Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Введение

Введение
^ Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, вы-


ражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, а культурный процесс включает в себя способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, потребных человеку. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты, совокупность материальных благ, созданных людьми. Она характеризует преобразующую деятельность человека с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования. Материальная культура включает: культуру труда и материального производства (орудия труда, технологические процес-^ сы, способы возделывания земли и выращивания продуктов питания);
культуру быта.
Актуальность исследования. Важнейшим элементом материальной культуры и основой жизнеобеспечения любого народа является его традиционная система питания. Культура питания складывалась веками, накопленный опыт передавался из поколения в поколение, благодаря чему и сохранились ее этнические особенности: состав и способы приготовления повседневных, праздничных и обрядовых блюд, особенности приема пищи, застольный этикет и многое другое. Составные части традиционного питания, обусловленные природно-географической средой и хозяйственной деятельностью, мировоззрением и мировосприятием того или иного этноса, национальными традициями, определяют в известной мере образ жизни и менталитет любого народа, в том числе и татар-мишарей.
Изучение традиционной пищи как одного из самых консервативных элементов культуры позволяет реконструировать и возродить некоторые традиции питания, дает возможность провести широкие исторические сравнения и прийти к определенным выводам относительно общих и специфических элементов в системе питания народа, привлекающей все большее внимание исследователей разных наук, в том числе исторической - теории и истории
культуры. Изучение кулинарных традиций татар-мишарей имеет не только научно-познавательное, но и практическое значение, ибо может способствовать улучшению современной модели питания, ее обогащению лучшими элементами традиционной национальной кухни, которые в силу тех или иных причин оказались сегодня не востребованными. В таком аспекте обозначенная проблема рассматривается впервые. В этом и состоит актуальность нашего исследования.
Территориальные рамки исследования. География исследования охватывает ареалы компактного проживания татар-мишарей в сельской местности Мордовии, в которых в большей степени сохранились культурно-бытовые традиции и этническая специфика. Были исследованы татарские се- ления 12 районов: Атюрьевского, Ельниковского, Зубово-Полянского, Ин-сарского, Кадошкинского, Ковылкинского, Краснослободского, Кочкуров-ского, Лямбирского, Рузаевского, Темниковского и Торбеевского.
Хронологические рамки исследования охватывают конец XIX — XX вв. Материалы этого периода наиболее адекватно отражены в архивных документах, этнографических источниках и памяти информаторов.
Объектом исследования являются татары-мишари.
Предмет исследования - культура питания татар-мишарей, проживающих на территории Республики Мордовии. Культура питания как явление традиционно-бытовой культуры этноса находится во взаимосвязи с другими аспектами жизни и отражает взаимоотношения людей в обществе, нормы и формы их поведения, этническое самосознание.
Степень научной разработанности проблемы. Татарский этнос, обладающий самобытной и яркой культурой, издавна привлекал к себе внимание исследователей разных направлений.
Среди работ о татарах-мишарях, опубликованных в XIX в., немалый интерес представляет исследование Н. Глебова «О татарах Пензенской губернии». В нем автор на основании собранного материала показывает неко-торые этнокультурные связи мишарей Пензенской и соседних губерний, в
