Перейти на главную страницу
Мода и нравственность! Что общего между этими понятиями? Каждый человек воспринимает моду по-своему: это зависит от возраста, воспитания, культуры, характера, одним словом, от личности. Мода для любого из нас есть часть нашего внутреннего мира, значит, мода – явление психологическое, а отношение к ней, выбор – явление нравственное.
Программа «Театра моды» позволяет взглянуть на предмет изучения с различных сторон, комплексно, ведь мода одновременно явление социальное, экономическое, эстетическое, психологическое, нравственное.
Мода (слово латинское – означает: мера, способ, образ действий), для нас она означает временное преобладание тех или иных вкусов.
Можно «признавать» или «не признавать» моду, быть ее творцом или рабом, но нельзя быть вне моды. Следовательно, мода – явление социальное.
Одежда – предмет первой необходимости, ее производством заняты различные отрасли промышленности, а продажей – огромная сеть магазинов, значит, мода – явление экономическое.
Мода как искусство создания костюма наряду с другими видами искусства – явление эстетическое.
Каждый человек воспринимает моду по-своему: это зависит от возраста, воспитания, культуры, характера- одним словом, от личности. Мода для любого из нас есть часть нашего внутреннего мира, значит, мода – явление психологическое, а отношение к ней, выбор – явление нравственное.
В результате формируется особое отношение учащихся к моде как к явлению нравственному.
Программный материал дает возможность создавать для учащихся несложные сюжетно – тематические картинки показа очередной коллекции мод нравственной направленности и привлекать высокохудожественную музыку – классическую, современную, народную. В процессе постановочной работы, репетиций дети приучаются к сопереживанию, к сотворчеству, у них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности.
В программе усиливается внимание к развитию познавательной деятельности учащихся за счет систематического проведения бесед по истории костюма, посещения театров, музеев, целью которых является повышение нравственной и эстетической культуры школьников.
Человека во многом создали труд и стремление к прекрасному. И это стремление очень наглядно отмечено в истории костюма, который, в свою очередь, отразил все стадии развития общества.
Костюм несет в себе определенный художественный образ, так как помогает человеку выразить эстетический идеал эпохи. В каждую эпоху существования человечества эстетический идеал отражал представление об «идеальном» человеке, его внутренней сущности и внешнем облике. Одежда подчеркивает или изменяет «классический идеал» человека, созданный различными эпохами.
Так, идеалом человека древней Греции был молодой, доблестный и прекрасный воин – атлет с великолепным, тренированным телом, поэтому костюм греков только слегка подчеркивал формы фигуры, не искажая их.
В средние века, в период господства христианских догматов, человеческое тело, особенно женское, считалось греховным, что создавало определенные тенденции в костюме. Формы тела скрадывались, скрывались под тяжелыми, пышными тканями.
В эпоху Возрождения нормой красоты вновь становится человек, со всей сложностью своих чувств и способностей. Костюм делается более удобным, более гармоничным, как бы выражая гармонию внутреннего и внешнего в человеке.
В конце XVIII века, в период Просвещения, своего рода эталоном прекрасного сделалась природа, очищающая и вдохновляющая человека, а также античность, считавшаяся непревзойденным образцом для подражания. Костюмы того времени приобретают естественные, спокойные формы, напоминающие костюмы древних.
Непродолжительное господство определенных форм костюма называется модой. Мода, в какой – то мере, отражает многогранность социального, исторического и художественного развития человека. Можно сказать, что она отражает конкретный эстетический идеал определенного периода.
Костюм тесно связан с этикой. Законы этики определяют нормы общения между собой, обязанности человека по отношению к обществу, к семье и т.д. Поскольку каждая страна проходит в своем развитии индивидуальный исторический путь, то этика в различных странах развивается самобытно, соответственно с характером нации, ее обычаями и традициями.
Чтобы изучить историю костюма на занятиях кружка, я предлагаю учащимся различные книги по отдельным вопросам, касающимся зарубежного и русского костюма (список литературы для учащихся прилагается). Обращаю внимание воспитанников на то, что можно изучать историю костюма и по произведениям искусства различных эпох и стилей: фрески на стенах, живописные портреты, жанровые картины, скульптуры. О костюмах можно судить также по произведениям прикладного искусства. Это и рисунки на фарфоре, и расписные веера, и декоративные ткани, и гобелены (стенные тканые ковры), и витражи (стеклянная цветная мозаика на окнах), и вышивка. Ничто так не раскрывает быт эпохи, ее эстетические идеалы, как произведения изобразительного искусства. Изобразительный материал помогает понять не только фасон, цвет костюма, но, главное, принцип его ношения, конфигурацию отдельных его частей. С этой целью планирую экскурсии учащихся в музей изобразительного искусства на различные выставки.
Неоценимые сведения о костюме и быте могут дать литературные художественные произведения. Кружковцы получают задания по внеклассному чтению на дом.
Содержание программы
Содержание программы концентрируется вокруг тем, каждая из которых объединяет определенное количество занятий. Тематика отражает содержание программы: секреты обаяния и очарования; сюжеты из истории моды; русская народная одежда и одежда разных народов; школа хороших манер; гигиена и красота; здоровье и его главные законы и т.д.
