Пояснительная записка к учебному плану
дополнительного образования на 2009-2010 учебный год
«МОУ «Гимназия №7»
Учебный план дополнительного образования гимназии № 7 направлен на реализацию целей и задач воспитательной системы: воспитание творческой, духовной, здоровой, практичной, успешной личности – человека-созидателя, и опирается на главный принцип – 
воспитание через творчество.
В течение 2009-2010 учебного года будет продолжена работа по развитию системы дополнительного образования гимназии, направленной на выявление и развитие творческих способностей обучающихся и на более дальнюю перспективу – успешную социализацию выпускников гимназии, так как ряд клубов, предлагаемых обучающимся, призваны сформировать активную жизненную позицию, навыки предъявления своей точки зрения, своего опыта и даже оказать помощь в выборе будущей профессии. 
В системе дополнительного образования гимназии представлены клубы различной направленности:
 - 
художественно-эстетической («Изюминка», «Вдохновение», «Пресс-центр»);
 - 
спортивно-туристической («Пилигрим»: волейбол, футбол, ОФП, баскетбол, теннис);
 - 
психолого-педагогической («Найди себя», «Научи себя учиться», «Пресс-центр», дискуссионный клуб);
 - 
культурологическое (предметные кружки «Логика», «Занимательная математика», «Каллиграфический рисунок», «Информатика», «Юный математик»).
 
 
Клубы 
художественно-эстетической направленности призваны развивать духовную сферу личности ребёнка, научить его анализировать явления окружающей действительности, дать импульс к творческой деятельности. Включение обучающихся во внеурочную деятельность в рамках системы дополнительного образования гимназии начинается уже на первой ступени обучения. Клуб «Изюминка», включающий ряд кружков («Игрушка», «Лепка из глины», «Лепка из теста», «Флористика», «Природа и фантазия»), направлен, главным образом, на развитие мелкой моторики рук, усидчивости, самостоятельности, творческой фантазии детей. Занятия в клубе рассчитаны на 2 года обучения. 
На первой же ступени обучения начинается работа по выявлению одарённых детей и развитию их способностей (Студия детской эстрадной песни «Тоника», театральная студия «Талица» (2 группы по 4,5 ч. в неделю). Занятия ведутся в группе и индивидуально. Занятия в студии «Тоника» (5 ч. в неделю) для одарённых детей проводятся с 1 по 9 класс, что позволяет из года в год совершенствовать навыки, полученные на первой ступени обучения, усложняя репертуар. Занятия в вокальной студии «Соло» (9 ч. в неделю) ведутся для обучающихся 10-11 классов, обеспечивая преемственность различных ступеней обучения.
Спортивно-туристическое направление представлено клубом «Пилигрим», включающим секции ОФП, футбола и волейбола, баскетбола и тенниса (каждая секция по 2 ч. в неделю). Одной из главных задач клуба является сохранение здоровья детей и их полноценное физическое развитие. Поэтому, помимо секционных занятий, члены клуба и его руководители организуют всю спортивно-массовую работу гимназии: школьную спартакиаду и соревнования на лучших спортсменов и лучший спортивный класс, походы, туристические слёты, спортивные игры. Членами клуба являются обучающиеся 4-11 классов. Занятия организуются в разновозрастных группах.
Культурологический блок представлен в системе дополнительного образования гимназии № 7 Интеллектуальным клубом «Росток» (1 ч. в неделю), который является первой ступенью НОУ «Гнозис». Клуб объединяет обучающихся 4-6 классов. Занятия в клубе проводятся в форме интеллектуальных игр, стимулируя познавательную активность обучающихся и укрепляя интерес к исследовательской деятельности, прививая культуру умственного труда. В начальных классах эти же цели выполняют 
предметные кружки «Юный математик» (4 кл. – 1 ч. в неделю), «Логика», «Занимательная математика» (2, 3 кл.- по 1 ч. в неделю), «Информатика» и «Каллиграфический рисунок» (1 кл.- по 1 ч. в неделю), позволяют существенно расширить спектр развивающих занятий, направленных на совершенствование мыслительных способностей, речи, умения рассуждать.
Особое место в системе дополнительного образования гимназии отведено социально-педагогическим кружкам «Найди себя», «Научи себя учиться» (7, 9 кл., по 1 ч. в неделю) и дискуссионному клубу (9-11 кл., 1 ч. в неделю). Кружки «Найди себя» (7 кл.-1 ч. в неделю) и «Научи себя учиться» (9 кл.-1ч. в неделю) введёны в учебный план с целью формирования у обучающихся адекватной самооценки, оказания психологической помощи подросткам, воспитания уважительного отношения к младшему и старшему поколениям. Занятия кружков проводятся в одновозрастных группах. Дискуссионный клуб (1 ч. в неделю) объединяет обучающихся 8-11 классов в разновозрастную группу, в которой они приобретают опыт общения и ведения дискуссии, получают навык работы с текстом или видеорядом, учатся анализировать его, высказывать и отстаивать свою точку зрения. В ходе данных занятий у обучающихся формируется своя личная точка зрения на проблемные вопросы современности, активная жизненная позиция.
На второй и третьей ступенях обучения в работу с одарёнными детьми продолжают поэтический клуб «Вдохновение» (1 ч. в неделю) и «Пресс-центр» (Школьная газета «Ветер перемен») (2 гр. по 1 ч. в неделю). Занятия в клубах осуществляются преимущественно индивидуально, с целью популяризации работы клубов проводятся и открытые заседания и презентации.
 
