Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 8страница 9страница 10страница 11страница 12 ... страница 15страница 16

СИСТЕМА А.А. ЗАХАРЕНКО:

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ И ВОСПИТЫВАЮЩИЕ СИТУАЦИИ
Опыт Сахновской школы (Черкасская область) широко известен. После выхода в свет книг самого руководителя школы - Александра Ан­тоновича Захаренко (вместе с С.О. Мазуриком), М.М. По­ташника, Б.С. Чубара этот опыт стал восприниматься как яркий, эмоционально насыщенный, наполненный трудовыми усилиями детей и взрослых и вместе с тем пронизанный игрой и шуткой, опыт, далеко выходящий за границы школы. Описать его на нескольких страницах почти невозможно. Но есть книги. При чтении их следу­ет иметь в виду: опыт А.А. Захаренко, как и других руко­водителей "авторских" школ, уникален, а значит, непо­вторим. Но идеи, из него вытекающие и характеризую­щие систему Захаренко, могут быть положены в основу создания собственных воспитательных систем в школах, которые работают в условиях, близких к Сахновке, то есть в "глубинке". Могут они быть использованы и в процессе совершенствования уже сложившихся систем. Какие же это идеи? Их несколько. Прежде всего - идея воспитательных центров, в рам­ках которых организуются жизнь и творчество школьни­ков разных возрастов. Таких центров в школе несколько.

209


Это само школьное здание с его кабинетами, рекреация­ми. Это школьный двор с дорожками, клумбами, фонта­ном, зелеными уголками классов, скамейками для. отды­ха. Это краеведческий музей, отражающий историю род­ного села, его далекое прошлое, судьбы его жителей, их участие в исторических событиях, его быт и культуру. Это школьная обсерватория с телескопом, вращающимся куполом. Это школьная теплица, где выращиваются и рассада для колхоза, и овощи для школьной столовой, и цветы. Это центр здоровья: бассейны - зимний с подогре­вом и летний, целебная туевая роща.

Важнейшей в воспитательной системе А.А. Захаренко является идея "средового подхода". Смысл его в том, что воспитательные цели определяются исходя из особенно­стей и потребностей окружающей школу среды. Сахновская школа должна воспитывать грамотного, творческого, интеллигентного труженика села - таков социальный за­каз. Исходя из особенностей среды и поставленных задач и определяются те воспитательные центры, на создание которых направляются усилия и педагогов, и школьни­ков, и родителей. Так, краеведческий музей - результат колоссальных усилий ребят - стал, как это и было заду­мано, одним из самых социально значимых центров села. Сюда приносят семейные реликвии. Здесь молодоженов встречают хлебом-солью.

В Сахновке практически невозможно четко обозна­чить границы между школой и селом, они связаны орга­нично. События школы становятся событиями села, и во всем, чем живет село, участвует школа, внося в его быт непосредственность детства, выдумку, красочность, оп­тимизм.

Системообразующей деятельностью в Сахновской школе является труд - труд созидательный, творческий, социально значимый. Трудятся дети много: все, что в шко­ле и вокруг нее, сделано руками самих ребят, их родите­лей и учителей. Конечно же, школьники старательно учатся, занимаются спортом и эстетической деятель­ностью. Но корень, стержень воспитательной системы А.А. Захаренко - совместный созидательный труд, в кото­ром воспитывают и замысел, и сам процесс, и его резуль-

210

таты, влияющие уже не только на данное, но и на после­дующие поколения школьников.



Любая "авторская" система носит отпечаток личности ее создателя. В Сахновской школе личность директора особенно сказывается в техническом уклоне, в увлечении ребят техникой, причем новейшей. Захаренко закончил физико-математический факультет. У него умелые руки, интерес к техническим новинкам. И вот с его помощью ребята строят фонтан с автоматическими устройствами, изготовляют серию ЭВМ, создают парк картингов, строят спортивный самолет, "запускают в космос" лягушку. Ки­пы прочитанной литературы, увлеченные разговоры, оза­рения, находки... И уже не поймешь, кто ведомый, а кто ведущий - педагог или дети.

