Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ГЛАВНАЯ ИНТРИГА РОМАНА.
На полках книжных магазинов уже, наверное, год стоит наисовременнейший роман, и никто его не покупает. А напрасно. Почему, объясню в конце.

Он называется «Роман с опозданиями». Причем тут опоздания? Ни причем, просто его автор Федор Павлов-Андреевич всегда и всюду опаздывает. У него привычка такая. А вот кто он – автор, это интересно.

Книга очень мило оформлена рисунками Петрушевской. Да, той самой Людмилы Петрушевской, рассказами и повестями которой сегодня засыпаны все книжные магазины. Но оформила она «Роман с опозданиями» не в качестве художника-оформителя. Хотя живописью балуется давно и, на мой взгляд, преуспевает в этом занятии гораздо больше, чем в изящной словесности. Книгу она оформляла в качестве мамы. Федор Павлов-Андреевич ее кровный сын. И в этом, во всяком случае, для меня, – главная интрига романа, кстати говоря, ничем не похожем на прозу его мамы.

Пусть вас не смущает трудно запоминаемая фамилия автора. Такой он выбрал себе псевдоним. Мы с вами будем хитрее и - с его же подачи, он любит всякое такое, - станем обозначать сына Петрушевской аббревиатурой ФПА.

Замечу, что даже если бы ФПА не имел никакого отношения к Петрушевской, его книга все равно была бы обречена на повышенное внимание. Не в Риге, конечно, (здесь, как видим, известность его равна нулю, и пока наш читатель осознает, что к чему, ФПА успеет издать еще пару романов), но вот в Москве точно.

ФПА человек высокого полета, наделенный многими талантами. Писать он начал в шестнадцать лет, и сразу довольно бойко. В Москве его всегда читают с любопытством. Отчасти, разумеется, еще и потому, что в свои двадцать с немногим лет он уже засветился как мастер на все руки. Был ведущим сразу нескольких передач на телеканале «Культура», заимел парочку модельных агенств, ставил модельные шоу, занимался перфомансом и был редактором одного или даже двух московских глянцевых журналов.

Сейчас ему за тридцать. Он считает себя журналистом и художником, ведет независимый образ жизни, много путешествует, и вот – даже издал роман.

Яркая, одним словом личность. Видная в московской тусовке. Популярный российский географический журнал «Go» даже номинировал его на «человека года».

Но вернемся к роману. В чем его современность? Как говорит сам ФПА – в попытке живо описать наши (в смысле - человеческие) метания и мытарства, наши поиски своей идентичности, ну и, что сейчас невероятно модно – «нашу темную сторону луны, в которой сокрыто так много красивого, поющего без нот, без лютни…» и т.д. и т.п.

Книга написана в модном жанре травелога. Кто не знает, что это такое, не ройтесь в словарях, ничего вы там еще не найдете. Травелог – это, так сказать, «путевая книга». Но пишется она не столько для ознакомления читателя с экзотическими красотами, сколько для того, чтобы себя любимого показать.

«Роман с опозданиями» представляет собой легкое чтиво, составленное из пестрого множества путевых записок, дневников, писем – электронных и простых, эсэмэсок. Написано это разговорным сленгом и пересыпано занимательными историями в основном полусексуального характера. И вот что интересно: плотно взявшись за книгу ФПА, мы ее читаем с нарастающим любопытством. Потому что сделана она по-новому. В совершенно нелитературном ритме мейлов, телевизионных клипов, компьютерных игр, и не без юмора. Но не открытого, а что-то вроде эпической иронии: автор как будто над всем и всеми добродушно посмеивается. Вот эта ироническая интонация, пожалуй, и делает книгу удобоваримой, небанальной.

Ей в большой мере свойственен, как мы сегодня любим говорить, консьюмеризм. То есть в романе много всего чего на разный вкус и интерес. По принципу, что вижу, о том пою. Глубокими мыслями книга не обременена: главная задача для ФПА – не утомить читателя, а наоборот развлечь его, чтобы чтение доставляло одно сплошное удовольствие. Это неплохо у него получается, пока он рассказывает о своих поездках по Индии, Цейлону, Латинской Америке и по европейским столицам. Где он только не побывал!

