Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4

ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Театр моды


(для учащихся начальной и средней школы)

Срок реализации программы: 1 год
Автор программы: И. Л. Колесникова,

педагог дополнительного образования
Нравственное воспитание – одно из звеньев общей системы воспитания детей. Оно обращено к духовному миру ученика, поэтому его воспитательные возможности очень велики.

Мода и нравственность! Что общего между этими понятиями? Каждый человек воспринимает моду по-своему: это зависит от возраста, воспитания, культуры, характера, одним словом, от личности. Мода для любого из нас есть часть нашего внутреннего мира, значит, мода – явление психологическое, а отношение к ней, выбор – явление нравственное.

Программа «Театра моды» позволяет взглянуть на предмет изучения с различных сторон, комплексно, ведь мода одновременно явление социальное, экономическое, эстетическое, психологическое, нравственное.

Мода (слово латинское – означает: мера, способ, образ действий), для нас она означает временное преобладание тех или иных вкусов.

Можно «признавать» или «не признавать» моду, быть ее творцом или рабом, но нельзя быть вне моды. Следовательно, мода – явление социальное.

Одежда – предмет первой необходимости, ее производством заняты различные отрасли промышленности, а продажей – огромная сеть магазинов, значит, мода – явление экономическое.

Мода как искусство создания костюма наряду с другими видами искусства – явление эстетическое.

Каждый человек воспринимает моду по-своему: это зависит от возраста, воспитания, культуры, характера- одним словом, от личности. Мода для любого из нас есть часть нашего внутреннего мира, значит, мода – явление психологическое, а отношение к ней, выбор – явление нравственное.

В результате формируется особое отношение учащихся к моде как к явлению нравственному.

Программный материал дает возможность создавать для учащихся несложные сюжетно – тематические картинки показа очередной коллекции мод нравственной направленности и привлекать высокохудожественную музыку – классическую, современную, народную. В процессе постановочной работы, репетиций дети приучаются к сопереживанию, к сотворчеству, у них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности.

В программе усиливается внимание к развитию познавательной деятельности учащихся за счет систематического проведения бесед по истории костюма, посещения театров, музеев, целью которых является повышение нравственной и эстетической культуры школьников.

Человека во многом создали труд и стремление к прекрасному. И это стремление очень наглядно отмечено в истории костюма, который, в свою очередь, отразил все стадии развития общества.

Костюм несет в себе определенный художественный образ, так как помогает человеку выразить эстетический идеал эпохи. В каждую эпоху существования человечества эстетический идеал отражал представление об «идеальном» человеке, его внутренней сущности и внешнем облике. Одежда подчеркивает или изменяет «классический идеал» человека, созданный различными эпохами.

Так, идеалом человека древней Греции был молодой, доблестный и прекрасный воин – атлет с великолепным, тренированным телом, поэтому костюм греков только слегка подчеркивал формы фигуры, не искажая их.

В средние века, в период господства христианских догматов, человеческое тело, особенно женское, считалось греховным, что создавало определенные тенденции в костюме. Формы тела скрадывались, скрывались под тяжелыми, пышными тканями.

В эпоху Возрождения нормой красоты вновь становится человек, со всей сложностью своих чувств и способностей. Костюм делается более удобным, более гармоничным, как бы выражая гармонию внутреннего и внешнего в человеке.

В конце XVIII века, в период Просвещения, своего рода эталоном прекрасного сделалась природа, очищающая и вдохновляющая человека, а также античность, считавшаяся непревзойденным образцом для подражания. Костюмы того времени приобретают естественные, спокойные формы, напоминающие костюмы древних.

Непродолжительное господство определенных форм костюма называется модой. Мода, в какой – то мере, отражает многогранность социального, исторического и художественного развития человека. Можно сказать, что она отражает конкретный эстетический идеал определенного периода.

Костюм тесно связан с этикой. Законы этики определяют нормы общения между собой, обязанности человека по отношению к обществу, к семье и т.д. Поскольку каждая страна проходит в своем развитии индивидуальный исторический путь, то этика в различных странах развивается самобытно, соответственно с характером нации, ее обычаями и традициями.