Очень важна в воспитательной системе А.А. Захарен­ко организация эмоциональной жизни детей. Александр Антонович считает, что школа злоупотребляет воздей­ствием на разум и пускает на самотек формирование эмоциональной сферы. А в результате -дети либо растут рассудочными педантами, либо уходят из-под влияния школы и семьи в сферу неформального общения. Надо, чтобы жизнь детей и в школе, и вне ее была яркой, кра­сочной, насыщенной игрой, юмором, романтикой, чтобы детей окружали цветы, произведения искусства, музыка. При этом необходимо, чтобы они в этой эмоционально насыщенной атмосфере были не только слушателями и зрителями, но и активными участниками. Важно, чтобы все пели, все танцевали, все создавали произведения ис­кусства - пусть и не шедевры.

Школа утопает в цветах. На аллеях Памяти, где высажено 216 кустов роз (столько жителей села погибло в Великую Отечественную войну), под каждым кустом таб­личка с именами не только солдат, но и ребят - храните­лей памяти о них.

В арсенале школы множество средств эмоционально­го воздействия на детей. Множество, но повторять их вряд ли имеет смысл. Это не "волшебная палочка" воспи­тания, а прием, включенный в целостную систему. Вклю­ченность любого метода, приема, детали в систему — не только характерная черта системы А.А. Захаренко, но и одна из исходных ее идей. Живую ткань системы состав­ 211

ляют как удачные способы, приемы и методы, так и не­удачи. Педагогически обыгранные, они начинают "работать на систему". Стоит вспомнить описанный Б.С. Чубаром "бунт роботов", чтобы убедиться: неудача в их создании помогла повысить "кибернетическую культу­ру" ребят. "Школа должна быть неожиданной", - утверж­дает ее автор. Мастерством озарения, экспромта, шутки владеет здесь не только Александр Антонович, но и учи­теля и дети. "Ах, Юра с крыши не спускается, голубей гоняет? Передайте ему, пусть не слезает с крыши, пока всех голубей не разгонит", - это вместо ожидаемого раз­носа.

Организуя разнообразную, насыщенную трудом и эмоциями деятельность детей, сахновские педагоги от­четливо понимают, что это лишь часть воспитательной системы - та часть, что рассчитана на всех. Но не все, что рассчитано на всю массу детей, срабатывает в отношении каждого отдельного ребенка. А значит, нужна обратная связь и коррекция. В Сахновке эти проблемы решались на разных этапах по-разному. Было время, когда об эф­фективности системы судили по наличию или отсутствию ЧП в коллективе. На них и реагировали. Но со временем пришли к выводу, что надо иметь постоянную информа­цию о воспитанности каждого и по этим данным судить о состоянии системы. Так были введены табели воспи­танности на каждого школьника. Метод их заполнения -метод независимых характеристик: оценивают себя по определенным параметрам сами школьники, оценивают товарищи, педагоги, родители, а старшеклассников еще и шефы. Тут не менее, чем итоговая оценка, важен сам процесс оценивания, который тоже воспитывает.

Развивать систему только за счет укрепления ее тра­диций и корректировки отношений нельзя. Нужны но­вые, и не только новые, но и "сумасшедшие" идеи. Это отлично сознавал педагог Захаренко и ставил "произ­водство идей" на одно из первых мест в своей работе. Число школьных "новаторов" неуклонно росло, а рожде­ние ценной идеи всегда было праздником для школы. Бывало, что идеи заимствовались и со стороны, но лишь те, которые органично вписывались в общую педагоги-

212


ческую концепцию сахновских педагогов. И ни на один метод, средство, прием здесь не смотрели как на некую "волшебную палочку", а как только на звено разви­вающейся системы.

Школа А.А. Захаренко - не просто сельская школа, а школа в "глубинке". Никто ничего для нее не сделает можно сделать только самим. Но можно - значит надо. Отсюда и бассейн, и сад, и роща. Отсюда и вхождение в XXI век через "письма в будущее", через планетарий, усадьбы сельчан. Отсюда перемены у столов с яблоками на школьном дворе. Отсюда и классные площадки, спе­циально спроектированные и художественно оформлен­ные: у каждого класса своя площадка, передаваемая по наследству подшефному классу. Множество центров ак­тивности и центров влияния.

