Перейти на главную страницу
Может ли процесс обучения стать фактором формирования и развития воспитательной системы школы? Ответить на этот вопрос помогает феномен Новомосковской городской гимназии (Тульская область). Новомосковская городская гимназия -полное среднее образовательное учреждение. Учебный план охватывает все три ступени школы. Гимназия не преследует цели подготовки детей к поступлению в какой-то конкретный вуз, она многопрофильна, и ее учебный план включает в себя широкий круг дисциплин. Образовательный процесс строится на принципах энциклопедичное™. Высокий уровень подготовки гимназистов дает им возможность выбора любого высшего учебного заведения и любой специальности.
Содержание образования в гимназии рассчитано на удовлетворение запросов всех социальных слоев города с определенной компенсацией "запущенных" социально-культурных зон. Гимназия ставит одной из своих важнейших целей прекращение или замедление маргинали-зации личности ребенка в условиях массовой культуры. Общее направление обучения в гимназии - гуманитарное образование, развитие личности и индивидуальности ребенка с учетом возрастных особенностей и социально-психологического фона небольшого города.
Задачи гуманитарного образования в гимназии:
• формирование системы научных знаний о человеке, обществе, мире, истории культур и цивилизаций;
• создание условий для самообучения гимназистов способам познания и творчества, практической деятельности и социальному поведению;
• создание предпосылок для адекватного включения выпускников в социально-экономические и общекультурные процессы развития города, страны.
Гимназическое образование - образование повышенного типа с усложненной учебной программой, направ-
282
Естественно, выполнение учебных целей требует от гимназического обучения формирования у гимназистов всех видов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, обобщения, аналогии, абстрактного мышления, генерализации понятий и т.д. Таким образом, гимназия ставит перед собой задачу выпустить в жизнь не просто образованного человека, но человека культурного.
При этом культура здесь понимается не только как предметное выражение результатов деятельности человека, а также как проявление человеческих способностей, реализуемых в виде знаний, навыков, интеллектуального, эстетического, нравственного развития. Поэтому гимназическая парадигма выступает как явление плюралистическое, охватывающее максимально возможное количество подходов, стилей, методов и помогающее гимназистам, прежде всего, заниматься саморазвитием, самим открывать для себя в своем личном поиске все многообразие культурноформирующих компонентов.
Чтоб осуществить на практике эти идеи, необходимо обеспечить:
• продуманный отбор гимназистов в первый класс;
• повышенный уровень содержания образования;
• создание гимназического стандарта по всем дисциплинам и творческой базы;
• применение нетрадиционных форм и методов обучения и контроля знаний гимназистов;
• создание команды высокопрофессиональных, адаптированных к гимназической парадигме преподавателей;
• использование новейших технологий;
• научно-исследовательскую работу учителей и учащихся.
В гимназии успешно работают четыре кафедры (методических объединения): словесности, эстетики, философии; естественных дисциплин; прогимназии и начальной школы. Общее руководство и контроль осуществляет директор гимназии с помощью Научного совета и Попечительского совета. Конкурсный отбор осу-
283
ществляется с целью отобрать особо одаренных детей, выявить их возможности, физическое, психологическое развитие, способности ко всем видам коммуникаций, ориентацию в социально-психологическом контексте.
• прогимназия (дети пяти-шести лет занимаются здесь развитием родной речи, тремя иностранными языками, хореографией, музыкой, изобразительным искусством);
• вторая ступень (с первого по четвертый класс; занимаясь географией, естествознанием, историей Отечества, гимназисты второй ступени овладевают интегрированными знаниями об окружающем мире; на занятиях по культуре поведения и общения они осваивают человеческое пространство во всем многообразии связей и коммуникаций);
• третья ступень (с пятого по девятый класс; гимназисты вводятся во все многообразие гуманитарных курсов: психологии, мировой и отечественной истории, философии, химии и физики, адаптированных к гуманитарному циклу, изучают основы искусств, мифологию, религиоведение, основы экономики и экологии и т.д.);
• четвертая ступень (десятый и одиннадцатый классы; гимназисты на этой ступени обучения изучают философию, политологию, занимаются шлифовкой стиля всех видов коммуникаций как на родном языке, так и на иностранных языках, наравне со взрослыми участвуют в развивающих научно-практических действах: конференциях, круглых столах, защитах рефератов и т.д.)
