Программа кружка юных пожарных «Отважный»
(для учащихся 3-6 классов).
Срок реализации программы: 4 года
Авторы – составители: А. В., Мещерякова,
учитель русского языка,
Т. А. Токарь, учитель начальных классов.
Представляемая программа рассчитана на то, чтобы познакомить обучающихся с основами пожарного дела, привить им основополагающие знания и умения, научить распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них.
Важной особенностью является ознакомление обучающихся с организацией системы профилактической работы по пожарной безопасности в области, городе, районе.
Учащиеся получают необходимые знания по правилам и мероприятиям пожарной безопасности в жилых зданиях, летних лагерях, школах, сельской местности, учатся соблюдать противопожарный режим в школе, лагере; изучают первичные средства пожаротушения, учатся работать с огнетушителем при возникновении пожара(практическая часть), действовать на пожарно-прикладной полосе, получают знания по оказанию первой медпомощи пострадавшим на пожаре; изучают знаки пожарной безопасности, знакомятся с пожарной техникой, пожаротехническим вооружением, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации; изучают историю пожарной охраны и добровольчества, положение о ДЮП и их задачи.
Возрастной диапазон участников- 11-13 лет.
Состав группы- 12-14 человек.
Оптимальный режим работы-2 часа в неделю.
Цели:
-
углубить знания по правилам пожарной безопасности, причинам и возможным последствиям возгораний и взрывов, правилам безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов;
-
способствовать развитию осознанного отношения к своим действиям и поступкам, направленным на сохранение личной жизни и здоровья, а также жизни окружающих людей и охраны природы;
-
воспитывать готовность подчинять свои действия и поступки правилам, от выполнения которых зависит личное и социально-общественное благополучие.
Задачи:
-
повышение образовательного уровня детей и участие их в обеспечении пожарной безопасности;
-
оказание практической помощи в обеспечении безопасности граждан и имущества при возникновении пожаров;
-
овладение основами пожарного дела, умениями и навыками по предупреждению и тушению пожаров;
-
проведение противопожарной пропаганды;
-
оказание первой доврачебной помощи в различных ситуациях;
-
развитие способности находить решение и действовать в чрезвычайных ситуациях;
-
участие в проведении тематических выставок, смотров, конкурсов и военно-спортивных игр.
История пожарного дела знает многие печальные примеры пожаров в школах, интернатах, имевших своими последствиями гибель большого количества учащихся. И в настоящее время эта проблема остаётся насущной.
Печальные последствия несёт за собой пожар, вспыхнувший в школе во время занятий, особенно если педагогический персонал и учащиеся не обучены даже первичным правилам пожарной безопасности.
Таким образом, в ряду первейших задач, составляющих обеспечение пожарной безопасности - обучение детей правилам пожарной безопасности, применение мер, направленных, прежде всего, на предупреждение возникновения пожара и сохранение собственной жизни.
Программа предусматривает такие методы и формы работы, которые дают возможность обучающимся максимально проявлять свою активность в решении задач данной области, развивают их эмоциональное восприятие, знания, умения, навыки.
Кроме занятий по теории, бесед, проводится тестирование, обучающие игры, КВН, викторины, игры-соревнования, составление учебно-тренировочных карт, рассмотрение ситуационных задач.
Обязательными элементами обучения являются не только овладение теоретическими знаниями, но и практические занятия, проводимые совместно с ВДПО г. Волгограда, пожарной частью, центром охраны труда; беседы с пожарными, знакомство с техническим оснащением пожарных частей, видами огнетушителей, экскурсии в пожарную часть, в мастерскую художника Павла Пантелеева- пенсионера МЧС, музей пожарного дела, составление листовок на противопожарную тематику и их распространение, интервьюирование населения, родственников и учащихся школы.
Процесс обучения ведётся совместно с представителями межведомственных организаций УО, ВДПО, пожарной частью, работниками музея МЧС и музея пожарной части.
Условия реализации программы:
-
хорошо оснащённый и оборудованный кабинет;
-
классная доска;
-
наглядные пособия, плакаты, книги, альбомы;
-
рабочие тетради по пожарной безопасности;
-
знаки пожарной безопасности.
