Перейти на главную страницу
В средние века латинское слово «saeculum» (век) получило значение мира и мирской жизни, в противоположность церкви и духовным предметам. Отсюда saecularis – мирской, светский и т.п. Словом секуляризация каноническое право стало обозначать переход лица или вещи из духовного состояния владетеля в светское, если только лишение духовного сана не было наказанием (деградацией). Сам термин «секуляризация» был использован впервые в 1646 г. французским посланником Лонгвилем во время переговоров, предшествовавших заключению Вестфальского мира, и означал возможность удовлетворения интересов победителей за счет конфискации монастырских владений.
Сейчас понятие секуляризации употребляется в самом широком значении: освобождение из-под контроля духовенства как общественной группы, из-под контроля церкви как института (или моральной силы), т.е. освобождение от религиозного контроля в мирских делах.
(Слайд 4) Свободомыслие - мировоззренческая установка, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем. Термин «Свободомыслие» вошёл в употребление в XVIII в. с появлением трактата английского деиста А.Коллинза «Рассуждение о свободомыслии» (1713). Существуют следующие виды свободомыслия:
богоборчество - выражается в чувстве протеста против бога, создавшего этот, как это кажется богоборцу, несправедливый и жестокий мир;
скептицизм - проявляется в сомнении истинности вероучения в целом или его положений;
нигилизм - проявляется через отрицание религии, не связанное с утверждением какого-либо иного мировоззрения, положительных ценностей и идеалов;
атеизм - представляет собой систему воззрений, отвергающих существование бога;
индифферентизм - проявляется через безразличие к религии и ее существенным идеям;
антиклерикализм - религиозное обоснование связано с борьбой против формализации религиозной жизни, господства в ней организационных структур и духовенства. Светское обоснование, как правило, связано с идеей веротерпимости, свободы совести.
Таким образом, религия занимает в обществе одно из ведущих мест.
В подобных случаях создается специальный контрольно-репрессивный орган, который следит за «отделением Церкви от государства», следит за тем, чтобы Церковь оставалась за границами не только государственной, но и общественной жизни. Церкви закрываются, духовенство репрессируется, либо (более мягкий вариант) государство не финансирует религиозные организации и не позволяет им самим зарабатывать средства на существование. В таких условиях Церковь умирает.
В демократическом варианте государство стремится не препятствовать течению религиозной жизни и деятельности религиозных организаций. Государство не оказывает им материальной поддержки, но при этом не мешает самим зарабатывать деньги. Специального курирующего органа нет (или его функции слабы), контролируется только финансовая деятельность. Религиозная организация рассматривается как один из субъектов рыночных отношений.
При сепарационном типе отношений никакого специального законодательства не создается. Просто между государством и религиозными объединениями воздвигается «стена». Такая практика может достаточно надежно обеспечивать равенство религий перед законом, но при этом фактически утверждается (навязывается) секуляризм во всех сферах государственной и общественной жизни.
В демократических странах Церковь порой также испытывает сильное давление со стороны властей. Государство прямо финансирует Церковь и имеет возможность вмешиваться в ее дела вплоть до перемещения епископата. При этом священники, муллы и раввины не имеют морального права возмущаться, поскольку получают стабильную государственную зарплату.
При кооперационном типе фактически действуют два источника правового регулирования. С одной стороны, конституция и законодательные нормы, с другой – соглашения и договоренности с религиозными объединениями.
Кооперационный тип отношений подразумевает защиту ведущих конфессий при сохранении основных гражданских прав религиозных меньшинств. Сложность заключается в определении традиционных и нетрадиционных вероисповеданий. Традиционные религии пользуются налоговыми льготами, правом на проповедь в государственных учреждениях (школа, армия), государство передает им часть своих полномочий в сфере социального обслуживания населения (больницы, приюты, детдома). Малые Церкви, не имеющие соглашений с правительством, вносятся в государственный реестр, обладают статусом юридического лица, пользуются некоторыми налоговыми льготами, но не имеют возможности вести широкую миссионерскую работу. Сомнительные религиозные группы сохраняют право на свободу совести, но регистрируются как частные ассоциации. Деятельность, связанная с психическими, парапсихическими феноменами, лечебными эффектами, распространением философских, гуманистических или спиритуалистических ценностей, не допускается в качестве религиозной.
