Перейти на главную страницу
Специальность 07.00.02 – Отечественная история
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук
Работа выполнена на кафедре отечественной истории
Тульского государственного педагогического университета
им. Л.Н. Толстого
профессор Вронский Олег Генрихович
доктор исторических наук,
профессор Акульшин Петр Владимирович
кандидат исторических наук,
доцент Проваленкова Ирина Валерьевна
Защита состоится «___» __________2011 г. в «__» часов на заседании Диссертационного совета Д 212.183.03 по присуждению ученой степени кандидата исторических наук в Орловском государственном университете по адресу: 302026, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 95.
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат исторических наук, доцент Т.И. Кононова
Общая характеристика работы
Вступление императорской России во второй половине XIX века в период капиталистической модернизации, сделало решение целого комплекса проблем, связанных с формированием, эффективным задействованием, развитием системы начального народного образования, едва ли не определяющим для будущего страны.
Массовое качественное народное образование, имеющее ближайшей перспективой переход к всеобщему обязательному начальному народному обучению, - это не только подготовка грамотных людей, способных пережить кризис устоев традиционного общества и органично вписаться в реалии аграрно-индустриального общества, но и важное условие формирования «среднего класса» - гаранта политической стабильности и экономического процветания государства. Обращением к фундаментальному вопросу, решение которого предопределяло успех, или неуспех ответа Империи на экономические, политические, социальные, духовные вызовы эпохи определяется актуальность темы диссертационной работы.
Эволюция государственной политики в сфере начального народного образования; организационные, методические, материальные проблемы народной школы; особенности становления новой социально-профессиональной группы - учителей начальных школ, процесс приобщения крестьянства к школе и образованию, - рассмотрение, на основании источников, впервые вводимых в научный оборот, этих вопросов, долгое время находившихся на периферии внимания исследователей и не получивших убедительного раскрытия ни на общероссийском, ни на региональном уровнях, так же актуализирует тему диссертации.
Нижняя граница исследования (1861 г.) обусловлена отменой крепостного права, началом поэтапного создания и последующего реформирования системы начального образования. Верхняя граница работы (конец XIX века) позволяет подвести итоги реформ в образовании; выявить проблемы функционирования провинциальных начальных школ; проследить меняющееся отношение крестьян к образованию, школе.
Наиболее благоприятным периодом для разработки фундаментальных вопросов начального образования в науке было дореволюционное время. Историки и педагоги императорской России исследовали процесс создания и реформирования системы образования, используя обширный документальный материал архива Министерства Народного Просвещения (далее – МНП).
В работе «Очерки по истории русской культуры» П.Н. Милюков1 последовательно разбирает процесс становления и формирования системы образования со времен Древней Руси до конца XIX века; при этом уделяет внимание и начальным учебным заведениям, делает попытку выявить и осмыслить основные тенденции их развития.
Широкую панораму деятельности Министерства просвещения на протяжении столетия (1802 - 1902 гг.) представляет в своем фундаментальном труде С.В. Рождественский2. Он на высоком профессиональном уровне анализирует государственную политику в сфере образовании, указывая при этом вклад конкретных министров просвещения в процесс реформирования начальной школы.
Коллективная работа С.А. Князькова и Н.И. Сербова3 посвящена рассмотрению истории просвещения в дореформенный период; характеризуются существующие виды элементарных школ, оценивается их роль в образовании населения.
Дореволюционные исследователи В.В. Григорьев4, М.И. Демков5,
Э. Левассер6, В.И. Чарнолуский7 и Н.В. Чехов8 формирование системы народной школы считали сложным противоречивым процессом, в основе которого лежала поляризация интересов правительства, общественности и сельских жителей. М.И. Демков, В.И. Чарнолуский критически оценивали школьную политику власти пореформенного времени, указывали на необходимость ликвидации государственной монополии на образование. Особого внимания заслуживает самобытный труд Э. Левассера, содержащий богатейший фактический материал о ходе государственного реформирования начальной школы, извлеченный из архивных фондов МНП.
