Перейти на главную страницу
«Природа или культура»: что является исходной причиной существования на протяжении многих веков такой модели социальных отношений между мужчинами и женщинами, в рамках которой один пол присваивал себе право говорить и действовать (и тем самым репрезентировать его интересы) от имени «второго» пола? Можно ли объяснить универсальностью биологического различия универсальную практику субординации женщин в патриархатной культуре, имеет ли здесь место причинно-следственная детерминация? Почему женское, как правило, отождествляется с природным началом, с тем, что подлежит контролю и управлению, в то время как мужское воспринимается как инстанция культуры и социального порядка, как самостоятельное и автономное начало? Существует ли «неизменная сущность» женщины (определяемая все той же биологической трагедией «слабого» пола)? Подавляющее большинство теоретиков, занимающихся гендерными исследованиями сегодня, сочло бы эти вопросы по меньшей мере архаическими, в лучшем случае отнесясь к ним как к напоминанию об историчности феминистского дискурса, хотя для исследователей середины 70-х гг. этот вопрос был далеко не праздным.
Феномен “культурологического бума” в отечественной гуманитаристике начала 1990-х гг. имеет свои специфические причины, малопонятные стороннему наблюдателю. Хорошо известно, что за пределами бывшего Советского Союза ничего похожего на “культурологию” не существует (если не принимать во внимание не получившую поддержки попытку Лесли Уайта концептуально трансформировать культурную антропологию). У западных исследователей недоумение зачастую вызывает сам термин, равно как и содержательная и методологическая направленность «новой» пост-советской дисциплины. В то же время в англо-саксонских интеллектуальных кругах на протяжении последних тридцати лет интенсивно развивалось такое направление, как “культурные исследования” (Сultural Studies10), о котором мы, в свою очередь, имеем крайне фрагментарное представление.
Десять лет назад культурология взяла на себя функцию ослабления, мягкого, постепенного ухода от марксизма-ленинизма со всеми его составными частями. Культурологический реванш был компенсаторным актом по отношению к вытесненному «Отцу» –хорошо известно, как мало внимания уделял классический марксизм проблеме культуры (не случайно, для теоретиков "культурных исследований" истинным открытием стала концепция Антонио Грамши – первая неомарксистская теория, пересмотревшая отношения базиса и надстройки, культуры и идеологии). Складывается впечатление, что заменив марксизм-ленинизм, мы совершили лишь легкие синтагматические подвижки, не изменив по большому счету саму парадигму мышления. Марксизм-ленинизм был «стерт» из памяти пост-перестроечного поколения, но его отсутствие в числе составляющих культурологическое знание подходов очень значимо. Характерно, что "культурные исследования" никогда не стеснялись своего марксистского прошлого (речь идет о британской школе, поскольку в Америке марксизм также стал вытесненным источником), а, напротив, продолжают рефлексировать по поводу марксистского наследия как концептуального источника данной парадигмы12.
