Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Приложение 3. Урок на тему: «Хозяйственное развитие Тверского края в XVII в.». Авторы: Виноградова Ирина Анатольевна (МОУ ООШ п. Красное Знамя Спировского района), Семёнова Лариса Ивановна (МОУ СОШ ст. Старица Старицкого района), Фёдорова Татьяна Владимировна (МОУ СОШ № 46 г. Твери)

Пояснительная записка

Предложенная модель урока по историческому краеведению построена на основе принципов развивающего обучения. Урок представлен в рамках технологии «Развитие критического мышления», с использованием дополнительных источников, информационных материалов: текстов исторических трудов, копий картин, фотографий. Большое значение имеет тот факт, что данные средства наглядности служат не только для пояснения текста, а являются источниками новых знаний. Работа организована с использованием презентации. На уроке используются первоисточники. Это дает возможность учащимся 9 класса опираться на фактический материал, формировать свою точку зрения. Такая модель урока позволяет максимально усвоить учебный материал при одновременном формировании исторического мышления путем путём критического переосмысления материала и развивает умение формулировать вывод по предложенной теме. Особенностью данного урока является то, что он позволяет развивать аналитическое мышление и коммуникативные способности. Урок воспитывает патриотизм и гражданскую позицию.



Цели и задачи

Познавательные (учебные): сформировать представление учащихся о развитии хозяйственной жизни Тверского края в XVII в.; продолжить формирование умений работать с учебником, первоисточниками, грамотно и кратко представлять свои знания в таблице и делать логический вывод.

Воспитательные: формировать чувство патриотизма, гражданскую позицию.

Коммуникативные: закрепить умение работать в группе.



Техническое обеспечение урока

Компьютер учителя, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник «История Тверского края» под ред. В.М. Воробьева.



Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-практикум с применением ИКТ.

Методы, технологии: проблемно-исследовательский, «Развитие критического мышления».

Урок сопровождается Презентацией Power Point.



Роль учителя

Организующая: организовать самостоятельную деятельность учащихся в малой группе по алгоритму и в ходе занятия обеспечить активное участие всех в обсуждении вопросов.

Координирующая: помочь учащимся ориентироваться в многообразии фактического материала и исторических документов, с помощью вопросов

придать дискуссии необходимое направление.



Контролирующая: проверить умение учащихся оперировать имеющимися знаниями для оценки исторических событий и аргументации собственной гражданской позиции, применять знания в новой ситуации.

Оформление доски: тема урока, новые слова (соха-косуля, вотчина, обитель, бортничество, набивные ткани, заступ, ладан, верша), иллюстрации по теме, домашнее задание.

Модель урока

Мы снова встретились на уроке исторического краеведения. Рассматривая события конца XVI в. - начала XVII в. мы говорили о событиях смутного времени и их влияние на тверской край. Но нами затрагивалась большей частью политическая сторона вопроса. Сегодня мы постараемся рассмотреть хозяйственное развитие края в XVII веке после Смутного времени. Интервенция, смена правителей, неурожаи – все это оказало неблагоприятное влияние на жизнь населения края в XVII веке. Рассматривая детально хозяйственное устройство края можно выделить две основных категории составляющих одно целое – город и село. Не только эти две категории необходимо рассмотреть отдельно, но и типы землевладения, определявшие положение живших на этих землях жителей – вотчинно-поместное, монастырское, государственное.



Этап «Вызов»

Учитель показывает слайды «Землевладение в Тверском крае XVII века» поочередно накладывая изображения карты Тверского края с различно закрашенными областями видов землевладения один на другой.

Чем отличается карта на экране от карты в учебнике?

Предполагаемый ответ: не обозначены области различных видов землевладения.

Как вы думаете, почему штриховка на карте разных цветов?



Предполагаемый ответ: различные виды землевладения.

Почему некоторые территории обозначены двумя – тремя видами штриховки?



Предполагаемый ответ: на территориях присутствовали несколько видов землевладения.

Скажите, пожалуйста, можете вы дать определение «вотчино-поместное землевладение», «монастырское землевладение» и «государственное землевладение».



Предполагаемый ответ: вотчина-это родовое недвижимое имение или деревни, перешедшие в чьё-то владение по прямому или боковому наследству, а так же покупкой. Монастырское землевладение- это земля, принадлежавшая монастырям.

