Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9 ... страница 15страница 16

ШКОЛА Ф.Ф. БРЮХОВЕЦКОГО:

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ КОЛЛЕКТИВА

Воспитательная система школы Федора Федоро­вича Брюховецкого начала складываться в годы Великой Отечественной войны. В феврале 1943 года, в только что освобожденном от фашистских войск

154

Краснодаре, педагоги собрали голодных, полураздетых и морально травмированных детей и привели их в классы одного из немногих уцелевших зданий, бывшего реально­го училища. Материальной базы не было совсем. Зима была холодной, а топить было нечем. Не на чем было сидеть, нечем было писать, часто занятия прерывались сигналами воздушной тревоги.



Чем мог педагогический коллектив компенсировать детям голодное детство? Встала задача сплотить детей в дружный коллектив, включить их в интересную коллек­тивную жизнь.

Молодой директор выпросил для школы делянку ле­са и участок в четыре гектара заброшенной и заросшей терновником земли. Впоследствии Ф.Ф. Брюховецкий писал: "На отведенном участке ребята пилят и рубят дро­ва, оттаскивают их к полотну дороги и грузят в вагоны. Так решалась топливная проблема. Тепло стало не только в школе, но и в ребячьих душах от сознания исполненно­го долга... За сорок километров от города нам выделили землю, дали семенной материал. Мы ехали туда с детьми и родителями, корчевали терн. У учителей и детей крова­вые мозоли были на руках. Сделали все своими руками: расчистили землю, произвели посадку, несколько раз пропололи и собрали хороший урожай. К началу занятий была готова столовая. К кусочку черного хлеба дети бес­платно получали тарелку борща или супа. И каким же вкусным он казался. Еще бы! Ведь все было добыто сво­им трудом, собственными руками".

Коллективный труд в подсобном хозяйстве объеди­нил учителей и учащихся в дружный, работоспособный и целеустремленный коллектив. В этих условиях особого внимания требовали к себе отношения. Они становились зачастую главным воспитывающим фактором.

"Что же касается отношений между детьми и педаго­гами, то это были отношения единого порыва, единого дыхания. Именно на работе в подсобном хозяйстве воз­ник у нас коллектив, появилось соревнование между бригадами. Но и в учебе не было ни одного дня про­пусков... Вот это отношение к работе мы всегда потом помнили и старались сохранить в будущем".

155

Так из совместной коллективной деятельности педа­гогов и воспитанников родилась воспитательная система школы № 58 (позднее № 12) Краснодара, которая не только сохраняла, но и развивала гуманистические тра­диции в условиях господствовавшей тогда командно-административной системы.



В этих обстоятельствах педагогический коллектив не только опирался на опыт и идеи педагогов 20-х годов, но и смело экспериментировал. Как писал потом Ф.Ф. Брюховецкий, творчески развивая педагогическое наследие А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, выводы видных ученых-педагогов, а также опыт директоров и учителей, "педаго­гический коллектив нашей школы внес в решение ряда проблем детского ученического коллектива и свой скром­ный вклад... В поисках наиболее рациональных методов воспитания школьного коллектива мы не могли обойтись без эксперимента. В сущности вся наша работа была по­строена на эксперименте".

С 1951 года школа официально стала опорной шко­лой Научно-исследовательского института теории и ис­тории педагогики АПН СССР. Какие же проблемы вос­питания удалось решить в этой школе? По мнению са­мого Брюховецкого, такими проблемами являлись сле­дующие:

а) проблема педагогического коллектива;

б) проблема структуры и самоуправления детского коллектива;

в) проблема накопления опыта коллективных дей­ствий и коллективных переживаний;

г) проблема закрепления опыта коллективной жиз­ни в традициях.

Педагогический коллектив являлся одним из важ­нейших структурных элементов системы. Ф.Ф. Брюховецкий, который сам являлся организационным и эмо­циональным лидером коллектива и генератором идей, привлекал в школу самобытных, творческих, высоко профессиональных наставников. Он считал, что ре­шающим условием воспитания и сплочения детского коллектива является наличие сплоченного и вооруженно­го единой методикой педагогического коллектива.

156


Сплоченность педагогического коллектива достига­лась в школе путем специальной и целенаправленной работы, через формирование отношений взаимозависи­мости, взаимоконтроля и взаимоподдержки. Основной акцент делался на овладении специальными знаниями и навыками организации воспитательной работы. Обучение происходило на педагогических совещаниях и семинарах-' совещаниях классных руководителей. Школой повыше­ния профессионального мастерства и органом коллек­тивной мысли выступал педагогический совет.

Главное, чего добивался директор от педагогов, - это "добросовестного отношения к делу, умения трезво оце­нивать свои успехи, видеть и преодолевать недостатки в работе, быть сдержанным и безукоризненно тактичным по отношению к детям и другим людям, на деле служить примером для учащихся".

Предъявление высоких требований не мешало педа­гогам оставаться друзьями. Они ходили друг к другу в гости, собирались на общие празднества. Особенно па­мятны были выезды за город, в лес за грибами, на рыбал­ку. Проводились вечера отдыха с беспроигрышной лоте­реей, дружескими шаржами, смехом, танцами и пением.

Стиль требовательности и доброжелательности, бе­режного отношения к индивидуальности и терпимости, внимательности друг к другу в общении передавался от педагогов детям. Активную роль в воспитательной систе­ме школы играли родители учащихся и шефы, которые входили в единый коллектив воспитателей и вместе с воспитанниками участвовали в организации школьной жизни.

Опыт этой школы 50-60-х годов расширил представ­ления о педагогическом коллективе как субъекте воспи­тания. Он показал, что влияние педагогического коллек­тива на детский осуществляется не только в результате совместной деятельности, но и в силу своеобразной "педагогической индукции", за счет своего "поля", под. влиянием которого дети воспринимали и вместе с педа­гогами формировали основные ценности системы.