Значительными являются исследования дореволюционных историков, посвященные разносторонним аспектам деятельности начальных народных школ. Весь спектр низших учебных заведений в их историческом развитии рассмотрен Н.В. Чеховым9. Истории и деятельности церковно-приходских школ посвящен труд С.И. Миропольского10. Автор позитивно оценивает образовательную политику духовенства. Вклад земства в народное образование изучали Б.Б. Веселовский11, Е.А. Звягинцев12, В.И. Чарнолуский13, которые высоко определили роль земских учреждений в подъеме культурного уровня сельского населения.
Организационные аспекты деятельности начальных школ рассмотрены в трудах Н. Корфа14, М.Т. Яблочкова15. Характер процесса обучения в школе представлен в работах С. Говорова16, Н. Горбова17, Е.А. Звягинцева18. Отдельные исследования С.И. Миропольского19, Н.В. Тулупова20, В.И. Чанолуского21 посвящены народным учителям, их профессиональной подготовке и роли в обучении крестьян.
Особое место в дореволюционной историографии занимают публикации представителей отечественной общественно-педагогической мысли: ученых, педагогов, писателей, учителей-практиков, земских деятелей, - чьи труды, отражая общественные взгляды на проблемы народного образования, предлагали альтернативные методы и пути его совершенствования.
В этой обширной группе источников самыми известными являются работы: Н.И. Пирогова «Вопросы жизни»; К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания», «Труд в его психологическом и воспитательном значении»; Л.Н. Толстого «О народном образовании», «Воспитание и образование»; Д.И. Менделеева «Заметки о народном просвещении», «О направлении русского просвещения и необходимости подготовки учителей».
Региональная историография дореволюционного периода представлена трудами А.Г. Дружинина22 и П.С. Шереметьева23. В работе А.Г. Дружинина предпринята попытка дать хронологию событий в жизни учебных заведений Тульской губернии; содержаться статистические данные о числе народных школ, количестве их учащихся. Работа П.С. Шереметьева посвящена учителям Тульской губернии, тем требованиям, которым они должны были следовать в ходе своей педагогической деятельности.
1917 г. открыл новую страницу в истории изучения начального образования. Работам советского времени присуща негативная оценка системы образования, созданной в Российской империи. В то же время, в исследованиях советского периода подробно рассматривались учебные планы и программы преподавания всех типов народных школ.
К середине 50-х гг. XX века относится написание обобщающих трудов по истории начальной школы Российской империи, в которых основное внимание уделено реформам 60-х гг. XIX века как наиболее либеральным, однако значение и этих реформ занижено. В частности, изложенная оценка характерна для работы В.З. Смирнова24. Богатый фактический материал по истории начальной школы, представленный в коллективном труде Н.А. Константинова и В.Я. Струминского,25 так же как и многие другие исследования, был заключен в строгие идеологические рамки.
Начиная с 60-х гг. XX века в историографии намечается «оттепель». В это время созданы работы, приближающиеся к научному пониманию закономерностей развития отечественной системы образования, выходящие за узкие рамки классового подхода к анализу историко-социальных реалий. В этих работах обобщены исследования отечественных историков, публицистов и общественных деятелей по народному образованию России. К числу таких трудов относятся коллективные монографии: «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР XVII век – первая половина XIX века», изданная в 1973 г., и «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века», опубликованная в 1976 г26.
В условиях «перестройки» и вступления страны в посттоталитарный период своего развития (вторая половина 80 – 90-х гг. XX века), интерес историков и педагогов к реформированию начального образования, трудностям функционирования начальных школ в царской России пореформенного времени значительно возрос. Для публикаций современного периода характерен отход от четкого следования идеологическим установкам; использование различных методологических подходов, но большинство этих публикаций затрагивают лишь частные вопросы развития народного образования.
Ценными для решения задач нашего исследования являются работы М.М. Громыко27, Л.Н. Пушкарева28, В.Б. Безгина29 рассматривающие повседневную жизнь крестьян, их менталитет, отношение к грамоте и образованию.
Историками педагогики Б.К. Тебиевым30, Т.Е. Соломатиной31 рассмотрены такие стороны проблемы, как государственная политика в сфере начального образования, развитие общественно – педагогических инициатив в сфере просвещения, однако эти работы в большей степени имеют педагогический характер.