том числе характеризует состав повседневной и обрядовой пищи татар- мишарей с. Азеево Темниковского уезда Тамбовской губернии, татар с. Но-воузень Самарской губернии (Пенза, 1860). Большое внимание осмыслению повседневного и обрядового рациона и этикета питания татар-мишарей, описанию душевных качеств и гостеприимства татар-мишарей Инсарского, Краснослободского, Саранского уездов придается в работе Н. Прозина «Татары и татарские деревни» (Пенза, 1866). Изучению этнокультурных традиций в промысловой и хозяйственной деятельности татарско-мишарского населения, в том числе и культуры питания, посвящены исследования В.К. Магницкого «Несколько данных о мишарях и их селениях» (Казань, 1896) и Г.Н. Ахмарова «О языке и народности мишарей» (Казань, 1903). Данные работы интересны тем, что в них сделана попытка детально проанализировать традиционное питание мишарей, обнаружить аналогии в питании среди казанских, карсунских и буинских татар.
Советский период ознаменовал новый этап в изучении проблемы культуры и быта татарского народа. Он характеризуется широким накоплением фактического материала и попыткой его научной интерпретации. Так, работа С.Ф. Ташкина «Инородцы Приволжско-Приуральского края и Сибири по материалам Екатерининской законодательной комиссии» посвящена жизни и быту нерусского населения России, в том числе и татар-мишарей. В ней можно почерпнуть интересные сведения о расселении, экономическом положении находившихся на службе татар, их хозяйственной деятельности (Казань, 1922). Немало этнографических сведений о традиционной системе питания татар-мишарей имеется в работе М. Губайдуллина и К. Губайдуллина «Пища казанских татар». В ней авторами отмечается своеобразие мишарской кухни, ее соответствие преобладающим хозяйственным занятиям, проводятся аналогии с тюркскими народами Поволжья (Казань, 1927). Исследованию повседневной, обрядовой культуры питания, этикету, общему обзору обрядов и связанных с ними хозяйственных занятий посвящены работы Н.И. Во-робьева «Материальная культура казанских татар (опыт этнографического
исследования)» (Казань, 1930) и «Казанские татары: Этнографическое иссле-^1 дование дооктябрьского периода» (Воробьев, 1953). Для нас они важны тем,
что позволяют выявить сходства и различия в питании казанских татар и татар-мишарей Мордовии. Обширный материал по исследуемой проблеме обобщен в коллективной монографии «Татары Среднего Поволжья и При-уралья» (М., 1967). В ней подробно проанализирован материал о традиционной и обрядовой (родильной, свадебной) пище мишарей, содержатся оригинальные сведения о проведении похоронно-поминального ритуала и жертвоприношений. Наиболее значительным и обстоятельным исследованием является монография Р.Г. Мухамедовой «Татары-мишари» (М., 1972), в которой автор анализирует материальную и духовную культуру мишарей, прожи-^ вающих на территории Мордовии во второй половине XIX - середины
XX вв. Исследование важно тем, что в нем содержатся не только характеристика меню, описание пищи и технологии ее приготовления, но и выделяются повседневные, обрядовые блюда татар-мишарей. В монографии впервые предпринята попытка различить самобытные и заимствованные черты в традиционной системе питания мишарей, выявить ее этническую специфику, систематизировать полученный материал.
Ислледованию культуры своеобразной группы казанских татар - кря-шен посвящена монография Ю.Г. Мухаметшина «Татары-кряшены» (М., 1977), в которой на большом фактическом материале дается подробный анализ сельского хозяйства и промыслов; явления материальной культуры (в том числе и пища) рассматриваются в сравнительно-историческом плане с показом культурно-бытовых параллелей и аналогий с другими народами.
В 1980-е - 1990-е гг. интерес к татарам-мишарям возрастает. В работе Д.И. Исхакова «Расселение и численность татар в Поволжско-Приуральской историко-этнографической области в XVIII - XIX вв.» (СЭ, 1980, №4) рассматриваются демографические процессы и расселение татар в аспекте их традиционной культуры. Н.А. Халиков в работе «Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья XIX - начало XX в.» подробно рассматривает сель-