Необходимо подчеркнуть, что образование, получаемое детьми в гимназии, имеет целью не только подготовку к участию в жизни общества, но активное воздействие на это общество с целью его совершенствования, что, естественно, предъявляет очень высокие требования не только к знаниям, но и к личности выпускника гимназии. Формирование личностных качеств гимназиста есть ответ на социальный заказ общества. Поэтому огромную
284
роль играет прогнозирование процессов развития гимназического социума с опережением на десять-пятнадцать лет. Такие исследования, прогнозные оценки в гимназии постоянно ведутся на оперативном уровне - психологической службой, на стратегическом уровне - группой управления во главе с директором гимназии.
В Новомосковской гимназии, как в образовательном учреждении повышенного типа, для гимназистов создаются условия свободы выбора содержания, форм и методов обучения.
"Уровни свободы" в гимназии складываются в следующую систему:
• свобода выбора номинативностей образования;
• свобода совершенствования своего интеллекта, творческих способностей через выполнение индивидуальной экстернатной программы;
• свобода выбора культурологического направления;
• свобода в использовании в процессе обучения самых последних разработок в области психологии, социологии, философии и всего спектра смежных наук и научных направлений;
• свобода пользования последними моделями компьютерной техники;
• свобода выбора спецкурсов;
• свобода выражения своих взглядов на обучение и всю воспитательную систему гимназии через анкетирование, через работу клубов и детского общества "Зебра".
Содержание образования в гимназии соответствует модели учреждения гуманитарного профиля. Литература русская, русского зарубежья, мировая литература, философия (с восьмого класса), политология (в десятом классе), история отечественная и мировая (с третьего класса), информатика (с третьего класса), хореография, музыкальная культура, хоровое сольфеджио, хор (с первого класса), изобразительное искусство, художественный труд
285
При оценке отбора содержания образования необходимо отметить следующие уже сложившиеся в этом учебном заведении критерии:
• ориентация на развитие разносторонних способностей гимназистов через набор спецкурсов;
• сквозной характер авторских учебных программ, составляющих единое, органичное целое по всей вертикали курса; это достигается созданием концепций преподавания всех гимназических дисциплин, разработкой кафедральных концепций, которые позволяют сводить в блоки такие, например, естественно поддающиеся интеграции дисциплины, как мировая литература и русская литература, отечественная история и мировая история, иностранные языки, философия, мифология, религиоведениё, история культур и цивилизаций, изобразительное искусство, музыка, театр, риторика, искусство танца и т.д.;
• сочетание общего и специального компонентов образования, которые развивают и дополняют друг друга;
• постоянная и целенаправленная ориентация гимназистов на различные формы самообразования, овладение разными видами самоподготовки.
Все методики в гимназии являются авторскими. Единые требования существуют только к уровню качества образования. Коллектив отказался от устаревшей системы монологических методов и перешел к диалогической, 'эвристической форме общения между всеми участниками образовательного процесса в гимназии.
Гимназистам предоставлена возможность свободного выбора спецкурсов, свободного поиска информации. Поощряется умение анализировать информацию, синтезировать знания, решать проблемы на творческом уровне, что выражается в написании рефератов, выступлениях на конференциях, участии в альтернативных занятиях и общегимназических действах, где проявляется не только
286
интеллектуальность гимназиста, но и его умение адаптироваться к конкретной ситуации, свободно и правильно говорить, рассуждать. Гимназисты в течение учебного года участвуют в деловых, ролевых играх, включаются в ситуационные развертки по экстернатным программам. Преподаватели совместно с детьми готовят десятки альтернативных занятий, во время которых проходит глубокое погружение в проблему - это может быть литературная тема, философская проблема, подготовка общегимназического шоу "Татьянин день", "Гимназиада" и др.
