«Рассмотрено» Руководитель МО учителей начальных классов __________ Адонина Е.В. Протокол от «___» _______2011 г. №___
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________Астахова С.А. «____»____________2011 г. |
«Утверждаю» Директор МОУ «Скороднянская СОШ» _____________ Седых Н.Н. Приказ
от «____»______________2011 г. № ____ |
высшая квалификационная категория
по учебному предмету «Математика»
4 класс
2011-2012 учебный год
Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы курса «Математика» И.И. Аргинской (Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2010.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением в системе Л.В.Занкова(общее развитие каждого ребенка), начальный курс математики должен решать следующие задачи:
- формировать основы предметных знаний. Умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;
- развивать образное и логическое мышление, пространственное воображение, математическую речь, волевые и эмоционально- пространственные качества личности;
- воспитывать интерес к математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины.
Основное содержание обучения математике в программе представлено следующими основными содержательными линиями: изучение чисел, изучение действий, изучение величин и их измерение, знакомство с элементами алгебры и геометрии, работа с задачами.
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
– Аргинская, И. И. Математика : учебник для 4 класса / И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. Н. Кормишина.– Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2008.
– Аргинская, И. И. Методическое пособие к учебнику «Математика. 4 класс» / И. И. Аргинская. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2008.
Программа курса рассчитана на ( 136 +4)часов (4 часа в неделю)
По уставу школы 35 учебных недель
Для определения содержания контрольных работ используются следующие сборники:
Класс миллионов. Устная и письменная нумерация в пределах класса миллионов.
Общий принцип образования классов.
Знакомство с канонической записью натурального числа.
Обобщение знаний об основных источниках возникновения чисел, счете и измерения величин.
Точные и приближенные числа. Источники возникновения таких чисел.
Приближенные числа, получаемые в результате округления с заданной точностью. Правило округления чисел, его использование в практической деятельности. Особые случаи округления.
Дробные числа
Равенство дробей. Соотношения между числителями и знаменателями таких дробей. Основное свойство дроби.
Понятие о величинах, имеющих противоположные направления. Обозначение таких направлений с помощь. Противоположных по смыслу знаков (+) и (-).
Запись положительных и отрицательных чисел. Совпадение множества натуральных чисел с множеством целых положительных чисел.
Знакомство с координатной прямой. Расположение на ней положительных и отрицательных чисел. Сравнение этих чисел по их расположению на координатной прямой.
Расположение на координатной прямой точек, с заданными координатами, определение координат заданных на ней точек.
Противоположные числа и их расположение на координатной прямой.
Сложение и вычитание в пределах изученных натуральных чисел.
Обобщение знаний о законах сложения и свойствах вычитания, их формулировка и краткая обобщенная запись
Использование законов сложения и свойств вычитания для рационализации выполнения этих операций.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Сложение и вычитание величин различными способами.
Обобщение наблюдений за изменением результата сложения и вычитания при изменении одного/двух компонентов этих действий.
Умножение и деление
Умножение и деление многозначного числа на многозначное. Осознание алгоритма.
Обобщение знаний о законах умножения и свойствах деления. Их формулировка и запись в общем виде.
Использование законов и свойств умножения и деления для рационализации их выполнения.
Умножение дробных и смешанных чисел на натуральное число.
Умножение и деление величин на натуральное число различными способами.
Деление величину.
Обобщение наблюдений за изменением результата умножения и деления при изменении одного иди двух компонентов.
Понятие о возведении в степени как действии, заменяющем умножение равных множителей. Запись этого действия. Термины, связанные с возведением в степень.
Вторые и третьи степени однозначных и некоторых двузначных чисел.
Решение сложных арифметических выражений, содержащих 5-6 и более действий.
Выражения с двумя и более переменными. Чтение и запись таких выражений. Определение значений выражений при заданных значениях переменных.
Свойства равенств и их использование для решения уравнений.
Уравнения, содержащие неизвестное в обеих частях. Решение таких уравнений.
Системы уравнений. Решение их подбором. Знакомство с другими способами решения систем уравнений.
Решение систем неравенств на основе соответствующих уравнений.
Диагональ многоугольника. Разбиение произвольного многоугольника на треугольники.
Свойство диагонали прямоугольника. Разбиение прямоугольника на два равных треугольника.
Определение площади прямоугольника.
Определение площади произвольного треугольника разными способами. Способ разбиения произвольного треугольника на прямоугольные треугольники. Высота треугольника. Формула площади треугольника.
Определение площади произвольного многоугольника разбиением его на прямоугольники и треугольники.
