Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 12страница 13страница 14страница 15страница 16

НОВОМОСКОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Может ли процесс обучения стать фактором формирования и развития воспитательной системы школы? Ответить на этот вопрос помогает феномен Новомосковской городской гимназии (Тульская область). Новомосковская городская гимназия -полное среднее образовательное учреждение. Учебный план охватывает все три ступени школы. Гимназия не пресле­дует цели подготовки детей к поступлению в какой-то конкретный вуз, она многопрофильна, и ее учебный план включает в себя широкий круг дисциплин. Образователь­ный процесс строится на принципах энциклопедичное™. Высокий уровень подготовки гимназистов дает им воз­можность выбора любого высшего учебного заведения и любой специальности.

Содержание образования в гимназии рассчитано на удовлетворение запросов всех социальных слоев города с определенной компенсацией "запущенных" социально-культурных зон. Гимназия ставит одной из своих важ­нейших целей прекращение или замедление маргинали-зации личности ребенка в условиях массовой культуры. Общее направление обучения в гимназии - гуманитарное образование, развитие личности и индивидуальности ре­бенка с учетом возрастных особенностей и социально-психологического фона небольшого города.

Задачи гуманитарного образования в гимназии:

• формирование системы научных знаний о челове­ке, обществе, мире, истории культур и цивилиза­ций;

• создание условий для самообучения гимназистов способам познания и творчества, практической дея­тельности и социальному поведению;

• создание предпосылок для адекватного включения выпускников в социально-экономические и обще­культурные процессы развития города, страны.

Гимназическое образование - образование повышен­ного типа с усложненной учебной программой, направ-

282


ленной на выявление и развитие творческого начала лич­ности ребенка. А это уже и воспитательная задача.

Естественно, выполнение учебных целей требует от гимназического обучения формирования у гимназистов всех видов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, обобщения, аналогии, абстрактного мышления, генерали­зации понятий и т.д. Таким образом, гимназия ставит перед собой задачу выпустить в жизнь не просто образо­ванного человека, но человека культурного.

При этом культура здесь понимается не только как предметное выражение результатов деятельности челове­ка, а также как проявление человеческих способностей, реализуемых в виде знаний, навыков, интеллектуального, эстетического, нравственного развития. Поэтому гимна­зическая парадигма выступает как явление плюралисти­ческое, охватывающее максимально возможное количе­ство подходов, стилей, методов и помогающее гимназис­там, прежде всего, заниматься саморазвитием, самим от­крывать для себя в своем личном поиске все многообра­зие культурноформирующих компонентов.

Чтоб осуществить на практике эти идеи, необходимо обеспечить:

• продуманный отбор гимназистов в первый класс;

• повышенный уровень содержания образования;

• создание гимназического стандарта по всем дисци­плинам и творческой базы;

• применение нетрадиционных форм и методов обу­чения и контроля знаний гимназистов;

• создание команды высокопрофессиональных, адап­тированных к гимназической парадигме преподава­телей;

• использование новейших технологий;

• научно-исследовательскую работу учителей и уча­щихся.

В гимназии успешно работают четыре кафедры (методических объединения): словесности, эстетики, фи­лософии; естественных дисциплин; прогимназии и на­чальной школы. Общее руководство и контроль осу­ществляет директор гимназии с помощью Научного сове­та и Попечительского совета. Конкурсный отбор осу-

283

ществляется с целью отобрать особо одаренных детей, выявить их возможности, физическое, психологическое развитие, способности ко всем видам коммуникаций, ориентацию в социально-психологическом контексте.



