Перейти на главную страницу
В 1989 году на базе восьмилетней школы № 56 Петроградского района Ленинграда был начат эксперимент по построению образовательного учреждения, реализующего в своей деятельности педагогическую программу, которую авторы назвали Педагогикой Успеха.
В этом же году была создана концепция эксперимента, который развивался по таким ступеням.
223
В 1990 году школе присвоен статус опытно-экспериментальной площадки, претворяющей в жизнь экспериментальную модель под названием "Ленинградский модуль образования".
В 1992 году Городской экспертный совет присвоил школе статус гимназии.
В 1991—1995 гг. школа дважды становилась лучшей школой России, была победителем городского и районных смотров педагогических достижений.
В 1992 году гимназия № 56 начала работать над программой, своего развития, ставшей естественным продолжением предыдущего эксперимента.
Основные положения программы развития школы связаны с построением на базе гимназии научно-педагогического объединения имени В.Н. Сороки-Росинского.
Школы, как и люди, имеют конкретный облик. Гимназия № 56 расположена в здании школы-госпиталя, построенного в 1937 году и с тех пор претерпевшего одну реконструкцию - пристройку спортивного зала. Первоначальный проект не предполагал актового зала, был рассчитан на 18 кабинетов и 500 учащихся и никак не допускал, что на этой площади будут заниматься и работать длинный двусменный школьный день 1500 учащихся и более 100 учителей. У здания есть небольшое преимущество - оно расположено на тихой пустынной улочке, по имени которой школу чаще всего и зовут Школой на Пудожской.
В основании любой педагогической деятельности, любой педагогической системы лежит определенная совокупность принципов, которая может быть размытой, носить переменчивый характер, может быть осознанной и четко выраженной, оформленной и в педагогическом сознании, и в деятельности. Совокупность принципов наиболее полно отражает индивидуальное лицо школы, дух школы; именно эта совокупность должна быть предметом самого пристального внимания при теоретическом
224
и практическом проектировании новых направлений развития.
Что понимается нами под Педагогикой Успеха? Это направление теоретического и практического поиска в создании условий для полноценного развития человека за счет удовлетворения его потребности в самореализации и уважении. Педагогика Успеха - это восхождение по лестнице достижений; при этом цель восхождения обусловливается гуманистическими принципами.
В этом определении ключевыми выступают слова "успех" и "достижение". Успех, в нашем понимании, это наиболее эффективное достижение желаемой цели. Успех -это переживание чувства радости от достигнутого. Достижение - это опредмеченная характеристика успеха, принятая и признанная значимыми для индивида субъектами. Достижение - это всегда конкретный результат, а признание может быть общественным, может быть и внутренним, индивидуальным. Проще говоря, достижение - это результат действий в зоне ближайшего развития. Важно, что для развития человека необходимо наличие постоянной системы стимулирующих и направляющих подкреплений, в роли которых выступает успех. Именно успех придаст силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создаст основу для формирования высокой самооценки, без которой становление здоровой психики невозможо.
Естественно, успех успеху - рознь. Достижение успеха любой ценой, достижение успеха за счет другого человека - этот подход не может способствовать становлению нравственной личности. Но выбор цели и средств при стремлении к успеху определяются другими принципами и факторами среды, среди которых гуманистическая направленность является основополагающей.
Школа убеждена, что на современном этапе развития общества ориентация на успех должна выступать в ка-225
честве необходимого условия построения любой эффективной педагогической системы. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха.
Есть старинный совет учителю: "Перестань искоренять недостатки, лучше помоги ученику увидеть сильные стороны его души, а распрямится он уже сам".
Исходя из этих положений школа старается строить свою образовательную систему, делая ставку на создание ситуации успеха у каждого учителя; создавая цикл разнообразных дел, в которых, может проявиться каждый ученик; проектируя недостающие зоны; организуя педагогическое сопровождение развития; готовя учеников к роли своих коллег, проектирующих ситуации успеха для других.
Школа изначально строилась как Дом, как своеобразная община, может быть, как фирма (в том же понимании Дома и общности).
Первоначальными ключевыми словами - понятиями, отражавшими значимые для школы идеи, были: Игра, Детство, Театр, Ленинград (тогда еще не Санкт-Петербург), выступавший как Отечество, Здоровье, Социализация (слово-знак, в первое время говорившее только об особой значимости освоения каждым человеком своего места в мире людей). Престиж, Образование. Эти первые идеи были привнесены в школу единомышленниками директора - заслуженного учителя школ России М.Б. Пильдес - и являлись проекцией их личного опыта.
