Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 14страница 15


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ивановский государственный энергетический университет

имени В.И. Ленина»
Т.В. Королева

Женское либеральное движение и

государственная политика

в области женского образования

во Франции в XIX – начале XX века


Иваново 2007

УДК 396:323:37](4Фр)

ББК 66.74:66.3:74](4Фр)

К 682


Королева Т. В. Женское либеральное движение и государственная политика в области женского образования во Франции в XIX – начале XX века / ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». – Иваново, 2007. – с. ISBN 978-5-89482-493-2
В исследовании рассматривается трансформация системы начального, среднего, высшего и профессионального женского образования во Франции с 1789 по 1924 гг. в контексте влияния женского движения и государственной политики.

Большое внимание уделяется истории становления и развития женского либерального движения во Франции как одного из основных факторов, способствовавших изменению системы женского образования. На обширном фактическом материале анализируется эволюция женского либерального движения во Франции, дается его периодизация и типология.

Исследование проведено с учетом современных теоретических подходов, исторических и социологических концепций, гендерного аспекта проблемы.

Издание адресовано специалистам в области истории, социологии общественных движений, гендерных исследований. Оно может быть интересно всем, кто занимается всеобщей историей в России.


Исследование осуществлено при поддержке фонда Спенсера и программы «Развитие социальных исследований образования в России» Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Табл. 8. Ил. 10.

Печатается по решению редакционного издательского совета

ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет

имени В.И. Ленина».



Научный редактор председатель комитета Ивановской области

по культуре, докт. ист. наук. Т.Б. Котлова

Рецензенты:

канд. ист. наук., доцент О.В. Шнырова (кафедра новой и новейшей истории ГОУВПО «Ивановский государственный университет»).

кафедра отечественной истории и культуры ГОУВПО «Ивановский

государственный энергетический университет имени В.И. Ленина».


ISBN 978-5-89482-493-2 © Т.В. Королева, 2007.

От автора
История политических партий и общественно-политических движений является одним из наиболее хорошо изученных и разработанных направлений в отечественной исторической науке. Однако история женского движения, как общественного, начала привлекать пристальное внимание российских ученых лишь с середины 90-х гг. ХХ столетия. Начали заполняться лакуны в знаниях по истории развития политического протеста женщин в России и в некоторых странах Западной Европы. Исследователи, работающие в этой сфере, признают, что именно благодаря феминистской доктрине и женскому движению в Западной Европе, США и России женщины в XIX – начале XX в. получили целый комплекс гражданских прав и во многом изменили традиционные представления о своем месте и роли в обществе.

При этом наибольший интерес ученых привлекают массовые и результативные движения Англии, США, России, Скандинавии и др. Однако история женского движения во Франции остается практически не изученной.

Впервые идеи о необходимости равноправия полов зазвучали во Франции во время Великой французской революции, а к 30-ым гг. XIX в. они были разработаны в хорошо обоснованные теории. Первый опыт борьбы и опыт презентации своих интересов французские женщины приобрели в это же время, намного раньше, чем в других странах. Были организованы различные женские клубы, союзы, которые в своих декларациях и петициях требовали от правительства улучшения положения женщин. Вместе с тем, эти идеи и теории, в конечном счете, принесли больше пользы в других странах Европы, где они активно воплощались в жизнь. В то время как в Англии и Америке к началу XX в. женское движение достигло значительных успехов, во Франции оно оставалось в зачаточном состоянии и развивалось как «опаздывающее во времени».

Значительная часть представителей либерального женского движения выдвигала весьма умеренные требования. Например, очень долгое время они исключали требования равных политических прав для обоих полов из своих программ, предпочитая решать социальные вопросы и концентрируясь на проблеме изменения системы женского образования, активно действуя в этом направлении, добиваясь как

принятия законов, так и осуществляя практические шаги по организации женских школ и курсов.

Во многом благодаря успехам женского движения XIX в. стал поворотной эпохой в деле женского образования, и во Франции женщины от закрытого монастырского или частного образования перешли к общему светскому.

Но даже в этой сфере достижения женского движения во Франции были менее значительными по сравнению с другими странами. Проведенное исследование позволит ответить на вопрос: почему, имея такие традиции и готовые к воплощению в жизнь идеи, женское движение во Франции действовало менее эффективно, отталкивая наиболее передовые требования о необходимости введения эквивалентного совместного обучения для обоих полов, почему его достижения были менее значимыми, чем в других странах?

Однако изменение системы женского образование было также тесно связано с либерализацией политической системы Франции, в процессе которой стала проводиться активная государственная политика в области женского образования. И этот факт невозможно оставить без внимания. Представляется интересным выяснить, насколько все эти процессы были взаимосвязаны и влияли друг на друга.

Данное исследование знакомит читателей с изменением системы организации женского образования во Франции в 1789-1924 гг. в контексте влияния женского движения и государственной политики.

Хронологические рамки исследования определяются периодом от Великой Французской революции, когда появились первые женские общества, был выдвинут вопрос о необходимости изменения женского образования, и до 1924 г., когда, с одной стороны, женскому движению удалось реализовать ряд поставленных целей (был принят закон 1924 г., вводивший для части женщин идентичное образование), а с другой стороны, женское движение перестало быть массовым и большинство организаций прекратили свое существование.

Женское движение XIX в. развивалось либо в больших городах (в основном, в Париже), где женские организации могли реально воздействовать на местные органы управления и на политику государства в целом, либо в крупных промышленных центрах, где наблюдалась наибольшая концентрация политически активных женщин, объединявшихся для решения своих проблем. В остальных, преимущественно аграрных районах страны, женское движение не получило развития из-за сильного влияния католической церкви, низкого образовательного уровня населения, консерватизма и слабой пропаганды идей женской эмансипации. Поэтому мы будем рассматривать женское либеральное движения как преимущественно «парижское явление».

Отечественной историографической традиции изучения женского образования во Франции в 1789-1924 гг. с учетом влияния женского либерального движения и государственной политики еще предстоит сложиться, так как обобщающих работ по данному вопросу не выходило, несмотря на то, что некоторые аспекты проблемы привлекали внимание российских исследователей.

Анализ женского движения во Франции на протяжении такого длительного исторического периода осуществлен впервые и поэтому не может иметь исчерпывающий характер.

На основе применения междисциплинарного подхода были изучены следующие проблемы.

Во-первых, дан исторический обзор отношения власти и общества к вопросу женского образования. Для этого были выявлены основные концептуальные подходы к проблеме женского образования, характерные для общественной мысли того периода, проанализирован ход и результаты общественной дискуссии по проблеме предоставления женщинам права на образование, оценено влияние господствующей системы ценностей и воззрений на роль и место женщины в обществе, на содержание государственной политики в области женского образования.

