Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кзыл-Ярская средняя общеобразовательная школа»
Бавлинского муниципального района Республики Татарстан
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
Руководитель ШМО Заместитель директора по УР Директор школы
___________ Миннегареева Л.А. ____________ Хафизова Г.Х. ____________ Аминова А.А.
Протокол №____ от «___» ____________ 2012 г. Приказ № ______ от
«___» ____________ 2012г. «___» ____________ 2012 г.
Рабочая программа
по музыке для 2 класса
учителя I квалификационной категории
Миннегареевой Лилии Авхадиевны
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России, с опорой на примерную программу по музыке для начального общего образования, составители Халитова Н.Х., Бакиева Н.В., Зиганшина М.Ф., Кадыйрова И.Ш., рассчитанная на четыре года обучения, предназначена для татарских образовательных учреждений различного типа, рекомендованные и допущенные МОи Н РТ (МО РТ).
На всех ступенях изучения предмета «Музыка» 10% учебного времени отводится на изучение национально-регионального компонента, в содержании которого предусматривается изучение музыкального наследия народов Татарстана и Поволжья.
Цель предмета «Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачи предмета «Музыка» заключается в следующем:
-
привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
-
научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека:
-
способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
-
привить основы художественного вкуса;
-
научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь литературой и изобразительным искусством);
-
обучить основам музыкальной грамоты;
Рабочая программа в 2 классе рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
-
Учебно-методический компонент: учебник – Н.В.Бакиева, А.Г.Гарипова., В.Х.Бакиева (Музыка дәресләре 2 сыйныф) – Казань., Магариф, 2008г.
-
Хрестоматия (нотная) по музыке для 2 класса начальной татарской школы (Музыка дәресләре өчен хрестоматия, 2 нче сыйныф). Коллектив. На тат. яз.-Казань.: Магариф, 2010 год.
Формирование универсальных действий:
Личностные УУД
- Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
- Действие смыслообразования,
- Нравственно-этическое
- Оценивание
Коммуникативные УУД
- Умение выражать свои мысли,
- Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
- Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
- Планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками
Регулятивные УУД
- Целеполагание,
- Волевая саморегуляция,
- Коррекция,
- Оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные УД
Общеучебные
- Умение структурировать знания,
- Смысловое чтение,
- Выделение и формулирование учебной цели
- Планирование деятельности для достижения
результата.
Логические
- Анализ объектов;
- Синтез, как составление целого из частей
- Классификация объектов.
- Доказательство
- Выдвижение гипотез и их обоснование
- Построение логической цепи рассуждения
- Выявление родовидовых и ситуативно-
существенных признаков;
- Выбор оснований, критериев для сравнения,
оценки и классификации объектов.
Содержание программы
Тема года: «Музыка в нашей жизни»
1 четверть: «Три «кита» в музыке».
-
Знакомство с жанрами музыки 1
-
Знакомство с жанром марш С.Сәйдәшев, П.И.Чайковского 2
-
Знакомство с жанром Танец М.Глинка, Хабибуллин, Н.Жиганов 3
-
Жанр песня 1
-
Взаимосвязь трех жанров 1
-
Урок –повторение 1
-
четверть: Средства воздействия и выразительности музыки.
-
Введение в тему. Понятия – эмоции и чувства. Д.Кабалевский 1
-
Понятие – «характер» музыки 2
-
Понятие «средства выразительности. Ю.Виноградов, А.Ключарев 3
-
Урок-повторение 1
III четверть Куда ведут нас три «кита»?
-
Куда ведут нас три «кита»? Введение 1
-
Путешествие в страну Балета. П.Чайковский 1
-
Балет “Шурале” Ф.Яруллина 1
-
Путешествие в страну Симфонию Симфонический оркестр 1
-
Куда ведет нас марш? Опера Л.Хәйретдинова 1
-
Куда приводит нас песня? 1
-
Куда ведет нас песня и танец? Л.Батыр-Болгари 1
-
Как передается образ животных в муз. произв.? 1
-
Урок-повторение 1
IV четверть: «Что такое музыкальная речь».
-
Темп в жизни и музыке. 1
-
Музыкальная речь: 3
-
Путешествие в музыкальную страну «Штрихи». 1
-
Путешествие в музыкальную страну «Тембр». Р.Яхин 1
-
Муз. Речь: Тембр. Р.Еникиев 1
-
Урок-повторение 1
Требования к уровню подготовки учащихся
по итогам 2 класса
Требования заключаются:
– в наличии интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение в хоре, игра на детских Музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);
– в умении определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, которые представлены в учебнике для 2 класса;
– в умении находить простейшие ассоциации между музыкальными, живописными и поэтическими произведениями (общность темы, настроения);
– в знании имен выдающихся татарских, русских и зарубежных композиторов (С.Сайдашев, Н.Жиганов, З.Хабибуллин, А.Ключарев, М.Глинка, М.Моззафаров, Р.Яхин, Д.Кабалевский, З.Файзи, Ф.Яруллин, Р.Шуман)
– в понимании главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров- оперы и балета;
– во владении основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады (весело - грустно), мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4; аккомпанемент;
– в узнавании по изображениям и в различении на слух тембров музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе, а также органа и клавесина;
– в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (стремление к передаче характера песни, умение исполнять legato, поп legato, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе).
Используемая методическая литература:
-
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.
-
Алиев Ю.Б. “Пение на уроке музыки”
-
Антология татарской народной музыки. Татарский традиционный музыкальный фольклор (Татар халык музыкасы антологиясе. Татар традицион музыкаль фольклоры). Сост. Ш.К. Шарифуллин.-Казань.: Магариф, 2000.-50, 5 л.
-
Батыр Булгари Л.С. Лето с песней (Җырлы җәй). На татарском и русском языках.-Казань.: Магариф. 2004.-5,0 л.
-
Батыр Булгари Л.С. «Сайра, моңлы сандугач» (Балалар өчен җырлар) — Казань 2000.
-
Евсеев Б. Русские композиторы
-
Зарипов Э.Я. Портреты татарских композиторов (Татар композиторларының портретлары.) На татарском и русскком языках.Казань.: Магариф, 2002.-20,0 л.
-
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?
-
Музыкальная литература. В.Владимиров.
-
Мухутдинова Р.Ш. Песенка родника (Чишмә җыры). Песни для детей. На татарском языке.-Казань.: Магариф, 200.-2,3 л.
-
Нигметзянов М.Н. Татарская Народная музыка. На русском языке.-Казань.: Магариф, 2004.-13,0 л.
-
Портреты татарских, русских, зарубежных и советских композиторов.
-
Программа и методическое руководство по музыке для 1-8 классов татарских школ и гимназий. Сост. Халитова Н.Х., Бакиева Н.В., Зиганшина М.Ф., Кадыйрова И.Ш. На татарском языке. – Казань.: Магариф, 1997.
-
Россихина В.П. Беседы о классической музыке.
-
Слово о музыке
-
Советская музыкальная литература. И.Прохорова.
-
Татар халык иҗаты
-
Уроки музыки в четырехлетней начальной татарской школе, 1-4 классы (Дүртеллык башлангыч татар мәктәбендә музыка дәресләре, 1-4 сыйныфлар). Методическое пособие на тат.яз.-Казань.: Магариф, 2004.-4,0 л.
-
Хрестоматия (нотная) по музыке для 2 класса начальной татарской школы (Музыка дәресләре өчен хрестоматия, 2 нче сыйныф). Коллектив. На тат. яз.-Казань.: Магариф, 2010 год.
-
Энциклопедия «Искусство».
Мультимедиа – поддержка курса
-
Энциклопедия классической музыки. «Интерактивный мир»
-
Энциклопедия популярной музыки. Кирилла и Мефодия.
-
Аудиокассеты, СД – диски с записями муз. произведений композиторов.
-
Аудиокассеты, СД – диски с фонограммами
-
Видио записи
-
Единая коллекция - https://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
-
Российский общеобразовательный портал - https://music.edu.ru/
-
Детские электронные книги и презентации - https://viki.rdf.ru/