Образовательный процесс в гимназии четырехсту­пенчатый:

• прогимназия (дети пяти-шести лет занимаются здесь развитием родной речи, тремя иностранными языками, хореографией, музыкой, изобразительным искусством);

• вторая ступень (с первого по четвертый класс; за­нимаясь географией, естествознанием, историей Отечества, гимназисты второй ступени овладевают интегрированными знаниями об окружающем ми­ре; на занятиях по культуре поведения и общения они осваивают человеческое пространство во всем многообразии связей и коммуникаций);

• третья ступень (с пятого по девятый класс; гимна­зисты вводятся во все многообразие гуманитарных курсов: психологии, мировой и отечественной ис­тории, философии, химии и физики, адаптирован­ных к гуманитарному циклу, изучают основы ис­кусств, мифологию, религиоведение, основы эко­номики и экологии и т.д.);

• четвертая ступень (десятый и одиннадцатый клас­сы; гимназисты на этой ступени обучения изучают философию, политологию, занимаются шлифовкой стиля всех видов коммуникаций как на родном языке, так и на иностранных языках, наравне со взрослыми участвуют в развивающих научно-практических действах: конференциях, круглых столах, защитах рефератов и т.д.)

Необходимо подчеркнуть, что образование, получае­мое детьми в гимназии, имеет целью не только подготов­ку к участию в жизни общества, но активное воздействие на это общество с целью его совершенствования, что, естественно, предъявляет очень высокие требования не только к знаниям, но и к личности выпускника гимна­зии. Формирование личностных качеств гимназиста есть ответ на социальный заказ общества. Поэтому огромную

284

роль играет прогнозирование процессов развития гимна­зического социума с опережением на десять-пятнадцать лет. Такие исследования, прогнозные оценки в гимназии постоянно ведутся на оперативном уровне - психологи­ческой службой, на стратегическом уровне - группой управления во главе с директором гимназии.



Переход системы образования от тоталитарной пара­дигмы к парадигме свободы и плюрализма неизбежно диктует коренные изменения в образовательном процес­се: меняются все его основные компоненты.

В Новомосковской гимназии, как в образовательном учреждении повышенного типа, для гимназистов созда­ются условия свободы выбора содержания, форм и мето­дов обучения.

"Уровни свободы" в гимназии складываются в сле­дующую систему:

• свобода выбора номинативностей образования;

• свобода совершенствования своего интеллекта, творческих способностей через выполнение инди­видуальной экстернатной программы;

• свобода выбора культурологического направления;

• свобода в использовании в процессе обучения са­мых последних разработок в области психологии, социологии, философии и всего спектра смежных наук и научных направлений;

• свобода пользования последними моделями ком­пьютерной техники;

• свобода выбора спецкурсов;

• свобода выражения своих взглядов на обучение и всю воспитательную систему гимназии через анке­тирование, через работу клубов и детского общества "Зебра".

Содержание образования в гимназии соответствует модели учреждения гуманитарного профиля. Литература русская, русского зарубежья, мировая литература, философия (с восьмого класса), политология (в десятом клас­се), история отечественная и мировая (с третьего класса), информатика (с третьего класса), хореография, музы­кальная культура, хоровое сольфеджио, хор (с первого класса), изобразительное искусство, художественный труд

285


(с первого класса), физическое развитие (с первого клас­са) — таков набор гуманитарных предметов инвариантной и вариативной частей базисного плана школы.

При оценке отбора содержания образования необхо­димо отметить следующие уже сложившиеся в этом учеб­ном заведении критерии:

• ориентация на развитие разносторонних способно­стей гимназистов через набор спецкурсов;

• сквозной характер авторских учебных программ, составляющих единое, органичное целое по всей вертикали курса; это достигается созданием кон­цепций преподавания всех гимназических дисци­плин, разработкой кафедральных концепций, кото­рые позволяют сводить в блоки такие, например, естественно поддающиеся интеграции дисциплины, как мировая литература и русская литература, оте­чественная история и мировая история, ино­странные языки, философия, мифология, религиоведениё, история культур и цивилизаций, изобрази­тельное искусство, музыка, театр, риторика, искусство танца и т.д.;

• сочетание общего и специального компонентов об­разования, которые развивают и дополняют друг друга;

• постоянная и целенаправленная ориентация гимна­зистов на различные формы самообразования, овладение разными видами самоподготовки.

