Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО ЭКЗАМЕНА

ПО БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ

  1. Усложнение организации растений в процессе эволюции. Причины эволюции.

  2. Вид, его хар-ка. Многообразие видов.

  3. Царство растений. Строение и жизнедеятельность растений, роль в природе и жизни человека.

  4. Транспорт веществ в живых организмах.

  5. Вредные привычки, их отрицательное влияние на организм.

  6. Усложнение организации хордовых в процессе эволюции. Причины эволюции.

  7. Химический состав клетки. Роль воды и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки.

  8. Организмы-паразиты. Особенности их строения и жизнедеятельности.

  9. Белки, их роль в организме.

  10. Биологическое значение размножения организмов. Способы размножения

  11. Иммунитет. Борьба с инфекционными заболеваниями. Профилактика ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом.

  12. Ядро, его строение и роль в передаче наследственной информации.

  13. Современная система органического мира.

  14. Дыхание организмов, его сущность и значение.

  15. Деление клетки- основа размножения и роста организмов.

  16. Бактерии – доядерные организмы. Особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.

  17. Фотосинтез. Космическая роль растений.

  18. Особенности высшей нервной деятельности человека.

  19. Отличительные признаки живых организмов.

  20. Экосистема, её осн. звенья. Цепи питания.

  21. Доядерные и ядерные организмы, их характеристика.

  22. Углеводы и жиры, их роль в организме.

  23. Биологическое разнообразие, его роль в сохранении устойчивости биосферы.

  24. Эволюция органического мира, ее причины и результаты.

  25. Питание, его значение в жизни организма. Особенности питания растений.

  26. Наследственность и изменчивость –движущие силы эволюции.

  27. Естественные и искусственные экосистемы, их особенности.

  28. Биологическая природа и социальная сущность человека.

  29. Естественный отбор- движущая сила эволюции.

  30. Учение Дарвина об эволюции органического мира.

  31. Витамины, их роль в обмене веществ. Способы сохранения витаминов в продуктах питания.

  32. Вирусы – неклеточная форма жизни, особенности их строения и функционирования. Вирусы – возбудители заболеваний.

  33. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

  34. Экологические факторы, их влияние на организм.

  35. Общая характеристика царства животных. Роль животных в биосфере.

  36. Черты сходства и различия человека и млекопитающих животных.

  37. Строение и жизнедеятельность растительной и животной клеток. Черты их сходства и различия.

  38. Наследственные заболевания человека, их предупреждение.

  39. Приспособленность организмов к среде обитания – результат эволюции.

  40. Рефлекс – основа нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их роль в жизни человека и животных.

  41. Многообразие видов - результат эволюции. Редкие и исчезающие виды растений и животных, меры их сохранения.

  42. Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье человека.

  43. Доказательства происхождения человека от животных.

  44. Общая характеристика царства грибов.

  45. Загрязнение природной среды мутагенами, его последствия.

  46. Гормоны, их роль в регуляции деятельности организма.

  47. Ферменты, их роль в организме.

  48. Изменение в экосистемах под влиянием деятельности человека.

  49. Индивидуальное развитие организмов, общие закономерности.

  50. Взаимосвязь пластического обмена и энергетического обмена веществ.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО БИОЛОГИИj0301252


