Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №________ от ___________________2011 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ________________ |
«Утверждаю» Директор школы _________________ Л.Т.Мингазова Приказ № ____ от ________________2011г. |
Пояснительная записка.
Согласно планированию предполагается изучение натуральных чисел и действий над ними, шкал, площадей и объёмов, обыкновенных дробей, десятичных дробей и действий над ними, а также инструментов для вычислений и измерений.
Изучение математике на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средств моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общественной культуры.
Целью изучения курса математики в 5 классе является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями. Приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
При изучении учебного курса уделяется внимание задачам направленным на развитие естественно – научного мировоззрения.
Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, контрольных работ по разделам учебника. Всего будет проведено 10 контрольных работ.
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится 5 часов в неделю, в год 175 часа.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно – методического комплекта:
- Учебник для учащихся 5 класса под редакцией Н.Я.Виленкина, издательство «Мнемозина».
- « Поурочные разработки по математике» под редакцией А.П.Поповой, издательство «Вако», город Москва.
- «Дидактические материалы» для 5 класса под редакцией Чеснокова.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
Знать: математические термины и понятия, правила действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями
Уметь: читать и записывать натуральные и десятичные дроби, сравнивать натуральные числа, десятичные дроби,
- выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей
- определять порядок действий и находить значения числовых выражений
- решать простейшие текстовые задачи арифметическим способом
Содержание рабочей программы.
1. Натуральные числа и шкалы.
Обозначение натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник . Плоскость. Прямая. Луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше.
- какие числа применяют для счёта предметов
- определение натуральных чисел
- названия разрядов в классе единиц, тысяч и т. д.
- единицы измерения длины
- определения отрезка, треугольника, плоскости, прямой, луча
- единицы измерения массы
-правила сравнения натуральных чисел
- читать и записывать многозначные числа
- переводить одни единицы длины в другие
- чертить отрезки, лучи, прямые с помощью линейки
- измерять отрезки
- чертить координатный луч и отмечать на нём точки с заданными координатами
- сравнивать натуральные числа
После изучения темы «Натуральные числа и шкалы» проводится контрольная работа
Сложение натуральных чисел и свойства. Вычитание. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение.
- названия чисел при сложении
- формулировки переместительного и сочетательного свойств сложения
- определение периметра многоугольника
- названия чисел при вычитании
- свойство вычитания суммы из числа и числа из суммы
- определения числовых и буквенных выражений
- буквенную запись свойств сложения и вычитания
- что называют уравнением, корнем уравнения
- как найти неизвестное слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое
- выполнять сложение натуральных чисел
- вычислять периметр многоугольника
- применять переместительное и сочетательное свойства при вычислениях
- выполнять вычитание натуральных чисел
- применять свойство вычитания суммы из числа и числа из суммы при вычислениях
- записывать свойства сложения и вычитания при помощи букв
- решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого
В процессе изучения темы «Сложение и вычитание натуральных чисел» проводятся контрольная работа
3. Умножение и деление натуральных чисел.
Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа.
- названия чисел при умножении
- формулировки переместительного и сочетательного свойств умножения
- названия чисел при делении
- как найти неизвестный множитель, делимое, делитель
- алгоритм выполнения деления с остатком
- формулировку распределительного свойства умножения относительно сложения и вычитания
-порядок выполнения действий
- определения квадрата и куба числа
Уметь
- выполнять умножение натуральных чисел
- применять переместительное и сочетательное свойства умножения при вычислениях
- выполнять деление натуральных чисел
- выполнять деление с остатком
- упрощать выражения с помощью распределительного свойства умножения относительно сложения и вычитания
- находить квадрат и куб числа
В процессе изучения темы «Умножение и деление натуральных чисел» проводятся контрольная работа.
Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда.
- определение формулы
- формулу площади прямоугольника
- единицы измерения площадей
- из чего состоит прямоугольный параллелепипед
- формулу для нахождения объёма прямоугольного параллелепипеда
- записывать формулу пути
- находить площадь прямоугольника по формуле
- переводить одни единицы площади в другие
- находить объём прямоугольного параллелепипеда по формуле
В ходе изучения темы «Площади и объёмы» проводится контрольная работа
Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.