Среди них были не только направленность на полу­чение образования, но и, прежде всего, честь школы, честь класса. Ученик не мог подвести коллектив неради-157

вым отношением к учению, поэтому уровень учебных успехов был очень высок. Выпускники школы поступали во многие вузы страны, включая московские.

Педагогический коллектив школы во многом опи­рался на идеи и опытА. С. Макаренко, творчески перера­батывая их и развивая в новых условиях, с учетом кон­кретных обстоятельств. В том числе это касалось и по­строения органов самоуправления.

Процесс сплочения детей в коллектив начался с соз­дания здоровых классных коллективов, ученического актива, установления правильных взаимоотношений между активом и классным руководителем, а также меж­ду ними и классом в целом. Мостиком от коллектива класса к общешкольному являлись общешкольные собра­ния учащихся. Школа была большая, работала в две сме­ны. Собрать общее собрание как главный орган коллек­тива практически было невозможно. Собрания проводи­лись по сменам, по группам классов, по параллелям, со­брания мальчиков, собрания девочек. На ученические конференции в зал набивалось до двухсот человек, упол­номоченных и не уполномоченных классными коллекти­вами.

В школе существовало два учкома, работа которых проводилась по сменам. Каждый из них полностью рас­поряжался зданием, контролировал жизнь школы и ре­шал проблемы в свою смену: поддержание санитарно-хозяйственного режима, внешний вид и правила личной гигиены учащихся, организация соревнования на лучший в санитарно-хозяйственком отношении класс.

Естественно, что ученическое самоуправление воз­никло не на пустом месте. В фундамент, на котором оно основывалось, по мнению Брюхоаецкого, входили "и продуманная, регулярно проводимая с ученическим акти­вом работа, и формирование здорового общественного мнения ребят, и накопление традиций, и руководство органами ученического самоуправления непосредственно из педагогического центра, и трудовое воспитание".

В этой школе родилась традиция "дежурных клас­сов", которые потом стали обыденным явлением, а в 50-е годы являлись проявлением высшей демократии, реали­зацией идей сотрудничества педагогов и воспитанников. 158

Казалось бы, успехи налицо, но "еще в большей ме­ре, чем это было раньше, мы стремимся развить само­стоятельность и инициативу учащихся, сделать их хозяе­вами в школе. Много лет обязанности дежурных по шко­ле выполняют только учащиеся. Они сами наводят поря­док в школе и сами оберегают его... Жизнь властно тре­бует коренной перестройки органов ученического само­управления. Возможно, следует заменить пионерские звенья бригадами, объединяющими ребят по принципу различных дел. Как показывает опыт, бригадный прин­цип активизирует ребят, укрепляет их веру в свои силы, повышает ответственность за порученное дело".

Не побоявшись обвинений в принижении роли ко­митета комсомола, педагогический коллектив школы пошел на создание нового органа - совета коллектива. "В связи с тем, что органы школьного самоуправления стали разнообразными, а функции, выполняемые ими, диффе­ренцированными, возникла необходимость в создании еще одного органа, который координировал бы деятель­ность всех ученических организаций. Таким органом у нас является совет коллектива, в состав которого входят все члены комитета ВЛКСМ, совета дружины, учкомов, председатели постоянных и временных комиссий и дру­гие. ...Анализируя деятельность Совета коллектива, - пи­сал Ф.Ф. Брюховецкий, - мы пришли к выводу, что рабо­та школьных ученических организаций стала более со­держательной, функции каждой из них обозначились более четко, опасность так называемого дублирования исчезла полностью".

Но "совершенствование организации детского кол­лектива не сводится к совершенствованию системы орга­нов его самоуправления: совершенствовать надо и орга­низацию жизнедеятельности".

Педагогический коллектив школы накопил немало традиций, оказывавших воспитательное воздействие как на коллектив в целом, так и на каждого школьника, учи­теля. Это и традиции каждого дня, и классные традиции, и торжественные, которые живут десятилетиями и пере­даются из поколения в поколение.

Среди них центральное место занимал праздник "За честь школы". Позже он стал проводиться во многих 159

школах, но мало кто знает, где он зародился. Его история такова.

23 января 1944 года в адрес школы пришло письмо от командира одной из фронтовых частей. В нем сообща­лось, что выпускнику школы Александру Мироненко за мужество, проявленное при защите Ленинграда, присво­ено звание Героя Советского Союза. В письме говори­лось, что А.Мироненко, геройски защищая честь Роди­ны, защищал и честь школы, его воспитавшей. Письмо произвело на учащихся столь сильное впечатление, что родилась идея ежегодного школьного праздника "За честь школы". Он был призван нести идею преемственности поколений, чести коллектива, любви к родной школе и верности ее традициям. Этот праздник стал главным творческим делом всего коллектива. Его ждали, к нему готовились все. Классы дарили школе подарки, сделан­ные руками детей. Организовывалась выставка творче­ских работ учащихся, проходили концерты художествен­ной самодеятельности, встречи с выпускниками прошлых лет, лучшие из лучших учащиеся заносились в книгу По­чета "За честь школы".

Еще одна яркая традиция - Праздник Труда. Празд­ник Труда - это прежде всего сам труд: посадка деревьев, подготовка наглядных пособий, благоустройство террито­рии, помощь детским садам, выставки работ учащихся в витринах магазинов, фестиваль художественной самодея­тельности во Дворцах культуры и парках, спартакиада школьников.

Другой традицией являлся майский пикник, когда все учащиеся школы вместе с педагогами и активом ро­дителей (более тысячи человек) выезжали на берег Куба­ни: пели, танцевали, пекли картошку...