Так было. Гремела слава Сахновской школы. Из­вестен на весь Союз стал опыт А.А. Захаренко. Недаром он стал депутатом Союзного съезда. Недаром его доклады с вниманием слушали в АПН СССР, а выступления на педагогических конференциях вызывали живейший ин­терес их участников. Что сейчас с Сахновской школой? В каком она состоянии? Хочется верить, что она одолела еще вершины на своем пути. Но в любом случае "система Захаренко" с его идеей центров и ситуаций живет в со­знании не только тех, кто ее создавал, но и тех, кто о ней читал или слышал ее автора.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МОСКОВСКОЙ ГИМНАЗИИ НА ЮГО-ЗАПАДЕ:

ПОГРУЖЕНИЕ В КУЛЬТУРУ
Сегодня московская гимназия на юго-западе - это многопрофильное учебно-воспитательное учреждение, включающее три отделения: гума­нитарное - с углубленным изучением истории И литературы; физико-математическое - с углубленным изучением математики и физики; естественно-научное, на основе углубленного изучения биологии.

213


Гимназия производит набор в основном в первые и восьмые классы, а также в другие классы на свободные места, но всегда на конкурсной основе. Поэтому здесь могут учиться дети, живущие в самых разных районах столицы. Что касается социального состава семей уча­щихся, то среди родителей преобладают представители интеллигенции: профессора, преподаватели, научные сотрудники московских университетов и институтов. Взаимодействие с родителями носит характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам (дать полноценное образование де­тям, поддержать их познавательные интересы), так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство помогает избегать столь традиционных конфликтов меж­ду школой и родителями. Более того, последние чаще всего с пониманием и воодушевлением воспринимают происходящее в стенах гимназии.

Вместе с тем прослеживается и другая тенденция. Потребительское отношение к жизни, вещизм, домини­рование материального начала над духовным захватывает все большую часть нашего общества, в том числе и ин­теллигенцию, что, в свою очередь, не может не сказаться-на детях. Вот почему одну из задач школы мы определя­ем как противостояние слишком прагматичному, утили­тарному отношению к жизни, а в противовес ему стре­мимся сформировать у детей подлинную духовность.

Внешние связи гимназии достаточно широки и раз­нообразны, но в первую очередь школа тесно сотрудни­чает с теми учреждениями, которые могут быть ей полез­ны в повышении уровня образовательной подготовки учащихся. В этом ряду выделяются Московский государ­ственный университет, Московский педагогический госу­дарственный университет. Институт молекулярной био­логии Российской академии наук. Российский государ­ственный гуманитарный университет.

Давно и прочно гимназия дружит с Домом детского творчества "Созвездие", с Государственной научно-педа­гогической библиотекой им. К.Д. Ушинского, с Россий­ской академией искусств (бывший ГИТИС).

В гимназии работает 68 педагогов и обучается 700 школьников, сгруппированных в 28 классов и в 2 группы 214

продленного дня. Директор гимназии - Юрий Владими­рович Завельский. Весь воспитательный процесс направ­ляет Лариса Давидовна Гуткина, одна из старейших на­ших работников

Гимназия по-своему решает проблему формирования воспитательной системы, хотя решение это нельзя на­звать строго научным. Коллектив гимназии больше исхо­дит из сложившейся за многие годы собственной практи­ки и практики других педагогических коллективов с определенной опорой на науку. В целом вся работа стро­ится на воспитании учащихся знаниями и культурой.

В своей деятельности мы всегда придерживаемся вы­работанной за долгие годы педагогической аксиомы: зна­ния сами по себе очень важны, но, если знания не опло­дотворены чистотой помыслов, благородством замыслов, любовью и добротой к людям, а самое главное — поис­ком смысла жизни, то в конечном итоге эти знания при­водят к саморазрушению. Если принять культуру за нечто целое и считать, что прогресс науки и техники чрезвы­чайно велик, то по сравнению с ним даже энциклопеди­ческие знания ничего не стоят. Можно вспомнить в этой связи мучительный поиск смысла жизни великих мысли­телей прошлого, начиная от Моисея и кончая Сократом и Сергием Радонежским. В конце концов, получить обра­зование - значит "образовать себя", создать и осуществить себя в разных формах жизнедеятельности. Вот что лежит в основе "философии" нашей гимназии, вот что опреде­ляет цели ее воспитательной системы.