- определения окружности и круга, радиуса, диаметра
- какая дробь называется обыкновенной
- что показывает числитель и знаменатель обыкновенной дроби
- правило сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
- определение правильных и неправильных обыкновенных дробей
- алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями
- что называют целой и что дробной частью
- правило выделения целой части из неправильной дроби
- алгоритм представления смешанного числа в виде неправильной дроби
- правило сложения смешанных чисел
Уметь
- чертить окружность и круг
- изображать радиус, диаметр окружности
- отмечать обыкновенные дроби на координатном луче
- сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями
- различать правильные и неправильные дроби
- складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями
- выделять целую часть из неправильной дроби
- представлять смешанное число в виде неправильной дроби
- складывать и вычитать смешанные числа
В процессе изучения темы «Обыкновенные дроби» проводятся контрольная работа .
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.
Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближённые значения чисел. Округление чисел.
- алгоритм записи десятичных дробей
- правило сравнения десятичных дробей
- алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей
- правило округления чисел
Уметь
- записывать и читать десятичные дроби
- сравнивать десятичные дроби
- складывать и вычитать десятичные дроби
- записывать десятичные дроби в виде суммы разрядных слагаемых
- округлять числа
После изучения темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» проводится контрольная работа.
7. Умножение и деление десятичных дробей.
Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое.
- правило умножения десятичных дробей на натуральные числа и на десятичную дробь
- правило деления десятичных дробей на натуральные числа и на десятичную дробь
- определение среднего арифметического
- алгоритм нахождения среднего арифметического
Уметь
- умножать десятичные дроби на натуральные числа
- делить десятичные дроби на натуральные числа
- умножать десятичную дробь на десятичную дробь
- делить на десятичную дробь
- находить среднее арифметическое двух и более чисел
В ходе изучения темы «Умножение и деление десятичных дробей» проводятся контрольная работа .
8. Инструменты для вычислений и измерений.
Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы.
- для чего используется микрокалькулятор
- определение процента
- алгоритм обращения десятичной дроби в проценты и процентов в десятичную дробь
- определение угла, виды углов
- правила измерения углов с помощью транспортира
- определение круговых диаграмм
Уметь
- использовать микрокалькулятор для вычислений
- обращать десятичную дробь в проценты и проценты в десятичную дробь
- решать простейшие задачи на проценты
- определять виды углов
- измерять углы с помощью транспортира и строить углы с заданной градусной мерой с помощью транспортира
- строить круговые диаграммы
Учебно – тематический план.
Содержание учебного материала |
Количество часов |
Количество контрольных работ |
Глава 1 Натуральные числа. |
|
|
Натуральные числа и шкалы. |
15 |
1 |
Сложение и вычитание натуральных чисел. |
21 |
1 |
Умножение и деление натуральных чисел. |
26 |
1 |
Площади и объёмы. |
16 |
1 |
Глава 2. Дробные числа. |
|
|
Обыкновенные дроби. |
22 |
1 |
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. |
13 |
1 |
Умножение и деление десятичных дробей. |
26 |
1 |
Инструменты для вычислений и измерений |
17 |
1 |
Повторение |
19 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки обучающихся.
- как используются математические формулы, уравнения
- основные определения, изучаемые в 5 классе
- правила действий с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной;
- округлять целые числа и десятичные дроби;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма, выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать простейшие текстовые задачи арифметическим способом
- определять порядок действий и находить значения числовых выражений
Литература и средства обучения
1. Н.Я.Виленкин «Математика» 5 класс, издательство «Мнемозина», Москва, 2007
2. А.П.Попова «Поурочные разработки по математике», издательство «Вако», Москва, 2008
3. Дидактические материалы по математике для 5 класса под редакцией Чеснокова.