Отечественная культурология несет на себе неизгладимую печать культурной логики позднего социализма: она оперирует теми же бинарными оппозициями, в которых имплицитно содержатся те же аксиологические приоритеты (восходящие к эпохе Просвещения) - высокая культура противостоит массовой, духовная культура отделена от материальной, элитарная (и классическая) - от народной , «культура» рассматривается в оппозиции к «цивилизации». Теоретический бинаризм ( с его явными аксиологическими приоритетами и стремлением к «экономии одного») в определенной мере был олицетворением тех практик классификации, селекции и последующего исключения или уничтожения, которые советская государственная машина практиковала в сфере самой культуры. Принцип «мультикультурализма» был в корне чужд и советской культурной политике. В связи с этим стоило бы вспомнить о том, что уже в 30-е гг. в СССР фактически завершилась культурная революция по созданию новых культурных образцов и в идеале предполагалось, что весь советский народ будет ходить в оперу и читать классическую литературу. Доминирующим становится представление о том, что культура «рабочего класса» – это культура всего народа, а эталоном таковой считалась , как это ни парадоксально, культура «высокая». Собственно «рабочая культура» ( с изучения которой начиналась британская школа "культурных исследований"13) постепенно исчезает из поля видения теоретиков культуры. В ту же эпоху возник и Миф единой культуры (русской, великодержавной, классической) – две культуры может быть «у них», но не у нас ( хотя, в действительности, и у них, и у нас их было не две, а гораздо больше), впитанный нашей культурологией. Советская культура представляет собой идеальный аналитический объект для исследования механизмов действия доминирующей идеологии посредством давления на культурные институты с целью создания единого «тела культуры» - непротиворечивого и гомогенного культурного пространства, подчиненного общей цели. Модель классического русского искусства (как общего культурного наследия всех народов СССР) становится актуальной именно тогда, когда государство начинает формировать единую и однородную советскую культуру Подобная идеология вполне соответствует духу тогдашней национальной политики: очаг национальной идентификации по определению не может быть противоречиво-множественным14. Степень “различия” внутри советской культуры была (или казалась?) минимальной, а теорией культуры эти различия и вовсе не замечались: опыт многих субкультур по-прежнему оставался невидимым для официальной науки.
Негативная оценка массовой культуры (как анти-культуры) и снисходительное отношение к народной культуре (ей была отведена роль театральной ширмы, за которой разыгрывалась драма национальных и этнических идентичностей) выражают «культурологическое бессознательное» советской власти, унаследовавшей от предшествующих правящих режимов негативное отношение ко всем типам культур (которые в этом смысле вообще не относятся к области культуры), которые не связаны с (профессиональным, кастовым) искусством, культивированием классики и обращены к массовому потребителю.
Британские теоретики предлагали исследовать культуру в совокупности ее материально-производственных, социально-экономических, повседневно-бытовых, коммуникативных20, политико-идеологических, эстетических и религиозно-философских форм. Они стремились к анализу культуры не в абстрактно-философских категориях, а в социально и исторически определенных контекстах; в поле их внимания - не «доминирующие» культурные модели, а скорее, маргинальные и оппозиционные культурные практики – все то, что традиционно относилось к категории «Друговости».21 В рамках такой исследовательской стратегии любой культурный феномен анализируется не как явление «возвышенной автономности», а с точки зрения его принадлежности «совокупному способу производства» данной культуры (эффект «структурной причиности» Альтюссера). Искусство перестает рассматриваться как квинтэссенция духовно-культурного опыта, здесь это всего лишь одна из форм общей социальной практики.22 Материалистической эта парадигма является потому, что основное внимание она уделяет изучению «материальной культуры» - не изучению роли экономического базиса по отношению к надстройке, а именно материальной, медиализированной, технологичной повседневной культуры, которая выступает как посредник между высокой культурой и искусством и собственно материальным производством, между властью и простыми людьми. Стирая различие между высокой и массовой культурой, "культурные исследования" обнажают природу этого различия, детерминированного борьбой политической и академической властей23, - борьбой за культурный капитал и доступ к нему, за производство идентичностей внутри и посредством культурных репрезентаций.
“Culture is ordinary” – так называлась знаменитая работа Уильямса, изменившая радикальным образом представления западных теоретиков (в том числе и феминистских) о том, что такое культура24. Уильямс утверждал, что культура должна быть изучена как целостный «способ жизни» (the total way of life), как реальный мир, в котором живут (работают, любят, творят, отдыхают) обычные люди. Более того, речь должна идти о многообразных способах жизни, а не об одном типическом или едином. «Обычность» или «обыденность» культуры означает, что мы все участвуем в ее создании и приучаемся жить в ней посредством целого ряда повседневных практик, формирующих наш образ мыслей – получаем образование, играем, учим родной язык, приобретаем навыки к труду в кругу семьи, приобретаем опыт межличностных отношений. Именно в этих обычных видах деятельности мы научаемся культуре. Культурные смыслы и значения обретаются в повседневном опыте. Взяв на вооружение тезис Фейербаха о том, что «Человек есть то, что он ест» (или в формулировке Маркса «Бытие определяет сознание» - в любом случае речь идет о совокупности детерминаций, определяющих сознание человека в зависимости от его окружения, жилища, способа питания и т.д.), теоретики «культурных исследований» предложили свое понимание «природы человека» - лаконичнее всего по этому поводу в свое время высказался Антонио Грамши: «Природа человека – это «история» ( или же с помощью подстановки, которую так же предлагает итальянский философ, можно сказать, что «Природа человека есть дух», если отождествить «дух» и «историю»25). Тем самым отрицается и «человек вообще», и «культура» как нечто всеобщее и преимущественно «духовное», и одновременно утверждается идея о становлении, историчности и контекстуальности человеческого бытия и сознания.
