Урок географии "Австралия. Географическое положение и история исследования материка"
Цели и задачи урока:
1. Продолжить формирование страноведческих знаний:
Создание общего представления о своеобразии и неповторимости материка
Ознакомление учащихся с основными сведениями из истории открытия материка.
2. Закрепление и развитие общих понятий в процессе их применения:
Совершенствование умений применять теоретические знания для приобретения новых знаний
Продолжить формирование умений работать с картой
Развитие монологической речи
3. Воспитание чувства интереса к путешествиям и к предмету.
Учащиеся узнают:
Особенности ФГП Австралии
Основные сведения из истории открытия материка.
Роль англичан в колонизации материка.
Учащиеся научатся:
Составлять характеристику ГП материка.
Выявлять на карте основные черты ФГП материка.
Показывать маршруты важнейших путешествий.
Оборудование:
Компьютер, презентация “Австралия. ГП и история открытия материка” , физическая карта Австралии, учебники, атласы, контурные карты, маршрутные листы .
Тип урока:
Урок-презентация, изучения нового материала.
Методы:
Репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации обучения:
Фронтальная, индивидуальная, групповая.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
Сообщение темы и целей урока
Сегодняшний урок мы проведем под девизом “Путешествие продолжается” нам предстоит познакомиться с новым материком. Этот материк Австралия. Мы узнаем о том, как был открыт материк, познакомимся с особенностями географического положения и природы Австралии.
Планирование учебной деятельности
На примере Африки мы учились разным видам работ. Теперь вы больше будете работать самостоятельно. Следующие 3 урока вы будете выступать в роли исследователей Австралии. Для этого я раздам вам специальные исследовательские дневники, которые вы будете заполнять по мере изучения материка. А последний урок изучения Австралии мы проведем в форме исследовательского отчета. Сегодня вам понадобится только первая страница дневника.
Итак. Начинаем.
С чего начинается изучение материка? Конечно с его открытия.
Сообщение учащегося
“Еще древние ученые предполагали, что южнее южного тропика существует неизвестная земля. В XVI веке картографы изображали на картах и глобусах огромную “Неведомую южную землю”
В 1606 году испанец Торрес открыл самую северную оконечность материка и пролив отделяющий его от Новой Гвинеи. Позже этот пролив назвали Торресов. В первой половине 17 века голландцы открыли северный и западный берег и назвали эту землю Новой Голландией
В 162-43 годах Абел Тасман обошел Новую Голландию вдоль северного, западного и южного побережья. Он открыл остров, который затем назвали Тасманией и доказал, что это особый континент.”
Слова учителя
Завершил открытие материка английский мореплаватель Джеймс Кук.в 1769—70г. На корабле “Индевор” он обошёл берега Новой Зеландии, установив её островное положение, и обследовал пролив между Северным и Южным островами, открыл Большой Барьерный риф и восточное побережье Австралии, которое объявил британским владением (под названием Новый Южный Уэльс). Через пролив Торреса К. прошёл на З. к Яве и, обогнув мыс Доброй Надежды, вернулся в Англию в 1771, совершив кругосветное плавание в западном направлении.
Далее в истории материка начинается эпоха его освоения европейцами и огромную роль в освоении материка играли англичане.
(Слайд 5) Сообщение учащегося:
“С конца 18 века начинается освоение Австралии. Сначала английское правительство ссылало туда преступников. Как колония каторжников возник город Сидней. Изучение внутренних районов началось с поиска пастбищ и воды для скота переселенцев. Наиболее известны такие исследователи как Лейхгардт, который исследовал север материка. Роберт Берк и Джеймс Стюарт путешествовали в центральных районах, Форест и Джайлз изучали юго-запад. В результате этих исследований были найдены не только вода и пастбища, но и богатейшие месторождения золота. Англия объявила весь материк своей колонией.”
Рассказ учителя на фоне слайд-шоу
Что же представляет собой этот материк?
Австралия – особенный материк. Он самый маленький. Занимает только 6% суши. За размеры его иногда называют материк-остров.
