СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ
МОУ ГИМНАЗИЯ №3 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ШАРЬЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
за 2009-2010 УЧЕБНЫЙ ГОД
Содержание анализа:
-
Общие сведения о гимназии
-
Особенности образовательного процесса
-
Условия осуществления образовательного процесса
-
Содержание образования
-
Характеристика кадров
-
Обеспечение доступности качественного образования
-
Результативность работы педагогического коллектива по обучению школьников.
-
Методическая работа.
-
Инновационная деятельность
-
Воспитательная работа
-
Анализ работы социального педагога
-
Материально-техническое оснащение
-
Финансово – экономическая деятельность
Общие сведения о гимназии
В своей деятельности Гимназия руководствуется международными правовыми актами в области защиты прав ребенка, Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом, Семейным Кодексом, Законом «Об образовании» и иными Федеральными законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении, распоряжениями Губернатора Костромской области, приказами и нормативными документами Департамента образования и науки Костромской области, локальными актами и распоряжениями главы городского округа, управления образования городского округа город Шарья, Уставом гимназии.
Работа гимназии основывается на принципах: демократии, гуманизма, общедоступности образования; приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; гражданственности; свободного развития личности; автономности и светского характера образования; формирования широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук.
Социальный состав учащихся: общее количество учащихся Гимназии составляет 626 чел., из них 342 девочек и 284 мальчиков.
Количество детей из полных семей – 451; из неполных семей – 175; опекаемых детей – 17; многодетных семей – 23 (15 детей); из детского дома – 2 детей.
В МОУ Гимназия № 3 учащиеся обучаются с 1-го по 11-ый класс.
В таблице ниже представлены данные по наполняемости классов по ступеням и по классам:
По ступеням
|
По классам
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
25
|
21
|
24
|
24,3
|
23,3
|
23
|
30,5
|
30,5
|
23
|
25
|
24,2
|
20,6
|
22
|
26
|
Вывод: Средняя наполняемость классов по гимназии – 23,3, что соответствует нормам САНПИНОВ. Превышает показатель наполняемости в параллели 4 и 5-х классов, так как в связи с закрытием классов компенсирующего обучения из трех третьих классов были сформированы только два четвертых класса, из трех четвертых – два пятых класса. Задача администрации гимназии – работа с родителями учащихся по переводу в образовательные учреждения по месту жительства, часть учащихся ездит из микрорайонов других образовательных учреждений.
Особенности образовательного процесса
Главная цель:
Подготовка учащихся к обучению на всех ступенях обучения, то есть, достижение каждым обучающимися комплексной личностно-образовательной компетенции «гимназист», состоящий из таких компонентов, как: нравственно-эстетический, мотивационный, энергетический (способности, здоровье), деятельностный и когнитивный, волевой и эмоциональный.
Главная цель определяет задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
Обучающие задачи:
-
формирование прочных навыков учебной деятельности, учебно-организационных, учебно-информационных и учебно-коммуникативных.
-
успешное освоение базового компонента образования на повышенном уровне и достижения высокого качества освоения знаний, умений и навыков учащихся;
-
развитие познавательных способностей детей для продолжения образования, развитие познавательной активности, владения приемами самоконтроля и самопроверки;
-
воспитание культуры речи и общения.
Задачи воспитания:
-
формирование базовых навыков поведения гимназиста, привитие навыков коллективизма, предоставление возможности в деятельности различных детских объединениях.
-
воспитание в каждом гимназисте желания стать лидером на основе достижения в такой цепи: знание, умение, мастерство, творчество.
-
совершенствование системы дополнительного образования, содержание которого обеспечивает реализация познавательных интересов в соответствии с увлечениями ребят.
Задачи развития:
-
диагностика способностей учащихся и формирование устойчивой мотивации к обучению;
-
проведение мониторинга достижений учащихся, позволяющего проследить результаты обучения в соответствии с зоной ближайшего развития ученика;
-
формирование индивидуальной образовательной траектории ученика;
-
обеспечение учебного процесса и внеурочной деятельности гимназиста;
-
реализация принципа участия семей в процессе развития ребенка.
Задачи воспитания:
-
формирование базовых навыков поведения гимназиста, привитие навыков коллективизма, предоставление возможности в деятельности различных детских объединениях.
-
воспитание в каждом гимназисте желания стать лидером на основе достижения в такой цепи: знание, умение, мастерство, творчество.
-
совершенствование системы дополнительного образования, содержание которого обеспечивает реализация познавательных интересов в соответствии с увлечениями ребят.
