Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
_general_ciО практических путях совершенствования механизмов развития общественного производства.
Волков В.И.

На различных этапах становления общественного производства в разных странах по-разному решались вопросы ускорения общественного развития - от хаоса и беспорядка до создания общественных и государственных структур, которые интенсифицируют процесс развития общества.

Пожалуй, наиболее ранним методом стимулирования творчества, существующим многие века, является патентование изобретений, дающее изобретателям (заявителям) исключительное право владения своим достижением - в определенных границах и на определенное время. За это время изобретатель сам мог организовать производство объекта изобретения или продавать лицензию на право производства его другими.

В США в 70-е годы теперь уже прошлого столетия сумели организовать массовое движение за образование венчурных фирм, существенно упрощающих реализацию любых новшеств за счет юридических и финансовых послаблений. По заявлениям самих американцев, “венчурная стратегия” сыграла огромную роль в становлении малого и среднего бизнеса в США и существенно повысила их валовой национальный продукт. Чуть позже за ними последовала ФРГ, которая создала “инкубаторы идей”, аналогичные венчурным фирмам, но чисто по-немецки: 20 процентов любых расходов должен оплатить новатор, остальное берет на себя “инкубатор”, с последующим изъятием части доходов от массовой реализации.

В России также было образовано много внедренческих фирм, но как и в США, и в Германии, они охватывали только отграниченные, самостоятельные и довольно мелкие новшества тех или иных отдельных новаторов, причем достаточно просто коммерциализуемые. Радикальные перестройки крупной промышленности и социальные нововведения, нужные как будто бы всем и никому в отдельности, а также вопросы обновления (развития) большой массы уже функционирующих производств средних и крупных предприятий оставлены за пределами этих фирм - в отличие, например, от единого охвата Госстандартом вопросов стандартизации или Минприродой - экологии.

Этот пробел мог бы, как нам представляется, быть восполнен созданием проекта, разрабатываемого нами с 1995 года. Речь идет о создании совместно с зарубежными партнерами (специалистами Восточно-Европейского союза экспертов) российско-европейского агентства “Развитие”.

В основу создания агентства должны быть положены приоритеты рыночного (соревновательного) хозяйствования с одновременным введением специально организуемых и постоянно совершенствуемых механизмов саморазвития в соответствии с критериями общественной полезности с учетом финансовой и иной заинтересованности предприятий в собственных успехах на внутреннем и внешнем конкурентном (рыночном) пространстве.

Объединенный коллектив ученых, экономистов, инженеров в соответствии с основными направлениями своей деятельности считает высшей целью деятельности агентства (миссией) повышение эффективности общественного развития путем использования основного принципа - Управлять - значит правильно стимулировать.

Правильно - это значит достаточно глубоко и по оптимально выбранным общественно-ориентированным критериям развития.

Настоящие глубокие стимулы может создать только само общество, осознавшее потребность в развитии. Задача состоит в разработке критериев оценки и стимулов, необходимых и достаточных для создания требуемой мотивации субъектов общественного развития.

В качестве учредителей такой организации, на наш взгляд, могли бы выступить как юридические, так и физические лица, в том числе зарубежные, заинтересованные в создании практических механизмов интенсификации социально-экономического развития общества и совместном поиске наиболее эффективных решений - первоначально на территории России и стран, связанных с ней партнерскими отношениями.

Каковы же основные цели создания агентства “Реа развитие”? Прежде всего, это интенсификация общественного развития отраслей и регионов за счет создания и реализации процедуры сбора, концентрации, оценки социально-экономической эффективности и распространения эффективных нововведений по заказам федеральных и региональных властных структур, предпринимателей и общественных организаций и за счет создания специального адресного стимулирования этой эффективности.

Авторы полагают, что агентство должно быть самофинансируемой самоорганизуемой саморазвивающейся системой общественного развития - географически и функционально распределенной сетью центров, аккредитованных и методически объединяемых “Реа развитие” - самофинансирующейся общественной структурой.

Основные задачи создаваемого агентства определены накопившимися недоработками и соответствуют задачам развития нашего общества на ближайшие десятилетия:
Централизация сбора и обработки предложений об общественном развитии (исключая вопросы сугубо технико-технологические, военно-технические и т.п.).

Выявление высших социально-активных достижений, не сумевших преодолеть психологические заслоны общества, наталкивающиеся на ведомственные препятствия и т.д.

Приведение к аксеологическому и методологическому единообразию методов социальной экспертизы, выявления и оценки высших результатов общественно полезной деятельности, представляемых для получения грантов, государственных премий, для участия в финансируемых за счет бюджетов программах и т.д.

Выявление и разработка методов нейтрализации отрицательных последствий от корпоративного (группового) эгоцентризма и ведомственной круговой поруки.

Разработка и реализация механизмов постоянного выявления и снятия причин возникновения социальной напряженности – внутренних межнациональных, межрелигиозных, межгосударственных и межрасовых.