Каждая из этих идей прошла большой путь, частично воплотившись в тех или иных проектах, частично трансформировавшись.
Как и многие другие известные в стране школы, школа на Пудожской начиналась с совместных выездов старшеклассников и педагогов. В них было одно отличие -первые три года каждый выезд представлял собой уникальный массовый импровизированный спектакль - приключение. В истории школы "Игры и Легенды Короля Артура", "Аргонавты", "Земля Санникова", "Турнир Детек-226
тивных Агентств" и другие. Выезды возникали как отклик на неимоверное желание игры и театра. Игра и театр рождали особую общность детей и взрослых, открывали таланты, обнажали проблемы, прорастали делами ежедневной школьной действительности.
Среди наиболее важных технологий, описывающих современную жизнь школы, можно выделить годовой круг праздников и традиций.
Важно отметить, что годовой круг праздников является неотъемлемой составной частью концепции и программы развития, элементом системы управления, средством духовного и деятельного единения всего школьного населения.
Праздники рождались и входили в жизнь по-разному: часть из них - традиционные для школьной жизни (первый и последний звонок, например); другие появились на свет от желания воплотить наяву идеи Педагогики Успеха (Звездный час, День подарков); третьи пришли из традиций города. Каждый праздник создавался в течение нескольких лет, в творческом процессе при-" нимали участие почти все учителя и ученики. Праздники и традиции - это стремление сделать школьную обыденность событийной.
Итак, традиционными становятся:
1 сентября - праздник нового учебного года (большой сбор учеников, учителей, родителей, выпускников, многочисленных друзей школы, более 2500 близких к школе людей собираются в одном из концертных залов города в этот день на большую торжественную церемонию).
Октябрь - День учителя, праздник первоклассников "Мы - ученики".
Ноябрь - День подарков "просто так". (Праздник был придуман однажды в грустный осенний день, когда до Нового года было еще далеко. Замысел праздника очень прост - прийти в школу и сделать подарок "просто так" кому угодно: другу, соседу, учителю, ученику, коллеге, случайному встречному. Праздник сопровождается шумными акциями, творческими состязаниями. Девиз праздника: "И пусть никто не уйдет обиженным".
25 ноября - день рождения В.Н. Сороки-Росинского. Педагогические чтения имени В.Н. Сороки-Росинского. 227
(Школа претендует на честь носить имя замечательного педагога, идеи Викниксора школе очень близки, во многом педагоги считают себя духовными продолжателями его дела).
30 декабря - новогодний карнавал (карнавал заполняет целый день - уроки, перемены; удивительные костюмы, традиционная карнавальная "цепочка").
1 марта - праздник Весны (в этот день принято приходить в школу с цветком, выращенным в горшке, желательно своими руками; праздник был учрежден для объединения двух традиционно альтернативных - 23 февраля и 8 марта).
Март - Книжкины именины (один из любимых праздников учеников первых-третьих классов).
Май - праздник "Виват Санкт-Петербург".
Праздничная ассамблея победителей Олимпиад, церемония награждения учеников премиями "Золотой и серебряный Бобер", учителей - "зеркальный Бобер". (Бобер - символ-талисман школы, очень важное для ее жизни существо).
Последний звонок.
25 мая - церемония вручения профессиональных премий "Звездный час". (Профессиональные премии "Звездный час" присуждаются педагогам школы по результатам опроса членов педагогического коллектива. Премии присуждаются по 12 номинациям, среди них:
"Золотое яблоко" - за романтизм и фантазию в работе с детьми; "Большая медведица" - за добрый консерватизм в работе; "Дебют" - за лучший дебют на профессиональном поприще и др. На церемонию, помимо учителей школы, приглашаются члены их семей, друзья школы).
Все это реалии дня сегодняшнего, но для любой развивающейся школы день сегодняшний - часть дня завтрашнего.
Многие планы школы связаны с идущим строительством. Для школы строят Дворец, в котором будет все то, в чем она нуждается сегодня. Актовый и театральный залы для пяти театральных коллективов; телевизионная студия для коллектива школьной видеостудии, на счету которой более 50 фильмов и два детских фестиваля; спе-
228
циально оборудованные кабинеты для занятий классов социальной ориентации (журналистика, режиссура, театр и т.д.); помещения, в которых сможет расположить свой многочисленные мастерские Гейм-Клуб и свои лаборатории школьная академия творческих наук.