Австралия самый низкий материк – 13% выше 500м. над уровнем моря.
Австралия самый засушливый материк. ? поверхности испытывает недостаток влаги.
Это единственный материк, где нет ни одного вулкана.
Австралия – самый уединенный из обитаемых материков Земли. Это материк – заповедник. Почти ? видов растений и 90%животных – эндемики, то есть встречаются только на этом материке. И открыт он был почти позже всех.
Вот такой интересный материк.
Во второй части урока мы попытаемся ответить на вопрос – где же находится Австралия. Но перед дальним путешествием нам необходимо размяться.
ФИЗМИНУТКА.
) Итак, где же находится этот загадочный материк? Как нам ответить на этот вопрос? (нужно определить ГП материка)
В ваших листках второй пункт “определение ГП материка и его береговой линии”
Работать мы будем в группах.
1 группа: определяет положение материка на карте мира, его крайние точки и протяженность.
2 группа: определит океаны и моря, омывающие материк и климатические пояса,в которых он расположен.
3 группа: определяет положение материка относительно других материков и его береговую линию.
На эту работу вам отводится 5 минут. Затем представитель каждой группы отчитается о проделанной работе.
Что же у нас получилось. Давайте выслушаем представителей каждой группы и проверим их исследования с помощью компьютера.
Представитель 1 группы. (Объясняет при помощи карты)
Представитель 2 группы.
Представитель 1 группы.
С заданием вы справились. Нам осталось закрепить полученные знания, выполнив практическую работу.
Практическая работа
На доске написаны объекты береговой линии и крайние точки Австралии. Вам необходимо отметить их на контурной карте.
Крайние точки:
М. Йорк.
М. Саут – Ист – Пойнт.
М. Стип – Пойнт.
М. Байрон.
Объекты береговой линии
Арафурское море
Коралловое море
Тасманово море
Тиморское море
Залив Карпентария
Большой Австралийский залив
Торресов пролив
Басов пролив
Полуостров Арнем-Ленд
Полуостров Кейп-Йорк
Остров Тасмания
ПРОВЕРКА:
Учащиеся, выходя к доске, на к.к расположенной на экране фломастером отмечают номера объектов написанных на доске.
3. Рефлексия
МОЛОДЦЫ. А теперь давайте вспомним, что мы изучали сегодня на уроке. И посмотрим как вы усвоили материал. Для этого мы выполним несколько заданий
Слайд 15 Задание 1.
1. Сопоставьте.
А.Тасман
Доказал, что Австралия – самостоятельный материк.
Д.Кук
Исследовал северо-запад, открыл о. Тасмания.
Голландцы
Открыли материк, назвав его Новой Голландией.
Слайд 16 Задание 2.
Закончите фразу:
Австралию посередине пересекает…..
Австралия целиком находится в…….
С севера материк омывает…..
Восточной крайней точкой считается…
Самый большой залив – ……
Остров Тасманию от Австралии отделяет….
Австралию омывает с запада …….океан, а с востока ……..океан.
Задание 3. работа по карточкам:
№ 1.
Выполняя домашнюю работу Андрей нанес на контурную карту Большой Австралийский пролив и полуостров Тасмания, на севере отметил море Карпентария, на юге залив Арнемленд, на востоке мыс Йорк, а вдоль западного побережья Большой Барьерный риф, который оказался у него в Атлантическом океане. Он выполнил задание очень аккуратно, но получил оценку “2”. Почему?
№ 2.
Установите соответствие:1. м.Йорк а. 390ю.ш. 1460в.д.
2. м. Саут – Ист – Пойнт б. 260ю.ш. 1130в.д.
3. м.Стип – Пойнт в. 280ю.ш. 1530в.д.
4. м.Байрон г. 100ю.ш. 1420в.д.
Домашнее задание:
П.35. знать объекты, подписанные на к.к на уроке.
Ответить на вопрос: Почему Австралия была открыта позже почти всех материков?
УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ САЙТА « 1 СЕНТЯБРЯ»