Перейти на главную страницу
Рассматривая дальнейшее развитие этой науки, необходимо выделить ряд главных моментов.
1. Как общее, так и различия «социологии» разных стран второй половины ХХ в. были связаны о представлениями, в которых каждая нация открывала для себя промышленную современность, формулировала ее настоящее и будущее состояние. Проблема разложения феодального строя и генезиса промышленного капитализма становится, как отмечал В.И. Ленин, «главным теоретическим вопросом» в русском обществоведении3. В сущности, эта же тема была главной для всей западной социологии, выступая в различных концептуальных оформлениях: дихотомия «военно-феодального» и «мирно-индустриального общества» Г. Спенсера, «механической и органической солидарности» Э. Дюркгейма, «общества и общности» Ф. Тенниса. В России же эта проблема в силу исторической специфики страны (многоукладность, обилие пережитков крепостничества, община и т.п.) приняла характер непосредственного обсуждения необходимости и возможности, желательности и нежелательности капиталистической эволюции.
4
Против капитализма, исходя впрочем из абсолютно разных теоретико-методологических и идеологических аргументов, выступали неославянофилы и народники, за признание его де-факто выступили марксисты, «легальные марксисты» и некоторые буржуазные социологи. После победы второй точки зрения (с ней согласились в итоге и многие народники) наступает еще более важное размежевание, связанное с различной трактовкой политических перспектив капиталистической эволюции в стране и стремлением буржуазных идеологов ограничить процесс только капиталистическим обновлением, затормозить приближение социалистической революции.
2. Идеология громадной части русских социологов мелкобуржуазный демократизм и либерализм, поэтому в большинстве идеологических конфликтов того времени они выступали оппозиционерами и критиками царского режима, стремясь в своих теориях обосновать необходимость капиталистической эволюции, подорвать и ограничить дворянскую монополию на высшее образование, государственное управление и т.п. Власть, в свою очередь, о подозрением относилась к любым обсуждениям исторических закономерностей, эволюции, социальных изменений и отвечала свирепой цензурой и репрессиями: ссылки, вынужденная эмиграция, тюрьма, увольнения, грозные предупреждения вехи биографий многих русских социологов, подчас очень далеких от политического радикализма. Отсюда деформированный процесс институализации социологии, медленное вхождение ее в университеты, затянувшиеся на многие десятилетия процессы создания специализированных профессиональных учреждений, кафедр, журналов.
В.И. Ленин отмечал, что до 1905 года буржуазия не видела другого врага кроме крепостников и «бюрократов», поэтому и к теории европейского пролетариата она старалась относиться сочувственно, старалась не видеть «врагов слева»4. Более того,
5
на первых порах русская буржуазия в лице своих социологических теоретиков довольно часто опиралась на отдельные идеи, К. Маркса в борьбе о самодержавием, невольно их пропагандируя. Но по мере того, как марксизм и пролетарское движение набирали силу в стране, ситуация менялась. Революция 1905 г. показала свою неустойчивость и классовую узость буржуазного либерализма. Побеждает идея дележа власти с дворянством. Буржуазная социология в изменившихся условиях была готова теоретически помочь этому, объяснить, «научно» основы и необходимость такого союза. Октябрьская революция 1917 г. окончательно подвела итог сползанию отечественной буржуазной социологии на реакционные рельсы. Но задолго до революций 1905 г. и 1917 г. Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и другие русские марксисты решительно выступили против любых попыток синтеза исторического материализма с враждебными ему течениями, вскрывая как гносеологическую несостоятельность, так и политическую направленность буржуазной социологии в конкретных условиях идейной и политической борьбы России, на каждом повороте освободительного движения.
3. Отмеченная выше политико-идеологическая противоречивость и маргинальность буржуазной социологии определили и двойственный характер ее теоретико-методологических разработок и конкретных исследований. С одной стороны, особенно в первые десятилетия после реформы, антикрепостническая направленность обеспечила русскому обществоведению «самоотверженные искания в области чистой теории»5. Некоторые результаты этих поисков составили ценные научные идеи своего времени, скажем обоснование органичного союза социологии и истории, изучение возможностей сравнительно-исторического метода, внимание к экономической стороне человеческой истории и т.п. Не случайно исследования этого типа в творчестве М. Ковалевского, Н. Кареева и др. высоко оценивались и использовались классиками марксизма.
