Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Тема 6

ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ:

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Учебные вопросы:

1. Религия и общество.

2. Типы моделей государственно-религиозных отношений.

3. Понятие свободы совести.

4. Положение религии в СССР и Российской Федерации.
1. Религия и общество
Мировая история показывает, что религия, как явление, подвержена постоянным изменениям. Причем претерпевает большие или меньшие изменения на протяжении, подчас небольших отрезков времени, так что эти изменения заметны в пределах жизни одного поколения. Однако изменения могут быть и долговременными, растягиваясь на столетия.

(Слайд 2) Взаимосвязь религии и общества рассматривается через два основных понятия: сакрализация и секуляризация.

Сакрализация - широкое вовлечение в сферу религиозного влияния и санкционирования различных социальных институтов, отношений и форм общественного и индивидуального сознания.

Секуляризация - процесс высвобождения из-под влияния религии социальных отношений и институтов, различных сторон и уровней жизнедеятельности общества и личности, вытеснение религии из различных сфер общественной жизни светскими формами духовного производства и организации жизнедеятельности людей.

(Слайд 3) В XIX веке было отмечено, что изменения, происходящие в религии на протяжении Новой истории, начиная с XV-XVI вв., выражают общую тенденцию уменьшения влияния религии на общество и на жизнь отдельного человека. Религия становится как бы, менее нужной. Чтобы преодолеть вырастающую «стену отчуждения» между нею и изменившимся миром, религия была вынуждена идти на компромисс, приспосабливаясь к изменившимся условиям, внося коррективы в вероучение, социальные и этические доктрины, формы организации и деятельности. Для обозначения явлений такого рода в науке стал применяться термин – «секуляризация».

В средние века латинское слово «saeculum» (век) получило значение мира и мирской жизни, в противоположность церкви и духовным предметам. Отсюда saecularis – мирской, светский и т.п. Словом секуляризация каноническое право стало обозначать переход лица или вещи из духовного состояния владетеля в светское, если только лишение духовного сана не было наказанием (деградацией). Сам термин «секуляризация» был использован впервые в 1646 г. французским посланником Лонгвилем во время переговоров, предшествовавших заключению Вестфальского мира, и означал возможность удовлетворения интересов победителей за счет конфискации монастырских владений.

Сейчас понятие секуляризации употребляется в самом широком значении: освобождение из-под контроля духовенства как общественной группы, из-под контроля церкви как института (или моральной силы), т.е. освобождение от религиозного контроля в мирских делах.

(Слайд 4) Свободомыслие - мировоззренческая установка, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем. Термин «Свободомыслие» вошёл в употребление в XVIII в. с появлением трактата английского деиста А.Коллинза «Рассуждение о свободомыслии» (1713). Существуют следующие виды свободомыслия:

богоборчество - выражается в чувстве протеста против бога, создавшего этот, как это кажется богоборцу, несправедливый и жестокий мир;

скептицизм - проявляется в сомнении истинности вероучения в целом или его положений;

нигилизм - проявляется через отрицание религии, не связанное с утверждением какого-либо иного мировоззрения, положительных ценностей и идеалов;

атеизм - представляет собой систему воззрений, отвергающих существование бога;

индифферентизм - проявляется через безразличие к религии и ее существенным идеям;

антиклерикализм - религиозное обоснование связано с борьбой против формализации религиозной жизни, господства в ней организационных структур и духовенства. Светское обоснование, как правило, связано с идеей веротерпимости, свободы совести.

Таким образом, религия занимает в обществе одно из ведущих мест.


2. Типы моделей государственно-религиозных отношений
Государственно-религиозные отношения складывались, складываются и будут складываться, как результат социального компромисса между субъектами этих отношений, частями общества, обладающими различными, подчас альтернативными религиозно-мировоззренческими убеждениями и соответствующей им социальной практикой. Исходя из своего назначения, государство призвано играть роль посредника и гаранта при достижении такого компромисса, а также поддерживать баланс интересов личности, общества и государства на протяжении всего периода своего существования. В науке существуют различные типы моделей государственно-религиозных отношений. Мы рассмотрим два типа классификации этих моделей.

