Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Курсовая работа

по дисциплине: Экономика общественного сектора

на тему: Государственное регулирование рыночных отношений


Выполнила студентка 2-го курса


заочного отделения -

Проверил: преподаватель




2006г.

СОДЕРЖАНИЕ







Стр.



Введение


3

1.

Рынок


6

1.1.

Понятие рынка. Сущность рынка

6

1.2.

Условия возникновения рынка

9

1.3.

Функции рынка. Структура рынка

11

1.4.

Оценка роли рыночной системы

14

1.5.

Конкуренция и монополия

15

2.

Рынок и государство


19

3.

Провалы рынка и меры государственного вмешательства

22

4.

Государство в рыночной экономике

28

4.1.

Границы вмешательства государства в рыночную экономику. Экономические функции государства

28

4.2.

Методы государственного регулирования экономики

35













Заключение

45




Список литературы

47

Введение.

Рынок зародился несколько тысячелетий назад. Пройдя сложный путь развития, изменяясь, приспо­сабливаясь к новым условиям, он все же доказал свою жизнеспособность. Поэтому рыночную экономику можно рассматривать как достижение че­ловеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех известных форм организации общественного производства.



Рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, соотношение спроса и предложения.

Современный рынок — это один из главных элементов сложной системы хозяйствования, в которой тесно взаимодействуют рыночный механизм и многочисленные, прежде всего государственные, регулирующие институты.

Рыночный механизм проявляется прежде всего во взаимодействии спроса и предложения. Спрос — это форма выражения потребностей общества. Это потребности, которые обеспечены деньгами, т.е. это платежеспособный спрос. Предложение это лишь те товары, которые либо уже есть на рынке, либо могут быть туда доставлены. Спрос и предложение — это специфические категории, которые выражают взаимодействие производства и потребления в условиях рыночной экономики.

Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его ме­ста во всей системе общественного воспроизводства.

Эта система включает в себя четыре сферы экономической дея­тельности:

1) производство, 2) распределение, 3) обмен, 4) потреб­ление.

Возможности рыночного механизма велики, но не безграничны. Су­ществуют случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эф­фективное распределение и использование ресурсов.

Обычно выделяют 4 типа ситуаций, приводящих к "провалам" рын­ка:

1) монополия; 2) несовершенная информация; 3) внешние эффекты; 4) общественные товары.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытает­ся решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, соци­альное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономи­ческих благ с положительными внешними эффектами.

К концу XIX века по мере развития процессов акци­онирования, монополизации производства и становления несо­вершенно конкурентного рынка разрастаются инфляционные процессы, безработица, углубляются кризисы перепроизводства. Рынок оказывается не в состоянии преодолеть действие этих фак­торов и их разрушительные последствия. После кризиса миро­вой капиталистической системы 1929—1933 гг. государство на­чинает активно вмешиваться в экономическую жизнь.

Государственное регулирование является объективной необходимостью в условиях современной рыночной экономики, то для экономики переходного периода его роль неизмеримо более высока, так как здесь имеют место и другие, не свойственные рынку проблемы, решение которых возможно только посредством государственного вмешательства. Сюда следует отнести: формирование самой рыночной инфраструктуры, высокий удельный вес государственного сектора экономики, разгосударствление и приватизацию, развитие предпринимательства и конкуренции, развитие социальной сферы и системы социальной защиты населения, привлечение иностранных инвестиций и др. Кроме того, со стороны государства требуется мощное противодействие ряду негативных процессов, характерных именно для переходного периода. И, наконец, проведение рыночных реформ и ответственность за их реализацию так же лежат на государстве.

Все перечисленные аргументы вызывают объективную необходимость государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений и особенно в переходный период к рынку.

Однако масштабы государственного регулирования рыночной экономики, глубина его проникновения в социально-экономические процессы имеют определенные границы, обусловленные, с одной стороны, интересами собственников (и это по сути, главный аргумент, ограничивающий масштабы государственного вмешательства) и, с другой – возможностями самого государства. В рамках этого можно говорить об относительных границах эффективности государственного регулирования и эффективности той либо другой меры (формы, инструмента, метода) его воздействия. Так, государственный сектор и государственные доходы (бюджет, внебюджетные фонды), которые являются экономической основой государственного регулирования экономики, имеют свои границы. Возможности роста государственного сектора ограничивают интересы частной собственности; увеличение доходов государства связано с социальными границами налогообложения, которые затрагивают интересы практически всех слоев населения, а так же с конъюнктурой самой экономики, ухудшение которой существенно сокращает и бюджетные доходы. Совпадение интересов государства с интересами собственников позволяет существенно расширить границы государственного регулирования, и наоборот, если они расходятся, эти границы сужаются.



Методы государственного регулирования экономики подразделяются на административные и экономические.

Административные методы основываются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы являются основными методами государст­венного регулирования. Они делятся на два вида: 1) методы прямого государственного регулирования; 2) методы косвенного государственного ре­агирования. Они будут рассмотрены в курсовой работе на стр. 35.
Список литературы:

  1. Л.И. Якобсон - Государственный сектор экономики / Москва 2000г.

  2. Е.И. Вадейко – Основы экономической теории / Микроэкономика / Москва 2004г.

  3. С.С. Носова – Экономическая теория / Москва 2000г.

  4. М.Ф. Гуськова, П.Ф. Стерликов – Экономика 100 вопросов – 100 ответов / Москва 2001г.

  5. Экономическая теория под редакцией В.Д. Камаева / Москва 2002г.

  6. Экономика под редакцией А.С. Булатова / Москва 1994г.

  7. С.С. Ильин, Т.И. Васильева - Экономика / Москва 2004г.

Государственное регулирование рыночных отношений

Границы вмешательства государства в рыночную экономику. Экономические функции государства

55.99kb.

29 09 2014
1 стр.


Тихомиров А. В. Аннотация: Шейман И. М. Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении

Тихомиров А. В. Аннотация: Шейман И. М. Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении1 //Главный врач: хозяйство и право. – 2009. – № С. 52-55

101.85kb.

01 09 2014
1 стр.


Глава Теоретические основы связей с общественностью

Налаживание гармоничных отношений между обществом, властными структурами, предприятиями, всеми членами общества способствует становлению цивилизованных рыночных отношений и подлинн

1518.18kb.

12 09 2014
6 стр.


Монография Экономическая политика общего благосостояния в системе рыночных отношений / Зубаков В. М. Кгфэи. Казань, 2010 / Зубаков В. М., Камалтдинова Р. М. / Ульяновск, 2012

Экономическая политика общего благосостояния в системе рыночных отношений / Зубаков В. М. Кгфэи. Казань, 2010

1521.57kb.

17 12 2014
8 стр.


Регулирование прав интеллектуальной собственности в сети Интернет как фактор инновационного развития экономики

К одному из таких факторов развития следует отнести государственное регулирование в сети интернет, защиту прав интеллектуальной собственности и их влияние на стимулирование инновац

37.93kb.

23 09 2014
1 стр.


Уральский экономический район

В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ осо

218.23kb.

27 09 2014
1 стр.


Документационное обеспечение управления

Организационные основы и государственное регулирование документационного обеспечения управления (доу)

1236.35kb.

10 10 2014
6 стр.


Xiv ежегодная всероссийская конференция Государственное регулирование в сфере обращения

Обеспечение доступности лекарственных средств и медицинских изделий – социальная задача современного общества

305.61kb.

10 10 2014
1 стр.