Условия осуществления образовательного процесса
-
В МОУ Гимназия № 3 учебно-воспитательный процесс был организован в режиме 6- дневной учебной недели во 2-11 классах, 5-дневной учебной недели в 1-х классах.
-
Учебный год начался 1 сентября. Продолжительность учебного года – 34 учебные недели. Учебный год представлен следующими учебными периодами: 1-9 классы – учебные четверти, 10-11 классы – учебные триместры. Гимназия работала в одну смену. Начало уроков с 8-00 часов, продолжительностью – 45 минут. В расписании учебных занятий было предусмотрено чередование сложных предметов с уроками эмоциональной и физической нагрузки, в середине учебного дня – большие перемены (15 минут) для организации питания и оздоровительных мероприятий.
-
Во второй половине дня – индивидуальные и групповые занятия для учащихся, факультативы, работа кружков, студий, секций общегимназические и внеклассные мероприятия, творческие дела классов. Каникулы в гимназии проводились в сроки, рекомендованные управлением образования.
-
Окончание учебного года по ступеням обучения: первая ступень – 31 мая, вторая ступень – 5-8 классы – 31 мая, 9-е, 11 классы – 25 мая, 10 класс – 31 мая.
-
По окончании учебного года проводилась трудовая практика в 5-8, 10 классах. Для юношей 10 класса проводились 5-дневные обязательные военные сборы.
-
Итоговая аттестация обучающихся 9, 11 классов проводилась в сроки, установленные Министерством образования Российской Федерации.
-
В вариативную часть учебного плана, были включены элективные курсы, факультативные и индивидуальные занятия, направленные на реализацию индивидуальных запросов учащихся и их родителей.
-
Федеральный компонент учебного плана реализовался в полном объёме. Федеральный компонент был обеспечен учебниками и образовательными программами, в которых прослеживалась преемственность, выдерживались предметные линии по одинаковым предметам на трёх ступенях обучения.
Вывод: В учреждении созданы условия для осуществления образовательного процесса в соответствии с нормативными требованиями. Была продолжена работа по реализации программы развития, образовательной программы. В следующем учебном году необходимо разработать и утвердить основную образовательную программу начального общего образования, нормативную базу привести в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.); определить список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; определить оптимальную для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности обучающихся, разработать план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; осуществить повышение квалификации всех учителей начальных классов, начать подготовку к введению новых стандартов на второй и третьей ступенях обучения.
Характеристика кадров
В гимназии в 2009-2010 учебном году работал стабильный административно-педагогический коллектив, обеспеченность педагогическими кадрами –98%. Обучение в гимназии вели 43 педагога, в том числе 40 - постоянных членов трудового коллектива. Высшее образование имели 32 педагога, 3 педагога обучались заочно в КГУ им. Н.А. Некрасова, 10 учителей имели средне - специальное образование. Администрации необходимо вести работу с учителями Симагиной Т.В., Гольяновой М.М., Шистеровой Т.Ф. по вопросу получения данными педагогами высшего образования.
Большое внимание уделялось повышению образовательного потенциала педагогов за счет сотрудничества гимназии с информационно-методическим центром, КОИКПРО, центром диагностики и консультирования, спортивной школой, молодежным центром, СЮН, СЮТ, областной туристской станцией «Чудь», взаимодействия с другими школами города и области, включения учеников и учителей в научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную, самообразовательную деятельность. Этому способствовали также работа в различных формах повышения квалификации педагогов, развитие практических умений и навыков учащихся на уроках, элективных курсах, участие детей и взрослых в проектной деятельности, различных форумах, деловых играх, акциях, проблемных семинарах, конференциях, круглых столах, организация обмена опытом, аттестация педагогических кадров, дистанционное обучение педагогов и учащихся, сетевые игры.
Закрепилась устойчивая тенденция в кадровой политике гимназии, направленная на гуманизацию и демократизацию образовательного процесса, на формирование учителя – профессионала творческой личности, о чем свидетельствуют, например, итоги аттестации педагогических и руководящих работников. Положительная динамика роста числа педагогов, аттестованных на высшую квалификационную категорию за последние 4 учебных года, дала свои положительные результаты в методическом плане и в плане качества обучения учащихся гимназии. Три года подряд гимназия занимает первое место в конкурсе методических служб.
Анализ педагогических кадров представлен в сравнительной таблице квалификационных категорий педагогов гимназии за 2009-2010 учебный год
Квалификационная категория
|
Начало года
|
Конец года
|
Всего педагогов
|
43
|
43
|
Высшая
|
30%
|
35%
|
Первая
|
49%
|
51%
|
Вторая
|
14%
|
14%
|
Без категории
|
7 %
|
-
|
Вывод: Из таблицы и диаграммы видно, что в плане аттестации в течение учебного повысили свою квалификационную категорию достаточно большой процент педагогов: высшая категория - с 30% до 35%, первая - с 49% до 51%., идёт снижение количества педагогов первой категории, т. к. учителя проходили аттестацию на высшую и со второй на первую категорию, учителей без категории к концу года нет.