Какие же течения буржуазной социологической мысли существовали в дореволюционной России? Социология в 70-90-е гг. прошлого века выступила в виде ряда позитивистских подходов, эксплуатирующее либо натурализм (органицизм: П. Лилиенфелъд, А. Стронин и др.; географический детерминизм А. Щапов, Л. Мечников и др.), либо психологизм (субъективная школа: П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев, С. Южаков и др.). Вместо отдельных исторических героев и идей внимание переключается на общественные процессы и состояние общества в целом (взаимодействие .разных сторон социального целого). Отсюда новый интерес к учреждениям политическим и хозяйственным) и их связи с культурой. Этот усложненный взгляд позволял во многом по-новому сформулировать гипотезы и «прочитать» уже известные фактические данные. В целом позитивистская социология рассматривается как «естественная наука о человечестве», использующая все прочие науки как склад факсов для разработки абстрактных за-
Антипозитивистские атаки отбиты, но и классический позитивизм изменяется, появляется неопозитивизм (бихевиоризм: П. Сорокин, А. Звоницкая, К. Тахтарев, Г. Зеленый и др.) с акцентом на эмпирические социальные исследования и сциентизм одновременно учащаются попытки дать теоретическое обоснование всей этой эволюции (М. Ковалеский, Е. Де-Роберти и др.).
Совершенно очевидно, что главная колея развития буржуазной социологии в России была именно позитивистской. Позитивисты к начали этот процесс, многие пережили и его окончание. Их труды составили самую значительную часть русской социоло-
8
гической литературе. Многие из них стали социологами мировой известности: П. Лилиенфельд, М. Ковалевский, Н. Кареев, Е. Де-Роберти» П. Сорокин и др.
Русская социология рассматриваемого периода характеризуется необычайно развитой критико-методологической функцией в ней шел бесконечный процесс критического пересмотра гипотез, концепций и эмпирических результатов как родственных, так и весьма методологически далеких друг от друга типов исследования, что неизбежно вело к дифференциации исследований и направлений. Роль полемики между разными течениями (даже если критика была и несправедливой) была чрезвычайно важной, так как помогала самим обществоведам уяснить мировоззренческие, философские истоки их работы, отказаться от явных просчетов и ошибок и т.п. Поэтому мы старались внимательно собрать вое отзывы русских социологов друг о друге. Особое место занимала усиленная конфронтация всех направлений с марксизмом. В ходе ее отчетливо проявлялось стремление буржуазных социологов к интеграции в целях борьбы с марксизмом. В зависимости от профессиональной предрасположенности, теоретических симпатий и антипатий тот или иной русский социолог мог оставить без внимания имена О. Конта, Г. Спенсера, Л. Уорда, А. Кетле, Д. Гиддингса, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма и многих других, но только не К. Маркса. Количество критических публикаций, посвященных Марксу, просто бросается в глаза и поражает Октябрьская революция 1917 г. внесла свои .коррективы в этот процесс. По инерции еще несколько лет (наиболее активно до 1922 г., позже все реже) буржуазные социологи работали как и раньше, многие из них открыто выступили против Советской власти. В ответ В.И. Ленин в 1922 г. поставил вопрос о коммунистическом контроле над программами и содержанием курсов по общественным наукам8. Начался процесс быстрой ликвидации идейных и институциональных основ буржуазной социологии в России.
Основной массив литературы разрабатывает тему, связанную с утверждением социологии в качестве самостоятельной науки, обсуждением ее исследовательских сфер и методов, теоретико-методологических принципов (монизм-плюрализм, реализм-номинализм, эволюционизм-функционализм и т.п.) и понятий. Как и в истории всей науки, социология освобождалась от поглощения философией путем развития эмпирических основ, методов, приемов работы.