Используются формы учебной и внеучебной работы, повышающие уровень самосознания гимназистов, их самостоятельность в выборе решений. Это оппонирование .в защитах реферативных работ, участие в деловых играх, выступления с докладами, сообщениями, участие в общегимназических праздниках, в работе клубов "Гимнасиум" и "Зебра" и многое другое.
Когда мы говорим о гимназическом стандарте как о качественном критерии образования, мы имеем в виду прежде всего образовательную карьеру" ребенка. Что может и должна дать гимназия выпускнику? Прежде всего, это достижение такого уровня образованности, который давал бы возможность свободно адаптироваться и реализовываться в современной жизни, широкая профессиональная подготовка с гуманитарным уклоном, возможность выбора профессии с учетом наклонностей ребенка.
Перед гимназией стоит цель выпускать из своих стен людей образованных. Но что такое образованность, как понимает коллектив детей и взрослых гимназии? Образованность - это качество личности, которое характеризует ее способность использовать в своей познавательной и 287
практической деятельности продукты материального и духовного труда людей, руководствуясь социальными нормами и духовными ценностями. Понятие "образованность" наиболее точно отражает результаты, которые достигаются образованием. Для педагогического коллектива важно не усвоение учащимися неисчислимой в наше время конкретной информации, изучение которой предусмотрено традиционными школьными курсами, а способность опираться на достижения культуры при формировании индивидуального опыта творческой деятельности.
Отвечая на вопрос, должны ли все выпускники гимназии выйти на одинаковый уровень образованности, педагогический коллектив считает, что каждый из них должен: иметь уровень функциональной грамотности, владеть родным и иностранным языками, достичь уровня допрофессиональной компетентности в ряде областей знания. Если дифференцируются цели образования, то неизбежна дифференциация образовательных программ. Образовательный процесс в Новомосковской гимназии убедительно показывает, что это возможно. Многое сделано педагогическим коллективом в этом направлении:
такие программы реализуются через спецкурсы, экстернатные, олимпиадные, прелиминарные курсы, которые выступают как варианты гимназического образовательного стандарта.
Результаты образовательной деятельности зависят не только от программ. Многое значат профессионализм преподавателя, атмосфера гимназии, стиль коммуникаций всех видов. В опросе 1996/97 учебного года участвовало 326 респондентов-гимназистов пятых-одиннадцатых классов. 96% опрошенных заявили, что гимназия для них "очень дорога", "заниматься и общаться очень интересно", "уходить из гимназии они не собираются".
Стандарт качества образования гимназии - это нестандартность. И здесь нет парадокса. Действительно, каждый преподаватель - это нестандартно мыслящая личность. Того же требует педагог и от детей. Но образовательный стандарт по предметам не противоречит нестандартности педагогических технологий, методов, приемов, а является их базовым элементом, критерием мно-288
гообразия при стабильном концептуальном подходе. Стандарты по отдельным дисциплинам вырабатываются в гимназии на кафедрах, отделениях, во временных творческих лабораториях учителей и учащихся.
Сложен вопрос выработки стандартов образования в гуманитарном цикле предметов. Дело в том, что, например, культурологические проблемы обучения очень трудно поддаются стандартизации. Если относительно просто создать стандарт по истории или экологии, то гораздо труднее - по философии искусства или по литературе.
Резюмируя, сформулируем философию образования гимназии. Это "двойной поток":
а) выстроенность всех курсов по вертикали как единых непрерывных курсов и по содержанию, и по формам;
б) принцип творческого приращения как развитие стандарта в реальном пространстве и времени, с учетом соблюдения целостности и единства всех видов гимназических "подпространств".