1. По возрасту |
Программа предусматривает участие в «Театре моды» разновозрастных групп – учащихся начальной, средней школы, учащихся старших классов. |
2. По полу |
Смешанная – для мальчиков и девочек |
3. По продолжительности реализации |
1 год |
4. По формам реализации |
Групповые и индивидуальные занятия |
5. По видам деятельности |
Ценностно–ориентированная, трудовая, художественная, оздоровительно-физкультурная, коммуникативная. |
6. По образовательным областям |
Многопрофильная |
7. По способам реализации |
Творческая |
8. По уровням освоения |
Общекультурная, профессионально-ориентированная |
9. По направлениям деятельности |
Прикладная, информационная |
В программе предусматривается возможность индивидуальных, групповых и коллективных занятий. Группа является разновозрастной (обучающиеся с 1 по 8 класс). Умения и навыки младших школьников сформированы в силу возрастных особенностей не в той мере, как у более старших воспитанников, поэтому для индивидуальных занятий с младшими выделяется дополнительное время. В то же время необходимы групповые занятия для учащихся средней и старшей школы. В этой подгруппе уже сформированы базовые знания, практические умения и навыки, полученные в процессе трудового обучения в школе.
Коллективные занятия необходимы для установления особых взаимоотношений, взаимовыручки: старшие – младшим, установлению межличностных отношений и т.д.
Программа способствует профессиональной ориентации обучающихся. В целях повышения профессионального качества занятий школа сотрудничает с технологическим техникумом. Занятия по программе «Театр моды» позволяют учащимся приобщиться к достижениям мировой и национальной культуры (модули «История костюма: от античности до наших дней», раздел «русский национальный костюм»); региональной культуры (экскурсии в музей изобразительных искусств, технологический техникум Дзержинского района, в дом быта и ателье, заочная экскурсия по Камышину)
Этот модуль познакомит кружковцев с модой различных эпох. В разные эпохи одежда имела свою окраску и влияла на формирование внешнего облика человека. Она указывала на его национальную и сословную принадлежность, имущественное положение и возраст. Мода стала составной частью нашей жизни, иллюстрацией повседневного быта.
В рамках этого модуля предполагается изучение основных законов здоровья, простейших приемов оказания первой помощи, умения постоять за себя. На занятиях введено изучение простейших приемов выращивания растений для дома, которое направлено на развитие чувства прекрасного, способствует ознакомлению с элементами дизайна в оформлении дома, квартиры или уголка дома.
Этот модуль предполагает уроки хорошего тона, изучение правил этики и этикета, помогает учиться с интересом. Занятия этого модуля помогают учащимся понять: чтобы чего-нибудь добиться в жизни, надо «запрограммировать» себя на учение, которое будет продолжаться всю жизнь.
Особое место в программе занимает практический труд – умение своими руками делать абсолютно все – от вечернего туалета до искусственных цветов. На этих занятиях кружковцы учатся созданию и изготовлению различных моделей и аксессуаров. В процессе практических занятий «Золотые руки» у них развиваются необходимые качества: усидчивость, аккуратность, художественный вкус, любовь к ручному труду.
Занятия ритмикой и хореографией обязательно входят в программу. Они приносят кружковцам много радости, здоровья, уверенности в себе. Эти занятия необходимы для того, чтобы осанка стала прямой и красивой, походка легкой и летящей.
Набор модулей не является строго обязательным, отдельные модули могут быть исключены, введены новые модули, изменена последовательность их прохождения с тем, чтобы максимально учитывались индивидуальные потребности и возможности учащихся.
Тематический план
№ п/п |
Тема занятий |
Модуль I |
Вводное занятие. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка. Организация рабочего места для практических работ. Правила техники безопасности. Знакомство с планом занятий. Организационные вопросы (2 часа). История моды от античности до наших дней. Словарик юной модницы (24 часа):
|
Модуль II |
Твой стиль (44 часа):
|
Модуль III |
Школа хороших манер (76 часов):
|
Модуль IV |
Практические занятия «Золотые руки» (68 часов):
Подготовка к «Дню высокой моды». |
Модуль V |
Ритмика, элементы музыкальной грамоты (72 часа):
|
Она способствует приобщению человека к природе. Принципиальные требования к процессу образования в учреждениях дополнительного образования направлены на личностное развитие ребенка
14 12 2014
1 стр.
В сборнике предлагаются публикации методических материалов учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования детей Сургутског
17 12 2014
5 стр.
Сценарий формирования реестра договоров с поставщиком услуг дополнительного образования 9
01 10 2014
6 стр.
09 10 2014
1 стр.
Учебный план дополнительного образования гимназии №7 направлен на реализацию целей и задач воспитательной системы: воспитание творческой, духовной, здоровой, практичной, успешной л
13 10 2014
1 стр.
Сан ПиН 4 1251. 03. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы учреждений дополнительного образования детей, Уставом учреждения
02 10 2014
3 стр.
Подготовка приказа о составе проектных групп по разработке опоп специальности 050148 Педагогика дополнительного образования
25 12 2014
1 стр.
Нравственное воспитание – одно из звеньев общей системы воспитания детей. Оно обращено к духовному миру ученика, поэтому его воспитательные возможности очень велики
14 12 2014
4 стр.