Перейти на главную страницу
консультпункт для предпринимателей
Зайцева М.Л.,
методист ОНиДО, ГАОУ ДПО ИРОСТ
Мария Монтессори говорила, что «дети - они другие». У них другой взгляд на все области жизни. Надо стараться принять и понять маленького человека. А если малышей вокруг взрослого много и все они разного возраста, то эта задача усложняется в несколько раз.
Воспитателем разновозрастной группы должен быть человек
М. Монтессори – выдающийся педагог, психолог, философ, первая женщина в Италии, получившая высшее медицинское образование. Начинала работать с больными детьми, организовав медико-педагогический институт. Добилась колоссальных успехов в этом направлении. Позже стала работать и с обычными детьми, разработала свою систему обучения, создала детский сад, став его руководительницей, оборудовала его так, чтобы детям разных возрастов было там удобно и уютно. М. Монтессори двигалась от практики к теории, постепенно совершенствуя свою методику.
1) Ребенок активный, а не пассивный.
2) Центром в Монтессори-группе является ребенок, а не педагог, все идет от ребенка.
3) Взрослый может и должен помогать ребенку, но только после того, как сам ребенок его об этом попросит. «Помоги мне сделать это самому» - девиз Монтессори-педагогики.
4) Метод – презентации.
5) Группы разновозрастные ( от 8 месяцев –до 3 лет ) ( от 3- до 6 лет )( от 6 - до12 лет).
6) Индивидуальная работа, хотя группа находилась в одном помещении.
7) Ребенок развивается в процессе собственной деятельности.
9) Предметно-развивающая среда как необходимое условие развития.
Также М. Монтессори предложила теорию сензитивных периодов – периодов особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности, когда у ребенка просыпаются максимальные возможности для усвоения чего-либо. Человеку больше никогда не удается так легко овладеть некоторым знанием, как в сензитивный период. В этот период взрослый осознанно влияет на ребенка. Человеку впоследствии больше никогда не будет удаваться так легко усваивать информацию, как в сензитивный период. Она выделила несколько этапов сензитивности:
Разработанная Марией Монтессори развивающая среда делится на зоны:
- зона практики, где дети могут потренироваться в повседневной жизни. Научиться ухаживать за окружающей средой, например, ознакомиться с «дидактическим мусором» или полить цветы. Большое значение предается социальному аспекту: формированию умения правильно выходить из конфликтов;
- зона сенсорики, в ней представлен весь дидактический материал, который имеет различный размер, цвет, форму, разную поверхность, вес, запах, вкус;
- зона языка, где представлены такие пособия, как подвижный алфавит и шершавые буквы, определенный речевой материал, карточки со словами;
- зона математики, где ребенок познает мир чисел от 1-10 и далее;
- зона космоса;
- зона естествознания;
- уделялось внимание музыке - дети исполняли песни, прослушивали музыкальный материал, участвовали в музыкальных играх.
Группа существовала в размеренном режиме. В центре комнаты находился эллипс, в котором выполнялись упражнения в движении, дети учились «слушать тишину», переносили предметы на голове. Дети в группе часто разговаривали шепотом, это развивало концентрацию внимания. Пожалуй единственное, к чему не были готовы дети, прошедшие курс Марии Монтессори, так это агрессия со стороны людей.
Рудольф Штайнер (1861-1925)
Педагогика равных возможностей
Вальдорфская педагогика - философская система, основанная на принципе природосообразности.
Основные принципы и содержание работы:
1. Воспитание через подражание и пример.
2. Культивирование многообразных форм игровой деятельности, вальдорфская «философия игрушки».
3. Ритм и повторение.
4. Особая культура праздников года, создание среды, способствующей развитию детей, художественно-эстетический общий фон помещения, организация пространства, создание уюта и теплого настроения в группе, богатый игровой материал.
5. Занятия искусствами: живописью, рисованием, лепкой, музыкой и пением, эвритмией.
6. Разнообразная совместная деятельность детей и взрослых: работа в домашнем хозяйстве, приготовление пищи, работа в саду, рукоделие (педагогика руки) и работа с природным материалами.
По Фребелю детская игра - "зеркало жизни" и "свободное проявление внутреннего мира". Игра - мостик от внутреннего мира к природе.