В гимназии идет переориентация линейных курсов естественных дисциплин (построение по логике научных дисциплин и сосредоточение на внутрипредметных проблемах, отвечающих интересам небольшого числа учеников) с учетом потребностей большинства учащихся, для которых школьное обучение - единственный путь к достижению естественно-научной грамотности.
Овладение общечеловеческой культурой немыслимо только на основе специальных знаний, без целостного видения мира, места и роли в нем человека. Формированию такого видения способствуют интегрированные курсы, разнообразные по структуре и содержанию. В содержание этих курсов входят следующие вопросы: история и сущность науки, охрана окружающей среды, технология и применение науки, социальные и этические проблемы, возникающие в обществе в связи с использованием знаний естественных дисциплин. Одним из направлений совершенствования системы образования является дифференцированное обучение, определяющее уровневую (внутреннюю) дифференциацию по ступеням обучения: начальная школа, средняя, старшая школа. Кроме того, внутри каждой ступени осуществляется структурирование по 289
содержательным линиям, предусматривающее уровень обязательной подготовки и уровень возможностей учащегося.
Обучение предметам естественно-научного цикла осуществляется в гимназии на трех ступенях:
• первая ступень (первый-шестой классы); на данной ступени решаются задачи: познакомить учащихся с теми природными явлениями, которые они непосредственно наблюдают в окружающем мире; привить интерес к изучению естественных дисциплин (география, биология, химия, физика, астрономия);
• вторая ступень (седьмой-девятый классы); это основные ступени базовых курсов географии, биологии, химии, физики и астрономии как составных частей естествознания; здесь закладывается знание основ этих дисциплин, сообщаются сведения о явлениях природы, которые могут понадобиться человеку для ориентации в окружающем мире;
• третья ступень (десятый-одиннадцатый классы);
профильные курсы- продолжают систематическое базовое образование на более высоком теоретическом и практическом уровне.
Предлагаемая концепция реализует следующие принципы: непрерывность естественно-научного образования; преподавание курсов физики, химии, биологии, географии, астрономии на всех этапах обучения; введение интегрированного курса естествознания как единого предмета в первом-шестом классах; введение блочной структуры естествознания с разделением на отдельные дисциплины с седьмого класса; построение содержания естественно-научного образования по ступенчатому принципу со спиральными элементами; учет возрастных психологических особенностей учащихся (рассмотрение в пятом-шестом классах явлений природы на уровне описания, осуществление постепенного перехода от интегрированного обучения естествознанию к изучению его отдельных отраслей).
В основу структуры положена идея расположения учебного материала в логике развития природы в целом и в логике развития естественно-научного объекта в каждой отдельной части. Такой подход к построению учебно-
290
го курса дает возможность последовательного освоения учащимися основных форм движения материй; физической, химической, биологической.
Генетическое родство природы, человека и искусства -ядро концепции. Обращение в концепции к фундаментальным категориям "природа", "человек", "искусство" закономерно.
На решение проблемы эстетического воспитания нацелена работа кафедры эстетики и философии. Кафедральный принцип позволяет отказаться от устаревших методических объединений. Кроме того, это позволяет решить проблему гуманитарно-эстетического образования на интегральной основе. Кафедра эстетики и философии включает в себя несколько отделений: эстетическое, музыкально-хореографическое, работающее в основном в начальной школе, историко-философское отделение, отделение изобразительного искусства и народного творчества и, наконец, институт классных руководителей. Среди названных дисциплин история и философия занимают особое место. Знания, полученные учащимися по отечественной и зарубежной истории, - основа для понимания искусства.
Особую роль в духовном становлении учащихся играет начальное эстетическое образование.
На базе гимназии создана воскресная школа, где занимаются дети пяти-шестилетнего возраста. Психофизические особенности этого возраста (эмоциональность, живое воображение, подвижность) диктуют и специфические моменты общения с детьми, обязательность игровых форм обучения, широкое применение наглядности. Взаимосвязь таких предметов, как музыка, хореография, изобразительное искусство, помогает развить разностороннюю личность. Большое значение имеет интегральный принцип обучения, основой которого является единая эстетическая программа. Максимальное сближение гуманитарно-эстетических дисциплин, "интеграция по 291
горизонтали" позволяет развернуть перед учащимися картину движения различных искусств в их тесных взаимосвязях.
