Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Киртелинская средняя общеобразовательная школа»

Тетюшского муниципального района Республики Татарстан
УРОК ГЕОГРАФИИ В 7 классе
по теме «Географическое положение Евразии. Исследования Центральной Азии»

Педагог: Бозина Наталья Ивановна,

учитель географии и биологии,

первой квалификационной категории


ТЕМА: Географическое положение Евразии. Исследования Центральной Азии.
Цели урока:

Образовательные:

         - изучить географическое положение и познакомиться с объектами береговой линии материка;

         - назвать имена путешественников и исследователей материка.

Развивающие:

        - развивать умение учащихся определять географическое положение материка;

        - развивать воображение, память, речь, образно – логическое мышление;

       - продолжить формирование умения работать с интерактивной картой, атласом;         - развивать умения детей к самостоятельному поиску информации, ее анализу и обобщению;

        - развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

        - формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими.


Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.
Тип урока: изучение нового материала.
Учебно-наглядный комплекс:

Карта «Физическая карта Евразии»

Атласы 7 класс .

Контурные карты – «Евразия».

Источники дополнительной информации.

Презентация.

Рабочие листы.

Раздаточный материал.


Оборудование:

Проектор


Интерактивная доска
Ход урока:

I.Организационный момент:

- Приветствие

- Подготовка готовности класса к уроку

- Психологический настрой учащихся


II.Изучение нового материала:

Вот мы и подошли к открытию и исследованию последнего материка – Евразия. С сегодняшнего урока вы начнете открывать для себя этот материк. Узнаете о его природе, своеобразии органического мира, о странах и народах, населяющих Евразию.

Тема нашего урока «Географическое положение Евразии. Исследования Центральной Азии». (1слайд)

(2 слайд) Ваша основная задача на уроке – отработать умение определять географическое положение материка, сделать вывод о том, как географическое положение будет влиять на природу Евразии. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы познакомитесь с именами исследователей, которые внесли большой вклад в изучение Евразии. Исследовав материк, вы должны ответить на главный вопрос урока: Почему Евразию называют величайшим массивом суши. (3 слайд)

И прежде чем приступить к изучению особенностей данного материка, давайте вспомним какие материки вы уже открыли, изучили.

Я вам предлагаю игру: по характеристикам, определите о каком материке идет речь. И постарайтесь назвать дополнительно особенности материков сами.

1.

Экватор проходит почти посередине.


Занимает второе место по площади.
Самый жаркий материк.
АФРИКА (4 слайд)

2.

Самый сухой материк


Самый удаленный материк.
Самый маленький по площади.
АВСТРАЛИЯ (5 слайд)

3.

Самый влажный материк.


Здесь расположена самая длинная горная цепь на суше.
На материке протекает много полноводных рек.
ЮЖНАЯ АМЕРИКА (6 слайд)

4.

Материк, покрытый слоем льда.


Этот континент открыли Лазарев и Беллинсгаузен.
Здесь нет ни одного государства.
АНТАРКТИДА (7 слайд)

5.

Этот материк лежит в северном и западном полушарии.


Часть этого континента принадлежала России.
Здесь самая изрезанная береговая линия.
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (8 слайд)

Молодцы. Вы неплохо знаете особенности изученных материков. И я думаю изучать Евразию будете с таким же интересом. Ведь это материк на котором мы живём.



Евразия – это величайший материк Земли. Ему по праву можно прикрепить и другие характеристики «Самый-самый». Дома вам нужно было найти информацию о «рекордах» Евразии. Итак, назовите «рекорды» Евразии: (9-10 слайды)

  1. Площадь Евразии составляет – 54 млн. км кв.;

  2. Евразия занимает 1/3 всей суши;

  3. Евразия по площади равна Африке (30,3) и Северной Америке (24,2) вместе взятым;

  4. Евразия располагается в четырёх полушариях (вместе с островами);

  5. Включает две части света – Европу и Азию;

  6. Включает все климатические пояса и природные зоны;

  7. Самая «высокая» точка – г.Джомолунгма (8848м.);

  8. Самая «низкая» точка – Мёртвое море (-402 м.);

(Самое солёное из всех солёных озёр. В одном литре воды содержится около 400 г. Соли. Если бы оно высохло, образовался бы слой соли толщиной в 21 м.)

  1. Температура от -72 гр.С (Оймякон), до +53 (Иранское нагорье);

  2. Самое «мокрое» место на материке – Черрапунджи – 10854 мм/год,

  3. Самое «сухое» место – г.Хаиль – 44 мм/год Аравийский полуостров.