Вторая обширная тема русской социологии обсуждение проблем социальной динамики (эволюции, прогресса), фаз эволюции, их последовательности, «законов и формул» прогресса и соответственно историко-сравнительных методов. Социологи-эволюционисты при всех делавшихся ими оговорках исходили из представления, что существует единый, глобальный процесс социальной эволюции, подчиненный одним и тем же социальным законам, что все народы проходят одни и те же стадии развития, что одинаковые социальные и природные условия всегда дают более или менее одинаковую социальную культуру, обычаи и институты и что эмпирически наблюдаемые различия, многообразие культурно-исторических явлений, могут быть сведены при строгом соблюдении позитивных методов исследования к единому генетическому ряду. Отсюда широко распространенная трактовка общей социологии как «генетической».
Позитивистская концепция однонаправленной социальной эволюции по своему научному и идеологическому значению не может быть оценена однозначно. С одной стороны, она была весьма плодотворна в борьбе с традиционной историографией, не поднимавшейся выше повествования об отдельных событиях. В стране, где были сильны традиции клерикализма и объективного идеализ-
Но, с другой стороны, социологический эволюционизм с самого начала столкнулся с неразрешимыми на собственной основе осложнениями. Что следует изучать глобальную эволюцию «общества вообще» (органицисты: П. Лилиенфелад, Я. Новиков, А. Стронин; «географический детерминизм»: А. Щапов, Л. Мечников и др.) или необходимо сконцентрировать внимание на исследовании относительно завершенных циклов развития отдельных сфер общества хозяйства, права, государства и т.п. М. Ковалевский, ранний К. Тахтарев)? Далее как совместить принцип постепенного изменения с идеей структурного единства системы, вое элементы которой стремятся к функциональному равновесию (органицисты, Е. Де-Роберти и др.)? Ответы на эти вопросы не являются легкими и самоочевидными. Вcя социология второй половины XIX в. упорно пыталась закрыть эти вопросы. В этих попытках неизбежно выявились некоторые методологические издержки позитивизма.
Очень часто методологические «законы» эволюции, «стадии развития» общества механически выводились позитивистами не из эмпирического материала, а неких общих философских принципов. Самый красноречивый пример знаменитая «формула прогресса» Н. Михайловского. Отсюда рождалась тенденция подчинять
11
факты слишком упрощенным схемам, а историко-сравнительный метод при этом превращался в средство сбора иллюстраций априорных схем, прежде всего схем европоцентризма. Да и сам принцип развития социологи-позитивисты толковали «плоско, упрощенно, вульгарно» (В.И. Ленин), как простейший ортогенез» не видя в предшествующей истории ничего, кроме «подготовки» нынешней (буржуазной) цивилизации. Разумеется, социальных антагонизмов последней старались не замечать или подвергали утопической критике (субъективная школа, неославянофильство).
Самый ранний протест против эволюционизма демонстрирует книга Н. Данилевского «Россия и Европа» (1869 г.), но антиэволюционистские аргументы ее на первой фазе развития русской социологии не были поддержаны, да, впрочем, они и применены им были крайне противоречиво. Вспомнили о них позднее, уже в начале XX в., когда постепенное (но упорное) вовлечение материалов этнологии и сравнительное изучение прошлых культур губительно сказались на старых эволюционных схемах. На какое-то время «антиэволюционизм» становится модой дня (Р. Виппер, С. Лурье, С. Булгаков и многие другие) вплоть до признания значения «социологических законов» только за функциональными законами (П. Сорокин, К. Тахтарев).
Следующая тема русской социологии социальное поведение и социальная структура. Вслед за Г. Зиммелем исходное единство социологического анализа трактуется как «социальное взаимодействие» (Н. Кареев, Б. Кистяковский, П. Сорокин и др.) Воспроизводимое, постоянное, массовое взаимодействие дает «общественные отношения», «общественную жизнь» (К. Тахтарев), личное участие в нем дает «социальные связи» (А. Звоницкая). Однако в различных направлениях «взаимодействие» трактуется неодинаково: для Н. Кареева оно есть некий фундамент, на котором строятся другие, производные, от него части социальной структуры: группы, организации, институты; Б. Кистяковский в соответствии с неокантианскими установками рассматривает психологическое (мотивационно-нормативное) содержание взаи-
12
модействия, а внимание П. Сорокина привлекает внутренняя структура: агенты, символы и т.п.
