Рассмотрена и одобрена на заседании Директор школы
методического объединения
Председатель МО ________________________ __________ САт А. А.. ______________________________________
«_______» __________________________2012 г. «_____»_________________2012 г.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возвратных особенностей младших школьников.
Литературное чтение - один из основных предметов в системе обучения младшего школьника. Наряду с русским языком этот предмет формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию. Успешное освоение курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Рабочая программа 3 класса направлена на формирование и развитие учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения, а также вводит детей в мир художественной литературы и помогает в осмыслении образности словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей полноте и многогранности. У детей пробуждается интерес к словесному творчеству и чтению.
Внеклассное чтение - неотъемлемая часть курса литературного чтения, которая проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения. Цель его - углубленно знакомить обучающихся с детской литературой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру общения
Учебная программа предлагает для ознакомления весь круг детского чтения с учетом тем, жанров, авторов и книг.
Методика обучения литературному чтению основана на художественно – эстетическом, литературоведческом и коммуникативно – речевом принципах. Все эти принципы объединены внутрипредметной связью.
В 3 классе основным видом упражнений является выбор нужной книги по заданным показателям и соотнесение книги с рядом книг. Первый вид упражнений третьеклассники осуществляют вне урока, при самостоятельном выполнении домашних заданий по внеклассному чтению, второй - в классе при коллективном анализе представленной у доски выставки прочитанных книг на определенную уроком тему.
Каждый урок внеклассного чтения обеспечивает младшим школьникам знакомства с широким кругом детского чтения от устного народного творчества до стихотворений, рассказов тувинских, русских и зарубежных писателей, формирует умение выбирать книги, содействует возникновению устойчивого интереса к книге.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии «Литературного чтения» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 16 разделами: «Здравствуй, школа!», «Что ты рано в гости. осень, к нам пришла?», «Лето – праздник солнца», «Земля заботу любит», «Жизнь дана на добрые дела», «На что и клад, коли в семье лад », «Здравствуй, гостья-зима!», «Делу - время, потехе - час», «Все на свете нужны», «8 марта – праздник мам», «Пришла весна-веснушка», «Люблю свой край, свою Отчизну», «9 мая – День Победы», «Умные машины людям помогают», Одна книга тысячи людей учит», «Нас звонкое лето с собою зовет», а также часами внеклассного чтения.
Главными содержательными линиями являются круг чтения и опыт читательской деятельности, формирование и совершенствование техники чтения, знакомство с литературоведческими терминами понятиями, развитие речевой и читательской деятельности обучающегося 3 класса.
Цели обучения
Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 3 часа в неделю. На изучение программного материала отводится 102 часа. (Из них 13 часов – внеклассное чтение).
Для полной реализации рабочей программы на уроках литературного чтения используются различные формы, методы и приёмы работы, направленные на осознанность чтения, развитие речи, умение работать с текстом художественного произведения, а также на формирование общеучебных умений.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания литературного чтения у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- осознанно и правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нём предложения, подтверждающие устное высказывание, воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике»
- подробно пересказывать небольшие произведения с отчётливо выраженным сюжетом;
- раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте предложения, соответствующие им;
- делить тексты на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
- сопоставлять слова, близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте;
- ориентироваться в учебной книге.
Результаты обучения
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
- средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения);
- жанры литературных произведений (сказка и рассказ, стихотворение и басня) и произведений фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка);
- наизусть 8 – 10 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы.