скохозяйственные занятия татар: земледелие, животноводство, садоводство, огородничество, собирательство, пчеловодство) (М., 1981). В другой работе «Промыслы и ремесла татар Поволжья и Урала» (Казань, 1998) автор, характеризуя национальные, субэтнические особенности промысловой и ремесленной деятельности татар-мишарей, рассматривает также татарское население Инсарского, Саранского, Краснослободского, Темниковского уездов. На основе анализа обширного материала он выделил причины развития промыслов, произвел их классификацию. В книге Р.К. Уразмановой «Современные обряды татарского народа» анализируются в сравнительном аспекте обряды, ритуалы, праздники и используемая в этих случаях пища у различных групп татар (Казань, 1984). Немалый вклад в изучение системы и этикета питания татар-мишарей внесла С. Шарипова. В книге «Тайны здоровья» наиболее интересной для нас является глава «Культура питания», в которой автор приводит материал о запретах и рекомендациях в употреблении пищи, определенные Кораном (Шарипова, 1996). Одной из наиболее значительных работ по данной теме стала коллективная монография «Татары» (М, 2001). В ней проанализирован материал по этнопитанию казанских татар в аналогии с мишарями темниковской и лямбирской этнографических групп.
В последней трети XX в. история и культура татар-мишарей стала изучаться учеными Мордовии. Так, исследованию их истории и расселения в Мордовском крае посвящен ряд работ известного историка М.Г. Сафаргалие-ва. В одной из статей «К истории татарского населения Мордовской АССР (о мишарях)» автор отметил, что «...быт, культура мишарей изучаются, к сожалению, лишь от случая к случаю». В работе В.Ф. Вавилина «Количественная оценка современных этнокультурных процессов в Мордовской АССР» разработаны казуальные модели функционирования основных компонентов этнической культуры: языка, материальной и духовной культуры, в том числе и пищи. В книге Н.В. Бутылова «Тюркские заимствования в мордовских языках» (Саранск, 2005) рассматривается история мордовско-тюркских связей, предлагается лексико-семантическая классификация тюркских заимствова-
7
ний в мордовских языках. В работах Н.Ф. Мокшина «Из истории мордовско- тюркских связей» и «Мордовско-татарские этнические связи» анализируются мордовско-тюркские этнические связи и заимствования. Рассмотрению специфики питания мордовского и татарского народов в системе этномедицины посвящены работы Л.И. Никоновой «Тайны мордовского целительства: очерки народной медицины мордвы» и «Традиционная медицина тюркских народов Поволжья и Приуралья как часть системы жизнеобеспечения», в которых автор, опираясь на богатый полевой материал, представил этнопита-ние как один из аспектов сохранения здоровья народа. Промысловую деятельность татарского народа рассматривает А.С. Лузгин в книге «Жизнь промыслов. Промысловая деятельность во второй половине XIX - начале XX вв. (Этнокультурные аспекты)». В данной работе автор приходит к выводу о том, что промыслы являются составной частью системы жизнеобеспечения этноса (мордовского, русского, татарского), выражающегося в его воспроизводстве и саморегуляции через предметы и вещи хозяйственного и бытового назначения; промысловая деятельность по-разному сказывалась на составляющих материальной культуры, в том числе и пище.
Несомненно, изучение системы питания невозможно без привлечения сведений из области кулинарии татарского народа, неоднократно публиковавшихся в различных сборниках («Татарская кухня», 1977; «Приятного аппетита: Кухня народов Поволжья», 1989; «Кушать подано: Кухня народов Поволжья», 2000, и др.).
Большой вклад в изучении системы питания в научно-теоретическом плане внесли советские этнографы. С.А. Арутюнов отмечает: «В комплексе систем жизнеобеспечения любого народа одно из ключевых мест принадлежит пище, которая составляет основную витальную потребность человека. В свойственных разным народам наборах пищевых продуктов, способах их обработки, типах блюд, в традициях пищевого предпочтения или избегания, в организации и ритуале трапез и в других аспектах куль-туры, прямо или косвенно связанных с пищей, отражается этническая и
культурно-историческая специфичность народа» (М., 1989: 207). Люди по-^ всюду трудятся, воспроизводят средства своего существования, обеспечива-
