Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Приложение 4

Характеристика уровней речевого недоразвития


I уровень речевого недоразвития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения. Это так называемые безречевые дети. Активный словарь детей с тяжелыми нарушениями речи данного уровня находится в зачаточном состоянии, ограничен лепетными словами, звукоподражаниями, звуковыми комплексами и небольшим количеством общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недеференцированы. Звуковые комплексы непонятны окружающим (дедушка - де), часто сопровождаются жестами. Лепетная речь представляет собой набор речевых элементов, сходных со словами («пойдем гулять» – «ату гуа»).

В речи детей с такой формой нарушения речи могут встречаться отдельные общеупотребительные слова, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, употребляются в неточных значениях. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Небольшой словарный запас отражает непосредственно воспринимаемые детьми предметы и явления. Слова, обозначающие отвлеченные понятия, дети не используют. У детей отмечается преобладание корневых слов, лишенных флексий, или неизменяемых звуковых комплексов. На первый план в речи детей выступает лексическое значение слов. Воспроизводить слоговые элементы слова дети затрудняются. В их речи преобладают односложные или двусложные образования. Пассивный словарь у детей с общим недоразвитием речи первого уровня шире активного. Они правильно понимают инструкции, обусловленные знакомой ситуацией, но понимание речи вне ситуации очень ограничено.

Фразовая речь у детей с I уровнем речевого недоразвития почти полностью отсутствует, следовательно, отсутствуют и грамматические конструкции.

Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова у детей еще не сформирована. Бедность словарного запаса не позволяет точно определить у них состояние звукопроизношения. Произношение отдельных звуков лишено постоянных артикуляций.

Фонематическое восприятие резко нарушено, возникают трудности даже при отборе картинок, сходных по названию, но разных по смыслу («бочка-дочка-точка»). Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня речевого развития непонятны. Они не могут выделить отдельные звуки в слове.

II уровень недоразвития речи у детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Активный словарь детей расширяется. Кроме существительных и глаголов в речи детей появляются прилагательные, наречия, а также личные местоимения, изредка предлоги и союзы в элементарных значениях.

В речи детей встречаются отдельные формы словоизменения, наблюдаются попытки изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы по временам, но часто эти попытки оказываются неудачными.

Отмечаются затруднения в использовании слов, обозначающих не только предметы, но и действия, признаки (дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера и т.д.). Дети часто заменяют слова близкими по смыслу (суп «поливают» вместо «наливают»), не владеют навыками словообразования. Также дети делают грубые грамматические ошибки:

1) путают падежные формы («едет машину» вместо «едет на машине»);

2) употребляют существительные в именительном падеже, а глаголы в инфинитиве или форме третьего лица единственного и множественного числа настоящего времени;

3) не согласуют род глагола с числом и родом существительного («два каси» - два карандаша, «де туи» - два стула);

4) не согласуют прилагательные и числительные с числом и родом существительных («асинь адас» - «красный карандаш», «асинь ета» - «красная лента», «асинь пати» - «красное платье»).

Пользование предложными конструкциями также вызывает у детей затруднения: предлоги опускаются, а существительные употребляются в исходной форме («нига идит той»- «книга лежит на столе»). Союзы и частицы в их речи встречаются очень редко.

Фонетическая сторона речи также отстает от возрастной нормы: у детей нарушено звукопроизношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, звонких и глухих сонорных звуков. Между изолированным воспроизведением звуков и их употреблением в речи имеются резкие расхождения. Несформированность звукопроизношения у детей ярко проявляется при произнесении слов и предложений.

Ярко выражены затруднения при воспроизведении детьми звукового состава двусложных слов, включающих обратный и прямой слог. Количество слогов в слове сохраняется, но звуковой состав слов, последовательность звуков и слогов воспроизводится неверно («кано» - «окно»). В трехсложных словах дети, наряду с искажением и пропусков звуков, допускают перестановки слогов или опускают их совсем («адаш» - карандаш, «ава» или «каваля» - «голова»). Более выражены искажения в трехсложных, чем в двусложных словах. А четырехсложные и пятисложные слова произносятся детьми еще более искаженно. Но более всего нарушается произнесение слов детьми во фразовой речи. Часто слова, которые произносились правильно либо с небольшими искажениями, во фразе теряют всякое сходство с исходным словом.

Недостаточное усвоение звукового состава слов задерживает формирование словаря детей и овладение ими грамматического строя.

У детей начинает формироваться фразовая речь. Они умеют пользоваться простой фразой, также могут дифференцировать названия предметов, действий, отдельных признаков. Дети могут ответить на вопросы, беседовать по картине, рассказать о семье. Однако грубое речевое недоразвитие у таких детей достаточно выражено, так как в их речи еще очень отчетливо проявляются следующие недостатки: незнание многих слов, неправильное произношение звуков, нарушение структуры слов, аграмматизмы.



III уровень речевого недоразвития у детей характеризуется более развернутой обиходной речью без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. Владея речью на данном уровне, дети могут общаться с окружающими, но чаще только в присутствии родителей (воспитателей), дающих соответствующие пояснения. Свободное же общение детей данного уровня еще затруднено.

На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. Активный словарь детей ограничен и отстает от нормы, поэтому часто отмечается неточный выбор слов. Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признакам.

