План – конспект урока биологии.
Интегрированный урок. (Деловая игра «Табу»)
Дата 1.03.
№ урока 45
Тема: «Голосеменные. Разнообразие голосеменных растений. Значение в природе и жизни человека».
(тема: Голосеменные – 4 часа)
Цель: (образовательная, развивающая, воспитательная):
Сформировать знания о принципах функционирования и структуры Голосеменных в природе, добиться усвоения материала, общих признаков отдела Голосеменные, делать выводы относительно причин, что обуславливает распространение голосеменных на Земле, распознавать эти растения по гербариям, рисункам. Экологическое воспитание.
Понятия и термины: витамины, фитоциды.
Развивать интерес к изучению предмета. Продолжить формирования умений работы с литературными источниками, информацией учебника. Развивать умения самостоятельно получать осмысливать знание, умение вести активный диалог. Прививать любовь к предмету. Работать с гербариями. Совершенствовать биологическую речь.
Оборудование и литература:
-
Биология 7 кл. учебное пособие общеобразовательных учебных заведений. Мусиенко Н.Н., Славный П.С., Балан П.Г.; Перевод с укр. – К.: Генези, 2007. – 288 с.: иллюстрации.
-
Таблица: «Хвойные леса»;
-
Гербарии: разнообразие голосеменных;
-
Изделия из древесины.
Тип урока: Коррекция, обобщение, систематизация знаний.
Структура урока.
-
Организационная часть 1 мин
-
Мотивация учебной деятельности 1 мин
-
Постановка темы и цели урока 1 мин
-
Актуализация опорных знаний 4 мин
Приём: «свободное письмо. – Знаю».
-
Объяснение нового материала 12 мин
-
Обобщение систематизация, закрепление на уровне творческого применения знаний. Деловая игра «Табу». 22 мин
-
Домашнее задание 1 мин
-
Итог урока. 3 мин
Приём: «Свободное письмо – Узнал!»
Методы и приёмы: репродуктивная беседа, метод наблюдения, слова учителя, метод деловой игры.
Ход урока
Эпиграф к уроку: «Познание начинается с удивления»
Аристотель
І. Организационная часть.
Приветствие «Принцип свободы выбора».
Формула: называется 1 слово из темы Голосеменные [служит для посадки на рабочее место] (шишка, хвоя, кедр…) слова не повторяются.
На столах учащихся книга, тетрадь, ручка, гербарий.
II. Мотивация учебной деятельности.
- Мы продолжаем изучать тему Голосеменные. Оценка зависит от знаний по предыдущему уроку и активной творческой работы на уроке.
III. Постановка темы и цели урока:
Тема: «Голосеменные. Разнообразие голосеменных растений. Значение в природе и жизни человека».
IV. Актуализация опорных знаний:
Прием: «Свободное письмо – Знаю!»
- 2-3 предложения, что знаете по новой теме.
- Что это такое? (показ шишки). На каких растениях мы его видим?
- Назовите место в нашем крае, где они произрастают?
- Открыть учебник § 46 стр. 191
V. Объяснение нового материала:
Объяснение материала § 46 стр. 191-194.
- Роль голосеменных в природе.
- Использование хвойных растений:
Мебель, строительство, бумага, смола в медицине, камфара, «летучее вещество» фитонциды, профилактика цинги – витамин С, эстетическое значение.
- Ущерб планете – вырубка лесов, сокращение территории проживания животных, эрозия почв. Просмотр гербариев, коллекции шишек.
- Запись в тетради: Использование голосеменных…
V. Обобщение, систематизация, закрепление на уровне творческого применения знаний.
Деловая игра «Табу».
Ведущий: Я предлагаю вам деловую игру.
2 точки зрения на тему: «Значение голосеменных в природе и для человека».
Представление гостей:
- лесник из Святогорска.
- профессор медицинских наук – Канада.
- профессор по продаже ёлок – Финляндия.
- директор мебельного магазина – Германия.
- Предлагаю гостям высказать свою точку зрения по теме.
- …
- Вы прослушали различные мнения о голосеменных, каждый из гостей в чем то прав или не прав.?
(Из класса 1 человек говорит прав или не прав и почему?)
«ТАБУ»
ВЕДУЩИЙ: я предлагаю вам деловую игру.
2 точки зрения на тему: «Значение голосеменных в природе и для человека».
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГОСТЕЙ:
1 . - лесник из Святогорска.
2. Профессор медицинских наук – Канада.
3. Профессор по продаже ёлок (Финляндия).
4. Директор мебельного магазина (Германия).
- предлагаю гостям высказать свою точку зрения по теме: «Разнообразие, значение в природе и жизни человека».
- слово предлагаю…
- …
- вы прослушали различные мнения о голосеменных, каждый из гостей в чем то прав или не прав?
(Из класса 1 человек говорит прав или не прав и почему?)
- поблагодарим гостей за интересную информационную беседу.