Во-вторых, выявлены причины начала женского либерального движения за образование, составлена периодизация истории женского движения во Франции и проанализирована логика его развития.

В-третьих, изучено взаимодействие и взаимовлияние либерально-демократической мысли по проблеме женского образования и практической деятельности либеральных женских организаций по завоеванию права на образование.

В-четвертых, рассмотрено влияние женского движения и инициатив на изменение общественного мнения и государственной политики в сфере женского образования.

В-пятых, проанализировано, как под влиянием всех этих факторов происходило изменение содержания и системы женского образования на протяжении всего рассматриваемого периода.

В-шестых, выявлены и проанализированы другие общественно-политические и социально-экономические факторы, влиявшие на политику государства в сфере женского образования.

Слова благодарности

Эта книга была подготовлена при поддержке фонда Спенсера и программы «Развитие социальных исследований образования в России» Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Хочу выразить признательность научному редактору – доктору исторических наук Котловой Т.Б. – за ценные замечания по содержанию и структуре работы, издательству Ивановского государственного энергетического университета, которое помогло выпустить книгу на должном полиграфическом уровне.

Особая признательность кандидату исторических наук, доценту кафедры новой и новейшей истории Ивановского государственного университета Шныровой О. В. за то, что она поддерживала меня на всех этапах работы над книгой.



Методологическое введение
Основная проблема, которая встает перед исследователем, обратившимся к данной теме, заключается в выборе методологических подходов, сложность с определением которых вызвана рядом причин.

Во-первых, являясь исторической темой, данная проблематика требует привлечения традиционных методик исторического анализа.

Во-вторых, женское движение – это, прежде всего, общественное движение, один из элементов политической системы общества, который, используя определенный набор методов и средств и учитывая специфику политического режима, добивается изменения политики государства по определенным вопросам. Поэтому для анализа причин возникновения движения, определения циклов его развития, методов воздействия на властные структуры и политику государства в целом, для выявления специфики взаимодействия с другими элементами политической системы (партиями и движениями, религиозными организациями и группами давления), для определения результативности движения необходимо использовать приемы и методы политологии и социологии, которые учитывают специфику этих процессов.

В-третьих, государственная политика в сфере предоставления женщинам равных прав зависела от господствовавших в обществе и политической элите представлений о женском вопросе и надлежащих гендерных ролях, а также от ценностей, распространенных в обществе. Поэтому для выявления основных концептуальных подходов к проблеме женской эмансипации и анализа влияния господствующей системы ценностей и воззрений на роль и место женщины в обществе, на содержание государственной политики в области женского образования следует использовать метод гендерного анализа и ценностного подхода.

Таким образом, изучение заявленной проблематики требует применения междисциплинарного подхода, сочетающего конкретно-исторические методики с идеально-типическими социологическими моделями и с абстрактными моделями политических систем, что позволит иначе выстроить и осмыслить исторический материал. С учетом этих потребностей был выбран ряд парадигм социологии общественных движений, некоторые политологические концепции, исторические методы, приемы и метод гендерного анализа и метод ценностного анализа.

Сущность того или иного подхода во многом зависит от содержания вкладываемого в основные для данной теории понятия, поэтому определение терминологии является основной задачей исследователя.

Базовыми понятиями в данной работе являются «женское движение», «либеральное женское движение», «феминизм», «женская эмансипация», «женский вопрос», «патриархат», «государственная политика».

«Женское движение» – различные проявления женской активности и усилий в области улучшения положения женщин в обществе, защите их прав и интересов. Исходя из этого определения, исследование женского движения должно включать изучение разнообразных организаций: женские организации внутри и вне политических партий и общественных организаций, благотворительные, общественные, профсоюзные организации женщин, решавшие вопросы улучшения положения женщины в обществе1.

«Либеральное женское движение» – женское движение, участники которого признают существующий строй и основные принципы общественного устройства с его ценностями и считают, что равноправия женщин и мужчин во всех областях: политической, экономической, социальной и культурной – можно достичь традиционным путем парламентских реформ. В результате изменения законов женщины смогут на равных соперничать с мужчинами.

Представительницы этого направления опирались на классическую либеральную доктрину, согласно которой все люди равны перед законом и должны иметь равные права на защиту государством гражданских свобод. Поэтому либеральные феминистки выступали за предоставление женщинам права на образование и труд, за полное равноправие с мужчинами в гражданских правах и за возможность участвовать в политической жизни общества.

Предложить универсальное определение феминизма практически не представляется возможным. Объединяющими факторами для разных направлений в феминизме, благодаря которым можно говорить о нем как о некоем целом, являются критика традиционной патриархат- ной культуры и системы власти, акцент на самоценности личности женщины и ее праве на свободу в самореализации.

Долгое время бытовало «традиционное» определение феминизма, один из вариантов которого предложен во «Французском энциклопедическом словаре» Робера. Там феминизм определяется как учение, посвященное расширению прав и роли женщины в обществе. При этом делается акцент на том, что во Франции эта доктрина (учение) сразу стала сопровождаться активными действиями, выступлениями женщин за свои права, поэтому любое определение феминизма, по мнению составителей словаря, должно включать в себя понятие практики или активного действия1. Поэтому «феминизм» определялся как доктрина и (или) движение, имеющие целью добиться равноправия женщин и мужчин во всех областях: политической, экономической, социальной и культурной2.

В настоящее время большинство исследователей придерживаются более широкого определения. Большой толковый социологический словарь COLLINS предлагает четыре определения феминизма: 1. Целостная теория, связанная с характером глобального угнетения женщин и их подчинения мужчинам. 2. Социополитическая теория и практика, стремящаяся к освобождению всех женщин от мужского превосходства и эксплуатации. 3. Социальное движение, заключающее в себе стратегическую конфронтацию с гендерно-классовой системой. 4. Любая идеология, состоящая в диалектическом противоречии со всеми женоненавистническими идеологиями и действиями3.

К феминизму очень близко подходит определение женской эмансипации. В общем значении, эмансипация – это получение самостоятельности и равноправия каким-либо лицом или социальной группой4. Под «женской эмансипацией» понимается движение за освобождение от зависимости и за отмену угнетения по половому признаку, стремление к равенству полов, в том числе правовому1. Термин «феминизм» как синоним женской эмансипации стал широко использоваться во Франции только после Всеобщего конгресса женских обществ (societe feministe) 1892 г., который вошел в историю как феминистский и дал название всему движению. До этого участники либерального движения обозначали себя борцами за эмансипацию женщин.



«Патриархат» в данном исследовании определяется как социальная система, в которой мужчины доминируют, подавляют и угнетают женщин. Социальные отношения, посредством которых мужчины доминируют – воспроизводство, насилие, сексуальность и государство2.