Чтобы изучить историю костюма на занятиях кружка, я предлагаю учащимся различные книги по отдельным вопросам, касающимся зарубежного и русского костюма (список литературы для учащихся прилагается). Обращаю внимание воспитанников на то, что можно изучать историю костюма и по произведениям искусства различных эпох и стилей: фрески на стенах, живописные портреты, жанровые картины, скульптуры. О костюмах можно судить также по произведениям прикладного искусства. Это и рисунки на фарфоре, и расписные веера, и декоративные ткани, и гобелены (стенные тканые ковры), и витражи (стеклянная цветная мозаика на окнах), и вышивка. Ничто так не раскрывает быт эпохи, ее эстетические идеалы, как произведения изобразительного искусства. Изобразительный материал помогает понять не только фасон, цвет костюма, но, главное, принцип его ношения, конфигурацию отдельных его частей. С этой целью планирую экскурсии учащихся в музей изобразительного искусства на различные выставки.

Неоценимые сведения о костюме и быте могут дать литературные художественные произведения. Кружковцы получают задания по внеклассному чтению на дом.
Содержание программы

Содержание программы концентрируется вокруг тем, каждая из которых объединяет определенное количество занятий. Тематика отражает содержание программы: секреты обаяния и очарования; сюжеты из истории моды; русская народная одежда и одежда разных народов; школа хороших манер; гигиена и красота; здоровье и его главные законы и т.д.


Основные характеристики программы

1. По возрасту

Программа предусматривает участие в «Театре моды» разновозрастных групп – учащихся начальной, средней школы, учащихся старших классов.

2. По полу

Смешанная – для мальчиков и девочек

3. По продолжительности реализации

1 год

4. По формам реализации

Групповые и индивидуальные занятия

5. По видам деятельности

Ценностно–ориентированная, трудовая, художественная, оздоровительно-физкультурная, коммуникативная.

6. По образовательным областям

Многопрофильная

7. По способам реализации

Творческая

8. По уровням освоения

Общекультурная, профессионально-ориентированная

9. По направлениям деятельности

Прикладная, информационная

В программе предусматривается возможность индивидуальных, групповых и коллективных занятий. Группа является разновозрастной (обучающиеся с 1 по 8 класс). Умения и навыки младших школьников сформированы в силу возрастных особенностей не в той мере, как у более старших воспитанников, поэтому для индивидуальных занятий с младшими выделяется дополнительное время. В то же время необходимы групповые занятия для учащихся средней и старшей школы. В этой подгруппе уже сформированы базовые знания, практические умения и навыки, полученные в процессе трудового обучения в школе.

Коллективные занятия необходимы для установления особых взаимоотношений, взаимовыручки: старшие – младшим, установлению межличностных отношений и т.д.

Программа способствует профессиональной ориентации обучающихся. В целях повышения профессионального качества занятий школа сотрудничает с технологическим техникумом. Занятия по программе «Театр моды» позволяют учащимся приобщиться к достижениям мировой и национальной культуры (модули «История костюма: от античности до наших дней», раздел «русский национальный костюм»); региональной культуры (экскурсии в музей изобразительных искусств, технологический техникум Дзержинского района, в дом быта и ателье, заочная экскурсия по Камышину)



Цели и задачи программы:

  • создание условий, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты;

  • формирование эстетических знаний;

  • развитие самостоятельности и способностей учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

  • воспитание трудолюбия, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

  • развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка;

  • приобщение к изучению исторического и культурного наследия прошлого.

Для решения этих задач в содержании программы кружка можно выделить следующие основные модули:

  • История моды от античности до наших дней. Словарик юной модницы.

  • Твой стиль.

  • Школа хороших манер.

  • Практические занятия «Золотые руки».

  • Занятия хореографией, занятия по выработке красивой походки.

А.П.Чехов говорил, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», он должен быть красив не только в чувствах и мыслях, но и внешне. Внешний вид – самая первая информация, которую мы получаем о незнакомом человеке. Одежде, умению правильно одеваться посвящены занятия кружка «Театр моды».

Модуль I. История моды от античности до наших дней. Словарик юной модницы.

Этот модуль познакомит кружковцев с модой различных эпох. В разные эпохи одежда имела свою окраску и влияла на формирование внешнего облика человека. Она указывала на его национальную и сословную принадлежность, имущественное положение и возраст. Мода стала составной частью нашей жизни, иллюстрацией повседневного быта.



Модуль II. Твой стиль.

В рамках этого модуля предполагается изучение основных законов здоровья, простейших приемов оказания первой помощи, умения постоять за себя. На занятиях введено изучение простейших приемов выращивания растений для дома, которое направлено на развитие чувства прекрасного, способствует ознакомлению с элементами дизайна в оформлении дома, квартиры или уголка дома.



Модуль III. Школа хороших манер.