Учебно-тематический план. Первый год обучения (36 часа)
№ п/п
|
Наименование и содержание темы
|
Кол - во
тео
рии (час)
|
Кол –
во
прак-
тики
(час)
|
Кол - во всего
(час)
|
1 раздел. Методические рекомендации по работе ДЮП
|
1
|
Водное занятие. Запись в кружок.
|
1
|
|
1
|
2
|
Изучение целей и задач ДЮП.
|
1
|
|
1
|
3
|
Знакомство с обязанностями членов ДЮП. Создание структуры (звенья, отряды).
|
1
|
|
1
|
4
|
Что такое огонь?
Сказка «Огнь и вода».
|
1
|
|
1
|
5
|
Пожарная профилактика – основная работа ДЮП.
|
1
|
|
1
|
|
|
|
|
5
|
2 раздел. Береги свой дом от пожаров
|
6
|
Профилактика пожаров в быту. Это знают все, но соблюдают немногие.
|
1
|
|
1
|
7
|
Неосторожное обращение с огнем.
|
1
|
|
1
|
8
|
Особенности противопожарной защиты в домах с повышенной этажностью
|
1
|
|
1
|
9
|
Открытое занятие: «Огонь - друг, огонь - враг» Статистика.
|
|
1
|
1
|
10
|
Правильный вызов по номеру 01.
Обучение населения правилам пожарной безопасности. Изготовление листовки.
|
|
1
|
1
|
11
|
Знайте права, соблюдайте обязанности.
|
|
1
|
1
|
|
|
|
|
6
|
3 раздел. Противопожарный режим в школе
|
12
|
Противопожарные требования к территории школы.
|
1
|
|
1
|
13
|
Изучение правил пожарной безопасности для школ.
|
1
|
|
1
|
14
|
Массовые мероприятия в школе. Порядок действия учащихся при возникновении пожара.
|
1
|
|
1
|
15
|
Эвакуация. Пути эвакуации.
|
|
1
|
1
|
16
|
Пожароопасность веществ и материалов.
самовозгорание веществ.
|
1
|
|
1
|
17
|
Анализ причин возникновения пожаров. Разработка памятки.
|
|
1
|
1
|
18
|
Безопасный Новый год. Рейд агитбригады в классы: «Чтобы праздник был всем в радость»
|
|
1
|
1
|
|
|
|
|
7
|
4 раздел. История пожарной охраны и
добровольного пожарного общество
|
19
|
Историческая справка о развитии добровольных пожарных организациях в России.
|
1
|
|
1
|
20
|
Первые добровольные пожарные организации в городе Царицыне.
|
1
|
|
1
|
21
|
Подвиги пожарных в Гражданскую войну.
|
1
|
|
1
|
22
|
Подвиги пожарных во время Великой Отечественной войны.
|
1
|
|
1
|
23
|
Подвиги пожарных в мирное время.
|
1
|
|
1
|
24
|
|
Посещение музея пожарного дела.
|
1
|
|
|
|
|
6
|
5 раздел. Способы прекращения горения
|
25
|
Первичные средства пожаротушения.
|
1
|
|
|
26
|
Виды огнетушителей. Их применение.
|
1
|
|
|
27
|
Оборудование щитов противопожарным инвентарем, места их установки.
|
1
|
|
|
28
|
|
Экскурсия в музей МЧС
|
1
|
|
|
|
|
4
|
6 раздел. Доврачебная медицинская подготовка к деятельности в чрезвычайных ситуациях
|
29
|
Поражение током. Оказание первой помощи пострадавшим.
|
|
1
|
1
|
30
|
Оказание первой помощи пострадавшим от ожогов. Ожоги. Виды ожогов.
|
|
1
|
1
|
31
|
Обморожение. Оказание первой помощи пострадавшим.
|
|
1
|
1
|
32
|
Оказание первой помощи из воды пострадавшим.
|
|
1
|
1
|
33
|
Оказание первой пострадавшим от отравления угарным газом.
|
|
1
|
1
|
7 раздел. Знаки безопасности
|
5
|
34
|
Знаки безопасности: предупреждающие, запрещающие, указательные.
|
1
|
|
|
35
|
Установка их в школе. Работа с населением по данной теме.
|
|
1
|
|
|
|
|
|
2
|
36
|
Проверка знаний.Тестовые занятия.