Под «женским вопросом» автор понимает вопрос о путях достижения фактического равенства мужчин и женщин в обществе, о путях создания таких условий, когда выполнение одной из функций не становилось бы непреодолимым препятствием на пути реализации остальных3.

Под государственной политикой понимается деятельность организованных в различные институты людей, направленная на решение определенных социально-исторических задач4.

Среди основных методологических принципов исследования автором выделены:



  • исторические методы и приемы (принцип историзма; метод конкретно-исторического анализа специальные исторические методы);

  • ряд парадигм социологии общественных движений: 1. парадигма коллективного поведения (традиционный подход); 2. парадигма коллективного действия (теория мобилизации ресурсов);

3. парадигма коллективного действия (теория политических процессов);

  • некоторые политологические концепции (системный и стуктурно-функциональный подходы);

  • метод гендерного анализа (теория социального конструирования гендера, структурно-конструктивистский подход);

  • метод анализа государственной политики как гендерной политики;

  • ценностный подход;

  • специальные исторические методы.

Принцип историзма выступает как способ изучения явлений в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями, выясняет качественные и количественные своеобразия явлений, выявляет их общие и особенные черты. Следование данному принципу позволило рассмотреть женское образование во Франции в саморазвитии, установить причины его зарождения, выявить качественные изменения на различных этапах, понять, во что превратилось данное явление в ходе диалектического развития.

На основе конкретно-исторического подхода женское движение, женское образование и государственная политика рассматривались как явления, которые возникают в зависимости от социально-экономических, политических и культурных условий и прекращают свое существование путем самороспуска, прямого запрета со стороны государства или по мере решения своих целей и задач.



Парадигма коллективного поведения (традиционный подход) позволила проанализировать женское движение по его отношению к процессу социальных изменений.

Данная парадигма много внимания уделяет причинам возникновения социальных движений. В качестве основной причины возникновения любого движения данная парадигма выдвигает структурную напряженность и относительную депривацию.

Однако определения, предложенные представителями парадигмы, требуют, на наш взгляд, уточнений, поэтому они будут дополнены представлениями, которые дает о данных понятиях конфликтология.

Относительная депривация – состояние неудовлетворенности, для которого характерно явное расхождение между ожиданиями людей и возможностями их удовлетворения. Накопление неудовлетворенности существующим положением дел или ходом развития событий ведет к росту социальной напряженности.

Структурная напряженность представляет собой психологическую реакцию группы или общества в целом на проблемную ситуацию, вызванную давлением природной и социальной среды и продолжающуюся в течение более и менее длительного времени.

Наиболее общие предпосылки напряженности – это устойчивая и длительное время не разрешаемая ситуация рассогласования между потребностями, интересами, социальными ожиданиями всей массы или значительной части населения и мерой их фактического удовлетворения, приводящая к накоплению недовольства, росту агрессивности отдельных групп и индивидов, нарастанию психологической усталости и раздражительности. Осознание разрыва между ожиданиями и возможностями создает психологическое напряжение, которое требует разрядки. Такая разрядка осуществляется через участие в общественном движении.

На наш взгляд, понятие относительной депривации не учитывает целый ряд социально-экономических, политических, идеологических факторов, значимых для возникновения движения, поэтому не может являться единственной причиной движения. Используя положения об относительной депривации, мы при определении причин возникновения женского движения во Франции будем также учитывать влияние других факторов.

Изучая историографию проблемы, мы не обнаружили обобщающих работ, дающих целостное представление о динамике развития женского движения в указанный период и о его влиянии на властные структуры в вопросе организации женского образования.

Большая часть исследований зарубежных авторов посвящена либо процессу участия женщин в различных движениях в периоды обострения политической ситуации во Франции (череда революций)1, либо периоду существования организованного женского движения с 60-х гг. XIX в2.

Однако, на наш взгляд, необходимо рассматривать женское движение в 1789-1924 гг. как целостное явление, так как именно в 1789-1860 гг. были заложены основные тенденции, определившие специфику развития французского феминизма в целом.

Поэтому основная проблема, с которой мы столкнулись, начиная данное исследование, заключалась в поиске периодизации, которая позволила бы рассмотреть женское движение указанного периода как комплексное явление.

Представители парадигмы коллективного поведения предлагают ряд периодизаций общественных движений.



Для определения периодов развития женского движения во Франции нами была использована периодизация, разработанная

Г. Блумером. Она подразделяет все движения на общие и специфические движения. В основе деления лежит анализ целей движения и уровня координации действий его участников.

Общее движение – форма некоординированных усилий многих людей, которых объединяет общая направленность без четкого представления о целях движения и методах достижения этих целей. Это длительный процесс, направленный на постепенное изменение ценностей общества и формирование новых потребностей и норм поведения.

Специфическое движение имеет четко сформулированную цель, для достижения которой создается организация со структурой ролей, норм и правил1.

У. Геттис дополняет эту периодизацию, предлагая четыре фазы развития, которые проходит любое движение.

Фаза социального беспокойства – массовые действия, которые носят спонтанный характер. Причины недовольства и способы разрешения структурного напряжения еще не осознаны. Важную роль играет лидер-агитатор.

Фаза учащения массовых выступлений – формулирование цели, появление представления о том, что является причиной социальной напряженности и каковы пути социальных преобразований. Определяется идеология движения. Лидер играет роль пророка-реформатора.

Фаза формализации – организация движения. Появляются правила, тактика, дисциплина. Лидер приобретает черты администратора, т.е. разрабатывает стратегию и тактику, исходя из реальной расстановки сил на политической арене, пытаясь заключить альянс с существующими социальными институтами.

Фаза институционализации – приобретение движением легального статуса, т.е. признается его право на существование и релевантность его целей.

Применение классификаций Г. Блумера и У. Геттиса к специфике развития женского движения во Франции позволило автору работы провести периодизацию французского феминизма первой волны и выделить фазы его развития.

Либеральное женское движение за образование во Франции в 1789-1924 гг. прошло два периода в своем развитии.

Женское движение первого периода (1789 - 1860 гг.) можно отнести к разряду «общих» движений, так как оно представляло собой форму некоординированных усилий многих людей, которых объединяла лишь общая направленность – желание улучшить положение женщин. Этот длительный процесс был направлен на постепенное изменение ценностей общества, культурных установок и господствующих гендерных стереотипов.

В этот период движение не имело возможности развиваться постепенно вширь и вглубь, а возникало вплоть до конца 60-х гг. XIX в. только на волне общих циклов протеста населения. Цикличность проявлений женского движения в этот период определила фазы его развития.