За последнее время был подготовлен ряд диссертаций на общероссийском материале, раскрывающих различные аспекты начального образования пореформенного периода. Е.В. Савельева32 в своей докторской диссертации выделяет три направления в эволюции отечественной школы 60-90 гг. XIX века: преобразование существующих учебных заведений (в основном средних и высших), создание новых звеньев средних учебных заведений (народные школы, средние женские педагогические и профессионально-технические учебные заведения), строительство школы в национальных районах.
Этапам развития начальной народной школы России, ее реформированию посвящены работы Т.В. Филоненко33, С.И. Катунцева34.
Образовательной деятельности земств и церкви, развитию земских школ и церковно-приходских училищ отдельных регионов России посвящены труды М.Ф. Соловьевой35, Ю.Е. Железняковой36, Т.П. Мамаевой37, Н.И. Нестеровой38, Ященко Р.В.39. Представляет интерес работа И.В. Сучкова40, анализирующая общественное положение новой профессиональной группы – учителей начальных школ.
На современном этапе российским исследователям стали доступны работы зарубежных историков и педагогов - Ben Eklof, Christine Ruane, Allen Sinel, Reginald Zelnik. Указанные авторы, рассматривают мало изученные отечественными историками явления и события в российском образовании (движение воскресных школ, труд учителей – женщин в дореволюционной России); уделяют намного большее внимания менталитету обучающих и обучаемых в русской школе.
Ряд статей по народному образованию принадлежит Ben Eklof. В статье «Worlds in Conflict: Patriarchal Authority, Discipline and the Russian School, 1861-1914» 42 анализируется образовательная политика министра просвещения графа Д.А. Толстого, дается негативная оценка мероприятиям консервативного министра в сфере элементарного образования. По мнению B. Eklof: «Д.А. Толстой ничего не сделал для начальной школы»43. В статье «Russian Peasant Schools: Officialdom, Village Culture, and Popular Pedagogy, 1861-1914»44 автор анализирует отдельные черты менталитета русских крестьян, разбирает особенности семейного (домашнего) воспитания крестьянских детей. Статья «The Myth of the Zemstvo School: The Sources of the Expansion of Rural Education in Imperial Russia; 1864-1914»45 оценивает степень участия земств в обучении крестьян. B. Eklof опровергает высокую роль земств в развитии начального образования.
Достаточной самобытной является исследование Christine Ruane «The Vestal Virgins of St. Petersburg: School teachers and the 1897 Marriage Ban» 46. Она рассказывает о причинах, процессе и последствиях привлечения женщин в учительскую профессию в царской России. Заслуживают внимания работа Allen Sinel «Educating the Russian Peasantry: The Elementary School Reforms of Count Dmitrii Tolstoy»47, посвященная министерству Д.А. Толстого и его образовательной политике. Работа Reginald Zelnik «The Sunday-school movement in Russia, 1859-1862» 48, анализирует движение воскресных школ, обстоятельства появления первых воскресных школ, рост школ, причины их закрытия.
Достаточно обширна источниковая база диссертации, включающая в себя, помимо многочисленных опубликованных источников, материалы 14 фондов 2 архивов, в числе которых Российский государственный исторический архив (РГИА) и Государственный архив Тульской области (ГАТО).
В колоссальном материале, опубликованном в императорской России необходимо выделить: 1. законодательные акты; 2. обзоры деятельности Министерства народного просвещения; 3. материалы первой всероссийской переписи населения 1897 г.; 4. публикации в периодической печати; 5. мемуары современников.
К законодательным актам, регламентирующим деятельность начальных народных школ, относятся: Положения, Уставы, Инструкции, Циркуляры и распоряжения министров народного просвещения49. Наиболее значимыми для решения задач нашего исследования являются: «Положения о начальных народных училищах 1864 г.», «Положения об учительских семинариях 1870 г.», «Положения о городских училищах и учительских институтах 1872 г.», Положения о начальных народных училищах 1874 г.», «Правила о церковно-приходских школах 1884 г.», «Правила о школах грамоты 1891 г.». Они раскрывают принципы организации и управления начальными народными школами, их правовой статус и финансовое обеспечение; а так же позволяют проследить государственное регулирование и реформирование системы начального образования.
Обзоры деятельности МНП50 за время правления Александра II и Александра III содержат обобщенную информацию о количестве начальных школ, числе учащихся, об источниках финансирования учебных заведений.
