Перейти на главную страницу
Предложенная модель урока по историческому краеведению построена на основе принципов развивающего обучения. Урок представлен в рамках технологии «Развитие критического мышления», с использованием дополнительных источников, информационных материалов: текстов исторических трудов, копий картин, фотографий. Большое значение имеет тот факт, что данные средства наглядности служат не только для пояснения текста, а являются источниками новых знаний. Работа организована с использованием презентации. На уроке используются первоисточники. Это дает возможность учащимся 9 класса опираться на фактический материал, формировать свою точку зрения. Такая модель урока позволяет максимально усвоить учебный материал при одновременном формировании исторического мышления путем путём критического переосмысления материала и развивает умение формулировать вывод по предложенной теме. Особенностью данного урока является то, что он позволяет развивать аналитическое мышление и коммуникативные способности. Урок воспитывает патриотизм и гражданскую позицию.
Познавательные (учебные): сформировать представление учащихся о развитии хозяйственной жизни Тверского края в XVII в.; продолжить формирование умений работать с учебником, первоисточниками, грамотно и кратко представлять свои знания в таблице и делать логический вывод.
Воспитательные: формировать чувство патриотизма, гражданскую позицию.
Коммуникативные: закрепить умение работать в группе.
Компьютер учителя, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник «История Тверского края» под ред. В.М. Воробьева.
Урок сопровождается Презентацией Power Point.
придать дискуссии необходимое направление.
Мы снова встретились на уроке исторического краеведения. Рассматривая события конца XVI в. - начала XVII в. мы говорили о событиях смутного времени и их влияние на тверской край. Но нами затрагивалась большей частью политическая сторона вопроса. Сегодня мы постараемся рассмотреть хозяйственное развитие края в XVII веке после Смутного времени. Интервенция, смена правителей, неурожаи – все это оказало неблагоприятное влияние на жизнь населения края в XVII веке. Рассматривая детально хозяйственное устройство края можно выделить две основных категории составляющих одно целое – город и село. Не только эти две категории необходимо рассмотреть отдельно, но и типы землевладения, определявшие положение живших на этих землях жителей – вотчинно-поместное, монастырское, государственное.
Учитель показывает слайды «Землевладение в Тверском крае XVII века» поочередно накладывая изображения карты Тверского края с различно закрашенными областями видов землевладения один на другой.
Чем отличается карта на экране от карты в учебнике?
Предполагаемый ответ: не обозначены области различных видов землевладения.
Как вы думаете, почему штриховка на карте разных цветов?
Почему некоторые территории обозначены двумя – тремя видами штриховки?
Скажите, пожалуйста, можете вы дать определение «вотчино-поместное землевладение», «монастырское землевладение» и «государственное землевладение».
Достаточно ли вам тех знаний, которыми вы обладаете, для заполнения данной таблицы?
(Приложение 2. Хозяйственное развитие Тверского края в XVII в.)
Предполагаемый ответ: нет, необходима дополнительная информация.
Этап «Осмысление»
Итак, мы разделились на малые группы. Перед вами лежит алгоритм работы, с которым вы уже знакомы. (Приложение 1.)
Вашей задачей последующие 15 минут будет поиск недостающей информации для заполнения таблицы в электронном виде. 1 группа – «Вотчинно-поместное землевладение», 2 группа – «Церковное (монастырское) землевладение», 3 группа – «Развитие города в Тверском крае XVII века». По истечении времени каждая группа предоставит информацию на электронном носителе, комментируя выполненную работу.
Работа в группах по заполнению таблицы с использованием предложенной литературы проводится по вариантам карточек–заданий.
(Приложение 3. Карточки-задания)
По истечении времени каждая группа выводит на доску, собранную информацию по своему клайстеру и комментирует результаты.
Обращаясь к обучающимся, учитель задаёт вопрос каждой группе, представляющей свою работу:
Как вы думаете, что можно ещё добавить в данную характеристику?
А сейчас, с целью систематизации собранной информации в таблице, сделаем вывод по направлениям хозяйственного развития Тверского края в XVII веке. Каждая группа решает сама, по какому направлению будет делать вывод, используя педагогическую технику «Формула ПОПС», алгоритм которой лежит на ваших столах.
П (положение) Я считаю, что…,
О (обоснование) потому что…,
П (пример) например, ….,
С (следствие) следовательно… .
После пятиминутной работы заслушиваем выводы групп.
Предполагаемые ответы:
Вы сделали выводы по основным направлениям, а я, готовясь к уроку постаралась обобщить информацию по всей теме, используя эту же «Формулу ПОПС». Согласитесь ли вы с моей точкой зрения, основанной на тех же документах, с которыми вы работали.