Если социальные взаимодействия организованы, мы имеем «социальные группы». Это второе главное понятие после «взаимодействия» в социологии тех лет. Наибольший интерес у русских социологов вызывали вопросы противопоставления организованной «социальной группы» и особых людских конгломератов: толпы, публики, коллектива. В теме организованных групп настойчиво ставился вопрос об интеллигенции и классах. В русской социологии мы видим несколько теоретических объяснений природы и роли классов в истории (В. Чернов, М. Туган-Барановский, Б. Струве, К. Тахтарев, Ю. Делевский, П. Сорокин). Общая ; постановка проблем социальной психологии разных групп (Н. Михайловский и др.) была развита и конкретизирована при изучении ряда частных проблем социально-психологической природы хулиганства (С. Елпатьевский и др.), военной психологии (А. Резанов, К. Обручев и др.).
Другим важным недостатком начального периода было то, что русские социологи в большинстве своем не имели специальной социологической подготовки. Боли посмотреть на образование и профессиональные занятия русских социологов, то поражает их пестрота: наряду с многочисленными историками, юристами и политэкономами мы увидим здесь и выпускников военных учебных заведений, естественно-научных факультетов, журналистов, чиновников, а также лиц, которые вообще не имели законченного высшего образования.
Все конкретные социальные науки имели свою историю, свои связи о общественной практикой, свои цели и приемы исследования. Одни из них (например, политэкономия) раньше самой социологии усвоили кое-какие позитивистские приемы, тогда как юриспруденция менее других была готова к союзу с социологией.
Это отметил еще Н. Кареев: «Конт и его ближайшие преемники и последователи из всех общественных явлений наименьшее внимание обращали на право»18. Однако антипозитивисты стали обращать на право самое пристальное внимание. Короче, абсолютизация этой самостоятельной традиции питала враждебные установки к социологии у многих представителей конкретных социальных наук, а те из них, кто социологией занимался, часто чувствовали себя предателями корпоративных профессиональных интересов. Кое-кто из них в итоге выступил против социологии (И. Лучицкий и другие), впрочем, позднее, по мере укрепления гносеологической зрелости социологии, это же обстоятельство сыграло и положительную роль, обеспечив реализацию широкого междисциплинарного подхода в русском дореволюционном обществоведении.
И, наконец, последней причиной, вызвавшей к жизни выше отмеченные междисциплинарные недоразумения, было господство методологического редукционизма разных оттенков в социологии тех лет, согласно которому ее главным союзником и соответст-
17
венно моделью для подражания объявлялись то биология, то география, то психология и т.п.
После 90-х гг. под явным влиянием Г. Зиммеля стало выдвигаться новое аналитическое понимание социологии как одной из многих социальных дисциплин, имеющей свой собственный предмет исследований и совершенно своеобразные задачи. Последнее утверждение могло означать, что среди обширного класса общественных явлений есть особый разряд, изучаемый только социологией (а именно формы «социального взаимодействия», общие виды и типы общения и т.п.), и есть явления, ею не изучаемые. Подобное понимание открывало социологии путь для самостоятельного изучения социальных объектов, вносило определенные разграничения в междисциплинарные контакты и на какое-то время создало зыбкое равновесие19, нарушенное благодаря тому, что началось повсеместное признание социологии представителями многих дисциплин, теперь уже не только социальных, но и биологии, географии, антропологии, физиологии и т.п.
Дело, конечно, не в механических «влияниях» или «заимствованиях», тем более, что методологическая ситуация в отдельных отраслях обществознания была далеко не одинаковой. Начало XX в. период интенсивной внутренней дифференциации общественных наук, которая находит свое выражение в появлении специализированных научных обществ, профессиональных журналов и т.д.
