Перейти на главную страницу
209
Важнейшей в воспитательной системе А.А. Захаренко является идея "средового подхода". Смысл его в том, что воспитательные цели определяются исходя из особенностей и потребностей окружающей школу среды. Сахновская школа должна воспитывать грамотного, творческого, интеллигентного труженика села - таков социальный заказ. Исходя из особенностей среды и поставленных задач и определяются те воспитательные центры, на создание которых направляются усилия и педагогов, и школьников, и родителей. Так, краеведческий музей - результат колоссальных усилий ребят - стал, как это и было задумано, одним из самых социально значимых центров села. Сюда приносят семейные реликвии. Здесь молодоженов встречают хлебом-солью.
В Сахновке практически невозможно четко обозначить границы между школой и селом, они связаны органично. События школы становятся событиями села, и во всем, чем живет село, участвует школа, внося в его быт непосредственность детства, выдумку, красочность, оптимизм.
Системообразующей деятельностью в Сахновской школе является труд - труд созидательный, творческий, социально значимый. Трудятся дети много: все, что в школе и вокруг нее, сделано руками самих ребят, их родителей и учителей. Конечно же, школьники старательно учатся, занимаются спортом и эстетической деятельностью. Но корень, стержень воспитательной системы А.А. Захаренко - совместный созидательный труд, в котором воспитывают и замысел, и сам процесс, и его резуль-
210
таты, влияющие уже не только на данное, но и на последующие поколения школьников.
Очень важна в воспитательной системе А.А. Захаренко организация эмоциональной жизни детей. Александр Антонович считает, что школа злоупотребляет воздействием на разум и пускает на самотек формирование эмоциональной сферы. А в результате -дети либо растут рассудочными педантами, либо уходят из-под влияния школы и семьи в сферу неформального общения. Надо, чтобы жизнь детей и в школе, и вне ее была яркой, красочной, насыщенной игрой, юмором, романтикой, чтобы детей окружали цветы, произведения искусства, музыка. При этом необходимо, чтобы они в этой эмоционально насыщенной атмосфере были не только слушателями и зрителями, но и активными участниками. Важно, чтобы все пели, все танцевали, все создавали произведения искусства - пусть и не шедевры.
Школа утопает в цветах. На аллеях Памяти, где высажено 216 кустов роз (столько жителей села погибло в Великую Отечественную войну), под каждым кустом табличка с именами не только солдат, но и ребят - хранителей памяти о них.
В арсенале школы множество средств эмоционального воздействия на детей. Множество, но повторять их вряд ли имеет смысл. Это не "волшебная палочка" воспитания, а прием, включенный в целостную систему. Включенность любого метода, приема, детали в систему — не только характерная черта системы А.А. Захаренко, но и одна из исходных ее идей. Живую ткань системы состав 211
ляют как удачные способы, приемы и методы, так и неудачи. Педагогически обыгранные, они начинают "работать на систему". Стоит вспомнить описанный Б.С. Чубаром "бунт роботов", чтобы убедиться: неудача в их создании помогла повысить "кибернетическую культуру" ребят. "Школа должна быть неожиданной", - утверждает ее автор. Мастерством озарения, экспромта, шутки владеет здесь не только Александр Антонович, но и учителя и дети. "Ах, Юра с крыши не спускается, голубей гоняет? Передайте ему, пусть не слезает с крыши, пока всех голубей не разгонит", - это вместо ожидаемого разноса.
Организуя разнообразную, насыщенную трудом и эмоциями деятельность детей, сахновские педагоги отчетливо понимают, что это лишь часть воспитательной системы - та часть, что рассчитана на всех. Но не все, что рассчитано на всю массу детей, срабатывает в отношении каждого отдельного ребенка. А значит, нужна обратная связь и коррекция. В Сахновке эти проблемы решались на разных этапах по-разному. Было время, когда об эффективности системы судили по наличию или отсутствию ЧП в коллективе. На них и реагировали. Но со временем пришли к выводу, что надо иметь постоянную информацию о воспитанности каждого и по этим данным судить о состоянии системы. Так были введены табели воспитанности на каждого школьника. Метод их заполнения -метод независимых характеристик: оценивают себя по определенным параметрам сами школьники, оценивают товарищи, педагоги, родители, а старшеклассников еще и шефы. Тут не менее, чем итоговая оценка, важен сам процесс оценивания, который тоже воспитывает.