Кроме того, в традициях школы № 58 были: празд­ник первого звонка (1 сентября), общешкольная спарта­киада (сентябрь-октябрь), День памяти учеников и учи­телей, погибших в Великой Отечественной войне (8 мая), праздник творчества и труда (вторая суббота мая), празд­ник последнего звонка. Интеграция традиций и твор­чества стала одной из характерных черт воспитательной системы школы Ф.Ф. Брюховецкого.

160

Наверное, важнейшей характеристикой воспитатель­ной системы являлась серьезная трудовая деятельность, охватывавшая все школьные классы. В школе с первых лет утвердилась традиция коллестивного труда, который на многие годы стал здесь ведущей деятельностью, системообразующйм фактором. Периодически на первый план выходили различные виды труда: самообслужива­ние, работа на пришкольном участке, строительство ста­диона, создание памятника ученикам и учителям школы, погибшим в Великой Отечественной войне, трудовые десанты и т.п.



Роль труда была не только в том, что он, по словам Брюховецкого, создавал "опыт коллективных действий и коллективных переживаний" в масштабах всей школы. Формировалось коллективное самосознание, чувство от­ветственности за общее дело и совместный труд.

Чтобы обеспечить переживание гордости за коллек­тив школы и его успехи и через это сформировать стре­мление детей стать активными участниками борьбы за эти успехи, ежегодно проводился праздник труда. Пере­числим только составные части этой яркой и красочной традиции. "Это прежде всего труд и общественно полез­ная деятельность ребят (сбор металлолома и макулатуры, посадка деревьев и цветов, изготовление наглядных посо­бий и т.д.); рапорт каждого класса шефам об успехах в труде, учении и поведении... выставка работ учащихся на витринах универмага под девизом: "Умелые руки не зна­ют скуки"; фестиваль художественной самодеятельности, проводимый во Дворцах и парках культуры; спартакиада школьников, посвященная празднику труда, и многое другое". Такой праздник надолго оставался в памяти вос­питанников как символ труда, единства и целеустрем­ленности коллектива.

Для развития воспитательной системы, созданной Брюховецким, стратегическое значение имела выдвинутая им идея о связи перспективы и традиции: реализуемая перспектива закрепляется в традициях, сложившаяся тра­диция требует новой перспективы. Постоянно шел поиск большого общешкольного дела, объединяющего весь коллектив. После того как вошел в традицию праздник "За честь школы", коллектив был нацелен на строитель-161

ство школьного стадиона, затем, в середине 50-х, таким делом стала большая военизированная игра, в середине 60-х всех объединило строительство памятника ученикам и учителям школы и т.д. Непрерывное движение и об­новление способствовало стабильности системы.

Ф.Ф. Брюховецкий смог сделать вывод по итогам ра­боты: "Мы сумели создать сплоченный и целеустремлен­ный ученический коллектив, самостоятельно решающий многие вопросы своей жизни, не пасующий перед труд­ностями, коллектив, который в трудных условиях может правильно определить линию своего поведения".

Этот вывод не был голословен. Действительно, уча­щиеся были самостоятельны в повседневной жизни. По­рядок в школе поддерживался без помощи учителей. Между старшими и младшими воспитанниками сложи­лись отношения взаимного уважения и ответственности старших за успехи малышей. Коллектив не оставался равнодушным к негативным явлениям.

Однако главной характеристикой гуманистической воспитательной системы Ф.Ф. Брюховецкого являлось то, что в центре ее был все-таки не коллектив, а личность. Педагоги школы, по мнению Л.И. Новиковой, "усвоили многие идеи Макаренко, но отвергли сталинскую идею "личности-винтика"; приняли нравственное содержание послевоенного восстановления, коллективного труда, но не приняли принудительности, отчужденности, безлич­ности результатов труда".

Сам Ф.Ф. Брюховецкий писал: "Но как бы высоко мы ни ценили ученический коллектив, созданный уси­лиями педагогического коллектива, он для нас не являет­ся самоцелью. Мы рассматривали и рассматриваем дет­ский коллектив как основное средство развития ребенка, формирования его как гражданина и товарища, как твор­ческой индивидуальности... Мы также убедились в том, что в детском коллективе необходимо специально куль­тивировать такие отношения, которые были бы направ­лены на формирование личности каждого ребенка, на развитие тех черт и качеств, которые являются наиболее ценными. В настоящее время перед педагогическим кол­лективом поставлена задача индивидуализации воспита­ния и создания программ развития каждого ребенка". 162

Воспитательная система Ф.Ф. Брюховецкого склады­валась в 50—70-е годы. И сейчас школу по праву продол­жают называть "Школой Брюховецкого". Основные идеи его воспитательной системы продолжают жить. Ежегодно в школе проходят педагогические чтения в его честь.

История этой школы свидетельствует о том, что в период господства авторитарной педагогики талантливые педагоги находили пути воспитания молодежи в духе уважения к человеческой личности, демократии и гума­нистических идей.

Ф.Ф. Брюховецкий и его коллеги не только развили и обогатили идеи коллективистического воспитания А.С. Макаренко и других педагогов, но и во многом опе­редили свое время.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА П.Г ГОДИНА: ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ К ТРУДУ
Несколько слов об авторе. Это было более 30 лет назад. С группой педагогов мы находились в экспедиции — изучали опыт ученических бригад Ставрополья. Побывали в Григорополисской, Вы­соцкой, Преградненской бригадах и уже хотели возвра­щаться в Ставрополь, но нам предложили: "Может, еще в Новопавловскую заглянете. Там председатель молодой, подает большие надежды". Так мы познакомились с Пав­лом Григорьевичем Годиньм, ранее работавшим главным агрономом колхоза, а тогда бывшим там председателем.

В те годы колхоз не блистал своими показателями. Не хватало рабочей силы, туго было с техникой. Перед П.Г. Годиным стояла трудная задача: поднять экономику колхоза, обеспечить его кадрами, вывести из числа от­стающих. Он сразу же сделал ставку на молодежь, пони­мая, что за ней будущее.