Уникален труд Г.А. Фальборка и В.И. Чарнолуского51, представляющий собой систематизированный список по изданным книгам и опубликованным журнальным статьям, имеющим отношение к начальным школам. С этой же точки зрения, интересны труды А.С. Пругавина52, И. Назарьевского53, представляющие собой своего рода, путеводители по законопроектам, имеющим отношение к народному образованию.
Материалы первой всероссийской переписи населения 1897 г. 54 представляют статистический материал об уровне грамотности и образования в России на рубеже XIX-XX вв. Статистические данные позволяют сделать выводы о необходимости расширения сети начальных образовательных учреждений, а также о насущной потребности введения всеобщего обязательного обучения. Кроме материалов переписи 1897 г., в работе использовались общеимперские и региональные наработки государственной статистики второй половины XIX – начала XX вв55.
Богатейший материал содержат публикации в журналах и газетах рассматриваемого периода. Именно периодическая печать с начала царствования Александра II подняла в обществе вопрос народного образования и стала ареной бурных дискуссий в деле устройства элементарных школ. Спектр общественного мнения по вопросам начального образования отражен на страницах целого ряда газет: «Голос», «Неделя», «Новое время», «Новости», «Порядок», «Рассвет», «Русская жизнь», «Русское обозрение», «Русская речь», «День», «Русь».
В политико-литературной газете «Голос», издававшейся в Санкт-Петербурге с 1863 по 1884 гг., публиковались статьи петербуржского педагогического общества по вопросам приготовления учителей для земских школ56. Особенно интересны статьи газеты за 1880 г., в них сделана попытка на основе статистических данных проанализировать состоянии системы начальной школы в России57.
Критическим подходом к оценке правительственной образовательной политике порой и обличительным пафосом, характеризуются статьи газеты «Неделя»58, например, «Что требует жизнь от народной школы?»59 или «Планы и устройства наших народных школ»60, которые показывают противоречие между теорией и практикой в деле устройства народных школ. В еженедельной газете «Новое время»61 ряд статей демонстрирует нелицеприятную сторону народной школы («Лицо и изнанка нашей сельской школы»62, «Министерство народного просвещения и земства»63).
Газета «Московские ведомости» олицетворяла собой охранительные тенденции в образовании, на ее страницах активно отстаивалось преимущество религиозного образования и ведущей роли духовенства в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса начальной школы.
С 1863 г. сначала в Санкт-Петербурге, а затем с 1868-1869 гг. в Москве издавалась «Народная газета»64. Несмотря на название, газета вовсе не предназначалась для народа, в узком смысле этого слова; она была адресована всем русским людям. Ценность для нас представляет приложение к газете «Очерки жизни русских людей», которое содержит заметки о крестьянской жизни.
Интересны статьи газеты «Новости»65, середины 90-х г. XIX века обращены к образованному обществу с призывом помочь народной школе («Народное невежество и равнодушие общества»66, «Частная инициатива в деле образования»67).
В конце XIX века в прессе появляются любопытные статьи о народном образовании. На страницах еженедельника «Русская жизнь»68 отражено отношение крестьян к образованию: «Взгляд мужика-политика на дело народного образования»,69 «Влияние сельской школы на нравственность крестьян»70. Серия статей газет «Русское обозрение»71 и «Русь»72 печатали ценный материал по истории образования.
Не были равнодушны к вопросам образования и журналы, на страницах которых так же выдвигались конструктивные предложения по преодолению проблем в устройства и функционирования народных школ. Статьи журналов, отличались большей по сравнению с газетными статьями обстоятельностью в аналитическом подходе.
Своего рода универсальным источником являлся «Журнал Министерства народного просвещения», издаваемый в период с 1834 по 1917 гг. Официальная его часть состояла из правительственных распоряжений по народному образованию, ежегодных отчетов министров просвещения, попечителей учебных округов, проектов, уставов, текстов, замечаний и предложений педагогических коллективов и отдельных лиц. Неофициальная часть журнала была посвящена рассмотрению постановке школьного дела в странах Западной Европы. Отдельной рубрикой в журнале идут заметки о положении начального образования России, приведены статистические данные.