Развивать систему только за счет укрепления ее традиций и корректировки отношений нельзя. Нужны новые, и не только новые, но и "сумасшедшие" идеи. Это отлично сознавал педагог Захаренко и ставил "производство идей" на одно из первых мест в своей работе. Число школьных "новаторов" неуклонно росло, а рождение ценной идеи всегда было праздником для школы. Бывало, что идеи заимствовались и со стороны, но лишь те, которые органично вписывались в общую педагоги-
212
Школа А.А. Захаренко - не просто сельская школа, а школа в "глубинке". Никто ничего для нее не сделает можно сделать только самим. Но можно - значит надо. Отсюда и бассейн, и сад, и роща. Отсюда и вхождение в XXI век через "письма в будущее", через планетарий, усадьбы сельчан. Отсюда перемены у столов с яблоками на школьном дворе. Отсюда и классные площадки, специально спроектированные и художественно оформленные: у каждого класса своя площадка, передаваемая по наследству подшефному классу. Множество центров активности и центров влияния.
Так было. Гремела слава Сахновской школы. Известен на весь Союз стал опыт А.А. Захаренко. Недаром он стал депутатом Союзного съезда. Недаром его доклады с вниманием слушали в АПН СССР, а выступления на педагогических конференциях вызывали живейший интерес их участников. Что сейчас с Сахновской школой? В каком она состоянии? Хочется верить, что она одолела еще вершины на своем пути. Но в любом случае "система Захаренко" с его идеей центров и ситуаций живет в сознании не только тех, кто ее создавал, но и тех, кто о ней читал или слышал ее автора.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МОСКОВСКОЙ ГИМНАЗИИ НА ЮГО-ЗАПАДЕ:
ПОГРУЖЕНИЕ В КУЛЬТУРУ
Сегодня московская гимназия на юго-западе - это многопрофильное учебно-воспитательное учреждение, включающее три отделения: гуманитарное - с углубленным изучением истории И литературы; физико-математическое - с углубленным изучением математики и физики; естественно-научное, на основе углубленного изучения биологии.
213
Вместе с тем прослеживается и другая тенденция. Потребительское отношение к жизни, вещизм, доминирование материального начала над духовным захватывает все большую часть нашего общества, в том числе и интеллигенцию, что, в свою очередь, не может не сказаться-на детях. Вот почему одну из задач школы мы определяем как противостояние слишком прагматичному, утилитарному отношению к жизни, а в противовес ему стремимся сформировать у детей подлинную духовность.
Внешние связи гимназии достаточно широки и разнообразны, но в первую очередь школа тесно сотрудничает с теми учреждениями, которые могут быть ей полезны в повышении уровня образовательной подготовки учащихся. В этом ряду выделяются Московский государственный университет, Московский педагогический государственный университет. Институт молекулярной биологии Российской академии наук. Российский государственный гуманитарный университет.
Давно и прочно гимназия дружит с Домом детского творчества "Созвездие", с Государственной научно-педагогической библиотекой им. К.Д. Ушинского, с Российской академией искусств (бывший ГИТИС).
В гимназии работает 68 педагогов и обучается 700 школьников, сгруппированных в 28 классов и в 2 группы 214
продленного дня. Директор гимназии - Юрий Владимирович Завельский. Весь воспитательный процесс направляет Лариса Давидовна Гуткина, одна из старейших наших работников
Гимназия по-своему решает проблему формирования воспитательной системы, хотя решение это нельзя назвать строго научным. Коллектив гимназии больше исходит из сложившейся за многие годы собственной практики и практики других педагогических коллективов с определенной опорой на науку. В целом вся работа строится на воспитании учащихся знаниями и культурой.