Растущая профессионализация и начало становления системы общественных и гуманитарных наук были, однако, сопряжены с большими противоречиями внешнего и внутреннего порядка. Трудно назвать такую социальную дисциплину, вопрос о предмете
Постепенно социологическая точка зрения стала широко использоваться в других социальных дисциплинах, особенно в истории первобытной культуры, правоведении, политической экономии, этнографии, новейшей истории именно как новая теоретическая возможность.
В качестве примеров можно указать на успешное привлечение социологических приемов в этнографические исследования народов Кавказа М. Ковалевским в правовые исследования Т. Шершэневичем, С. Муромцевым, Н. Коркуновым, Л. Петражицким, М. Гернетом, С. Гогелем и др., в статистические Ю. Янсоном, А. Чупровым, Н. Первушиным и др., в политэкономичеокие - П. Масловым, Н. Кохановским, М. Туган-Барановским, в литературоведческие Н. Михайловским и т.п.
Но особенно сильным и плодотворным было вторжение социологии в исследовательскую практику русских историков, которые посвятили осмыслению этого немало времени20, что привело к по-
Однако унификация понимания социологии среди самих социологов еще не спасала от неопределенности. «В нынешнем своем виде, жаловался Е. Тарле, социология есть груда описательных материалов, частично разработанных, частично весьма мало тронутых научной критикой, да такая же груда слов, гипотез, теорий, имеющих целью в этих материалах разобраться, вывести из них систему аргументированных обобщений»22. Привнесение социологического материала и обобщений в сферу других дисциплин (и обратно) продолжалось, и предмет социологии без
Так, мы можем здесь встретить работы якобы по «социологической» тематике, если бегло судить по заглавию (не исчерпывая всего списка подобных примеров, укажем только на работу А. Паршина «Научный фундамент социологии», М., 1907), но на деле относящиеся к чему угодно: к сочинениям по химии, биологии и т.п., но только не к социологии. В некоторых же работах под «социологией» понималась «общественная жизнь». Иными словами, этикетка «социология» в силу моды приклеивалась куда попало. Разумеется, подобные работы для истории науки имеют весьма косвенное, второстепенное значение лишь как указание на очередную моду в духовной жизни. Но и в выборе несомненных историографических данных обнаруживаются немалые методологические трудности. Так, наряду с упомянутыми казусными работами, почти лишенными ценности для историка социологии, встречались и другие, внешне их напоминающие. В эпоху увлечения естественнонаучной манерой конструирования социологии (особенно в 70-е начале 80-х гг.), когда само естествознание было перенасыщено механистическими концепциями, в русских журналах появлялись статьи под названиями «Перелеты птиц», «Воробей» или «Некоторые факты и наблюдения из области психологии и социологии рыб» и т.п., имевшие, как искренне уверяла редакция, самое непосредственное отношение к социологии. Как бы ни казались ныне наивными и бесплодными подобные «набеги натурализма» в область социологии, они оставили определенный след в истории общественной науки, поэтому историку их знать необходимо.
Еще сложнее обстоит дело о отбором работ, которые не только по нынешним представлениям, но и с точки зрения современ-
21
ников не отвечали методологическим и предметным требованиям социальной науки, хотя и претендовали на это. Вот, в частности, отзыв Е. Тарле о трактате Б. Чичерина: «...социологии в точном смысле слова здесь не ищите: ее нет и следа, нет и намека на нее»24. Однако работы этого сорта, часто носящие предельно догматический, философско-идеалистический характер, все-таки имели дело не с перелетами птиц и стадами рыб, а с социальной проблематикой, ее группировкой и оценкой. Вероятно, они не просто плод недоразумения на хаотическом поприще возникающей науки, а ее необходимые интеллектуальные издержки, знание которых обеспечивает более адекватное понимание процессов становления самосознания общества. Точно также многие чисто социологические работы публиковались под нейтральными заголовками типа серии «Литература и жизнь» Н. Михайловского, «Дневник журналиста» С. Южакова. Короче говоря, академической чистоты в этом процессе так и не установилось. И не случайно, что даже в первые два десятилетия XX в. чуть ли не каждый трактат по социологии начинался с науковедческих доказательств «права на ее существование, желания точно определить ее предмет и границы»25.