Начальную фазу женской активности (1789–1795 гг.1), совпавшую с революцией 1789 г., можно обозначить как фазу спонтанных действий, при которой массовые выступления женщин носили хаотичный характер. Различия между буржуазным женским движением и движением работниц, вызванные несхожестью целей и задач, требующих первоочередного решения, привели к минимальной степени взаимодействия между ними. В буржуазном движении определенностью требований выделялось лишь феминистское крыло, которое впервые поставило на повестку дня вопрос о праве женщин получать приемлемое образование и участвовать в политике. Требования других представительниц женского движения сводились к желанию женщин участвовать в общественной жизни.



С 1795 г. по 1830 гг. женское движение находилось под запретом. Этот период можно обозначить как фазу антифеминистской реакции. Все женские организации прекратили свое существование, а в обществе вновь получили широкое распространение патриархальные теории, предписывающие женщине функцию матери и воспитательницы детей.

Преобладавшие в обществе гендерные стереотипы, закрепленные постреволюционным законодательством, вступали в противоречие с получившими бурное развитие новыми социально-экономическими условиями. Вполне закономерным было появление и распространение в обществе эгалитарных теорий социалистов-утопистов, которые пытались сформировать новые стереотипы и воплотить их в реальную практику через создание прообраза идеального общества будущего. Движение вступило в фазу изменения общественного мнения (1830-1848 гг.) Популяризация и распространение идеологии утопического социализма и газетно-литературная полемика этого периода способствовали началу социокультурных изменений во французском обществе по вопросам женской эмансипации.

Следующая фаза женской активности (1848-1850 гг.1), совпала с революцией 1848 г. Ее можно обозначить как фазу учащения массовых выступлений. Она характеризовалась созданием организационных структур и постановкой конкретных задач, требующих решения. Однако тактика и стратегия движения еще не были определены, а идеология и руководство были слабо развиты.

Постановка и артикуляция проблемы положения женщин в обществе в конце 50-60-х2 гг. XIX в. означали переход движения в фазу изменения общественного мнения и формирования идеологии либерального женского движения (1850-1868 гг.). Обсуждение женского вопроса известными общественными деятелями, писателями и журналистами способствовали дискуссиям по различным аспектам женской эмансипации среди всех слоев населения. Это привело к формированию идеологии либерально-демократического направления женского движения. Некоторые общественные и политические деятели стали поддерживать основные идеи равноправия полов. В результате популярность этих лозунгов в обществе значительно возросла, что способствовало оформлению организованного женского движения.

Женское движение второго периода (1860-1924 гг.) можно отнести к разряду «специфических», так как оно стало политическим субъектом, ориентированным на стратегическую деятельность. Каждое направление движения имело четко сформулированные цели, для достижения которых создавались организации со структурой ролей, норм и правил. Женское движение второго периода в своем развитии прошло несколько фаз развития, специфика которых во многом определялась внешними факторами.

С 1868 по 1900 гг. движение находилось в фазе организации (формализации). Были обозначены основные цели. Стратегия и тактика разрабатывалась лидерами, исходя из реальной расстановки сил на политической арене, а движение приобрело рациональный характер. В эту фазу движение развивалось, в основном, в рамках либерально-демократического направления, участники которого признавали существующий строй и основные принципы общественного устройства с его ценностями.

Изменения в социокультурной и политической жизни французского общества в конце XIX – нач. XX вв. способствовали появлению новых правил и рефлексий и дальнейшему изменению традиционных взглядов и установок. Это привело к переходу части движения в фазу институционализации с 1900 по 1924 гг.

Главной особенностью развития женского движения в эту фазу было появление общенациональных организаций с единой программой и разработанной стратегией, которые стали проводить широкомасштабные пропагандистские кампании и распространять идеи женского равноправия в провинции, открывая региональные секции.

Таким образом, использование положений данной парадигмы помогло нам в составлении периодизации движения, в выделении фаз его развития, в решении вопроса о роли структурной напряженности как условия возникновения движения.



Парадигма коллективного действия (теория мобилизации ресурсов) помогла в рассмотрении движения как рационального субъекта, для успеха которого важны ресурсы, внутренняя организация и лидерство.

По мнению представителей данной теории (Дж. Мак-Карти, М.Залд, Э. Обершол), структурная напряженность не может быть единственной причиной возникновения движения. Протест возникает, когда формируются экономические, политические и организационные возможности для мобилизации существующего недовольства1.

Главная задача движения – максимально мобилизовать те возможности (ресурсы), которые имеются в его распоряжении для решения конкретных целей. Данный подход акцентирует внимание на внешних и внутренних ресурсах, которые используются организациями для достижения своих целей. Главный ресурс движения – это организация. Пока ее нет, нет смысла говорить о наличии общественного движения.

Поясним термины, вводимые данной теорией.



  • Ресурсы – возможности, предоставляемые движению обществом, которые движение может сознательно использовать.

  • Внешние ресурсы – мобилизованные движением возможности (социально-экономические, политические, организационные), которые предоставляет общество.

  • Внутренние ресурсы – факторы, которые продуцирует само движение.

  • Мобилизация – целенаправленная деятельность на приобретение и использование ресурсов.

  • Демобилизация – процесс потери приобретенных ресурсов.

  • Коллективные действия – всякая деятельность, направленная на создание общей ценности.

  • Ценности – совокупность целей, на достижение которых направлены коллективные действия.

  • Репертуар коллективных действий – формы и методы деятельности общественного движения1.

Изучение движения в рамках данного подхода помогает определиться с причинами начала движения, учесть влияние внешних и внутренних ресурсов на его развитие. Данная парадигма позволяет ответить на вопрос: «каким образом развивалось движение?», дает возможность выявить особенности стратегии и тактики женских организаций, механизмы развития движения, методы рекрутирования новых членов.

Парадигма коллективного действия (теория политического процесса) большее внимание уделяет рассмотрению взаимозависимости движения и политических институтов.

Данная теория выдвигает другую причину начала движения. Представители теории утверждают, что женское движение в большинстве стран возникает в период массового взрыва протеста.

С. Тэрроу считает, что «фазы протеста представляют собой кампании коллективных действий, частично связанных между собой, частично автономных, при которых возникают новые формы общественной активности, расширяются и изменяются политические возможности. В течение фазы протеста наблюдается рост, а затем падение волнообразным образом частоты и интенсивности коллективных действий»2.

Представители данной теории (Ч. Тилли, У. Гэмсон, Д. Мак-Адами др.) дают иную трактовку развития женского движения, подчеркивающую нетождественность движения и организации. Движение трактуется не как единый субъект, а как повторяющееся взаимодействие.

Много внимания в рамках теории уделяется проблеме результативности движения. Дискуссию по этому вопросу инициировал

У. Гэмсон работой «Стратегия социального протеста», где он выдвинул два критерия успеха.