В своем понимании культуры Уильямс, Хогарт, Джонсон и другие опираются на несколько основных марксистских принципов анализа общества26 ( хотя не столько в классической его версии, сколько в терминах неомарксизма): марксизм утверждает, что любые социальные феномены обусловлены способом производства (чтобы понять общество – необходимо исследовать детерминирующий его развитие способ производства27), что культура есть прежде всего способ деятельности (или способ проживания), что культура имеет классовый характер (то есть она тесно связана с классовыми отношениями и формированием классового сознания, а культурный опыт (язык, образование, поведение) всегда приобретается через призму своего классового окружения), что культура не гомогенна – в любом обществе доминирует культура господствующего класса, функционирование которой обеспечено соответствующим образовательными учреждениями, масс медиа, литературными нормами языка, «высокими» искусствами, в то время как некоторые культуры (например, культура рабочего класса или определенная этническая культура) остаются невидимыми.
Переосмысление роли культуры в жизни социума стало ключевым пунктом расхождения бирмингемских теоретиков с ранним марксизмом. Неомарксисты отказались от интерпретации надстройки как вторичного, целиком детерминированного уровня социальных отношений, функция которого состоит в пассивном отражении реальности экономического базиса; они выдвинули на первый план проблему относительной автономности, действенности надстроечных структур: осмысление своего опыта и формирование сознательного отношения к реальным условиям существования способствует их изменению. Антонио Грамши предложил модель гегемонии для описания сложной организации экономического и политического давления капитала в буржуазном обществе, указав на то, что решающую роль в проведении доминирующей идеологии (идеологии угнетения и подчинения) выполняют не непосредственные рычаги экономического принуждения, а культура - школа, церковь, масс медиа, наука, индустрия развлечений. В прослойке культурных институций гаснут революционные импульсы эксплуатируемых классов и «смягчается» экономическое давление буржуазного способа производства. Для Грамши и представителей Франкфуртской школы культура выступала, прежде всего, как идеальный инструмент для навязывания идеологии доминирующего класса, как проводник властных стратегий (пространство, в котором происходит разжижение твердого тела власти и растекание этих импульсов по артериям культурного производства), а все ее институты и формы - в конечном счете как инструменты политического господства, хотя тот же Грамши указывал, что «борьба за переделку народного «склада ума» происходит в области культуры (силами философии).28
Для теоретиков Бирмингемского Центра культурных исследований идея безусловного торжества доминирующей идеологии в сфере культуры не приемлема – будучи медиатором политических амбиций классов-антагонистов, культура является пространством борьбы за символический капитал, она инициирует процесс обмена мнениями (negotiations) и выработку критических теорий. Культура не является ни полностью автономной, ни абсолютно детерминированной сферой, это скорее место проявления социальных различий и борьбы за идеологические приоритеты29. «Культурные исследования» рассматривают культуру как деятельность (agency) обычных людей по восприятию и производству культурных смыслов.