Этот модуль предполагает уроки хорошего тона, изучение правил этики и этикета, помогает учиться с интересом. Занятия этого модуля помогают учащимся понять: чтобы чего-нибудь добиться в жизни, надо «запрограммировать» себя на учение, которое будет продолжаться всю жизнь.



Модуль IV. Практические занятия «Золотые руки».

Особое место в программе занимает практический труд – умение своими руками делать абсолютно все – от вечернего туалета до искусственных цветов. На этих занятиях кружковцы учатся созданию и изготовлению различных моделей и аксессуаров. В процессе практических занятий «Золотые руки» у них развиваются необходимые качества: усидчивость, аккуратность, художественный вкус, любовь к ручному труду.



Модуль V. Занятия ритмикой и хореографией.

Занятия ритмикой и хореографией обязательно входят в программу. Они приносят кружковцам много радости, здоровья, уверенности в себе. Эти занятия необходимы для того, чтобы осанка стала прямой и красивой, походка легкой и летящей.

Набор модулей не является строго обязательным, отдельные модули могут быть исключены, введены новые модули, изменена последовательность их прохождения с тем, чтобы максимально учитывались индивидуальные потребности и возможности учащихся.

Тематический план

№ п/п

Тема занятий

Модуль I


Вводное занятие. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка. Организация рабочего места для практических работ. Правила техники безопасности. Знакомство с планом занятий. Организационные вопросы (2 часа).

История моды от античности до наших дней. Словарик юной модницы (24 часа):



    1. Костюм античного общества.

    2. Костюм средневековой Европы.

    3. Костюм эпохи Возрождения (XIV-XVI века).

    4. Западноевропейский костюм XVII века.

    5. Русский костюм.

    6. Костюм XIX века.

Модуль II

Твой стиль (44 часа):

  1. Самое большое сокровище.

  2. Здоровье и его главные законы.

  3. Помоги себе сам.

  4. Твои волосы.

  5. Прически.

  6. Твой уголок дома.

  7. Гигиена и красота.

  8. Голливудская улыбка.

  9. Береги зрение.

  10. Умей оказать первую помощь.

  11. Умей постоять за себя.

Модуль III

Школа хороших манер (76 часов):

  1. Об истории хороших манер.

  2. Тест для себя.

  3. Как развивать свою память.

  4. Общение с музыкой.

  5. Культура речи. Твоя домашняя библиотека.

  6. Каков твой словарь.

  7. Твой внешний вид. Одежда.

  8. Магия привлекательности и грации.

  9. Мы среди людей.

  10. К тебе пришли гости.

  11. Как украсить стол.

  12. Как вести себя на улице.

  13. Как вести себя в обществе.

  14. Наши праздники.

  15. Новогодние и рождественские подарки.

  16. Подарки к 8 марта.

  17. Подарки на Пасху.

  18. Твой звездный календарь.

  19. О братьях твоих меньших.

Модуль IV

Практические занятия «Золотые руки» (68 часов):

  1. Наши руки не для скуки.

  2. Косы и косички.

  3. Мы начинаем.

  4. Бумажные бусы.

  5. Создание коллекции моделей «Ностальжи».

  6. Подвески с металлическими сердечками.

  7. Крупные бусы.

  8. Бумажные веера.

  9. Браслеты «Джунгли».

  10. Создание коллекции моделей «Звездный дождь».

  11. Браслеты «Морское дно».

  12. Яркие браслеты.

  13. Мягкие браслеты.

  14. Создание коллекции «Гжель».

Подготовка к «Дню высокой моды».

Модуль V

Ритмика, элементы музыкальной грамоты (72 часа):

  1. Ритмические упражнения.

  2. Шаги и упражнения по 6-ой позиции (шаги вперед, назад, в сторону).

  3. Ритмопластические упражнения на координацию для ног, рук, корпуса, головы.

  4. Отработка походки.

  5. Заключительное занятие.

  6. Выставки, сообщения.


К концу первого года обучения учащиеся должны знать:


  • новые термины, встречающиеся в программе по теории моды (хитон, душегрея, корсет, амазонка и т.д.);

  • термины, обозначающие технику изготовления объектов, и их значение (аппликация, оригами, коллаж, папье-маше);

  • новые приемы разметки (с помощью выкройки, увеличение рисунка по клеткам);

  • новые операции обработки материалов (с помощью скотча, липкой ленты).