Достаточно ли вам тех знаний, которыми вы обладаете, для заполнения данной таблицы?

(Приложение 2. Хозяйственное развитие Тверского края в XVII в.)

Предполагаемый ответ: нет, необходима дополнительная информация.

Этап «Осмысление»

Итак, мы разделились на малые группы. Перед вами лежит алгоритм работы, с которым вы уже знакомы. (Приложение 1.)

Вашей задачей последующие 15 минут будет поиск недостающей информации для заполнения таблицы в электронном виде. 1 группа – «Вотчинно-поместное землевладение», 2 группа – «Церковное (монастырское) землевладение», 3 группа – «Развитие города в Тверском крае XVII века». По истечении времени каждая группа предоставит информацию на электронном носителе, комментируя выполненную работу.

Работа в группах по заполнению таблицы с использованием предложенной литературы проводится по вариантам карточек–заданий.

(Приложение 3. Карточки-задания)

По истечении времени каждая группа выводит на доску, собранную информацию по своему клайстеру и комментирует результаты.

Обращаясь к обучающимся, учитель задаёт вопрос каждой группе, представляющей свою работу:

Как вы думаете, что можно ещё добавить в данную характеристику?



В ответе учеников могут прозвучать дополнения, критические замечания, а могут они и согласиться с представленным материалом.

Этап «Рефлексия»

А сейчас, с целью систематизации собранной информации в таблице, сделаем вывод по направлениям хозяйственного развития Тверского края в XVII веке. Каждая группа решает сама, по какому направлению будет делать вывод, используя педагогическую технику «Формула ПОПС», алгоритм которой лежит на ваших столах.

П (положение) Я считаю, что…,

О (обоснование) потому что…,

П (пример) например, ….,

С (следствие) следовательно… .

После пятиминутной работы заслушиваем выводы групп.

Предполагаемые ответы:



1 группа «Мы считаем, что крупные землевладельцы старались приобрести и удержать крестьян любым путём, так как от них зависело благосостояние и возможности нести военную службу, которая требовала немало денежных средств,

потому что верховная власть жаловала владения и на казённых землях и на захваченных самовольно, так как захваты ограничивались обычно небольшими территориями, примыкавшими к вотчинам в Верхневолжье, например, боярин Б.И. Морозов добавил к своим владениям богатое с. Городню и получал от крестьян помимо денежного сбора, волжскую рыбу, хотя доля натурального оброка снижалась,

следовательно мы можем сделать вывод, что на этих территориях развивалось вотчинно-поместное землевладение.»

2 группа «Мы считаем, что в Старицком, Бежецком и Тверском уездах церкви принадлежала почти половина пахотных земель; Иосифо- Волоцкий, Троице-Сергиев, Симонов, Новодевичий, Донской монастыри были крупнейшими собственниками,

потому что тверские бояре и помещики делали богатые вклады в монастыри, а крестьяне и ремесленники были обложены повинностями, например, осташи платили оброк Иосифо-Волоцкому монастырю рыбой и деньгами, остальные тверские крестьяне кожами, холстами и сельскохозяйственной утварью, тяжёлым бременем ложились хозяйственные повинности,

следовательно мы можем сделать вывод, что в XVII веке получило активное развитие церковное землевладение.»

3 группа «Мы считаем, что Соборное Уложение1649 г. Предписывало заниматься ремеслом и торговлей только горожан, что сдерживало развитие сельского ремесла, но способствовало оживлению городского образа жизни,

потому что горожан прикрепили к посадам, подобно тому, как крестьян к землевладельцам; для них определялся круг податей и повинностей, например, Бежецкие кузнецы изготовляли иглы, гвозди, замки, из Кашина везли чулки, из Торжка – сапоги, из Ржевы – ткани и вся продукция была очень высокого качества,

следовательно успехи в городском ремесле способствовали развитию городов нашего края в XVII веке.»)

Вы сделали выводы по основным направлениям, а я, готовясь к уроку постаралась обобщить информацию по всей теме, используя эту же «Формулу ПОПС». Согласитесь ли вы с моей точкой зрения, основанной на тех же документах, с которыми вы работали.