Культура выступает не только средством легитимации социального неравенства – она так же предлагает способы его преодоления : любая «революция» (от социалистической до женского освободительного движения) начинается с борьбы за переоценку культурных ценностей и изменение культурной политики30. Культурная политика класса, пола или расы - это борьба за то, чтобы сделать «видимой» историю и культуру данной социальной группы, это борьба за репрезентацию, это борьба с доминирующей идеологией, узурпировавшей право на «именование», на натурализацию так называемого «здравого смысла», на представление «официальных версий» и реконструкцию исторического прошлого. История феминизма является, возможно, наиболее ярким примером такой борьбы – включавшей в себя как критику доминантных (патриархатных) способов репрезентации женщин, так и создание анти-сексистских позитивных образов и значений фемининности. Роль критически настроенных интеллектуалов («органической интеллигенции», в терминологии Грамши) повышается по мере того, как усложняются механизмы репрессии и доминирования в капиталистическом обществе, поскольку именно они берут на себя функцию разоблачения доминирующей идеологии и формирование стратегии культурного сопротивления власти.
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о том, как британские теоретики понимают идеологию, и в чем их интерпретация расходится с общепринятым в раннем марксизме представлением об идеологии как «ложном сознании». Вслед за Луи Альтюссером (см. его концепцию «государственного идеологического аппарата») они полагают, что идеология - это набор мифических и иллюзорных представлений о реальности, выражающих воображаемые отношения людей к реальным условиям своего существования и присущих их непосредственному опыту. Идеология - это совокупность бессознательных детерминаций, а не форма сознания (и не система идей)31 в общепринятом смысле. Если у Маркса и у Ленина (тем более, в марксизме-ленинизме) идеология выступала как форма общественного сознания, здесь речь идет, скорее, об общественном бессознательном. Кроме того, если классики марксизма были уверены в том, что в бесклассовом обществе идеология перестанет существовать, уступив место научному мировоззрению, то Альтюссер утверждал, что у идеологии нет истории, и подобно бессознательному она вечна32.
Идеология не только предлагает концепцию внешнего мира, но она также формирует самого субъекта, вписывая его в эту картину мира. Идеология – это система репрезентаций, выполняющая не столько теоретическую функцию, сколько практическую – она пропитывает все общество, обеспечивая механизм формирования общественной солидарности. Общество нуждается в заведомо мифическом представлении о мире. Идеология мистифицирует и деформирует внешний по отношению к индивиду мир, в ней реальные отношения с необходимостью трансформируются в отношения символические, воображаемые. Идеология - это совокупность идеальных проекций индивидов, и в этом секрет ее эффективности как цемента социальных отношений и институтов. Основной целью любой идеологии всегда было конституирование индивидов в воображаемые “субъекты” ( как центры свободной инициативы и автономности), чтобы обеспечить их действительное подчинение социальному порядку, отводя им роль либо слепых его сторонников, либо жертв.
Альтюссер находит точку опоры для своей концепции идеологии у Лакана - только в Символическом формируется некая субстанциальная целостность индивида, которая в реальности недостижима; субъект сам по себе есть “ничто”, пустая форма, которая заполняется содержанием символических матриц. Тем самым проблема идентичности субъекта - это проблема конституирования его символического статуса в системе социальных отношений. В культуре (через идеологию) субъект создает собственный нарциссический образ, социализируясь посредством вписывания себя в определенную символическую структуру социума). Вместо “истинной”, всегда тождественной самой себе идентичности классического субъекта Альтюссер предлагает идею культурной (символической) идентичности. Таким образом, субъект - это не онтологическая сущность, но социальный конструкт. Все это позволяет нам понять, какую роль играют означивающие практики в конституировании идентичности субъекта - отсюда такое внимание «теоретиков культурных исследований» к воображаемым, символическим отношениям, которые определенным образом репрезентируют реальные условия жизнедеятельности индивидов33 (что на уровне методологии выражается в эксплицитном интересе к семиотике). Относительная автономность надстройки объясняется прежде всего тем, что идеология - это не статическая совокупность идей, непосредственно отражающих положение дел в материальной жизни, это динамическая социальная практика.