(Слайд 6) Зарубежная теория и практика показывает, что сегодня с некоторыми оговорками, можно говорить о втором типе государственно-религиозных отношений, включающем в себя следующие три модели отношений между государством и религиозными организациями: восточной, американской и западноевропейской.
Восточная модель предполагает наличие государственной господствующей религии, провозглашение религиозности самого государства, «второсортность» других религий.
Основными признаками государственной религии являются: законодательное закрепление ее статуса; государственное финансирование всех ее расходов; управление делами религиозной организации государственными чиновниками; только священники государственной религии имеют право вести службы в тюрьмах, воинских частях и образовательных учреждениях, а также приглашаться на официальные государственные мероприятия; руководство государственной религии активно вмешивается в дела государства и др.
Так, например, ислам является государственной религией в Пакистане, Иране, Саудовской Аравии, Египте, Иордании и других странах. В Египте, например. Ст. 2 Постоянной Конституции 1971 года закрепляет: «Ислам – государственная религия, арабский язык - официальный язык государства. Положения мусульманского права - шариата являются основой законодательства».
Американская модель государственно-религиозных отношений требует отделения религиозных объединений от государства и соблюдения абсолютного равенства всех конфессий. Первая поправка к Конституции США была первым национальным инструментом сохранения религиозной свободы в письменном конституционном документе. Она гласит: «Конгресс не будет создавать никакого закона, касающегося учреждения религии или запрещающего свободное отправление ее».
Таким образом, в Соединенных Штатах действует строгое отделение Церкви от государства. Появление в общественных местах религиозных символов или попытка прочесть в школе утреннюю молитву перед началом уроков незамедлительно вызывают протест американцев. Церковные иерархи либо не участвуют в государственных торжествах, либо присутствуют как частные лица. Однако девиз страны остается прежним: «In God we trust» («Мы уповаем на Бога»). Президенты не стесняются говорить о некоей «божественной миссии» США и часто завершают свои выступления возгласом «God bless America!» («Боже, благослови Америку!»).
Так, например, ст. 2 Конституции Аргентины закрепляет, что федеральное правительство поддерживает Римскую апостольскую католическую церковь. Конституция Болгарии устанавливает, что «традиционной религией в республике Болгария является восточно-православное вероисповедание» (ч. 3 ст. 12). Конституция ФРГ признает религиозное обучение обязательным в государственных школах (ст. 7 Основного Закона ФРГ), причем речь идет именно о лютеранстве.
В то же время в Италии все религии официально равны перед законом, и граждане могут исповедовать все, что им заблагорассудится. Но на деле Католическая Церковь обладает значительными привилегиями.
Достаточно категорично и с максимальной страстностью выражены отношения государства к религии и вере, религиозные предпочтения государства в конституциях Дании, Исландии и Ирландии. В частности, параграфы 4 и 5 Конституции Королевства Дании закрепили следующие положения: «Евангелическая Лютеранская Церковь является Официальной Церковью Дании и, как таковая, пользуется поддержкой государства»; «Король должен быть членом Евангелической Лютеранской Церкви». В Израиле ст. 4а Закона о возвращении устанавливает, что право на репатриацию в Израиль имеет любой еврей, но лишь когда он не исповедует иную религию. Верховный суд Израиля постановил, что все евреи, перешедшие в христианство, теряют право на репатриацию в Израиль.
В 28 мусульманских странах государственной религией официально признан ислам. В конституциях и других конституционных актах Пакистана, Марокко, Иордании, Бахрейна, ОАЭ и других из этого числа стран закреплена концепция исламской формы правления и соответственно привилегированное положение ислама, роль которого в мусульманских государствах особенно велика. Религия регулирует все стороны жизни общества посредством правовой системы, основанной на учении ислама, – мусульманского права. Конституционное объявление ислама государственной религией служит закреплением верховенства мусульманского права по отношению к принимаемым государством законам.