5. Контрольно – измерительные материалы, позволяющие оценить качество выполнения учебной программы
Входящий тест по проверке остаточных знаний в 5 классе
Вариант № 1
3. Вычислите: 4824:36=...
6. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 4см и 13см.
1) 34см2 2) 17см2 3) 52см 4) 52см2.
9. Галя прочитала 42 страницы, а ее сестра в 2 раза больше. Сколько страниц прочитала сестра?
1) 44, 2) 21, 3) 84, 4) 40.
10. Из двух пунктов одновременно выехали два мотоцикла, скорость одного 60 км/ч, а скорость второго 70 км/ч. Через сколько времени они встретятся, если расстояние между пунктами 390 км?
1) 12 ч, 2) 2 ч, 3) 3 ч, 4) 5 ч.
11. В четырех больших и трех маленьких цистернах 136 т нефти. Сколько тонн нефти в маленькой цистерне, если в большой - 25т?
1) 36 т, 2) 100 т, 3) 5 т, 4) 12 т.
15. В автобусе можно разместить 35 детей. Сколько потребуется автобусов, чтобы перевести 320 детей?
1) 8, 2) 11515, 3) 9(4 ост), 4)10.
16. Вычислите: 8 ч 16 мин – 4 ч 21 мин =...
1) 4ч 35мин, 2) 5ч 47мин, 3) З ч 55мин, 4) 12ч 37мин.
17. Из четырех примеров только один решен верно. Не выполняя деления, найдите его.
1) 417:5= 81(11ост), 2) 149: 5= 29(4 ост), 3) 537 : 7 = 78( 9ост), 4) 235 : 4 = 85( 1 ост).
18. Составь выражение для решения задачи: « У Пети было 16 марок, а у Коли - на 48 марок больше. Во сколько раз у Коли больше марок, чем у Пети?».
б) 988 : (7х – 18) = 26
б) 936 : (8х – 17) = 24
Вариант № 1
Сыйныф -5;
атнага – 5 дәрес, барлыгы – 175 дәрес;
дәреслек авторы - Н.Я.Виленкин
№ |
Дәреснең темасы |
Сәгать саны |
Вакыты |
Җиһазлар,ТСО |
Өстәмә материал |
Кабатлау | |||
п |
ф | ||||||||
1-2 |
Кабатлау |
2 |
|
|
|
|
4 кл. кабатлау | ||
|
I бүлек. Натураль саннар. (15) 1. Натураль саннар һәм шкалалар. | ||||||||
3-4 |
Натураль саннарның тамгаланышы. |
2 |
|
|
|
|
| ||
5-6 |
Кисемтә. Кисемтәнең озынлыгы. Өчпочмак. |
2 |
|
|
Линейка, карандаш, циркуль |
Дидактик материал |
Натураль саннар | ||
7-8 |
Яссылык. Туры. Нур. |
2 |
|
|
Линейка, карандаш, циркуль |
Математика в школе |
Кисемтә | ||
9-11 |
Шкалалар һәм координаталар. |
3 |
|
|
Линейка, карандаш, циркуль |
|
Яссылык. Туры. Нур | ||
12-14 |
Кечерәк һәм зуррак. |
3 |
|
|
компьютер |
|
| ||
15 |
Кабатлау. |
1 |
|
|
|
тестлар |
| ||
16 |
Контроль эш №1 |
1 |
|
|
Дидактик материал |
|
| ||
17 |
Хаталар өстендә эш. |
1 |
|
|
карточкалар |
|
| ||
|
2. Натураль саннарны кушу һәм алу.(21) | ||||||||
18-21 |
Натураль саннарны кушу һәм аның үзлекләре. |
4 |
|
|
компьютер |