Для простоты изложения и анализа мы разделили все выработанные нами цели воспитательной системы на три большие подгруппы, хотя и понимаем всю условность подобного деления, а потому в практике редко отделяем их друг от друга.

Обучающие цели:

• расширение и углубление знаний об отечественной и мировой культуре;

• формирование исследовательских умений, навыков и приемов сценической игры;

• стимулирование интереса к литературе, истории, искусству в целом.

215

Развивающие цели:

• развитие эмоциональной сферы ребенка как осно­вы формирования подлинной культуры чувств. Воспитывающие цели:

• совершенствование навыков общения в разнооб­разных ситуациях;

• формирование художественного вкуса;

• воспитание культуры поведения.

Основой формирования нашей воспитательной си­стемы стало "погружение в искусство", приобщение к нему детей, прежде всего приобщение к театральной дея­тельности.

Чем притягивает ребенка театр? Чем он привлекате­лен для взрослого? По-видимому, тем, что театр - это магия, это сила, в чем-то неподвластная человеку. На­стоящий театр - всегда праздник, и если это не рядовой спектакль, а подлинный шедевр, то праздник этот на всю жизнь остается с человеком. Наконец, как и любое ис­кусство, театр - это всегда тайна. Так вот, стремление проникнуть в тайну сценической игры, в волшебный мир актерского перевоплощения - главный побудительный мотив, заставляющий ребенка стремиться на сцену. Но не только это. Создавая роль, наш ученик (ребенок, под­росток, юноша) одновременно решает для себя две зада­чи: правдивого вхождения в сценический образ и отра­жения своего отношения к нему. И в этом тоже прояв­ляется притягательная сила сцены. Играя доброго, он сам становится добрее, играя злого, невольно вырабатывает в себе неприятие зла. В этом, на наш взгляд, и состоит облагораживающая сила искусства, особенно театрально­го, которому, на наш взгляд, нет равных по силе эмоцио­нального воздействия. В этом кроется и причина его пер­востепенного значения для нас, педагогов.

Итак, приобщение к театру началось в нашей школе с первых дней ее существования, что само по себе неуди­вительно, и обусловлено, как минимум, двумя обстоя­тельствами: во-первых, любовью директора к театру, лю­бовью, которая сформировалась еще в юности под влия­нием выдающихся деятелей русской сцены, главным об­разом мастеров старого Художественного театра, во-

216

вторых, присущей детям потребностью играть и в игре реализовывать себя.



Ведь не случайно был театр и в ШКИДе у В.Н. Сороки-Росинского, были постановки в колонии имени Максима Горького у А.С. Макаренко, были театрализо­ванные представления у С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлин-ского и многих других замечательных педагогов. Необыч­ное в нашей гимназии связано с другим - с тем, что театр захватил многих - не только детей, но и родителей, педа­гогов.

А начиналось все с попытки решить вопрос: как удовлетворить стремление ребят участвовать в спек­таклях. Оказалось, что ни увеличение количества спек­таклей в год, ни введение в действующие спектакли новых образов и массовых сцен не решало проблемы. И вот тогда родился совершенно иной подход - играть не отдельную пьесу, а целую эпоху, играть всей шко­лой и найти там место для каждого. Так впервые по­явился общешкольный праздник "День XIX века", по­ложив начало ежегодному весеннему празднику куль­туры, который стал одной из трех замечательных тра­диций школы наряду с Днем гимназии (декабрь) и общешкольной ярмаркой (февраль).

Схематически три больших праздника культуры, прошедших в разные годы, представлены ниже.

Погружение в имитированную среду
Утро День Вечер

XIX век



"Бал у Иогеля". Выступление самодеятельного фольклорного ансамбля


Салоны: литературный "Дуэт"; музы­кальный "Мечты и звуки"; художе­ственный "Палитра"


Вечерний бал. Спектакли: Чехов "Свадьба"; Скриб "Шарлатаны"; Островский "Бесприданница" (4-й акт). Цыган­ский хор учите­лей


Серебря­ный век


Спектакль: Метерлинк "Синяя птица"


Литературные. кабаре: "Бродячая собака", "Привал комедиантов", "Тамара и Де­мон". Фестиваль самодеятельных фильмов


Спектакль: Цветаева "Фортуна". Ве­черний бал. Ар­тистическое каба­ре "Летучая мышь"