ют себя пищей, организуют среду своего обитания, обеспечивают себя жилищем и одеждой... Для разных этносов характерны разные, специфичные формы трудовой деятельности, будь то охота, рыбная ловля, земледелие, животноводство или ремесло, разные трудовые приемы и методы во всех этих отраслях хозяйства. Этнические различия проявляются в том, как люди едят, как они одеваются. В этих различиях проявляется и то, что разные этносы обладают и характеризуются разными культурами (Арутюнов, 1989: 16-95, 188-190). Статья С.А. Арутюнова «Основные пищевые модели и их локальные варианты у народов России» посвящена типологии этнических 4f общностей. В соответствии с ними, по мнению автора, сформировались и
культурно-бытовые традиции кухни (питания) разных народов (М., 2001).
Изучению проблемы этикета питания посвящен труд Б.Х. Бгажнокова. В монографии «Адыгский этикет» (Нальчик, 1978) сформулированы предмет, задачи и методы изучения специфики культуры общения, рассмотрены базисные ценности, лежащие в основе построения этикетных норм у адыгов и проанализированы важнейшие области культуры общения, как ритуалы приветствия и прощания, объекты и формы коммуникативных запретов.
Разработке теоретических основ, касающейся проблемы жизнеобеспечения этноса, его содержания и экологических аспектов посвящен труд В.И. Козлова «Этническая экология: теория и практика» (М., 1991). В его книге «Экология питания» антропоэкосистемы проанализированы с точки зрения обмена веществ и энергией. Один из разделов посвящен проблемам экологии питания человека в современном мире — от влияния процессов «модернизации» на традиционную кухню до возникновения «болезней цивилизации», обусловленных нарушениями питания (М., 2002).
Кроме названных работ, необходимо выделить работы, посвященные этноэкологии питания. В труде Н.И. Григулевич «Этническая экология пита-ния» предпринята попытка рассмотреть проблемы традиционного питания с
точки зрения разрабатываемой в последние годы новой научной дисциплины j^ — этнической экологии. Автор отмечает: «Этноэкология питания представля-
ет важнейшее направление этой дисциплины, изучающее традиционные и новые системы изготовления и потребления продуктов питания в конкретных экологических, социальных и этнокультурных условиях» (М, 1996: 12). В статье Н.И. Григулевич «Питание как важнейший механизм этноэкологиче-ской адаптации» проанализирована динамика адаптации этноконфессиональ-ных групп в условиях иноэтнического окружения и непривычной природной среды (М., 2001).
Особый интерес для нашей работы в сравнительном аспекте представляет коллективная монография «Хозяйство и культура башкир в
•4*»
^ XIX - начале XX в.». В ней рассматривается развитие земледелия и веде-
ние скотоводческого хозяйства у башкир в XIX - начале XX в., подробно прослеживается система земледелия, изменение в составе и соотношении зерновых культур, описываются хозяйственные навыки и традиции башкир. Много внимания уделено башкирской народной кухне, описанию домашней утвари, кожаной и деревянной посуды (М., 1979). Большой интерес представляет книга Г.Б. Матвеева «Материальная культура чувашей», в которой важное значение придают выяснению современных тенденций развития материальной культуры: что в ней устойчиво бытует, а что вытесняется из жизни, как элементы теряют свою актуальность, а какие бытуют в фор-ме рекультурации (воспроизведения), каково отношение народа к своей традиционной национальной культуре (Чебоксары, 1995).
Научно-теоретический интерес вызывает книга «Традиционная пища как выражение этнического самосознания» (М., 2001), которая посвящена исследованию традиционного питания народов Европейской России, Западной Сибири, Украины, Кавказа, Средней Азии в прошлом и настоящем. Особое внимание авторы статей сборника уделяют выявлению роли питания в системе экологической адаптации, сохранности и отбору традиционных блюд в
^ современном рационе питания различных этносов. В монографии С.С. Хале-
10
товой «Культура питания и здоровье» дано общедоступное изложение основ ,. рационального питания, обращено внимание на роль основных пищевых ве-
ществ и пищевую ценность продуктов, представлены материалы по применению различных рационов лечебного питания при многих заболеваниях (Йошкар-Ола, 2003).