Таким образом, при режиме отделения церкви от государства правовое регулирование государственно-религиозных отношений обеспечивается нормами государственно-религиозного права, являющимся государственным правом относительно Церкви. Причем, в системе государственно-церковного права нет различия между понятиями церковь, религиозная организация, религиозное объединение.
Принцип свободы совести зародился во время Великой французской революции, а принцип отделения церкви от государства получил свое развитие в США. Французский мыслитель Ф.Вольтер в 1763 году провозгласил, что свобода совести есть право, которое человек получил от природы, и никто не может принуждать его в вопросах веры. Каждому нужно разрешить молиться на свой лад, каждый вправе исповедовать ту или иную веру в согласии лишь со своей совестью. Эти идеи получили законодательное закрепление во французской «Декларации прав человека и гражданина» (1794), положенной в основу законодательства французского государства эпохи буржуазных революций, а также в Конституции США (1787) и американском Билле о правах (1794).
Ближайшим полем функционирования прав, свобод и обязанностей человека в области свободы совести является система высших прав человека в отношении выбора, придерживания и проявления мировоззрения. Именно в таком контексте свобода совести провозглашена во Всеобщей декларации прав человека (10 декабря 1948 года). В статье 18 этой Декларации свобода совести поставлена в ряд со свободой мысли и свободой религии. Там написано: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков».
В последующих Международных актах (Декларации ООН «Об устранении любых форм нетерпимости и дискриминации на почве религии или веры», Международной конвенции о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, 1950 года, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, 1975 года и др.) содержание мировоззренческих прав и свобод было расширено и уточнено в такой формулировке: «Свобода мысли, совести, религии и убеждений».
Таким образом, понятие свободы совести нормативно закреплено как в международных, так и в российских нормативных документах.
4. Положение религии в СССР и Российской Федерации
(Слайд 9) В Российской Федерации переломными во взаимоотношениях Русской Православной Церкви и советского государства стали годы, связанные с важными датами в истории православной церкви: 1000-летием Крещения Руси (1988) и 400-летием установления патриаршества на Руси (1989). Постановлением Верховного Совета СССР от 1 октября 1990 г. был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях», который привёл советское законодательство в соответствие с международными нормами права и гарантировал право граждан на определение и выражение своего отношения к религии, устранил многочисленные ограничения и противоречия, препятствующие практическому осуществлению свободы совести. 25 октября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О свободе вероисповеданий», который гарантировал осуществление свободы совести в республике.
(Слайд 10) Принципы свободы совести нашли своё дальнейшее конституционное закрепление в основном законе страны – Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
В статье 2 главы 1 утверждается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В статье 17 (1) сказано, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общественным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей конституцией.
Статья 14 (1) провозглашает Российское государство светским государством, причём никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
В статье 19 (2) изложено, что государство закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Кроме того, Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан о социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В статье 28 каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Из статей 28, 13 (ч. 4), 14, 19 (ч. 1 и 2) и 30 (ч. 1) следует, что свобода вероисповедания предполагает свободу создания религиозных объединений и свободу их деятельности на основе принципа юридического равенства, в силу чего федеральный законодатель, реализуя полномочия, вытекающие из статей 71 (п. «в» и «о») и 76 Конституции Российской Федерации, вправе урегулировать гражданско-правовое положение религиозных объединений, в том числе условия признания религиозного объединения в качестве юридического лица, порядок его учреждения, создания, государственной регистрации, определить содержание правоспособности религиозных объединений.
При этом законодатель, учитывая исторически сложившийся в России многоконфессиональный уклад, обязан соблюдать положение статьи 17 (ч. 1) Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Вводимые им меры, относящиеся к учреждению, созданию и регистрации религиозных организаций, не должны искажать само существо свободы вероисповедания, права на объединение и свободы деятельности общественных объединений, а возможные ограничения, затрагивающие эти и иные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.
