Выполнение работы на планшетах. Подготовка пояснительной записки. |
4 |
3.8 |
Уточнения. Завершение работы. Оформление. |
4 |
4 |
Разработка многофункционального объекта – функционально-планировочной зоны интерьера. |
36 |
4.1 |
Вводная лекция. Выдача задания. |
4 |
4.2 |
Ориентировка. Анализ ситуации. Формирование концепции. Постановка проблемы и проектной задачи. |
4 |
4.3 |
Сбор аналогов, анализ, систематизация. Эскизирование. |
4 |
4.4 |
Эскиз идеи, форэскизы. Образные характеристики объекта. Объёмно-пространственная структура интерьера. Эскизное макетирование. |
4 |
4.5 |
Выбор направления проекта. Поиск соотношения главного и второстепенного. Разработка конструкции. |
4 |
4.6 |
Варианты цветофактурного решения. Выбор окончательного варианта разработки. Компоновочные эскизы. |
4 |
4.7 |
Построение ортогональных проекций интерьера, план, развёртки. Ортогонали оборудования. |
4 |
4.8 |
Аксонометрическое изображение в цвете. Подготовка записки. |
4 |
4.9 |
Общий вид проектируемого объекта. Узлы, детали. Завершение графических материалов проекта. Оформление работы. |
4 |
Итого: |
140 |
Формы контроля:
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Первая курсовая работа - реконструкция процесса проектирования на основе простого изделия бытового назначения. Анализ формы изделия (функциональный, конструктивный, композиционный). Изучение приёмов графического анализа. На основе изучения формы разрабатывается эскиз авторского варианта выбранного изделия. Параллельно изучаются средства, приёмы, формируются навыки изобразительной проектной графики.
Вторая часть – начало изучения методики проектирования. Формирование представлений о предметно-пространственной среде. Семантика формы, образно-смысловая характеристика. Композиционные средства проектирования. Свойства, качества, закономерности композиции. Категории композиции. Материал, его конструктивные, технологические качества.
Вариантность, как основа метода проектирования. Введение понятий «концепция проекта», «проектная задача», «проектное решение». Основы формирования концепции проекта. Изучение и анализ аналогов: форма, композиция, концепция. Параллели с другими видами искусства и иными сферами человеческой деятельности.
Знакомство с понятиями «предмет», «прототип», «аналог», «форма». Адресность проекта, учёт взаимосвязи предмет-потребитель. Функциональные требования к проектируемому объекту. Преодоление стереотипов. Сценирование.
Во втором курсовом проекте более сложная задача: объём бытового назначения с набором простых функций. Используются, предпочтительно, заданные конструкционные материалы (прут, труба, полоса, лист, металл, пластик), их выразительные возможности. Совершенствуется изобразительный графический проектный язык.
Во втором курсовом проекте разработка функциональных элементов связана с контекстом, со средой бытования (прихожая, кухня, ванная, рабочее место), с доминирующим, объединяющим объектом, в основе которого плоскостная, объёмная или объёмно-пространственная структура. Решение предполагает вариантность использования набора как отдельных, самостоятельных предметов, так и в комплексе со структурой, а также вариантность существования в пространстве.
Третья часть – продолжение освоения методики авторского проектирования. Функциональный анализ жилища. Функционально-планировочное решение пространства. Зонирование интерьера. Портрет потребителя. Формирование концепции проекта. Образно-пластический ключ.
Третья курсовая работа - объёмно-пространственная функциональная форма в интерьере. Объёмно-пространственное, зонирующее, трансформируемое оборудование. Объект проектирования синтезирует традиционные предметы обстановки с диапазоном элементарных характеристик в новое образное функциональное оборудование с возможностью варьирования пространства. Разработка основного решения, элементов и деталей оборудования.
Раздел 4
Четвёртая часть – логическое завершение всех предшествующих этапов. Разработка многофункционального объекта – функционально-планировочной зоны интерьера с учётом всех средовых взаимосвязей. Уточнение проектной концепции. Развитие образно-пластического ключа проекта. Цветовое, колористическое решение. Решение освещения. Композиционная, конструктивная, технологическая проработка интерьера.