  4. Самое крупное озеро - Каспийское море

(В Каспийском море единственный в мире морской водопад. Залив Кара-Багаз-Гол отделён от Каспийского моря узким перешейком. Уровень воды в заливе примерно на 4,5 м ниже, чем в Каспийском море. Сток воды в заливе происходит по реке Аджидарье, протекающей перешейку. На ней и находится водопад «Чёрная пасть». В заливе Кара-Багаз-Гол за сотни лет скопилось около 50 млрд. тонн различных солей)

  1. Самое глубокое озеро - Байкал

  2. Самая большая горная система по площади – Тибет

  3. Самый большой полуостров – Аравийский

  4. В Евразии находится самая большая природная область Земли – Сибирь.

Что такое Евразия?
Это – Европа плюс Азия.
Из двух частей возник
Самый большой материк.

(Какова площадь поверхности Земли? (510 млн.км.кв)

Площадь суши ( 159 млн км. кв.)

(11 слайд) Евразия занимает 1/3 всей суши. Площадь составляет 54 млн.км. Евразия по площади равна Африке и Северной Америке вместе взятым (30,3+24,2). Евразию образуют две части света Европа и Азия. Об этом нам расскажут ученики, которых я попросила подготовиться.

1 ученик.

Европа занимает часть Евразии к Западу от Уральских гор и на север от Кавказских гор и Мраморного моря. Европу иногда называют «Старый свет» . Она давно обжита и исследована. Здесь зародились и развивались древнейшие цивилизации. Однако длительная, часто хищническая деятельность человека сильно изменила первозданную природу. Вырублены леса, распаханы степи, которые явились естественной средой обитания животных, истреблено много видов зверей и птиц. В Европе не осталось мест, куда бы не ступала нога человека.

Спасибо. Слушаем сообщение об Азии.



(Название «Европа» произошло от ассирийского слова «эреб» - заход солнца, запад. Так древние народы – финикийцы называли страны, лежащие к западу от Средиземного моря.

Географический центр Европы находится в с. Деловое, расположенном между городами Тячевом и Раховом (Украина)).

2 ученик.

Азия- самая большая часть света. Она занимает треть земной суши и простирается от Северного Ледовитого океана до экватора. Здесь находятся величайшие горные системы- Гималаи, Тянь-Шань, Большой Кавказ, пустыня Гоби. Озера Байкал(самое глубокое в мире). Мир растений и животных Азии поражает разнообразием и богатством. Азия- родина многих растений, ставших распространенными сельскохозяйственными культурами. Животный мир также разнообразен и экзотичен.

Спасибо.


(Название Азия, означающее «утренняя страна», произошло от ассирийского слова «асу» - восток, восход. Так финикийцы называли страны, лежащие к востоку от Средиземного моря.

Географический центр Азии находится в г.Кызыл (Россия)).

Запомните, условную границу принято проводить вдоль восточного подножия Уральских гор, по реке Эмбе, северному побережью Каспийского моря и Кумо-Манычской впадине. Морская граница проходит по Азовскому и Черному морям, а также по проливам, соединяющим Черное и Средиземное море.



(12 слайд)

(показ по карте)

А теперь определим географическое положение материка. Вы уже умеете это делать. Поэтому сегодня вы будете работать самостоятельно с помощью опорных карточек. При работе можно пользоваться текстом учебника, картами атласа, дополнительными источниками информации.

Для начала вспомним план описания ГП материка. (13 слайд)



  1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.

  2. Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

  3. В каких климатических поясах расположен материк?

  4. Определите какие океаны и моря омывают материк?

  5. Как расположен материк относительно других материков?

Ответы записывайте в карточки. По первому пункту плана будет отчитываться 1.Настя

2.Наташа и Кристина

3.Рома и Дима

4.Таня А.

5.Таня Р.

Географическое положение Евразии



Пункт плана

Ответ

Дополнения учителя

Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.

(14 слайд)

Относительно экватора материк расположен и в северном и южном полушариях, так он проходит через Большие Зондские острова. Большая часть материка расположена между северным тропиком и северным полярным кругом, что сказывается на разнообразии природы материка. Относительно нулевого меридиана материк расположен и в западном и восточном полушариях. Таким образом, получается, что материк расположен во всех четырёх полушариях.

Огромный материк заходит на севере далеко за полярный круг, а на юге доходит до экватора.

Настя, сравни расположение материка в полушариях с другими материками.

С.А. – Сев., зап.

Африка- во всех

Австралия – юж, вост.

Ю.а. – сев, юж, зап.