«Я считаю, что в XVII веке сложились определённые условия для хозяйственного развития Тверских земель, потому что развивались не только два основных вида землевладения, но и Соборное Уложение 1649 г. способствовало закрепощению крестьян, развитию городов и торговых отношений с другими странами,
например, продукция из верхневолжских городов доходила до Швеции, Голландии, Германии, а на местном рынке продавали европейские и восточные товары; крупными землевладельцами были боярин Б.И. Морозов, боярин Б.П. Шереметьев, князь А.М. Львов,
следовательно успехи в городском и сельском ремесле, а также торговля способствовали развитию Тверского края.»
Предполагаемый ответ: этот вывод подтверждает информацию собранную в таблице.
Итак, рассмотрев основные направления в развитии хозяйства Тверского края XVII века, мы можем говорить об особенностях этого периода развития. С целью закрепления полученных вами знаний на уроке, предлагаю подготовить характеристику хозяйственного развития города и села Тверского края в XVII веке на основании данных таблицы и заполнить контурную карту, обозначив на ней виды землевладения разной штриховкой.
Спасибо за творческое сотрудничество!
Список литературы:
Оптимальный состав групп 5 человек. Для успешной совместной работы необходимо комплектовать группы из учащихся, имеющих примерно одинаковую успеваемость и одинаковый темп работы, подбирать наиболее совместимые типы для успешного взаимодействия. Состав групп непостоянный и, как правило, различный по разным предметам. Перестановка мебели осуществляется по желанию учащихся и учителя. Дети порой намного быстрее сами находят удобное положение, и учителю лишь надо последить за осанкой.
Реализация групповой формы учебной деятельности на этапе, соответствующем организации проектной деятельности, позволяет:
Этап положительного самоопределения к учебной деятельности.
Информация использована с сайта https://irina78-msk.narod.ru/metodicheskaya_deyatelnost/etapi_organizatsii_gruppovoi_raboti_na_uroke/
|
Вид землевладения |
Хозяйства |
Месторасположение |
Налоги |
Специализация |
Торговые связи |
Ремесло |
Село |
Вотчино-поместное |
Городня (боярин Б.И.Морозов) Тургиново (Н.И.Романов) Кимрская волость (князь А.М.Львов→Нарышкины) Молодой Туд с землями (боярин Б.П.Шереметьев) |
Тверской уезд Тверской уезд Тверской уезд Ржевское Верхневолжье |
Более заметным становится денежный оброк, но доля натурального оброка снижается не во всех вотчинах |
Сжали более всего овёс и рожь, получило развитие личное разведение скота Для Ржевского поволжья - лён |
|
Становится товарным сельское ремесло: обработка шерсти, льна, кож, продукции охоты, бортничества, углежогный промысел, смолокурение, лесозаготовки. |
Церковное |
Иосифо-Волоцкий монастырь Троице-Сергиев монастырь Симонов монастырь Новодевичий монастырь Донской монастырь
|
|
Особо заметна барская запашка, постепенно переводили на денежный и натуральный оброки |
|
|
| |
Город |
|
Тверь Городецк
Торжок Ржев Старица |
Тверской уезд Бежецкий уезд |
|
Соборное Уложение 1649 года приписывало заниматься ремеслом и торговлей только горожанам. Горожан прикрепили к посадам как крестьян к землевладельцам |
Продукция верхневолжских городов распространялась не только на территории России, но доходила и до Швеции, Голландии, Германии |
Железное дело , ткачество (толстое «тверское» полотно, льняные набивные ткани), строительное ремесло Кузнецы
Коровьи, козлиные, конские шкуры, сапоги Ткацкое производство Строительное ремесло |
11 10 2014
1 стр.
Данный урок стимулирует потребность и способность к самообразованию
09 09 2014
1 стр.
В конце XVII в наметилось экономическое отставание России от ведущих европейских стран. Для выхода страны из этой ситуации требовалось развитие мануфактурного хозяйства и внутренне
17 12 2014
1 стр.
«Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Пермского края на 2009-2015 годы», утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 6 марта 2009 г. №138-п в редак
13 10 2014
1 стр.
Курс «Хозяйственное право» имеет не просто общеобразовательное значение. Он предназначен для того, чтобы ознакомить будущих менеджеров в различных областях экономики и упра
15 10 2014
9 стр.
Тема урока: Развитие математики и Астрономии в странах Европы в XVI-XVII вв. Подвиг во имя науки
13 10 2014
1 стр.
День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770) год. Известно, что это начинание ветеранских организаций Тверского региона. Когда и почему именно тверит
10 10 2014
1 стр.
Работа посвящена исследованию вклада Алексея Трусова в развитие часового дела Тюменского края, основанному на изучении памятника материальной культуры музейного значения – часов, а
30 09 2014
5 стр.