Публикации журнала «Вестник Европы» 80-90-х гг. XIX века посвящены истории образования («Дело сельского образования 30 лет назад»73). Отдельные статьи журнала «Отечественные записки» рассматривают социальное положение учителей сельских школ («Сельская школа и сельский учитель»)74.
Достаточно информационно насыщенным является журнал «Женское образование», в нем представлены мнения, взгляды иностранцев о российском образовании («Отзывы иностранной печати об образовании в России»75). Некоторые статьи посвящены описанию типов начальных народных школ («Новые типы школ»76, «Вольные школы в деревне»77). После 1891 г. журнал «Женское образование», стал выходить под новым названием «Образование». Ряд публикаций анализировал отношение крестьян к народным школам («Народная школа и ее положение среди крестьян»78).
Журнал «Народная школа» акцентирует внимание на педагогических аспектах начальной школы («Отчеты педагогических обществ за 1878 г.»79, «Курсы для взрослых»80, «Образцовые училища Министерства народного просвещения»81). Вопросы материального и эколого-санитарного состояния начальных школ подняты на страницах журнала «Педагогическая хроника» («Материальная обстановка народной школы»82, «Экологические и санитарные условия народной школы»83). Статьи журнала так же рассказывают о подготовке учителей для элементарных школ («Народные учителя»84) и оценивают роль духовенства в образовании народа («Правда ли, что наше духовенство не умеет учить?»85).
Журнал «Хроника образования» представляет материал, позволяющий увидеть отношение народа к образованию: «Что мешает народному образованию?»86, «Как действует грамотность на крестьянскую среду?»87, «Народное невежество»88. Журнал «Русский народный учитель» несмотря на свое определяющее название в большей степени был адресован не учителям, а народным училищам и учащимся («Заметки о состоянии школ и об открытии новых»89, «Кое-что из истории сельской школы»90, «Начальные народные училища в отношении к учащимся и местному населению»91).
Статьи журнала «Русское богатство» демонстрируют правдивую оценку школьного дела в России в конце 80-х гг. XIX века («Убогая школа»92). Журнал «Наблюдатель» интересен заметками о крестьянском быте («Деревенские устои»93, «Из жизни в деревне»94, «Современные течения в русской жизни»95).
Изучение проблемы влияния государства и общества на начальное образование в России во второй половине XIX века было бы невозможно без обращения к мемуарам современников, среди которых можно выделить воспоминания Софьи Ковалевской96 и переписку К.П. Победоносцева с Александром III97.
Основу источниковой базы работы составляют материалы архивных фондов, значительная часть, которых впервые вводится автором в научный оборот. Комплекс вопросов, характеризующих деятельность Министерства Народного просвещения, исследовался с опорой на документы, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве (далее РГИА).
Ценный материал по истории начальной образования предоставляют делопроизводства фонда Комиссии об учреждении начальных училищ98, включающего в себя проекты и планы к устройству элементарных школ. С этой же точки зрения не менее ценную информацию имеет фонд «Высочайших указов, рескриптов», докладов по министерству просвещения99. Его делопроизводства содержат подлинники всех законопроектов по начальному образованию за период с 1782 по 1917 гг., и отчеты о состоянии народных училищ в отдельных губерниях Российской империи. Материалы по устройству учительских семинарий; отчеты учебных округов; дела по развитию средней и начальной школ по Московскому учебному округу; дела о проведении подготовительных мероприятий к введению всеобщего обучения находятся в фонде Департамента народного просвещения100.
Обширный и малоизученный массив источников содержится в фондах Государственного архива Тульской области (далее ГАТО).
Делопроизводства фонда органов народного просвещения101 представлены: циркулярами и сообщениями МНП; годовыми отчетами учебных заведений и дирекции училищ Тульской губернии; финансовыми отчетами; делами об открытии новых учебных заведений в губернии; сведениями о состоянии библиотек, школьных зданий.
Фонд дирекции народных училищ Тульской губернии102 в основном содержит переписку между училищным начальством о строительстве и содержании народных школ. Информационно насыщенными являются делопроизводства фонда инспекторов народных училищ Тульской губернии103, раскрывающие работу школьного инспектора, его полномочия и обязанности.