«Я считаю, что в XVII веке сложились определённые условия для хозяйственного развития Тверских земель, потому что развивались не только два основных вида землевладения, но и Соборное Уложение 1649 г. способствовало закрепощению крестьян, развитию городов и торговых отношений с другими странами,

например, продукция из верхневолжских городов доходила до Швеции, Голландии, Германии, а на местном рынке продавали европейские и восточные товары; крупными землевладельцами были боярин Б.И. Морозов, боярин Б.П. Шереметьев, князь А.М. Львов,

следовательно успехи в городском и сельском ремесле, а также торговля способствовали развитию Тверского края.»

Предполагаемый ответ: этот вывод подтверждает информацию собранную в таблице.

Итак, рассмотрев основные направления в развитии хозяйства Тверского края XVII века, мы можем говорить об особенностях этого периода развития. С целью закрепления полученных вами знаний на уроке, предлагаю подготовить характеристику хозяйственного развития города и села Тверского края в XVII веке на основании данных таблицы и заполнить контурную карту, обозначив на ней виды землевладения разной штриховкой.

Спасибо за творческое сотрудничество!

Список литературы:


  1. Воробьев В.М «История Тверского края». Тверь. Созвездие.2005.

  2. Колосов В.. «Д.И. Карманов». Тверь.1893 г.

  3. Савинова О.В. Методические рекомендации по изучению

исторического краеведения. Выпуск 2. ТОИУУ. 2004.

  1. Тверская область. Энциклопедический справочник. Тверь. 1994.

  2. https://www.book-old.ru/BookLibrary/44000-Tverskaya-gub.html

Приложение 1. Правила групповой работы.

Оптимальный состав групп 5 человек. Для успешной совместной работы необходимо комплектовать группы из учащихся, имеющих примерно одинаковую успеваемость и одинаковый темп работы, подбирать наиболее совместимые типы для успешного взаимодействия. Состав групп непостоянный и, как правило, различный по разным предметам. Перестановка мебели осуществляется по желанию учащихся и учителя. Дети порой намного быстрее сами находят удобное положение, и учителю лишь надо последить за осанкой.

Реализация групповой формы учебной деятельности на этапе, соответствующем организации проектной деятельности, позволяет:


  • формировать способности к коммуникативному взаимодействию в позициях автора и понимающего;

  • тренировать способности к нормореализаторской деятельности;

  • тренировать способности к фиксированию затруднения в учебной деятельности;

  • тренировать способности к исследованию ситуации;

  • формировать способности к выявлению причины затруднения в учебной деятельности;

  • формировать систему ценностей, направленной на максимальный личный вклад в совместную деятельность группы.

Этапы взаимодействия между учителем и учащимися на уроке при организации групповой формы обучения как условия реализации деятельностного подхода.

Этап положительного самоопределения к учебной деятельности.



  • На данном этапе происходит переключение сознания ребёнка из бытия в жизнедеятельности к бытию в условиях учебной деятельности. В этой части урока учащиеся знакомятся, а в последующем повторяют следующие этапы и правила совместной деятельности.

Этапы совместной работы.

  • Определить, кто будет выполнять работу (состав группы).

  • Выбрать старшего.

  • Распределить обязанности, кто что будет выполнять.

  • Выяснить, зачем каждый будет выполнять задание.

  • Каждый продумывает, из чего, как, с помощью чего он будет выполнять задание.

  • Каждый контролирует себя, как его результат совпадает с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело).

  • Старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что заранее задумано (общее дело).

  • Из отдельных результатов получается один результат.

Правила совместной работы:

  • работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;

  • работать по плану;

  • своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;

  • качественно выполнять работу(аккуратно), соблюдать технику безопасности, экономию материала;

  • каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и своё в частности.

Информация использована с сайта https://irina78-msk.narod.ru/metodicheskaya_deyatelnost/etapi_organizatsii_gruppovoi_raboti_na_uroke/



Приложение 2. Хозяйственное развитие Тверского края в XVII в.






Вид землевладения

Хозяйства

Месторасположение

Налоги

Специализация

Торговые связи

Ремесло

Село

Вотчино-поместное

Городня (боярин Б.И.Морозов)
Тургиново (Н.И.Романов)
Кимрская волость (князь А.М.Львов→Нарышкины)
Молодой Туд с землями (боярин Б.П.Шереметьев)

Тверской уезд

Тверской уезд


Тверской уезд

Ржевское Верхневолжье



Более заметным становится денежный оброк, но доля натурального оброка снижается не во всех вотчинах

Сжали более всего овёс и рожь, получило развитие личное разведение скота

Для Ржевского поволжья - лён






Становится товарным сельское ремесло: обработка шерсти, льна, кож, продукции охоты, бортничества, углежогный промысел, смолокурение, лесозаготовки.