Не только "интеграция по горизонтали" обеспечивает успех дела. Успешному преподаванию гуманитарных предметов в старших классах способствует высокий уровень эстетической воспитанности учащихся, что достигается в результате изучения музыки, хореографии, эстетики, изобразительного искусства, истории в младших и средних классах (в течение семи лет).
Вполне естественно введение в восьмом классе предмета "философия". Продолжая мысль о развитии личности учащихся, на что и рассчитана единая эстетическая программа, следует заметить, что философия - это одновременно и погруженность в язык, в национальную культуру. Развитие мышления ребенка, его стремления к поиску Истины, Добра и Красоты в окружающем мире, в том числе в культуре, - основная цель и задача курса.
В старших классах учащимся предлагается выбор спецкурсов по истории музыки, истории искусства.
Знания, полученные учащимися по предметам гуманитарно-эстетического цикла, интеграция их и "по горизонтали", и "по вертикали" в сочетании с системообразующими принципами (историзм и творческий метод) позволяют создать в представлении гимназиста целостную картину жизни людей, их культуры. Цель курса -силой воздействия различных искусств, их интеграцией с историей и философией формировать духовный мир детей, помочь молодым людям открыть в себе человека, определить свой, именно свой путь в жизни.
Важнейшая цель - помочь формированию самостоятельной личности, самобытной индивидуальности каждого гимназиста как гражданина правового государства, исповедующего ценности гуманизма.
Концепции кафедр словесности и философии и эстетики направлены на выявление общечеловеческих ценностей, нравственных парадигм, истории их развития и становления, их проявления в национальных культурах народов мира и, прежде всего, в русской национальной культуре. Не менее важна гуманитаризация программ естественных дисциплин: математики, физики, химии, 292
информатики. Созданы спецкурсы: "История математики", "Физика: имена и события", "Химия как наука взаимодействий" и т.д. На кафедрах естественных дисциплин и начальной школы ведется серьезная работа по адаптации всей вертикали естественных дисциплин к гуманитарной гимназической парадигме.
В гимназии регулярно проводятся социально-психологические исследования, в частности, тотальное анкетирование гимназистов с пятого по одиннадцатый класс. Анкетирование нацелено на выяснение отношения детей к гуманитаризации образования в гимназии. 86,7% респондентов удовлетворены нынешним состоянием гуманитарного поля гимназии, очень высоко ценят то, как преподаются гуманитарные дисциплины. 10% респондентов считают, что гуманитаризация в гимназии только разворачивается, и делают конкретные предложения, как бы они расширили круг гуманитарных дисциплин и изменили преподавание естественных дисциплин.
Анализ воспитательной системы Новомосковской гимназии позволяет утверждать, что в этом образовательном учреждении возник тот тип школы, который характеризуется предоставлением широких возможностей для индивидуального развития, соединения обучения с личностными смыслами детей, формирования у каждого собственной программы интеллектуального и нравственного развития, опыта социально-культурной жизнедеятельности. Главным фактором формирования воспитательной системы гимназии выступает совместная деятельность учителей и учащихся в сфере образования. В гимназии создано то сообщество учителей и учащихся, которое свидетельствует о высокой ступени развития гуманистической воспитательной системы.
КИРЕЕВСКАЯ ШКОЛА-ТЕАТР
Общеобразовательная средняя школа № 6 Киреевска Тульской области была открыта в 1964 году. В сентябре 1992 года ей присвоен статус школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.
293
Школа находится на окраине города. Основная часть населения микрорайона - рабочие, шахтеры. В микрорайоне школы функционируют детский сад "Теремок", Дом творчества и районный Дом культуры, с которыми школа связана творческими узами.