В своей деятельности мы всегда придерживаемся выработанной за долгие годы педагогической аксиомы: знания сами по себе очень важны, но, если знания не оплодотворены чистотой помыслов, благородством замыслов, любовью и добротой к людям, а самое главное — поиском смысла жизни, то в конечном итоге эти знания приводят к саморазрушению. Если принять культуру за нечто целое и считать, что прогресс науки и техники чрезвычайно велик, то по сравнению с ним даже энциклопедические знания ничего не стоят. Можно вспомнить в этой связи мучительный поиск смысла жизни великих мыслителей прошлого, начиная от Моисея и кончая Сократом и Сергием Радонежским. В конце концов, получить образование - значит "образовать себя", создать и осуществить себя в разных формах жизнедеятельности. Вот что лежит в основе "философии" нашей гимназии, вот что определяет цели ее воспитательной системы.
Для простоты изложения и анализа мы разделили все выработанные нами цели воспитательной системы на три большие подгруппы, хотя и понимаем всю условность подобного деления, а потому в практике редко отделяем их друг от друга.
Обучающие цели:
• расширение и углубление знаний об отечественной и мировой культуре;
• формирование исследовательских умений, навыков и приемов сценической игры;
• стимулирование интереса к литературе, истории, искусству в целом.
215
Развивающие цели:
• развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования подлинной культуры чувств. Воспитывающие цели:
• совершенствование навыков общения в разнообразных ситуациях;
• формирование художественного вкуса;
• воспитание культуры поведения.
Основой формирования нашей воспитательной системы стало "погружение в искусство", приобщение к нему детей, прежде всего приобщение к театральной деятельности.
Чем притягивает ребенка театр? Чем он привлекателен для взрослого? По-видимому, тем, что театр - это магия, это сила, в чем-то неподвластная человеку. Настоящий театр - всегда праздник, и если это не рядовой спектакль, а подлинный шедевр, то праздник этот на всю жизнь остается с человеком. Наконец, как и любое искусство, театр - это всегда тайна. Так вот, стремление проникнуть в тайну сценической игры, в волшебный мир актерского перевоплощения - главный побудительный мотив, заставляющий ребенка стремиться на сцену. Но не только это. Создавая роль, наш ученик (ребенок, подросток, юноша) одновременно решает для себя две задачи: правдивого вхождения в сценический образ и отражения своего отношения к нему. И в этом тоже проявляется притягательная сила сцены. Играя доброго, он сам становится добрее, играя злого, невольно вырабатывает в себе неприятие зла. В этом, на наш взгляд, и состоит облагораживающая сила искусства, особенно театрального, которому, на наш взгляд, нет равных по силе эмоционального воздействия. В этом кроется и причина его первостепенного значения для нас, педагогов.
Итак, приобщение к театру началось в нашей школе с первых дней ее существования, что само по себе неудивительно, и обусловлено, как минимум, двумя обстоятельствами: во-первых, любовью директора к театру, любовью, которая сформировалась еще в юности под влиянием выдающихся деятелей русской сцены, главным образом мастеров старого Художественного театра, во-
216
вторых, присущей детям потребностью играть и в игре реализовывать себя.
А начиналось все с попытки решить вопрос: как удовлетворить стремление ребят участвовать в спектаклях. Оказалось, что ни увеличение количества спектаклей в год, ни введение в действующие спектакли новых образов и массовых сцен не решало проблемы. И вот тогда родился совершенно иной подход - играть не отдельную пьесу, а целую эпоху, играть всей школой и найти там место для каждого. Так впервые появился общешкольный праздник "День XIX века", положив начало ежегодному весеннему празднику культуры, который стал одной из трех замечательных традиций школы наряду с Днем гимназии (декабрь) и общешкольной ярмаркой (февраль).
Схематически три больших праздника культуры, прошедших в разные годы, представлены ниже.