Все методики в гимназии являются авторскими. Еди­ные требования существуют только к уровню качества образования. Коллектив отказался от устаревшей системы монологических методов и перешел к диалогической, 'эвристической форме общения между всеми участниками образовательного процесса в гимназии.

Гимназистам предоставлена возможность свободного выбора спецкурсов, свободного поиска информации. По­ощряется умение анализировать информацию, синтези­ровать знания, решать проблемы на творческом уровне, что выражается в написании рефератов, выступлениях на конференциях, участии в альтернативных занятиях и общегимназических действах, где проявляется не только

286

интеллектуальность гимназиста, но и его умение адапти­роваться к конкретной ситуации, свободно и правильно говорить, рассуждать. Гимназисты в течение учебного года участвуют в деловых, ролевых играх, включаются в ситуационные развертки по экстернатным программам. Преподаватели совместно с детьми готовят десятки аль­тернативных занятий, во время которых проходит глубо­кое погружение в проблему - это может быть литератур­ная тема, философская проблема, подготовка общегимна­зического шоу "Татьянин день", "Гимназиада" и др.



Особенностью гимназии является широкое использо­вание в ней университетских форм организации учебного и внеучебного процессов, особенно в восьмых-одиннадцатых классах. Это семинары, лекции, практику­мы, зачетная форма оценки знаний, многотуровая "Гимназиада" и многое другое. Применение таких форм организации учебного процесса подготавливает гимна­зистов к университетскому обучению и приучает к боль­шей самостоятельности.

Используются формы учебной и внеучебной работы, повышающие уровень самосознания гимназистов, их са­мостоятельность в выборе решений. Это оппонирование .в защитах реферативных работ, участие в деловых играх, выступления с докладами, сообщениями, участие в обще­гимназических праздниках, в работе клубов "Гимнасиум" и "Зебра" и многое другое.

Когда мы говорим о гимназическом стандарте как о качественном критерии образования, мы имеем в виду прежде всего образовательную карьеру" ребенка. Что может и должна дать гимназия выпускнику? Прежде всего, это достижение такого уровня образованности, который давал бы возможность свободно адаптироваться и реализовываться в современной жизни, широкая про­фессиональная подготовка с гуманитарным уклоном, возможность выбора профессии с учетом наклонностей ребенка.

Перед гимназией стоит цель выпускать из своих стен людей образованных. Но что такое образованность, как понимает коллектив детей и взрослых гимназии? Образо­ванность - это качество личности, которое характеризует ее способность использовать в своей познавательной и 287

практической деятельности продукты материального и духовного труда людей, руководствуясь социальными нормами и духовными ценностями. Понятие "обра­зованность" наиболее точно отражает результаты, кото­рые достигаются образованием. Для педагогического кол­лектива важно не усвоение учащимися неисчислимой в наше время конкретной информации, изучение которой предусмотрено традиционными школьными курсами, а способность опираться на достижения культуры при формировании индивидуального опыта творческой дея­тельности.

Отвечая на вопрос, должны ли все выпускники гим­назии выйти на одинаковый уровень образованности, педагогический коллектив считает, что каждый из них должен: иметь уровень функциональной грамотности, владеть родным и иностранным языками, достичь уровня допрофессиональной компетентности в ряде областей знания. Если дифференцируются цели образования, то неизбежна дифференциация образовательных программ. Образовательный процесс в Новомосковской гимназии убедительно показывает, что это возможно. Многое сде­лано педагогическим коллективом в этом направлении:

такие программы реализуются через спецкурсы, экстернатные, олимпиадные, прелиминарные курсы, которые выступают как варианты гимназического образовательно­го стандарта.