  1. Достижение целей, которые движение перед собой поставило.

  2. Формальное признание движения как законного представителя интересов определенной социальной группы.

На основе этих критериев У. Гэмсон предложил 4 типа вероятных результатов движения.

  1. Полный успех – цели достигнуты, движение признано властями и оппонентами.

  2. Кооптация – частичный успех, т.е. движение признано властями и оппонентами, но его цели не достигнуты.

  3. Упреждение – цель достигнута, но движение не признано властями и оппонентами.

  4. Поражение – цели не достигнуты и движение не признано.

Г. Китчелт предложил другой критерий оценки результативности движения: воздействие движения на общество, которое может проявляться в трех основных формах.

1) Процедурное – в формировании новых каналов политического участия и признании движения легитимным представителем интересов женщин как социальной группы.

2) Содержательное – в достижении тех целей, которое движение ставит перед собой, и изменениях, произошедших под его давлением.

3) Структурное – изменение самой структуры политических возможностей – степени открытости и силы политического режима.

Результативность движения зависит, по его мнению, от структуры политических возможностей. Открытость1 политического режима способствует легитимации движения, которое ориентированно на узкие цели и носит реформаторский характер. Для того чтобы движение могло реализовать свои цели, политический режим должен быть сильным, иначе движение чрезмерно расширяет свои требования и не имеет возможности их реализовать.

Однако мы согласны с мнением Е. Здавомысловой, что представители данной теории «при оценке результативности не учитывают культурные и социальные изменения, которые произошли под влиянием движения. Зачастую изменение ценностей и стереотипов общества под влиянием движения является более значимым, чем достижение конкретных целей. Иногда формальный неуспех или поражение оказываются на деле победой принципов и ценностей движения в обществе»1.

Учитывая зависимость движения от структуры политических возможностей, автор работы будет оценивать его результативность на основе классификации У. Гэмсона.

Используя положения теории политического процесса, мы пытались понять влияние структуры политических возможностей и различных политических условий на женское движение, проследить сферы взаимодействия политических партий, общественных организаций, групп давления, государства и других элементов политической системы общества с различными направлениями женского движения и выявить специфику их влияния на систему женского образования.

Тесно взаимосвязаны с предыдущей парадигмой системный и структурно-функциональный подходы, которые позволили на основании моделей, разработанных Д. Истоном и Г. Алмондом, проследить взаимовлияние и взаимодействие разных элементов политической системы, понять, как интересы отдельных социальных групп (женщин) трансформируются в соответствующие решения и действия государственных органов.

Основным понятием системного подхода, необходимым для нашего анализа, является понятие политической системы общества (в широком смысле)это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность организаций и институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Политическая система (в узком смысле) – система всех государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны2.

Политическая система общества исследуется с помощью системного анализа с точки зрения соотношения политической системы как целого с ее отдельными элементами. Центральный элемент политической системы – государство, так как именно оно реализует функции политической системы, и посредством него партии и общественные организации реализуют свои цели и задачи. Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности1.

Категория «политическая система» позволяет проанализировать и понять политические интересы женского движения, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений, проследить взаимодействие женского движения с центральным элементом политической системы – государством.

Структурно-функциональный подход связан с рассмотрением политической системы с позиций направленности ее деятельности, особенностей протекания политического процесса и реализацией политического режима как системой в целом, так и ее отдельными институтами.

Применение гендерного анализа позволило рассмотреть трансформацию представлений о роли мужчины и женщины в обществе, влияние законов на изменение социокультурного статуса женщин, проанализировать природу гендерных стереотипов и связанных с ними запретов на образование и участие в политической и общественной жизни.

В данной работе в качестве базовых положений будут использоваться положения социально-конструктивистской теории.

Основной источник, на котором базируется конструктивистское представление о гендере, – концепция П. Бергера и Т. Лукмана. Основной тезис их теории сводится к следующему – социальная реальность является одновременно объективной и субъективной. С одной стороны, она независима от индивида, а с другой, она постоянно созидается индивидом.

Согласно данной теории гендер конструируется на двух уровнях.

1. Гендер создается (конструируется) на макроуровне – обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом из них эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все «мужское (маскулинное)» (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все «женское (феминное)» определяется как вторичное, незначительное с социальной точки и подчиненное. Отсюда гендерная система – это социально сконструированная система неравенства по признаку пола.

2. Гендер конструируется и самими индивидами на уровне их сознания. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки «мужеподобная женщина» или «мужик, а ведет себя как баба» весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств). С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы. В процессе воспитания и образования в сознание детей внедряются гендерные нормы, формируются определенные правила поведения и создаются представления о том, что есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, (принимая их и подстраиваясь под них в одежде, манере поведения) индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют) гендерные различия и одновременно построенные на их основе системы господства и властвования1.

Социальные конструктивисты определяют гендер как систему межличностного взаимодействия, посредством которой создается, утверждается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях социального порядка.



Гендерные стереотипы сформировавшиеся в культуре представления о том, как должны вести себя мужчины и женщины. Сюда входят социальные представления о том, какие качества атрибутируются мужчинам (деятельные, предприимчивые, решительные, настойчивые, отважные, целеустремленные, умные, лидеры, ответственные) и женщинам (пассивные, нерешительные, осторожные, беспомощные, безответственные, слабые); социальные представления о подобающих для мужчин и женщин занятиях и ролях: мужчины и женщины играют несимметричные роли, мужчины заняты в общественной сфере – первичной (работник и гражданин) женщины в приватной – вторичной и, соответственно, не обладающей высоким статусом (семья, дом, воспитание детей)2.

Кроме этого, мы будем использовать разработки объединительного (структурно-конструктивистского) подхода, касающиеся гендерного контракта.



«Гендерный контракт» – это правила взаимодействия, права и обязанности, определяющие разделение труда по признаку пола в сферах производства и воспроизводства и взаимно ответственные отношения между женщинами и мужчинами.

В соответствии с гендерным контрактом определяется, в частности, кто и за счет каких ресурсов осуществляет организацию домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми и пр. Типы гендерных контрактов: традиционный контракт – мужчина-кормилец, женщина-домохозяйка; контракт равных статусов – мужчина и женщина принимают равное участие в работе и обслуживании домохозяйства; переходные контракты.

Тесно связан с предыдущими методами метод анализа государственной политики как гендерной, разработанный в работе профессора О.А Хасбулатовой «Российская гендерная политика в XX столетии: мифы и реалии».