Колхоз через несколько лет стал одним из передовых хозяйств Ставропольского края. Станица Новопавловская превратилась в современный агрогород. У колхоза была уже не одна, а две подшефные школы. Молодежь охотно

163


оставалась в колхозе. Выросли кадры собственных спе­циалистов, многие из них - выпускники новопавловских школ.

Сам Павел Григорьевич за эти годы рос не только как организатор хозяйства, но и как педагог. Он защитил кандидатскую диссертацию, активно работал в областном отделении Педагогического общества РСФСР, стал чле­ном научного совета при Президиуме АПН СССР.

Его статья - рассказ о созданной им ученической производственной бригаде, о ее воспитательной системе.

П.Г. Годину, на наш взгляд, особенно убедительно удалось раскрыть пути включения молодежи в систему труженических отношений сельскохозяйственного произ­водства. Многое изменилось с тех пор: Павел Григорье­вич на пенсии, школьная бригада перестала существо­вать. Но опыт ее в памяти многих, и мы верим, что он еще будет востребован.



Рассказ П. Г. Година. "Нередко мне приходится слы­шать недоуменные вопросы: "Тебе что, Павел Григорье­вич, делать больше нечего, как со школьниками нянчить­ся? Разве у тебя хозяйственных дел мало?"

Хватало, конечно, хозяйственных забот и хлопот. Знал, что еще больше будет их завтра. И в их решении не сможем обойтись без молодежи - нашего завтрашнего дня. Нельзя надеяться на то, что кто-то подготовит нам смену, что это сможет сделать школа без активного участия трудового коллектива. В школе учились наши ребята, которых там воспитывали, которым все время что-нибудь внушали. И хотя внушали им полезные вещи, они, подрастая, нередко сопротивлялись чрезмерной на­зидательности. Им хотелось поскорее стать взрослыми, независимыми в своих суждениях, в своей повседневной жизни.

С развивающимся чувством взрослости у школьников связаны не только стремление к самостоятельности, не­терпимость к опеке, но и расширение и углубление кон­тактов как со сверстниками, так и со старшими. В силу этого трудовые коллективы взрослых на селе играют осо­бенно большую роль в формировании личности юношей и девушек.

164


Конечно, встречаются и такие коллективы (в том числе и в сельском- хозяйстве), от которых школьникам лучшз быть подальше, ибо они могут приобрести там только отрицательный социальный опыт. Но у нас было не так.

Уже давно отечественная педагогика вышла за преде­лы общеобразовательной школы, проникла в сферу тру­довых коллективов. Это естественно. Без решения соци­ально-педагогических проблем сегодня не может на на­учном уровне осуществляться управление ни производством, ни школой. Здесь мы попытаемся показать роль и возможности трудового коллектива в воспитании трудо­вой смены.

Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков боль­ших и малых промышленных, строительных и тран­спортных предприятий, организаций и учреждений куль­туры, две средние общеобразовательные школы, школа ис­кусств, среднее профессионально-техническое училище.

Коллектив нашего колхоза представлял собой слож­ный многоструктурный организм. Его первичные коллек­тивы функционировали на базе пяти земледельческих участков (бригад) и овощеводческой бригады, четырех мелочно-товарных ферм и селекционно-племенной фермы.

Особое место занимали учреждения, непосредствен­ной функцией которых является обучение и воспитание детей, молодежи и взрослых членов коллектива. Это дет­ский комбинат "Солнышко", ученические производ­ственные бригады, учебный комбинат, а также колхоз­ный клуб. Ученические бригады как коллективы явля­лись, с одной стороны, трудовыми объединениями об­щешкольных коллективов, а с другой, будучи учебно-производственными подразделениями колхоза, входили в его организационную структуру.

Оглядываясь с позиций многолетнего опыта, задаешь себе вопрос: что же являлось основой успеха в работе по воспитанию подрастающего поколения колхоза? Ответить на это можно так: прежде всего экономические показате­ли хозяйства и психологический климат коллектива. Экономические показатели работы стали одним из важ­нейших факторов формирования психологического кли-165

мата коллектива. Производственные достижения дали возможность дифференцированно строить работу с раз­личными категориями населения, включить их в различ­ную непроизводственную деятельность.

В последние годы колхоз развернул строительство благоустроенных домов приусадебного типа для семей молодых колхозников - специалистов, механизаторов, животноводов.

Большое внимание уделялось культуре застройки, уличному благоустройству. Строительство жилья велось в черте агрогорода по общегородскому архитектурному плану. Асфальтирование улиц и дорог, прокладка сетево­го газопровода, сплошная газификация домов колхозни­ков - таковы были наши достижения.

Самым, пожалуй, большим событием в жизни не только школы, но и всего Новопавловска было создание Театра юного зрителя. Колхоз выделил для него специ­альный зал, средства на изготовление декораций и кос­тюмов, закупил музыкальные инструменты. Драматиче­ский коллектив старшеклассников в течение нескольких недель подготовил пьесу С.Я. Маршака "Двенадцать ме­сяцев".

Первая постановка была приурочена к Новому году. Успех ее превзошел все ожидания. По просьбе обще­ственности семь раз она была поставлена для населения в клубе райцентра, затем два раза поставлена в клубе име­ни Горького. Постановку первой пьесы посмотрели 3500 зрителей. За успехи в развитии театрального искусства Новопавловскому театру юного зрителя было присвоено звание "Народный театр юного зрителя".

Широко была известна "Третьяковская галерея" но­вопавловской средней школы № 2. В просторных школь­ных коридорах была собрана большая коллекция. В нее входили репродукции произведений классиков живописи и современных художников. Было несколько передвиж­ных выставок, с которыми школьники выезжали в земле­дельческие бригады и на животноводческие фермы.