Матем. в шк |
Натураль саннар | ||
22-24 |
Алу. |
3 |
|
|
|
|
Натураль саннар | ||
25-27 |
Санлы һәм хәрефле аңлатмалар. |
3 |
|
|
Хәрефләр, карточкалар |
Дидактик материал |
| ||
28-31 |
Кушу һәм алу үзлекләренең хәрефле язылышы. |
4 |
|
|
Хәрефләр, карточкалар |
|
| ||
32-35 |
Тигезләмә. |
4 |
|
|
|
|
| ||
36 |
Кабатлау. |
1 |
|
|
|
Матем. в шк |
Натураь саннарны кушу һәм алу | ||
37 |
Контроль эш №2 |
1 |
|
|
Дидактик материал |
|
| ||
38 |
Хаталар өстендә эш. |
1 |
|
|
карточкалар |
|
| ||
|
3. Натураль саннарны тапкырлау һәм бүлү.(26) | ||||||||
39-42 |
Натураь саннарны тапкырлау һәм аның үзлекләре. |
4 |
|
|
Компьютер, плакат |
|
Натураль саннар | ||
43-46 |
Бүлү. |
4 |
|
|
|
Дидактик материал |
Натураль саннар | ||
47-49 |
Калдыклы бүлү. |
3 |
|
|
Компьютер |
|
| ||
50-53 |
Аңлатмаларны гадиләштерү. |
4 |
|
|
|
Дидактик материал |
Натураь саннарны кушу һәм алу, тапкырлау һәм бүлү | ||
54-57 |
Гамәлләрне эшләү тәртибе. |
4 |
|
|
карточкалар |
|
| ||
58-61 |
Санның квадраты һәм кубы. |
4 |
|
|
|
Дидак. матер |
| ||
62 |
Кабатлау. |
1 |
|
|
тестлар |
|
| ||
63 |
Контроль эш №3 |
1 |
|
|
Дидактик матер. |
|
| ||
64 |
Хаталар өстендә эш. |
1 |
|
|
карточкалар |
|
| ||
|
4. Мәйданнар һәм күләмнәр.(16) | ||||||||
65-67 |
Формулалар. |
3 |
|
|
Плакат |
|
| ||
68-71 |
Мәйдан. Турыпочмаклыкның мәйданы формуласы. |
4 |
|
|
Плакат, фигура |
карточкалар |
Мәйдан | ||
72-73 |
Мәйданнарны үлчәү берәмлекләре. |
2 |
|
|
плакат |
Дидак. матер |
| ||
74-75 |
Турыпочмаклы параллелепипед. |
2 |
|
|
плакат |
карточкалар |
| ||
76-77 |
Күләмнәр. Турыпочмаклы параллелепипедның күләме. |
2 |
|
|
Компьютер, плакат |
Дидактик материал |
| ||
78 |
Кабатлау. |
1 |
|
|
тестлар |
|
| ||
79 |
Контроль эш №4 |
1 |
|
|
Дидактик матер. |
|
| ||
80 |
Хаталар өстендә эш. |
1 |
|
|
|
|
| ||
|
I I бүлек. Вакланмалы саннар. 5. Гади вакланмалар.(22) | ||||||||
81-82 |
Әйләнә һәм түгәрәк. |
2 |
|
|
карандаш, циркуль |
Дидак. матер |
өлешләр | ||
83-85 |
Өлешләр. Гади вакланмалар. |
3 |
|
|
Компьютер, плакат |
|
өлешләр | ||
86-88 |
Вакланмаларны чагыштыру. |
3 |
|
|
карточкалар |
|
Гади вакланмалар | ||
89-90 |
Ялгыз һүм аралаш вакланмалар. |
2 |
|
|
плакат |
Дидак. матер |
Гади вакланмалар | ||
91-92 |
Ваклаучылары бертөрле булган вакланмаларны кушу һүм алу. |
2 |
|
|
Карточкалар |
|
Гади вакланмалар | ||
93-94 |
Бүлү һәм вакланмалар. |
2 |
|
|
тестлар |
|
Вакланмаларны кушу һәм алу | ||
95-96 |
Катнаш саннар. |
2 |
|
|
карточкалар |
|
Гади вакланмалар | ||