По ее мнению, содержание и результативность государственной политики, затрагивающей интересы женского и мужского социумов зависят: от господствующего в обществе и политической элите понимания сущности женского вопроса и идеологии по отношению к женщине; от типа экономических отношений и степени социально-экономического развития государства; от характера политического режима, уровня демократии в государстве и обществе; от позиции и инициативности субъектов государственной политики: властных структур, политических партий, общественных движений, населения.

В зависимости от объекта социальной политики, выдвигаемых целей в области равноправия полов и средств их достижения, автор выделяет два уровня типологии государственной политики.

Первый уровень – это типологии, основанные на различных системах взглядов на проблему равноправия полов. В соответствии с данным критерием различают патриархальный, патерналистский и либеральный типы политик.

Поясним термины, вводимые в данном подходе.

Патриархальный тип государственной политики основан на концепции определенного разделения функций в семье и обществе между мужчиной и женщиной. При этом «естественным» предназначением женщины считается сфера материнства, воспитания детей и ведения домашнего хозяйства. Мужчине предназначаются роли субъекта государственной, профессиональной и общественной деятельности, главы и «кормильца» семьи (так называемая традиционная модель общества «мужчина-кормилец и женщина-домохозяйка).

Патерналистский тип государственной политики характеризуется высокой степенью регламентации всех сфер жизни женщины со стороны государства. Его можно определить как политику, в рамках которой осуществляется государственный протекционизм по отношению к женщине. В основе данного типа политики лежит гендерный уклад, сочетающий модели «двух кормильцев при государственном уходе за детьми».

Либеральный тип государственной политики основан на модели взаимоотношения полов, в которой сочетаются, с одной стороны, выравнивание положения, прав и возможностей мужчин и женщин в публичной и частной сферах и дискриминация по признаку пола в сфере занятости, политики и управления, с другой1.

Второй уровень – это типология, в основе которой лежит объект, на который направлены меры государственного воздействия. По этому критерию автор предлагает различать «женскую» государственную политику, которая затрагивает только интересы женщин как социальной группы, и эгалитарную (активную гендерную политику), объектом которой выступают и мужчины и женщины2.

Использование положений данной теории может помочь в определении типа государственной политики французского общества в XIX в. в решении вопроса женского образования и учесть факторы, влияющие на содержание и результативность государственной политики.

Ценностный подход сформировался как самостоятельное научное направление в русле наследия школы «Анналов». Основные направления ценностного подхода изложены и адаптированы в работе российских ученых «Ценностный подход в конкретно-исторических исследованиях»1.

В основе понятия ценности они выделяют следующие компоненты: значимость, потребности и интересы, идеал, норма и оценка, деятельность.

Ценность социальна по своей природе и складывается на уровне общества (как отдельного социального слоя, так и общества в целом), содержит в себе социальную оценку, представляет единство объективного и субъективного, материального и идеального. Именно ценности являются ориентиром в жизни людей, побуждают их к определенной деятельности и корректируют ее, служат эталоном для оценки происходящего, для сравнения желаемого и действительного, регулируют поведение людей в обществе.

Содержание доминирующих в обществе ценностных представлений связано с типом социальной системы в целом.



Ценности – это духовные ориентиры, определяющие значимость предметов, явлений и их свойств, идей для человека, социальной группы, общества в целом, с точки зрения определенных идеалов, способствующие реализации социальных потребностей и интересов2.

Мы согласны с утверждением авторов, что ценности носят конкретно-исторический характер. Каждой цивилизации, каждому этапу общественного развития соответствуют не только определенные социально-экономические и политические отношения, но и специфическая система ценностей, доминирующая в данном обществе. Кардинальные перемены в различных сферах его жизнедеятельности неизбежно ведут к изменениям в ценностной системе сначала отдельных групп населения, а затем и всего общества. В то же время, трансформация системы ценностей – это необходимая предпосылка для любых перемен в социально-экономической, политической и культурной сферах жизни государства.

Ценностная система имеет ярко выраженную гендерную окраску: маскулинную и феминную. Но и эти системы не являются однородными, в их рамках существуют разные варианты. Например, в рамках феминной ценностной системы можно выделить: 1) традиционную ценностную систему, нормы которой диктуются доминирующей в обществе культурой; 2) «новую» ценностную систему, которая воспринимает и транслирует новые идеи.

Ценности проявляются на культурном и социальном уровнях, а на индивидуальном уровне представлены ценностные ориентации, которые проявляются в ценностных чувствах, ценностных предпочтениях. Поэтому микроанализ духовных процессов, происходящих в обществе, связан с изучением ценностных ориентаций.

Ценностная ориентация – это зафиксированная в сознании, социально и культурно обусловленная направленность индивида на цели, идеалы и средства их достижения1.

Сравнительное изучение ценностей, преобладающих во французском обществе и ценностных ориентаций представительниц женского движения позволит проследить формирование нового типа личности («новой женщины») при переходе от традиционного общества к индустриальному, проследить влияние традиционной и «новой» ценностных систем на стратегию и тактику женских организаций и оценить успех или неуспех движения, причины его умеренности или радикальности.

При написании работы также были использованы специальные исторические методы: сравнительно-исторический и хронологический метод исследования, приемы исторического описания.

Вышеизложенные методологические принципы могут послужить основой для осуществления комплексного анализа заявленной проблематики.



Для исследования заявленной проблематики необходимо не только применение междисциплинарного подхода, но и опора на комплекс источников. В основу нашего исследования положены обширные источники документального характера, которые можно разделить на несколько групп.

Это, прежде всего, документы женских и других общественных и политических организаций. Нас интересовали, прежде всего, программы ведущих женских организаций, таких как «Французская Лига прав женщин» (ФЛПЖ), «Национальный Совет Французских Женщин» (НСФЖ), «Французский Суфражистский Союз Женщин» (ФССЖ), «Федерация преподавателей лицеев для мальчиков и женского среднего образования» (ФПЛ), которые в целом определяли политику либерального женского движения, в том числе и в сфере женского образования. В документах этих организаций представлены принципы, которые данное общество провозглашало основой своей деятельности, их

цели и задачи, обозначены стратегия и тактика, отражены организационные принципы и структура организации.

Отчеты о деятельности вышеуказанных женских организаций и съездов содержат богатый фактический материал, отражающий внутреннюю жизнь женского движения, показывают существовавшие в нем течения, помогают разобраться в характере противоречий межу ними. Анализ данной группы документов позволит сформулировать отличия идейных платформ разнохарактерных женских организаций, их целей и задач. Следует указать на излишнее восхваление собственной организации, ее важности и значения в женском движении, содержащееся в данных работах.

Из документов других общественных и политических организаций автором исследования были использованы отчеты о работе конгрессов, на которых организации, поддерживающие женские требования о равном образовании полов, обсуждали проекты реформирования системы женского образования и вырабатывали тактику осуществления этих мероприятий. Эти документы позволяют проследить отношение различных общественных организаций к проблеме женского образования и определить их влияние на государственную политику в этом вопросе.