Каковы основные признаки проектируемого нами учреждения:
1. Школа имени В.Н. Сороки-Росинского Мы строим живой памятник педагогу, чьи идеи легли в основу нашей педагогической системы, стали фундаментом Педагогики Успеха. Мы полагаем, что любые усилия, направленные на воспитание у наших учеников чувства гордости за историю собственной страны, не только оправданы, но и имеют первоочередное значение. История делается людьми. Виктор Николаевич Сорока-Росинский - гордость истории педагогики и Петербурга.
2. Научно-педагогическое объединение
В качестве одного из важнейших условий развития нашего образовательного учреждения выступает положение о необходимости ориентации на непрерывный характер образования. По отношению к учителям школы это непрерывное педагогическое образование, которое в наших условиях может быть реализовано только в том случае, если каждый педагог помимо образовательных задач будет стремиться решать и научно-исследовательские. Научно-педагогическое объединение - это учреждение, в котором задачи воспитания и обучения решаются в органическом единстве с задачами развития педагогической науки.
3. Объединение
Мы полагаем, что в структуру объединения войдут:
• несколько детских садов, работающих в микрорайоне школы;
• начальная школа (прогимназия) "Школа на Пудожской";
229
• гимназия (средняя школа);
• колледж (со специализацией в области педагогического образования);
• в техническая школа;
• психолого-педагогический медико-социальный (ППМС) центр;
• в научно-исследовательский центр педагогического сопровождения.
Почти все названные подразделения уже включены в эксперимент, идет отработка и согласование общей программы деятельности.
Приведем краткую характеристику каждого из названных учреждений.
3.1. Детский сад
Детский сад рассматривается нами как первый этап элементарного образования, реализуемого в целом в начальной школе. Детский сад для нас - это, в первую очередь, мир Игры.
У детского сада имеются свои цели и задачи, связанные с созданием условий для полноценного раннего развития ребенка.
В детском саду начинает свою деятельность ППМС-центр, работающий в составе объединения.
Детские сады и начальная школа создают консультационную службу для родителей.
3.2. Начальная школа "Школа на Пудожской"
Начальная школа представляет из себя прогимназию, реализующую три типа образовательных программ.
Прием в начальную школу проводится без конкурса (правом преимущественного приема обладают жители микрорайона; жители других микрорайонов принимаются на имеющиеся свободные места).
В подготовительной группе детского сада или в школе (при поступлении в первый класс) проводится вступительное собеседование, цель которого - определение наиболее целесообразных для обучения ребенка условий. Собеседование проводится по специальным методикам сотрудниками ППМС-центра.
230
В школе реализуются образовательные программы прогимназического типа трех видов:
В - I—III классы - базовая прогимназическая программа;
С - I-III классы - для детей, имеющих повышенный уровень готовности к школе (частично освоенная программа I класса).
Образовательные программы имеют авторское наполнение тех или иных компонентов.
Сопровождение учащихся в образовательном процессе осуществляется силами ППМС-центра.
При поступлении детей в первый класс школа заключает с родителями контракт о взаимных обязательствах по отношению к начальному образованию ребенка.
Образовательное учреждение реализует гимназические образовательные программы, характеризующиеся повышенным уровнем сложности.
В гимназию принимаются все выпускники прогимназии, пожелавшие продолжить образование в данном образовательном учреждении; выпускники других начальных школ принимаются только на свободные места.
Препятствием к обучению в гимназии могут служить только психолого-медицинские противопоказания, имеющие диагностическое подтверждение ППМС-центра и соответствующих районных служб. В этой ситуации принимаются все необходимые меры для направления ребенка в специализированное образовательное учреждение.
Гимназическое образование делится на три этапа;
V—VI классы - этап адаптации в условиях гимназического образования;
VII—VIII классы - на этом этапе завершается основное общее образование гимназического типа, реализуются программы ориентации на специализацию, проводимую на следующих этапах;
IX—XI классы - на этом этапе обеспечивается полное среднее образование повышенного (гимназического) 231
уровня. Реализуются четыре типа образовательных программ соответствующих ориентации:
• физико-математической (по договору с Электротехническим Университетом - ЭТУ);
• экономико-математической (по договору с Российским Государственным Педагогическим Университетом имени А.И. Герцена);
• социо-гуманитарной (по договору с РГПУ им. А. И. Герцена).
