Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ГОУ «ЦПМСС»

консультпункт для предпринимателей

Зайцева М.Л.,

методист ОНиДО, ГАОУ ДПО ИРОСТ



Консультация «Общение педагога с детьми в разновозрастной группе»

Мария Монтессори говорила, что «дети - они другие». У них другой взгляд на все области жизни. Надо стараться принять и понять маленького человека. А если малышей вокруг взрослого много и все они разного возраста, то эта задача усложняется в несколько раз.

Воспитателем разновозрастной группы должен быть человек


  • с достаточным жизненным опытом,

  • обладающий умением общаться с детьми разного возраста,

  • знающий психологические и физиологические особенности детей разного возраста,

  • обладающий умением предотвращать возможные конфликты, возникающие между детьми,

  • обладающий умением организовать совместную деятельность детей разного возраста.

Что может помочь воспитателю организовать детей в разновозрастной группе?

  1. Использование эффективных педагогических методов и технологий, разработанных специально для совместного пребывания в детском саду детей разного возраста.

  2. Какими бы ни были дети в дошкольной группе разными в работе с ними нужна система.

Кратко рассмотрим для примера несколько педагогических систем, появившихся в ХХ веке. Элементы данных систем можно применять в работе групп присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста.

Система Марии Монтессори.

М. Монтессори – выдающийся педагог, психолог, философ, первая женщина в Италии, получившая высшее медицинское образование. Начинала работать с больными детьми, организовав медико-педагогический институт. Добилась колоссальных успехов в этом направлении. Позже стала работать и с обычными детьми, разработала свою систему обучения, создала детский сад, став его руководительницей, оборудовала его так, чтобы детям разных возрастов было там удобно и уютно. М. Монтессори двигалась от практики к теории, постепенно совершенствуя свою методику. 



Основные принципы системы Монтессори: 

1) Ребенок активный, а не пассивный.

2) Центром в Монтессори-группе является ребенок, а не педагог, все идет от ребенка.

3) Взрослый может и должен помогать ребенку, но только после того, как сам ребенок его об этом попросит. «Помоги мне сделать это самому» - девиз Монтессори-педагогики.

4) Метод – презентации.

5) Группы разновозрастные ( от 8 месяцев –до 3 лет ) ( от 3- до 6 лет )( от 6 - до12 лет).

6) Индивидуальная работа, хотя группа находилась в одном помещении.

7) Ребенок развивается в процессе собственной деятельности.

9) Предметно-развивающая среда как необходимое условие развития.

Также М. Монтессори предложила теорию сензитивных периодов – периодов особой восприимчивости детей к тем или иным  видам деятельности, когда у ребенка просыпаются максимальные возможности для усвоения чего-либо. Человеку больше никогда не удается так легко овладеть некоторым знанием, как в сензитивный период. В этот период взрослый осознанно влияет на ребенка. Человеку впоследствии больше никогда не будет удаваться так легко усваивать информацию, как в сензитивный период. Она выделила несколько этапов сензитивности: 



Сензитивный период развития движений (от рождения до 4 лет). На примере детей-маугли легко доказать, как значим этот период для ребенка.

Сензитивный период порядка  (от 2 – до 3 лет). В это время малыши требуют вокруг себя порядка. Иногда родители даже не понимают поведения ребенка, потому как он все перекладывает, включает и выключает свет, когда ему захочется. Если поддержать этот период, то он становиться очень прочным навыком в развитии ребенка.

Сензитивный период развития речи и языка (не только родного, до 5-ти иностранных языков). От рождения до 6 лет. Первые 2 года ребенок овладевает родной устной речью.

Сензитивный период сенсорного развития от рождения до 6 лет. В этот период происходит развитие всех органов чувств (зрение, слух, тактильные движения). Возникает необычная чувствительность ладоней и подошв ног. Детям в это время очень важно рисовать и ногами, и руками. Нужно оставлять малышей голеньким, делать им массаж, развивать их тактильные ощущения. Как правило, в этот период у ребенка очень развито так называемое «чувство спины», когда у него повышена сенсорная чувствительность именно этой части тела. Почему именно спины? Чувство спины - прямое состояние ребенка в возрасте около года (связано с положением внутри матки в период беременности ребенка, т.к. спина единственная возможность ребенка ощущать ту среду, в которой он находится).

Сензитивный период интереса  к маленьким предметам от года до двух. В этот период родители всячески препятствуют ребенку в этом. Монтессори советовала создавать коллекции маленьких предметов. Нужно дать возможность ребенку ощутить все это. Не лишать ребенка развития мелкой моторики.

Сензитивный период социального развития от 2 до 6 лет. Навыки взаимодействия, основа этикета, понимание социальной системы, культуры порядочного человека.

Разработанная  Марией Монтессори развивающая среда делится  на зоны:

- зона практики, где дети могут потренироваться в повседневной жизни. Научиться ухаживать за окружающей средой, например, ознакомиться с «дидактическим мусором» или полить цветы. Большое значение предается социальному аспекту: формированию умения правильно выходить из конфликтов;

- зона сенсорики, в ней представлен весь дидактический материал, который имеет различный размер, цвет, форму, разную поверхность, вес, запах, вкус;

- зона языка, где представлены такие пособия, как подвижный алфавит и шершавые буквы, определенный речевой материал, карточки со словами;

- зона математики, где ребенок познает мир чисел от 1-10 и далее;

- зона космоса;

- зона естествознания;

- уделялось внимание музыке - дети исполняли песни, прослушивали музыкальный материал, участвовали в музыкальных играх.

Группа существовала в размеренном режиме. В центре комнаты находился эллипс, в котором выполнялись упражнения в движении, дети учились «слушать тишину», переносили предметы на голове. Дети в группе часто разговаривали шепотом, это развивало концентрацию внимания. Пожалуй единственное, к чему не были готовы дети, прошедшие курс Марии Монтессори, так это агрессия со стороны людей.



Вальдорфская педагогика

   Рудольф Штайнер (1861-1925)

           Педагогика равных возможностей

Вальдорфская педагогика - философская система, основанная на принципе природосообразности.

Основные принципы и содержание работы:

1. Воспитание через подражание и пример.

2. Культивирование многообразных форм игровой деятельности, вальдорфская «философия игрушки».

3. Ритм и повторение.

4. Особая культура праздников года, создание среды, способствующей развитию детей, художественно-эстетический общий фон помещения, организация пространства, создание уюта и теплого настроения в группе, богатый игровой материал.

5. Занятия искусствами: живописью, рисованием, лепкой, музыкой и пением, эвритмией.

6. Разнообразная совместная деятельность детей и взрослых: работа в домашнем хозяйстве, приготовление пищи, работа в саду, рукоделие (педагогика руки) и работа с природным материалами.



Важная роль, если не главная отводится свободной игре. Содержание игры полностью определяется самими детьми. Игра по заранее разработанной программе возможна, но тогда она перестает быть игрой в подлинном смысле этого слова. Чтобы играть, дети должны иметь богатый игровой материал, отсюда рождается «философия игрушки». Это очень простые игрушки из природного материала, что дает детям возможность дополнить предмет в действии до полного образа, проявляя при этом свою фантазию.

Традиционные игрушки вальдорфского детского сада:

  • поленья, деревянные чурочки, продольные срезы стволов березы, ветки и стволы различной длины и толщины – это строительный материал, вальдорфский вариант привычных кубиков;

  • желуди, шишки, камушки и ракушки, мелки, нитки, клубочки пряденой и непряденой шерсти;

  • куклы, деревянная и керамическая посуда, мебель, вязаные или сшитые животные;

  • игрушки, сделанные своими руками.

Виды деятельности:

  • Райген – специфическая вальдорфская разработка. Это ежедневная общая музыкально-ритмическая игра-действие, в которой дети вместе с воспитательницей проигрывают и проговаривают какой-нибудь игровой сюжет, представленный в виде стихотворения, песни или образно-ритмической прозы. При этом дети выполняют определенные характерные движения-жесты, ритмически движутся, демонстрируют сюжетные образы.

  • Пальчиковые и жестовые игры – это искусство, а не только как вспомогательная техника развития речи. В течение многих дней играют в одну и ту же игру. Новая игра вводится после того, как была усвоена предыдущая.

  • Эвритмия – это искусство движения, в котором выражается звуковая сторона речи, а также музыка. Как учебный предмет встречается только в вальдорфском детском саду. Эвритмизированные пальчиковые игры, упражнения на чувство ритма.

  • Сказка – питание души. Рассказывание одной и той же сказки в течение нескольких дней (ритмическое повторение). Сказки подбираются в соответствии с временем года или праздником.

  • Праздники года – это культура, быт, часть жизни каждой группы детского сада.

  • Занятия различными видами искусства (акварельными красками, восковыми мелками). Не предлагается рисование по заранее данному образцу.

  • Музыка и пение (принципиальная установка на живой голос и живую музыку).

  • Пластицирование (лепка) – потребность из чего-то неоформленного, из хаоса создать форму и порядок, является глубочайшей человеческой потребностью. Используется восковой пластилин. Все, что делает ребенок – хорошо и достойно, принимается таким, каково оно есть.

  • Работа в домашнем хозяйстве, работа с природой, рукоделие и ручной труд.


Система Фребеля

Фридрих Фребель - это знаменитый немецкий педагог 19 века, основатель первых детских садов (KinderGarten). Его основная педагогическая система - теория игры.

По Фребелю детская игра - "зеркало жизни" и "свободное проявление внутреннего мира". Игра - мостик от внутреннего мира к природе.

Он сконструировал блоки, которые позволяют познакомить малыша со свойствами геометрических тел, учат его пространственному воображению, умению соединить часть в целое.

Для развития ребёнка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров»:

1. Мячи, они должны быть мягкими и разноцветными. Раскачивая мячик в разные стороны, взрослый знакомит ребёнка с пространственными представлениями.




2. Небольшие деревянные шары, кубик и цилиндр: ребёнок знакомится с разными формами предметов.




3. Куб, разделённый на восемь кубиков: ребёнок получает представление о целом и составляющих его частях. 




4. Тех же размеров кубик, разделённый на восемь плиток: расширяется возможность строительных комбинаций.




5. Кубик, разделённый на 27 маленьких кубиков, причем 9 из них разделены на более мелкие части.




6. Кубик, разделённый на 27 маленьких кубиков, многие из которых разделены ещё на части.




Последние два дара дают представление о большом разнообразии самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр ребёнка.

Фребель считал, что семейное воспитание необходимо дополнять общественным элементом и с этой целью создавать детские сады.

Всего наборов блоков 8, они возрастают по сложности. «Кирпичики», описанные у Никитиных - это один из наборов Фребеля. Классические наборы блоков Фребеля составляют куб и должны складываться в кубическую деревянную коробку.

Адаптированная методика Фребеля в России – игры Никитиных.

При организации совместной деятельности и общения детей разного возраста. Необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.

В том числе особенности игровой мотивации.

С 3 до 4 лет - мотивация игровых действий (лепим баранки для матрешки, рисуем, поем для мамы).

С 4 до 5 лет – мотивация выполнения игровых ролей (роль мишки и др.)

С 5 до 7 лет – мотивация игрового действия.

Несколько советов воспитателям разновозрастных групп

Чаще используйте для организации детей круговые народные и авторские игры.

Продумывайте деятельность детей накануне рабочего дня, для того, чтобы учесть интересы и особенности каждого ребенка.

Правильно организовывайте предметную и пространственную развивающую среду.

Чаще привлекайте старших детей к себе в помощники.

Детям в группе должны быть представлены возможности:


  • свободного общения,

  • проявления самостоятельности, самоорганизации,

  • свободы и ответственности,

  • сотрудничества.

Чтобы группа была дружной, чтобы малыши и старшие чувствовали себя уверенно, комфортно, чтобы все были активны и конструктивно деятельны, чтобы старшие не только учились сами, но и передавали свой игровой опыт малышам, вовлекали их в свои дела, заботились о них, нужно научить детей общаться друг с другом, самоорганизовываться и организовывать других.

Подробнее об этом:

Нужно научить детей понимать и ценить друг друга (собственный пример, обсуждение проблемных ситуаций, литературных произведений, беседы).

Создавать условия для проявления самостоятельности старшими детьми.

Предоставлять возможность младшим детям вволю спокойно играть.

Соблюдать равновесие свободы и ответственности:

Не все дети способны справляться с одинаковой степенью свободы и поэтому будут не одинаково работать самостоятельно. Кто-то из них (чаще всего старшие) инициирует тему, способ действия, а кто-то принимает, кто-то попросит помощи взрослого. Кто-то предпочтет сверстников, а кто-то будет тянуться за воспитателем. В этой связи чрезвычайно важно, чтобы взрослые были готовы обеспечивать свободу, осуществлять индивидуальную поддержку и помощь.

Любое общество строится на совместной работе и сотрудничестве. Важно детей с раннего возраста учить устанавливать контакты с разными людьми, считаться друг с другом, помогать, распределять работу, приходить на помощь, понимать возможности и потребности других людей.учитьнизовывать других.



г с другом, самоорганизовывтьсяавали свой игровой опыт малышам, вовлекали их в свои дела, заботились о


Гоу «цпмсс» консультпункт для предпринимателей

Мария Монтессори говорила, что «дети они другие». У них другой взгляд на все области жизни. Надо стараться принять и понять маленького человека. А если малышей вокруг взрослого мно

100.92kb.

14 12 2014
1 стр.


Публичный доклад о деятельности мбоу цпмсс за 2012/2013 учебный год Директор мобу цпмсс и. П. Правосудова
397.44kb.

12 09 2014
2 стр.


«Бизнес-старт: проблемы и решения. Перспективы для молодых предпринимателей» в гг

«Бизнес-старт: проблемы и решения. Перспективы для молодых предпринимателей» в г г. Лондон, Оксфорд (Англия), Брюгге (Бельгия), Дрезден (Германия) с 13 по 21 апреля 2013 г

36.66kb.

16 12 2014
1 стр.


Ф. И. О. Образование (гоу впо или гоу спо), год окончания
119.04kb.

05 09 2014
1 стр.


Новое поколение предпринимателей и менеджеров в меняющейся институциональной среде 

«двухтысячниками». В результате за прошедшее десятилетие весьма заметная часть относительно молодых, образованных и преуспевших предпринимателей и менеджеров оформилась в одну из а

461.25kb.

11 09 2014
4 стр.


Земцова И. В. Информационно-справочное издание «Художественная обработка древесины (роспись по дереву) Практическое пособие для предпринимателей» Сыктывкар, 2009

Информационно-справочное издание «Художественная обработка древесины (роспись по дереву) Практическое пособие для предпринимателей»

801.62kb.

26 09 2014
4 стр.


«Что ждет предпринимателей в 2011 году?» В пресс-центре «Комсомольской правды»

В пресс-центре «Комсомольской правды» прошла «Прямая линия» по вопросам налогообложения предпринимателей

40.33kb.

10 10 2014
1 стр.


Программа мероприятий в рамках межрегионального форума для предпринимателей «Бизнес-Успех»
71.24kb.

14 12 2014
1 стр.