Ну и, наконец, главный признак модной современной прозы - это, как известно, креативное разрушение литературных традиций. В романе ФПА он тоже налицо. И не только по части ритма и иронии. ФПА любит взламывать речевые нормы, общепринятое построение фраз и абзацев. Иногда он вообще пишет, как бог на душу положит, с нарушением всех грамматических правил. Преподносится это как стеб. А кое-что так даже на английском языке. И должен заметить, русский английский у него глаже и изящней, чем его русский русский.

Местами проза ФПА неожиданно выпадает за пределы разумного постижения – когда он, скажем, вдруг переходит на свой «внутренний сленг». А там у ФПА леший бродит: например, Москву он почему-то обозначает словом Основная, Индию – Родная, Бразилия у него всегда – Бра и т.д. Ну и главный принцип ФПА-писателя – «отключение сложных мыслей». В этой отключке он пребывает постоянно и повсеместно. Так что креативен и разрушителен ФПА насквозь.

И наконец – он эротичен. Как без этого! Правда, надо отдать ему должное, тут ФПА в обязательном порядке и непременно соблюдает принятые нормы приличия. Иначе ведь нельзя, потому как его «Роман с опозданиями» практически весь «адресован» любимой маме - Петрушевской. Он пишет (все свои мейлы, эсэмэски и пр.) ей и для нее. И потому ФПА игрив, и весел, и карнавален.

Во всяком случае, таков наш герой пока разъезжает по заграницам. А вот когда приходится писать на русскую тему, у него появляется много грусти и даже трагизма. Заканчивается «Роман с опозданиями» как бы символически главой о русских землях, о российской глубинке, и называется эта глава «Идиоты». Почему – вопрос риторический. Жаль, конечно…



А теперь вернусь к тому, с чего начал. Почему эта книга стоит того, чтобы не проходили мимо нее. Все очень просто. Я рекомендую всем книгочеям прочесть «Роман с опозданиями», чтобы знать, какая литература нас ждет в недалеком будущем. Мне кажется, сын Петрушевской и написал его только потому, чтобы показать, какую прозу он и его фаны читали бы (и будут читать) с удовольствием.

Гарри Гайлит.

Главная интрига романа

На полках книжных магазинов уже, наверное, год стоит наисовременнейший роман, и никто его не покупает. А напрасно. Почему, объясню в конце

37.67kb.

12 10 2014
1 стр.


Г. флобер и г. Де мопассан: лекарство от боваризма главная героиня романа Г. Флобера «Госпожа Бовари»

Матильда Луазель из новеллы «Ожерелье», у которой изначально присутствуют, выражаясь медицинским языком, все симптомы боваризма и которая в силу сложившихся жизненных обстоятельств

139.63kb.

14 12 2014
1 стр.


Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа Основной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Основной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является борьба двух противоположных «лагерей»: либерального дворянства и революционно настроенных молодых демократов

27.64kb.

10 09 2014
1 стр.


Базлова Н. Ю. кафедра зарубежной литературы

Диалогизм романа Д. Дидро «Жак-фаталист и его Хозяин» в аспекте специфики жанра философского романа

85.55kb.

08 10 2014
1 стр.


Главная методическая цель достигается следующими путями. Ход познания – «от учеников»

Главная методическая цель урока при системно деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников

352.69kb.

12 10 2014
1 стр.


Теплоход «Мулланур Вахитов» проект 305 Вторая палуба ресторан главная палуба Нижняя палуба Описание кают

Каюты со всеми удобствами (душ, умывальник, сан узел), холодильник, телевизор, кондиционер. Главная палуба. Каюты -50,51,52,53,54,55,56,57

15.54kb.

04 09 2014
1 стр.


А. В. Татаринов литературное оправдание иуды искариота как дидактический жест

Н. Казандзакиса «Последнее искушение» (1951), романа Г. Панаса «Евангелие от Иуды» (1973), романа Э. Берджесса «Человек из Назарета» (1979), повести С. Эрдега «Безымянная могила»

220.01kb.

10 09 2014
1 стр.


В чем смысл названия романа м. А. Шолохова "тихий дон"

Тихий Дон. На первый взгляд простое, это название вобрало в себя все смысловое богатство грандиозного романа-эпопеи, стало поистине символом судьбы лихих донцев

54.3kb.

15 12 2014
1 стр.