Определение площади полной поверхности призмы и пирамиды и боковой поверхности цилиндра.
Построение разверток призм, пирамид, цилиндров и конусов
Понятие об объеме. Измерение объема произвольными мерками. Объем и емкость.
Общепринятые меры измерения объема и соотношения между ними.
Определение объема прямоугольного параллелепипеда по трем его измерениям, а также площади и высоте. Формулы определения объема.
Определение объема произвольной призмы по площади ее основания и высоте.
Метрическая система мер, ее связь с десятичной системой счисления.
Перевод всех изученных единиц из одной меры в другую.
Работа с задачами (в течение года)
Продолжение всех линий работ, начатых в предыдущих классах, их обобщение.
Сравнение задач, различных по сюжету, но сходных по характеру математических отношений, в них заложенных. Классификация задач по этому признаку.
Задачи с неопределенным условием. Понятие об их решении как комплексе рассмотрения возможных вариантов решения.
Преобразование задач в более простые и более сложные.
Решение задач алгебраическим способом. Оформления такого решения.
Сравнение арифметического и алгебраического способов решения.
Решение задач разного уровня трудности с использованием всех изученных действий.
- о точных и приближенных числах и источниках их возникновения;
- о целых числах, их математическом смысле, связи с натуральными числами и расположении этих чисел на координатной прямой;
- о сравнении дробей с одинаковыми знаменателями и разными числителями;
- определять место каждого из них в натуральном ряду;
- устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записывать эти отношения с помощью знаков;
- читать и записывать дробные числа, числитель и знаменатель которых не выходят за пределы изученных натуральных чисел.
- таблицы сложения и умножения;
- особые случаи сложения, вычитания, умножения и деления;
- порядок выполнения действий в сложных выражениях без скобок и со скобками;
- изменение результатов действий при изменении их компонентов;
- выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное и многозначное число;
- находить значения сложных выражений, содержащих 3-5 действий;
- выполнять изученные действия с величинами.
- свойство радиусов одной окружности;
- чертить изученные геометрические фигуры с помощью линейки и обозначать их буквами латинского алфавита.
- об особенностях построения системы мер времени;
- формулы определения площади прямоугольника S = a · b, прямоугольного треугольника S = (a · b) : 2, правила определения объема прямоугольной призмы по трем ее измерениям, а также по площади ее основания и высоте;
- измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки;
- находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника, использовать рациональный способ решения в допускающих это ситуациях;
- определять величину угла и строить угол заданной величины с помощью транспортира;
- определять площадь прямоугольника, используя соответствующую формулу;
- определять объем прямоугольной призмы, используя соответствующие правила;
- выражать изученные величины, используя разные меры их измерения.
По разделу «Работа с задачами»
- о различных способах оформления решения задачи;
- о рациональных и нерациональных способах решения задачи;
- об алгебраическом методе решения задачи;
- о возможности классификации задач по заложенным в них отношениям;
- о задачах, имеющих не одно решение;
- условные обозначения, используемые в краткой записи задач;
- преобразовывать текст, не являющийся задачей, в задачу;
- выделять составляющие задачу элементы независимо от сложности ее построения;
- устанавливать идентичность задач, данных в разных формулировках, заменить сложную формулировку простой;
- анализировать задачу, начиная от ее вопроса, устанавливать количество и порядок действий, необходимых для ее решения, обосновывать выбор действий и их выполнение
Календарно-тематическое планирование по предмету математика
№ п/п |
Наименование раздела и темы |
Часы учебного времени |
Плановые сроки прохождения |
Характеристика основной учебной деятельности ученика | |
|
1 четверть 36 часов | ||||
1. |
Раздел 1. Площади фигур Диагональ многоугольника (знакомство) №1-4 |
1 |
|
Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить диагональ многоугольника | |
2. |
Определение понятия диагональ многоугольника. №№ 5 – 9. |
1 |
|
Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить диагональ многоугольника | |
3. |
Площадь прямоугольного треугольника №10–13
|
1 |
|
Находить площадь прямоугольного треугольника | |
4. |
Первичное знакомство со скоростью сближения. №№ 14 – 18. |
1 |
|
Объяснять выбор действий для решения | |
5. |