Все гимназические программы обеспечиваются соответствующими учебными программами, частично являющимися авторскими.
После окончания IX класса учащиеся сдают экзамены за курс основного общего образования.
Прием в Х класс осуществляется на конкурсной основе, преимущество имеют выпускники IX класса, показавшие высокий уровень учебно-творческих достижений во время учения в IX классе (по данным рейтинговой системы анализа). Конкурс проходит посредством тестирования по базовым предметам. Зачисление проводится в каждый класс (по типу специализации) отдельно.
После окончания XI класса учащиеся сдают выпускные государственные экзамены независимой государственной комиссии. Экзамены сдаются по гимназическому типу: не менее двух предметов на повышенном уровне.
Условия договора с-ЭТУ предоставляют учащимся возможность поступать на ряд факультетов университета без сдачи вступительных экзаменов по результатам тестовых работ, выполненных в течение года.
Сопровождение учащихся в образовательном процессе осуществляется ППМС-центром.
Центр дополнительного образования в структуре объединения выполняет задачи, связанные с созданием условий для полноценного развития каждого субъекта школьного процесса.
Мы полагаем необходимым дополнить современный гимназический стандарт образования расширенным креативным компонентом и считаем возможным реализовать
232
Включение Центра дополнительного образования в структуру школы обусловлено несколькими причинами:
• отсутствием полноценной возможности для каждого учащегося гимназии реализовать себя в системе дополнительного образования;
• наличием в школе высокого педагогического потенциала для реализации программ дополнительного образования;
• необходимостью в обеспечении преемственности программ дополнительного образования на всех этапах жизни ребенка и согласованности программ дополнительного и общего образования;
• концепцией развития школы, предусматривающей сближение дополнительного и общего образования. Центр дополнительного образования включает:
• детские театры;
• музыкальные коллективы (хоры, вокально-инструментальные группы);
• коллективы прикладного творчества;
• клубные объединения;
• спортивные коллективы;
• научные лаборатории и т.д.
Мы полагаем, что в структуру центра войдут также несколько клубных коллективов и обществ.
Право выбора образовательных программ принадлежит учащимся и их родителям. Школа оставляет за собой право ориентации классных коллективов на тот или иной тип дополнительного образования (класс - творческий коллектив).
Сопровождение учащихся в системе дополнительного образования осуществляет ППМС-центр.
233
В настоящее время существует только проект этого учебного заведения
Предполагается, что колледж будет профессионально-образовательным учреждением, готовящим педагогов-организаторов детских игр, помощников социальных педагогов, преподавателей иностранного языка для начальной школы и детского сада.
Возможно создание на базе колледжа других отделений социальной направленности.
Колледж предназначен для мобильного воспроизводства педагогических кадров и социальной защиты выпускников школы, тяготеющих к "интеллигентным" профессиям.
Проект предполагается реализовать при поддержке Высшего педагогического училища имени Некрасова.
3.6. Техническая школа
Школа намерена осуществить мероприятия по проектированию и созданию совместно с районной администрацией нового типа образовательного учреждения, реализующего программу технически-прикладного плана.
Мы полагаем, что увеличение в городе числа учреждений, тяготеющих к реализации образовательных программ повышенного уровня, приводит к социальной дисгармонии: формирует у части учащихся чувство собственной неполноценности, не дает возможности обеспечить базу для "ремесленного мастерства", вне которого существование современного сверхкрупного города немыслимо.
Техническая школа, на наш взгляд, должна производить набор учеников VIII класса, работать при поддержке предприятий района, реализовывать общеобразовательный стандарт и раннюю предпрофессиональную подготовку по ряду престижных специальностей.
ППМС-центр обеспечивает мультидисциплинарное сопровождение всех учащихся объединений, является
234
независимым учреждением по отношению к каждому конкретному учреждению.
Основные функции деятельности: диагностика, консультации, информация, сопровождение.
Особую роль ППМС-центр призван играть при переходе с этапа на этап обучения; при переходе в систему специализированного образования; при необходимости системных преобразований в образовательном учреждении.
Планируется, что ППМС-центр на уровне договорных отношений будет обеспечивать также и другие учреждения района.
ППМС-центр работает в тесном сотрудничестве с Научно-исследовательским центром педагогического сопровождения.
3.8. Научно-исследовательский центр педагогического сопровождения создается для обеспечения сопровождения в образовательном процессе:
• педагогов;
• образовательных программ;
• школы в целом.