XX век, 20-е годы


Спектакли: "Хармс, Чармс, Шардам" (по Хармсу); "Это было в Одессе" (по Бабелю), Представления по произведениям Багрицкого


Салон Мейер­хольда. Фильм учителей "Юркина кварти­ра". Спектакли: Маяковский "Клоп" (1-й акт); Булгаков "Мастер и Маргарита"


Кабаре "Кривой Джимми". Пред­ставление "Бал на Лысой горе". Вечерний бал. Спектакль: "Свадьба Бени Крика" (по Бабе­лю). Спектакль учителей: Гоцци "Принцесса Ту­рандот"

Подготовка к этим большим событиям в жизни шко­лы требует максимальной концентрации внимания и сил педагогов, учащихся, их родителей. Образуются времен­ные творческие коллективы, своеобразные оргкомитеты, или Советы дела. По-видимому, в силу того, что появле­ние таких коллективов обусловлено насущными потреб­ностями, а также тем, что они не искусственно, а, напро­тив, органично входят в жизнь школы, их деятельность чаще всего бывает весьма эффективной как в организа­ционном, так и в воспитательном плане.

Вообще в целом мы противники самого термина и существа понятия "организация". Нам думается, что в школе важнее другое - зараженность общим делом, одной идеей, которая с большим успехом объединит всех вокруг себя, ибо сама идея имеет характер саморегулирования, самоосуществления. Когда мы проводим свои праздники, то они, с одной стороны, сплачивают людей, а с другой -определяют место каждого в общем контексте работы.

Конечно нельзя сказать, что у нас вообще нет ника­кой организации, она есть, и ею превосходно занимается Лариса Давидовна Гуткина, а решением самых принци­пиальных вопросов - Совет гимназии. В нашем "управленческом ансамбле" директору отводится роль 218

"вдохновителя", который генерирует идеи и старается заразить ими окружающих. Сказанное позволяет утверж­дать, что мы никогда не ставим вопросы организации на первое место, никогда не выпячиваем роль администра­тора в управлении школой. Сама деятельность в каждой конкретной ситуации и каждый раз по-новому диктует позицию директора, его заместителя, педагогов и уча­щихся.

Вообще сейчас в гимназии работает много замеча­тельных педагогов, интеллигентных, много знающих и много умеющих. С ними интересно общаться, хотя у нас случаются споры и даже обиды, но мы умеем прощать и понимать друг друга. Так было не всегда, был период, когда приходилось специально подбирать учителей. До­статочно сказать, что в первый же год работы 12 человек покинули школу, из них только двое - по собственному желанию.

Как-то, выступая на семинаре в нашей школе, В.А. Караковский сказал: "Мы находимся в школе на юго-западе, где работает блаженный". Может быть, это и впрямь так, но думается, что в нашем деле необходимо быть блаженным. Пусть кто-то фанатик в одном, а кто-то в другом. А иначе тебе самому будет неинтересно рабо­тать, неинтересно будет и людям, с которыми ты работа­ешь, и - самое страшное - скучно станет детям. Убежден, дух любой школы определяется фанатизмом, беспредель­ной преданностью делу тех людей, которые в этой школе работают.

Дух нашей гимназии, систему сложившихся в ней взаимоотношений можно было бы определить словом "интеллигентный". Именно на этой основе строится и система общения с каждым учеником. На примере "новичков" легко проследить, как она реализуется. Пона­чалу, попадая в условия новой для себя школы, тем более довольно известной гимназии, они держатся скованно и неуверенно с педагогами и особенно с директором. Но чаще всего ситуация в корне меняется после проведения Дня гимназии. Ребята видят, как директор (немолодой и уважаемый человек) "лезет" на сцену и дурачится на виду у всех; они смеются над созданным им образом, а он сам становится им понятнее и ближе. (То же и в отношении 219

учителей.) Уже на следующий день у кабинета директора можно встретить подростка, который, здороваясь, скажет:

"Как вы здорово играли вчера. Мы и не думали, что вы все это умеете делать".