Результаты образовательной деятельности зависят не только от программ. Многое значат профессионализм преподавателя, атмосфера гимназии, стиль коммуника­ций всех видов. В опросе 1996/97 учебного года участво­вало 326 респондентов-гимназистов пятых-одиннадцатых классов. 96% опрошенных заявили, что гимназия для них "очень дорога", "заниматься и общаться очень интерес­но", "уходить из гимназии они не собираются".

Стандарт качества образования гимназии - это не­стандартность. И здесь нет парадокса. Действительно, каждый преподаватель - это нестандартно мыслящая личность. Того же требует педагог и от детей. Но образо­вательный стандарт по предметам не противоречит не­стандартности педагогических технологий, методов, при­емов, а является их базовым элементом, критерием мно-288

гообразия при стабильном концептуальном подходе. Стандарты по отдельным дисциплинам вырабатываются в гимназии на кафедрах, отделениях, во временных творче­ских лабораториях учителей и учащихся.

Сложен вопрос выработки стандартов образования в гуманитарном цикле предметов. Дело в том, что, напри­мер, культурологические проблемы обучения очень труд­но поддаются стандартизации. Если относительно просто создать стандарт по истории или экологии, то гораздо труднее - по философии искусства или по литературе.

Резюмируя, сформулируем философию образования гимназии. Это "двойной поток":

а) выстроенность всех курсов по вертикали как еди­ных непрерывных курсов и по содержанию, и по фор­мам;

б) принцип творческого приращения как развитие стандарта в реальном пространстве и времени, с учетом соблюдения целостности и единства всех видов гимнази­ческих "подпространств".

В гимназии идет переориентация линейных курсов естественных дисциплин (построение по логике научных дисциплин и сосредоточение на внутрипредметных проблемах, отвечающих интересам небольшого числа учеников) с учетом потребностей большинства учащихся, для которых школьное обучение - единственный путь к достижению естественно-научной грамотности.

Овладение общечеловеческой культурой немыслимо только на основе специальных знаний, без целостного видения мира, места и роли в нем человека. Формирова­нию такого видения способствуют интегрированные кур­сы, разнообразные по структуре и содержанию. В содер­жание этих курсов входят следующие вопросы: история и сущность науки, охрана окружающей среды, технология и применение науки, социальные и этические проблемы, возникающие в обществе в связи с использованием зна­ний естественных дисциплин. Одним из направлений совершенствования системы образования является диф­ференцированное обучение, определяющее уровневую (внутреннюю) дифференциацию по ступеням обучения: начальная школа, средняя, старшая школа. Кроме того, внутри каждой ступени осуществляется структурирование по 289

содержательным линиям, предусматривающее уровень обя­зательной подготовки и уровень возможностей учащегося.

Обучение предметам естественно-научного цикла осуществляется в гимназии на трех ступенях:

• первая ступень (первый-шестой классы); на данной ступени решаются задачи: познакомить учащихся с теми природными явлениями, которые они непо­средственно наблюдают в окружающем мире; при­вить интерес к изучению естественных дисциплин (география, биология, химия, физика, астрономия);

• вторая ступень (седьмой-девятый классы); это основные ступени базовых курсов географии, био­логии, химии, физики и астрономии как составных частей естествознания; здесь закладывается знание основ этих дисциплин, сообщаются сведения о яв­лениях природы, которые могут понадобиться человеку для ориентации в окружающем мире;

• третья ступень (десятый-одиннадцатый классы);

профильные курсы- продолжают систематическое базовое образование на более высоком теорети­ческом и практическом уровне.

Предлагаемая концепция реализует следующие принципы: непрерывность естественно-научного образо­вания; преподавание курсов физики, химии, биологии, географии, астрономии на всех этапах обучения; введе­ние интегрированного курса естествознания как единого предмета в первом-шестом классах; введение блочной структуры естествознания с разделением на отдельные дисциплины с седьмого класса; построение содержания естественно-научного образования по ступенчатому принципу со спиральными элементами; учет возрастных психологических особенностей учащихся (рассмотрение в пятом-шестом классах явлений природы на уровне опи­сания, осуществление постепенного перехода от интегри­рованного обучения естествознанию к изучению его от­дельных отраслей).