В условиях перехода на новые стандарты одним из приоритетных направлений в методической работе гимназии администрация считает повышение квалификации каждого педагога через разные формы. Для этого была проведена следующая работа:
Сделан сравнительный анализ за три последних учебных года о ходе аттестации педагогов на высшую категорию. В таблице ниже представлена общая информация об аттестации педагогов гимназии на высшую категорию за три последних учебных года:
Учебный год
|
Высшая категория
|
Общее количество педагогов, прошедших аттестацию на высшую категорию
|
2007-2008
|
5
|
14
|
2008-2009
|
4
|
18
|
2009-2010
|
2
|
19
|
Среднее значение
|
3,6
|
17
|
Вывод: В плане аттестации на высшую категорию необходимо подготовить учителей – предметников: Вальвас О.Г., учителя географии, Иванову Ю.Ю., учителя информатики, Курочкину О.А., учителя английского языка.
Методическим советом совместно с администрацией гимназии был сделан анализ кадрового состава педагогов начальных классов и воспитателей ГПД по следующим критериям: по образованию, квалификационной категории:
В таблице ниже представлены данные по учителям начальных классов.
Учителя
|
№
|
Ф.И.О.
|
должность
|
класс
|
образование
|
Квалификационная категория
|
1
|
Волкова М.В.
|
учитель начальных классов
|
1 «А»
|
высшее
|
высшая
|
2
|
Иванова М.А.
|
учитель начальных классов
|
1 «Б»
|
высшее
|
вторая
|
3
|
Симагина Т.В.
|
учитель начальных классов
|
2 «А»
|
среднее специальное
|
высшая
|
4
|
Смирнова И.А.
|
учитель начальных классов
|
2 «Б»
|
среднее специальное (учится заочно в КГУ 3 курс)
|
вторая
|
5
|
Лемаева Т.Д.
|
учитель начальных классов
|
2 «В»
|
высшее
|
высшая
|
6
|
Доброва Т.Д.
|
учитель начальных классов
|
3 «А»
|
среднее специальное (учится заочно в КГУ 2 курс)
|
вторая
|
7
|
Ермолина М.К.
|
учитель начальных классов
|
3 «Б»
|
высшее
|
высшая
|
8
|
Попинова Л.Н.
|
учитель начальных классов
|
3 «В»
|
среднее специальное
|
высшая
|
9
|
Алексеева С.А.
|
учитель начальных классов
|
4 «А»
|
высшее
|
высшая
|
10
|
Соснина Г.Н.
|
учитель начальных классов
|
4 «Б»
|
среднее специальное
|
первая
|
Воспитатели ГПД
|
11
|
Оленева Е.Г.
|
воспитатель ГПД
|
1 «А»
|
среднее специальное
|
первая
|
12
|
Шистерова Т.Ф.
|
воспитатель ГПД
|
1 «Б»
|
среднее специальное
|
первая
|
13
|
Смирнова О.П.
|
воспитатель ГПД
|
2 «А»
|
высшее
|
вторая
|
14
|
Кукушкина О.Н.
|
воспитатель ГПД
|
2 «Б»
|
высшее
|
вторая
|
15
|
Лемаева Т.Д.
|
воспитатель ГПД
|
2 «В»
|
высшее
|
высшая
|
16
|
Доброва Т.Д.
|
воспитатель ГПД
|
3 «А»
|
среднее специальное (учится заочно в КГУ 2 курс)
|
вторая
|
16
|
Ермолина М.К.
|
воспитатель ГПД
|
3 «Б»
|
высшее
|
высшая
|
17
|
Зыкина А.И.
|
воспитатель ГПД
|
4 «А»
|
высшее
|
первая
|
Далее представлена сводная таблица по педагогам начальных классов и воспитателям ГПД, сопровождающих гимназические классы:
всего педагогических работников
|
образование
|
квалификационная категория
|
высшее
|
незаконченное высшее
|
среднее специальное
|
высшая
|
первая
|
вторая
|
учителей
|
10
|
5 (50%)
|
2 (20%)
|
3 (30%)
|
6(60%)
|
1(10%)
|
3(30%)
|
Воспитателей ГПД
|
8
|
5 (62,5 %)
|
1(12,5%)
|
2(25%)
|
2(25%)
|
3(37,5%)
|
3(37,5%)
|
следующая страница>