Погружение в имитированную среду
Утро День Вечер
XIX век |
"Бал у Иогеля". Выступление самодеятельного фольклорного ансамбля |
Салоны: литературный "Дуэт"; музыкальный "Мечты и звуки"; художественный "Палитра" |
Вечерний бал. Спектакли: Чехов "Свадьба"; Скриб "Шарлатаны"; Островский "Бесприданница" (4-й акт). Цыганский хор учителей |
Серебряный век |
Спектакль: Метерлинк "Синяя птица" |
Литературные. кабаре: "Бродячая собака", "Привал комедиантов", "Тамара и Демон". Фестиваль самодеятельных фильмов |
Спектакль: Цветаева "Фортуна". Вечерний бал. Артистическое кабаре "Летучая мышь" |
XX век, 20-е годы |
Спектакли: "Хармс, Чармс, Шардам" (по Хармсу); "Это было в Одессе" (по Бабелю), Представления по произведениям Багрицкого |
Салон Мейерхольда. Фильм учителей "Юркина квартира". Спектакли: Маяковский "Клоп" (1-й акт); Булгаков "Мастер и Маргарита" |
Кабаре "Кривой Джимми". Представление "Бал на Лысой горе". Вечерний бал. Спектакль: "Свадьба Бени Крика" (по Бабелю). Спектакль учителей: Гоцци "Принцесса Турандот" |
Подготовка к этим большим событиям в жизни школы требует максимальной концентрации внимания и сил педагогов, учащихся, их родителей. Образуются временные творческие коллективы, своеобразные оргкомитеты, или Советы дела. По-видимому, в силу того, что появление таких коллективов обусловлено насущными потребностями, а также тем, что они не искусственно, а, напротив, органично входят в жизнь школы, их деятельность чаще всего бывает весьма эффективной как в организационном, так и в воспитательном плане.
Вообще в целом мы противники самого термина и существа понятия "организация". Нам думается, что в школе важнее другое - зараженность общим делом, одной идеей, которая с большим успехом объединит всех вокруг себя, ибо сама идея имеет характер саморегулирования, самоосуществления. Когда мы проводим свои праздники, то они, с одной стороны, сплачивают людей, а с другой -определяют место каждого в общем контексте работы.
Конечно нельзя сказать, что у нас вообще нет никакой организации, она есть, и ею превосходно занимается Лариса Давидовна Гуткина, а решением самых принципиальных вопросов - Совет гимназии. В нашем "управленческом ансамбле" директору отводится роль 218
"вдохновителя", который генерирует идеи и старается заразить ими окружающих. Сказанное позволяет утверждать, что мы никогда не ставим вопросы организации на первое место, никогда не выпячиваем роль администратора в управлении школой. Сама деятельность в каждой конкретной ситуации и каждый раз по-новому диктует позицию директора, его заместителя, педагогов и учащихся.
Вообще сейчас в гимназии работает много замечательных педагогов, интеллигентных, много знающих и много умеющих. С ними интересно общаться, хотя у нас случаются споры и даже обиды, но мы умеем прощать и понимать друг друга. Так было не всегда, был период, когда приходилось специально подбирать учителей. Достаточно сказать, что в первый же год работы 12 человек покинули школу, из них только двое - по собственному желанию.
Как-то, выступая на семинаре в нашей школе, В.А. Караковский сказал: "Мы находимся в школе на юго-западе, где работает блаженный". Может быть, это и впрямь так, но думается, что в нашем деле необходимо быть блаженным. Пусть кто-то фанатик в одном, а кто-то в другом. А иначе тебе самому будет неинтересно работать, неинтересно будет и людям, с которыми ты работаешь, и - самое страшное - скучно станет детям. Убежден, дух любой школы определяется фанатизмом, беспредельной преданностью делу тех людей, которые в этой школе работают.