Первый вопрос билетов
Отметка «5» ставится, если в ответе выпускник показывает знания основных теорий, законов, общебиологических понятий; логично излагает основные положения и принципы биологических закономерностей, признаки биологических объектов, процессов и явлений, раскрывает их сущность и взаимосвязь; конкретизирует теоретические положения примерами, научными фактами, составляющими основу выводов, обобщений и доказательств. Выпускник демонстрирует владение умениями обобщать, анализировать, сравнивать биологические объекты и процессы и на основе этого делает выводы.
Отметка «4» ставится, если в ответе выпускник не полностью раскрывает теоретические положения и недостаточно широко их иллюстрирует примерами, приводит не все элементы сравнения объектов и явлений, допускает биологические неточности, негрубые биологические ошибки.
Отметка «3» ставится, если выпускник имеет неполные фрагментарные знания об основных признаках живого, проявляющихся на всех уровнях организации, об особенностях строения и жизнедеятельности разных царств живой природы, неверно трактует биологические понятия, не раскрывает сущность процессов и явлений, делает неправильные выводы, допускает искажения в установлении причины и следствия явления.
Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник допускает грубые биологические ошибки, приводит отрывочные сведения, примеры, не имеющие отношения к конкретизации теоретических положений, или ответ полностью отсутствует.
Второй вопрос билетов
Отметка «5» ставится, если в ответе выпускник осваивает знания о признаках биологических объектов (клеток, органов, систем органов и организмов растений, животных, грибов, природных и искусственных экосистем); о сущности биологических процессов (обмен веществ, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость, круговорот веществ в экосистемах). Наряду с освоенными знаниями учащийся демонстрирует умения: объяснять роль различных организмов в природе, их взаимосвязь, необходимость защиты окружающей среды; распознавать и описывать на живых объектах и таблицах: органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; съедобные и ядовитые грибы; выявлять тип взаимодействия разных видов в экосистеме, составлять цепи питания; анализировать последствия деятельности человека в экосистемах.
Отметка «4» ставится, если в ответе выпускник демонстрирует освоение вышеназванных знаний, допустив при этом незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко владеет умениями распознавать, устанавливать взаимосвязи, анализировать объекты, процессы, явления.
Отметка «3» ставится, если выпускник имеет отрывочные знания об усложнении растений и животных в процессе эволюции, экологических факторах, экосистемах, биоразнообразии, его роли в сохранении биосферы, неверно раскрывает сущность биологических процессов и явлений, не в полной мере овладевает умениями определять, описывать, распознавать, анализировать объекты и явления, выявлять различные типы биологических связей в природе.
Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник допускает грубые биологические ошибки, не демонстрирует владение общеучебными и практическими умениями и навыками, не способен формулировать ответы на наводящие вопросы экзаменатора или не дает ответа на предложенный

вопрос.
Третий вопрос билетов


Отметка «5» ставится, если в ответе выпускник показывает освоение знаний о строении, функциях, размножении, гигиене человека, его биологической и социальной сущности, высшей нервной деятельности; овладение умениями применять полученные знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, зависимости здоровья от состояния окружающей среды, соблюдения мер профилактики различных заболеваний, травматизма, стрессов, ВИЧ&инфекции, вредных привычек, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учащийся в ответе не допускает биологических ошибок и неточностей.


Отметка «4» ставится, если в ответе выпускник допускает незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко демонстрирует владение умениями применять полученные знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, причин наследственных и приобретенных заболеваний, их профилактики, влияния факторов риска на здоровье и здоровье окружающих.

Отметка «3» ставится, если выпускник имеет фрагментарные знания о строении и жизнедеятельности человека, внутренней среде организма, иммунитете, рефлексе как основе жизнедеятельности организма, неправильно трактует биологические понятия, не может применить теоретические знания о строении и жизнедеятельности организма человека на практике и в повседневной жизни.
Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник излагает лишь отдельные элементы знаний, не связанные между собой, допускает грубые биологические ошибки, не может применить полученные знания об организме человека в практической деятельности и повседневной жизни.

Примерный ответ на билет

Билет №

1. Отличительные признаки живых организмов.

Признаки живых организмов:

Живые организмы, изучаемые биологией, содержат биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты, определяющие их характерные свойства.

Большинство организмов имеет клеточное строение (кроме вирусов)

Обмен веществом и энергией с окружающей средой: живые существа питаются, на этом основан пластический и энергетический обмен, поддерживают постоянство внутренней среды - гомеостаз и выделяют продукты жизнедеятельности в окружающую среду.

Способность к размножению: воспроизведение потомства, наследующего признаки родителей.

Совокупность этих признаков отличает живые организмы от тел неживой природы. Важнейшим отличием является способность обрабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, и осуществлять ответную реакцию на внешнее раздражение.

Также отмечают сложность организации, способность эволюционировать, приспособленность к среде обитания.

Нетрудно видеть, что многие живые организмы обладают не всеми названными свойствами (например, споры бактерий в замороженном состоянии). В то же время в неживой природе существуют системы, обладающие многими из названных признаков (например насыщенные растворы, космические тела, созданная человеком вычислительная техника и автоматизированные системы).

Существует точка зрения (витализм и др.), что основополагающим и принципиальным отличием живого от неживого является наличие особой субстанции (души), покидающей физическое тело после смерти. Данная точка зрения не пользуется популярностью среди биологов, несмотря на безуспешность многочисленных попыток получения живого существа из неживой материи.



2. Экологические факторы, их влияние на организм.

