«Киртелинская средняя общеобразовательная школа»
Тетюшского муниципального района Республики Татарстан
УРОК ГЕОГРАФИИ В 7 классе
по теме «Географическое положение Евразии. Исследования Центральной Азии»
Педагог: Бозина Наталья Ивановна,
учитель географии и биологии,
первой квалификационной категории
- изучить географическое положение и познакомиться с объектами береговой линии материка;
- назвать имена путешественников и исследователей материка.
Развивающие:
- развивать умение учащихся определять географическое положение материка;
- развивать воображение, память, речь, образно – логическое мышление;
- продолжить формирование умения работать с интерактивной картой, атласом; - развивать умения детей к самостоятельному поиску информации, ее анализу и обобщению;
- развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими.
Карта «Физическая карта Евразии»
Атласы 7 класс .
Контурные карты – «Евразия».
Источники дополнительной информации.
Презентация.
Рабочие листы.
Раздаточный материал.
Проектор
- Приветствие
- Подготовка готовности класса к уроку
- Психологический настрой учащихся
Вот мы и подошли к открытию и исследованию последнего материка – Евразия. С сегодняшнего урока вы начнете открывать для себя этот материк. Узнаете о его природе, своеобразии органического мира, о странах и народах, населяющих Евразию.
Тема нашего урока «Географическое положение Евразии. Исследования Центральной Азии». (1слайд)
(2 слайд) Ваша основная задача на уроке – отработать умение определять географическое положение материка, сделать вывод о том, как географическое положение будет влиять на природу Евразии. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы познакомитесь с именами исследователей, которые внесли большой вклад в изучение Евразии. Исследовав материк, вы должны ответить на главный вопрос урока: Почему Евразию называют величайшим массивом суши. (3 слайд)
И прежде чем приступить к изучению особенностей данного материка, давайте вспомним какие материки вы уже открыли, изучили.
Я вам предлагаю игру: по характеристикам, определите о каком материке идет речь. И постарайтесь назвать дополнительно особенности материков сами.
1.
Экватор проходит почти посередине.
2.
Самый сухой материк
3.
Самый влажный материк.
4.
Материк, покрытый слоем льда.
5.
Этот материк лежит в северном и западном полушарии.
Молодцы. Вы неплохо знаете особенности изученных материков. И я думаю изучать Евразию будете с таким же интересом. Ведь это материк на котором мы живём.
Спасибо. Слушаем сообщение об Азии.
Спасибо.
Запомните, условную границу принято проводить вдоль восточного подножия Уральских гор, по реке Эмбе, северному побережью Каспийского моря и Кумо-Манычской впадине. Морская граница проходит по Азовскому и Черному морям, а также по проливам, соединяющим Черное и Средиземное море.
(показ по карте)
А теперь определим географическое положение материка. Вы уже умеете это делать. Поэтому сегодня вы будете работать самостоятельно с помощью опорных карточек. При работе можно пользоваться текстом учебника, картами атласа, дополнительными источниками информации.
Для начала вспомним план описания ГП материка. (13 слайд)
2.Наташа и Кристина
3.Рома и Дима
4.Таня А.
5.Таня Р.
Географическое положение Евразии
Пункт плана |
Ответ |
Дополнения учителя |
Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана. (14 слайд) |
Относительно экватора материк расположен и в северном и южном полушариях, так он проходит через Большие Зондские острова. Большая часть материка расположена между северным тропиком и северным полярным кругом, что сказывается на разнообразии природы материка. Относительно нулевого меридиана материк расположен и в западном и восточном полушариях. Таким образом, получается, что материк расположен во всех четырёх полушариях. |
Огромный материк заходит на севере далеко за полярный круг, а на юге доходит до экватора. Настя, сравни расположение материка в полушариях с другими материками. С.А. – Сев., зап. Африка- во всех Австралия – юж, вост. Ю.а. – сев, юж, зап. Антарктида – юж, вост и зап.
|
Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток. (с З-В по параллели 60 с.ш.; с С-Ю по меридиану 80 в.д.)
