Красниченко М.В.,
учитель высшей категории
Тема: И.А. Гончаров «Обыкновенная история»
Цель урока: проанализировать произведение, помочь учащимся понять авторский замысел, характеры героев и их мировоззрение, подвести учащихся к пониманию основного конфликта произведения.
Урок – исследование
Эпиграф
«Прочтите это произведение. Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато, свой собственный становится умнее и яснее»
Л.Н. Толстой
Ход урока.
-
Вступительное слово учителя.
-
Сообщение темы и задач урока.
Роман «Обыкновенная история» – первое произведение, которое Гончаров признал достойным печати. Впервые роман был опубликован в 1847г. О нем восторженно отзывались и читатели и критика. Литературный критик В.Г. Белинский так отзывался о писателе: «Главная сила таланта Гончарова – всегда в изящности и тонкости кисти, верности рисунка; он неожиданно впадает в поэзию даже в изображении мелочных и посторонних обстоятельств. К особым его достоинствам принадлежит, между прочим, язык чистый, правильный, легкий, свободный, льющийся».
После публикации «Обыкновенной истории» Гончаров занял в русской литературе, по словам Белинского «одно из самых видных мест».
-
В чем же притягательная сила и непреходящее значение этого произведения? Почему Л. Толстой так настоятельно рекомендовал это произведение читателям? (чтение эпиграфа)
-
Чему же учит это произведение и в чем его актуальность?
Наша задача на данном уроке – исследовать авторский замысел, распознать ту идею, которая заложена в самом конфликте произведения, понять характер героя и попробовать ответить на вопрос, поставленный самой жизнью.
Проблема, как надо жить – чувством или разумом, можно сказать вечная проблема. Попробуем и мы ответить на данный вопрос, проанализировав роман «Обыкновенная история».
-
Д.И. Писарев, известный литературный критик писал, что содержание романа Гончарова (его сюжет) может быть рассказано в 2-3 строчках. Попробуем и мы кратко передать сюжет романа.
-
Переезд А. Адуева из деревни в Петербург.
-
Столичная жизнь
-
Нравственные уроки Петра Ивановича
-
Испытание жизнью. Крушение романтических надежд Адуева – младшего.
-
Возвращение в деревню.
-
«Новая жизнь» в Петербурге.
-
По стопам дяди.
-
А теперь попробуем кратко осветить каждый пункт плана. (Выступления уч-ся).
-
В центре романа – столкновение двух характеров, двух философий жизни, двух общественных укладов – патриархального, деревенского (Александр Адуев) и буржуазно-делового (его дядюшка Петр Адуев). Происходящие в романе события, связанные с жизнью и поведением героев, направлены на разрешение проблемы: как надо жить - чувством или разумом. Жизненная позиция Петра Адуева строится на строгом расчете. У него все контролируется трезвым разумом и измеряется деньгами.
-
Александр является антиподом своему дядюшке. У него все измеряется чувствами. Он верит в вечную любовь, постоянство в дружбе, в совершенство мира. В нем живут надежды и мечты. (Рисунок на доске).
ТРЕЗВЫЙ РАЗУМ И РАСЧЕТ ЧУВСТВА

ВЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ,
Р
? КАК НАДО ЖИТЬ ?
???
ОМАНТИКА ЖИЗНИ,
ПЫЛКОСТЬ ЧУВСТВ,
П
ОСТОЯНСТВО
В ДРУЖБЕ
ВСЕ ИЗМЕРЯЕТСЯ ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ
ДЕНЬГАМИ НЕ ИМЕЕТ
ЗНАЧЕНИЯ
-
Вопрос классу: Какая позиция вам ближе?
-
Аналитическая работа над произведением.
I.
-
Начало романа связано с описанием поместья Адуевых (село Грачи). Что можно сказать об укладе жизни помещиков (патриархальный быт)?
-
Каким предстает перед читателем Александр Адуев? (Прочтите его описание) с. 19.
-
Что явилось почвой для становления романтической натуры Сашеньки?