К биотическим факторам относят влияние на организм окружающих живых существ. В зависимости от того, положительно или отрицательно данные взаимодействия сказываются на состоянии организмов, выделяют:

Нейтрализм – организмы не оказывают заметного влияния друг на друга (взаимодействие минимально)

Симбиоз – организмы испытывают положительное влияние, часто взаимное: примером симбиотических связей считают лишайники (гриб и водоросль), микоризу шляпочных грибов и деревьев, опыление клевера шмелём. К симбиозу зачастую относят нахлебничество (мелкие насекомоядные птицы подбирают насекомых, падающих вниз при работе дятла), квартирантство (птицы селятся в дуплах, выдолбленных дятлом), кооперацию – необязательные взаимовыгодные связи (опыление цветков неспециализированными опылителями).

Хищничество (как правило, умерщвление активной добычи) и паразитизм – кратковременное или длительное питание (или местожительство – гнездовой паразитизм кукушки) за счет другого организма, не сопровождающееся немедленной гибелью жертвы – один организм испытывает положительное влияние, другой отрицательное.

Конкуренция – оба организма испытывают отрицательное воздействие. Конкурентные взаимодействия возникают у видов, испытывающих сходные потребности, например, между деревьями в лесу возникает «борьба» за доступ к свету. Если потребности очень близки, один вид может полностью вытеснить другой (ель вытесняет светолюбивую сосну).

Конкуренция как существенный фактор в борьбе за существование способствует различной специализации (эволюционному расхождению потребностей), что повышает видовое разнообразие и устойчивость экосистем.

В практической деятельности человека важно учитывать нежелательную конкуренцию: не допускать засорения полей сорняками, прудов для рыборазведения сорными малоценными породами рыб. Особая осторожность требуется при заселении экосистем новыми видами, которые могут вытеснить ценные местные виды.


3. Объясните, с какой целью у человека измеряют пульс. Что такое пульс? Где он определяется и что можно узнать по пульсу? Подсчитайте свой пульс. Определите, имеются ли отклонения от нормы. Поясните ответ.

Пульс измеряют, чтобы судить о состоянии сердечно-сосудистой системы в медицине, спорте. Пульс — это колебания стенок сосудов, волна, которая распространяется по упругим стенкам артерий при сокращении левого желудочка. Пульс хорошо прощупывается в тех местах, где артерии проходят близко к поверхности тела, например на запястье, на шее. По пульсу можно узнать частоту сердечных сокращений, правильность ритма, оценить их силу, ориентировочно судить о высоте кровяного давления. При болезненных состояниях пульс становится вялым, плохо прощупывается.



У взрослого человека в норме, в состоянии покоя частота сердечных сокращений составляет 60–80 ударов в минуту. (У тренированных спортсменов частота может понижаться до 40 ударов в минуту.) У детей частота выше. Частота пульса значительно возрастает при физической нагрузке или в условиях нервного напряжения, например, на экзамене, после курения, употребления кофе, крепкого чая.

Вопросы для устного экзамена по биологии в 9 классе

Царство растений. Строение и жизнедеятельность растений, роль в природе и жизни человека

92.73kb.

17 12 2014
1 стр.


Примерные вопросы независимого экзамена по биологии: Вопрос 1

1 показывает относительное количество азотистых оснований: Аденина, Тимина, Гуанина и Цитозина в ДНК различных организмов

79.07kb.

13 10 2014
1 стр.


Теоретические вопросы соответствуют трем крупным разделам биологии, изучаемым в средней школе

Экзамен по биологии предназначен для абитуриентов, поступающих на бакалавриат по направлению 022000 «Экология и природопользование»

85.08kb.

16 12 2014
1 стр.


Интегрированный урок биологии и химии в 10 классе по теме «Белки» Белки жизнь Интегрированный урок биологии и химии. Учебно-воспитательные

Расширить и конкретизировать знания о белках, полученных на уроках химии и биологии

75.29kb.

18 12 2014
1 стр.


Программа и вопросы вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 02. 05 – «Романские языки»

Программа предназначена для аспирантов и соискателей, специализирующихся в области романских языков и готовящихся к сдаче экзамена по специальности 10. 02. 05 романские языки

166.15kb.

10 09 2014
1 стр.


Программа по дисциплине Вопросы устного зачета

Что такое Симплекс-метод, обычный, организация вычислений без порождения начального бдр ?

44.58kb.

10 10 2014
1 стр.


Примерные вопросы государственного экзамена по политологии для специалистов 2011/2012 уч год

Политическая теория классического средневековья

73.91kb.

23 09 2014
1 стр.


Вопросы для экзамена по дисциплине «Эпизоотология с микробиологией»

Предмет и задачи курса. Роль микробиологии и эпизоотологии в развитии животноводства

40.83kb.

10 10 2014
1 стр.