Теоретики "культурных исследований" принимают факт идеологической природы культуры как данность и интерпретируют её функционирование как процесс формирования символической сетки, которую она набрасывает на действительность. Идеология невидима потому, что она конституируется в самых что ни на есть привычных средствах коммуникации и формах повседневной жизни - прежде всего, в языке. Вне идеологии культуры не существует34. То, что в «реальности» - на уровне материальных отношений по производству, распределению и производству материальных благ - принимает форму политической и экономической борьбы, в сфере культуры обретает единственно возможную форму - борьбы за легитимацию доминирующих значений, то есть той самой идеологически скорректированной картины мира.
Вопреки претензии на универсальность господствующая идеология и то мировидение, которая она предлагает, с необходимостью являются узкими и избирательными. Поэтому одновременно в обществе существуют практики, которые доминирующая система отрицает или исключает из сферы «культуры». Такие практики воплощают собой значения и ценности, свойственные индивидам и социальным группам (при этом речь не идет только о группах, консолидированных по классовому признаку), чья позиция в общественном целом является маргинальной и бесправной. Наличие таких групп самого происхождения и масштаба (субкультуры городской молодёжи, группировки «фанов», гомосексуалы, эмигранты) позволяет говорить о постоянном присутствии в обществе напряжения и противоречий между основной системами практик, значений и ценностей и множеством маргинальных.
Итак, культура в парадигме «культурных исследований» мыслится как процесс, «праксис», нечто подвижное и быстро трансформирующееся, где имеет место множественность детерминаций, среди которых трудно отделить ситуативные, сиюминутные факторы влияния (fresh determinations) от проявлений долговременных отношений и ценностей. Культура с большой буквы уступила место множественным, частным, исторически и социально определенным культурам. Культура - не едина и гомогенна, а дифференцирована, основана на принципе различия. Если это и единство, то сложное (“единство-в-различии”, “артикулированная целостность”)35.
Такова в общих чертах та концепция культуры, которая получила название Cultural Studies - парадигма, ставшая весьма влиятельной еще в 60-е гг., но остававшаяся до известного момента (при всем своем демократическом потенциале) удивительно безразличной к проблеме гендерного различия и полового неравенства, пока кто-то наконец не задался вопросом: «А как насчет женщин?»
Women Take Issue: феминизм, марксизм и культурные исследования
Как отмечает Лоуренс Гроссберг, трудно представить себе сегодня "культурные исследования" , которые не были бы постфеминистскими - не в том смысле, что они пошли гораздо дальше феминизма, а в том, что они остаются открытыми радикальной критике и последствиям феминистской теории и политики»36. Однако, многие исследователи продолжают задаваться вопросом о том, почему гендерная тематика далеко не сразу была включена в круг вопросов, исследовавшихся бирмингемскими теоретиками. Группа женских исследований была создана при Центре лишь в начале 70-х гг., а первой серьезной публикацией, ознаменовавшей начало диалога между двумя традициями, стала книга под красноречивым названием «Женщины не согласны»37.
Казалось бы, налицо общность интересов, идеологическая близость и сходство исследовательских стратегий обоих направлений. Оба направления тесно связаны с политическим и социальным контекстами, существующими вне академии. Оба занимают критическую позицию по отношению к академической атмосфере и обоим утверждение в стенах университетов далось нелегко. Благодаря им многие из ранее не исследовавшихся маргинальных или банальных на первый взгляд проблем впервые привлекли к себе внимание теоретиков с последующей разработкой соответствующих методов анализа: исследование домашней работы, популярные культурные формы, телевидение, «бульварное чтиво». Оба направления были заинтересованы в том, чтобы «молчащие» угнетенные социальные группы были услышаны (в одном случае, речь идет об изучении культуры рабочего класса или эмигрантов, а в другом - об исследовании форм систематического подавления женщин в патриархальном социуме).