|
Северная-м.Челюскин 77 с.ш. Южная – м. Пиай 1 с.ш. Западная – м.Рока 9 з.д. Восточная – м.Дежнева 169 з.д. Протяженность в км с С-Ю: 6660 км З-В: 7812 км Протяженность в градусах с С-Ю: 60 градусов З-В: 140 градусов (30 в.д.-170 в.д.)*55,8 = 7812 км (73 с.ш-13 с.ш)*111=6660 км |
С запада на восток его протяжённость 16 тыс. км. Если учесть острова, то территория Евразии всего около 10 градусов не достигает Северного полюса и на 11 градусов заходит в Южное полушарие. м.Дежнева назван именем известного русского землепроходца, что в 1648 г. Впервые прошёл пролив между Азией и Америкой. м.Челюскина назван именем участника Великой северной экспедиции штурмана Семёна Челюскина, который в 1741 году открыл этот мыс, вычертил его карту и описал |
В каких климатических поясах расположен материк? (19-20 слайд) |
Во всех климатических поясах 1.Арктический 2.Субарктический 3.Умеренный 4.Субтропический 5.Тропический 6.Субэкваториальный 7.Экваториальный. |
Ни один другой материк не расположен во всех климатических поясах, что сказывается на расположение природных зон и разнообразии природы |
Определите какие океаны и моря омывают материк? (21 слайд) |
Северный Ледовитый океан: Моря: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское Тихий океан: Моря: Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское. Индийский океан: Моря: Аравийское, Красное Атлантический океан: Моря: Средиземное море, Северное, Норвежское |
Материк омывается всеми четырьмя океанам Мирового океана |
Как расположен материк относительно других материков? |
От Северной Америки на востоке отделяется Беринговым проливом и водами Тихого океана, на западе водами Атлантического океана. От Южной Америки водами Тихого океана. От Австралии водами Индийского и Тихого океанов. От Африки Красным и Средиземным морями и Суэцким каналом. |
|
1). На физической карте видно, что береговая линия больше всего изрезана на западе, здесь Атлантический океан глубоко вдается в сушу, создав при этом полуострова, острова. Какие?
2). Северный Ледовитый океан, омывающий Евразию с севера, неглубоко вдается в сушу, наиболее крупные полуострова нашей страны - Кольский, Таймыр, Чукотский.
3). На востоке так же заметно изрезана береговая линия, омываемая Тихим океаном, здесь окраинные моря отделены от океана цепочкой полуостровов и островов, самые крупные о. Большие Зондские
4). На юге выделяются своими размерами полуострова Аравийский и Индостан.
Омывает их Индийский океан, островов у южного побережья мало, самый крупный Шри-Ланка.
Береговая линия Евразии
моря |
полуострова |
заливы, проливы |
острова |
1.Баренцево |
6.Таймыр |
13.Финский |
16.Новая Земля |
2.Балтийское |
7.Кольский |
14.Босфор |
17.Новосибирские |
3.Северное |
8.Скандинавский |
15.Малаккский |
18.Шри-Ланка |
4.Аравийское |
9.Чукотский |
|
19.Филиппинские |
5.Японское |
10.Индостан |
|
20.Большие Зондские |
|
11.Индокитай |
|
|
|
12.Корея |
|
|
В заключении давайте сделаем вывод, доказав положение «Евразия – величайший массив суши»
Труднодоступную Центральную Азию и прилегающие к ней территории начали изучать сравнительно поздно, лишь в 19 веке. Даже далёкую Австралию в то время знали лучше. В исследовании этой территории особенно велики заслуги русских путешественников.
Я попросила девочек подготовить о них сообщения, но при этом не называть их имён. Вы сами должны догадаться о ком идёт речь.
1 ученик
Этот человек совершил два путешествия по Тянь-Шаню. Результаты были поразительные. Он установил границы Тянь-Шаня- одной из главных горных систем Центральной Азии, открыл Хан-Тенгри, долгое время считавшийся самой высокой вершиной Тянь-Шаня. Исследовав высокогорное озеро Иссык-Куль, он доказал, что оно бессточное. Впервые были установлены высотные пояса в горах Тянь-Шаня. Оказалось, что снеговая линия здесь расположена выше, чем в Альпах.
Его именем названы горные хребты, отдельные вершины, Ледник в Центральной Азии.(Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский) (26 слайд)
2 ученик
Имя этого человека навсегда вошло в историю географических открытий и исследований. Он положил начало всестороннему изучению Центральной Азии. Им обследована территория, по площади почти равная Австралии.
Географические результаты этого человека исключительно велики. Впервые нанесены на карту десятки не изученных ранее горных хребтов, описаны многие пустыни, истоки великих азиатских рек Хуанхэ и Янцзы. Он установил местоположение блуждающего озера Лобнор. Он впервые описал новые виды животных, среди них- дикая лошадь Пржевальского, дикий азиатский верблюд.