Ко второй группе относятся законодательные и нормативно-правовые документы, которые можно разделить на несколько больших групп.

1) «Парламентские дебаты» по проблеме реформирования женского образования и проекты законов, которые позволяют проанализировать причины изменения государственной политики и изучить мнения различных общественных сил о реформах.

2) «Школьное законодательство» – нормативно-правовые акты, на основе которых была проведена реформа начального и среднего женского образования с 1789 по 1924 гг., это различные законы и постановления правительства, регулирующие изменения системы женского образования на протяжении всего рассматриваемого периода1.

Эти документы позволяют осуществить комплексный анализ государственной политики, выделить основные этапы изменения системы женского образования и проследить произошедшие трансформации на протяжении всего изучаемого периода.

3) Нормативно-правовые документы общего характера. Это декларации, декреты и постановления эпохи революции 1789 г., регулирующие положение женщин в новом обществе и степень их общественно-политической свободы; Конституции 1791 и 1848 гг., дающие представление о системе французского общества и о степени участия женщин в политической жизни страны, Гражданский кодекс Наполеона с изменениями и дополнениями, действовавший в стране с 1804 по 1945 гг. В нем представлены акты гражданского состояния, регулирующие семейные отношения, брак, развод, попечительство, имущественные права супругов, экономическую дееспособность и правовое положение женщин.

Изучение этой группы нормативных документов позволит проанализировать социально-правовой статус женщин во Франции в 1789-1924 гг., проанализировать тенденции государственной политики и гендерные нормы поведения.

Третьей группой источников являются публицистические произведения непосредственных участников движения. Поскольку авторы выступают как представители движения, в их работах находят выражение общие принципы и программные установки, цели и задачи определенного направления. Сравнительный анализ этих работ дает возможность понять точки зрения представителей различных направлений на женское движение, проследить мотивацию участия в движении, отношения с властными структурами и взаимодействие с другими представителями.

Полезными для раскрытия темы являются труды основоположников движения эпохи революции (О де Гуж, Ж.-А. Кондорсе), социалистов-утопистов (Ш. Фурье, Сен-Симона, Э. Кабе), теоретиков либеральной концепции решения женского вопроса (Л. Рише, Э. Легуве, Э Жирардена). Сравнительный анализ произведений дает возможность проследить эволюцию общественных взглядов на женский вопрос в сфере образования и сформировать представление об идеологии разных направлений движения.

Произведения современников – сторонников1 и противников (Ж.-Ж. Руссо, А. Дюма, П-Ж. Прудона) изменения положения женщин – дают представления об отношении общества к проблемам женской эмансипации. Их сравнительное изучение помогает проследить трансформацию общественного мнения по женскому вопросу в сфере образования и определить причины и специфику гендерных стереотипов.

В четвертую группу входят материалы русской и французской дореволюционной периодической печати. В целом, материалы периодической печати представляют собой группу наиболее информативных источников, так как в них содержится богатый фактический материал о женском движении во Франции, приводятся сведения о женских конгрессах, собраниях, акциях, о достижениях женского движения, хроника женских избирательных прав, разнообразные статистические данные, мнение российских и французских авторов о борьбе женщин за свои права.

Журнальные статьи, представляющие интерес по теме исследования, можно объединить в несколько групп: 1) специализированные французские и русские издания, посвященные проблемам образования; 2) женские русские журналы, отражающие развитие женского движения; 3) общественно-политические издания, обращавшиеся к проблемам женского равноправия.

Наибольшую ценность представляют французские и русские специализированные журналы, посвященные проблемам образования. К ним относятся следующие журналы:

«Revue universitaire» – журнал о проблемах воспитания и образования обоих полов. Выходил во Франции с 1891 по 1919 гг. Публиковал законодательство об образовании, отчеты и статистику женского и мужского образования, мнения различных представителей французского общества по насущным вопросам и реформам женского образования. В специальной рубрике «Bulletin de L’Enseignement secondaire des Jeunes filles» – «хроника среднего женского образования» – под редакцией Круазет-Бен-Абен из номера в номер печатались новости, проблемы, сведения, мнения, дебаты, новые законы о среднем женском образовании во Франции.

«Revue pédagogique»ежемесячный, специализированный журнал, посвященный проблемам начального образования обоих полов. Выходил с 1882 г. под редакцией известного сторонника женской эмансипации О. Греара. После его смерти журнал продолжил курс на распространение идеи равного образования полов. В этом издании публиковались статьи по истории начального образования во Франции и в других странах мира, биографии политиков и общественных деятелей, добивавшихся реформирования системы начального образования во Франции, отчеты о конгрессах женских и других общественных организаций, на которых обсуждались те или иные проблемы, связанные с начальным образованием.

Много материалов по женскому образованию содержится в научном и литературном журнале «Revue des Deux Mondes», который был основан в 1831 г. Ф. Бюлоцом. По воспоминаниям современников, «журнал был руководителем всей образованной Франции». В период Второй республики был негласным органом либеральной оппозиции. В период Третьей республики (до 1893 г.) выражал официальную позицию республиканского правительства по тому или иному вопросу. В 1870-х – нач. 1890-х гг. журнал публиковал огромное количество статей видных общественных деятелей, политиков и преподавателей о женском образовании (в основном, среднем и высшем), о ходе реформ, об отношении к этому вопросу католической церкви и об отношении французского общества к образованию девушек.

Педагогический журнал «Женское образование» издавался с 1876 по 1891 гг. при Санкт-Петербургской женской гимназии. В рубриках «Из иностранных журналов», «Из жизни и литературы» рассматривалась история женского образования в разных странах и его состояние на момент публикации материала. В каждом номере публиковались сообщения из-за границы о наиболее значимых событиях, имеющих отношение к женскому образованию – о новых законах и постановлениях, о дебатах во французском обществе по вопросу о среднем женском образовании, о ходе реформ, о коммерческом и начальном женском образовании во Франции. В 1892 г. журнал изменил свое название на «Образование».

«Образование» – ежемесячный педагогический и научно-популярный журнал, посвященный вопросам женского и мужского образования в разных странах, выходивший в России в 1892-1917 гг. Для нас представляется интересной рубрика «К статистике женского образования», где печатались сведения из «Revue International de

l’ enseignement» (всемирные новости по образованию) и из «Revue statistique de l’ enseignement Fransais» (статистика образования во Франции) по женскому образованию во Франции. Публиковались отдельные информационные статьи, посвященные организации среднего женского образования. Много места занимали аналитические материалы, посвященные проблемам феминизма в разных странах, вопросам брака и семьи, взаимоотношению церкви и государства и т. п.