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительного образования на 2009-2010 учебный год
«МОУ «Гимназия №7»
          
 Направление
  |   
 Название объединения
  |   
 Вид занятия
  |   
 Год обучения
  |   
 Кол-во часов в неделю
  |   
 Кол-во групп
  |   
 Всего часов
  |  
   
 Художественно-эстетическое
  |   
 «Игрушка»
  |   
 Гр.
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 4
  |  
   
 «Природа и фантазия»
  |   
 Гр.
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 4
  |  
   
 «Лепка из теста»
  |   
 Гр.
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 4
  |  
   
 «Флористика
  |   
 Гр.
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 4
  |  
   
 «Лепка из глины»
  |   
 Гр.
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 4
  |  
   
 «Вдохновение»
  |   
 Инд.
  |   
 3
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 1
  |  
   
 «Каллиграфический рисунок»
  |   
 Гр.
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 1
  |  
   
 «Тоника»
  |   
 Инд.
  |   
 1
  |   
 5
  |   
 
  |   
 5
  |  
   
 «Соло»
  |   
 Инд
  |   
 1
  |   
 9
  |   
 
  |   
 9
  |  
   
 «Талица»
  |   
 Гр..
  |   
 1
  |   
 4,5 
  |   
 2
  |   
 9
  |  
   
 Спортивно-туристическое
 
  |   
 Футбол
  |   
 Гр.
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 2
  |  
   
 Волейбол
  |   
 Гр.
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 2
  |  
   
 ОФП
  |   
 Гр.
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 2
  |  
   
 Баскетбол
  |   
 Гр.
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 2
  |  
   
 Теннис
  |   
 Гр.
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 2
  |  
   
 Социально- педагогическое
  |   
 «Найди себя»
  |   
 Гр.
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 1
  |  
   
 «Научи себя учиться»
  |   
 Гр.
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 2
  |  
   
 Дискуссионный клуб
  |   
 Гр.
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 1
  |  
   
 «Росток»
  |   
 Гр.
  |   
 3
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 1
  |  
   
 «Пресс-центр»
  |   
 Инд.
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 2
  |  
   
 Культурологическое
  |   
 «Логика»
  |   
 Гр.
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 1
  |  
   
 «Занимательная математика»
  |   
 Гр.
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 2
  |  
   
 «Информатика»
  |   
 Гр.
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 1
  |  
   
 «Юный математик»
  |   
 Гр.
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 1
  |  
   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |