«Согласовано» Руководитель МО _________________ _______________ Протокол № _____ от «____» ____________ 20__г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 12 ЗАТО Шиханы Саратовской области» _____________ ЖЕЛАЕВА Г.М. «____» _______________ 20__г. |
«Утверждаю» Директор МОУ «СОШ № 12 ЗАТО Шиханы Саратовской области» _______________ МАШИНА З.А. Приказ № ______ от «_____»______________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Трофимовой Анны Сергеевны
по русскому языку
5 «а» класс
2012-2013 учебный год
На основании требований ФГОС предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского языка;
- формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться лингвистическими словарями, совершенствование умений и навыков письменной речи;
- освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
АУДИРОВАНИЕ:
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство
устранения неоправданного повтора;
МОРФОЛОГИЯ:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил
пунктуации;
Количество часов
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: кн. для учителя. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 224 с.
№ п\п |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания |
Характеристика деятельности уч-ся |
Использование на уроке ИКТ |
уроки |
Уроки РР |
Контрольные работы |
Дата |
Дата корректировки |
Язык и общение (2 ч + 1 ч) | ||||||||||
1. |
Язык и человек Общение устное и письменное |
Урок «открытия» нового знания |
Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Устная и письменная речь. Разделы лингвистики, изучающие устную речь. |
Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют текст. Озаглавливают текст упражнения. Пишут мини-сочинение. Узнают основные особенности устной и письменной речи, анализируют устные и письменные высказывания с точки зрения их цели, условий общения. Рассматривают и объясняют схему. Отвечают на вопросы, анализируя пословицы и поговорки русского народа. Списывают текст, учат его наизусть и подготавливают его торжественное произношение. Приводят примеры ситуаций, в которых происходит устное и письменное общение. |
|
1 |
|
|
|
|
2. |
Читаем учебник Слушаем на уроке |
Урок «открытия» нового знания |
Особенности оформления учебника, условные обозначения. Памятки «приемы изучающего чтения», «приемы слушания» |
Овладевают приёмами работы с учебной книгой; знакомятся с особенностями ознакомительного и изучающего чтения. Читают текст, анализируют его структуру, пересказывают содержание, пользуясь выделенными словами. Овладевают приёмами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога. Работают в группе. Сочиняют продолжение сказки, моделируя ситуацию диалога. Работают дома: слушают информационное сообщение в СМИ и готовят его пересказ в классе. |
|
1 |
|
|
|
|
3. |
РР Стили речи |
Урок «открытия» нового знания |
Функциональные разновидности языка: разговорный стиль, научный стиль, художественный стиль |
Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Устанавливают принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Анализируют тексты упражнений с точки зрения целей высказывания; ищут в школьных учебниках примеры научных и художественных текстов; сравнивают выражения приветствия. Знакомятся с понятием речевого этикета. |
Презентация учителя «Стили речи» |
|
1 |
|
|
|
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (16 ч + 3 ч) | ||||||||||
4. |
Звуки и буквы. Произношение и правописание |
Урок общеметодологической направленности |
Звуки гласные и согласные. Ударные и безударные гласные. Согласные глухие и звонкие, мягкие и твердые. Различение буквы и звука |
Читают текст, определяют его тему, анализируют содержание, высказывают и обосновывают своё мнение о тексте. Осознают соотношение произношения и правописания. Знакомятся с понятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях. Вспоминают понятие орфографического правила. Работают в группе. Читают и списывают текст, выделяя безударные гласные; определяют основную мысль текста. Знакомятся с репродукцией картины. |
|
1 |
|
|
|
|
5. |
Орфограмма |
Урок общеметодологической направленности |
Орфограмма. Место орфограмм в словах. Опознавательные признаки орфограмм. |
Знакомятся с понятием орфограммы, её признаками; письменно выполняют упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Знакомятся с понятием морфемы, графически выделяют морфемы в слове. |
|
1 |
|
|
|
|
6. |
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова |
Урок общеметодологической направленности |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают правило написания безударных гласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, проставляя ударение и подбирая проверочные слова. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием. Пишут диктант. |
Тренажер по русскому языку 5-9 кл «Фраза» |
1 |
|
|
|
|
7. |
Правописание проверяемых согласных в корне слова |
Урок общеметодологической направленности |
Правописание согласных в корне слова |
Анализируют слова и распределяют их в группы по способу проверки написания согласных в корне. Усваивают правило написания проверяемых согласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием. Участвуют в лингвистической игре, направленной на запоминание правописания словарных слов. |
|
1 |
|
|
|
|
8. |
Правописание непроизносимых согласных в корне слова |
Урок общеметодологической направленности |
Непроизносимые согласные в корне слова |
Усваивают правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Выполняют упражнение, отрабатывающее данное правило. Пишут диктант; выбирают заголовок, отражающий содержание. |
Тренажер по русскому языку 5-9 кл «Фраза» |
1 |
|
|
|
|
9. |
Буквы и, у, а после шипящих |
Урок общеметодологической направленности |
Правописание букв и,у,а после шипящих |
Активизируют правило написания букв и, у, а после шипящих. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила, работают с орфографическим словарём, составляют предложения. |
Тренажер по русскому языку 5-9 кл «Фраза» |
1 |
|
|
|
|
10. |
Разделительные ъ и ь |
Урок общеметодологической направленности |
Части слова. Разделительные ъ и ь |
Активизируют и анализируют правило написания разделительных ъ и ь. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: составляют предложения со словами, иллюстрирующими правило, изменяют форму слов так, чтобы появилась орфограмма, пишут диктант и выделяют те случаи, когда ь не является разделительным знаком. |
|
1 |
|
|
|
|
11. |
Раздельное написание предлогов с другими словами |
Урок общеметодологической направленности |
Раздельное написание предлогов со словами. |
Активизируют правило раздельного написания предлогов с другими словами. Выполняют упражнения, закрепляющие данное правило. Списывают текст, выделяя орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы. Запоминают предлоги, пишущиеся через дефис и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрацией, описывают происходящее на ней. |
|
1 |
|
|
|
|
12. |
РР Что мы знаем о тексте |
Урок развития речи |
Текст как речевое произведение. Построение текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. |
Определяют признаки текста. Выполняют упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. Пишут изложение по тексту при помощи плана. |
|
|
1 |
|
|
|
13. |
Части речи |
Урок общеметодологической направленности |
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. |
С помощью вопросов и заданий распознают самостоятельные части речи. Характеризуют слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. Знакомятся со всеми частями речи. Читают рассказ и выписывают наречия и относящиеся к ним слова, попутно знакомясь с признаками этой части речи. Участвуют в игре, применяя уже известные приёмы слушания. Списывают текст, предварительно разбив его на абзацы, определяют главные члены в одном из предложений. Пишут сочинение. |
|
1 |
|
|
|
|
14. |
Глагол |
Урок общеметодологической направленности |
Глагол: время, лицо, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях глаголов, буква ь во втором лице единственного числа. |
Определяют морфологические признаки глагола. Составляют предложения по рисунку. Определяют лицо и время глаголов, приведённых в упражнениях. Ставят глаголы в неопределённую форму. |
|
1 |
|
|
|
|
15. |
-Тея и -ться в глаголах |
Урок общеметодологической направленности |
Правописание –тся и –ться в глаголах |
Активизируют правило написания -тся и -ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь правилом. |
Тренажер по русскому языку 5-9 кл «Фраза» |
1 |
|
|
|
|
16. |
РР Тема текста |
Урок развития речи |
Тема сочинения. Широкая и узкая тема. Коммуникативная установка |
Анализируют темы сочинений. Подбирают заголовок к приведённому в упражнении сочинению ученика, анализируют само сочинение. Перерабатывают сочинение и записывают исправленный вариант. |
|
|
1 |
|
|
|
17. |
Личные окончания глаголов |
Урок общеметодологической направленности |
Раздельное написание не с глаголами. Глаголы I и II спряжения. Правописание гласных в личных окончаниях глаголов. |
Активизируют знания о личных окончаниях глаголов при помощи таблицы. Выделяют окончания глаголов в текстах упражнений. Составляют предложения с глаголами. Определяют написание не с глаголами. |
|
1 |
|
|
|
|
18. |
Имя существительное |
Урок общеметодологической направленности |
Имя существительное: три склонения существительных, род, число, падеж. Собственные и нарицательные; одушевленные и неодушевленные существительные. |
Определяют морфологические признаки имени существительного. Определяют род, число, склонение, падеж имён существительных. Активизируют правило написания ь на конце имён существительных. Анализируют таблицы. Выделяют окончания в именах существительных. |
|
1 |
|
|
|
|
19. |
Имя прилагательное |
Урок общеметодологической направленности |
Имя прилагательное: род. число, падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных |
Определяют морфологические признаки имени прилагательного. Составляют предложения с именами прилагательными. Согласуют имена прилагательные с именами существительными. Выделяют окончания в именах прилагательных, определяют их род, число, падеж. Устно или письменно описывают картину. Пишут диктант. |
|
1 |
|
|
|
|
20. |
Местоимение |
Урок общеметодологической направленности |
Местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного числа, склонение личных местоимений |
Определяют морфологические признаки местоимения. Указывают лицо, падеж и число местоимений, приведённых в упражнениях. Читают и пересказывают текст, выписывают из него местоимения. |
|
1 |
|
|
|
|
21. |
РР Основная мысль текста |
Урок развития речи |
Основная мысль. Понятия «тема», «основная мысль» |
Определяют способы выражения основной мысли текста. Анализируют заметку и замечания к ней, редактируют заметку. Пишут сочинение на заданную тему и по возможности делают к нему иллюстрации. Отвечают на контрольные вопросы и задания. |
|
|
1 |
|
|
|
22. |
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 1-4 классах» |
Урок развивающего контроля |
Изученные части речи, правописание гласных и согласных в корне, падежных и личных окончаний |
грамотно пишут, определяют изученные части речи, соотносят звук и букву |
|
|
|
1 |
|
|
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (24 ч + 5 ч) | ||||||||||
23. |
Синтаксис. Пунктуация |
Урок «открытия» нового знания |
Синтаксис как раздел грамматики, единицы синтаксиса: словосочетание, предло-жение. Знаки препинания конца предложения (знаки завершения, выделения, разделения) |
Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте. Овладевают знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осознают значение знаков препинания для понимания текста. Анализируют тексты с точки зрения роли в них знаков препинания. Списывают тексты, пишут краткие изложения. |
|
1 |
|
|
|
|
24. |
10 10 2014
6 стр.
09 10 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
25 12 2014
3 стр.
18 12 2014
5 стр.
25 12 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
11 09 2014
3 стр.