ЛЕСНИК (г.Святогорск). Можно, я процитирую пословицу «Лес и вода, брат и сестра», «Лес родит реки». Здесь есть глубокий смысл, т.к. лес хранитель воды в природе. Лес бережно собирает снежинки. Прошумевший над лесом дождь собирается в лесной подстилке. Только 1/4 воды остается на листьях и хвое деревьев и испаряется, а 2/3 попадает в «плен» к лесной подстилке, подземные воды.
Хочу отметить и другое полезное свойство у хвойных:
- долговечность 400-500 метров, а древесина хранится много сотен и даже тысяч лет.
- высота 40-45 метров, толщина ствола 1,5 м.
Лесоводство - биологически и технически грамотное ведение лесного хозяйства и ее влияние на окружающую среду. Мы ищем пути, чтобы не нарушать законов леса. Взрослый хвойный лес вырубается в 2-3 приема с промежутками 10-15 лет. Семенные годы у хвойных через 3-5 лет, если семян не хватает, то мы в питомнике высаживаем саженцы сосны, ели и т.д. и тем самым восстанавливаем лес, в этом нам помогают ученые. Посильную помощь оказывают школьные лесничества. Много людей понимает, какая радость вырастить дерево.
ПРОФЕССОР (Канада) – 1 гектар леса кислород – 200 человек выделяет О2 60% («Зеленые легкие» Земли).
1 автомобиль – 1000 км. проезда, забирает у человека кислорода 1 год человека. Декабрь 1952 года в Лондоне погибло от смога 4 тыс. человек.
Прежде чем приехать к вам, я познакомился с достижениями украинских ученых, которые восстанавливали леса: Приазовье, Великоновоселовском районе. А первый лес в районе города Святогорска был основан в 1877 году ботаником Н.К.Срединским. Лес хвойные не только ослабляют ветер, но и выделяют вещества фитоциды убивающие бактерии, поэтому все лечебные санатории для больных легочными болезнями строят в хвойных лесах, они еще вызывают положительные эмоции своей красотой.
А вот данные из Красной книги. На афганских болотах растет лиственница Гмелина и лиственница Польская – которая уничтожена из-за ценной древесины необыкновенной красоты.
Богатство хвойной тайги может быть неисчерпаемым если человек будет умело охранять его.
МЕНЕДЖЕР ПО ПРОДАЖУ ЁЛОК (Финляндия) – вот лесник и говорит, что необходимо вырубать лес, а мы продаем красивые хвойные породы (ель, сосна, пихта, лиственница), пилим жителям для украшения дома во время Новогодних праздников. Ну и что с того, что дерево в доме погибает, зато красиво, дорого. Кстати в Западной Европе теперь не покупают свежие хвойные, а предпочитают приобрести ель в горшке, где она растет и выращивать ее в доме; или покупают синтетические с запахом хвои.
Рекорд среди высушенных хвойных занимает пихта – настоящая пирамидальная красавица у нее хвоинки вообще сухие и даже не осыпаются. Но растет она очень далеко и ее не очень много (Амурская область, о.Сахалин, п-ов Камчатка)
Мы подумали и решили, если только 1 га засеять семенами ели или сосны, то он даст 6-8 тысяч чистой прибыли, но не сразу, а через 4-6 лет. Но это долго, а зарабатывать мы хотим сейчас, «после нас хоть потоп».
ДИРЕКТОР МЕБЕЛЬНОГО МАГАЗИНА (Германия) – я продаю не только предметы домашнего обихода, мебель, но и предметы искусства изготавливаемые из красивейшей древесины. Но что бы их получить, нужно срубить дерево. Да! Каждую минуту рубят 1 га леса. 1 га леса дает – 1000 м3 древесины- или 1600 м3 получаем из древесины 20000 различных изделий. Фанера идет на оформление судов, яхт. Древесина у хвойных мягкая, легкая и с высоким содержанием целлюлозы и малой смолистостью. А развитие печати обогатило духовный мир человека, а ее как известно получают из целлюлозы хвойных пород деревьев. А вот мебель из «красного дерева»- чудесная древесина – это туя складчатая или красный кедр. Мебель эта украшает не только залы Лувра, но и не менее бедные дворцы и квартиры.
Из Китая я привезла веер, шкатулки и статуэтки, отделанные из древесины «сандалового дерева» с запахом нежной розы с оттенком горечи. Сандаловое дерево – это понятие условное, собирательное, т.к. имеет стойкий аромат (более 20 лет пахнет) при этом способен убивать бактерии.
Но если мы будем оберегать природу, то где взять мебель, бумагу и т.д.
- Игра окончена! До новых встреч!
VII. Домашнее задание
- Внимательно прочитать § 46
Подумайте и запишите 1 ответ в тетради стр.195.
Ознакомьтесь с текстами по теме: «Голосеменные» стр.196.
-
Итог урока:
- Прием: «Свободное письмо - Узнал!». Запись 2 новых предложений по теме урока – комментарии учащихся.
- Рецензирование ответов учащихся с последующим выставлением оценок с комментариями.
- Вывод по теме: «Голосеменные их разнообразие и значение в природе и жизни человека».
- Выносится благодарность учащимся за активную работу на уроке.
-- А