Решение задач на движение. №№ 19 – 22. |
1 |
|
Выбирать наиболее целесообразный способ решения задачи | |
6. |
Построение треугольника по стороне и двум углам. Формула площади прямоугольника. №№ 23 – 27. |
1 |
|
Характеризовать свойства треугольника | |
7. |
Сочетательный закон умножения. №№ 28 – 32. |
1 |
|
Моделировать изученные арифметические зависимости | |
8. |
Формула площади прямоугольного треугольника. №№ 33 – 36. |
1 |
|
Находить площадь прямоугольного треугольника | |
9. |
Построение треугольника по стороне и двум углам ( практическая работа). №№ 37 – 42. |
1 |
|
Характеризовать свойства треугольника | |
10. |
Построение треугольника по трем сторонам (практическая работа). № 43–48 Проверочная работа по теме: «Нумерация» |
1 |
|
Характеризовать свойства треугольника. Группировать числа по заданному правилу | |
11. |
Площадь многоугольника. №№ 49 – 53. |
1 |
|
Находить площадь многоугольника | |
12. |
Контрольная работа по теме «Навыки сложения и вычитания многозначных чисел» |
1 |
|
Знать сложение и вычитание многозначных чисел | |
13. |
Анализ ошибок. Решение задач |
1 |
|
Выполнять краткую запись разными способами | |
14. |
Раздел 2. Умножение многозначных чисел.Умножение многозначного числа на многозначное число. №№ 54 – 57. |
1 |
|
Прогнозировать результат вычисления | |
15. |
Умножение многозначного числа на двузначное число. №№ 58 – 61. |
1 |
|
Использовать различные приемы проверки правильности вычисления результата действия | |
16. |
Решение неравенства и обозначение найденных решений на координатном луче. №№ 62 – 65. Устный счет. |
1 |
|
Прогнозировать результат вычисления | |
17. |
Умножение числа на 10. №№ 66 – 69. |
1 |
|
Группировать множители в произведении. | |
18. |
Восстановление начала координатного луча и единичного отрезка по координатам. №№ 70 – 74. |
1 |
|
Сравнивать геометрические фигуры | |
19, 20 |
Умножение числа на единицу с нулями. №№ 75 – 79. №№ 80 – 84. |
2 |
|
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности, полноты выполнения арифметического действия | |
21, 22. |
Умножение многозначного числа на круглые числа. №№ 85 – 89. №№ 90 – 92. |
2 |
|
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности, полноты выполнения арифметического действия | |
23. |
Преобразование и решение уравнений. №№ 93 – 96. |
1 |
|
Находить неизвестный компонент арифметических действий. Устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость). | |
24. |
Контрольная работа по теме: «Решение задач». |
1 |
|
Проверять знания по материалу: решение составных задач на движение, сравнение величин | |
25. |
Анализ ошибок. Распределительный закон умножения относительно сложения. №№ 97 – 100. |
1 |
|
Моделировать изученные арифметические зависимости Находить неизвестный компонента арифметических действий. | |
26. |
Сочетательное свойство и распределительный закон умножения относительно сложения. №№ 101 – 105. |
1 |
|
Моделировать изученные арифметические зависимости Устанавливать зависимость между величинами. | |
27. |
Тестирование по теме «Умножение многозначных чисел» |
1 |
|
Проверять знания по материалу –умножение многозначных чисел | |
28. |
Анализ ошибок. Умножение на трёхзначное число со всеми значащими цифрами 106 – 110. |
1 |
|
Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. | |
29. |
Рационализация выполнения умножения многозначных чисел. №№ 111 – 113. |
1 |
|
Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений | |
30. |
Четырехугольная призма. № 114–117 Математический диктант |
1 |
|
Исследовать четырехугольную призму | |
31. |
Свёртывание подробной записи выполнения умножения. №№ 118 – 121. |
1 |
|
Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений | |
32 |
Проверочная работа по теме «Площадь, периметр Умножение многозначных чисел в столбик. №№ 122 – 125. |
1 |
|
Проверять навыки и умения решать задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника; | |
33, 34.
|
Анализ ошибок. Умножение многозначных чисел в столбик. №№ 127 – 131. №№ 132 – 135. |
2 |
|
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности, полноты выполнения арифметического действия | |
35. |
Контрольная работа по теме: «Систематизация изученного материала». |
1 |
|
Проверять навыки и умения решать задачи, сложные выражения, задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника; | |
36. |
Работа над ошибками. Повторение с. 76, 77. Умножение многозначных чисел |
1 |
|
Систематизировать знания. Решать составные задачи | |
|
2 четверть 28 часов | ||||
37. |
|
25 12 2014
3 стр.
17 12 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.
01 09 2014
1 стр.
15 12 2014
16 стр.
10 10 2014
6 стр.
24 09 2014
6 стр.
01 10 2014
1 стр.