В основу структуры положена идея расположения учебного материала в логике развития природы в целом и в логике развития естественно-научного объекта в каж­дой отдельной части. Такой подход к построению учебно-

290

го курса дает возможность последовательного освоения учащимися основных форм движения материй; физи­ческой, химической, биологической.



Преподавание искусства в условиях гимназии требует организации комплексного гуманитарного образования учащихся. Развитие эстетического воспитания в гимназии-это процесс постепенного освоения важнейших идей фун­даментальной науки XX века.

Генетическое родство природы, человека и искусства -ядро концепции. Обращение в концепции к фундаменталь­ным категориям "природа", "человек", "искусство" зако­номерно.

На решение проблемы эстетического воспитания на­целена работа кафедры эстетики и философии. Кафед­ральный принцип позволяет отказаться от устаревших методических объединений. Кроме того, это позволяет решить проблему гуманитарно-эстетического образования на интегральной основе. Кафедра эстетики и философии включает в себя несколько отделений: эстетическое, му­зыкально-хореографическое, работающее в основном в начальной школе, историко-философское отделение, отделение изобразительного искусства и народного твор­чества и, наконец, институт классных руководителей. Среди названных дисциплин история и философия за­нимают особое место. Знания, полученные учащимися по отечественной и зарубежной истории, - основа для пони­мания искусства.

Особую роль в духовном становлении учащихся играет начальное эстетическое образование.

На базе гимназии создана воскресная школа, где за­нимаются дети пяти-шестилетнего возраста. Психофизи­ческие особенности этого возраста (эмоциональность, живое воображение, подвижность) диктуют и специфиче­ские моменты общения с детьми, обязательность игровых форм обучения, широкое применение наглядности. Вза­имосвязь таких предметов, как музыка, хореография, изобразительное искусство, помогает развить разносто­роннюю личность. Большое значение имеет интеграль­ный принцип обучения, основой которого является еди­ная эстетическая программа. Максимальное сближение гуманитарно-эстетических дисциплин, "интеграция по 291

горизонтали" позволяет развернуть перед учащимися кар­тину движения различных искусств в их тесных взаимо­связях.

Не только "интеграция по горизонтали" обеспечивает успех дела. Успешному преподаванию гуманитарных предметов в старших классах способствует высокий уро­вень эстетической воспитанности учащихся, что достига­ется в результате изучения музыки, хореографии, эстети­ки, изобразительного искусства, истории в младших и средних классах (в течение семи лет).

Вполне естественно введение в восьмом классе пред­мета "философия". Продолжая мысль о развитии лич­ности учащихся, на что и рассчитана единая эстетическая программа, следует заметить, что философия - это одно­временно и погруженность в язык, в национальную куль­туру. Развитие мышления ребенка, его стремления к по­иску Истины, Добра и Красоты в окружающем мире, в том числе в культуре, - основная цель и задача курса.

В старших классах учащимся предлагается выбор спецкурсов по истории музыки, истории искусства.

Знания, полученные учащимися по предметам гума­нитарно-эстетического цикла, интеграция их и "по гори­зонтали", и "по вертикали" в сочетании с системообразующими принципами (историзм и творческий метод) позволяют создать в представлении гимназиста целост­ную картину жизни людей, их культуры. Цель курса -силой воздействия различных искусств, их интеграцией с историей и философией формировать духовный мир де­тей, помочь молодым людям открыть в себе человека, определить свой, именно свой путь в жизни.

Важнейшая цель - помочь формированию самостоя­тельной личности, самобытной индивидуальности каждо­го гимназиста как гражданина правового государства, исповедующего ценности гуманизма.