Дух нашей гимназии, систему сложившихся в ней взаимоотношений можно было бы определить словом "интеллигентный". Именно на этой основе строится и система общения с каждым учеником. На примере "новичков" легко проследить, как она реализуется. Поначалу, попадая в условия новой для себя школы, тем более довольно известной гимназии, они держатся скованно и неуверенно с педагогами и особенно с директором. Но чаще всего ситуация в корне меняется после проведения Дня гимназии. Ребята видят, как директор (немолодой и уважаемый человек) "лезет" на сцену и дурачится на виду у всех; они смеются над созданным им образом, а он сам становится им понятнее и ближе. (То же и в отношении 219
учителей.) Уже на следующий день у кабинета директора можно встретить подростка, который, здороваясь, скажет:
"Как вы здорово играли вчера. Мы и не думали, что вы все это умеете делать".
Так легко и безболезненно исчезает пресловутая дистанция возраста и должности, остается нормальное человеческое общение представителей разных поколений, каждое из которых способно духовно обогатить другое. Еще проще устанавливаются отношения между ребятами разного возраста. Ведь в процессе совместной театральной постановки, то есть в процессе подготовки общего дела, место каждого определяется не стажем школьной жизни и прожитыми годами, а способностями, энтузиазмом, творческим горением. Вообще в совместной игре взрослых и детей раскрываются новые, подчас неожиданные грани ума, души, характера, растут взаимный интерес и симпатия, а это, в свою очередь, порождает доброе отношение к своей гимназии педагогов, учащихся, их родителей.
Было бы ошибкой утверждать, что сложившаяся атмосфера терпимости и интеллигентности, атмосфера творчества облагородила каждого нашего выпускника:
окружающая среда, конечно, оказывает свое влияние. И все же среда не мешает нам осуществлять задуманное, она проходит как бы "по касательной" по отношению ко всей деятельности школы в целом. Большинство наших ребят отличают большая внутренняя культура, благородство, способность и готовность к "самостроительству". Многие из них поступают в вузы, становятся учеными, исследователями и, что самое главное, остаются порядочными людьми.
Практическая реализация идей, лежащих в основе воспитательной системы нашей гимназии, требует немалых финансовых затрат (ткань для костюмов, декорации, фотографии и т.п.), и это, как ни парадоксально, становится главной, трудно преодолимой нашей помехой.
Если охарактеризовать всю воспитательную систему в целом, то она сегодня находится в стадии совершенствования, причем главным образом за счет пополнения и обновления различных ее элементов, привлечения к организации основных дел творчески мыслящих педагогов. 220
Перспективы развития воспитательной системы лежат в усилении ее интеграции с дидактической системой за счет взаимообогащения и взаимодополнения. Средством саморазвития системы является театрализованная игра, которая всегда нова и потому всегда интересна всем ее участникам.
Расскажем о том, как проходил праздник отечественной культуры - "День серебряного века". Лейтмотивом праздника стало его восприятие в качестве эпохи "русского культурного Ренессанса" (Н. Бердяев). По замыслу, празднику должна была предшествовать большая экспозиция на тему "Твой серебряный век", как бы вводящая всех участников в соответствующую атмосферу. Она открылась за месяц до начала и занимала весь вестибюль школы. Праздник начался спектаклем по пьесе Метерлинка "Синяя птица", роли в котором исполняли десятиклассники, а зрителями были ребята из четвертых-седьмых классов.
Но мы не только сыграли "Синюю птицу". Нам хотелось и в зрительном зале создать атмосферу тех лет. Вот почему все были в костюмах того времени, и каждый как бы "вошел" в образ человека, той эпохи. Мы попытались воссоздать литературно-артистические кабаре как одну из важных составляющих культуры на рубеже веков. Вспомнив о существовании знаменитого кабаре "Бродячая собака", открытого в Петербурге в 1913 году, где поэты читали свои стихи, где бывали Гумилев, Ахматова, Мандельштам, мы решили, что и наши юные поэты должны представить свои первые литературные опыты в подобном кабаре.