Организация работы по выявлению и оценке общественно полезной духовной и высокохудожественной развлекательной продукции для рекомендательного внедрения на теле- и радиоканалах; организация собственных теле- и радиоканалов, работающих в соответствии с высшими критериями отбора музыкальных и других произведений всех жанров.

Отработка элементов самоуправления общества (общественного саморегулирования) начиная с локальных задач населенных пунктов и регионов.

Организация помощи обществу потребителей в расширении сферы его работы (кроме судебных исков, обусловленных грубыми нарушениями правил производства и реализации продукции) и перевод этой работы в массовую кампанию повышения общественной полезности продукции (товаров и услуг).

Создание средств и методов направленной агитации граждан за переориентацию их материальных и коммерческих интересов на здоровый образ жизни.

Ориентация организаторов (владельцев) мест отдыха и лечения на активное использование безусловно полезных для организма человека средств и исключение общественно бесполезных и тем более вредных средств.

Организация системы обязательной регулярной оценки общественной полезности результатов деятельности финансируемых за счет бюджетов и добровольной оценки иных организаций, фондов, СМИ с введением стимулов – экономических, материальных и моральных пропорционально общественной эффективности результатов этой деятельности.

В спорных ситуациях экспертиза в соответствии с критериями общественной полезности отдельных общественно значимых достижений и выработка рекомендаций по их широкому использованию.

Курирование систем добровольной сертификации качества и экологической чистоты продукции.

Совершенствование методологических основ, средств и методов правозащитной и правоохранительной деятельности, в том числе на основе возвратного (возмездного) права; организация широкой практики социальной экспертизы с определением общественного ущерба от антиобщественных деяний и подготовкой рекомендаций по пресечению антиобщественной деятельности.

Разработка и реализация в форме выпуска документального подтверждения добровольной системы оценки и проверки особых творческих, физических и иных личных достижений, уровня подготовки по отдельным, добровольно выбираемым предметам.

Создание единой молодежной организации типа пионерской или комсомольской с введением в ее основу высших общечеловеческих идеалов, в том числе принципа “быть”, а не “казаться”.

Выявление, оценка, стимулирование и пропаганда средств и методов глубинного оздоровления и лечения организма людей, их психики и нравственности (исключая средства и методы симптоматического действия).

Разработка и распространение рекомендаций по поиску и нейтрализации явлений корпоративного эгоцентризма, включая факты искусственного снижения срока службы деталей дорогостоящих устройств; активные действия по защите интересов собственных членов за счет интересов других; производство изделий, вред от которых проявляется на этапе их использования (эксплуатации) и т.д.
Практические задачи агентства на ближайший период могут быть уже сейчас описаны достаточно подробно, в частности:

организация научно-технической, экологической и социально-экономической экспертизы с использованием методов метрологии, эконометрии, социометрии, социологии и методов оценки эффекта от общественно полезной деятельности и возможного побочного ущерба, в том числе социального;

организация объективной и эффективной сертификации качества и экологической чистоты товаров, услуг, работ (т.е. производств), имеющей международное признание, а также сертификации систем качества по ИСО/9000 и 14000 по заказам изготовителей, поставщиков и обществ потребителей;

организация процесса сертификации финансово-банковских услуг в интересах снижения финансовых рисков инвесторов и кредиторов;

организация процесса сертификации условий труда и качества рабочей силы;

проведение оценки бизнеса - социально-экономического состояния и развития предприятий на основании сведений, добровольно передаваемых предприятиями, в интересах вывода российского производства на международный рынок, в частности для рассмотрения вопроса о предоставлении общегосударственных, отраслевых или региональных льгот, включения в государственную систему премирования и для организации государственных конкурсов с призами и наградами в соответствии с достигнутым уровнем общественного развития;

организация прогнозирования развития и внедрения перспективных технологий;

оценка качества правового обеспечения субъектов общественного развития и защиты от корпоративного эгоцентризма, монополизации, плагиата, коррупции, разработка предложений о его совершенствовании;

разработка и реализация системы “социального патентования” - системы аутентификации социально ориентированных и трудно коммерциализуемых достижений научно-технического и организационного характера – аналога патентной системы, но с ускоренным представлением обществу информации по унифицированной форме с определением достоинств, недостатков, затрат на реализацию;

организация обучения специалистов отраслей по объявляемым и специальным (заказным) темам, касающимся методов развития и саморазвития;

аккредитация организаций на право самостоятельного выполнения задач агентства в регионах, отраслях и по роду своей профессиональной деятельности;

организация тендеров по заказу предприятий, отраслей или регионов для выполнения конкретных тем, включая оценку потенциальных исполнителей, отбор и сопровождение разработок, оценку их эффективности, а также участие в организации внедрения наиболее удачных разработок в стране;

организация разработки стандартов по отдельным отраслям совместно с Госстандартом; ходатайство о создании технического комитета, который может и должен стать эффективным инструментом саморазвития общества;