Сложный процесс внедрения в колхозное производ­ство достижений науки и техники, рост производитель­ности общественного труда и в целом колхозного произ­водства требовали решения многих проблем социальной 166

педагогики. Эти проблемы были связаны прежде всего с необходимостью дальнейшего повышения уровня образо­вания сельского населения и на этой основе - его общей культуры, профессионального обучения кадров массовых профессий и специалистов сельского хозяйства, трудово­го воспитания и профессионального обучения под-растающего поколения.

Успех в этих вопросах, как мы считали, Главным об­разом зависел от крепкой экономики и здорового психо­логического климата.

У нас не было сомнений в том, что целенаправлен­ное воспитание и образование должно охватывать все возрастные группы, от малышей детского сада до взрос­лых жителей, что процесс воспитания и образования должен быть непрерывным. Организуя его, колхоз обес­печивал все более высокий уровень общекультурного и профессионального развития населения.

Воспитание смены надо начинать как можно раньше, родители так или иначе воспитывают ребенка с момента его появления на свет. Вместе с тем все большую роль в подготовке малышей к школе, в их умственном, нрав­ственном, физическом развитии играют дошкольные уч­реждения. Роль их особенно велика на селе в силу спе­цифики сельскохозяйственного производства, большой занятости сельских женщин в общественном и личном хозяйстве.

До начала 70-х годов наш детский сад ютился в ста­рой саманной постройке с небольшим земельным участком. Но уже тогда его посещали до 100 детей -ясельная и дошкольная группы.

В 1973 году колхозные строители построили детский комбинат "Солнышко" на 140 мест (две ясельные и четы­ре дошкольные группы). Открытие комбината стало большим событием в жизни всего агрогорода. Силами педагогов, нянь, рабочих, школьников из ученической бригады вокруг детского комбината были высажены ты­сячи кустов роз, боярышника, сотни берез, ив, других деревьев, создано спортивное поле. Строители помогли и в устройстве внешней сказочной атрибутики.

Педагоги детского комбината "Солнышко" ставили задачу сформировать у детей правильное представление о 167

сельскохозяйственных работах, желание участвовать в труде взрослых. На территории комбината было неболь­шое овощное поле, где каждая группа на маленькой де­лянке выращивала овощные культуры ~ лук, редис, са­лат, огурцы. Дети подготовительной группы на опытных делянках выращивали озимую пшеницу, ячмень, рожь, овес. Они обрабатывали почву, вносили удобрения, вы­сеивали семена, делали фенологические наблюдения, убирали зерновые в снопы. Воспитатели детского комби­ната знакомили детей с преобразованной человеком при­родой — хлебными нивами, садами, цветниками, дендра­рием.

Научить детей знать цену трудового хлеба - одна из важных задач воспитания. Наши дети с ранних лет убеж­дались в том, как много труда нужно затратить, прежде чем хлеб попадет на стол.

Постепенно начинали дети понимать главное: к каж­дой работе надо относиться ответственно, только трудом можно добиться уважения окружающих. Эти первые, изначальные представления должны были сослужить им великую пользу в будущем - в школе и во взрослой жизни.

С переходом детей в подготовительную группу вся работа строилась под девизом "Скоро в школу"; для этого был уголок первоклассника, где дети знакомились с тет­радями, учебниками, детской литературой. В игровом уголке были необходимые атрибуты для таких игр, как "школа", "библиотека".

В конце первого полугодия воспитатели подготови­тельной группы приходили в школу, беседовали с учите­лями, у которых учатся теперь их недавние питомцы, выясняли успеваемость выпускников детского сада, до­кладывали об этом на педсовете.

Празднично и красочно, с приглашением родителей организовывались выпуски подготовительных групп -завтрашних первоклассников.

Содружество школы и хозяйства у нас родилось не сразу. По мере накопления опыта педагоги и руководите­ли колхоза все больше убеждались в том, что помощь школе и участие школьников в общественном производи­тельном труде не дают тех результатов, на которые они рассчитывали. Дети много познавали, развивали свои 168

умения, крепли физически и нравственно; однако эпизо­дичность общения с производственными коллективами лишала школьников источника того социального опыта, который они могли бы получить.

Опыт взаимодействия школы и хозяйства, организо­ванный в самых разнообразных формах, показывал, что стержнем его является содружество первичных коллекти­вов школы и производства. В рамках такого содружества, дающего ребятам возможность ощутить атмосферу трудо­вого коллектива, возникали и межличностные связи и отношения между школьниками производственниками. Такие связи играли важную роль в развитии личности школьников, в формировании у них ориентации на ту или иную профессию.

Среди сациально-педагогических проблем села по­вышение общего уровня образования населения, особен­но работающей молодежи, имеет большое значение. Причин этому, по крайней мере, две.

Прежде всего, сельскохозяйственное производство требует все более грамотных и квалифицированных ра­ботников. Но к непрерывному повышению квалифика­ции может быть способен лишь тот, кто непрерывно по­вышает свой общеобразовательный уровень, развивает способность к самообразованию, самосовершенствова­нию. Индустриализация сельскохозяйственного произ­водства несовместима с узким профессионализмом. В сельском хозяйстве совмещение профессий особенно необходимо.

Вторая причина - необходимость повышать общеоб­разовательный, культурный уровень сельской семьи. Как известно, этот уровень ниже, чем у семьи городской. По­вышение общеобразовательной подготовки сельских тру­жеников - залог благоприятного влияния сельской семьи на социальное самоопределение и нравственное фор­мирование детей.