97-99 |
Катнаш саннарны кушу һүм алу. |
3 |
|
|
|
Дидак. матер |
Гади вакланмалар | ||
100 |
Кабатлау. |
1 |
|
|
тестлар |
|
| ||
101 |
Контроль эш №5 |
1 |
|
|
Дидактик матер. |
|
| ||
102 |
Хаталар өстендә эш. |
1 |
|
|
карточкалар |
|
| ||
|
6. Унарлы вакланмалар. Унарлы вакланмаларны кушу һәм алу.(13) | ||||||||
103-104 |
Вакланмалы саннарның унарлы язылышы. |
2 |
|
|
|
Дидак. матер |
| ||
105-106 |
Унарлы вакланмаларны чагыштыру. |
2 |
|
|
тестлар |
|
Унарлы вакланма | ||
107-109 |
Унарлы вакланмаларны кушу һәм алу. |
3 |
|
|
|
Матем.в шк. |
Унарлы вакланма | ||
110-112 |
Саннарның якынча кыйммәтләре. Саннарны түгәрәкләү. |
3 |
|
|
Компьютер |
|
Унарлы вакланма | ||
113 |
Кабатлау |
1 |
|
|
карточкалар |
|
| ||
114 |
Контроль эш №6 |
1 |
|
|
Дидак. матер |
|
| ||
115 |
Хаталар өстендә эш. |
1 |
|
|
|
|
| ||
|
7. Унарлы вакланмаларны тапкырлау һәм бүлү.(26) | ||||||||
116-120 |
Унарлы вакланмаларны натураь саннарга тапкырлау. |
5 |
|
|
карточкалар |
|
Унарлы вакланма | ||
121-125 |
Унарлы вакланмаларны натураь саннарга бүлү. |
5 |
|
|
тестлар |
|
Унарлы вакланма | ||
126-130 |
Унарлы вакланмаларны тапкырлау. |
5 |
|
|
|
Дидак. матер |
Унарлы вакланма | ||
131-136 |
Унарлы вакланмаларны бүлү |
6 |
|
|
|
Дидак. матер |
Унарлы вакланма | ||
137-138 |
Арифметик урта. |
2 |
|
|
карточкалар |
|
| ||
139 |
Кабатлау. |
1 |
|
|
|
|
| ||
140 |
Контроль эш №7 |
1 |
|
|
Дидактик матер. |
|
| ||
141 |
Хаталар өстендә эш. |
1 |
|
|
карточкалар |
|
| ||
|
8. Исәпләүләр һәм үлчәү эшләре өчен инструментлар.(17) | ||||||||
142-143 |
Микрокалькулятор. |
2 |
|
|
Микрокалькулятор |
|
| ||
144-147 |
Процентлар. |
4 |
|
|
|
Дидак. матер |
| ||
148-150 |
Почмак. Туры һәм җәелгән почмак.сызым өчпочмагы. |
3 |
|
|
Линейка, карандаш, |
тестлар |
Кисемтә, нур | ||
151-152 |
Почмакларны үлчәү. Транспортир. |
2 |
|
|
Транспортир |
|
| ||
153-154 |
Түгәрәк диаграммалар. |
2 |
|
|
Линейка, карандаш |
|
| ||
155 |
Кабатлау өчен сораулар һәм мәсьәләләр. |
1 |
|
|
|
Матем. в шк. |
| ||
156 |
Кабатлау. |
1 |
|
|
|
|
| ||
157 |
Контроль эш №8 |
1 |
|
|
Дидактик матер. |
|
| ||
158 |
Хаталар өстендә эш. |
1 |
|
|
|
|
| ||
159-171 |
Кабатлау. |
13 |
|
|
Дидактик матер. |
|
| ||
172 |
Йомгаклау контроль эше №9 |
1 |
|
|
Дидактик матер. |
|
| ||
173-175 |
Кабатлау. |
3 |
|
|
|
|
5 кл.өчен материал |
17 12 2014
1 стр.
25 12 2014
3 стр.
09 10 2014
1 стр.
24 09 2014
6 стр.
10 10 2014
6 стр.
15 12 2014
16 стр.
11 10 2014
3 стр.
18 12 2014
5 стр.