Так легко и безболезненно исчезает пресловутая ди­станция возраста и должности, остается нормальное че­ловеческое общение представителей разных поколений, каждое из которых способно духовно обогатить другое. Еще проще устанавливаются отношения между ребятами разного возраста. Ведь в процессе совместной театраль­ной постановки, то есть в процессе подготовки общего дела, место каждого определяется не стажем школьной жизни и прожитыми годами, а способностями, энтузиаз­мом, творческим горением. Вообще в совместной игре взрослых и детей раскрываются новые, подчас неожидан­ные грани ума, души, характера, растут взаимный инте­рес и симпатия, а это, в свою очередь, порождает доброе отношение к своей гимназии педагогов, учащихся, их родителей.

Было бы ошибкой утверждать, что сложившаяся ат­мосфера терпимости и интеллигентности, атмосфера творчества облагородила каждого нашего выпускника:

окружающая среда, конечно, оказывает свое влияние. И все же среда не мешает нам осуществлять задуманное, она проходит как бы "по касательной" по отношению ко всей деятельности школы в целом. Большинство наших ребят отличают большая внутренняя культура, благород­ство, способность и готовность к "самостроительству". Многие из них поступают в вузы, становятся учеными, исследователями и, что самое главное, остаются порядоч­ными людьми.

Практическая реализация идей, лежащих в основе воспитательной системы нашей гимназии, требует нема­лых финансовых затрат (ткань для костюмов, декорации, фотографии и т.п.), и это, как ни парадоксально, стано­вится главной, трудно преодолимой нашей помехой.

Если охарактеризовать всю воспитательную систему в целом, то она сегодня находится в стадии совершенство­вания, причем главным образом за счет пополнения и обновления различных ее элементов, привлечения к ор­ганизации основных дел творчески мыслящих педагогов. 220

Перспективы развития воспитательной системы ле­жат в усилении ее интеграции с дидактической системой за счет взаимообогащения и взаимодополнения. Сред­ством саморазвития системы является театрализованная игра, которая всегда нова и потому всегда интересна всем ее участникам.

Расскажем о том, как проходил праздник отечествен­ной культуры - "День серебряного века". Лейтмотивом праздника стало его восприятие в качестве эпохи "русского культурного Ренессанса" (Н. Бердяев). По за­мыслу, празднику должна была предшествовать большая экспозиция на тему "Твой серебряный век", как бы вво­дящая всех участников в соответствующую атмосферу. Она открылась за месяц до начала и занимала весь вести­бюль школы. Праздник начался спектаклем по пьесе Метерлинка "Синяя птица", роли в котором исполняли де­сятиклассники, а зрителями были ребята из четвертых-седьмых классов.

Но мы не только сыграли "Синюю птицу". Нам хоте­лось и в зрительном зале создать атмосферу тех лет. Вот почему все были в костюмах того времени, и каждый как бы "вошел" в образ человека, той эпохи. Мы попытались воссоздать литературно-артистические кабаре как одну из важных составляющих культуры на рубеже веков. Вспом­нив о существовании знаменитого кабаре "Бродячая со­бака", открытого в Петербурге в 1913 году, где поэты чи­тали свои стихи, где бывали Гумилев, Ахматова, Ман­дельштам, мы решили, что и наши юные поэты должны представить свои первые литературные опыты в подоб­ном кабаре.

Как известно, "Бродячая собака" была закрыта в 1916 году, но дух ее как бы переместился в новое, от­крывшееся в том же году, литературное кабаре "Привал комедиантов". Мы стремились, насколько возможно, приблизить наш "Привал комедиантов" к его реальному прототипу. Там были гости, артисты, официанты, веду­щие, лекторы и даже "подсадные утки". Посетители мог­ли посмотреть несколько коротких пьес, состязание по­этов с последующим диспутом, понаблюдать за выбором короля поэтов, послушать шуточную "лекцию, полезную

221


для пищеварения", а в перерывав еще и провести дегус­тацию разнообразных блюд русской национальной кухни.

Было открыто также кафе "Тамара и Демон": читали свои стихи известные поэты, пели романсы, разыгрывали фанты.

Ближе к вечеру в актовом зале начался показ спек­таклей школьных театральных коллективов из репертуара русских театров конца прошлого - начала нынешнего века. Мы сумели тогда поставить пьесу М. Цветаевой "Фортуна" и две чеховские пьесы - "Предложение" и "Свадьба".