Церковное

Иосифо-Волоцкий монастырь

Троице-Сергиев монастырь

Симонов монастырь

Новодевичий монастырь

Донской монастырь





Особо заметна барская запашка, постепенно переводили на денежный и натуральный оброки










Город




Тверь

Городецк
Кашин


Торжок
Ржев
Старица



Тверской уезд

Бежецкий уезд








Соборное Уложение 1649 года приписывало заниматься ремеслом и торговлей только горожанам. Горожан прикрепили к посадам как крестьян к землевладельцам

Продукция верхневолжских городов распространялась не только на территории России, но доходила и до Швеции, Голландии, Германии

Железное дело , ткачество (толстое «тверское» полотно, льняные набивные ткани), строительное ремесло

Кузнецы
Шерстяные изделия, строительное ремесло


Коровьи, козлиные, конские шкуры, сапоги

Ткацкое производство


Строительное ремесло

Приложение 3. Карточки-задания.

Карточка №1

Выявите особенности развития монастырского землевладения используя дополнительную литературу.

  • Учебник «История Тверского края» под ред. В.М. Воробьева. Тверь.2005.

  • Тверская область. Энциклопедический справочник. Тверь 1994.

  • Михня С. История тверской земли Тверь 2008.

Карточка №2

Выявите особенности развития вотчинно-поместного землевладения

используя дополнительную литературу.

  • Учебник по истории Тверского края под ред. В.М. Воробьева. Тверь.

2005.

  • Тверская область. Энциклопедический справочник. Тверь. 1994.

  • Михня С. История тверской земли Тверь 2008.

Карточка №3.

Выявите особенности развитие города в Тверском крае XVII века используя дополнительную литературу.

  • Учебник по истории Тверского края под ред. Воробьева В.М.Тверь.

  • 2005г. Энциклопедический справочник. Тверь.1994г.

  • В.Колосов, «Д. И. Карманов» Тверь.1893г.

  • Михня С. История тверской земли Тверь 2008.

  • Выписки из Тверских писцовых книг Потапа Нарбекова 1626 года. Материалы сайта https://www.book-old.ru/BookLibrary/44000-Tverskaya-gub.html.

Приложение 4.




Хозяйственное развитие Тверского края в XVII в
124.93kb.

11 10 2014
1 стр.


Хозяйство Тверского края в 20-50-е гг. XIX в

Данный урок стимулирует потребность и способность к самообразованию

190.88kb.

09 09 2014
1 стр.


Россия на рубеже XVII – XVIII

В конце XVII в наметилось экономическое отставание России от ведущих европейских стран. Для выхода страны из этой ситуации требовалось развитие мануфактурного хозяйства и внутренне

132.59kb.

17 12 2014
1 стр.


В связи с необходимостью перераспределения средств бюджета Пермского края

«Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Пермского края на 2009-2015 годы», утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 6 марта 2009 г. №138-п в редак

335.84kb.

13 10 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины: Хозяйственное право Специальность: 080507. 65 «Менеджмент организации» Барнаул

Курс «Хозяйственное право» имеет не просто об­щеобразова­тельное значение. Он пред­назна­чен для того, чтобы ознако­мить будущих ме­неджеров в раз­личных облас­тях экономики и упра

1491.16kb.

15 10 2014
9 стр.


Урок по всемирной истории в 8 классе Тема урока : Развитие математики и Астрономии в странах Европы в XVI-XVII вв. Подвиг во имя науки

Тема урока: Развитие математики и Астрономии в странах Европы в XVI-XVII вв. Подвиг во имя науки

138.66kb.

13 10 2014
1 стр.


Интервью с Председателем Тверского областного Союза ветеранов войны и военной службы

День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770) год. Известно, что это начинание ветеранских организаций Тверского региона. Когда и почему именно тверит

55.41kb.

10 10 2014
1 стр.


Исследование вклада Алексея Трусова в развитие часового дела Тюменского края

Работа посвящена исследованию вклада Алексея Трусова в развитие часового дела Тюменского края, основанному на изучении памятника материальной культуры музейного значения – часов, а

459.98kb.

30 09 2014
5 стр.