В течение первого года обучения ученики приобретают умения:

  • вырезать ножницами детали из ткани;

  • комбинировать в одном изделии различные материалы;

  • ориентироваться в заданиях, выполняемых по образцу;

  • видеть возможность использования различных предметов в новой для них функции для создания образов.

Итоговый контроль проводится в следующих формах:

  • реферат, защита проекта;

  • участие в конкурсах, выставках;

  • выступления на концертах;

  • открытые занятия.

Для занятий ритмикой необходимо наличие хореографического кабинета со станками и зеркалами, музыкального центра с набором аудиокассет и CD-дисков. Помещение для теоретических и практических занятий должно быть оборудовано всем необходимым для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий и костюмов. К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях кружка, относятся различные книги по истории костюма с иллюстрациями, рисунки, картины художников, журналы мод. Выставки работ учащихся служат хорошим оформлением кабинета и наглядным материалом на уроках.
Литература:

  1. Ирена Осталовска «Ада, так не надо!» – Пер. с польск. Л. Машинской, худ. ред. А.Лев, технич. ред. Н.Федорова. М.: «Вотуш» 1993.

  2. Киреева Е.В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX века. Под ред. Л.А. Белова, худ. ред. А.Ф. Сергеев. – М., Просвещение, 1976.

  3. Коротеева Л.Ф. Золушка становится принцессой: Книга для девочек. – М.: Педагогика,1992.

  4. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Организация и методика воспитательного процесса. Отв. за выпуск Кисарова Т.С., редактор Патенюк Л.И., корректор Денисова Т.И. – М., Педагогическое общество России, Изд. Дом «Ноосфора»,1999.

  5. Методические рекомендации «Разработка авторских образовательных программ в дополнительном образовании детей. Центр детского творчества г. Волгограда, составители: Е.З. Шерстобитова, Н. В. Жоголева.

  6. Нерсесов Я.Н. Я познаю мир. Детская энциклопедия: История моды (Авт. Я.Н. Нерсесов, худож. А.Л. Потапов, Л.Л. Сильянова,) Под общ. ред. Е.М.Ивановой. – М.: ООО «Фирма Издательство АСТ», ООО «Астрель», 1998.

  7. Программы. Трудовое обучение. Технология. I- IV кл., V – XI кл., под редакцией Хотунцева Ю.Л. и Симоненко В.Д.

  8. Файон Уатт. Наши руки не для скуки. Книга для девчонок. Косы. Бусы. Ожерелья. Ред. Н.М. Кожемякина. – М.: «Росмэн», 1997.

  9. Энциклопедия для маленьких принцесс. Технический ред. Блинов И.И., худ. Веселкова Е.В. – СПб.: ТОО «Даамант», АОЗТ «Золотой век», 1996.




следующая страница>


Дополнительного образования детей

Она способствует приобщению человека к природе. Принципиальные требования к процессу образования в учреждениях дополнительного образования направлены на личностное развитие ребенка

229.54kb.

14 12 2014
1 стр.


Конкурса методических разработок «Методическая шкатулка»

В сборнике предлагаются публикации методических материалов учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования детей Сургутског

1027.71kb.

17 12 2014
5 стр.


Техническое задание на разработку, поставку и внедрение системы электронного учета услуг дополнительного образования детей в городе Перми

Сценарий формирования реестра договоров с поставщиком услуг дополнительного образования 9

954.62kb.

01 10 2014
6 стр.


Учебный план дополнительного образования на 2012-2013 учебный год Название программы
42.87kb.

09 10 2014
1 стр.


Пояснительная записка к учебному плану дополнительного образования на 2009-2010 учебный год «моу «Гимназия №7»

Учебный план дополнительного образования гимназии №7 направлен на реализацию целей и задач воспитательной системы: воспитание творческой, духовной, здоровой, практичной, успешной л

74.01kb.

13 10 2014
1 стр.


Учебный план муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей

Сан ПиН 4 1251. 03. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы учреждений дополнительного образования детей, Уставом учреждения

486.64kb.

02 10 2014
3 стр.


Региональной учебно-методической комиссии по специальности 050148 Педагогика дополнительного образования

Подготовка приказа о составе проектных групп по разработке опоп специальности 050148 Педагогика дополнительного образования

45.99kb.

25 12 2014
1 стр.


Программы дополнительного образования

Нравственное воспитание – одно из звеньев общей системы воспитания детей. Оно обращено к духовному миру ученика, поэтому его воспитательные возможности очень велики

601.27kb.

14 12 2014
4 стр.