Концепции кафедр словесности и философии и эсте­тики направлены на выявление общечеловеческих ценно­стей, нравственных парадигм, истории их развития и становления, их проявления в национальных культурах народов мира и, прежде всего, в русской национальной культуре. Не менее важна гуманитаризация программ естественных дисциплин: математики, физики, химии, 292

информатики. Созданы спецкурсы: "История математи­ки", "Физика: имена и события", "Химия как наука вза­имодействий" и т.д. На кафедрах естественных дисци­плин и начальной школы ведется серьезная работа по адаптации всей вертикали естественных дисциплин к гуманитарной гимназической парадигме.

В гимназии регулярно проводятся социально-пси­хологические исследования, в частности, тотальное анке­тирование гимназистов с пятого по одиннадцатый класс. Анкетирование нацелено на выяснение отношения детей к гуманитаризации образования в гимназии. 86,7% рес­пондентов удовлетворены нынешним состоянием гума­нитарного поля гимназии, очень высоко ценят то, как преподаются гуманитарные дисциплины. 10% респонден­тов считают, что гуманитаризация в гимназии только разворачивается, и делают конкретные предложения, как бы они расширили круг гуманитарных дисциплин и из­менили преподавание естественных дисциплин.

Анализ воспитательной системы Новомосковской гимназии позволяет утверждать, что в этом образователь­ном учреждении возник тот тип школы, который харак­теризуется предоставлением широких возможностей для индивидуального развития, соединения обучения с лич­ностными смыслами детей, формирования у каждого собственной программы интеллектуального и нравствен­ного развития, опыта социально-культурной жизнедея­тельности. Главным фактором формирования воспита­тельной системы гимназии выступает совместная дея­тельность учителей и учащихся в сфере образования. В гимназии создано то сообщество учителей и учащихся, которое свидетельствует о высокой ступени развития гу­манистической воспитательной системы.

КИРЕЕВСКАЯ ШКОЛА-ТЕАТР

Общеобразовательная средняя школа № 6 Киреевска Тульской области была открыта в 1964 году. В сентябре 1992 года ей присвоен статус школы с углубленным изучением предметов художе­ственно-эстетического цикла.

293

Школа находится на окраине города. Основная часть населения микрорайона - рабочие, шахтеры. В микрорай­оне школы функционируют детский сад "Теремок", Дом творчества и районный Дом культуры, с которыми школа связана творческими узами.



В настоящее время в школе около 700 учащихся (в основном из семей шахтеров) и 56 педагогов, 12 из кото­рых - выпускники этой школы. Администрация состоит из пяти человек, в числе которых заместители директора по научно-методической работе, по осуществлению ху­дожественно-эстетического цикла. В штатное расписание введены единицы педагога-психолога, педагога дополни­тельного образования.

Педагогический коллектив считает своей главной за­дачей раскрыть и развить духовные возможности каждого ребенка, его внутреннюю свободу, способность к само­оценке, расширить познавательный кругозор.

В школе сложилась своя оригинальная воспитатель­ная система. Системообразующими видами деятель­ности являются деятельность художественно-эстети­ческого направления и познавательная. Девизом стали слова: "Культура и искусство должны вернуться в шко­лу, обрести в ней достойное место - без этого образова­ние останется всего лишь усвоением разрозненной сум­мы знаний". Педагоги школы убеждены в том, что на­стоящее искусство оказывает ничем не заменимое влия­ние на человека, пробуждает лучшие чувства, подвигает к благородным поступкам, что художественно-образные способности надо развивать с раннего возраста, когда душа ребенка открыта и готова идти "через прекрасное к доброму".

Вот почему в школе с 1989/90 учебного года было введено преподавание с первого класса предметов худо­жественно-эстетического цикла: дополнительные уроки музыки, ИЗО, театра, ритмики и танца, а также этики. С первого класса преподается и иностранный язык.

Коллектив стремится сделать все, чтобы школа для всех детей была вторым домом, имела "свое лицо", была территорией творчества, добра и любви.