Педагогический коллектив считает своей главной задачей раскрыть и развить духовные возможности каждого ребенка, его внутреннюю свободу, способность к самооценке, расширить познавательный кругозор.
В школе сложилась своя оригинальная воспитательная система. Системообразующими видами деятельности являются деятельность художественно-эстетического направления и познавательная. Девизом стали слова: "Культура и искусство должны вернуться в школу, обрести в ней достойное место - без этого образование останется всего лишь усвоением разрозненной суммы знаний". Педагоги школы убеждены в том, что настоящее искусство оказывает ничем не заменимое влияние на человека, пробуждает лучшие чувства, подвигает к благородным поступкам, что художественно-образные способности надо развивать с раннего возраста, когда душа ребенка открыта и готова идти "через прекрасное к доброму".
Вот почему в школе с 1989/90 учебного года было введено преподавание с первого класса предметов художественно-эстетического цикла: дополнительные уроки музыки, ИЗО, театра, ритмики и танца, а также этики. С первого класса преподается и иностранный язык.
Коллектив стремится сделать все, чтобы школа для всех детей была вторым домом, имела "свое лицо", была территорией творчества, добра и любви.
Чтобы учащиеся ежедневно шли в школу с охотой и радостью, чтобы они имели возможность для содержа-294
тельного и делового межличностного общения, надо, полагают педагоги, чтобы перед всем школьным коллективом ставилась какая-то значимая и всем понятная цель, в осуществлении которой могли бы принять участие все дети. Причем виды деятельности должны быть такими, чтобы они могли обеспечить ребенку успех. Идти от ребенка, от его индивидуальных особенностей! Научить его ориентироваться на общечеловеческие ценности; воспитать чувство социальной ответственности, общности, творческий коллективизм; воспитать рефлексию, так как для развития личности важно, чтобы ребенок мог оценивать самого себя.
Важное место в воспитательной системе школы занимают общешкольные творческие дела: День школы, День открытых дверей, "Девушки-красавицы, душеньки-подруженьки", "Храбры молодцы с силой богатырскою", "Момент зрелости", двухдневные лагерные сборы.
В школе стало традицией все знаменательные даты "укладывать" в сценарные рамки. Здесь нет традиционной линейки, посвященной последнему звонку, но есть праздник-спектакль "Остров детства". Нет набора песен и стихов - поздравлений ко Дню учителя, но есть спектакль "Осенний романс" и т.п.
Стержневым в воспитании стало обращение к корням национальной культуры, духовности. Русское народное творчество, музыка, танец, живопись, фольклор - вот те инструменты, которые, как считают педагоги школы, способны сделать душу ребенка красивее и богаче.
Главным средством воспитания и развития детей является школьный театр. Он объединил всех - педагогов, учащихся, их родителей. Каждому в школьном театре находится место: одни создают костюмы, другие- декорации, третьи пишут сценарии, четвертые готовят музыкальное оформление. Актерами выступают учащиеся и педагоги (они здесь партнеры). В процессе репетиций, выступлений, изготовления декораций, пошива костюмов создается особая атмосфера, складываются добрые отношения между учащимися разных возрастов, учениками и учителями, ближе к школе становятся родители. Творчество наполняет жизнь в школе радостью, ожиданием чуда, объединяет духовно, сплачивает учеников и учителей 295
в единый коллектив. Театральная деятельность дает возможность для проявления неординарности, индивидуальности ребенка, она снимает у детей комплексы, делает их раскованнее.
Спектакли в школе стали самыми яркими, эмоциональными коллективно-творческими делами. Играются они по собственным сценариям. В год ставят, как правило, две премьеры.
Надолго запомнились всем спектакли "Недаром помнит вся Россия" (о декабристах), "За всех - против всех" (по стихам М.Цветаевой), "В ночь перед Рождеством", "Снегурочка", спектакль-версия "Галя", приуроченный к юбилею С. Есенина, "Для любви не названа цена" (по пьесе Неруды), "Алые паруса", "Над вымыслом слезами обольюсь" (к 160-летию со дня гибели А.С. Пушкина) и др.