Словарный запас детей в основном имеет следующие лексические ошибки:

1) замена названия части названием целого («воротник», «рукав» – «рубашка»; «колесо», «руль» – «машина»);

2) замена названия предмета названием действия («шнурки» – «завязывать»; «продавец» – «тетя продает»);

3) замена слов, близких по ситуации и внешним признакам («панама», «шляпа», «берет», «фуражка» – «шапка»; «куст», «дерево», «табурет», «кресло»– «стул»);

4) замена видовых понятий родовыми («синица», «голубь», «ворона», «сова» – «птичка»);

5) замена названий признаков («узкий – неузкий»; «короткий – маленький»; «длинный, широкий – большой»).

Из числа прилагательных употребляются преимущественно качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов – величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов. Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений («мамина сумка»). Наречия используются очень редко. Дети употребляют местоимения разных разрядов, простые предлоги (в, к, на, под и др.). Причем один и тот же предлог при выражении различных отношений может и опускаться, и заменяться. Это указывает на недостаточную сформированность понимания значений даже простых предлогов.

У детей данного уровня недостаточно сформированы грамматические формы. Они допускают ошибки в падежных окончаниях, неверно согласовывают прилагательные с существительными в роде и падеже; смешение родовой принадлежности существительных («две кадаши» - «два карандаша»); неверное согласование числительного с существительным всех трех родов; опускание предлогов. Характерно, что наиболее простые категории рода, числа и падежа в привычном контексте употребляются детьми верно, а в обусловленной речи в этих же формах появляются ошибки.

Словообразование у детей сформировано недостаточно. Отмечаются трудности подбора однокоренных слов. Часто словообразование заменяется словоизменением («снег»-«снеги»). Преобразование слов затруднено и звуковыми смешениями («свисток»-«цветы», «город»–«голодный»).

В активной речи дети используют преимущественно простые предложения. Большие затруднения (а часто и полное неумение) отмечаются у детей при распространении предложений и при построении сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Во фразовой речи детей обнаруживаются отдельные аграмматизмы, часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и причинно-следственные отношения («Снег уже весь растаял, как прошел месяц»).



У многих детей данного уровня сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова, что создает большие трудности в овладении детьми звуковым анализом и синтезом. Дефекты звукопроизношения проявляются в затруднениях при различении сходных фонем. Также дети часто не различают формы числа, рода, падежа существительных и прилагательных, временных форм глагола, оттенка значений однокоренных слов, не различают задания типа «рисуй карандаш», «рисуй карандашом».

Понимание обиходной речи детьми в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, недифференцированность грамматических форм. Нередко они не понимают инструкции, задающей непривычную для них ситуацию («положи тетрадь на карандаш, поставь блюдце на ложку»). Часто отмечается недопонимание изменений значения слов добавлением или снятием приставки, суффикса. У большинства детей отсутствует различение морфологических элементов, выражающих значение числа и рода прилагательных.

Характеристика уровней речевого недоразвития I уровень речевого недоразвития

Значения слов неустойчивы и недеференцированы. Звуковые комплексы непонятны окружающим (дедушка де), часто сопровождаются жестами. Лепетная речь представляет собой набор речевых эл

62.66kb.

13 09 2014
1 стр.


Специализированные технические средства регистрации речевого сигнала при решении задач фоноскопической экспертизы

В работе представлены результаты испытаний специализированных аппаратно-программных комплексов регистрации речевого сигнала. Приводятся результаты тестирования устройства

15.72kb.

14 12 2014
1 стр.


Технологии виртуальных собеседников и формы речевого взаимодействия Н. Н. Зильберман

Данная статья рассматривает формы речевого взаимодействия, применяемые программами-чат-роботами (виртуальными собеседниками). Предлагается расширить диапазон используемых речевых ф

82.25kb.

28 09 2014
1 стр.


Специализированная компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»
98kb.

01 10 2014
1 стр.


Уровень речевого развития детей на этапе формирования навыка чтения¹

Е. Е. Ляксо*, О. В. Фролова**, А. Г. Смирнов, А. В. Куражова, Ю. С. Гайкова, Е. Д. Бедная, А. С. Григорьев

32.05kb.

26 09 2014
1 стр.


Практикум по культуре речевого общения (английский язык) направление 620100 (031200. 65) «Лингвистика и межкультурная коммуникация»

Программа курса «Практикум по культуре речевого общения (английский язык)». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2005. – 20 с

345.54kb.

24 09 2014
1 стр.


Упражнения для развития речевого дыхания, удлинения речевого выдоха: «Шарик». Вдох через нос или рот – живот надуть, выдох через рот – живот сдуть, губы тянуть

«Подуй на листочек» (на горячий чай, на вертушку, на снежинку). Плавно сдуть листочек с ладошки: «ф-ф-ф», щеки не надувать

15.7kb.

08 10 2014
1 стр.


Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Логопедия" М.: В. Секачев, 1998. 304 с.: ил

Судороги мышц речевого аппарата в процессе устной речи являются основным симптомом заикания. Речевые судороги возникают только в момент речи или при попытке начать речь и выражаютс

73.69kb.

11 10 2014
1 стр.