(4 - Александр был избалован, но не испорчен жизнью. Дом. любовь подействовала только на добрые его стороны. Гораздо более беды для него было в том, что мать его не могла дать ему настоящего взгляда на жизнь и не приготовила его на борьбу с тем, что ожидало его впереди. Нужно было поменьше любить его, не отводить от него всякую заботу, не думать за него ежеминутно, не плакать и не страдать вместо его и в детстве дать ему самому почувствовать приближение грозы, подумать о своей судьбе - словом узнать, что он мужчина. )
-
Под влиянием каких надежд отправляется Сашенька в Петербург?
(4 – Читаем у Гончарова: «Всего же более он мечтал о славе писателя. Стихи его удивляли (писателей) товарищей. Перед ним расстилалось множество путей, и один казался лучше другого. Он не знал, на который броситься. Скрывался от глаз только прямой путь; заметь он его, так тогда, может быть, и не поехал бы).
-
На какой путь намекает автор?
-
В чем состоит противоречие между Александром и Петербургом?
-
Как принял в Петербурге Александра его дядюшка?
-
Какой первый урок преподнес он Александру?
-
Как Петр Иванович рассуждает о любви и дружбе? (письмо с. 63, с. 58)
-
Можем ли мы думать, чтобы Петр когда-нибудь любил по-настоящему?
-
Чью позицию, по-вашему, занимает автор?
-
Если вспомнить героев Пушкина Онегина и Ленского, то потомками кого могли быть Адуев – старший и младший?
II ряд (3 гл.) I часть
-
Как изменились внешний вид и внутренний мир Александра после 2-летнего пребывания в Петербурге? (прочитайте гл. 3 ) с. 76.
-
Как у него идут дела по службе?
-
Расскажите о первой влюбленности Александра. Почему его надежды на вечность любви не оправдались? (ваше мнение).
-
Кто помог Адуеву – младшему пережить душевное потрясение?
-
Почему он нашел отклик именно в душе Лизаветы Александровны, жены Петра?
-
Почему дядя не смог помочь племяннику?
-
Как вы понимаете слова, сказанные Адуевым А.: «Чувством надо управлять, как паром: то выпустить немного, то вдруг остановить, открыть клапан или закрыть»? (клапан – это рассудок)
III ряд.
-
В какой момент Адуев разочаровывается в вечной дружбе? (встреча с Поспеловым)
-
Отчего, влюбившись снова (уже в Юлию), Александр быстро охладел к своей избраннице? Почему так скоро разрушились романтические иллюзии Александра?
-
Пошел ли на пользу племяннику нравственный урок дяди? (гибнут надежды на вечную любовь)
-
С какой историей связано последнее крушение надежд? (история с повестью)
-
Как изменилась жизнь Александра?
-
Почему Адуев – младший покидает Петербург, и находит ли он умиротворение дома, в деревне?
-
С какими новыми надеждами возвращается он снова в Петербург? (делать карьеру и фортуну)
Эпилог
-
Каким мы видим Александра в «Эпилоге»?
-
Каким путем идет Александр и почему?
-
Почему он больше не смог полюбить?
-
Как вы думаете, будет ли он счастлив?
-
Почему Петр Адуев все больше начинает сомневаться в (искренности) справедливости своей теории жизни? (Чтение последних строк произведения)
-
Принесла ли его «любовь с расчетом и трезвым разумом» счастье Лизе? Что явилось причиной его болезни?
-
Какой вопрос выносит автор в конце своего произведения? Где же истина? Как жить – чувством или разумом? (Наивна оторванная от жизни мечтательность, но страшен и деловой, расчетливый прагматизм. Любовь к людям выше всякого расчета и бездушного дела.)
-
Д/з Дать письменный ответ на вопрос.
МИНИ-ВИКТОРИНА
-
В каком возрасте поехал Адуев в Петербург? (20 лет)
-
Дополни предложение: «Он был не стар, а что называется в самой поре – между тридцатью … (35-40) годами»
-
Какую нелегкую, но глупую задачу просила Анна Павловна Адуева исполнить для Сашеньки (мух отгонять, покрывать рот платочком)
-
От какой просьбы предупреждал Адуев – старший Александра? (презренного металла не просить)
-
Какие вещественные доказательства невещественных отношений» привез Адуев в Петербург? (локон волос и серебряное колечко)