Антарктида – юж, вост и зап.


Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

(с З-В по параллели 60 с.ш.;

с С-Ю по меридиану 80 в.д.)

(15-18 слайд)


Северная-м.Челюскин 77 с.ш.

Южная – м. Пиай 1 с.ш.

Западная – м.Рока 9 з.д.

Восточная – м.Дежнева 169 з.д.

Протяженность в км с

С-Ю: 6660 км

З-В: 7812 км

Протяженность в градусах с

С-Ю: 60 градусов

З-В: 140 градусов

(30 в.д.-170 в.д.)*55,8 = 7812 км

(73 с.ш-13 с.ш)*111=6660 км



С запада на восток его протяжённость 16 тыс. км. Если учесть острова, то территория Евразии всего около 10 градусов не достигает Северного полюса и на 11 градусов заходит в Южное полушарие.

м.Дежнева назван именем известного русского землепроходца, что в 1648 г. Впервые прошёл пролив между Азией и Америкой.

м.Челюскина назван именем участника Великой северной экспедиции штурмана Семёна Челюскина, который в 1741 году открыл этот мыс, вычертил его карту и описал

В каких климатических поясах расположен материк?

(19-20 слайд)


Во всех климатических поясах

1.Арктический

2.Субарктический

3.Умеренный

4.Субтропический

5.Тропический

6.Субэкваториальный

7.Экваториальный.




Ни один другой материк не расположен во всех климатических поясах, что сказывается на расположение природных зон и разнообразии природы

Определите какие океаны и моря омывают материк?

(21 слайд)


Северный Ледовитый океан:

Моря: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское



Тихий океан:

Моря: Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское.



Индийский океан:

Моря: Аравийское, Красное



Атлантический океан:

Моря: Средиземное море, Северное, Норвежское



Материк омывается всеми четырьмя океанам Мирового океана

Как расположен материк относительно других материков?


От Северной Америки на востоке отделяется Беринговым проливом и водами Тихого океана, на западе водами Атлантического океана.

От Южной Америки водами Тихого океана.

От Австралии водами Индийского и Тихого океанов.

От Африки Красным и Средиземным морями и Суэцким каналом.






Береговая линия Евразии (22-23 слайд)

1). На физической карте видно, что береговая линия больше всего изрезана на западе, здесь Атлантический океан глубоко вдается в сушу, создав при этом полуострова, острова. Какие?

2). Северный Ледовитый океан, омывающий Евразию с севера, неглубоко вдается в сушу, наиболее крупные полуострова нашей страны - Кольский, Таймыр, Чукотский.

3). На востоке так же заметно изрезана береговая линия, омываемая Тихим океаном, здесь окраинные моря отделены от океана цепочкой полуостровов и островов, самые крупные о. Большие Зондские

4). На юге выделяются своими размерами полуострова Аравийский и Индостан.

Омывает их Индийский океан, островов у южного побережья мало, самый крупный Шри-Ланка.

Береговая линия Евразии

моря

полуострова

заливы, проливы

острова

1.Баренцево

6.Таймыр

13.Финский

16.Новая Земля

2.Балтийское

7.Кольский

14.Босфор

17.Новосибирские

3.Северное

8.Скандинавский

15.Малаккский

18.Шри-Ланка

4.Аравийское

9.Чукотский




19.Филиппинские

5.Японское

10.Индостан




20.Большие Зондские




11.Индокитай










12.Корея







В заключении давайте сделаем вывод, доказав положение «Евразия – величайший массив суши»



(24-25 слайд)

  1. Занимает 1/3 всей суши

  2. Площадь составляет 54 млн.кв.км.

  3. Вместе с островами Евразия расположена во всех четырёх полушариях.

Я думаю, все знают о том, что если бы не было людей – путешественников, то ничего бы мы и не знали о нашей земле. Я сейчас говорю о людях, которые внесли огромный вклад в изучение труднодоступной Центральной Азии. Их результаты были поразительны.

Труднодоступную Центральную Азию и прилегающие к ней территории начали изучать сравнительно поздно, лишь в 19 веке. Даже далёкую Австралию в то время знали лучше. В исследовании этой территории особенно велики заслуги русских путешественников.

Я попросила девочек подготовить о них сообщения, но при этом не называть их имён. Вы сами должны догадаться о ком идёт речь.