«Личное есть политическое»: знаменитый слоган, отражавший настойчивое стремление феминизма порвать с традиционным делением на «объективное» и «субъективное», частное и публичное и обосновать значимость личного опыта (как в политической, так и в теоретической практике) мог бы с равной степенью убежденности прозвучать из уст любого бирмингемского теоретика. Анн Грей, возглавляющая ныне факультет социологии и культурных исследований в Бирмингеме, считает, что и изучение «способов бытия» непризнанных субординированных групп в стенах академии, и стремление преодолеть ригидность дисциплинарных границ, и многие другие факторы конституировали политические и теоретические интересы обоих направлений38.
Возможно, причину их временной дистанцированности следует усматривать в определенной несовместимости или, по крайней мере, в противоречиях, существующих и по сей день между феминизмом и марксизмом. “Классовый редукционизм” и бессознательно-патриархатный характер ранних текстов бирмингемских “отцов-основателей” (Хогарт-Уильямс) стали тем барьером, который удалось преодолеть далеко не сразу.
История отношений между феминизмом и марксизмом ( в том числе на ранних этапах формирования советского строя) также дает повод для подобных размышлений. С самого начала (например, с момента подъема большевистского движения в дореволюционной России) женское движение и его идейные основания не имели самостоятельного значения для идеологов марксизма: отрицалось прежде всего то, что придает отношению полов их социальный проблемный статус. Отношение полов имплицитно полагалось как естественное, данное природой и, таким образом, значимое как до- и вне-политическое.39 Ранний марксизм, ставивший культуру (как часть надстройки) в зависимость от базисных явлений, в принципе не был заинтересован в проблематизации культурных факторов, обусловливающих существующую дискриминацию полов и натурализацию женской «дефектности». И до, и после Октябрьской революции марксистские идеологи и в СССР, и на Западе считали, что положение женщины в обществе должно служить мерой всеобщей эмансипации (на этом настаивал еще Фурье), однако решение «женского вопроса» являлось лишь признаком и сопутствующим фактором более глобальных перемен. Одновременно дискриминация женщин считалась показателем общих условий социального неравенства: система собственности на средства производства, противоречия между трудом и капиталом, эксплуатация пролетариата. «Посредством революционного изменения этой, основанной на экономическом строе системы и, соответственно, посредством прекращения эксплуатации пролетариата в социалистическом обществе должно было осуществиться и решение проблемы взаимоотношений полов – вторичной, относящейся к основной проблеме как следствие и частный случай, как неосновное противоречие к основному противоречию»40. Феминистская политическая теория сложилась именно благодаря (точнее вопреки) систематическому отрицанию всеми другими социальными теориями полового различия как различия фундаментального и универсального. В полемике с марксизмом выяснилось, что пол, или половая принадлежность является категорией, релевантной для любой общественной формации. «Категория пола функционирует: 1) как критерий разделения общественного труда; 2) как критерий исключения или, соответственно, включения в определенные функции, роли и сферы деятельности и, наконец; 3) как критерий распределения всех видов возможностей и ресурсов (господства, власти и богатства)» 41.
Стало очевидным так же и то, что конкретное восприятие формы асимметрии в иерархии между полами отличается от эпохи к эпохе, от культуры к культуре, от класса к классу, однако само существование такой иерархии остается неизменным. Вот почему феминистки выступали и выступают против так называемого «классового универсализма»42 марксистского анализа общества, иначе говоря – против экономического или «классового редукционизма».43 Кстати, негативное восприятие феминизма в нашей стране, помимо других причин, в том числе обусловлено и неготовностью преодолеть тот самый «классовый универсализм» (при внешней декларации отказа от марксизма как идеологии), благодаря которому категория пола все еще рассматривается как нечто незначительное, вторичное, подчиненное, а «женский вопрос» в результате частых манипуляций и симуляций со стороны правящих режимов приобрел негативно-уничижительный смысл.