Не менее интересны фонды отдельных уездных училищных советов Тульской губернии104. Делопроизводства этих фондов включают в себя журналы заседаний уездных училищных советов и школьных педагогических советов, на повестке дня которых, наряду с педагогическими вопросами, обсуждали и отношение сельского населения к школе.
Фонды Тульской губернской земской управы105 предоставляют статистический материал: о количестве учебных заведений, числе учащихся и учителей; о финансировании начальных школ. Фонды Тульской духовной консистории содержат материал, отражающий степень участия духовенства в деле распространения грамотности среди сельского населения губернии второй половины XIX века106.
Делопроизводства фонда канцелярии Тульского губернатора107 и фонда Тульского губернского правления108, содержат информацию о положении дел в начальном образовании губернии, сведения об учителях, о начальных школах. Особенности социально-экономического развития Тульской губернии пореформенного времени, а так же отдельные аспекты развития начального народного образования (динамика роста начальных школ и числа их учащихся) раскрываются с опорой на материалы фонда Тульского губернского статистического комитета109.
Таким образом, к настоящему времени накоплена разноплановая литература по теме исследования, принадлежащая как отечественным, так и зарубежным историкам. Заложены основы изучения истории начального народного образования дореволюционной России. Введен в научный оборот и проанализирован большой фактический материал по интересующей нас проблематике. Вместе с тем, отсутствуют специальные исследования, посвященные непосредственно анализу проблем начальной школы отдельных регионов, в частности Тульской губернии.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать состояние народного образования в России к началу Великих реформ Александра II, выделив основные тенденции развития начальной школы;
- проанализировать процесс создания и последующего реформирования системы начального народного образования в пореформенный период.
- выделить и исследовать наиболее типичные проблемы, связанные с организацией и деятельностью провинциальных начальных школ пореформенной России;
- проанализировать положение народных учителей как новой социально-профессиональной группы;
- выявить взаимосвязь между экономическими изменениями пореформенной России и трансформацией крестьянского менталитета, в контексте изменения отношения крестьянства к образованию и школе.
Научная новизна работы определяется тем, что впервые в отечественной историографии, на основании широкого круга опубликованных и архивных источников проведен сравнительный анализ различных этапов формирования системы начального народного образования, сравнительный анализ динамики развития, эффективности взаимодействующих и конкурирующих земских школ и учебных заведений Святейшего Синода. Выявленные автором на основе привлечения новых источников проблемы начального образования впервые рассматриваются в контексте влияния на низшую школу менталитета социальной группы, составлявшей абсолютное большинство учащихся – крестьянства.
Методологическая основа работы. Следует отметить, что исследование носит конкретно-исторический характер, позволяющий в комплексе выйти на новый уровень общетеоретических обобщений через отбор, классификацию, сравнительный анализ и авторскую интерпретацию источников. Принцип системности нашел свое выражение как в рассмотрении поставленных проблем в их временном развитии, так и в непосредственном анализе источников, исторической и педагогической литературы. При написании работы были использованы междисциплинарные связи, в частности, с историей педагогики, философией.
Практическая значимость исследования обусловлена ценностью учета исторического опыта реформирования сложных структур, в частности, опыта преобразования системы начального народного образования. Выводы и материалы диссертации могут быть использованы при дальнейшем изучении истории начальной школы России второй половины XIX века, истории просвещения в Тульском крае.
Апробация работы. Основное содержание диссертации отражено в научных публикациях, в выступлениях на конференциях с докладами по теме исследования.
Структура работы обусловлена задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, хронологические и территориальные рамки, методология работы, раскрываются научная новизна и практическая значимость, выявляется степень изученности проблемы, характеризуется источниковая база.
Государственная политика в сфере начального народного образования в России второй половины XIX века и крестьянство
10 09 2014
3 стр.
Женское либеральное движение и государственная политика в области женского образования во Франции в XIX начале XX века
23 09 2014
15 стр.
Цель: познакомить учеников с русским романсом второй половины Х1Х века, показать через музыку величие, силу и красоту русского поэтического слова
08 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Политическая власть и энергетическая политика в СССР второй половины 1950-х – первой половины 1960-х гг.: идеология и экономика
15 12 2014
1 стр.
Центральной Азии второй половины XIX – начала XX века
18 12 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.
Работа выполнена в Нижегородской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки на кафедре истории музыки
07 10 2014
1 стр.