1 ученик

Этот человек совершил два путешествия по Тянь-Шаню. Результаты были поразительные. Он установил границы Тянь-Шаня- одной из главных горных систем Центральной Азии, открыл Хан-Тенгри, долгое время считавшийся самой высокой вершиной Тянь-Шаня. Исследовав высокогорное озеро Иссык-Куль, он доказал, что оно бессточное. Впервые были установлены высотные пояса в горах Тянь-Шаня. Оказалось, что снеговая линия здесь расположена выше, чем в Альпах.

Его именем названы горные хребты, отдельные вершины, Ледник в Центральной Азии.(Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский) (26 слайд)

2 ученик

Имя этого человека навсегда вошло в историю географических открытий и исследований. Он положил начало всестороннему изучению Центральной Азии. Им обследована территория, по площади почти равная Австралии.

Географические результаты этого человека исключительно велики. Впервые нанесены на карту десятки не изученных ранее горных хребтов, описаны многие пустыни, истоки великих азиатских рек Хуанхэ и Янцзы. Он установил местоположение блуждающего озера Лобнор. Он впервые описал новые виды животных, среди них- дикая лошадь Пржевальского, дикий азиатский верблюд.

Во время переходов производил съёмку местности, вел метеорологические наблюдения. Он совершил четыре путешествия в Центральную Азию и собрал богатую коллекцию горных пород и растений. Все увиденное он описал в своих трудах, где много внимания уделено местному населению, его быту, условиям жизни.

Умер в начале своего пятого путешествия в Центральную Азию. Умирая, он завещал, чтобы его похоронили на берегу озера Иссык –Куль у подножия гор хребтов Тянь-Шаня.(Николай Михайлович Пржевальский). (27 слайд)

Молодцы.


Закрепление

Итак, все вопросы, которые мы должны были рассмотреть на сегодняшнем уроке, рассмотрены. Но, хочется узнать, что вы запомнили. Для этого Вам нужно выполнить следующие задания



  1. Вычеркните лишнее (на доске) и на листочках перед учениками

(28-29 слайды) Граница между Европой и Азией имеет протяженность 5100 км.

Эта граница – условная линия – проходит от (Карского, Баренцева) моря по (восточному, западному) склону Уральских гор, на юге – вдоль рек (Урал, Эмба) до Каспийского моря, по западному берегу Каспийского моря до устья реки Кумы, а затем вдоль этой реки и ( северной границы Кавказа, Кумо – Манычской впадины) до Азовского моря.





  1. От океана нужно подвести стрелку к тому полуострову, который он омывает.

(30-31 слады)

Атлантический океан полуостров Таймыр

Тихий океан полуостров Камчатка

Индийский океан Скандинавский полуостров

Северный Ледовитый океан полуостров Индостан

Аравийский полуостров

3. А теперь составьте справочник «Интересные факты»: (32-33 слайды)


  1. Самый большой остров у берегов Евразии – Великобритания

  2. Самый большой полуостров – Аравийский

  3. Самое большое по площади море - Средиземное

  4. Самое мелкое море – Азовское

  5. Самый большой залив – Бенгальский

  6. «Цветные моря» - Черное, Красное, Жёлтое, Белое.

IV.Итоги урока:

С этим заданием вы тоже справились. Я очень рада, что сегодняшний урок проведен не зря.

Вы прекрасные ученики и за работу на уроке вы получили хорошие оценки.

V.Домашнее задание: (34 слайд)


  1. Прочитать параграф 59.

  2. На контурных картах подписать береговую линию Евразии

  3. Для желающих: составить экскурсию по материку Евразия.

(35 слайд)

Приложения.

Работу выполнил:_______________________________________



  1. Вычеркните лишнее

Граница между Европой и Азией имеет протяженность 5100 км.

Эта граница – условная линия – проходит от ( Карского, Баренцева) моря по (восточному, западному) склону Уральских гор, на юге – вдоль рек (Урал, Эмба) до Каспийского моря, по западному берегу Каспийского моря до устья реки Кумы, а затем вдоль этой реки и (северной границы Кавказа, Кумо – Манычской впадины) до Азовского моря.





  1. От океана нужно подвести стрелку к тому полуострову, который он омывает.

Атлантический океан полуостров Таймыр

Тихий океан полуостров Камчатка

Индийский океан Скандинавский полуостров

Северный Ледовитый океан полуостров Индостан

Аравийский полуостров

3. Составить справочник «Интересные факты».


  1. Самый большой остров у берегов Евразии – ______________________

  2. Самый большой полуостров – __________________________________

  3. Самое большое по площади море - ______________________________

  4. Самое мелкое море – __________________________________________

  5. Самый большой залив – ________________________________________

  6. «Цветные моря» - ______________________________________________

Географическое положение Евразии

Пункт плана

Ответ

Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.