Для того чтобы повысить уровень общеобразователь­ной подготовки сельской работающей молодежи, издавна существовала вечерняя школа. Но у нас она не пользова­лась большим успехом. Вечернюю школу посещали лишь те молодые колхозники, которые собирались поступать в вузы В поисках эффективных форм общеобразователь-169

ной и профессиональной подготовки сельской молодежи мы шли к идее учебного комбината. Созданный силами и средствами колхоза при помощи семей школьников, комбинат был на протяжении многих лет основным зве­ном общеобразовательной и профессиональной учебы колхозников.

История отечественной педагогики знает много по­исков наиболее эффективных форм соединения обучения школьников с производительным трудом. Ученические производственные бригады, лагеря труда и отдыха, школьные лесничества, школьные МТС и заводы...

Не всегда эти поиски приводили к удачным решени­ям, не все формы выдержали проверку временем.

Многолетний опыт ученических производственных бригад свидетельствовал о том, что именно бригада яв­ляется одной из наиболее эффективных форм трудового воспитания сельских школьников, одной из наиболее доступных для хозяйства форм организации их произво­дительного труда.

Не всякий труд правильно воспитывает. Необходим труд педагогически целесообразный, высокоорганизован­ный, коллективный, творческий, сочетающийся с хорошо налаженным бытом и отдыхом. Этим требованиям отве­чает содержание деятельности хорошо педагогически и экономически организованной ученической производ­ственной бригады.

Коллективный производительный труд школьников -основной вид их деятельности в ученической бригаде -стал важнейшим фактором формирования их социально­го опыта и личности.

За новопавловской ученической производственной бригадой был закреплен участок 123 га (из них 50 га пашни и 43 га садов), четыре трактора, четыре комбайна "Нива", навесные и прицепные сельскохозяйственные машины, орудия, инвентарь, здания и сооружения, авто­бус. Непрерывно улучшалась материальная база учениче­ских бригад, создавались условия для труда, опытничества, отдыха и спорта. Вместо зеленого театра под от­крытым небом на территории культстана бригады им. Ю.А. Гагарина был построен современный летний театр на 300 мест под крышей. Вместо палаток пионерского 170

лагеря "Ромашка" - коттеджи, спальные корпуса. Опыт­ное поле стало орошаемым. Значительно были расшире­ны учебно-производственные возможности животновод­ческого комплекса бригады. В его состав вошла ферма молочного скотоводства, конеферма, где содержались и обучались 15 лошадей англо-кабардинской породы. В учебно-производственный животноводческий комплекс вошли также кроликоферма, птичник.

Бригада выполняла и оздоровительную функцию, в ней имелись необходимые условия для того, чтобы ис­пользовать труд, нормированный в соответствии с возрас­том учащихся, как фактор их физического развития.

Культстан был расположен в живописном месте. Кроме ботанического сада здесь был создан цветник. За­вершали зеленый наряд культстана сады - яблони, че­решни, абрикосы, высаженные и ухоженные самими школьниками. Красива и местная дикая растительность на крутых склонах поймы реки Куры.

Школьники ухаживали за ими же посаженным са­дом, выращивали овощи, зерновые, технические и кор­мовые культуры. В бригаде были созданы возможности для внедрения комплексной механизации производ­ственных процессов, химических средств защиты сель­скохозяйственных растений, мелиорации земель.

Начиная с восьмого класса школьники изучали си­стему машин, применяемых в сельскохозяйственном производстве, приобретали навыки управления тракто­ром, автомобилем, мотоциклом, знакомились с устрой­ством и принципами работы сложной зерноуборочной и кормоуборочной техники. Все это создавало широкие возможности для политехнической подготовки учащихся и их профессионального самоопределения.

В бригаде были заняты эпизодическим трудом и уче­ники младших классов.

Пионерский лагерь "Ромашка", охватывавший в два потока до 240 ребят, имел свой, независимый от учени­ческой бригады, распорядок дня, свою программу труда и отдыха, свои ритуалы, свой городок, кухню, столовую. Вместе с тем он был органически связан с бригадой; все, что создавалось в ней, являлось достоянием и младших школьников. Это и цветники, и дендрарий, и опытные 171

делянки. Здесь ребята трудились, познавали новое, отды­хали, развивались физически и духовно.

Ежегодно в хозрасчетном производственном задании ученической бригады плановый отдел колхоза предусмат­ривал не только капиталовложения, но и необходимые оборотом средства, включая средства на бесплатное об­щественное питание, текущий ремонт и текущие затраты на производственную деятельность. Выделяя столь значи­тельные средства, колхоз был вправе ожидать реальную отддчу валовой и товарной продукцией, что и предусмат­ривало в плане работы бригады.

Таким образом, ученическая бригада являлась самостоятельным хозрасчетным производственным подразде­лении колхоза. Этому обстоятельству руководство кол­хоза и дирекция школы придавали принципиальное зна­чение: воспитать понимание современного производства, его технологии и экономики можно только в условиях, максимально близких к такому производству.

"...Хозрасчет - замечательный педагог, - писал А. С. Макаренко. - Как будто он закончил три педагогических вуза. Он очень хорошо воспитывает".

Было разработано и реализовывалось в практической деятельности специальное Положение об ученической производственной бригаде. Положение охватывало раз­личные стороны жизнедеятельности коллектива школь­ников в ученической бригаде, раскрывало ее задачи, со­держание работы, характер самоуправления трудового коллектива учащихся, порядок учета и оплаты их труда и, наконец, обязанности школы и колхоза, учителей и спе­циалистов в организации работы ученической бригады.

Важным условием нормального функционирования ученической производственной бригады являлось присутствие взрослых - специалистов, наставников, ин­структоров. В бригаде постоянно работало 25 взрослых-рядовых колхозников и специалистов - на 450 ребят. Та­кое соотношение школьников и взрослых в ученической бригаде как оптимальное в наших условиях сложилось в процессе практической деятельности детского трудового коллектива. Судя по нашему опыту, это как раз было столько, сколько необходимо. Здесь не было лишних взрослых людей, но не было и недостатка в них.