(Слайд ) Первый тип государственно-религиозных отношений, включает в себя три возможные модели отношений между властью и религиозными организациями: сепарационную, авторитарную и кооперационную.

Сепарационная модель подразумевает самостоятельное, независимое существование государства и религиозных организаций. В тоталитарном атеистическом обществе Церковь отделяется от государства, что может привести к ее полному уничтожению.

В подобных случаях создается специальный контрольно-репрессивный орган, который следит за «отделением Церкви от государства», следит за тем, чтобы Церковь оставалась за границами не только государственной, но и общественной жизни. Церкви закрываются, духовенство репрессируется, либо (более мягкий вариант) государство не финансирует религиозные организации и не позволяет им самим зарабатывать средства на существование. В таких условиях Церковь умирает.

В демократическом варианте государство стремится не препятствовать течению религиозной жизни и деятельности религиозных организаций. Государство не оказывает им материальной поддержки, но при этом не мешает самим зарабатывать деньги. Специального курирующего органа нет (или его функции слабы), контролируется только финансовая деятельность. Религиозная организация рассматривается как один из субъектов рыночных отношений.

При сепарационном типе отношений никакого специального законодательства не создается. Просто между государством и религиозными объединениями воздвигается «стена». Такая практика может достаточно надежно обеспечивать равенство религий перед законом, но при этом фактически утверждается (навязывается) секуляризм во всех сферах государственной и общественной жизни.



Авторитарная модель также может функционировать как при диктатуре, так и при демократии. Представим себе авторитарное государство, лидеры которого признают религиозные ценности. В этом случае государство целиком финансирует Церковь и пытается полностью подчинить ее своим идеологическим интересам.

В демократических странах Церковь порой также испытывает сильное давление со стороны властей. Государство прямо финансирует Церковь и имеет возможность вмешиваться в ее дела вплоть до перемещения епископата. При этом священники, муллы и раввины не имеют морального права возмущаться, поскольку получают стабильную государственную зарплату.



Кооперационная модель взаимоотношений Церкви и государства практически не зависит от политического устройства общества, так как в ее идеальном варианте государство и Церковь являются равными партнерами. Они договариваются о взаимной поддержке, правах и обязанностях. Если в государстве одна Церковь, то больших проблем не возникает. Если конфессий много, то отношения регулируются так называемой конкордатной системой, то есть системой договоров между государством и религиозными организациями.

При кооперационном типе фактически действуют два источника правового регулирования. С одной стороны, конституция и законодательные нормы, с другой – соглашения и договоренности с религиозными объединениями.

Кооперационный тип отношений подразумевает защиту ведущих конфессий при сохранении основных гражданских прав религиозных меньшинств. Сложность заключается в определении традиционных и нетрадиционных вероисповеданий. Традиционные религии пользуются налоговыми льготами, правом на проповедь в государственных учреждениях (школа, армия), государство передает им часть своих полномочий в сфере социального обслуживания населения (больницы, приюты, детдома). Малые Церкви, не имеющие соглашений с правительством, вносятся в государственный реестр, обладают статусом юридического лица, пользуются некоторыми налоговыми льготами, но не имеют возможности вести широкую миссионерскую работу. Сомнительные религиозные группы сохраняют право на свободу совести, но регистрируются как частные ассоциации. Деятельность, связанная с психическими, парапсихическими феноменами, лечебными эффектами, распространением философских, гуманистических или спиритуалистических ценностей, не допускается в качестве религиозной.

(Слайд 6) Зарубежная теория и практика показывает, что сегодня с некоторыми оговорками, можно говорить о втором типе государственно-религиозных отношений, включающем в себя следующие три модели отношений между государством и религиозными организациями: восточной, американской и западноевропейской.

Восточная модель предполагает наличие государственной господствующей религии, провозглашение религиозности самого государства, «второсортность» других религий.

Основными признаками государственной религии являются: законодательное закрепление ее статуса; государственное финансирование всех ее расходов; управление делами религиозной организации государственными чиновниками; только священники государственной религии имеют право вести службы в тюрьмах, воинских частях и образовательных учреждениях, а также приглашаться на официальные государственные мероприятия; руководство государственной религии активно вмешивается в дела государства и др.

Так, например, ислам является государственной религией в Пакистане, Иране, Саудовской Аравии, Египте, Иордании и других странах. В Египте, например. Ст. 2 Постоянной Конституции 1971 года закрепляет: «Ислам  – государственная религия, арабский язык - официальный язык государства. Положения мусульманского права  -  шариата являются основой законодательства».

Американская модель государственно-религиозных отношений требует отделения религиозных объединений от государства и соблюдения абсолютного равенства всех конфессий. Первая поправка к Конституции США была первым национальным инструментом сохранения религиозной свободы в письменном конституционном документе. Она гласит: «Конгресс не будет создавать никакого закона, касающегося учреждения религии или запрещающего свободное отправление ее».

Таким образом, в Соединенных Штатах действует строгое отделение Церкви от государства. Появление в общественных местах религиозных символов или попытка прочесть в школе утреннюю молитву перед началом уроков незамедлительно вызывают протест американцев. Церковные иерархи либо не участвуют в государственных торжествах, либо присутствуют как частные лица. Однако девиз страны остается прежним: «In God we trust» («Мы уповаем на Бога»). Президенты не стесняются говорить о некоей «божественной миссии» США и часто завершают свои выступления возгласом «God bless America!» («Боже, благослови Америку!»).



Западноевропейский тип отношений между государством и религиозными организациями имеет некоторые особенности. При отсутствии «государственной Церкви» государство принимает на себя защиту ведущих, традиционных конфессий, сотрудничает с ними, а малораспространенным религиозным меньшинствам обеспечивается «конституционный минимум» основных гражданских прав. Имеется ряд источников правового регулирования: Конституция, текущее законодательство и специальные соглашения (конкордаты и т.п.) с ведущими религиозными объединениями, которые, как правило, называют традиционными.

Так, например, ст. 2 Конституции Аргентины закрепляет, что федеральное правительство поддерживает Римскую апостольскую католическую церковь. Конституция Болгарии устанавливает, что «традиционной религией в республике Болгария является восточно-православное вероисповедание» (ч. 3 ст. 12). Конституция ФРГ признает религиозное обучение обязательным в государственных школах (ст. 7 Основного Закона ФРГ), причем речь идет именно о лютеранстве.

В то же время в Италии все религии официально равны перед законом, и граждане могут исповедовать все, что им заблагорассудится. Но на деле Католическая Церковь обладает значительными привилегиями.

Достаточно категорично и с максимальной страстностью выражены отношения государства к религии и вере, религиозные предпочтения государства в конституциях Дании, Исландии и Ирландии. В частности, параграфы 4 и 5 Конституции Королевства Дании закрепили следующие положения: «Евангелическая Лютеранская Церковь является Официальной Церковью Дании и, как таковая, пользуется поддержкой государства»; «Король должен быть членом Евангелической Лютеранской Церкви». В Израиле ст. 4а Закона о возвращении устанавливает, что право на репатриацию в Израиль имеет любой еврей, но лишь когда он не исповедует иную религию. Верховный суд Израиля постановил, что все евреи, перешедшие в христианство, теряют право на репатриацию в Израиль.



Довольно своеобразная ситуация наблюдается в Германии. В этой, казалось бы, образцово-либеральной стране существуют традиции, от либерализма весьма далекие. Здесь в отличие от Италии отказ заплатить налоги в пользу Церкви влечет за собой исключение верующего из религиозного объединения, к которому он принадлежал. «Церковным налогом» («Kirchensteuer») автоматически облагается любой источник дохода. Право на эту форму финансирования имеют только Католическая и Евангелическая Церкви, а также еврейские общины. Отдельные федеральные земли могут расширять этот список и включать в него, например, Старокатолическую Церковь, адвентистов и т.д. Мусульмане, православные и свидетели Иеговы считаются «нетрадиционными» религиями, хотя этот термин в Германии официально не употребляется.

(Слайд 7) В сфере государственно-религиозных отношений можно выделить два основных вида статуса Церкви в государстве: государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями; режим отделения Церкви от государства и школы от Церкви.

Статус государственной Церкви предполагает тесное сотрудничество государства и Церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной Церкви. Например, в Великобритании официальной государственной церковью является Англиканская (протестантско-епископальная) Церковь, главой которой выступает монарх, а в дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Православной Церкви. Для статуса государственной Церкви характерен ряд особенностей:

в сфере экономических отношений – за церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. (например, во многих случаях государство освобождает собственность Церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее);

Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь (например, в Великобритании государство содержит за свой счет капелланов в армии и в тюрьмах);

Церковь наделяется рядом юридических полномочий:

она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев – регулировать брачно-семейные отношения;

в области политических отношений церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе через представительство Церкви в государственных органах (например, в Великобритании представители высшего духовенства Англиканской Церкви заседают в палате лордов. В Дании, Норвегии, Парагвае, Швеции и некоторых других странах все руководящие государственные должности, вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию);

в области религиозных отношений союз Церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь, в свою очередь, участвует в коронации монархов;

Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения (например, обязательное преподавание религии предусмотрено законодательством Австрии (с согласия родителей), Швеции, Италии, Испании во всех начальных, средних и специальных школах, в учебных заведениях по подготовке учителей и воспитателей детских садов; в Великобритании изучение религии является обязательным предметом в начальных и средних государственных школах; в Израиле во всех школах обязательно изучение иудаизма).

В 28 мусульманских странах государственной религией официально признан ислам. В конституциях и других конституционных актах Пакистана, Марокко, Иордании, Бахрейна, ОАЭ и других из этого числа стран закреплена концепция исламской формы правления и соответственно привилегированное положение ислама, роль которого в мусульманских государствах особенно велика. Религия регулирует все стороны жизни общества посредством правовой системы, основанной на учении ислама, – мусульманского права. Конституционное объявление ислама государственной религией служит закреплением верховенства мусульманского права по отношению к принимаемым государством законам.



В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью. Например, в царской России на положении «терпимой» религии находился ислам. Духовные дела мусульман были отнесены к ведению министерства внутренних дел, а лица неправославного вероисповедания официально именовались иноверцами.

Режим отделения Церкви от государства существует во многих странах – в современной России, во Франции, в Германии, Португалии, США и др. Например, согласно Конституции Франции это государство - светская республика. «Франция является неделимой, светской, демократической и социальной республикой», – гласит ст. 2 Конституции пятой по счету Французской республики (1958). Франция объявлена светской республикой и согласно ст. 2 закона об отделении Церкви от государства от 9 декабря 1905 г.: «не признает и не оплачивает никаких культов, обеспечивая при этом свободу совести и гарантируя свободное отправление культов (ст. 1 закона 1905 г.). Это светскость, признающая за каждой из церквей ее собственную внутреннюю организацию. Таким образом, Франция сегодня светская страна католической культуры. Вот лишь один пример: в табели о рангах нет упоминания о религиозных властях (светскость обязывает!), зато католический праздник 15 августа является государственным праздником и выходным днем для всех французов. Это также можно сказать и о Российской Федерации, где религиозный православный праздник 7 января «Рождество Христово» является выходным днем для всех граждан многоконфессиональной России.

Таким образом, при режиме отделения церкви от государства правовое регулирование государственно-религиозных отношений обеспечивается нормами государственно-религиозного права, являющимся государственным правом относительно Церкви. Причем, в системе государственно-церковного права нет различия между понятиями церковь, религиозная организация, религиозное объединение.


2. Понятие свободы совести
(Слайд 8) Что же представляет собой категория «свобода совести»? В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даля записано: «СОВЕСТЬ - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла… чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития… . От человека утаишь, от совести (от Бога) не утаишь …».