Отметим, что для разработки данной темы нами привлекались результаты исследований по культурологии, истории, этнографии. В частности, необходимо отметить работы А.И. Кравченко «Культурология» (М., 2003), а также учебное пособие под редакцией Г.В. Драча «Культурология» (Ростов-на-Дону, 1996), «Культурология в вопросах и ответах» (Ростов-на-Дону, 1997), Е.Н. Балашова «Культурология. XX век. Энциклопедия» (СПб., 1997). Ф' Проведенный историографический обзор свидетельствует о том, что,
несмотря на наличие ряда серьезных научных работ по этнографии, истории и культуре татар-мишарей, культура питания татар-мишарей (в том числе проживающих на территории Республики Мордовия) до настоящего времени не была предметом специального исследования. Особенно недостаточно разработаны такие составляющие проблемы, как своеобразие обрядовой и праздничной пищи татар-мишарей, традиционный этикет питания, взаимовлияния и параллели в питании мишарей и народов Поволжья.
Источниковая база исследования. Данная работа опирается на архивные материалы, хранящиеся в Центральном государственном архиве щ
Республики Мордовия (далее - ЦГА РМ), государственном архиве Пензенской области (далее - ГАПО), рукописном фонде Государственного учреждения «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» (далее - РФ ГУНИИГН), опубликованные документы и статистические материалы, данные полевых исследований.
Из Центрального государственного архива Республики Мордовия были привлечены фонды о состоянии дворовых хозяйств Республики Мордовия: Ф. Р — 547. Похозяйственная книга основных производственных показа-телей хозяйств рабочих и служащих Тат-Пишлинского сельского совета (1
11
января - 31 декабря 1936г.) (Оп.З, д. 1. 97л.); Ф. Р - 547. Похозяйственная книга основных производственных показателей хозяйств рабочих и служа-щих Тат-Пишлинского сельского совета (1 января - 31 декабря 1951 г.) (Оп. 3, д. 22. 25 л.); Ф. Р - 547. Похозяйственная книга основных производственных показателей хозяйств рабочих и служащих Тат-Пишлинского сельского совета (1 января 1980 - 31 декабря 1982 г.) (Оп. 3, д. 272. 97 л.); Ф. Р - 550. Похозяйственная книга основных производственных показателей хозяйств рабочих и служащих с. Верхний и Нижний Урледим Палаевского сельского совета (1 января 1955 - 30 января 1951 г.) (Оп. 2, д. 3. 96 л); Ф. Р - 1291. Похозяйственная книга основных производственных показателей хозяйств рабочих и служащих Алтарского сельского совета Лямбирского района МАССР (1940 - 1942 г.) (Оп. 2, д. 7. 249 л.); Ф. Р - 1291. Похозяйственная книга основных производственных показателей хозяйств рабочих и служащих Алтарского сельского совета Лямбирского района МАССР (1 января — 30 декабря 1935 г.) (Оп. 2, д. 2. 249л; д. 5. 92 л.); Ф. Р - 2152. Похозяйственная книга основных производственных показателей хозяйств рабочих и служащих д. Татарская Велязьма Атюрьевского сельского совета Атюрьевского района МАССР (1 января 1941 - 31 декабря 1945 г.) (Оп. 2, д. 14. 23 л.; д. 15. 22 л); Ф. Р - 2152. Похозяйственная книга основных производственных показателей хозяйств рабочих и служащих д. Татарская Велязьма Атюрьевского сельского совета Атюрьевского района МАССР (1973—1975г.) (Оп. 2, д. 371. 53 л); Ф. Р - 2217. Похозяйственная книга основных производственных показателей хозяйств рабочих и служащих с. Татарский У мыс Кочелаевского сельского совета Кочкуровского района (1 января 1955 - 31 декабря 1957 г.) (Оп. 1, д. 5. 95 л.); Ф. Р - 2217. Похозяйственная книга основных производственных показателей хозяйств рабочих и служащих с. Татарский Умыс Кочелаевского сельского совета Кочкуровского района (1 января 1964 — 31 декабря 1966 г.) (Оп. 1, д. 51. 97 л.); Ф. Р - 2414. Похозяйственкая книга основных производственных показателей хозяйств рабочих и служащих с. Верхний
12
Пишляй Стрельниковского сельского совета Атюрьевского района (1955
Л - 1957 г.) (Оп. 1,д. 55. 46 л.).
В работе использовались некоторые фонды Государственного архива Пензенской области, содержащие сведения о хозяйственной деятельности татар-мишарей (плодоводстве и огородничестве, животноводстве): Ф. 9. Сведения о плодоводстве и огородничестве по губерниям за 1894 г. (Оп. 1, д. 609, 245 л.); Ф. 9 - Сведения об отхожих промыслах по Пензенской губернии за 1893 г. (Оп. 1, д. 597. 231 л.); Ф. 9. Сведения Пензенского губернского статистического комитета о крупном рогатом скоте за 1894 г. (Оп. 1, д. 697. 67 л.); Ф. Р — 85. Сведения об обследовании санитарного состояния селений Пензенской губернии на 1921 г. (Оп. 1, д. 646, 198 л.).