В учебно-познавательной деятельности стали происходить интегративные процессы, органически связывающие ее с воспитанием. Рамки урока становятся тесными. Познавательная деятельность переходит во внеурочную сферу (игры "Супершанс", "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?", "Умники и умницы"). Идет и обратный процесс: формы внеурочной коллективной деятельности приходят на урок. Проводятся интегрированные уроки, театрализованные уроки-спектакли ("Сестры" -урок-спектакль о сестрах Гончаровых, "Красною кистью рябина зажглась..." - урок-эссе о М. Цветаевой); уроки-погружения ("Мир тургеневских героинь", "Мир генералов 1812 года", "Мир Есенина"). Театр расширяет рамки урока, оживляет книжных героев. Урок становится органичным элементом воспитательной системы. Таким образом, урочная и внеурочная деятельность выступают не изолированно друг от друга, а в единстве учения и общения.
В школьную программу введены интегрированные курсы: "Основы театрального искусства", "Тульский фольклор", "Литературное краеведение Тульской области", "Москва и Петербург в русской литературе", "Риторика".
296
Утвердилось новое в дополнительном образовании -мастерская театрального костюма, реквизитная мастерская, мастерская художников-декораторов.
Благодаря театру школа меняет свой облик. Вот что пишет о роли театра в школе заместитель директора по научно-методической работе Нина Валентиновна Никонова: "Школьный театр не только состоялся как театр, он проникает во все сферы воспитательной работы: праздники-спектакли, утренники-спектакли, уроки-спектакли и т.п. В чем ценность школьного театра, спросите вы? Во-первых, в педагогике, как и в любом искусстве, необходимо умение посмотреть друг на друга со стороны, увидеть привычное в необычном ракурсе. Ученики и учителя на сцене- это разрушение стен непонимания, это счастливое обретение новых друзей. Партнеры на сцене лучше понимают друг друга на уроках. Они партнеры во всем, они переживают общие чувства: тревоги - перед спектаклем, радости - в финале, чувство опустошения - после спектакля, как от потери чего-то дорогого и близкого. И снова все ждут новых репетиций, а значит, и новых радостей творческого общения. Именно общение, обретение новых друзей, по отзывам школьников, является главным для них в театре. И опять же это и испытание себя, своих возможностей. Сцена изменила и учителей. Вспоминаю зажатость, неуклюжесть, испуг новичков... Вижу, как снимаются многие проблемы коммуникации, комплексы, вижу как приходит к учителю уверенность на уроках, как идет несомненное сближение с детьми. Снимаются проблемы дисциплины, улучшается психологический климат, учитель становится доступнее детям... Происходит рождение в стенах школы № 6 нового учителя, обладающего умениями и навыками современного педагога-воспитателя".
297
Школьный театр развивает эмоциональную и волевую сферы личности, интеллект детей. Он заставляет школьников задуматься над жизнью, познавать самого себя. Театр расширяет знания детей о национальной культуре и культуре многих народов. Он помогает им адаптироваться к жизни, чувствовать себя уверенно и независимо в любых жизненных обстоятельствах.
14 10 2014
16 стр.
09 09 2014
3 стр.
13 10 2014
16 стр.
13 09 2014
1 стр.
Нравственное воспитание – одно из звеньев общей системы воспитания детей. Оно обращено к духовному миру ученика, поэтому его воспитательные возможности очень велики
14 12 2014
4 стр.
Л. Ф. Бурлачук, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент апн украины
25 09 2014
1 стр.
О: Марин, я себе вчера такое платье купила! Тютелька в тютельку! Сегодня померила жмёт…
11 10 2014
1 стр.
Пер, с англ. Б. Алексеева, 1997. — М.: Агентство «фаир», Информпресс+, 1999. —
14 12 2014
9 стр.