Чтобы учащиеся ежедневно шли в школу с охотой и радостью, чтобы они имели возможность для содержа-294

тельного и делового межличностного общения, надо, полагают педагоги, чтобы перед всем школьным коллек­тивом ставилась какая-то значимая и всем понятная цель, в осуществлении которой могли бы принять уча­стие все дети. Причем виды деятельности должны быть такими, чтобы они могли обеспечить ребенку успех. Ид­ти от ребенка, от его индивидуальных особенностей! На­учить его ориентироваться на общечеловеческие цен­ности; воспитать чувство социальной ответственности, общности, творческий коллективизм; воспитать рефлек­сию, так как для развития личности важно, чтобы ребе­нок мог оценивать самого себя.

Важное место в воспитательной системе школы за­нимают общешкольные творческие дела: День школы, День открытых дверей, "Девушки-красавицы, душеньки-подруженьки", "Храбры молодцы с силой богатырскою", "Момент зрелости", двухдневные лагерные сборы.

В школе стало традицией все знаменательные даты "укладывать" в сценарные рамки. Здесь нет традицион­ной линейки, посвященной последнему звонку, но есть праздник-спектакль "Остров детства". Нет набора песен и стихов - поздравлений ко Дню учителя, но есть спектакль "Осенний романс" и т.п.

Стержневым в воспитании стало обращение к кор­ням национальной культуры, духовности. Русское народ­ное творчество, музыка, танец, живопись, фольклор - вот те инструменты, которые, как считают педагоги школы, спо­собны сделать душу ребенка красивее и богаче.

Главным средством воспитания и развития детей яв­ляется школьный театр. Он объединил всех - педагогов, учащихся, их родителей. Каждому в школьном театре находится место: одни создают костюмы, другие- декора­ции, третьи пишут сценарии, четвертые готовят музы­кальное оформление. Актерами выступают учащиеся и педагоги (они здесь партнеры). В процессе репетиций, выступлений, изготовления декораций, пошива костюмов создается особая атмосфера, складываются добрые отно­шения между учащимися разных возрастов, учениками и учителями, ближе к школе становятся родители. Творче­ство наполняет жизнь в школе радостью, ожиданием чу­да, объединяет духовно, сплачивает учеников и учителей 295

в единый коллектив. Театральная деятельность дает воз­можность для проявления неординарности, индивидуаль­ности ребенка, она снимает у детей комплексы, делает их раскованнее.

Спектакли в школе стали самыми яркими, эмоцио­нальными коллективно-творческими делами. Играются они по собственным сценариям. В год ставят, как прави­ло, две премьеры.

Надолго запомнились всем спектакли "Недаром помнит вся Россия" (о декабристах), "За всех - против всех" (по стихам М.Цветаевой), "В ночь перед Рождест­вом", "Снегурочка", спектакль-версия "Галя", приуро­ченный к юбилею С. Есенина, "Для любви не названа цена" (по пьесе Неруды), "Алые паруса", "Над вымыс­лом слезами обольюсь" (к 160-летию со дня гибели А.С. Пушкина) и др.

В учебно-познавательной деятельности стали проис­ходить интегративные процессы, органически связы­вающие ее с воспитанием. Рамки урока становятся тес­ными. Познавательная деятельность переходит во вне­урочную сферу (игры "Супершанс", "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?", "Умники и умницы"). Идет и обрат­ный процесс: формы внеурочной коллективной деятель­ности приходят на урок. Проводятся интегрированные уроки, театрализованные уроки-спектакли ("Сестры" -урок-спектакль о сестрах Гончаровых, "Красною кистью рябина зажглась..." - урок-эссе о М. Цветаевой); уроки-погружения ("Мир тургеневских героинь", "Мир генера­лов 1812 года", "Мир Есенина"). Театр расширяет рамки урока, оживляет книжных героев. Урок становится орга­ничным элементом воспитательной системы. Таким обра­зом, урочная и внеурочная деятельность выступают не изо­лированно друг от друга, а в единстве учения и общения.