^ В Государственном учреждении «Научно-исследовательский инсти-
тут гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» в отчетах этнографических экспедиций Л.И. Никоновой, М.С. Волковой по Ковылкинскому району содержатся также сведения о материальной и духовной культуре татар-мишарей с. Старое Аллагулово. В рукописном фонде И-37 представлены сведения о количестве дворов, хозяйственном описании сел бывшей Пензенской губернии по данным владенных грамот 1867 г. В фонде И-71 имеется материал о хозяйственной деятельности, в фонде И-1066 - сведения о промысловых занятиях татар-мишарей Крас-нослободского уезда Пензенской губернии.
Уникальный этнографический материал содержат труды участников научных экспедиций, организованных Российской академией наук в XVIII в. с целью сбора сведений об истории и современном состоянии проживающих в России народов. Среди работ исследователей этого периода (И.И. Лепехина, П.С. Палласа, И.Г. Георги) следует отметить те, в которых имеется материал о пище татар (при этом авторы не выделяли татар-мишарей в отдельный субэтнос в структуре татарского этноса). Материалы этих исследований особенно полезны для нашей работы при осуществлении сравни-тельного анализа.
13
Для решения поставленных задач нами привлечены материалы из «Пензенских губернских ведомостей» и «Пензенских епархиальных ведомостей», в которых содержатся данные о традиционной пище татар-мишарей и крещеных татар Саранского уезда, выделяются их общие и специфические черты.
В исследовании использованы также данные переписей, в том числе подворная перепись крестьянского хозяйства Пензенской губернии 1913 г., где содержится достаточно подробная информация о земледелии, животноводстве, промысловой деятельности татар-мишарей Инсарского и Саранского уездов. Ценные сведения о животноводстве, пчеловодстве, садоводстве, земледельческих занятиях, торговых делах татарско- мишарского населения Темниковского и Теньгушевского районов содержатся в «Сборнике статистических сведений по Тамбовской губернии». Из списков населенных мест Пензенской, Тамбовской, Симбирской губерний был извлечен материал о количестве татарского населения и их дворов, мельниц, мечетей. В «Предварительных итогах Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 г.» содержатся сведения об изменениях в составе орудий труда крестьянских хозяйств.
Одним из важных источников явились полевые этнографические материалы, собранные автором в 2003 - 2005 гг. в татарских селах и деревнях Мордовии. Были исследованы селения 12 районов: Атюрьевский (с. Большой Шуструй, Верхний Пишляй, Нижний Пишляй, Усть-Рахмановка; д. Татарское Тенишево, Татарская Велязьма), Ельниковский (с. Акчеево, Новое Ка-дышево, Чурино; д. Вачеевка, Лобановка, Ликинье), Зубово-Полянский (с. Горенка, Кочетовка; д. Татарский Лундан), Инсарский (с. Яндовище), Ка-дошкинский (с. Латышовка), Ковылкинский (с. Старое Аллагулово), Красно-слободский (д. Байкеево, д. Усть-Рахмановка), Кочкуровский (с. Татарский Умыс), Лямбирский (с. Аксеново, Инят, Пензятка, Мельцапино, Черемишево; д. Суркино), Рузаевский (с. Верхний Урледим, Татарская Пишля), Темников-ский (с. Митрялы, Тарханы; д. Большое Татарское Караево, Верясы, Енаково,
14
Татарское Акашево, Татарское Тювеево), Торбеевский (с. Татарские Юнки).
j. Информаторами выбирались в основном люди пожилого возраста. Часть ин-
VI
форматоров опрашивалась не в родных селах, а в г. Саранске и в других населенных пунктах, но они давали сведения по тем деревням, где они родились и выросли. Именно пожилые люди сегодня являются носителями и хранителями знаний и практических навыков приготовления пищи по старым методам и способам, по утвари и этикету питания. Благодаря им удалось собрать уникальный материал о культуре питания татар-мишарей, проживающих на территории Мордовии.
Методология исследования. В данном исследовании автор опирался на теоретико-методологические разработки ведущих отечественных исследо-^ вателей С.А. Арутюнова, Ю.И. Мкртумяна, Ю.В. Бромлея,