- осознанно читать вслух (темп чтения – ориентировочно не менее 50 слов минуту) или «про себя» (ориентировочно 55-65 слов минуту);
- находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);
- делить текст на смысловые части, озаглавливать их, составлять простой план произведения;
- выделять главную мысль прочитанного произведения;
- определять тему произведения;
- сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану;
- отвечать на вопросы по содержанию картины художника;
- составлять описание природы, предметов;
- пересказывать текст подробно и выборочно;
- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
- выразительно читать диалоги, читать по ролям;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- воссоздавать художественные образы литературного произведения,
№ |
Тема |
Дополнительный материал |
Кол-во часов |
Дата |
Лексическая тема «Здравствуй, школа!» (7 часов) | ||||
1 |
Путешествие в Страну Знаний (уч., с. 6; р.т., с.3-5) |
|
1 |
4.09 |
2 |
УРР Учись поздравлять с началом учебного года (уч., с. 5; р.т., с.6,7) |
|
1 |
6.09 |
3 |
Л. Воронкова. Подружки идут в школу (р.т., 9-14) |
|
1 |
11.09 |
4 |
ВКЧ из газеты «Жили-были» Учись защищать жизнь (уч., с.9-11) |
|
1 |
13.09 |
5 |
В. Викторов В гости к лету (р.т., с.7-8) |
|
1 |
18.09 |
6 |
С. Козлова Дениска и Мерген (уч., с. 17-18) |
|
1 |
20.09 |
7 |
ВКЧ Азбука – к мудрости ступенька (уч., с 25) |
|
1 |
23.09 |
Лексическая тема «Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?» (7 часов) | ||||
1 |
Е. Трутнева Осень (уч., с.28) |
|
1 |
26.09 |
2 |
И. Соколов-Микитов Ранней осенью (р.т., с.15-17) |
|
1 |
01.10 |
3 |
Н. Сладков Осенняя елочка (уч., с. 33-34) |
|
1 |
3. 10 |
4 |
Н. Сладков Синичкина кладовая (р.т., с. 20-22) |
|
1 |
9. 10 |
5 |
УРР Изложение по плану к тексту «Ребячьи дела осенью» (р.т., с.22-23) |
|
1 |
12. 10 |
6 |
М. Гумилевская и Г. Скребицкий Осенние дожди (уч., с.44-46) |
|
1 |
16. 10 |
7 |
ВКЧ Загадки (уч., с.48-50) |
|
1 |
19.10 |
Лексическая тема «Лето – праздник солнца, и тепла, и воды, и света» (10 часов) | ||||
1 |
УРР Составление рассказа о лете В.Шургаев Лето (уч., с.51-53; р.т., с.26-27, 1-й блок упражнений)) |
|
1 |
23. 10 |
2 |
М.Эргеп На речке (уч., с.59-61; р.т., с.32-33, 5-й блок упражнений) |
|
1 |
25.10 |
Вторая четверть | ||||
3 |
ВКЧ М. Эргеп Лесные уроки (уч., с .65-67; р.т., с. 34-35, 5-й блок упражнений) |
|
1 |
13.11 |
4 |
М. Эргеп Ужин на берегу реки (р.т., с. 35-37) |
|
1 |
15.11 |
5 |
М.Эргеп Закон людей тайги (р.т., с. 38-42) |
|
1 |
20. 11 |
6 |
М.Эргеп Какого цвета земля (р.т., с. 43-47) |
|
1 |
22. 11 |
7 |
УРР Учись употреблять в своем рассказе слова и выражения из текстов (р.т., с.47-48) |
|
1 |
27. 11 |
8 |
М.Эргеп Все живое надо беречь (уч.,.с. 75-78) |
|
1 |
29. 11 |
9 |
УРР Составление рассказа «На лугу перед дождем» Г. Ладонщиков На лугу (р.т., с. 50-51) |
|
1 |
4.12 |
10 |
ВКЧ Заклички (уч., с. 81-82) |
|
1 |
6.12 |
Лексическая тема «Земля заботу любит» (3 часа) | ||||
1 |
М.Ляшенко Труд хлеборобов. В. Гуськов Письмо хлебороба (уч., с.98-100) |