Практическое занятие на свежем воздухе.
|
Второй год обучения (72 часа)
№ п/п
|
Наименование и содержание темы
|
Кол-во теории (час)
|
Кол-во практики (час)
|
Кол-во всего (час)
|
История пожарной охраны и добровольного пожарного общества
|
1.
|
Положение о ДЮП – цели, задачи, права и обязанности членов дружины.
|
2
|
|
2
|
2.
|
История использования огня и борьба с пожарами в древней Руси.
|
2
|
|
2
|
3.
|
Основное боевое подразделение дореволюционной пожарной команды. Посещение музея пожарного дела.
|
2
|
|
2
|
История развития добровольного пожарного общества
|
1.
|
Образование Российского пожарного общества.
|
2
|
|
2
|
2.
|
Образование городского ДПО в Царицыне.
|
2
|
|
2
|
3.
|
Образование ВДПО.
|
2
|
|
2
|
4.
|
Образование юношеских добровольных дружин в нашей стране.
|
2
|
|
2
|
Профилактика пожаров
|
1.
|
Причины пожаров в древней Руси.
|
2
|
|
2
|
2.
|
Основные правила пожарной безопасности.
|
2
|
|
2
|
3.
|
Основные меры по предупреждению пожаров от шалости детей с огнем.
|
2
|
|
2
|
4.
|
Последствия пожаров. Статистика.
|
2
|
|
2
|
5.
|
Отчего гибнут люди при пожаре?
|
2
|
|
2
|
6.
|
Способы прекращения пожаров.
|
2
|
|
2
|
7.
|
Безопасность на природе:
|
2
|
|
2
|
| -
противопожарные требования при разжигании костров;
|
2
|
|
2
|
| |
2
|
|
2
|
8.
|
Изготовление и распространение памяток в школе и среди населения микрорайона
|
|
4
|
4
|
9.
|
Рейд ДЮП в начальные классы с агитбригадой.
|
|
4
|
4
|
Спасатели и пожарные отныне вместе
|
|
Аварийные ситуации в жилище
|
|
|
|
1.
|
Особенности современного жилища.
|
2
|
|
2
|
2.
|
Чрезвычайные ситуации в быту:
|
|
|
|
| |
1
|
|
1
|
| |
1
|
|
1
|
| |
1
|
|
1
|
| |
1
|
|
1
|
3.
|
Взрыв в доме. Действия.
|
1
|
|
1
|
4.
|
При взрыве начался пожар. Порядок действия.
|
|
2
|
2
|
5.
|
Эвакуация. Пути эвакуации.
|
|
2
|
2
|
6.
|
Безопасность на воде.
|
2
|
|
2
|
7.
|
Закрепление навыков действия на пожаре.
|
|
1
|
1
|
8.
|
Викторина «Знаешь ли ты правила пожарной безопасности». Экскурсия в МЧС.
|
|
2
|
2
|
Огнетушители
|
1.
|
Первичные средства пожаротушения.
|
2
|
|
2
|
2.
|
Оборудование щитов противопожарным инвентарем, места их установки.
|
2
|
|
2
|
3.
|
Виды огнетушителей. Их применение.
|
2
|
2
|
4
|
Доврачебная медицинская подготовка к деятельности в чрезвычайных ситуациях
|
1.
|
Поражение током. Оказание первой помощи.
|
1
|
1
|
2
|
2.
|
Ожоги. Виды ожогов. Оказание первой помощи.
|
1
|
1
|
2
|
3.
|
Обморожение. Оказание первой помощи.
|
1
|
1
|
2
|
4.
|
Оказание первой помощи спасенному из воды.
|
1
|
1
|
2
|
<предыдущая страница | следующая страница>