В.И. Козлова, С.А. Токарева, Б.Х. Бгажнокова, М.Г. Мухамедовой и др.
В работе использовались принципы: историзма (предполагающего изучение любого явления в динамике, конкретно-исторической обусловленности и индивидуальности), научной объективности (предполагающего всесторонний охват изучаемого явления) и личностного подхода.
Для изучения культуры питания татар-мишарей применялись методы: сравнительно-исторический, позволяющий раскрыть сущность явлений в процессе их развития и реконструкции исследуемых процессов путем описания, сопоставления, сравнения; интеграционный, основанный на взаимосвязи ^ таких наук, как история, источниковедение, культурология, политология, эт-
нография и этнопсихология, способствующий решению поставленных задач; логический, позволяющий выявить отдельные аспекты культуры питания в ее развитии на протяжении XIX — XX вв.; этносоциологический (опрос, анкетирование, наблюдение).
Основной целью нашего исследования является анализ особенностей культуры питания татар-мишарей. Для ее достижения необходимо было решить следующие задачи:
15
• рассмотреть природно-географическую среду как фактор формирова-<1 ния культуры питания;
• изучить хозяйственную деятельность и утварь татар-мишарей, их взаимосвязь с традиционным питанием;
• охарактеризовать повседневную, обрядовую и праздничную пищу;
• проанализировать повседневный, праздничный и обрядовый этикет питания;
• выявить этнокультурные связи в питании татар-мишарей.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что она является первым обобщающим на монографическом уровне исследованием, в л котором подробно рассмотрены повседневная, обрядовая и праздничная пи-
^ ща татар-мишарей конца XIX - XX вв., этикет их питания, выявлены специ-
фические и общерегиональные черты, взаимовлияние и взаимообогащение системы питания татарско-мишарского и других народов Поволжья.
Практическая значимость. Материалы и выводы диссертационной работы могут быть использованы в разработке курсов и спецкурсов по культурологии, этнографии, краеведению. Полученные результаты можно применять на семинарских и практических занятиях, лекциях по проблемам культуры татарского народа, а также при подготовке учебников и учебных пособий для учащихся школ и студентов средних специальных и высших учебных заведений, книг по кулинарии. Щ
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Пища татар-мишарей как часть материальной культуры, которая сложилась исторически, синхронно эволюционируя в соответствии с природно-климатическими условиями, способами ведения хозяйства, общественно-экономическим укладом и образом жизни, имеет свою специфику.
2. Культура питания является важной частью обрядов жизненного цикла: семейных, личных, общественных; именно в них устойчиво сохраняются особенности национальной кухни, обычаи приготовления традиционных блюд, правила приема пищи.
16
3. Этикет питания представляет собой сложное культурное явление, и. неразрывно связанное со всей системой традиционного, веками складывавшегося мировоззрения этноса; в ней сконцентрированы основные этнические особенности народа.
4. Принадлежность к одному культурно-хозяйственному типу, сходная природно-географическая среда обусловили единство традиционной структуры питания татар-мишарей и других народов Поволжья. Многообразие межэтнических контактов отразилось в способах приготовления, хранения пищи, в пищевой терминологии, что в свою очередь способствовало совершенствованию технологии приготовления пищи, расширению ее ассортимента и повлияло на формирование культуры и быта этносов.
ф 5. В современном быту татарского народа культура питания представ-
лена в индустриальных и урбанизированных инновационных формах. Новации коснулись не только уровня потребления, но и качества, разнообразия и рациональности питания. Наиболее стойкими национальные предпочтения татар-мишарей оказались в способах обработки продуктов и приготовления блюд, в бытовании обрядовой и праздничной пищи.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в публикациях и были обсуждены на Республиканской научно-практической конференции, посвященной
75-летию со дня рождения профессора М. Ф. Жиганова (Саранск, 17 ноября