Работа выполняется в два этапа. Первый этап – разработка общего решения среды. Функционально-планировочное решение. Зонирование помещения. Цветопластическое решение. Второй этап – разработка функционально-планировочной зоны интерьера. Разработка основных, дополнительных, вспомогательных элементов, входящих в состав решения. Активное выявление пространственных, композиционных, структурных, пластических связей.
- овладение профессиональными навыками изображения объекта.
Разработка набора крепёжных элементов бытового назначения
Задание №3
Объёмно – пространственная функциональная форма в интерьере
Цель: Знакомство с приёмами и средствами проектирования объёмно-пространственного объекта в среде интерьера.
Задачи: развитие представлений о предметно-пространственной среде и её структурах;
Задание №4
Разработка многофункционального объекта – функционально-планировочной зоны интерьера
Цель: Знакомство с методикой и приобретение практических навыков проектирования многофункционального объекта.
Задачи: овладение методами и средствами проектирования сложных объектов;
Разработка набора крепёжных элементов бытового назначения (2 этапа).
1. Принципиальная разработка структуры (панель, рельеф, объём, объёмно-пространственная структура).
2. Разработка набора крепёжных элементов.
Объёмно-пространственная функциональная форма в интерьере.
Разработка многофункционального объекта – функционально-планировочной зоны интерьера.
Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование. Учеб. пособие. – Издательство «Архитектура-С», 2004. – 96 с.
Панеро Дж. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер: справочник по проектным нормам: пер с англ. / Джулиус Панеро, Мартин Зелник. – М.: АСТ; Астрель, 2006.
Стасюк Н. Г., Киселева Т. Ю., Орлова И. Г. Основы архитектурной композиции: Учебное пособие. - М.: Архиткутра -С, 2007.
Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории: Учебное пособие для вузов. – М.: Архитектура – С, 2007.
Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование: Учебное пособие. – М.: Архитектура – С, 2007.
Шорохов Е.В. Композиция: Учебное пособие для студентов худ. граф. вузов М: Просвещение, 2000.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Exhibition Design; на нем. Яз. - Kömpen: teNeues, 2002.
Fiel Ch. & P.Design of the 20th Centuri. – Köln: Benedikt Taschen Verlag, 1999. – 768 S.: abb.
Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. – М.: Стройиздат, 1984.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974.
Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования: Учеб.-метод. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Стройиздат, 1982. -224 с., ил.
Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 352 с.
Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. – М.: Арт-Родник, 2006. – 257 с.: ил.
Гиббс Д. Настольная книга дизайнера интерьера. - М.: ЗАО БММ, 2006.
Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. – М.: Прогресс, 1988.
Гропиус В. Границы архитектуры: Пер. с нем. – М.: Искусство, 1971. – 285 с.
Жилище // Словарь-справочник. – М., 2000.
Использование информации в проектной работе художника-конструктора. – М.:ВНИИТЭ. 1980.
Иттен И. Искусство цвета. – М.: Д. Аронов, 2001.
Кес Д. Стили мебели / На рус. языке. – Budapest, 1979.
Коник М.А. Архив одной мастерской. Сенежские опыты. – М.: Индекс Дизайн, 2003. – 324 с., – 212 ил.
Косо Й. Лестницы: дизайн и технологии. - М.: Контэнт, 2005
Кузнецов И.Н. Курсовые и дипломные работы: От выбора темы до защиты: Справочное пособие / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов.– Мн.: «Мисанта», 203.416 с.
Купер М. Как понимать язык цвета. – М.: Эксмо, 2004. – 144 с., илл.
Нельсон Д. Проблемы дизайна / Под ред. и с предисловием К.М. Кантора. – М.: Искусство,1971. – 208 с.
Раниев В.Р. Интерьер: Учебное пособие для архитектурных специальностей ВУЗов. – М., Высшая школа, 2000.
Розенблюм Е. Художник в дизайне. – М. 1974.
Свиридов В.А., Стасюк Н, Г. Макетирование как метод развития объемно-пространственного мышления у абитуриентов. Архитектурная наука в МАРХИ. – М., Ладья, 2006.
Серов С. Стиль в графическом дизайне: 60-е - 80-е годы. М.:ВНИИТЭ, 1991.