предоставление возможности аккредитованным центрам размещения на сайте агентства и на страницах его печатных изданий заказов предприятий, организация, отраслей или регионов на получение сведений, необходимых для производственного и научного развития, в том числе результатов научных разработок и творческих общественно полезных предложений научно-технического и организационного характера для рекомендуемого использования субъектами общественного производства, в первую очередь производящими товары народного потребления, услуги населению, СМИ (книжными издательствами и редакциями журналов, радиостанциями и т.п.) и другими.
На первом этапе система “Развитие” могла бы быть внедрена в пределах Москвы с последующим распространением своей деятельности на территории России (второй этап) и государств СНГ и дальнего зарубежья (по согласованию с их правительственными структурами) (третий этап).

Расширение сферы действия системы должно производиться путем постепенного создания агентством новых или подготовки к работе уже действующих организаций соответствующего профиля и аккредитации их в качестве региональных, отраслевых или профессиональных центров системы “Развитие” с передачей им тех или иных своих функций, постоянным снабжением их методическими материалами и обеспечением их контроля за качеством работы.

Финансирование агентства на этапе становления до появления первой группы заказов могли бы взять на себя определенные финансовые структуры, которые вместе с другими структурами, поддерживающими цели агентства, вошли бы в состав совета учредителей (наблюдательного совета) агентства. В дальнейшем агентство должно осуществлять свою работу по принципу самофинансирования.

В настоящее время в активе организаторов агентства имеются следующие готовые разработки и действующие системы, непосредственно подготовленные к работе в системе социально-экономического развития:

система социально-экономической сертификации по качеству и экологической чистоте продукции и производств (разработанные процедуры, документация и шестилетний опыт организации распределенно-сотовой системы);

разработанные методология и методы социально-экономической экспертизы. Методы включают в себя количественную оценку не только экономического, но и социального эффекта и ущерба; для нововведений предусматривается оценка также научного эффекта и срока морального износа с учетом творческих показателей. Практические методики включают в себя данные, получаемые метрологическими, эконометрическими, социометрическими, социологическими методами;

отработанная методология компенсации нанесенного ущерба пострадавшим от противообщественной деятельности;

отработанная методология проведения ассамблей участников общественного развития непосредственно или через Интернет в режиме офф-лайн и он-лайн.
Информация о развертывании и ходе работ агентства будет публиковаться в журналах по территориальным, отраслевым и профессиональным признакам, в дальнейшем предполагается выпуск собственного специализированного журнала “Развитие” и научно-популярного журнала “Талант общественного развития”.

Авторы уверены, что Россия обладает огромным творческим потенциалом, имеет мощные интеллектуальные ресурсы, необходимые, и вместе с опытом и творческим потенциалом других, в том числе западных стран, достаточные для того, чтобы стать одной из наиболее интенсивно развивающихся стран мира.

Версия для печати. URL: https://pvlast.ru/archive/index.12.php

General ciО практических путях совершенствования механизмов развития общественного производства

На различных этапах становления общественного производства в разных странах по-разному решались вопросы ускорения общественного развития от хаоса и беспорядка до создания обществен

102.27kb.

06 10 2014
1 стр.


Факторы производства и факторные доходы Что такое факторы производства

Экономика — наука о наиболее эффективных путях использования дефицитных ресурсов (земля, труд, оборудование, технические знания), необходимых для производства товаров и оказания у

69.58kb.

06 10 2014
1 стр.


General ciО средствах достижения точности выражения правовых норм

Только при условии обеспечения современного уровня всего комплекса нормотворческих технологий можно достигнуть высокой точности выражения формы права

127.86kb.

15 09 2014
1 стр.


General ciо религиозном происхождении и взаимодействии норм нравственности и права (часть 1)

Нравственность, составляющая немалую часть религии и подлинного благочестия, имеет также отношение и к гражданской жизни, и от нее зависят в равной мере и спасение души, и благо го

133.79kb.

02 09 2014
1 стр.


Циклические концепции общественного развития

В рамках данного реферата развитие циклической концепции общественного развития будет рассмотрено на примере взглядов Дж. Вико, О. Шпенглера и А. Тойнби

324.45kb.

13 10 2014
1 стр.


Инновационные технологии основа совершенствования органи зации производства ОАО «Транс-Альфа»

Инновационные технологии – основа совершенствования организации производства ОАО «Транс-Альфа»

89.83kb.

14 10 2014
1 стр.


Что такое налоги?

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития

29.83kb.

25 09 2014
1 стр.


Франчайзинг – один их эффективных механизмов развития бизнеса. По статистике, средняя «выживаемость»

Франчайзинг – один их эффективных механизмов развития бизнеса. По статистике, средняя «выживаемость» малых предприятий составляет 15%, тогда как у франчайзинговых проектов этот пок

73.83kb.

14 12 2014
1 стр.