|
1 |
11.12 |
2 |
УРР Составление рассказа про свой огород по плану (р.т., с.59) |
|
1 |
13.12 |
3 |
Л. Яхнин Пряники (уч., с.102) |
|
1 |
18.12 |
Лексическая тема «Жизнь дана на добрые дела» (5 часов) | ||||
1 |
С. Погореловский Попробуй волшебником стать (уч., с.103-105) |
|
1 |
20.12 |
2 |
Я. Пинясов Кто грамотней (р.т., с.60-63) |
|
1 |
25.12 |
Третья четверть | ||||
3 |
УРР Сочинение «Наш класс» |
|
1 |
10. 01 |
4 |
Э. Киселёва Мальчик-Огонек (уч., с109-112) |
|
1 |
15. 01 |
5 |
ВКЧ О.Дриз Добрые слова (р.т., с63-64) Пословицы и поговорки (уч., с.116-117) |
Т.В.Титкова Э.З. Горбачева Л.В. Цыганок с.112 |
1 |
17. 01 |
Лексическая тема «На что и клад, коли в семье лад» (5 часов) | ||||
1 |
В. Осеева Кто за что отвечает (уч., с.119-120) |
|
1 |
21.01 |
2 |
УРР. Составление рассказа по картинке, вопросам к картинке, данному плану и опорным словам (уч., с.118; р.т., с.67-68) |
|
1 |
24.01 |
3 |
А. Мястковский Умная иголка (р.т., с. 71-74) |
|
1 |
29.01 |
4 |
В. Федосов Секрет спортивной семьи (р.т., с. 74-75) |
|
1 |
31.02 |
5 |
ВКЧ Тульские самовары (уч., с.139) |
|
1 |
5. 02 |
Лексическая тема «Здравствуй, гостья-зима!» (11 часов) | ||||
1 |
УРР Учись рассказывать о том, как зима пришла. |
|
1 |
7. 02 |
2 |
Л. Воронков «Зима идет» (уч., с.140-143) |
|
1 |
12. 02 |
3 |
Е. Благинин Елка (уч., с. 145-146) |
|
1 |
14. 02 |
4 |
Из журнала «Мурзилка» Кормушка (уч., с. 154) |
|
1 |
19. 02 |
5 |
М. Потоцкая Есть ли Дед Мороз? (уч., с. 147-150) |
|
1 |
21. 02 |
6 |
Снег, снег, снегопад (р.т. №2, с.7-8) |
|
1 |
26. 02 |
7 |
Проказы Старухи-Зимы (р.т. №2, с.12-14) |
|
1 |
28. 02 |
8 |
УРР Учись поздравлять с Новым годом (р.т. №2, с.3-6, 1-й блок упражнений) |
|
1 |
5. 03 |
9 |
ВКЧ Дед Мороз (уч., с.162-163) |
|
1 |
7. 03 |
10 |
Тестовая контрольная работа |
|
1 |
12. 03 |
11 |
Работа над ошибками |
|
1 |
14. 03 |
|
|
|
|
|
Лексическая тема «Наша Родина» | ||||
|
с. 11-13 Москва Митюшина Л. Д. 3 кл |
|
1 |
19. 03 |
|
Ф. Рахимгулова «»Помогаю маме» с. 16 |
|
1 |
21. 03 |
Четвертая четверть | ||||
|
По Ф. Кривину «Гласный о» с. 22 |
|
1 |
02. 04 |
|
УРР Телеграмма с. 71 |
Приставка |
|
04. 04 |
|
Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» |
|
1 |
09. 04 |
|
По Ф. Кривину. «Мягкий знак». С. 47 |
|
1 |
11. 04 |
|
УРР Изложение «Гроза» с. 59 |
Безударные гласные |
1 |
16. 04 |
|
ВКЧПо В. Берестову Аист и Соловей. С. 93 |
Предложение |
1 |
18. 04 |
|
Х. К. Андерсен «Гадкий утенок» с.101 |
Члены предложения |
2 |
23, 26. 04 |
|
А. Томилина отрывок из «Сказки о веселом мастеретна все руки» с. 96 |
|
1 |
02. 05 |
|
ВКЧ. Отрывок из сказкиШ. Перро «Золушка» с. 116 |
|
2 |
14. 0507. 05 |
|
Богатырь Байкал (Бурятская легенда |
|
|
16. 05 |
|
УРР Сочинение Весна |
|
|
21. 05 |
|
Работа над ошибками |
|
|
23. 05 |
|
Сказка о Василисе-работнице с. 144 |
|
|
28. 05 |
|
По М. Ильину. «Берегите лес» с. 149 |
|
|
30. 05 |
|
|
|
|
|
09 10 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
10 10 2014
6 стр.
13 10 2014
1 стр.
25 12 2014
3 стр.
24 09 2014
6 стр.
18 12 2014
5 стр.
25 12 2014
1 стр.