Ко второй группе изданий периодической печати русских женских журналов относятся, прежде всего, журналы «Женский вестник» и «Первый женский календарь», при анализе которых надо учитывать их ярко агитационный характер.

«Женский вестник» – общественно-литературный ежемесячный журнал, издававшийся в России в 1904-1917 гг., с 1906 г. это печатный орган «Женской Прогрессивной партии», редактируемый

М. И. Покровской. Кроме обычных для женских журналов XIX в. новостей образования, статей о семейной жизни, в «Женском вестнике» излагались взгляды и идеи сторонников эмансипации, анализировался правовой и социальный статус женщины в разных странах. В специализированных рубриках: «За границей», «Хроника женских избирательных прав», «Из иностранных журналов», «Феминизм в различных странах» – публиковались сведения о женских движениях в странах Европы и Америки, в том числе во Франции.

В журнале освещалась работа международных женских конгрессов, достижения движения в разных странах. Информация о женском движении во Франции носила разнообразный характер: о съездах и конференциях женских обществ, об изменении законов в пользу женщин, о муниципальных и парламентских выборах и об участии в них женщин и т.п. Также публиковались статьи аналитического характера, в которых подчеркивалось отставание женского движения во Франции по сравнению с другими странами.

«Первый женский календарь» – ежегодный женский альманах, выходивший с 1898 по 1905 гг. под редакцией активистки российского женского движения Л.Н. Ариян. В рубриках «Движение женского дела за границей», «Женское образование за границей», «Статистика женского труда» публиковались сведения о положении женщин в разных странах и об их участии в женском движении. Ряд материалов, представленных в альманахе, носил консультативный характер.

К примеру, печатались точные адреса иностранных учебных заведений, стоимость пансиона, условия поступления, варианты проезда и т. п. Информационные материалы о женском движении во Франции, представленные в издании Ариян, содержат данные о создании различных женских обществ, от феминистских до профсоюзных, об их руководителях и целях, о женском труде и о достижениях в области завоевания равных прав. Движение женщин во Франции оценивалось как умеренное, так как «женщины во Франции сильно проникнуты предрассудками».

Среди общественно-политических изданий, обращавшихся к теме женского равноправия, отметим «Мир божий», «Отечественные записки».

«Мир божий» – ежемесячный политический, литературный и научно-популярный журнал, выходивший в России с 1892 по 1906 гг. Важным его направлением являлось информирование о российском и зарубежном женском движении. В рубриках «Смесь», «Разные разности», «За границей» публиковались объемные материалы, освещающие разнообразные проблемы женского движения. В рубрике «Из иностранных журналов» были представлены мнения французских авторов о разнообразных проблемах, касающихся положения женщин в обществе. Постоянные рубрики рассказывали о женских организациях, конгрессах и встречах.

«Отечественные записки» – литературно-политический и ученый журнал, выходивший с 1838 по 1917 гг. Он выделялся среди прочих тем, что чаще всего публиковал статьи критического содержания и литературные рецензии. Среди публикаций по женскому вопросу наибольший интерес представляют статьи о положении женщины во Франции, которые появляются на страницах журнала с конца 1850-х гг.: «Мадам Бовари и о нравственности вообще», «Этюды из жизни женщин современной Франции». С 1860-х гг. в рубрике «Новости по женскому вопросу» печатаются сведения о создании во Франции женских обществ, о программах и руководителях, об основании феминистских газет.

Воспоминания, мемуары участников и современников движения и переписка, составляющие пятую группу источников, дают возможность сформировать более целостное представление об изучаемой эпохе, о повседневной жизни общества, об его отношении к женскому вопросу и участникам движения, к процессам эмансипации и трансформации традиционных представлений. Хотелось бы выделить мемуары В. Дюрюи, министра народного образования в 1863-1869 гг., который первым выступил за реформу начального и среднего женского образования и предложил проекты законов по этому вопросу1. В его мемуарах содержится богатый материал, позволяющий проанализировать причины поворота государственной политики от игнорирования женского образования к его организации. Однако характерный для воспоминаний, мемуаров и переписки субъективизм зачастую отрицательно влиял на точность изложения фактов и событий. Поэтому автор данного исследования перепроверял многие фактические данные по другим источникам.

Для анализа причинно-следственных связей между деятельностью женского движения и государственной политикой в сфере женского образования, а также для оценки эффективности проводимых реформ большое значение имеют статистические материалы1.

В них представлены сведения о количестве и соотношении женских и мужских учебных заведений, как светских так и конгрегационных, по всем ступеням образования: от начального до высшего. Они дают наглядное представление, как те или иные реформы меняли положение дел в женском образовании.

В целом комплекс документов, имеющихся в распоряжении автора, позволил всесторонне рассмотреть обозначенную проблему.




следующая страница>


Т. В. Королева Женское либеральное движение и государственная политика в области женского образования во Франции в XIX начале XX века

Женское либеральное движение и государственная политика в области женского образования во Франции в XIX начале XX века

3368.93kb.

23 09 2014
15 стр.


«Государственная политика в сфере начального народного образования в России второй половины XIX века и крестьянство

Государственная политика в сфере начального народного образования в России второй половины XIX века и крестьянство

485.95kb.

10 09 2014
3 стр.


Китай во второй половине XIX начале XX века

Важнейшим фактором исторического развития афро-азиатских стран становится национально-освободительное движение. В начале XX в. Восток потрясли первые буржуазные революции

29.22kb.

10 10 2014
1 стр.


Общая характеристика общественного движения

Общественно-политическая жизнь России на рубеже XIX – XX вв., создание рсдрп и партии социалистов-революционеров. Земско-либеральное движение

27.47kb.

18 12 2014
1 стр.


Приказ №165/4 Махачкала о начале занятий на курсах «Государственная служба и кадровая политика» в связи с окончанием набора на курсы «Государственная служба и кадровая политика»

В связи с окончанием набора на курсы «Государственная служба и кадровая политика», приказываю

15.14kb.

06 10 2014
1 стр.


Талассотерапия второе рождение

Талассотерапия (лечение морской водой) родилась во Франции в начале XIX столетия. Сегодняшний обзор центров на побережьи Франции позволяет продемонстрировать разнообразие методов в

48.05kb.

12 10 2014
1 стр.


Англия в конце XVIII первой половине XIX века

В конце XVIII начале XIX в в промышленный переворот в Англии переходит в завершающую стадию

146.46kb.

16 12 2014
1 стр.


Темкина А. Женское движение как общественное движение: история и теория // Гендерная реконструкция политических систем / Ред сост. Н. М. Степанова и Е. В. Кочкина. Спб., 2004. С. 41-75
52.99kb.

12 10 2014
1 стр.