2004 г); II всероссийской научной конференции «Урал - Алтай: Через века в
будущее» (Уфа, 26 - 28 мая 2005 г.); VI Конгрессе этнографов и антропологов России (Санкт-Петербург, 28 июня - 2 июля 2005 г.).
17

Список литературы

Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, вы

Материальная культура включает: культуру труда и материального производства

182.79kb.

26 09 2014
1 стр.


Язык как средство трансляции культуры

Поэтому культура как специфически человеческая деятельность и как совокупность духовных и материальных ценностей, норм, идеалов, образцов поведения вовлечена в многогранный процесс

75.88kb.

17 12 2014
1 стр.


Предмет культурологии. Понятие культуры. Проблемы и подходы к изучению культуры. Функции культуры. Типология культуры

Культура совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении истории

346.93kb.

14 12 2014
1 стр.


Историческая справка музея «Русская горница»

Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет, принимать посильное участие в сохранении истории, духовных ценностей родного края

23.72kb.

18 12 2014
1 стр.


Задача: движение материальных запасов строительной организации представлено следующими данными: 10 июля приобретено 600 кг цемента по 80 руб./кг

Фифо. Тзр включается в себестоимость материалов. Отразить операции по поступлению и списыванию материальных ценностей в бухгалтерском и налоговом учете. Составить регистры налогово

79.36kb.

14 12 2014
1 стр.


Работа по патриотическому, гражданскому и правовому воспитанию

Современная школа работает в режиме саморазвития. Так как именно от школы ждут помощи в воспитании и обучении детей, в развитии их способностей и интересов, духовных и культурных ц

21.47kb.

11 10 2014
1 стр.


Тема I. Культура как феномен 5 > Понятие «культура». Определения культуры 5 > Культура как «вторая природа» 10

Гуревич П. С. Культурология. Элементарный курс: Учеб пособие. — М.: Гардарики, 2001. — 335 с

37.02kb.

17 12 2014
1 стр.


Гендер и культура в парадигме культурных исследований Гендер и культура: анти-эссенциализм как культурализм «Природа или культура»

Да, физиологическое различие первично (и предшествует любому другому социальному различию), но вопрос заключается в том, как культура пользуется этим изначальным биологическим разл

669.22kb.

14 12 2014
3 стр.