Центр работает под эгидой кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, призван реализовывать задачи проектирования и апробации адекватных современным задачам методов педагогической работы.
У школы сегодня множество нерешенных проблем, она входит в пору серьезной перестройки, справиться с которой школе на Пудожской помогает Педагогика Успеха.
235
Школа расположена на окраине города в микрорайоне новостроек Баево. Крупных промышленных предприятий поблизости нет. Родители учащихся в большинстве своем работают на химкомбинате и других промышленных предприятиях города, территориально удаленных от микрорайона Баево. Из учреждений культуры близ школы находится филиал юношеской библиотеки.
По проекту школа рассчитана на 860 учащихся, 22 класса-комплекта. Однако с момента открытия она оказалась перегруженной, и рост числа учащихся продолжается (с 27 классов в 1990/91 учебном году до 50 классов в 1997/98 учебном году). Сегодня школа работает в полные две смены, и в ней обучается 1430 учащихся.
Школа имеет неплохую материальную базу: оборудованы мастерские, компьютерный класс, предметные кабинеты; имеются два спортивных зала, бассейн.
В средней школе № 11 работают 110 педагогов, пришедших в нее из разных школ. Директор и три заместителя работали в средней школе № 3. Вместе с ними в школу-новостройку перешли еще несколько учителей-единомышленников. Семь педагогов - выпускники школы № 3, их учителями в свое время были те, кто сегодня стали их коллегами. В школе трудятся 25 клубных работников, половина которых имеет специальное образование. Средний возраст учителей - 28 лет. Администрация состоит из девяти человек, в числе которых заместители директора по опытно-экспериментальной, методической, воспитательной, клубной работе.
Как уже было сказано, в настоящее время в средней школе № 11 создана воспитательная система школы-клуба. По замыслу ее создателей именно такая гуманистическая воспитательная система может предоставить наиболее благоприятные условия для развития ребенка, учителя, когда, с одной стороны, создается своеобразная "экологическая ниша", защитная среда для всех участников педагогического процесса, с другой - даются прочные основы и возможности для самовыражения и самоопределения личности. 236
Создание воспитательной системы начиналось с формулировки цели, которая не задавалась сверху, а определялась исходя из потребностей всех субъектов деятельности с учетом условий среды, окружающей школу-новостройку. Сообразно цели подбирались педагогические кадры, создавалась материально-техническая база, определялись возможности дополнительного финансирования, выбирались основные педагогические технологии.
Когда школа только начала строиться, педагоги уже изучали состав учащихся, их потребности и интересы, запросы родителей. Изучался микрорайон строящейся школы, определялись его особенности и педагогические возможности. В результате "путешествия в среду" конкретизировалось содержание будущей деятельности педагогов и детей. Так пришли к идее школы-клуба.
В начале второго года работы школы в процессе продуктивных игр, проведенных с педагогами, старшеклассниками и активом родителей, был определен "обобщенный образ" выпускника школы. При этом субъекты педагогического процесса исходили из общечеловеческих ценностей, общегосударственных ориентиров, национальных и региональных особенностей.
По их мнению, выпускник средней школы № 11 должен органично сочетать в себе качества гражданина, труженика и будущего семьянина. У него должно быть сформировано мировоззрение, основанное на общечеловеческих ценностях. Это человек-гуманист, социально активная личность, достаточно независимая в своих суждениях и взглядах, умеющая ориентироваться в социальной обстановке, обладающая социальной ответственностью за свои действия и поступки. Выпускник - патриот своей страны и города, где родился и вырос, он уважает чувства и традиции других людей, дорожит мнениями и взглядами живущих и работающих рядом с ним. Это человек образованный, обладающий разнообразными знаниями и потребностью в их расширении. Он владеет универсальными способами деятельности (умеет формулировать цели, планировать свою работу, организовывать ее, осуществлять самоконтроль и самоанализ). Выпускник школы - творческая личность, активная в своих намерениях, умеющая коллективно работать и созидать 237
новое. Это человек, умеющий трудиться и испытывающий в этом потребность. Он коммуникабелен, деловит, предприимчив, честен в контактах с другими людьми, реально смотрит на самостоятельную жизнь в условиях рынка. Выпускник психологически подготовлен к будущей семейной жизни, знаком с обязанностями отца и матери, умеет вести домашнее хозяйство. Это человек физически развитый, ведущий здоровый образ жизни, испытывающий потребность в нем.