В демократическом обществе с присущим ему религиозным плюрализмом, как следует из статей 17 (ч. 3) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации подобного рода ограничения могут быть предусмотрены законом, если это необходимо в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.
Согласно статье 29 (2) не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную направленность и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, религиозного или языкового превосходства.
Статья 59 (2) Конституции Российской Федерации устанавливает, что гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с Федеральным законом. Пункт 3 этой статьи устанавливает правовую норму, согласно которой гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных Федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.
В первой главе освещаются наиболее важные принципы осуществления свободы совести: равноправие граждан независимо от их отношения к религии; равенство религиозных организаций перед законом; наличие специальных законодательных актов, обеспечивающих реализацию свободы вероисповедания и устанавливающих ответственность за их нарушения; светский характер системы государственного образования.
Статья 3 данного закона сформулировала принцип свободы вероисповеданий как право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, действовать в соответствии со своими убеждениями при единственном условии – соблюдении законов государства.
В последующих статьях закона уточняется, что равноправие граждан не допускает ограничения каких-либо прав или установления преимуществ в зависимости от отношения к религии, возбуждение в связи с этим вражды и ненависти, либо оскорбления граждан.
В законе чётко сформулирован светский характер государственного образования. На основе этого закона доступ к образованию предоставляется всем одинаково: верующим и неверующим. Государственное образование не преследует цели формирования определённого отношения к религии. Это означает, что в государственных учебных заведениях не допускается религиозная проповедь, обучение Закону Божьему, катехизация (разъяснение основ вероучения), хотя не исключается изложение истории религии, её функции в жизни общества и человека. В равной мере недопустима и атеистическая пропаганда, сознательное и целенаправленное формирование атеистических убеждений. Обучение религиозному вероучению и получение религиозного образования возможно только на вне государственной основе. С этой целью региональные организации имеют возможность создавать свои специализированные учебные заведения, группы для взрослых и детей и т.д. Аналогичные права подразумеваются и для атеистических организаций, хотя они не прописаны в законе. В общеобразовательных программах должно быть выражено отношение взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими её, между последователями различных религий.
В статье 11 указывается, что религиозные объединения наделяются правами юридического лица с момента регистрации их устава (положения) в Министерстве юстиции Российской Федерации или его органах на местах.
Закон определил права религиозных организаций (глава III) (Слайд 15) и основания для их ликвидации (часть 2 статьи 14) (Слайд 16).
Кроме того, религиозные объединения могут осуществлять миссионерскую деятельность, милосердие и благотворительность, религиозное обучение и воспитание, подвижничество в монастырях, скитах и т.д., паломничество и другие виды деятельности, которые соответствуют определённым вероучения и предусмотрены уставом (положением) данного объединения.
Четвертая глава регулирует надзор и контроль за исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
Таким образом, деятельность религии и религиозных организаций в обществе регламентируется во всех странах мира соответствующими нормативными правовыми документами.
Причем претерпевает большие или меньшие изменения на протяжении, подчас небольших отрезков времени, так что эти изменения заметны в пределах жизни одного поколения. Однако изменени
08 10 2014
1 стр.
Религиозные отношения, культовые и внекультовые. Понятие религиозности населения. Традиционные и нетрадиционные религиозные организации в России. Сакрализация и секуляризация. Клер
23 09 2014
1 стр.
Воспитательный аспект: воспитание уважительного отношения к мнению другого человека, потребности в высказывании собственного мнения
16 12 2014
1 стр.
Работа выполнена на кафедре экономической политики и государственно-частного партнерства Московского государственного института международных отношений (Университета) мид россии
25 12 2014
1 стр.
Государственно-частное партнерство в большинстве случаев включает финансирование проектов со стороны частных компаний
10 09 2014
1 стр.
Сторонниками традиции. На этот факт часто ссылаются всевозможные современные религиозные организации, дабы обосновать свою перспективность
14 12 2014
1 стр.
18 12 2014
10 стр.
14 09 2014
1 стр.