Соловьев Ю.Б. Моя жизнь в дизайне: Дизайн – это элегантность, эффективность и комфорт. – М.: Союз дизайнеров России, 2004. – 256 с., ил
Степанов А.В. Объемно-пространственная композиция: Учебник для вузов. – М.: Архитектура – С, 2007.
Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. - М: АСТ; Астрель, 2006.
Фишер-Улиг Х., Ени К. рациональное использование внутреннего пространства. Советы профессионалов.- М.: Внешсигма, 1997
Хиллер Б. Стиль ХХ века. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2004. – 240 с., ил.
ПРОЕКТ РОССИЯ // Москва (с 1995 г.)
АРХИДОМ
ИНТЕРЬЕР ДАЙДЖЕСТ
ТАТЛИН
6.1. ПОИСКОВЫЕ СЛУЖБЫ:
GOOGLE (https://www.google.ru),
Яндекс (www.yandex.ru)
6.2. БЕСПЛАТНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Крупнейшие источники ресурсов Shareware и Freeware
Все категории программ, на русском языке (www.download.ru)
Все категории программ (www.download.com)
Все категории программ (shareware.cnet.com)
Все категории программ (www.tucows.com)
Все категории программ (www.stockpile.com)
Библиотеки бесплатных программ Business Office Software Suite (www.applied-mgmt.com)
Microsoft's Free Downloadsl (www.microsoft.com/msdownload/)
Open Windows (www.open-windowe.com/pages/programs.htm).
Официальные сайты сообществ и организаций:
Фототехника:
Ландшафтный дизайн:
6.4. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
№№ |
Наименование |
Форма, объем |
Количество |
11 |
Журналы, каталоги, альбомы, книги сектора по дизайну научной библиотеки ТГАКИСТ |
|
Около 270 экз. |
22 |
Работы различных лет из методического фонда ИАДВИ |
Листы |
Около 500 работ. |
33 |
Работы различных лет из методического фонда ИАДВИ |
Листы, планшеты |
около 3 тыс. работ. |
4 |
Диски с записью программ «Архитектурная галерея» |
Видеокассеты и DVD-диски |
104 выпуска |
5 |
Цифровые фотографии проектных работ, дипломных проектов |
Цифровые носители, папки ГРАФИКА (2248 ф., 3,41 ГБ); ГРАФИКА СТУДЕНТОВ (1320ф., 3,11 ГБ), ДИЗАЙН РОССИИ (10849 ф., 14,8 ГБ), ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН (2853 ф., 2,23 ГБ), ШРИФТЫ (11404 ф., 6,01 ГБ); ИНТЕРЬЕРЫ-МЕБЕЛЬ (5867 ф.,19,2 ГБ); ДИПЛОМНЫЕ ПРОЕКТЫ (5819 ф., 60,2 ГБ) и др. |
40360 файлов общим объемом 108,96 ГБ |
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочие места в кабинетах, читальном зале библиотеки, оборудованные выходом в Интернет, сканерами, принтерами; книги, альбомы, учебная литература в читальном зале библиотеки.
Методический фонд лучших дипломных проектов.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Композиция» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по специальности СПО 070602 Дизайн 2002 г. базового уровня, учебным планом ИАДВИ.
Автор _________________________ Г.Г. Короленко
Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
23 09 2014
1 стр.
Фортепиано: Рабочая программа дисциплины по направлениям подготовки 072801 «Композиция и 072901 «Музыковедение» /Авт сост. Штром А. А. Санкт-Петербургская государственная консерват
17 12 2014
3 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентами очной формы обучения по направлению подготовки 080100. 62 «Экономик
13 09 2014
5 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) (РП) составлена в соответствии с требованиями фгос впо, образовательного стандарта ниту «мисиС» на основании ооп и учебного(ых) плана
10 09 2014
1 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины общепрофессиональной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки
18 12 2014
7 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части математического и естественнонаучного цикла студентам очной формы обучения по направлению по
10 10 2014
6 стр.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Печатного и послепечатного оборудования»
02 10 2014
1 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла ( В. Од. 8) студентам очной и заочной формы обучения по направлению подготовки
04 09 2014
1 стр.