Как известно, "Бродячая собака" была закрыта в 1916 году, но дух ее как бы переместился в новое, открывшееся в том же году, литературное кабаре "Привал комедиантов". Мы стремились, насколько возможно, приблизить наш "Привал комедиантов" к его реальному прототипу. Там были гости, артисты, официанты, ведущие, лекторы и даже "подсадные утки". Посетители могли посмотреть несколько коротких пьес, состязание поэтов с последующим диспутом, понаблюдать за выбором короля поэтов, послушать шуточную "лекцию, полезную
221
Было открыто также кафе "Тамара и Демон": читали свои стихи известные поэты, пели романсы, разыгрывали фанты.
Ближе к вечеру в актовом зале начался показ спектаклей школьных театральных коллективов из репертуара русских театров конца прошлого - начала нынешнего века. Мы сумели тогда поставить пьесу М. Цветаевой "Фортуна" и две чеховские пьесы - "Предложение" и "Свадьба".
В 20 часов праздник как бы разделился на два потока: вечерний костюмированный бал с нестареющим вальсом и бессмертным танго и синематограф. В память о замечательных создателях российского кино - Мозжухине, Вере Холодной — мы решили снять свой учительский фильм "Любовь и слезы" с леденящим душу сюжетом, со своим Мозжухиным и своей Верой Холодной. И уже в самом конце вечера, в 22 часа, открылось артистическое кабаре "Летучая мышь".
"Летучая мышь" - именно так называлось одно из самых примечательных культурных мест Москвы в 10-х годах нашего века, а славу ему принесли такие талантливые люди, как Никита Балиев и Николай Тарасов. Его посещали многие замечательные артисты того времени. Без "Летучей мыши" культурная жизнь Москвы осталась бы в нашем представлении неполной. Как и в старой "Летучей мыши", мы организовали у себя репризы, скетчи; звучала музыка, гремел канкан.
День прошел незабываемо. В сознании запечатлелись многие приметы того далекого времени.
А спустя год у нас был праздник со спектаклем по рассказам И. Бабеля и поэтическим представлением по стихам Э. Багрицкого (20-е годы XX века).
Так проходят наши праздники культуры. Затем они в мельчайших деталях отражаются в нашей летописи, которая ведется с рождения школы и которой мы так дорожим. Составлением летописи, ее оформлением, подбором фотографий и другого иллюстративного материала занимается неутомимая Лариса Давидовна Гуткина. Она же
222
является и талантливым пропагандистом такого своеобразного развития нашей гимназии. Мы часто говорим ребятам: "Смотрите летопись, это не только история жизни школы, это еще и история вашей жизни, история вашей души".
Раскрыв отдельные аспекты воспитательной системы нашей гимназии, мы оставили за кадром еще ряд интересных событий, которыми мы живем: традиционные ярмарки,- они проходят в форме театрализованных представлений; всегда пронзительный по искренности и теплоте чувств День гимназии и многое другое. Много лет назад Ф.М. Достоевский выразил надежду на то, что мир спасет красота. Наверное, это так. Но для того чтобы красота уберегла мир от разрушения, необходимо для начала спасти саму красоту. Кто же ее спасет? Особенно в нашей стране, где она в течение десятилетий подвергалась варварскому уничтожению. Кто?
Я, старый учитель, отвечаю на этот вопрос так: "Красоту могут спасти и спасут наши дети. Приобщившись к красоте, они унесут в этот большой, может быть, слишком яростный мир ее непреходящую ценность и сделают этот мир поистине прекрасным".
В конечном счете для воспитания такого человека мы и создали нашу воспитательную систему.
14 10 2014
16 стр.
09 09 2014
3 стр.
13 10 2014
16 стр.
13 09 2014
1 стр.
Нравственное воспитание – одно из звеньев общей системы воспитания детей. Оно обращено к духовному миру ученика, поэтому его воспитательные возможности очень велики
14 12 2014
4 стр.
Л. Ф. Бурлачук, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент апн украины
25 09 2014
1 стр.
О: Марин, я себе вчера такое платье купила! Тютелька в тютельку! Сегодня померила жмёт…
11 10 2014
1 стр.
Пер, с англ. Б. Алексеева, 1997. — М.: Агентство «фаир», Информпресс+, 1999. —
14 12 2014
9 стр.