Так или иначе, но в 70-х гг. взаимное движение навстречу пошло на пользу обеим традициям, и феминизм попал в очень благодатную среду, соединившись с "культурными исследованиями" - прежде всего потому, что культура здесь понималась как практика, притом практика политическая. “Feminism found a welcome home”, несмотря на определенное сопротивление со стороны исследователей-мужчин, занимавшихся культурой рабочего класса на ранних этапах44. Феминизм расставил новые акценты в интеллектуальной деятельности “левых”, предложил иные объекты для анализа и заставил пересмотреть прежние, отражавшие доминирование мужских интересов. Например, если ранее речь шла о гегемонии и доминирующей идеологии идеологии и ставился вопрос об их тесной связи с культурными институтами - семья, школа и т.д., то феминистки указали на то, что школа и семья не представляют собой гомогенные целостности, подчиняющиеся лишь классовым стратификациям, они основаны так же на разделении труда между мужским и женским полом, их цель - это производство и воспроизводство сексуальных различий, социальных ролей, идентичностей, которые прежде всего делятся на мужские и женские. Культурные, государственные институты являются и капиталистическими, и патриархальными одновременно - это тесно взаимосвязанные аспекты одного и того же (Мишель Фуко в своих работах показал, как конфигурация властных отношений и изменение социальных формаций сопровождались изменением в процессах формирования идентичности пола и дискурса о сексе). Так что изучение воздействия идеологии и механизмов насилия над личностью никак не может быть изолировано от анализа форм угнетения и насилия в сексуальной сфере и в семье. Не случайно созданная при Центре Группа женских исследований направила свои усилия на изучение таких проблем как: влияние школьного и детсадовского воспитания на формирование фемининной идентичности у девочек; связь школы и дома, особенности оплачиваемого и неоплачиваемого женского труда по дому, обращение женщин к услугам врачей, анализ репрезентаций пола в масс медиа и литературе, а также в политике и в системе власти; кросс-культурная проблематика пола и расы, отношение женщин и детей к радио и телевидению, способы проведения ими свободного времени.
Speaking the Self: проговаривание Себя и представление Другого
Еще одним немаловажным основанием для сближения феминизма и культурных исследований стала тема «документирования опыта». С самого начала эти исследования были нацелены на то, чтобы запечатлеть скрытые от глаз общества жизненные миры и рассказать «различные истории», выявить частные и предельно конкретные аспекты культурного процесса. Категория «опыта» является центральной для обоих направлений, ибо позволяет учитывать в исследовании различные точки зрения, и тем самым открывать множественность культуры, ее полифоничность и гетерогенность. Необходимо знать, как люди воспринимают и каким образом выражают опыт своего существования при определенных обстоятельствах, на которые налагают отпечаток различные социальные и культурные факторы.45
Категория личного опыта исследователя и исследуемого и репрезентация этого опыта в академическом дискурсе (отличительной особенностью которого является попытка стереть следы субъективности в научном тексте) в какой-то момент стала чуть ли не доминирующей темой в культурных исследованиях. Тем более, что привлечение нетрадиционных источников (например, женские автобиографии), обращение к междисциплинарным .методам (текстуальный анализ, этнометодология, визуальная антропология) в определенной мере бросало вызов университетским нормам научного исследования с их дисциплинарными и андроцентричными установками. Кроме того, как оказалось, для студентов, изучающих "культурные исследования" , зачастую самое важное - это как раз тот способ, каким теории могут помочь им понять собственный опыт, и в этом им стремились помочь их преподаватели, будучи убеждены в том, что культурные исследования – это больше, чем теория.