Модель личности выпускника школы стала не только стратегическим ориентиром для педагогов, детей и их родителей, но и теми критериями, по которым они могли бы сверять свою работу.
Спроектированные ранее и апробированные на практике идеи создания воспитательной системы оформились в целостную концепцию. Была разработана программа деятельности педагогов, учащихся и родителей на ближайшие три года. Определился тип воспитательной системы - школа-клуб. В ней органично взаимодействуют основной и обязательный для школьников виц деятельности - познавательная ("школа-академия") и деятельность детей по интересам - клубная, в которой предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов учащихся, их общения и самоопределения (собственно "школа-клуб"). Единство "школы-академии" и "школы-клуба" - важнейший путь гуманизации учебно-воспитательного процесса.
Системообразующими видами деятельности при этом становятся познавательная и клубная. Познавательная деятельность всегда являлась приоритетной и в педагогическом процессе всегда автономной. Клубная деятельность стимулировала учащихся к творчеству, к расширению познавательного кругозора, что, естественно, активизировало познавательную деятельность. Клубная работа способствовала также возникновению своеобразных "зон неупорядоченности" (А.М. Сидоркин), где можно проявить нестандартность, активность. С другой стороны, клубная деятельность выполняла компенсаторную функцию, ибо, во-первых, в процессе занятий по интересам ребенку легче самореализоваться среди сверстников; во-вторых, в связи с интенсивными процессами дифферен-238
циации обучения в школе (создание специальных классов с углубленным изучением отдельных предметов, классов выравнивания, коррекции и др.), когда наблюдается "расслоение" учащихся по интеллектуальным возможностям, клубная работа, основанная на интересах детей и доступная для всех, в определенной степени компенсирует это расслоение.
Идея гуманизации стала ведущей концептуальной идеей, которой педагогический коллектив, родители руководствовались в создании воспитательной системы школы-клуба. Важной стала также идея интеграции, предполагающая, во-первых, целевое, деятельностное, эмоциональное единство субъектов жизнедеятельности школы, сплочение их в коллектив единомышленников, во-вторых - гармонизацию учебной и внеучебной деятельности в целостном воспитательном процессе.
Решение проблемы эффективной организации познавательной деятельности в школе начинается с психодиагностического обследования детей дошкольного возраста с целью выявления их интересов, способностей и склонностей, а также определения программы их последующего обучения в начальной школе. С этой целью в школе функционирует летний лагерь будущих первоклассников, когда в течение двух-трех недель они знакомятся с правилами школы, со своими учителями, со старшеклассниками, работающими с ними в лагере.
Уже в первом классе организуется разнообразная учебная и внеучебная деятельность с целью предоставления каждому ребенку возможности попробовать себя в разных сферах, проявить свой талант, а учителю и психологу - попытаться определить уровень развития тех или иных способностей и интересов учащихся. Со второго класса начинается обучение по специальной программе:
углубленное изучение иностранного языка, занятия спортом. По мере необходимости создаются классы для учащихся, слабо усваивающих программу обучения.
К окончанию начальной школы проводится диагностическое обследование с целью выявления детей, особо интересующихся тем или иным предметом. На основе проведенного исследования могут быть созданы профильные классы. Обучение в этих классах по данному 239
предмету строится по обычным программам, но на разных уровнях сложности. С восьмого класса из состава детей, освоивших предмет на высшем уровне сложности, создаются специализированные классы, где обучение проводится по особым учебным программам. Начиная с восьмого класса организуются разнообразные факультативные занятия.
В десятом-одиннадцатом классах обучение строится по двенадцатому варианту учебного плана (в обычных классах); в специализированных - по особому плану. Старшеклассникам, обучающимся успешно, разрешается свободное посещение отдельных занятий или обучение (по некоторым предметам) по индивидуальному плану, а также сдача экзаменов экстерном.
В школе создана широкая сеть предметных кружков, главная цель которых - формирование у учащихся интереса к познанию мира. Для учащихся десятых-одиннадцатых классов создано научное общество школьников (математическое, педагогическое отделения), где старшеклассники овладевают исследовательскими методами, готовят доклады, научные сообщения. Одной из эффективных форм развития познавательных интересов стали дискуссионные клубы старшеклассников. Так, один из них объединяет любителей истории. На заседаниях этого клуба учащиеся обсуждают актуальные исторические проблемы, участвуют в ролевых играх, анализируют современные политические ситуации и т.д.
