Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

ТЕМА: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ

«МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА».

ИДЕЯ: ДОБРО ВСЕГДА ТОРЖЕСТВУЕТ НАД ЗЛОМ.

ЦЕЛИ: 1. НАУЧИТЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ ПОВЕСТЬ, ВЫЯВЛЯТЬ ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ.

2. ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ НАХОДИТЬ В ТЕКСТЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.

3. ОТРАБОТАТЬ НАВЫК ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ПО РОЛЯМ.

МЕТОД: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.

\

ЭТАПЫ УРОКА:

1. Слово учителя:

Н.В. Гоголь – автор сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Именно эта книга принесла ему всенародную любовь. Произведение «Майская ночь, или Утопленница» входит в этот сборник. Вы прочитали его дома. И сегодня на уроке мы поговорим о нем.

2. Вопросы:

а) К какому роду литературы можно отнести это произведение?

(Эпос)

б) К жанру?



(Повесть)

в) Откуда был родом писатель?

(Украина)

Не случайно действие в повести происходит в одном украинском селе. Давайте прочитаем, как описывает Гоголь «украинскую ночь».

3. Анализ отрывка:

«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод горит и дышит. Земля вся в серебряном свете. И чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий . Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов… На душе и необъятно, и чудно… И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что месяц заслушался его посреди неба… Как очарованное, дремлет на возвышении село».

а) Найдите строки, передающие чувства автора.

(«На душе и необъятно, и чудно».)

б) Как вы понимаете значение слова «нега»?

(Нега – блаженство, приятное состояние.)

в) Какие выразительные и синтаксические средства помогли Гоголю описать ночь?

(Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора; восклицательное и вопросительное предложения)

4. Особенности речи:

Описывая жизнь украинцев, писатель широко использует украинские слова. Прочитайте их, ставя правильно ударение, и объясните значение слова.

Парубки – юноши.

Монисто – ожерелье.

Бандура – украинский народный музыкальный инструмент.

Жупан – старинный полукафтан.

Свитка – верхняя длинная одежда.

Тавлинка – табакерка.

Люлька – трубка для курения.

Наймыт – наемный работник.

Жито – хлеб.

Нагайка – короткая плеть.

5. Фольклорные элементы:

В повести автор использует украинские песни, предания, приметы, пословицы, суеверия. Приведите примеры.

(«Тотчас прогнать человека, уже севшего на лавку, значило накликать беду». «Влезла свинья в хату, да и лапы сует на стол»,- Голова про Каленика. «Только огонь из люльки может зажечь оборотня».)

Какое предание существовало в селе, где живут наши герои? (пересказ отрывка)

6. Характеристика главных героев:

А теперь назовем главных героев повести. Угадайте, о ком идет речь в следующем отрывке.

а) «С бандурой в руках пробирался ускользнувший от песельников молодой казак, сын сельского головы. На казаке решетиловская шапка. Казак идет по улице, бренчит рукою по струнам и подплясывает».

(Левко)


б) «Девушка на поре семнадцатой весны, обвитая сумерками, робко оглядывалась и не выпуская деревянной ручки, переступила через порог. В полуясном мраке горели приветливо , будто звездочки, ясные очи; блистало коралловое монисто».

( Ганна)


в) «Все село, завидевши его, берется за шапки. Угрюм, суров с виду и не любит много говорить. Любит иногда прикинуться глухим, особливо если услышит то, чего не хотелось бы ему слышать».

(Голова)


Проверим ваше домашнее задание. Прочитайте цитаты, характеризующие героев по данному плану:

- внешность героя, возраст;

- семейное положение;

-должность, род занятий (увлечение);

- отношение окружающих.

7. Выразительное чтение по ролям отрывков, в которых содержатся ответы на вопросы:

а) Почему Голова был против свадьбы сына и Ганны? (гл.з)

б) Как Левко решил проучить отца? (гл.4)

в) Кто помог парубку? (гл.5)

г) Что было в записке, которую нашел Левко? Как она изменила жизнь парубка? (гл.6)

8. Объясните смысл названия повести.

9. Какие моменты в книге вызвали у вас улыбку?



10. Творческая работа по карточке.

11. Проверка лучших работ. Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке.

Художественное своеобразие повести н. В. Гоголя «майская ночь, или утопленница»

Цели: научить анализировать повесть, выявлять особенности характера главных героев

34.98kb.

09 09 2014
1 стр.


* майская ночь или утопленница

И задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо, превращая все в неопределенность и даль. Уже и сумерки; а песни все не утихали. С бандурою в руках пробирался ускользнувший от

413.69kb.

10 09 2014
4 стр.


Фантастика народных сказок и легенд в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Сердце Малороссии, как тогда говорили. А. С. Данилевский, один из однокашников Гоголя, так рассказывал о школьных годах будущего писателя: в школе Гоголь мало выдавался, разве под

26.72kb.

10 09 2014
1 стр.


Конспект урока литературы в 9 классе Учитель: Сорокина Е. П. Образ Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Цели и задачи урока

Сегодня на уроке будем анализировать повесть «Шинель», которая завершает цикл «Петербургские повести». Тема нашего урока: «Образ Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель»; словари

65.95kb.

27 09 2014
1 стр.


Страшная ночь николая гоголя

В своей повести «Вечер накануне Ивана Купалы» великий Гоголь раскрыл многие древние тайны. В торжествах в честь

70.25kb.

12 10 2014
1 стр.


Чехов а п. Рецензия на повесть а п. чехова

Чехова в тот период, вошли в сложное идейно-художественное единство повести. Именно в “Дуэли” он обосновал своеобразие задач своего творчества. “Дуэль” можно рассматривать как свое

55.64kb.

15 12 2014
1 стр.


Ночь перед рождеством новогоднее представление по мотивам повести Н. В. Гоголя Пролог

Чуб. Так ты, кум, еще не был у дьяка в новой хате? Там теперь будет добрая попойка! Как бы только нам не опоздать. (…) Что за дьявол? Смотри, смотри, Панас!

99.84kb.

16 12 2014
1 стр.


Урок литературы в 10 классе Учитель: Петрова Ольга Анатольевна, мбоу «Старицкая сош» Тема урока: Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Тема урока: Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

170.61kb.

14 12 2014
1 стр.