Экватора________________________________________

________________________________________________

Тропиков________________________________________

________________________________________________

Полярных кругов_________________________________

________________________________________________

Нулевого меридиана______________________________

________________________________________________



Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.


Северная-_____________________________________________

Южная –______________________________________________

Западная –___________________________________________

Восточная – ____________________________________________



Протяженность в километрах с

Севера на юг:__________________________________________

Запада на восток:______________________________________

Протяженность в градусах с

Севера на юг:___________________________________________

Запада на восток:________________________________________


В каких климатических поясах расположен материк?


1.__________________________

2.__________________________

3.__________________________

4.__________________________

5.__________________________

6.__________________________

7.__________________________


Определите какие океаны и моря омывают материк?


С севера___________________________________океан

Моря:___________________________________________

________________________________________________

С востока_________________________________океан

Моря:__________________________________________

_______________________________________________

С Юга____________________________________океан

Моря:__________________________________________

_______________________________________________

С запада___________________________________океан

Моря:__________________________________________

_______________________________________________




Как расположен материк относительно других материков?


Северная Америка______________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

Южная Америка_________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

Африка________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

Австралия______________________________________

_______________________________________________

Антарктида____________________________________

_______________________________________________




Вывод:

Евразия – величайший массив суши

1.

2.

3.




Рекорды Евразии

  1. Площадь Евразии составляет – 54 млн. км кв.;

  2. Евразия занимает 1/3 всей суши;

  3. Евразия по площади равна Африке (30,3) и Северной Америке (24,2) вместе взятым;

  4. Евразия располагается в четырёх полушариях (вместе с островами);

  5. Включает две части света – Европу и Азию;

  6. Включает все климатические пояса и природные зоны;

  7. Самая «высокая» точка – г.Джомолунгма (8848м.);

  8. Самая «низкая» точка – Мёртвое море (-402 м.);

  9. Температура от -72 гр.С (Оймякон), до +53 (Иранское нагорье);

  10. Самое «мокрое» место на материке – Черрапунджи – 10854 мм/год,

  11. Самое «сухое» место – г.Хаиль – 44 мм/год Аравийский полуостров.

  12. Самое крупное озеро - Каспийское море

Береговая линия Евразии




моря

полуострова

заливы, проливы

острова

1.Баренцево

6.Таймыр

13.Финский

16.Новая Земля

2.Балтийское

7.Кольский

14.Босфор

17.Новосибирские

3.Северное

8.Скандинавский

15.Малаккский

18.Шри-Ланка

4.Аравийское

9.Чукотский




19.Филиппинские

5.Японское

10.Индостан




20.Большие Зондские




11.Индокитай










12.Корея







Географическое положение Евразии. Исследования Центральной Азии

Вот мы и подошли к открытию и исследованию последнего материка – Евразия. С сегодняшнего урока вы начнете открывать для себя этот материк. Узнаете о его природе, своеобразии органи

175.15kb.

14 12 2014
1 стр.


Антарктида и Антарктика. Географическое положение. История открытия и исследования. Цель

Антарктида и Антарктика. Географическое положение. История открытия и исследования

84.81kb.

10 10 2014
1 стр.


Техническое задание на проведение опросных исследований в целях оценки возможностей и выявлению потребностей продвижения связанных с водными ресурсами экосистемных услуг в странах Центральной Азии

Региональный Экологический Центр Центральной Азии начал реализацию проекта «Поддержка местных инициатив по продвижению связанных с водными ресурсами экосистемных услуг в Центрально

28.16kb.

07 10 2014
1 стр.


Урок по теме: Австралия: географическое положение, история исследования
86.28kb.

11 10 2014
1 стр.


Памятка для туриста географическое положение

Географическое положение: Швейцария – государство в 3ападной Европе, площадь – 41,3 тыс кв км. Граничит на севере с Германией, на востоке – с Австрией и Лихтенштейном, на юге – с И

88.22kb.

10 10 2014
1 стр.


Урок географии "Австралия. Географическое положение и история исследования материка"
61.9kb.

11 10 2014
1 стр.


1. 1 Политическая обстановка в Центральной Азии в начале XVIII века

Социально-экономический и политический строй кыргызов и их отношения с соседними народами Центральной Азии в XVIII веке

925.75kb.

15 12 2014
5 стр.


Географическое положение Брунея

Государство Бруней находится в Юго-Восточной Азии, в 443 км к северу от экватора, на северо-западном побережье острова Калимантан (Борнео)

243.8kb.

11 10 2014
1 стр.