Еще Ричард Хоггарт и Раймонд Уильямс, анализируя современную им британскую культуру, стремились в то же время к артикуляции своего опыта пребывания «по краям» или на границе двух различных миров, к которым они по происхождению и по профессиональной деятельности имели самое непосредственное отношение. Ведущие теоретики, такие как Стюарт Холл и Лоуренс Гроссберг, доказали, что "культурные исследования" во многом опираются на осмысление собственного опыта существования в культуре - «маргинальное Я» Стюарта Холла как интеллектуала и как представителя диаспорической интеллигенции ныне является очень влиятельным в культурной теории. Феминистский теоретик Элспит Пробин усматривает большую трудность в том, чтобы начать говорить от имени самих себя, с точки зрения личного опыта и личного участия. Как и многие другие, она полагает необходимым включение автобиографического в культурную теорию, концептуализацию личного опыта, но это подразумевает решение проблемы соотношения субъективности и текстуальности. Рост влияния структурализма, а затем и постструктурализма в культурных исследованиях поставил перед исследователями очень серьезный вопрос о соотношении теории и практики, опыта и его текстуального оформления. Вот как эту проблему формулирует Стюарт Холл: если в культурализме опыт – территория «проживания», - являлся основой - пространством пересечения сознания и материальных условий, то структурализм настаивал на том, что опыт, по определению, не может быть основанием ни для какой теории, ибо мы мы живем и познаем условия своего бытия внутри и посредством категорий, классификаций и детерминаций культуры.46 В этом контексте основная цель постструктуралистов (они относятся к такой позиции как дискурсивному стриптизу) выглядит как попытка выбить почву из под-ног у любого, кто хотел бы « проговорить себя».47 Не случайно избыточное обращение к Себе и выдвижение опыта на первый план у Уильямса (который стремился понять, как его собственный опыт влияет на интерпретацию социального текста) для многих было шокирующим: иногда такая позиция производила впечатление наивной непосредственности48.
Одним из часто встречающихся упреков в адрес феминисток, вовлеченных в «культурные исследования”, является обвинение в «недостатке теоретичности», в «культурном эмпиризме»: вместо феноменологии, психоанализа или символического интеракционизма гендерные теоретики в большей степени ориентируются на качественные методы этнографии, используя такие источники как свидетельства, (авто)биографии, жизненные истории. Осознанное предпочтение эмпирических методов теоретическим моделям выступает как следствие эпистемологических сомнений, порожденных осознанием того, что «неуловимая» реальность сопротивляется интеллектуальным схемам исследователя. В какой-то момент выяснилось, что «какими бы убедительными и универсальными нам ни казались теоретические доводы, касающиеся формирования субъекта, они оказываются не в состоянии охватить реальные, теплые, материальные, движущиеся и действующие тела в реальных обстоятельствах»51. Более того, теоретик-медиатор, репрезентируя в научном дискурсе жизненные миры изучаемых им людей, стремясь к тому, чтобы сохранить их аутентичность и своеобразие, постоянно рискует совершить определенное насилие над используемым материалом в процессе ре-презентации - подобно тому, как масс медиа, проводя точку зрения белого среднего класса, вольно или невольно иронизируют над репрезентируемой социальной группой (находящейся на более низкой ступеньке в социальной иерархии) или демонизируют ее (вследствие непонимания или неприятия иного образа жизни).
Да, физиологическое различие первично (и предшествует любому другому социальному различию), но вопрос заключается в том, как культура пользуется этим изначальным биологическим разл
14 12 2014
3 стр.
Гуревич П. С. Культурология. Элементарный курс: Учеб пособие. — М.: Гардарики, 2001. — 335 с
17 12 2014
1 стр.
«Человек в современной социокультурной ситуации»; «Гуманитарная культура как фактор преобразования России»; «Культура как фактор современной геополитики»; в подготовке проекта «Дек
13 09 2014
42 стр.
Ключевые слова: культура, глобализация, многообразие культур, национальная культура
11 09 2014
1 стр.
Муркаш район администрацийӗн культура тата архив ӗҫӗсен пайӗн пуҫлӑхӗпе Алевтина Андреевӑпа районти культура аталанӑвӗ ҫинчен калаҫни] / А. Андреева; В. Шапошников калаҫнӑ // Ҫӗнте
18 12 2014
1 стр.
Противоположностью природе в этом смысле является культура, как то, что или непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или, если оно уже существов
08 10 2014
1 стр.
Материальная культура включает: культуру труда и материального производства
26 09 2014
1 стр.
Корпоративная культура; если есть ocj, то так и оставить ocj или переводить как «наша корпоративная культура»
14 12 2014
1 стр.