Свобода совести - основополагающее неотъемлемое право человека на свободный мировоззренческий выбор, не влекущий за собой ограничения в других гражданских правах и свободах или их утрату. Свобода совести включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними, не ущемляя свободы и личного достоинства других.

Принцип свободы совести зародился во время Великой французской революции, а принцип отделения церкви от государства получил свое развитие в США. Французский мыслитель Ф.Вольтер в 1763 году провозгласил, что сво­бода совести есть право, которое человек получил от природы, и никто не может при­нуждать его в вопросах веры. Каждому нужно разрешить молиться на свой лад, каждый вправе исповедовать ту или иную веру в со­гласии лишь со своей совестью. Эти идеи полу­чили законодательное закрепление во французской «Декларации прав человека и гражда­нина» (1794), положенной в основу законодательства французского государства эпохи буржуазных революций, а также в Конституции США (1787) и американском Билле о пра­вах (1794).

Ближайшим полем функционирования прав, свобод и обязанностей человека в области свободы совести является система высших прав человека в отношении выбора, придерживания и проявления мировоззрения. Именно в таком контексте свобода совести провозглашена во Всеобщей декларации прав человека (10 декабря 1948 года). В статье 18 этой Декларации свобода совести поставлена в ряд со свободой мысли и свободой религии. Там написано: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков».

В последующих Международных актах (Декларации ООН «Об устранении любых форм нетерпимости и дискриминации на почве религии или веры», Международной конвенции о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, 1950 года, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, 1975 года и др.) содержание мировоззренческих прав и свобод было расширено и уточнено в такой формулировке: «Свобода мысли, совести, религии и убеждений».

Таким образом, понятие свободы совести нормативно закреплено как в международных, так и в российских нормативных документах.
4. Положение религии в СССР и Российской Федерации
(Слайд 9) В Российской Федерации переломными во взаимоотношениях Русской Православной Церкви и советского государства стали годы, связанные с важными датами в истории православной церкви: 1000-летием Крещения Руси (1988) и 400-летием установления патриаршества на Руси (1989). Постановлением Верховного Совета СССР от 1 октября 1990 г. был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях», который привёл советское зако­нодательство в соот­ветствие с международными нормами права и гарантировал право гра­ждан на определение и выражение сво­его отношения к религии, устранил многочисленные ограничения и противоречия, препятствующие практиче­скому осуществлению свободы совести. 25 октября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О свободе вероисповеда­ний», который га­рантировал осуществление свободы совести в республике.

(Слайд 10) Принципы свободы совести нашли своё дальнейшее конституционное закрепление в основном законе страны – Конституции Российской Фе­дерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

В статье 2 главы 1 утверждается, что че­ловек, его права и свободы яв­ляются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В статье 17 (1) сказано, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общественным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей конститу­цией.

Статья 14 (1) провозглашает Российское государ­ство светским государством, причём никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В статье 19 (2) изложено, что государство закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жи­тельства, отношения к религии, убеждений, принад­лежности к общественным объединениям. Кроме того, Конституция за­прещает любые формы ограни­чения прав граждан о социальной, расовой, национальной, языковой или ре­лигиозной принадлежности.

В статье 28 каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Из статей 28, 13 (ч. 4), 14, 19 (ч. 1 и 2) и 30 (ч. 1) следует, что свобода вероисповедания предполагает свободу создания религиозных объединений и свободу их деятельности на основе принципа юридического равенства, в силу чего федеральный законодатель, реализуя полномочия, вытекающие из статей 71 (п. «в» и «о») и 76 Конституции Российской Федерации, вправе урегулировать гражданско-правовое положение религиозных объединений, в том числе условия признания религиозного объединения в качестве юридического лица, порядок его учреждения, создания, государственной регистрации, определить содержание правоспособности религиозных объединений.