172


Специалисты сельского хозяйства, воспитатель-педагог, наставники-механизаторы и инструкторы для бригады назначались решением правления колхоза из числа лучших работников. Все они проходили подготовку в учебном комбинате, получали дополнительный ин­структаж.

Необходимость постоянного пребывания и работы взрослых в ученической бригаде вызывалась прежде всего педагогическими соображениями.

Руководитель учебно-трудового коллектива учени­ческой бригады Светлана Захаровна Сухина, высококва­лифицированный специалист в садоводстве и овоще­водстве, обладала богатыми познаниями в растение­водстве и особенно защите сельскохозяйственных расте­ний. Общаясь с ней, школьники в процессе практики получали много специальных знаний о современной тех­нологии земледелия и растениеводства. Трудно переоце­нить и роль Таисии Георгиевны Анциборовой - заведую­щей агрохимлабораторией и Александра Семеновича Гамаюнова - старшего воспитателя. В здании животновод­ческого комплекса был оборудован учебный класс, в ко­тором по специальной программе занимались члены уче­нической бригады. Вел занятия с членами ученической бригады квалифицированный специалист-зоотехник. Большую учебную и воспитательную работу проводили механизаторы-наставники. Кроме того, колхоз выделял ребятам наставника и инструктора на период подготовки к уборке урожая и проведения хлебоуборочных работ.

Включение взрослых тружеников в ученическую бригаду было вызвано и интересами хозяйства. Сельско­хозяйственное производство, хотя и характеризуется от­носительной сезонностью, - непрерывный процесс. Уход-за садом, выращивание рассады, ремонт техники, внесе­ние удобрений - работа, проводимая зимой, - также тре­бует руководства и помощи взрослых.

Мы считали, что школьник не может быть полно­ценным руководителем ученической бригады, функцио­нирующей к тому же летом и зимой - весь год. Вместе с тем важно обеспечить участие школьников в реальном управлении и самоуправлении в звеньях и в бригадном коллективе в целом. Школьники могут и должны уча-173

ствовать в планировании работы, в учете своего труда. Именно им следует доверять учет труда своих сверстни­ков при важном условии - педагогическом руководстве со стороны учителей и специалистов колхоза.

Органами самоуправления .в ученической бригаде являлись общее собрание ее членов и совет коллектива бригады. В последний входили председатель из числа школьников, звеньевые-учащиеся, специалисты колхоза и педагоги школы. Председатель совета в трудовом пото­ке школьников выступал и как бригадир детского кол­лектива потока. Бригадир, старший воспитатель и другие специалисты выступали в роли наставников. Совет бри­гады избирался общим собранием ее членов; он осу­ществлял исполнительную власть в бригаде и отчитывал­ся перед собранием. Члены совета бригады рассматри­вали вопросы текущей жизни коллектива, свободно вы­сказывая свои мнения, прибегая при окончательном ре­шении к голосованию. Эти вопросы связаны с планиро­ванием работы бригады и звеньев, подведением итогов соревнования, предварительным решением отдельных экономических проблем. Например, совет бригады мог предварительно решить вопрос о создании за счет зара­ботков школьников общественного фонда для проведе­ния экскурсий, туристических походов. Свои решения совет бригады затем выносил в виде предложений на рас­смотрение общего собрания бригады, правления колхоза и дирекции школы.

В летний период в коллективе новопавловской уче­нической производственной бригады трудились 450 уча­щихся четвертых-десятых классов (три потока по 150 школьников, продолжительность потока-один месяц).

Наш многолетний опыт показал, что организованный таким образом труд школьников позволяет чередовать трудовую, производственную деятельность детей с, к примеру, туристической. Наконец, ребенок должен про­сто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.

Продолжительность рабочего времени, характер про­изводительного труда, физическое и интеллектуальное 174

напряжение, наконец, условия труда и быта в учени­ческой бригаде должны строго соответствовать возрасту школьников. Ученики пятых-шестых классов трудились у нас три часа в день, учащиеся седьмых-восьмых классов -четыре часа, старшеклассники — пять-шесть часов. Число дней, отведенных для летней трудовой практики, также определялось в соответствии с возрастом школьников: не менее 20 дней практической летней работы в учени­ческой бригаде для младших ее членов и не менее 25 дней для старшеклассников, занятых возделыванием и уборкой сельскохозяйственных культур. Учащимся было предоставлено право по их желанию после обязательного трудового времени продолжить трудовую практику в уче­нической бригаде, если она связана со специальными работами по уходу за кроликами, на конеферме и на уборке хлебов.

Как показывает жизнь, при хорошей организации труда и отдыха, налаженном питании, при строгом со­блюдении норм времени рабочего дня в соответствии с возрастом школьников труд в бригаде идет лишь на пользу детям.

В отборе содержания труда для детей мы придержи­вались определенных принципов. Так, четвертые-пятые классы были заняты в основном цветоводством, шестые-восьмые - садоводством. Организуя производительный труд учащихся в летний период, новопавловские педагоги стремились к тому, чтобы в одном потоке были разно­возрастные классы-звенья. Это способствовало развитию самоуправления в первичных трудовых детских коллекти­вах, а также выполнению разнообразных трудовых опера­ций и технологических процессов.

В старших классах происходила специализация. Программа специализации была рассчитана на то, чтобы в конечном счете выпускник школы получил необходи­мые знания, навыки и умения, связанные с его первой профессией - тракториста, комбайнера, водителя автомо­биля, оператора машинного доения, садовода, овощевода, лаборанта-агрохимика.

Переходя из класса в класс, школьники знакомились с важнейшими производствами района, края. В учени­ческой бригаде им были предоставлены большие возмож-175

ности и для ознакомления с подсобными, но тоже важ­ными отраслями - кролиководством, птицеводством, племенным коневодством, и для опытничества на специ­альном земельном участке, и для проведения исследова­ний в агрохимической лаборатории, выполняющей зака­зы колхоза.