В 20 часов праздник как бы разделился на два пото­ка: вечерний костюмированный бал с нестареющим валь­сом и бессмертным танго и синематограф. В память о замечательных создателях российского кино - Мозжухи­не, Вере Холодной — мы решили снять свой учительский фильм "Любовь и слезы" с леденящим душу сюжетом, со своим Мозжухиным и своей Верой Холодной. И уже в самом конце вечера, в 22 часа, открылось артистическое кабаре "Летучая мышь".

"Летучая мышь" - именно так называлось одно из са­мых примечательных культурных мест Москвы в 10-х годах нашего века, а славу ему принесли такие талантли­вые люди, как Никита Балиев и Николай Тарасов. Его посещали многие замечательные артисты того времени. Без "Летучей мыши" культурная жизнь Москвы осталась бы в нашем представлении неполной. Как и в старой "Летучей мыши", мы организовали у себя репризы, скет­чи; звучала музыка, гремел канкан.

День прошел незабываемо. В сознании запечатлелись многие приметы того далекого времени.

А спустя год у нас был праздник со спектаклем по рассказам И. Бабеля и поэтическим представлением по стихам Э. Багрицкого (20-е годы XX века).

Так проходят наши праздники культуры. Затем они в мельчайших деталях отражаются в нашей летописи, кото­рая ведется с рождения школы и которой мы так доро­жим. Составлением летописи, ее оформлением, подбором фотографий и другого иллюстративного материала зани­мается неутомимая Лариса Давидовна Гуткина. Она же

222

является и талантливым пропагандистом такого своеоб­разного развития нашей гимназии. Мы часто говорим ребятам: "Смотрите летопись, это не только история жизни школы, это еще и история вашей жизни, история вашей души".



Что касается связи с наукой, то гимназия работает в русле исследования "Теория и практика воспитательных систем", специализируясь по теме "Погружение в искус­ство как основа воспитательной системы".

Раскрыв отдельные аспекты воспитательной системы нашей гимназии, мы оставили за кадром еще ряд ин­тересных событий, которыми мы живем: традиционные ярмарки,- они проходят в форме театрализованных пред­ставлений; всегда пронзительный по искренности и теп­лоте чувств День гимназии и многое другое. Много лет назад Ф.М. Достоевский выразил надежду на то, что мир спасет красота. Наверное, это так. Но для того чтобы красота уберегла мир от разрушения, необходимо для начала спасти саму красоту. Кто же ее спасет? Особенно в нашей стране, где она в течение десятилетий подверга­лась варварскому уничтожению. Кто?

Я, старый учитель, отвечаю на этот вопрос так: "Красоту могут спасти и спасут наши дети. Приобщив­шись к красоте, они унесут в этот большой, может быть, слишком яростный мир ее непреходящую ценность и сделают этот мир поистине прекрасным".

В конечном счете для воспитания такого человека мы и создали нашу воспитательную систему.



<предыдущая страница | следующая страница>


Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня
4062.94kb.

14 10 2014
16 стр.


А. Горбовский Незваные гости. Полтергейст вчера и сегодня
703.13kb.

09 09 2014
3 стр.


Станиславский вчера, сегодня, завтра программа режиссерской школы об основах профессии
1970.19kb.

13 10 2014
16 стр.


От инстинктов — к выбору, смыслу и саморегуляции: Психология мотивации вчера, сегодня и завтра
129.84kb.

13 09 2014
1 стр.


Программы дополнительного образования

Нравственное воспитание – одно из звеньев общей системы воспитания детей. Оно обращено к духовному миру ученика, поэтому его воспитательные возможности очень велики

601.27kb.

14 12 2014
4 стр.


Тесты в Украине: вчера, сегодня, завтра

Л. Ф. Бурлачук, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент апн украины

92.54kb.

25 09 2014
1 стр.


Сценарий выступления команды

О: Марин, я себе вчера такое платье купила! Тютелька в тютельку! Сегодня померила жмёт…

19.81kb.

11 10 2014
1 стр.


Фрэнк Беттджер Вчера неудачник — сегодня преуспевающий коммерсант

Пер, с англ. Б. Алексеева, 1997. — М.: Агентство «фаир», Информпресс+, 1999. —

2150.95kb.

14 12 2014
9 стр.