Клубная работа в школе, проводимая на добровольных началах, на основе интересов детей, привлекательна для них как никакая другая. Школа имеет самые разнообразные (по содержанию и формам организации) клубные объединения, а также формы фронтальной клубной деятельности.
Сегодня в школе функционируют 49 объединений по интересам, в которых занимается до 75 процентов учащихся. Объединениями руководят специалисты "клубники", педагоги, родители, старшеклассники. Работают кружки и клубы разновозрастные и одновозрастные, объединения педагогов, педагогов и детей, семейные.
240
Сегодня в школе пять клубных центров: познавательный (научное общество школьников, кружки информатики, экологический, клуб юных математиков, факультативы); центр декоративно-прикладного искусства "Параскева" (кружки керамики, дымковской игрушки, лоскутной пластики, флористики, кройки и шитья, мак-раме, вязания и др.); художественно-эстетический центр (студия "Натали", в которой девочки-подростки занимаются аэробикой, художественным творчеством, изучают этику, эстетику быта, парикмахерское дело, машинопись; "ШТО" - школьное творческое объединение, в которое входят театральная студия старшеклассников "Теремок", театр миниатюр, драматургический и фольклорный кружки); спортивно-оздоровительный центр (секции баскетбола, лыжная, каратэ, гидроаэробики и американской аэробики, атлетической гимнастики, шахмат и др.); художественно-оформительский центр (школьная информационная компания "ШИК", кружок оформителей, "художников-передвижников").
Учащиеся начальной школы работают в эстетической студии. Все они обучаются музыке и пению, хореографии, театральному искусству. По окончании начальной школы по желанию учащиеся могут продолжить заниматься любимым делом в любительских объединениях.
Работой каждого центра руководит совет. В его функции входят планирование, изучение опыта отдельных кружков и клубов, оказание им помощи в работе. В школе в целом клубной работой руководит совет клубов, включающий руководителей центров и наиболее авторитетных объединений. Совет клубов - центр координации всей клубной работы в школе. Он анализирует деятельность объединений, помогает им установить связи, организует совместные заседания клубов и кружков, выпускает газету, готовит радиопередачи.
Клубные центры включаются в общешкольную жизнь, организуя дела для всех учащихся, способствуя взаимодействию старших и младших, педагогов и учащихся. Так, на базе студии "Натали" образовался клуб 241
старшеклассников "Калейдоскоп". Участница танцевального коллектива организовала девочек из седьмых классов в свою танцевальную группу, а две девочки из этой группы создали еще одну танцевальную группу -"Ассорти".
Каждый клубный центр курирует штатный педагог. В школе введена должность заместителя директора по клубной работе. Для организации методической службы создано методическое объединение руководителей кружков и клубов.
Объединения по интересам стали в школе органичными элементами ее воспитательной системы. Учащиеся, занимающиеся в кружках мягкой игрушки, флористики, кройки и шитья, керамики, всегда активные участники школьных выставок; ребята выставляют свои работы и на ярмарках, аукционах. На заработанные деньги покупается необходимый материал, а часть идет самим мастерам.
В школе культ театрального искусства. Театральные объединения "Теремок" (девятые-одиннадцатые классы), театр миниатюр (седьмые-девятые классы), театральный кружок (девятый класс) пользуются большим авторитетом: на их спектаклях всегда аншлаг. В день премьеры в школе праздничная атмосфера. Костюмы и декорации сначала артисты готовили сами, а теперь эти функции взяли на себя центр художников-оформителей и кружок кройки и шитья.
Другое очень авторитетное объединение - это клуб туристов "Ювента". Традиционно в городских и областных соревнованиях туристы школы занимают призовые места. В клубе занимаются учащиеся со второго до одиннадцатого класса. Старшеклассники учат малышей всем премудростям туризма, те отвечают им искренней привязанностью. В клубе занимаются немало подростков, склонных к девиантному поведению, но не было случая, чтобы кто-нибудь из них совершил правонарушение. В клубе строгая дисциплина; самое жесткое наказание -снятие с похода. В подвале школы туристы создали музей туристских трофеев. Сами отремонтировали помещение;
получилась база с подсобными помещениями и гостиной, которая является предметом гордости ребят и их руководителя. У туристов хорошие отношения с ребятами из 242
фотокружка, которые тоже начали заниматься туризмом, а туристы - фотографией. Все стены подвала увешаны фотографиями.
Важное место в воспитательной системе школы занимают общешкольные ключевые дела. При их организации учитывается многообразие интересов и потребностей учащихся. Ключевые дела дают возможность для одновременного и добровольного участия в общей деятельности всех членов школьного коллектива.