В школьную программу введены интегрированные курсы: "Основы театрального искусства", "Тульский фольклор", "Литературное краеведение Тульской облас­ти", "Москва и Петербург в русской литературе", "Ри­торика".

296

Утвердилось новое в дополнительном образовании -мастерская театрального костюма, реквизитная мастер­ская, мастерская художников-декораторов.



Введено обучение педагогов-воспитателей основам актерского мастерства (педсоветы-презентации, конкурсы молодых учителей, актерские и психологические тренин­га и т.п.). В условиях воспитательной системы в школе возникла необходимость в обучении педагогов новым информационным технологиям, организации занятий по психолого-педагогическим проблемам воспитания.

Благодаря театру школа меняет свой облик. Вот что пишет о роли театра в школе заместитель директора по научно-методической работе Нина Валентиновна Никонова: "Школьный театр не только состоялся как театр, он проникает во все сферы воспитательной работы: праздники-спектакли, утренники-спектакли, уроки-спектакли и т.п. В чем ценность школьного театра, спросите вы? Во-первых, в педагогике, как и в любом искусстве, необходимо умение посмотреть друг на друга со стороны, увидеть привычное в необычном ракурсе. Ученики и учителя на сцене- это разрушение стен не­понимания, это счастливое обретение новых друзей. Партнеры на сцене лучше понимают друг друга на уро­ках. Они партнеры во всем, они переживают общие чувства: тревоги - перед спектаклем, радости - в финале, чувство опустошения - после спектакля, как от потери чего-то дорогого и близкого. И снова все ждут новых репетиций, а значит, и новых радостей творческого об­щения. Именно общение, обретение новых друзей, по отзывам школьников, является главным для них в те­атре. И опять же это и испытание себя, своих возмож­ностей. Сцена изменила и учителей. Вспоминаю зажатость, неуклюжесть, испуг новичков... Вижу, как сни­маются многие проблемы коммуникации, комплексы, вижу как приходит к учителю уверенность на уроках, как идет несомненное сближение с детьми. Снимаются проблемы дисциплины, улучшается психологический климат, учитель становится доступнее детям... Происхо­дит рождение в стенах школы № 6 нового учителя, об­ладающего умениями и навыками современного педаго­га-воспитателя".

297

Школьный театр развивает эмоциональную и воле­вую сферы личности, интеллект детей. Он заставляет школьников задуматься над жизнью, познавать самого себя. Театр расширяет знания детей о национальной культуре и культуре многих народов. Он помогает им адаптироваться к жизни, чувствовать себя уверенно и независимо в любых жизненных обстоятельствах.



<предыдущая страница | следующая страница>


Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня
4062.94kb.

14 10 2014
16 стр.


А. Горбовский Незваные гости. Полтергейст вчера и сегодня
703.13kb.

09 09 2014
3 стр.


Станиславский вчера, сегодня, завтра программа режиссерской школы об основах профессии
1970.19kb.

13 10 2014
16 стр.


От инстинктов — к выбору, смыслу и саморегуляции: Психология мотивации вчера, сегодня и завтра
129.84kb.

13 09 2014
1 стр.


Программы дополнительного образования

Нравственное воспитание – одно из звеньев общей системы воспитания детей. Оно обращено к духовному миру ученика, поэтому его воспитательные возможности очень велики

601.27kb.

14 12 2014
4 стр.


Тесты в Украине: вчера, сегодня, завтра

Л. Ф. Бурлачук, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент апн украины

92.54kb.

25 09 2014
1 стр.


Сценарий выступления команды

О: Марин, я себе вчера такое платье купила! Тютелька в тютельку! Сегодня померила жмёт…

19.81kb.

11 10 2014
1 стр.


Фрэнк Беттджер Вчера неудачник — сегодня преуспевающий коммерсант

Пер, с англ. Б. Алексеева, 1997. — М.: Агентство «фаир», Информпресс+, 1999. —

2150.95kb.

14 12 2014
9 стр.