В процессе опытнической работы решались самые различные задачи. Ученики четвертых-пятых классов были заняты опытнической работой по цветоводству. На опытном участке бригады выявлялось хозяйственное зна­чение различных плодовых, овощных, зерновых, кормо­вых культур, определялось влияние на урожай органиче­ских и минеральных удобрений, микроэлементов, росто­вых веществ.

На полях ученической бригады было организовано сортоиспытание озимой пшеницы и других сельскохозяй­ственных культур, изучение лекарственных трав. Агрохи­мическая лаборатория ученической бригады являлась исследовательским центром колхоза по изучению хими­ческого состава почв. Лаборатория исследовала наличие каротина, протеина, сахара и других питательных ве­ществ в кормах, выявляла причины болезней сельскохо­зяйственных растений. Все это делали школьники, вы­полняющие роль лаборантов-агрохимиков.

Вблизи культстана был организован учебно-опытный участок площадью 1,06 га на пойменных аллювиальных почвах.

Работа, которую проводили школьники на учебно-опытном участке, увязывалась с закреплением знаний, полученных при изучении природоведения (практическое знакомство с растительным миром), ботаники (работа с растениями различных семейств, практическое знаком­ство с вегетативным и семенным размножением, влияни­ем элементов питания на рост и развитие растений), зоо­логии (знакомство с членистоногими, полезными и вред­ными насекомыми), химии (изучение минеральных макро- и микроудобрений и методики их применения), биологии (познание многообразия видов, биологических мер борьбы с сорными растениями и вредителями). Тема­тика опытов разрабатывалась учителями школы, специа-

176

листами колхоза и учеными Ставропольского сельскохо­зяйственного института.



Как видно, достигнуто было немало. Однако по мере развития ученических бригад все отчетливее вырисовыва­лись трудности, возникали новые проблемы.

Когда-то нам казалось: достаточно дать ребятам зем­лю и технику, и дело пойдет. Жизнь показала, что не­пременным условием педагогически целесообразной дея­тельности ученической производственной бригады яв­ляется научное ведение хозяйства. Необходимы высокая культура земледелия, животноводства, мелиорации и хи­мизации, использование достижений аграрной науки и передовой сельскохозяйственной практики.

Жизнь и деятельность в бригаде должна быть доста­точно многогранной, чтобы каждый школьник мог найти в ней удовлетворение, чтобы он мог раскрыться перед товарищами, учителями, самим собой как личность ин­тересная, творческая. Не только разумный, педагогиче­ски целесообразный труд, но и содержательная клубная, спортивная, эстетическая деятельность, техническое творчество должны заполнять время школьников в бри­гаде.

Мы старались учитывать эти потребности детей. Труд был основным, но не единственным видом деятельности школьников в бригаде. Здесь работали кружки по интере­сам, спортивные секции, хор, библиотека, ТЮЗ. Нако­нец, и отдых занимал большое место в бюджете летнего времени ребят. Они купались, загорали, участвовали в походах, военно-спортивных играх.

Мы считали, что речь должна идти об организации жизни школьников в ученической бригаде на принципах разносторонней самодеятельности, где сфера прямого педагогического вмешательства была бы весьма ограни­ченной. Включение в воспитательный процесс студентов, старших школьников в качестве руководителей младших в условиях бригады являлось более эффективным, чем привлечение большого числа педагогов. Вместе с тем трудно переоценить роль наставничества в ученической бригаде со стороны заслуженных мастеров производства, общение с которыми служило для учащихся важнейшим стимулом социального развития.

177


Мы стремились в первую очередь воспитать у ребят высокие нравственные качества гражданина, труженика, созидателя, личности с яркими коллективистскими, пат­риотическими чертами. Мы старались не забывать не только о потребностях сельскохозяйственного производ­ства, но и об индивидуальных наклонностях, способно­стях и возможностях человеческой личности, о свободе выбора жизненного пути в нашем обществе. Именно в юношеском возрасте, при выходе из средней школы, мысли ребят наиболее крылаты, стремления наиболее благородны, но каждая мысль, каждое стремление при­надлежит кому-то одному. И мы не ставили своей зада­чей, чтобы все наши выпускники остались в колхозе. Такое решение этого важного вопроса только помогало нам в профориентации, в том числе и на сельскохозяй­ственные профессии".

<предыдущая страница | следующая страница>


Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня
4062.94kb.

14 10 2014
16 стр.


А. Горбовский Незваные гости. Полтергейст вчера и сегодня
703.13kb.

09 09 2014
3 стр.


Станиславский вчера, сегодня, завтра программа режиссерской школы об основах профессии
1970.19kb.

13 10 2014
16 стр.


От инстинктов — к выбору, смыслу и саморегуляции: Психология мотивации вчера, сегодня и завтра
129.84kb.

13 09 2014
1 стр.


Программы дополнительного образования

Нравственное воспитание – одно из звеньев общей системы воспитания детей. Оно обращено к духовному миру ученика, поэтому его воспитательные возможности очень велики

601.27kb.

14 12 2014
4 стр.


Тесты в Украине: вчера, сегодня, завтра

Л. Ф. Бурлачук, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент апн украины

92.54kb.

25 09 2014
1 стр.


Сценарий выступления команды

О: Марин, я себе вчера такое платье купила! Тютелька в тютельку! Сегодня померила жмёт…

19.81kb.

11 10 2014
1 стр.


Фрэнк Беттджер Вчера неудачник — сегодня преуспевающий коммерсант

Пер, с англ. Б. Алексеева, 1997. — М.: Агентство «фаир», Информпресс+, 1999. —

2129.6kb.

14 12 2014
8 стр.