В течение учебного года обычно проводятся четыре-пять таких дел. Традиционными стали праздники знаний и творчества, "За честь школы", творческий конкурс "Утренняя звезда", общешкольное дело "Я - вятчанин".
В рамках дела "Я - вятчанин" организуется поисковая работа, которую возглавляют старшеклассники. Ребята собирают пословицы, поговорки, загадки, сказки Вятского края, крылатые выражения и забавные истории про вятских мужиков. Организуются выставки народного творчества, демонстрации бабушкиных нарядов, ярмарки, праздник народной песни "Вятские посиделки", работают мастерские по изготовлению тряпичных кукол, игрушек из природного материала. Заключительным аккордом является праздник "Зимушка-зима" (масленица), который проводится для жителей микрорайона школы.
Самый любимый праздник учеников, учителей и родителей - "За честь школы". Он проходит как день благодарения. Подводятся итоги года: как учились, в каких делах участвовали, чего достигли. В этот день присваивают звания "Человек года" лучшим из учеников и учителей, а также "Самый активный и дружный класс", "Клубное объединение года". Претенденты выявляются путем анкетирования, экспресс-опроса, которые проводят ученики педагогических классов.
Таким образом, клубные центры и общешкольные ключевые дела стали своеобразными воспитательными комплексами в воспитательной системе школы.
Таким комплексом, безусловно, становится и урок. Это происходит тогда, когда усиливается его воспитательная значимость, что реализуется: через включение в содержание уроков материала нравственного характера, показывающего роль человеческого фактора в освоении и 243
развитии мира; через обращение к личному опыту учащихся; через осуществление межпредметных связей для формирования целостной картины мира; через использование активных методов и форм учебной работы - методики коллективной познавательной деятельности, лекций, семинаров, дискуссий, деловых игр; через включение в урок элементов внеучебной воспитательной работы -дидактических игр, викторин, конкурсов, приглашение интересных людей; через использование нетрадиционных форм уроков - межпредметных, межвозрастных, аукционов знаний, уроков, которые проводят совместно учитель-предметник и руководитель клубного объединения.
Если урок становится органичным элементом воспитательной системы, у детей и педагогов представление о школе складывается не как о двух сферах деятельности (учебной и внеучебной), изолированных друг от друга, а как о гармоничном единстве учения, досуга, труда, общения. Создается соответствующий образ школы.
В средней школе № 11 очень мало постоянно действующих органов самоуправления (советы клубных центров, например). Чаще всего создаются временные органы для разрешения каких-то возникающих проблем.
В систему управления и самоуправления органично включены десятый и одиннадцатый педагогические классы. Они функционируют в школе с первого года ее работы и сегодня стали своеобразным субъектом воспитания. Организованный в них педагогический процесс позволяет не только ориентировать школьников на педагогическую профессию, формировать педагогически значимые качества личности, но и предоставить условия для первичной профессиональной адаптации, когда старшеклассники могут проверить свои возможности, сформировать умения и навыки, работая с учащимися разных возрастов.
Педагогические классы активно участвуют в организации всей жизни школьного коллектива. Их представители руководят кружками, клубами, секциями; оказывают помощь классным руководителям младших и средних классов в организации внеучебной работы; помогают группам продленного дня; шефствуют над отдельными учащимися; готовят и проводят общешкольные дела; уча-244
ствуют в заседаниях педагогического совета, методических объединений. Учащиеся педагогических классов, по сути дела, становятся органической частью учительского коллектива.
Педагогически целесообразно организованная деятельность по созданию воспитательной системы школы-клуба способствует развитию гуманистических отношений между всеми участниками педагогического процесса.
14 10 2014
16 стр.
09 09 2014
3 стр.
13 10 2014
16 стр.
13 09 2014
1 стр.
Нравственное воспитание – одно из звеньев общей системы воспитания детей. Оно обращено к духовному миру ученика, поэтому его воспитательные возможности очень велики
14 12 2014
4 стр.
Л. Ф. Бурлачук, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент апн украины
25 09 2014
1 стр.
О: Марин, я себе вчера такое платье купила! Тютелька в тютельку! Сегодня померила жмёт…
11 10 2014
1 стр.
Пер, с англ. Б. Алексеева, 1997. — М.: Агентство «фаир», Информпресс+, 1999. —
14 12 2014
8 стр.