Подведем итоги. Какое же общее решение вопроса о соотношении социологии и конкретных социальных наук вырисовывается в истории русского обществоведения к концу рассматриваемого периода?
Подавляющее большинство русских социологов этих лет (Н. Кареев, М. Ковалевский, В. Хвостов, К. Тахтарев, П. Сорокин и
22
многие другие)26 настаивали на справедливости ряди интеграционных положений.
1. Социология трактуется ими частично как .основа, частично как завершение всех отдельных социальных наук. Причем это не декларируется, как было раньше, а показываемая на примерах конкретных взаимодействий по разным видам этих наук.
2. В свете этого признается, что конкретные науки лишь вырабатывают «материал для социологии», при этом не вое ими добываемое бывает ценно для социологии (Кареев, Ковалевский), Взамен эти науки получают от социологии методологическую помощь (ибо, хотя все конкретные социальные науки изучают в своем предмете деятельность специфических социальных групп людей, но общий ответ на вопрос, что такое социальная группа вообще и какова ее роль в создании социальной структуры общества дает только социология) при формулировке «эмпирических обобщений», т.е. «отправляются от установленных социологией законов при раскрытии собственных»27.
3. Далее предполагалось, что конкретные науки не должны отгораживаться друг от друга ведомственными границами, а, наоборот, вступать «на социологической почве» (Кареев) в дифференцированный союз. Онтологическая причина тому все более адекватно осознаваемые полифункциональность, комплексность, сложность самих общественных явлений, их связей.
Конкретные науки имеют свое «самостоятельное поле для исследований», свои феноменологические, «описательные» методы. Но в них царит сейчас анархия, нагромождение сомнительных фактов и господство плохо продуманных гипотез» На повестке дня
23
радикальное изменение этой ситуации, подготовка другого стиля конкретно-социальных исследований. На какой же базе? М. Ковалевский так отвечал на этот вопрос: «Придется постоянно следить за всеми открытиямиt совершаемыми при помощи сравнительного метода в истории религии, права, нравов и обычаев. Придется быть в одно и то же время историком, психологом, фольклористом, воспитывать свой ум изучением точных наук и социологии»28.
4. Логико-гносеологическая «подчиненность» конкретных наук социологии им не в ущерб, она стимул для методологически упорядоченной работы, что, в свою очередь, обеспечивает социологию надежным материалом, из которого строится ее теоретико-методологическая система. При правильно налаженных связях социология постоянно вопрошается представителями других наук, в этом ее прямое призвание. И, отвечая им, она постоянно воспроизводит себя, исправляет их априорные выводы и неудачные гипотезы, контролирует их выводы и сводит в систему представления о человеческом обществе вообще. Только выполняя эту миссию, социология встает «на прочный фундамент конкретных фактов» (Кареев, Ковалевский). В этой связи отметим, что русские социологи не считали, что только статистика (измерение) способна дать подобные факты, а смотрели более широко на эту проблему. Главный путь взаимодействие социологии со всеми социальными науками, изучающими частные срезы общественного целого в их взаимной интеграции и дифференциации.
«на научной основе». Наиболее показательны сочинения А. П. Щапова, прозванного в России «маленьким Боклем». С конца 60-х годов пионеры русской социологической мысли
23 09 2014
1 стр.
России 20 века. Три основные направления: русская советская литература, официально не признанная властью, литература Русского зарубежья. Основные темы и проблемы. Тема исторической
14 12 2014
1 стр.
14 09 2014
1 стр.
Вместе с тем эти великие свершения высветили и с еще большей силой поставили в центр общественного внимания острейшие социально – экономические и социокультурные проблемы, без реше
01 10 2014
1 стр.
Трансакционные издержки и контрактные отношения. 25. Основные направления неоинституциональных исследований в
18 12 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031900. 62 "Международные отношения", изучающих дисцип
12 10 2014
6 стр.
Материалы лекций и практические занятия лягут в основу становления их общего социологического профессионализма в сфере управления человеческими ресурсами
10 10 2014
1 стр.
Диссертация выполнена на кафедре социологии организаций и менеджмента социологического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
15 12 2014
1 стр.