При этом законодатель, учитывая исторически сложившийся в России многоконфессиональный уклад, обязан соблюдать положение статьи 17 (ч. 1) Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Вводимые им меры, относящиеся к учреждению, созданию и регистрации религиозных организаций, не должны искажать само существо свободы вероисповедания, права на объединение и свободы деятельности общественных объединений, а возможные ограничения, затрагивающие эти и иные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.

В демократическом обществе с присущим ему религиозным плюрализмом, как следует из статей 17 (ч. 3) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации подобного рода ограничения могут быть предусмотрены законом, если это необходимо в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Согласно ста­тье 29 (2) не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расо­вую, национальную или религиозную направленность и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, религиозного или языкового превосходства.

Статья 59 (2) Конституции Российской Федерации устанавливает, что гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответст­вии с Федеральным законом. Пункт 3 этой статьи устанавливает право­вую норму, согласно которой гражданин Российской Федерации в случае, если его убежде­ниям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных уста­новленных Федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернатив­ной граж­данской службой.



(Слайд 11) 26 сен­тября 1997 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объе­динениях». Данный закон состоит из четырех глав: Об­щие положения; Религиозные объединения; Права и условия деятельности религиозных организаций.

В пер­вой главе освещаются наиболее важные принципы осуществления свободы совести: равно­правие гра­ждан независимо от их отношения к религии; равенство религиозных органи­заций перед законом; нали­чие специальных законодательных актов, обеспечивающих реализацию свободы вероисповедания и устанав­ливающих ответственность за их наруше­ния; светский харак­тер системы государственного образования.

Статья 3 данного закона сформулировала принцип свободы вероисповеданий как право каждого граж­данина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, действовать в соответствии со своими убеждениями при един­ственном условии – соблюде­нии законов государства.

В последующих статьях закона уточняется, что равно­правие гра­ждан не допускает ограничения каких-либо прав или установления преимуществ в зависи­мости от отношения к религии, возбуждение в связи с этим вражды и ненависти, либо ос­корбления граждан.



(Слайд 12) Принцип отделения религиозных объединений от государства предусматривает не­вмешательство госу­дарства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие от­ношение граждан к религии, во внутрен­нюю деятельность религиозных объединений, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Государство не должно финан­сировать деятельность религиозных организаций, равно как и деятельность по пропаганде иных убеждений. В свою очередь, религиозные объединения не могут вмешиваться в дела госу­дар­ства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельность по­литических партий. Но служители этих организаций имеют право на участие в политиче­ской деятельности наравне со всеми гра­жда­нами.

В законе чётко сформулирован светский характер государственного образования. На основе этого за­кона доступ к образованию предоставляется всем одинаково: верующим и неверующим. Государственное об­разование не преследует цели формирования определён­ного отношения к религии. Это означает, что в госу­дарственных учебных заведениях не допускается религиозная проповедь, обучение Закону Божьему, катехиза­ция (разъяснение основ вероучения), хотя не исключается изложение истории религии, её функции в жизни общества и человека. В равной мере недопустима и атеистическая пропаганда, сознатель­ное и целенаправлен­ное формирование атеистических убеждений. Обучение религиозному вероучению и получение религиозного образования возможно только на вне государствен­ной основе. С этой целью региональные организации имеют возможность создавать свои специализированные учебные заведения, группы для взрослых и детей и т.д. Ана­логичные права подразумеваются и для атеистических организаций, хотя они не прописаны в законе. В обще­образовательных программах должно быть выражено отношение взаимной терпи­мости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими её, между последователями различных религий.



Все религии и религиозные объединения равны перед законом, ни одна из них не пользуется ка­кими-либо преимуществами или ограничениями. Государство нейтрально в вопросах веры и убеждений.

(Слайд 13) Вторая и третья глава закона регулирует право на религиозные убеждения и религиозную деятельность. Статья 7 закона предусматривает право выбирать, иметь и менять религи­оз­ные убеждения, высказывать и распро­странять их в устной, печатной и любой другой форме, исповедовать любую религию, беспристрастно совер­шать религиозные об­ряды, добровольно вступать в религиозные объединения и выходить из них.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

(Слайд 14) Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

В статье 11 указывается, что религиоз­ные объединения наделяются правами юридического лица с момента реги­ст­рации их устава (положения) в Министерстве юстиции Российской Федерации или его органах на местах.