Он сконструировал блоки, которые позволяют познакомить малыша со свойствами геометрических тел, учат его пространственному воображению, умению соединить часть в целое.
Для развития ребёнка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров»:
1. Мячи, они должны быть мягкими и разноцветными. Раскачивая мячик в разные стороны, взрослый знакомит ребёнка с пространственными представлениями. |
|
2. Небольшие деревянные шары, кубик и цилиндр: ребёнок знакомится с разными формами предметов. |
|
3. Куб, разделённый на восемь кубиков: ребёнок получает представление о целом и составляющих его частях. |
|
4. Тех же размеров кубик, разделённый на восемь плиток: расширяется возможность строительных комбинаций. |
|
5. Кубик, разделённый на 27 маленьких кубиков, причем 9 из них разделены на более мелкие части. |
|
6. Кубик, разделённый на 27 маленьких кубиков, многие из которых разделены ещё на части. |
|
Фребель считал, что семейное воспитание необходимо дополнять общественным элементом и с этой целью создавать детские сады.
Всего наборов блоков 8, они возрастают по сложности. «Кирпичики», описанные у Никитиных - это один из наборов Фребеля. Классические наборы блоков Фребеля составляют куб и должны складываться в кубическую деревянную коробку.
Адаптированная методика Фребеля в России – игры Никитиных.
При организации совместной деятельности и общения детей разного возраста. Необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.
В том числе особенности игровой мотивации.
С 3 до 4 лет - мотивация игровых действий (лепим баранки для матрешки, рисуем, поем для мамы).
С 4 до 5 лет – мотивация выполнения игровых ролей (роль мишки и др.)
С 5 до 7 лет – мотивация игрового действия.
Несколько советов воспитателям разновозрастных групп
Чаще используйте для организации детей круговые народные и авторские игры.
Продумывайте деятельность детей накануне рабочего дня, для того, чтобы учесть интересы и особенности каждого ребенка.
Правильно организовывайте предметную и пространственную развивающую среду.
Чаще привлекайте старших детей к себе в помощники.
Детям в группе должны быть представлены возможности:
Подробнее об этом:
Нужно научить детей понимать и ценить друг друга (собственный пример, обсуждение проблемных ситуаций, литературных произведений, беседы).
Создавать условия для проявления самостоятельности старшими детьми.
Предоставлять возможность младшим детям вволю спокойно играть.
Соблюдать равновесие свободы и ответственности:
Не все дети способны справляться с одинаковой степенью свободы и поэтому будут не одинаково работать самостоятельно. Кто-то из них (чаще всего старшие) инициирует тему, способ действия, а кто-то принимает, кто-то попросит помощи взрослого. Кто-то предпочтет сверстников, а кто-то будет тянуться за воспитателем. В этой связи чрезвычайно важно, чтобы взрослые были готовы обеспечивать свободу, осуществлять индивидуальную поддержку и помощь.
Любое общество строится на совместной работе и сотрудничестве. Важно детей с раннего возраста учить устанавливать контакты с разными людьми, считаться друг с другом, помогать, распределять работу, приходить на помощь, понимать возможности и потребности других людей.учитьнизовывать других.
Мария Монтессори говорила, что «дети они другие». У них другой взгляд на все области жизни. Надо стараться принять и понять маленького человека. А если малышей вокруг взрослого мно
14 12 2014
1 стр.
12 09 2014
2 стр.
«Бизнес-старт: проблемы и решения. Перспективы для молодых предпринимателей» в г г. Лондон, Оксфорд (Англия), Брюгге (Бельгия), Дрезден (Германия) с 13 по 21 апреля 2013 г
16 12 2014
1 стр.
05 09 2014
1 стр.
«двухтысячниками». В результате за прошедшее десятилетие весьма заметная часть относительно молодых, образованных и преуспевших предпринимателей и менеджеров оформилась в одну из а
11 09 2014
4 стр.
Информационно-справочное издание «Художественная обработка древесины (роспись по дереву) Практическое пособие для предпринимателей»
26 09 2014
4 стр.
В пресс-центре «Комсомольской правды» прошла «Прямая линия» по вопросам налогообложения предпринимателей
10 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.