Во время переходов производил съёмку местности, вел метеорологические наблюдения. Он совершил четыре путешествия в Центральную Азию и собрал богатую коллекцию горных пород и растений. Все увиденное он описал в своих трудах, где много внимания уделено местному населению, его быту, условиям жизни.
Умер в начале своего пятого путешествия в Центральную Азию. Умирая, он завещал, чтобы его похоронили на берегу озера Иссык –Куль у подножия гор хребтов Тянь-Шаня.(Николай Михайлович Пржевальский). (27 слайд)
Молодцы.
Итак, все вопросы, которые мы должны были рассмотреть на сегодняшнем уроке, рассмотрены. Но, хочется узнать, что вы запомнили. Для этого Вам нужно выполнить следующие задания
Эта граница – условная линия – проходит от (Карского, Баренцева) моря по (восточному, западному) склону Уральских гор, на юге – вдоль рек (Урал, Эмба) до Каспийского моря, по западному берегу Каспийского моря до устья реки Кумы, а затем вдоль этой реки и ( северной границы Кавказа, Кумо – Манычской впадины) до Азовского моря.
Атлантический океан полуостров Таймыр
Тихий океан полуостров Камчатка
Индийский океан Скандинавский полуостров
Северный Ледовитый океан полуостров Индостан
Аравийский полуостров
3. А теперь составьте справочник «Интересные факты»: (32-33 слайды)
С этим заданием вы тоже справились. Я очень рада, что сегодняшний урок проведен не зря.
Вы прекрасные ученики и за работу на уроке вы получили хорошие оценки.
V.Домашнее задание: (34 слайд)
Работу выполнил:_______________________________________
Эта граница – условная линия – проходит от ( Карского, Баренцева) моря по (восточному, западному) склону Уральских гор, на юге – вдоль рек (Урал, Эмба) до Каспийского моря, по западному берегу Каспийского моря до устья реки Кумы, а затем вдоль этой реки и (северной границы Кавказа, Кумо – Манычской впадины) до Азовского моря.
Тихий океан полуостров Камчатка
Индийский океан Скандинавский полуостров
Северный Ледовитый океан полуостров Индостан
Аравийский полуостров
3. Составить справочник «Интересные факты».
Пункт плана |
Ответ |
Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана. |
Экватора________________________________________ ________________________________________________ Тропиков________________________________________ ________________________________________________ Полярных кругов_________________________________ ________________________________________________ Нулевого меридиана______________________________ ________________________________________________ |
Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток. |
Северная-_____________________________________________ Южная –______________________________________________ Западная –___________________________________________ Восточная – ____________________________________________ Протяженность в километрах с Севера на юг:__________________________________________ Запада на восток:______________________________________
Севера на юг:___________________________________________ Запада на восток:________________________________________
|
В каких климатических поясах расположен материк? |
1.__________________________ 2.__________________________ 3.__________________________ 4.__________________________ 5.__________________________ 6.__________________________ 7.__________________________
|
Определите какие океаны и моря омывают материк? |
С севера___________________________________океан Моря:___________________________________________ ________________________________________________ С востока_________________________________океан Моря:__________________________________________ _______________________________________________ С Юга____________________________________океан Моря:__________________________________________ _______________________________________________ С запада___________________________________океан Моря:__________________________________________ _______________________________________________ |
Как расположен материк относительно других материков? |
Северная Америка______________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ Южная Америка_________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ Африка________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ Австралия______________________________________ _______________________________________________ Антарктида____________________________________ _______________________________________________
|
Евразия – величайший массив суши |
1. |
2. | |
3. | |
|
Береговая линия Евразии
моря |
полуострова |
заливы, проливы |
острова |
1.Баренцево |
6.Таймыр |
13.Финский |
16.Новая Земля |
2.Балтийское |
7.Кольский |
14.Босфор |
17.Новосибирские |
3.Северное |
8.Скандинавский |
15.Малаккский |
18.Шри-Ланка |
4.Аравийское |
9.Чукотский |
|
19.Филиппинские |
5.Японское |
10.Индостан |
|
20.Большие Зондские |
|
11.Индокитай |
|
|
|
12.Корея |
|
|
14 12 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
07 10 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
15 12 2014
5 стр.
11 10 2014
1 стр.