Закон определил права религиозных организаций (глава III) (Слайд 15) и основания для их ликвидации (часть 2 статьи 14) (Слайд 16).

Кроме того, религиозные объединения могут осуществлять миссионерскую деятельность, мило­сердие и благотвори­тельность, религиозное обучение и воспитание, подвижничество в мо­настырях, скитах и т.д., паломничество и другие виды деятельности, которые соответст­вуют определённым вероучения и предусмотрены уставом (положением) данного объеди­нения.

Четвертая глава регулирует надзор и контроль за исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Таким образом, деятельность религии и религиозных организаций в обществе регламентируется во всех странах мира соответствующими нормативными правовыми документами.


Резюме
Таким образом, обобщая вышесказанное можно сделать следующие выводы:

Во-первых, государственно-религиозные отношения развиваются в рамках общемирового процесса, однако имеют свои особенности, связанные как с историческим прошлым каждого государства, так и проводимой в условиях суверенного развития внутренней политикой.

Во-вторых, институт свободы совести ставит задачу формирования современной и перспективной научной модели свободы совести, направленной на совершенствование системы правовых гарантий свободы мировоззренческого выбора на национальном, международном и глобальном уровнях, что соответствует реализации главной цели института – содействию укреплению культуры мира, толерантности, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных и этноконфессиональных конфликтов.

В-третьих, от создания и реализации правового механизма свободы совести будет зависеть, удастся ли найти баланс между национальной и глобальной политикой, преодолеть разделение в виде противодействия сил национального и группового эгоизма, использовать открывающийся уникальный шанс формирования демократического мирового порядка.

В-четвертых, планетарное взаимопонимание и сотрудничество цивилизаций, культур и конфессий, сосуществование различных укладов и образов жизни, традиций и ценностных предпочтений невозможно без реализации принципов свободы совести в максимально широком правовом понимании.





Государственно-религиозные отношения: правовой аспект

Причем претерпевает большие или меньшие изменения на протяжении, подчас небольших отрезков времени, так что эти изменения заметны в пределах жизни одного поколения. Однако изменени

230.05kb.

08 10 2014
1 стр.


Курса «Культурно-религиозное наследие России» Раздел Диалектика взаимосвязи религии и культуры

Религиозные отношения, культовые и внекультовые. Понятие религиозности населения. Традиционные и нетрадиционные религиозные организации в России. Сакрализация и секуляризация. Клер

53.34kb.

23 09 2014
1 стр.


Тема: ”Do you use modern inventions in everyday life?” Цели: Воспитательный аспект

Воспитательный аспект: воспитание уважительного отношения к мнению другого человека, потребности в высказывании собственного мнения

23.97kb.

16 12 2014
1 стр.


Многосторонние механизмы содействия международному развитию: экономический аспект

Работа выполнена на кафедре экономической политики и государственно-частного партнерства Московского государственного института международных отношений (Университета) мид россии

360.24kb.

25 12 2014
1 стр.


О государственно-частном партнерстве в нидерландах

Государственно-частное партнерство в большинстве случаев включает финансирование проектов со стороны частных компаний

69.35kb.

10 09 2014
1 стр.


Новые религиозные культы

Сторонниками традиции. На этот факт часто ссылаются всевозможные современные религиозные организации, дабы обосновать свою перспективность

62.84kb.

14 12 2014
1 стр.


Спорте: правовой аспект Часть II характеристика терроризма на железнодорожном транспорте и технологии его предупреждения москва-2005 ббк 67. 408
1893.08kb.

18 12 2014
10 стр.


Канаметов З. Х. Традиции и обычаи почтительного отношения к женщине в адыгском обществе // Этнополитические и религиозные проблемы Кабардино-Балкарии: предпосылки, характер и перспективы решения. – Нальчик, 2011. – С. 210-227
230.89kb.

14 09 2014
1 стр.